Не только Миядзаки: С чего начать смотреть аниме

Обсудить0

10 полнометражных фильмов для тех, кто раньше не принимал японскую анимацию всерьез.

Главное, что нужно помнить про аниме: это не жанр, не форма и не набор эстетических признаков; это национальная анимация во всем ее многообразии. Что общего у «Сказки сказок», «Кота Леопольда», «Стеклянной гармоники» и «Полигона»? Только страна происхождения. То же и с аниме, где встречаются самые разные жанры, изобразительные техники и форматы. Если вы сторонитесь японской анимации, испытывая к ней предубеждение (это для детей, это для девочек, это скучно и т. п.), вот ваш шанс (даже десять!) увидеть кое-что новое и действительно выдающееся и в визуальном отношении, и с точки зрения сторителлинга.

«Акира» (1988)

«Акира»«Акира»

Двухчасовую экранизацию многотомной манги о сговоре корпораций с военными и о рождении неведомого нового мира на руинах предолимпийского Токио 2019 года (минимум половина прогноза сбылась) часто записывают в образцы киберпанка.

Но этот циклопический кинопроект с перераздутым бюджетом, беспрецедентно подробной для японской продукции 1980-х анимацией, невероятным вниманием к светотени и колориту, равно как и лежащий в основе фильма комикс, наследует не столько романам Уильяма Гибсона и «Бегущему по лезвию» Ридли Скотта, сколько корпусу публицистики, литературы и особенно комиксов-гэкига, отражавших перемены в японском обществе 1960-х. Кацухиро Отомо перенес в будущее студенческий протест, подростковые банды мотоциклистов («босодзоку») и уличные побоища пацифистов с полицией, а «золотые карандаши» ведущих токийских аниме-студий (над созданием «Акиры» так или иначе работала едва ли не вся тогдашняя анимационная отрасль Японии) превратили этот душный социальный комментарий в запоминающееся зрелище, на некоторое время ставшее на Западе синонимом аниме вообще.

«Порко Россо» (1992)

«Порко Россо»«Порко Россо»

Романтическая фантазия Хаяо Миядзаки об Адриатике конца 1920-х — мире пилотов гидросамолетов, воздушных пиратов и свинства в хорошем смысле этого слова (реплика главного героя о том, что лучше быть свиньей, чем фашистом, стала крылатой) — создавалась по заказу компании Japan Airlines специально для показа на борту авиалайнеров. В рамках первоначально оговоренных 45 минут режиссеру было не развернуться. Подросший до полутора часов фильм добрался до нормального кинопроката и явил того Миядзаки, каким его знают и любят сегодня. Не устающего напоминать зрителю о его (зрителя) детских и юношеских мечтах; исследующего границы человеческого (позднее будут «Принцесса Мононоке» и «Унесенные призраками»); озабоченного авиацией как приключением и одновременно сферой коллективного труда (эта линия затем отольется в «Ветер крепчает» с его параллелями между конструкторским бюро и аниме-студией).

«Оборотни» (1999)

«Оборотни»«Оборотни»

Нуарный триллер о роковом романе сотрудника антитеррористического подразделения и сестры погибшей террористки иногда ошибочно приписывают режиссеру «Призрака в доспехах» Мамору Осии. Но в этом случае Осии выступал в роли сценариста, освободив режиссерское кресло для дебютанта Хироюки Окиуры («Письмо для Момо»). История задумана как вариант сказки о Красной Шапочке, рассказанный с точки зрения волка. Однако кто именно из главных героев — спецназовец или девушка — является этим самым волком, это вопрос дискуссионный.

Окиура соорудил холодный документ бунтов в альтернативной Японии 1950-х, перекликающейся с миром «Человека в высоком замке». Как и в романе Филипа Дика, в «Оборотнях» во Второй мировой войне победила Германия. Визуально безупречный фильм об изгоях с редкой для анимационного кино густой атмосферой тревоги. Совсем свежий игровой ремейк «Инран: Волчья бригада» Ким Джи-уна в целом повторяет сюжет аниме, перенося действие в объединенную Корею 2029 года.

«Актриса тысячелетия» (2001)

«Актриса тысячелетия»«Актриса тысячелетия»

Документалисты записывают к юбилею киностудии интервью пожилой актрисы, полностью погружаясь в ее рассказ. Реальные события перемешиваются с сюжетами фильмов, личная драма кинодивы оказывается неотделима от послевоенной истории японского кинематографа, сами интервьюеры становятся действующими лицами в круговерти эпизодов на монтажном столе невидимого демиурга.

Характерный образец режиссерской манеры Сатоси Кона (1963—2010), выстроенный на любимой этим автором и еще более виртуозной, чем в его «Истинной грусти» (1998), игре на границе сна и яви (существует даже версия, что последний фильм Кона «Паприка» вдохновил Кристофера Нолана на съемки «Начала»). Не менее важный момент: «Актриса» — сделанное с огромной любовью и вниманием кино о кино, своего рода аниме-ответ на «Американскую ночь» Франсуа Трюффо и «Фильм, фильм, фильм» Федора Хитрука.

«Кошачий суп» (2001)

«Кошачий суп»«Кошачий суп»

Летопись сюрреалистического путешествия не вполне живого котика Нятты и его частично мертвой сестры Някко, снятая по манге художницы Нэкодзиру, которая за три года до выхода экранизации покончила с собой (комикс при этом продолжал рисовать другой автор). Режиссер Тацуо Сато в точном соответствии с первоисточником опрокидывает сверхмилую эстетику каваий в сюрреалистический макабр: полюбуйтесь на Hello Kitty в Черном Вигваме. Редчайший для аниме пример чистого артхауса, получивший приз как лучший короткометражный фильм на фестивале Fantasia в Монреале (2001).

Бесполезный факт: фрагмент «Супа» появляется на экране телевизора в киноверсии «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова.

«Игра разума» (2004)

«Игра разума»«Игра разума»

Режиссерский дебют Масааки Юасы (выдающегося визуализатора и самого авангардного из коммерческих постановщиков современного аниме), «Игра разума» показывает, на что была способна Studio 4°C («Воспоминания о будущем», «Железобетон», «Первый отряд») на пике своего развития, когда амбиции талантливых режиссеров совпадали с готовностью инвесторов поддерживать смелые эксперименты. Здесь незадачливый художник манги Ниси глупо погибает от пули якудза на глазах возлюбленной, но получает второй шанс: ему нужно избежать смерти, спасти невесту и доказать свою состоятельность в качестве друга, жениха и члена общества.

В 1990-х Хаяо Миядзаки журил коллег-аниматоров за чрезмерную деформацию реальности. Страшно представить, какое впечатление на мастера произвела бы картина Юасы, где растягивается, плывет и завивается лентой Мёбиуса буквально все: образы и линии поведения персонажей, границы мира, времени и пространства.

За достижения в области рисованного кино «Игра разума» была отмечена премией имени классика японской мультипликации Нобуро Офудзи, удостоились похвалы Сатоси Кона, а инди-аниматор Билл Плимптон включал эту ленту в список пяти своих любимых фильмов.

«Летние войны» (2009)

«Летние войны»«Летние войны»

Подросток с недюжинными математическими способностями гостит в большой семье одноклассницы из глубинки, в то время как злонамеренный искусственный интеллект прибирает к рукам глобальную компьютерную сеть. Спасать мир придется из деревянного дома с проводной телефонной линией.

Российский прокатный слоган — «Только не говори, что сломал интернет!» — замечательно суммирует лишь одну грань «Летних войн». А граней у этой истории множество. Режиссер Мамору Хосода («Девочка, покорившая время», «Волчьи дети Амэ и Юки») удачно пересобрал традиционное японское кино о семье (вроде того, что всю жизнь снимал Ясудзиро Одзу) в крупномасштабный анимационный блокбастер — увлекательный и глубокий, изящно балансирующий между историей взросления, фантастикой, сатирой, фильмом-предупреждением и летним аттракционом. Пока не нарисовался Хосода, такое аниме снимал только Хаяо Миядзаки, в свое время, между прочим, изгнавший Хосоду с поста режиссера «Ходячего замка».

«Красная черта» (2009)

«Красная черта»«Красная черта»

Сто минут сверхдинамичной анимации с пунктирным сюжетом о межпланетных автогонках без правил, очищенные от всего, что напрямую не относится к головокружительным заездам, игнорирующим законы физики.

Режиссер-постановщик Такэси Коикэ (автор ураганного фрагмента про бегуна из альманаха «Аниматрица») корпел над проектом семь лет. Результат натурально взрывает мозг всякого зрителя, который хотя бы в общих чертах представляет себе, как делается и каких трудозатрат стоит традиционная ручная анимация. А анимация «Красной черты» доведена до логического, технического и, кажется, даже стилистического предела, накачана колоссальной энергией. «Спиди-гонщик» врезается в «Город грехов» на второй космической скорости, паля из всех орудий термоядерными фугасами.

«Сказание о принцессе Кагуя» (2013)

«Сказание о принцессе Кагуя»«Сказание о принцессе Кагуя»

Изумительной красоты экранизация японской народной сказки «Повесть о старике Такэтори» про лунную принцессу, которую бездетная пожилая чета находит в стебле бамбука. Лебединая песнь сооснователя Studio Ghibli Исао Такахаты («Могила светлячков», «Наши соседи Ямада») — друга, старшего товарища и многолетнего соратника Хаяо Миядзаки. Известный своим почти норштейновским перфекционизмом, Такахата плел это пастельно-акварельное кружево о любви, счастье, возрасте и расставании, ломая все плановые сроки и доводя до инфаркта студийных бухгалтеров. Итоговый фильм — в большей степени высокая историческая драма, чем сказочное полотно.

«Твое имя» (2016)

«Твое имя»«Твое имя»

Рекордные прокатные сборы этого фильма в Азии («Твое имя» — в числе самых кассовых японских фильмов в истории) вполне закономерны. Макото Синкай снял эталонное романтическое кино, которое многое говорит о японцах им самим и их соседям.
Заезженный кинематографистами всего мира сюжет об обмене телами становится для Синкая — самородка, чья режиссерская карьера развивалась на некотором удалении от магистральных путей японской анимационной отрасли — поводом сконструировать практически идеальный, абсолютно лишенный фальши сентиментальный фильм для старшеклассников. История любви взрослеющих тинейджеров Мицухи и Таки развивается, перетекая между жанрами в диапазоне от ситкома до мистической драмы. Филигранно выписанная современная Япония делает это аниме документом своей эпохи.

Смотрите также

Как снимает Хаяо Миядзаки
Как это смотреть

ВидеоКак снимает Хаяо Миядзаки

20 апреля 201828
И корабль плывет: Путеводитель по фильмам-событиям фестиваля КРОК за 20 лет

И корабль плывет: Путеводитель по фильмам-событиям фестиваля КРОК за 20 лет

14 сентября 20176
Ми-ми-ми без границ: Отрывок из книги «Теория каваии» Инухико Ёмоты
Книги

Ми-ми-ми без границ: Отрывок из книги «Теория каваии» Инухико Ёмоты

14 января 201840
Гарик Харламов озвучит Волка в перезапуске «Ну, погоди!». Первая серия выйдет в декабре

Гарик Харламов озвучит Волка в перезапуске «Ну, погоди!». Первая серия выйдет в декабре

15 сентября15

Главное сегодня

КиноПоиск HD

Кто все эти люди: Краткий гид по «Просто представь, что мы знаем»

Сегодня1
Кто все эти люди: Краткий гид по «Просто представь, что мы знаем»
Зачем смотреть «Молочные зубы» — еще одну трагикомедию о подростках и смерти?
КиноПоиск HD

ВидеоЗачем смотреть «Молочные зубы» — еще одну трагикомедию о подростках и смерти?

Сегодня0
Бокс-офис России: «Стрельцов» стартовал в два раза хуже «Легенды № 17»
Сборы

Бокс-офис России: «Стрельцов» стартовал в два раза хуже «Легенды № 17»

час назад0
Белоснежка или Мулан? Или вообще Ариэль? Узнайте, какая вы принцесса

ТестБелоснежка или Мулан? Или вообще Ариэль? Узнайте, какая вы принцесса

Сегодня3
Видео дня: Режиссер «Шазама!» четыре часа показывает «фак»
Бюро находок

Видео дня: Режиссер «Шазама!» четыре часа показывает «фак»

Сегодня, 13:134
Дон Чидл, Дэвид Харбор и Джон Хэмм снимутся в триллере Стивена Содерберга «Без резких движений»

Дон Чидл, Дэвид Харбор и Джон Хэмм снимутся в триллере Стивена Содерберга «Без резких движений»

Сегодня, 11:160
Джеймс Ганн назвал Харли Квинн любимым персонажем DC, а Марго Робби — лучшей актрисой

Джеймс Ганн назвал Харли Квинн любимым персонажем DC, а Марго Робби — лучшей актрисой

Сегодня, 10:025
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт