Все фильмы Зака Снайдера — от худшего к лучшему

Обсудить0

1 марта одному из самых именитых поп-культурных режиссеров исполнилось 58 лет. А в апреле на Netflix выйдет вторая часть его амбициозного фантастического эпика «Мятежная Луна». По этому случаю мы пересмотрели всю фильмографию Зака Снайдера и расставили все его ленты по местам — от худшей к лучшей.

Бывший рекламщик и клипмейкер дебютировал в полнометражном кино в 2004 году и уже 20 лет продолжает снимать фильмы, которые обрели как ярых фанатов, так и столь же преданных хейтеров. Но игнорировать Снайдера точно нельзя: под его руководством зачиналась ныне покойная киновселенная DC, а еще он экранизировал один из самых значимых комиксов всех времен — «Хранителей» Алана Мура. Мы решили взять в этот топ только полнометражные игровые ленты Снайдера: сравнивать их с клипами и рекламой не вполне уместно, а короткие метры и документалки режиссер снимал очень редко. А еще мы указываем, какую именно версию фильма имеем в виду — в случае со Снайдером это имеет большое значение. В комментариях к тексту вы можете рассказать, как бы вы расставили работы режиссера от худшей к лучшей.

Это авторский рейтинг, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

11

«Мятежная Луна, часть 2: Оставляющая шрамы» (2024)

Продолжение неудавшегося блокбастера

В продолжении своей космической оперы Снайдер ведет себе куда скромнее, чем в «Дитя огня», и оказывается, что так только хуже. Масштаб сужается до одной планеты, а герои никуда не бегут, они собирают пшеницу и пытаются разговаривать как живые люди (получается плохо). Сумбур первой части уступает место скуке и обнажает несостоятельность новой франшизы, которая, вполне вероятно, дальше второго фильма не двинется. Зато последняя треть «Оставляющей шрамы» — та самая ложка меда, ради которой можно и рискнуть; там Снайдер выдает бодрый фирменный экшен.

10

«Мятежная Луна, часть 1: Дитя огня» (2023)

Провал космических масштабов

Снайдер c детства фанател по «Звездным войнам», а сюжетную канву «Мятежной Луны», очевидно вдохновленной как эпиком Джорджа Лукаса, так и самурайскими лентами Акиры Куросавы, придумал еще в студенческие годы. Он даже питчил этот фильм как спин-офф любимой серии, но что-то не сложилось. Зато на аппетитную по задумке космооперу (пахнет целой франшизой!) позарился всеядный Netflix, для которого Зак уже снял «Армию мертвецов». Увы, «Дитя огня» — это типичный поздний, мутировавший Снайдер, которого стриминговая вседозволенность привела на темную сторону. Рапида стало так много, что тот искажает хронометраж фильма, будто черная дыра, а все сюжетные и даже эстетические составляющие режиссер без зазрения совести украл у вышеупомянутых кумиров, не придумав ничего своего.

9

«Легенды ночных стражей» (2010)

Слишком взрослый детский мультик

Что будет, если дать Снайдеру экранизировать детскую книжную серию Кэтрин Ласки про сов? Фэнтезийный мрачняк про борьбу с нацистами! Плохие совы, исповедующие чистоту вида и возглавляемые недобитым много лет назад тоталитарным лидером Железным Клювом, решают подчинить себе сов хороших. Мультфильм получился слишком мрачным для семейного просмотра, но спустя годы немного жалко, что из него так и не вышла полноценная франшиза (может быть, под руководством чуть более веселого автора), в отличие от, например, «Как приручить дракона». «Легенды ночных стражей» так и остались любопытным казусом в истории кинотеатральной анимации 2000–2010-х, который интересно оценивать, скорее, как музейный экспонат.

8

«Армия мертвецов» (2021)

Автор, укушенный стримингом

Один из последних фильмов Снайдера закольцевал его режиссерскую биографию, которая начиналась с «Рассвета мертвецов» (2004). Спустя 17 лет после выхода дебютной полнометражки он возвращается в зомби-жанр, но без надежной опоры вроде оригинальной задумки Джорджа Ромеро или бодрого сценария Джеймса Ганна. На этот раз Снайдер сам выступает автором идеи и скрещивает жанр фильма-ограбления в духе «Одиннадцати друзей Оушена» с хоррором. Кучка героев (почти все без внятных черт характера) с боем пробивается в Вегас, чтобы умыкнуть из сейфа двести лямов. Важный нюанс: город вот-вот разнесут атомной бомбой, потому что он уже какое-то время заселен исключительно живыми мертвецами.

Увы, кроме задорного концепта и парочки второстепенных приколов (тут есть зомби-тигрица!), хвалить нечего: Снайдер злоупотребляет «естественным» освещением (то есть в кадре ни черта не видно), придумывает натужную драматическую линию отца и дочери (Дэйв Батиста и Элла Пернелл стараются, но все зря) и не стесняется совсем уж пошлых эстетических ходов. В финале фильма на полном серьезе играет песня «Zombie» ирландской рок-группы The Cranberries. В прежние времена продюсеры и студийные боссы наверняка бы намекнули режиссеру на этот и другие казусы, но руководство Netflix все авторские начинания поощряет. Зря.

7

«Человек из стали» (2013)

Библейское начало

Первый кирпичик киновселенной DC, у истоков которой стоял именно Снайдер. В «Человеке из стали» нет бодрого жанрового оптимизма (как и самого супергероя в названии фильма). В пику популярной в то время марвеловской экшен-комедии режиссер предлагает поразмыслить, как бы земляне приняли появление всесильного пришельца (Генри Кавилл), который выглядит как мы, но способен летать и стрелять лучами из глаз. Получается библейский эпос про Богочеловека (Кларку Кенту, он же Кал-Эл, тут 33 года, и это далеко не единственный лобовой референс), которого раздирают на части обе его ипостаси. Почти что «Последнее искушение Христа» по концепту, но приправленное фирменным снайдеровским стилем. Приглушенные цвета, кукурузные поля в закатном солнце, красивый рапид (кто сказал Терренс Малик?) — получилось эффектно, но местами фильм кажется довольно нудным, а тумблер с цветом хочется выкрутить, чтобы кадр стал поярче. Все-таки Супермен в церкви с Христом на заднем плане — это перебор, а параллельный монтаж, в котором прошлое (флешбэки про осознание своих сил и школьные неурядицы) и настоящее так мелко нашинкованы, что это мешает насладиться эпическим размахом самой истории.

6

«Рассвет мертвецов» (2004)

Экшен-ремейк классического социального хоррора

Яркая карьера режиссера стартовала с этого фильма, частично основанного на одноименном зомби-хорроре Джорджа Ромеро 1978 года. Ключевое слово тут — «частично». Автор сценария Джеймс Ганн (в то время он ассоциировался с ужастиками и еще не дорвался до супергероики) полностью переделал сюжет и героев, оставив место действия — супермаркет во время восстания живых мертвецов. О старом фильме тут напоминают лишь актерские камео (например, короткое появление легендарного гримера Тома Савини), а вся социальная критика Ромеро, который использовал жанр, чтобы поиздеваться над обществом потребления, полностью улетучилась.

Зато ее место заняла бодрая клиповая режиссура Снайдера. Его «Рассвет мертвецов» — это бесконечный кровавый аттракцион с быстрыми зомби (у Ромеро они были классически медленные) и ураганным экшеном. Фильм Снайдера вместе с «28 днями спустя» Дэнни Бойла реанимировал жанр, придав ему новую динамику и жестокость, а многие эпизоды «Рассвета мертвецов» (беременная инфицированная женщина рожает зомби-младенца!) намертво врезаются в память. Это ли не современная классика? Режиссерская версия «Рассвета мертвецов» длиннее на 8 минут и расширяет некоторые сцены, добавляя туда больше мясных моментов.

5

«Запрещенный прием» (2011)

Безумный авторский эксперимент

Один из немногих фильмов режиссера, который основан на оригинальном сюжете самого Снайдера. И это заметно. Главная героиня по прозвищу Куколка (Эмили Браунинг) по воле похотливого отчима попадает в психиатрическую клинику, где ей собираются сделать лоботомию. Поэтому девушка сбегает в альтернативную реальность, где она и другие пациентки оказываются работницами публичного дома, а главврач (Оскар Айзек с мерзкими усиками) превращается в хозяина борделя. При этом внутри альтернативной реальности Куколка регулярно воображает себя воительницей в других мирах (как тебе такое, Кристофер Нолан?).

Запутанный на первый взгляд и довольно схематичный сюжет оказывается лишь предлогом для совершенно безумного экшена. Куколка и другие девушки сражаются с зомби-немцами в декорациях Первой мировой (!), с исполинскими демонами-самураями (!!), орками и драконом (!!!), а также с роботами на поезде, который перевозит ядерную бомбу (!!!!). В совокупности с откровенными нарядами героинь (это еще сексуализация или уже эмпаурмент?), диким рапидом и бесконечным потоком каверов на поп-хиты вроде «Sweet Dreams (Are Made of This)» и «Where Is My Mind?» этот фильм выглядит как экранизация несуществующей видеоигры, то есть самый концентрированный Снайдер, которого только можно себе представить. Неудивительно, что «Запрещенный прием» провалился в прокате и взбесил критиков (они чаще всего не переваривают режиссера), но спустя дюжину лет этот раскрепощенный боевик кажется даже более стильным и радикальным, чем тогда.

4

«Лига справедливости Зака Снайдера» (2021)

Эпическая супергероика

Самый тяжелый фильм в карьере Снайдера сразу по нескольким причинам. Его предыдущий блокбастер из киновселенной DC — «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» — разгромили критики (об этом ниже), а руководство Warner Bros. осталось недовольным после первой сборки «Лиги справедливости». Параллельно с этим Снайдер пережил трагедию: его дочь Отомн покончила с собой, а сам режиссер покинул проект, чтобы провести время с другими детьми и женой Деборой (она также была продюсером фильма и тоже ушла со своего поста). Warner Bros. заменила режиссера Джоссом Уидоном («Мстители»), который переделал сценарий, провел масштабные досъемки и избавился от кучи уже готового материала. Вышедшая в 2017 году «Лига справедливости» была слабо похожа на то, что задумал Снайдер.

Разницу можно было почувствовать только в 2021-м, когда режиссер выпустил свою версию блокбастера. Долгие годы «Снайдеркат» казался легендой, но масштабная фанатская кампания в сети и поддержка актерского состава привели к тому, что Warner Bros. выделила 70 миллионов на доработку материала. «Лига справедливости Зака Снайдера» оказалась намного интереснее: в ней нет добавленных Уидоном шуток в духе Marvel, зато присутствуют десятки вырезанных сцен (хронометраж оказался в два раза больше!), сюжетные линии больше не ощущаются скомканными или схематичными. Именно эту версию фильма и стоит смотреть. «Лига справедливости» 2021 года выглядит как настоящий эпос о том, как несколько индивидуалистов со сломанными судьбами пытаются воскресить бога и дать бой космическому злу. Хотя под своим четырехчасовым хронометражем фильм периодически трещит, так что просмотр без перерывов может стать настоящим испытанием.

3

«Хранители» (2009)

Достойная экранизация непростого комикса

В конце 1980-х сценарист Алан Мур и художник Дэйв Гиббонс создали «Хранителей» — едкую сатиру на тогдашнюю американскую политику и деконструкцию классических супергероев DC. При этом сложная структура комикса (внутри него есть еще один комикс, а также прозаические отрывки и газетные вырезки) с перекрестными ссылками и особое расположение кадров (Мур хотел создать то, что не было возможным в других медиумах) делали потенциальную экранизацию маловероятной. Однако Снайдеру удалось ее осуществить. Да, многие фишки оригинала пошли под нож, зато у него все равно получилась взрослая и стильная супергероика, которая до сих пор выделяется среди всего массива кинокомиксов.

Мрачные «Хранители» значительно опередили свое время: многие супергерои здесь оказываются злыми и жестокими людьми, а то и опасными психопатами; это сейчас зритель полюбил «Пацанов», а в конце нулевых все хохотали над остротами Роберта Дауни-мл. в «Железном человеке». «Хранители» достойны остаться в истории кино хотя бы благодаря открывающей сцене: за три минуты экранного времени в сопровождении баллады «The Times They Are a-Changin’» Боба Дилана режиссеру удается без диалогов исчерпывающе показать всю предысторию этого вымышленного мира.

У фильма существует аж три версии — кинотеатральная (163 минуты), режиссерская (186 минут) и ультимативная (214 минут). Смотреть стоит режиссерскую — из кинотеатральной выпали некоторые важные сцены, а в ультимативную включена не особо важная анимационная короткометражка «История „Черной шхуны“» (тот самый комикс в комиксе).

2

«300 спартанцев» (2007)

Экшен-комикс о токсичной маскулинности

Второй фильм Снайдера был настоящим прорывом для самого автора (456 млн долларов в прокате при бюджете в 65 миллионов) и для Джерарда Батлера (он стал новым лицом боевиков), а еще разлетелся на вездесущие в нулевых мемы про Спарту. К фильму, прямо скажем, есть вопросы идеологического характера. Например, противником накачанного бородача Леонида оказывается андрогинный персидский царь Ксеркс I — за это режиссера обвиняли в гомофобии и в расизме (а отдельные критики сравнивали «300 спартанцев» с пропагандистскими фильмами Третьего рейха). И все же Снайдер перенес все эти особенности из первоисточника — комикса «300» Фрэнка Миллера, которого неоднократно обвиняли в гомофобии, исламофобии и женоненавистничестве. А от себя режиссер добавил только концентрированный клиповый стиль — этот фильм больше всего похож на двухчасовое музыкальное видео с гротескными образами (на стороне персов выступают гигантские монстры!), вырвиглазными спецэффектами (снято все в павильоне, а фоны выглядят намеренно искусственно) и диким цветовым контрастом между яркой кровью и густой сепией. Бескомпромиссные «300 спартанцев» останутся в истории как один из самых важных кинокомиксов, который делает упор не на драматургии и диалогах, а на визуальной выразительности.

1

«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» (2016)

Недооцененный шедевр, сломавший хребет киновселенной DC

Амбициозный эпический фильм и первый кроссовер киновселенной DC, в котором появляются Супермен (Кавилл), Бэтмен (Бен Аффлек) и Чудо-женщина (Галь Гадот). Критики, которые Снайдера никогда не любили, фильм просто уничтожили (29% положительных рецензий на Rotten Tomatoes), ругая автора за непреходящую любовь к рапиду, чрезмерный пафос и мрачный тон, а также высмеивая диалоги. Хотя ровно за все это фильм и стоило хвалить: киновселенная DC в то время предлагала здоровую пессимистичную альтернативу Marvel, а большинству журналистов, кажется, хотелось просто приятно провести время. Увы, именно эти отзывы в итоге и убедили Warner Bros. сменить мрачный курс своей франшизы на более легкий (что в итоге привело к инциденту с «Лигой справедливости»).

Спустя многие годы «Бэтмен против Супермена» хочется оценить по достоинству (смотреть, как водится, лучше режиссерскую версию, которая длиннее на полчаса и делает повествование более связным). Это сумрачная эпическая опера о противостоянии бога и человека. Не зря в кабинете Лекса Лютора висит картина, напоминающая иллюстрации Густава Доре к «Божественной комедии» и «Потерянному раю», а самые пафосные сцены сопровождают Шостакович и христианский гимн «О, благодать». Это суровое политическое кино: хитрый капиталист Лютор (нервический Джесси Айзенберг) ради собственной выгоды натравливает бизнесмена-вигиланта (Брюса Уэйна тут можно охарактеризовать как республиканца) на подозрительного пришельца-нелегала. Трудно не трактовать «Бэтмен против Супермена» как кино, которое затрагивает все болевые точки, появившиеся после 11 сентября и войны в Ираке. И политический конфликт тут проработан куда глубже, чем в марвеловском «Первый мститель: Противостояние», который вышел в тот же год и был расхвален критиками. А еще у Снайдера получился один из лучших Бэтменов в истории кино: депрессивный Аффлек оказывается идеальным Брюсом Уэйном, который геройствует не первый десяток лет и находится в глубоком кризисе. Ничего лучше Снайдер так и не снял, но хочется верить, что однажды автору снова удастся выдать мрачный и зрелищный блокбастер, который состоит из одних шоустопперов, но при этом не жертвует глубиной мысли.


Автор: Марат Шабаев

Иллюстрация: Ася Соколова

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

23 декабря 202349
16 февраля9
26 февраля25
29 февраля1

Главное сегодня

Вчера2
Вчера0
Вчера4
Сегодня0
Вчера0
Сегодня0
Сегодня2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации