всё о любом фильме:

Могила светлячков

Hotaru no haka
год
страна
слоган-
режиссерИсао Такахата
сценарийИсао Такахата, Акиюки Носака
продюсерДэвид Дель Рио, Тохру Хара, Джон Лэдфорд, ...
операторНобуо Кояма
композиторМичио Мамия
художникРиоичи Сато, Нидзо Ямамото
монтажТакэси Сэяма
жанр аниме, мультфильм, драма, военный, ... слова
бюджет
$3 700 000
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время89 мин. / 01:29
Последние дни Второй Мировой войны. Американская авиация бомбит беззащитные японские города. В водоворот людского каждодневного кошмара попадают 14-летний Сэйта и его сестренка Сэцуко. Понеся самую горькую утрату — потерю близких, они остались совсем одни. Юный мальчик в одночасье становится взрослым, столкнувшись с жестокостью мира. Он осознаёт, что от него зависит жизнь его маленькой сестры.

Укрывшись в заброшенном убежище, Сэйта и Сэцуко пытаются выжить, положившись только на свои силы. И пусть в глазах смертоносный огонь в небе — всего лишь огоньки светлячков, жестокая война не щадит даже невинные детские души, вынося им свой беспощадный приговор…
Рейтинг мультфильма
IMDb: 8.50 (135 937)
Рейтинг кинокритиков
в мире
97%
33 + 1 = 34
9.0
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на мультфильм
    Знаете ли вы, что...
    • Мультфильм снят по мотивам автобиографического романа Акиюки Носаки «Могила светлячков» (Hotaru no Haka, 1967).
    • Чтобы подобрать детей на роль Сэцуко и Сэйты, Такахата отправился в Кобэ. Там он и нашел пятилетнюю Аяно Сирайси, которая впоследствии исполнила одну из главных ролей. Ответ на вопрос, почему Такахата искал актеров именно в этой провинции, заключается, вероятно, в том, что он искал актеров с голосовым акцентом именно этого региона, так как тут и происходит все действие мультфильма.
    • Экранизация книги считалась проектом, обреченным на коммерческий успех благодаря его «образовательному» значению. Поэтому фильм был выпущен в паре с фильмом «Мой сосед Тоторо» (1988) Хаяо Миядзаки, чтобы «протолкнуть» его к зрителю. В итоге оба фильма были закуплены многими школьными советами для показа ученикам.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о мультфильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Концовка со смертью главного героя была изобретена Такахатой. В оригинале и в жизни Сэйта/Носака остался жив.
    • еще 1 факт
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 98 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Что можем знать о войне мы, люди, не столкнувшиеся с ней нос к носу? Ничего. Не важно, в какой стране шло кровопролитие — пока сам не столкнешься с этим ужасом, никогда не сможешь понять до конца.

    Благодаря многим произведениям завеса жуткой тайны приоткрывается. И «Могила светлячков» — одно из них. Всего лишь небольшая история двух детей, одна из миллионов таких, но она помогает нам хотя бы частично понять, что такое — война у тебя за спиной.

    Сэйто — не более чем обычный ребенок, по несчастливой случайности оставшийся за старшего с маленькой сестрой. Но и он — лишь мальчик, слишком многого в жизни не понимающий. Да, Сэйто пытается сделать все, чтобы выжил и он, и сестренка, но многие его поступки по-настоящему детские. Он словно оградил себя от понимания всей серьезности происходящего. Сэйто отказывается верить. Он пытается не подпустить страхи и кошмары к маленькой Сэцуко. Старший брат старается отвлечь сестренку множеством простых радостных моментов.

    И эти радостные моменты лично меня ужасали больше всего. В тысячах фильмов и книг описана смерть и боль, но в данном аниме именно мимолетность радости и солнца в жизни леденит кровь. На заднем плане мыслей в голове во время просмотра висит гнетущее «но дальше этого не будет». И в самом конце пустота их будущего заставила меня горько плакать.

    До звания абсолютного шедевра, по моему мнению, не хватило чего-то мимолетного, неуловимого, задевающего еще больше. Возможно, этого недодали специально, так как произведение действительно сильно бьет. Если вы чрезмерно чувствительны и ранимы — не смотрите. Будет больно.

    9 из 10

    24 февраля 2016 | 21:13

    Аниме я полюбила благодаря Хаяо Миядзаки. Теперь, я не представляю свою фильмографию без таких шедевров, как «Унесенные призраками», «Принцесса Мононоке», «Ходячий замок» и т. д. 

    Эта картина — детище Исао Такахата — отличается реалистичностью и правдоподобностью. Здесь нет замков, демонов и волшебства. Это история про войну — самую страшную и жестокую. Старший брат и его маленькая сестренка в одночасье остаются без дома и матери. Они находят приют в доме своей тёти. Со временем, она всем видом показывает, что устала от их присутствия, обвиняет в бесполезности. Сэйта принимает решение, и вместе с Сэцуко, уходит жить в блиндаж, к озеру. Брат — сам еще очень юный, но пытается сделать все, дабы уберечь родную сестренку. Идет на отчаянный шаги — воровство, снятие последних денег со счета матери — чтобы сохранить жизнь, единственному дорогому и близкому человеку. С самого начала фильма, мы знаем, чем все закончится, но все еще пытаешься верить, что все будет хорошо, что все закончится не так! Эмоциональная составляющая фильма — нечто настолько сильное, что в конце невозможно сдержать слезы, слезы отчаяния и безысходности.

    Мы видим, как война «пожирает» детство, заставляет ребенка смотреть на мир другими глазами, сталкиваться с трудностями, проблемами, безразличием и жестокостью. Фильм очень тяжелый.

    «21 сентября 1945 года… В этот день я умер» ©

    10 из 10

    25 апреля 2013 | 11:04

    Для меня анимэ — это тонкий синтез мира реального и мира ярких фантазий, несущий своеобразную философию, и порождающий самые светлые эмоции. «Могила светлячков» — абсолютно иное творения. С первых же минут, с первых же кадров Исао Такахата, словно ведро холодной воды, выливает на головы зрителей всю жестокость реальности этого мира. Последние дни войны, Япония терпит жесточайшие бомбардировки. В сердце одного из уничтоженных городов оказывается четырнадцатилетний Сэйта и его маленькая сестренка Сэцуко. В раннем детстве они познал весь кошмар войны, горечь потери близких людей, скитания, ибо лишены своего дома и безразличные взгляды проходящих мимо людей.

    Это история о том, как война вторглась в их детский мир, искажая восприятия и воруя у них счастливые детские годы. Сэйте пришлось очень рано вырасти, дабы позаботится о своей маленькой сестренке, ибо они одни в этом разрушенном войной мире, где нет ни победителей, ни побежденных. Забота о сестре — это единственное, что остается парню, которому пришлось вынести тяжелейшие испытания. Он борется за жизнь как умеет, и зритель совсем не осуждает и не жалеет его, но каждое его действия вызывает понимания, одобрения и одобрения.

    Война с ее кошмарами забрало у главных героев всю, оставив лишь крохотную жажду жизни, проявляющуюся в мерцании маленьких светлячков в темную весеннюю ночь…

    «Могила светлячков» — является своеобразной аллюзией к творчеству Ремарка главным лейтмотивом которой является война со всеми ее кошмарами. Очень сильный, глубокий, смысловой фильм, который передаст всю боль, всю тяжесть утрат, ужас и разрушения, какие несет война, искажая и меняя восприятия, не оставляя по себе ничего. Такие фильмы нужно смотреть, дабы всегда помнить, к чему приводит тщеславие и жажда власти сильных мира сего научится ценить и понимать всю красоту мирного неба.

    8,5 из 10

    11 марта 2013 | 03:41

    «Чёрный» дождь, такой шёл после бомбёжки японского города американской авиацией, во время окончании второй мировой войны. Именно под таким дождём маленькая Сэцуко своему старшему брату показала своё богатство,- кошелёк с четырьмя монетками и несколькими пуговицами, что являлось для ребёнка оказавшегося в эпицентре страшных разрушений настоящим сокровищем, подобно бриллиантам. Для неё это одна из маленьких радостей, необходимая вещь, способная отвлечь от пожаров и гибели целых тысяч людей.

    Создатель «Могилы светлячков» Исао Такахата своей работой продемонстрировал войну, такая как она, есть, не забыв показать в ней остатки человеческой теплоты вместе с её равнодушием и безразличием к потерпевшим, что самое страшное в начинающей сцене, показано самое низкое отношение своих же к своим. Однако главный акцент он устанавливает на отношении Сэйта и Сэцуко, на их развитие и их проблемы, таким образом, что каждый раз пересматривая фильм, не возможно не волноваться за судьбой бедных детей, попавших в самое пекло страшной войны.

    Ах, да, я давно перестал ценить кино за его технические параметры, что для меня, самое главное, что оно было с сердцем, а этот фильм, обладает сердцем раненного ребёнка, на которое невозможно глядеть без слёз. Вдобавок сам фильм не акцентирует основное внимание о войне, его задача рассказать о сохранении семейных отношений и об умении не быть упрямым, понимать, от тебя зависит ещё одна жизнь и нужно контролировать свою гордыню.

    И это не только аниме, это великое кино о страшных днях и о семейных отношений, способное каждому дать кое-что очень важное и нужное.

    1 декабря 2015 | 10:43

    Нет, не эти глупые бессмысленные фильмы и сериалы, не несущие в себе никакой смысловой нагрузки. Вот, что должен видеть каждый! Я искренне не понимаю некоторых людей, которые не показывают этот мультфильм детям, оправдываясь тем, что это пошатнёт слабую психику их чада. Я сама посмотрела этот мультфильм, когда мне было 9 лет и ничего ужасного со мной не произошло. А наоборот, я лишь научилась сопереживанию и доброте, поняла, что такое война и как это больно и страшно.

    Это шедевр. Больше тут и добавить нечего…

    «Дети не должны платить за ошибки взрослых…»

    10 из 10

    23 марта 2009 | 21:48

    «Великая Япония проиграла войну». Разумеется. Она проиграла войну именно тогда, когда люди начинали погибать от голода и нужды. Не от разорвавшихся снарядов, не от вражеских пуль, а от голода и нужды. В тылу собственной могучей империи, люди, которые ничего не могут больше отдать своей стране, обречены на гибель. А в это время фермер по соседству продолжает наживаться на нужде и смерти. Не можешь ничего дать — умирай. Один из неписанных суровых законов войны в действии. Этому закону и посвящен фильм.

    Полтора часа боли и безысходности, пропитанной равнодушием. Фабула построена таким образом, что зритель уже в начале знает, что ожидает героев в конце пути. Остаётся лишь наблюдать за тем, как Сэйнта медленно теряет надежду. Его попытки выжить и приободрить собственную сестру не могут оставить равнодушными. Взять хотя бы эпизод, когда Сэйнта, чтобы хоть как-то отвлечь свою сестру, показывает ей трюки на турнике. И это в тот момент, когда он только что потерял свою мать и свой дом! Когда вокруг бушует напалмовый ад!

    Сестра не остаётся в долгу: маленькая девочка, умирая от голода, делится последней крошкой риса (чуть не сказал «последней крошкой хлеба» — вот она, разность наших культур) со старшим братом. Самопожертвование и несломленный гордый японский дух остаются с ними даже в такие трудные часы. Даже на фоне войны и, что куда страшнее, вероломного безразличия окружающих. Безразличие настолько пагубное, настолько омерзительное, что способно вызвать у зрителя не менее сильные отрицательные эмоции. Безразличие захватило сердца почти всех: начиная от уборщиков в метро, заканчивая фермером и родной тётей Сэйнта и Суцэко. Так от безразличия погибают великие империи.

    В сочетании с японским колоритом, безысходность и безнадёжность создают некую густую атмосферу, которая с трудом поддаётся описанию. Эту атмосферу необходимо вдыхать, чтобы почувствовать дух куртины. Такахата и Носака смогли сгустить атмосферу почти до осязаемого состояния. Стоит ли говорить, что рисовка и анимация выполнены великолепно.

    Итог: достойные 9 из 10. Не самый тяжелый, не самый пронзительный. Существуют другие произведения, где война показана либо жестче, либо достовернее. Но в «Могиле Светлячков» она показана с такой стороны, с которой мы не привыкли на неё смотреть. А ведь порой так полезно взглянуть на вещи с разных точек зрения.

    P.S. Да пусть судьбы наши сложатся так, что все мы избежим войны.

    5 мая 2012 | 11:45

    Недавно посмотрел это аниме. Что могу сказать? Я ужасно разочарован. По отзывам и советам, я решил что это очень трагичное и «сильное» аниме.

    Что я увидел? — историю о двух детях, выживающих в… А в чем собственно выживающих? Атмосфера — не передает никаких особых чувств. Грусть у меня не вызвала. Разве что какое-то состояние «бедности». Вообщем атмосфера — абсолютно «серая».

    Возможно мне показалось это таким скучным, потому-что таких детей и в реальности было много. Герои «Могилы Светлячков» — ничем не выделяются среди них. Они обычные дети, оставшиеся без опеки.

    Удивило отношение людей к детям. Такое чувство, что эти дети — виноваты в войне. Может это должно было как-то показать всю трагичность ситуации, но по-моему это слишком глупо. Поразила упертость и тупость брата. Решил поиграть в самостоятельного, да в такой то ситуации?

    Вообщем аниме ничем не удивило. Обычная история, поданная под обычным соусом. Лучше посмотреть какой-нибудь фильм про детей, выживающих во времена войны. Таких полным полно.

    2 из 10

    14 сентября 2013 | 23:46

    Шок. После всего яркого, графического, коммерческого и поп-корнового кино, которое появляется на экране, с той же частотой, что и пыль, работа Исао Такахата «Могила светлячков», вызывает именно шок… На верху, в разделе жанр, написано обозначение «мультфильм». Я честно, ну просто не как не могу назвать данную картину мультфильмом, и тем более, не за что не посоветовал бы её детям.

    Это кино, пропитанное переживанием, горем, обманом, слезами, огнём и кровью. Оно заставляет дрожать, молчать, жалеть, ненавидеть и думать. Это огромный музей «переживаний», картины которого, вызывают дрожь, мурашки по коже, и блеск в глазах от слёз, но во всех этих картинах, есть лучики добра, и глобальной любви, которые к великому сожалению, обречены погаснуть навсегда.

    Эти маленькие дети, они действительно, как маленькие светлячки, в большом тёмном убежище. Знаете, мне кажется это именно тот самый момент, когда мне просто сложно рассуждать, или что-то разбирать по частям. Сложно комментировать, и сложно описывать персонажи. Просто какой-то комок в горле.

    Самый большой шок от просмотра, за очень долгое время.

    15 мая 2009 | 22:10

    Июнь 1945 года. Война уже закончилась для большинства стран, только гордая Япония упорно продолжала вести заведомо проигранную битву. Смерть постоянно кружила в японском небе — то в образе камикадзе, летевших на гибель уже практически ни за что, то под видом американских бомбардировщиков, напалмом уничтожавших мирные города и гражданское население. Напалм (загущенный бензин) легко воспламеняется, горит очень медленно, хорошо прилипает даже к вертикальным поверхностям. Много ли надо японским бумажным домам и хрупкому человеческому телу? В 1980 году конвенцией ООН было запрещено применение против мирных жителей этого одного из самых бесчеловечных в мировой истории вида оружия. Но в 1945, американцам, к сожалению, еще никто не мешал.

    Так 14-летний Сэйта и его маленькая сестренка остались без дома и без матери. И началась их страшная история борьбы за жизнь. У меня мороз по коже вызвала фраза маленькой Сэцуко — «Если мы будем плавать, нам захочется есть». Насколько же война искалечила ее душу, которая вообще не должна еще знать никаких проблем и бед! Но дети в любой ситуации остаются детьми — простые радости вроде коробки леденцов помогают, хотя бы на минутку, забыть о том ужасе, что происходит вокруг. Сцена, когда девочка вместо леденцов сосет камни, признаюсь, довела меня до рыданий. Хотя слезы постоянно наворачивались еще чуть ли не с самого начала — до того трагичная, невыносимо тяжелая атмосфера у аниме, которую не в каждом фильме достигнешь. Красное небо, воздушная тревога, пожары, жестокость «чужих», жестокость «своих» (вряд ли кто-то сможет удержаться от ненависти к тете), и больная маленькая девочка, ради которой ее брат готов пойти на все — даже на мародерство и воровство. Равнодушный врач сказал, что девочке надо правильно питаться. Но где я возьму ей еду?! (с)

    Особый ужас этой сцене придает то, что Великая Япония к тому моменту уже успела капитулировать. Война на бумагах закончилась. На деле — нет. Напалма уже не будет, но его последствия будут разрушать жизни еще много лет. Как объяснить маленькой сестре, почему светлячки так рано умирают, она ведь даже и не понимает еще толком, что такое смерть? Люди, особенно дети — они как светлячки. Чуть-чуть посильнее сожмешь — и приходится им копать могилы, или, в японском варианте, искать уголь для кремации.

    Сложно говорить про такую Драму, что она понравилась. Это слово тут просто неуместно. Она должна не нравиться, а очищать душу. Тяжелая история, которую необходимо знать. Потому что даже по современной Японии (да и вообще по всему миру), по прошествии стольких лет, все еще бродят красные призраки, сожженные в огне бессмысленной несправедливой войны.

    15 июня 2011 | 11:39

    Посмотрел это мультфильм, соблазнившись столь положительными отзывами, хотя и не являюсь фанатом аниме.

    Безусловно, антураж Второй Мировой Войны и трагичность происходящего вносят определённую напряжённость, заставляют в какой-то мере сопереживать героям. Дети, оставшиеся без родителей — такая ситуация уже сама по себе кажется безвыходной. Но здесь нет характерной для японской анимации жестокости. Бомбёжки и пожары лишь косвенно показывают весь ужас войны.

    Тем не менее, финал довольно предсказуем, а оттого не столь выразителен. Драматические диалоги порой переходят в явные воспитательные нотации, отчего становится понятно, почему этот фильм был рекомендован для просмотра во всех школах Японии. Один из главных героев своим самоотверженным, но всё же бестолковым поведением вызывает уже не сочувствие, а скорее неприязнь.
    Прямолинейность и незамысловатость повествования подходит больше для детей. Взрослым, думаю, смотреть не обязательно.

    6 из 10

    22 июня 2008 | 17:32

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>