Что русскому хорошо: Какие иностранные фильмы становятся хитами только у нас

Обсудить0

Почему в России так хорошо прокатывается кино, на других территориях выходящее только онлайн? Отчего наш зритель так любит Триера и Тарантино, а мультики Pixar не особо? Зачем Люк Бессон разыгрывает «русскую карту»? Рассказываем с цифрами и примерами.

Несмотря на все старания министерства культуры, иностранное кино в России по-прежнему смотрят с большой охотой. В первом полугодии 2019-го свыше 70% выручки кинотеатров принесли именно зарубежные картины. Значительная часть этих денег — заработок студийных блокбастеров. Но далеко не все американские хиты, которые устанавливают рекорд за рекордом на американском и глобальном рынках, встречают теплый прием у российской публики. И наоборот, бывает так, что фильм, не очень удачно прошедший в американском прокате, у нас вдруг становится флагманом. Понятно, что предпочтения публики разных стран и регионов не могут совпадать полностью в силу разного менталитета и многих других факторов, которые исследуют маркетологи и социологи. Рассказываем, для каких именно картин Россия стала зарубежным рынком № 1 и чем объясняется такая любовь. Чтобы отсечь совсем уже непрокатное кино, попавшее на большие экраны по какому-то капризу наших дистрибьюторов, мы рассмотрим только фильмы, вышедшие в кино не менее чем на пяти национальных рынках.

Территория Б

За последние два с половиной года Россия стала рынком № 1 для 41 картины (данные на первое полугодие 2019 года). Восемнадцать из них в большинстве стран мира выходили сразу онлайн, минуя кинотеатры. Это малобюджетные независимые релизы, на кассовую судьбу которых продюсеры махнули рукой. Российским дистрибьюторам такой товар, бывает, достается в рамках пакетных сделок (мы продаем вам потенциальный хит по сходной цене, а в качестве дополнительного обременения вешаем всякий неликвид). Впрочем, не исключение и ситуации, когда сами дистрибьюторы недорого закупают категорию Б, потому что знают предпочтения своей аудитории и понимают, что относительно невысокую закупочную стоимость (права на российский прокат таких проектов редко стоят дороже 30 тыс. долларов) можно будет отбить, проведя стандартную и недорогую промокампанию.

В этой группе довольно много неамериканских картин: испанская «Атлантида», чешский «Гурвинек», аргентинские «Оцепеневшие от страха». Такие проекты в России зарабатывают даже больше, чем на родине — просто потому, что рынок больше, больше залов и зрителей. Например, «Атлантида» в Испании собрала 280 тыс. долларов, а в России — 399 тысяч. «Оцепеневшие от страха» в Аргентине довольствовались 70 тысячами против 297 тысяч у нас.

«Паранормальное»

Случаи, когда американское прокатное кино в России собирает больше, чем дома, тоже бывают, но реже. Хоррор «Паранормальное» у нас собрал 658 тыс. долларов (в Штатах — 272 тысячи). Впрочем, тут важно оговориться, что в Америке «Паранормальное» выходило в ограниченный прокат, основным каналом его дистрибьюции был стриминг. В России же фильм шел широко, как какая-нибудь «Реинкарнация».

Вообще, сам факт присутствия в широком прокате многих фильмов из таблицы выше говорит о некоторой незрелости российского рынка и некомпетентности кинотеатров. Они, похоже, не всегда отдают себе отчет в том, что именно им пытаются продать независимые дистрибьюторы. Но в общем выборка эта достаточно репрезентативна и дает отличное представление о том, картины каких жанров российская публика жалует больше прочих.

В первую очередь бросается в глаза мощный перевес в сторону старомодных брутальных жанров: больше половины фильмов в списке — триллеры и фантастика, причем глубоко вторичные. Их разбавляют мистические хорроры. Но, конечно, тут есть нюансы: не каждый олдскульный sci-fi и не каждый фильм об ужасах паранормального заходит в России, чтобы неплохо собрать в прокате; такие фильмы должны соответствовать и нескольким другим параметрам. О них ниже.

Ветераны 90-х

Средний возраст посетителя российских кинотеатров сегодня — 27 лет. В некоторые уик-энды — особенно в длинные выходные, связанные с государственными праздниками — аудитория становится чуть старше (около 30). Причем год от года этот средний возраст увеличивается; аудитория, предпочитающая смотреть кино на большом экране, стареет. Отчасти это объясняется демографической ситуацией: сейчас мы видим результаты падения рождаемости в 90-х. Но также налицо и проявление поколенческих привычек: молодое поколение росло в эпоху гаджетов и онлайн-контента и частично поэтому люди до 25 лет в кинотеатры ходят реже. А ядро сегодняшней киноаудитории — миллениалы, повзрослевшие в 2000-е, во время возрождения и бурного роста кинопроката в России. А в юности они смотрели экшен-классику Голливуда (например, фильмы Джеймса Кэмерона, Ридли Скотта и Квентина Тарантино, позже — первые фильмы Вачовски. Мимо них не прошел взрыв популярности киберпанка конца 90-х. Таким образом, именно Голливуд и Индивуд 90-х сформировали вкус среднего российского кинозрителя; в России любят старые бренды, будь то жанры, франшизы или актеры с режиссерами.

«Валериан и город тысячи планет»

Если называть конкретные имена, то в России особенно чтят Люка Бессона, Гая Ричи и Ларса фон Триера. «Валериан и город тысячи планет», самый кассовый фильм Бессона последних лет, в нашей стране собрал 14,4 млн долларов. Больше только в Китае (62 миллиона), США (41 миллион) и Франции (36,7 миллиона). В России картина выступила даже лучше голливудского хита «Первому игроку приготовиться» (как, впрочем, и во Франции). Россия вообще входит в топ-5 рынков для большинства продюсерских и режиссерских проектов Бессона — от «Малавиты» до «Такси 5», «Курска» и «Анны». Видимо, в том числе поэтому Бессон все чаще разыгрывает в своих последних фильмах «русскую карту».

Рост популярности Триера шел по нарастающей. «Антихрист» (2009) собрал в нашей стране 346 тыс. долларов. Не очень понятно, насколько эти сборы велики относительно других европейских рынков: на сайте boxofficemojo.com нет данных по бокс-офису фильма в целом ряде стран, где фильмы режиссера пользуются популярностью (Франция, Германия, Италия). Зато количество поклонников Триера в России уже тогда было сопоставимо с его американской аудиторией. В США «Антихрист» собрал 404 тыс. долларов (учитывая разницу в цене билета, можно предположить, что в России зрителей было даже больше). Для «Меланхолии» Россия (сборы — 1,3 млн долларов) стала четвертой территорией после США (3 млн долларов), Германии (2,5 млн долларов) и Франции (2,3 млн долларов). А вот для обеих частей «Нимфоманки» (совокупные сборы — 2,8 млн долларов) и для «Дома, который построил Джек» (1,3 млн долларов) наша страна стала территорией № 1. «Дом» вообще стал рекордно успешным фильмом Триера в Росиии.

«Дом, который построил Джек»

Дарья Рязанцева, директор по кинопрокату компании Russian World Vision, выпускавшей этот фильм в прокат, согласна, что ностальгия сыграла немаловажную роль в успехе картины: «Безусловно, для тех, кто знает и любит творчество Ларса фон Триера, режиссер остается не просто брендом, но одним из величайших из ныне живущих художников». Но также, по мнению Рязанцевой, в данном случае немаловажен шлейф скандала, который сопровождает выход почти каждого фильма Триера: «Для кассового успеха важен именно уровень провокационности работ Триера наряду с их безупречностью как художественных произведений. Есть, например, бренды Вуди Аллена или Альмодовара, но стабильности в сборах их картин нет. В случае с Триером зрителю всегда любопытно, что же на сей раз выкинет этот датчанин. Мы делали специальный макет объявления на кассы с формулировкой „Внимание: фильм содержит особо жестокие сцены насилия. Запрещено для детей“. Может, и это частично внесло свою лепту в демонизацию проекта».

Впрочем, приверженность российской публики жанровому кино заметна и в случае с Триером. «Дом, который построил Джек» — самая жанровая из его работ, именно поэтому она стала и самой кассовой в нашей стране (если считать сборы в рублях; после обвала рубля в 2014—2015 годах цены на билеты в кино остались прежними). То же самое случилось, например, с «Кожей, в которой я живу». Эта драма с мощными элементами триллера установила рекорд для картин Альмодовара в нашей стране (63 млн рублей). Все остальные его фильмы собирали у нас не больше 37 миллионов.

Любовь к пацанской эстетике Гая Ричи также можно объяснить ностальгией: часть нынешней киноаудитории выросла на «Картах, деньгах, двух стволах», «Револьвере» или «Рок-н-рольщике». Эти зрители с большой охотой шли на «Агентов А.Н.К.Л» (сборы в России — 9 млн долларов, третьи в мире после США и Великобритании) и «Меч короля Артура» (12,7 млн долларов, Россия — лучший зарубежный рынок для фильма, сборы у нас вдвое выше, чем в Великобритании).

«Как женить холостяка»

Среди актерских имен самое популярное в России прямо сейчас — Киану Ривз, которого сегодняшний посетитель кинотеатров полюбил еще во времена «Матрицы», да так и не разлюбил. За последние два с половиной года сразу для трех картин актера Россия стала территорией № 1. Это «Профессионал», «Как женить холостяка» (тут и вовсе идеальный ностальгический состав актеров — в паре с Ривзом Вайнона Райдер) и «Репродукция». Все хорошо в России и у «Джона Уика». Наша страна замыкает пятерку самых кассовых зарубежных территорий для третьей части франшизы.

Большей популярностью по сравнению с другими странами у нас пользуются и перезапуски франшиз последних 20 лет. Так, для «Tomb Raider: Лара Крофт» Россия стала четвертым зарубежным рынком, для «Люди в черном: Интернэшнл» — вторым, пропустив вперед только Китай. А российские сборы «Девушки, которая застряла в паутине» оказались лучшими за пределами США.

Отдельно стоит сказать о повторном прокате классики кино. Здесь мы вновь впереди планеты всей, если речь идет о жанровом кино из 90-х. Два года назад Россия стала лучшей территорией для 3D-версии второго «Терминатора».

Яркое кино

Поход в кино российская аудитория в массе своей воспринимает как эскапистское развлечение, отдых от унылых будней. Поэтому неудивительно, что в нашей стране повышенной популярностью пользуется кинопродукция, проблематика которой имеет минимальное отношение к реальной жизни. Если выделять какую-то особо характерную черту национального киновкуса, то это приверженность к красочной фантастике и фэнтези, особенно с элементами комедии. К этой категории можно отнести уже упоминавшихся «Людей в черном» и «Меч короля Артура», а также «Акселя». Череду этих ярких (мы говорим о колористическом решении) проектов можно продолжить диснеевскими «Джоном Картером» и «Изломом времени», а также фильмом Lionsgate «Робин Гуд: Начало». Для каждой из этих картин Россия стала самой успешной зарубежной территорией.

Не заметить в этом тенденцию сложно, соглашается в интервью «Бюллетеню кинопрокатчика» Елена Бродская, вице-президент Disney по маркетингу в России: «Есть разные рынки с разными зрителями и вкусами. Например, в Японии зритель очень зрелый: основная аудитория — 50+, рождаемость низкая, доходы высокие, локальное кино очень сильно, мюзиклы обожают, бренд Disney очень узнаваем и любим, потому что в Токио есть тематический парк. Понятно, что различия в кинохождении с нашим зрителем будут огромные. В силу того, что Россия наполовину расположена в Европе и наполовину — в Азии, мы попадаем время от времени то в азиатский, то в европейский паттерн. Но в области блокбастеров мы больше похожи на молодые развивающиеся рынки Азии — любим зрелища, масштаб, юмор».

Аномалия Pixar

Большая студийная анимация в нашей стране пользуется огромной популярностью. Для многих родителей поход с детьми в кино по-прежнему является самым экономным вариантом досуга вне дома. В России детей любят, что, конечно, сказывается на сборах мультфильмов. «В этом смысле мы похожи на латиноамериканские рынки — например, на Аргентину (топ-3 самых кассовых фильмов 2018 года в этой стране выглядит так: «Суперсемейка 2», «Тайна Коко», «Монстры на каникулах 3» — Прим. ред.), — говорит глава компании Universal Pictures International в России Вадим Иванов. — Такое отношение к детям встречается далеко не везде».

Впрочем, существенное отличие России от латиноамериканских и прочих рынков — это скептическое отношение аудитории к продукции Pixar. Во всем мире она пользуется как минимум такой же популярностью, что и мультфильмы конкурирующих студий (DreamWorks, Illumination, Sony и Fox). У нас же она давно и стабильно числится в отстающих.

«Босс-молокосос»

Так, например, выглядит топ-5 самых кассовых зарубежных мультфильмов в российском прокате в 2017 году:

1. «Босс-молокосос» (DreamWorks) — 1,4 млрд рублей;

2. «Гадкий я 3» (Illumination) — 1,4 млрд рублей;

3. «Зверопой» (Illumination) — 890 млн рублей;

4. «Фердинанд» (Fox Animation) — 603 млн рублей;

5. «Тачки 3» (Pixar) — 564 млн рублей.

А вот так выглядит аналогичный топ в США:

1. «Гадкий я 3» (Illumination) — 265 млн долларов;

2. «Тайна Коко» (Pixar) — 210 млн долларов;

3. «LEGO фильм: Бэтмен» (Warner Animation) — 179 млн долларов;

4. «Босс-молокосос» (DreamWorks) — 175 млн долларов;

5. «Тачки 3» (Pixar) — 153 млн долларов.

В России «Гадкий я» собирает в 2,5 раза больше, чем самый успешный релиз Pixar «Тачки 3» . А «Тайна Коко» со сборами 464 млн рублей у нас даже не попадает в топ-5, тогда как в Америке она вторая с отставанием на 20% от лидера и в 2,5 раза опережает по сборам «Фердинанда» (84 млн долларов), который не стал в Штатах большим хитом.

В 2018 году предпочтения российских зрителей анимации были такими:

1. «Монстры на каникулах 3» (Sony) — 1,1 млрд рублей

2. «Гринч» (Illumination) — 994 млн рублей;

3. «Суперсемейка 2» (Pixar) — 861 млн рублей;

4. «Ральф против интернета» (Disney) — 746 млн рублей;

5. «Смолфут» (Warner Animation) — 625 млн рублей.

В США дела обстояли несколько иначе:

1. «Суперсемейка 2» (Pixar) — 609 млн долларов

2. «Гринч» (Illumination) — 270 млн долларов;

3. «Ральф против интернета» (Disney) — 210 млн долларов;

4. «Человек-паук: Через вселенные» — 190 млн долларов;

5. «Монстры на каникулах 3» (Sony) — 168 млн долларов.

Сиквел «Суперсемейки» стал безусловным флагманом американского проката, на два корпуса опередив ближайшего конкурента. У нас ничего подобного. Народ голосовал рублем за триквел «Монстров на каникулах». В 2019 году сборы фильмов Pixar в нашей стране остаются относительно умеренными. В то время как четвертая «История игрушек» устанавливает рекорды в США, у нас она в три раза уступает по сборам «Как приручить дракона 3» и «Тайной жизни домашних животных 2». Для последнего мультфильма Россия стала главной зарубежной территорией, у «Дракона» сборы в нашей стране на втором месте после бокс-офиса в Китае.

«Монстры на каникулах 3»

Вероятно, и здесь дело в эскапистском настрое аудитории. Мультфильмы Pixar зачастую поднимают недетские вопросы, они не боятся изображать обычных людей с их проблемами. А кинозритель в России куда охотнее готов проголосовать рублем за фэнтезийный мир, населенный викингами, драконами и говорящими кошками, за порцию незатейливого юмора, гарантирующую безмятежное настроение.

Плохие парни

Наконец, еще одна специфическая черта национального вкуса, парадоксально сочетающаяся с любовью к инфантильной анимации, — симпатии к антигероям. Статистика показывает, что в России любят хулиганские фильмы про плохишей. Вероятно, корни этой любви все в тех же детских и юношеских привязанностях нынешних активных кинозрителей, которые сначала были поклонниками фильмов Тарантино и Ричи, а потом — комедий вроде «Мальчишника в Вегасе» и «Очень плохой училки» (для последнего фильма Россия стала зарубежной территорией № 1, а у «Мальчишников» стабильно входила в топ-6 рынков).

«Веном»

За последние два года набралось немало примеров того, как фильмы про антигероев самых разных жанров, сдержанно принятые в остальном мире, становились в нашей стране прокатной сенсацией. Самый красноречивый кейс — сборы «Венома», которые в России неожиданно для всех были больше, чем у «Войны бесконечности» (1,91 млрд против 1,88 млрд рублей). «Веном» оказался самым кассовым фильмом года в России в 2018 году, для него наша страна стала зарубежной территорией № 2 после Китая. Сравните: в США «Веном» собрал 214 млн долларов, «Война бесконечности» — 679 млн долларов. Причем в Штатах предпоследнюю часть «Мстителей» обошла «Черная Пантера» (700 млн долларов), ставшая там самым кассовым релизом 2018 года.

«Клуб миллиардеров»

Вписываются в антигеройский тренд и фильмы с более скромным кассовым потенциалом. В России куда успешнее, чем на других рынках, выступили уже упоминавшиеся «Дом, который построил Джек» и «Робин Гуд: Начало», а также «Отпетые мошенницы», «Опасный бизнес», «Нация убийц», «Клуб миллиардеров», «Апгрейд» (у него сборы выше российских только в Южной Корее). И даже мультфильмы про злобных существ («Монстры на каникулах» и «Гринч») в России пользуются повышенным спросом.

Если подытожить, то выйдет, что предпочтения среднего российского зрителя таковы: динамичное жанровое кино с ярким дизайном и простым сюжетом. Существенный плюс — присутствие в фильме морально амбивалентного протагониста, наделенного чувством юмора. Ну и, наконец, важным преимуществом становится либо имя культового режиссера родом из «лихих 90-х» в титрах, либо старательное подражание его стилистике в кадре. Под это определение идеально подходит, например, прошлогодний тарантиноид категории Б «Ничего хорошего в отеле „Эль Рояль“». Неудивительно, что именно в России этот фильм собрал самую большую кассу за пределами США. А «Однажды в… Голливуде» собрал в России не просто больше, чем все предыдущие фильмы Тарантино. Россия стала главным зарубежным рынком для этой картины; сборы во Франции и Великобритании — позади. Еще одно доказательство того, что именно разросшаяся фан-база Тарантино и есть ядро ходящей сегодня в кино аудитории, именно такие фильмы ей и нужны.

Обычная жизнь в Санкт-Петербурге резко меняется с появлением человека в маске Чумного Доктора
В главных ролях:Тихон Жизневский, Любовь Аксенова, Алексей Маклаков и др.
Режиссер:Олег Трофим
Уже в кино
Купить билет

Смотрите также

Что происходит в прокате: Найшуллер — лучший, Годзилла и Конг бьют всех, «Последний богатырь» в мировом топе
Сборы

Что происходит в прокате: Найшуллер — лучший, Годзилла и Конг бьют всех, «Последний богатырь» в мировом топе

6 апреля38
Вначале был Вуди: Как «История игрушек» создала вселенную Pixar

Вначале был Вуди: Как «История игрушек» создала вселенную Pixar

21 июня 201913
Великолепная отсылка: Из чего собран «Однажды в... Голливуде»
Как это смотреть

Великолепная отсылка: Из чего собран «Однажды в... Голливуде»

13 августа 201984
Гид по фильмам Альмодовара, эксцентрика и феминиста
Как это смотреть

Гид по фильмам Альмодовара, эксцентрика и феминиста

20 июня 201933

Главное сегодня

Портрет героя

ВидеоКак Фрэнсис МакДорманд нарушила все правила Голливуда, но стала лицом американского кино

Вчера5
Как Фрэнсис МакДорманд нарушила все правила Голливуда, но стала лицом американского кино
Краткая история кино: 1940-е. Смотрим ужасы категории Б, вестерн с гей-мотивами и сталинскую агиографию

Краткая история кино: 1940-е. Смотрим ужасы категории Б, вестерн с гей-мотивами и сталинскую агиографию

Вчера5
«Пищеблок» по роману Алексея Иванова выйдет на КиноПоиск HD 19 мая. Посмотрите, как снимали мистическую фантастику

«Пищеблок» по роману Алексея Иванова выйдет на КиноПоиск HD 19 мая. Посмотрите, как снимали мистическую фантастику

16 апреля15
Что смотреть дома: «Невероятные», «Последний человек», «Фассбиндер»
Выбор редакции

Что смотреть дома: «Невероятные», «Последний человек», «Фассбиндер»

16 апреля8
До «Оскара» неделя! Сможете ответить на 10 вопросов о церемонии?

ТестДо «Оскара» неделя! Сможете ответить на 10 вопросов о церемонии?

16 апреля11
«Игре престолов» — 10 лет! Рассказываем, как празднуют юбилей сериала во всем мире

«Игре престолов» — 10 лет! Рассказываем, как празднуют юбилей сериала во всем мире

Вчера2
20 лет «Братству кольца»: Как устроена самая зрелищная сцена фильма

20 лет «Братству кольца»: Как устроена самая зрелищная сцена фильма

16 апреля23
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт