всё о любом фильме:

Могила светлячков

Hotaru no haka
год
страна
слоган-
режиссерИсао Такахата
сценарийИсао Такахата, Акиюки Носака
продюсерТору Хара, Дэвид Дель Рио, Джои Гобео, ...
операторНобуо Кояма
композиторМичио Мамия
художникНидзо Ямамото
монтажТакэси Сэяма
жанр аниме, мультфильм, драма, военный, ... слова
бюджет
$3 700 000
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время89 мин. / 01:29
Последние дни Второй Мировой войны. Американская авиация бомбит беззащитные японские города. В водоворот людского каждодневного кошмара попадают 14-летний Сэйта и его сестренка Сэцуко. Понеся самую горькую утрату — потерю близких, они остались совсем одни. Юный мальчик в одночасье становится взрослым, столкнувшись с жестокостью мира. Он осознаёт, что от него зависит жизнь его маленькой сестры.

Укрывшись в заброшенном убежище, Сэйта и Сэцуко пытаются выжить, положившись только на свои силы. И пусть в глазах смертоносный огонь в небе — всего лишь огоньки светлячков, жестокая война не щадит даже невинные детские души, вынося им свой беспощадный приговор…
Рейтинг мультфильма
IMDb: 8.50 (147 902)
Рейтинг кинокритиков
в мире
97%
33 + 1 = 34
9.1
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • Мультфильм снят по мотивам автобиографического романа Акиюки Носаки «Могила светлячков» (Hotaru no Haka, 1967).
    • Чтобы подобрать детей на роль Сэцуко и Сэйты, Такахата отправился в Кобэ. Там он и нашел пятилетнюю Аяно Сирайси, которая впоследствии исполнила одну из главных ролей. Ответ на вопрос, почему Такахата искал актеров именно в этой провинции, заключается, вероятно, в том, что он искал актеров с голосовым акцентом именно этого региона, так как тут и происходит все действие мультфильма.
    • Экранизация книги считалась проектом, обреченным на коммерческий успех благодаря его «образовательному» значению. Поэтому фильм был выпущен в паре с фильмом «Мой сосед Тоторо» (1988) Хаяо Миядзаки, чтобы «протолкнуть» его к зрителю. В итоге оба фильма были закуплены многими школьными советами для показа ученикам.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о мультфильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Концовка со смертью главного героя была изобретена Такахатой. В оригинале и в жизни Сэйта/Носака остался жив.
    • еще 1 факт
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 98 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Прошлые отзывы прекрасно передали все мои чувства. Фильм (не посмею сказать мультфильм, после того, что увидел) — Сокровище. Первый раз (и я думаю, последний), что я плакал после фильма… Самый сильный фильм из всех, что я видел раньше.

    И правда, никаких взрывов, жестокости и т. д., но фильм выворачивает душу…

    И грустные глаза маленькой девочки могут сделать гораздо больше, чем плач и рыдания взрослых на войне… В этом фильме отлично показано безразличие властей на войне к своим гражданам и их детям.

    Я не смогу посмотреть этот фильм второй раз. Не хватит нервов…

    Моя первая рецензия, так что извините за невнятность.

    10 из 10

    19 ноября 2009 | 21:59

    Ни разу не детский. По сюжету и панораме выходит так, слишком мрачно схвачена тема войны, какие-то трупы, страдание. О войне для детей нельзя снимать по-взрослому, до детей не дойдёт что такое война и это им сейчас не нужно, это даже взрослым не нужно, а если что-то и дойдёт, то плохое.

    Наверное, произошла досадная ошибка — надо было снимать по книге фильм для юношества, не анимационный, а вместо этого по-детски нарисовали то, что на что рука не должна подниматься. Ребёнок это не маленький взрослый. Почему-то даже талантливые художники об этом забывают.

    Мультфильм по сюжету неинтересный, герои не вызывают сочувствия. Думаю, нужно быть очень инфантильным, чтобы переваривать такое. Ко мне в этом вопросе может встать вопрос доверия, но вот совсем недавно я, в поисках чего-нибудь съестного для младшего брата, посмотрел «Унесённые призраками». Вот это действительно сказочный и детский мультфильм, каким и должен быть. Да, из-за того, что его урезали на час с лишним, сюжет потерял целостность, что-то осталось нераскрытым, но дети-то этого не заметят. Само повествование довольно классическое, в нём я узнаю запах книг со сказками, которые читал в детстве. Близость к литературе и насыщенности каждого плана приближает Миядзаки к искусству, а вот современная манера делать мультфильмы динамичными приближает их к кинопсевдодокументализму, свойственному фильмам последних 5-10 лет, когда всё разворачивается у тебя на глазах в едином ключе времени. Именно этот псевдореализм гробит и кино, и мультфильмы, потерявшие всякое содержание.

    Исходя из того, что пишут о режиссёре, ставлю двойку, а не кол. У Миядзаки тоже есть промахи, бессодержательные вещи, но с форматом у него проблем не было — он хорошо понимал для кого снимает и что имеет ввиду. Меня удивил его совсем какой-то взрослый мультфильм «Порко россо», грустный очерк как-будто о самом себе, в нём всё рельефно и живо, иронично, он мне чем-то даже напомнил «Лоуренса Аравийского» — тоже одиночка, какие-то банды, но в этом мультфильме нет главного достоинства Лоуренса — отсутствия любовной линии (из-за ожидания которой я затягивал с просмотром фильма, боясь, что посреди пустыни обязательно объявится какая-нибудь султанша). Правда, по всей видимости, любовная линия так и осталась у Миядзаки недосказанной и, наверное, второстепенной, что мне весьма понравилось. В свете смешных притязаний успешного летчика Кёртиса, мечтающего стать актером и президентом, вся эта картина выглядит очень ироничной, поэтому грустный конец как нельзя кстати.

    А этот мультфильм не рекомендую к просмотру, разве для ознакомления.

    2 из 10

    28 октября 2014 | 20:04

    Человек я очень впечатлительный и чувственный, поэтому не могу не написать об этом аниме. Очень давно наткнулся на это странное и одновременно необъяснимо манящее название — «Могила светлячков». Звучало очень символично и красиво. Так в общем-то я и нашел это аниме — совершенно случайно можно сказать; но название сразу заинтересовало, и я уже не мог просто так «пройти мимо», что-то я в нем сразу почувствовал. Прошло уже много времени с тех пор.

    Что я могу сказать? Одно из самых сильных произведений, которые мне довелось смотреть. Те ощущения и эмоции, которые возникают во время просмотра, просто неописуемы, и их очень сложно выразить или передать. Настолько «по-настоящему» сие произведение передаёт всю атмосферу, чувства и… боль. Сдержать слезы очень сложно. В своё время я прекрасно знал, что буду сейчас смотреть; прекрасно знал, что это очень грустное аниме. Но все равно решился посмотреть. Точнее, посчитал это своим долгом и ничуть не жалею сейчас об этом. Скажу честно — хватило одного раза. Почти весь фильм держался, но конец настолько сильно меня шокировал, что я просто заплакал. Несмотря на то, что конец очевидный (к сожалению), несмотря на то, что ты его ждёшь и прекрасно понимаешь, что случится, все равно… Все равно! Так не должно быть! До последнего момента не хочется во все это верить. Все таки слишком данное аниме реалистичное… Те, у кого есть младшие брат или сестра, да и вообще все, кто могут поставить себя на место главных героев поймут меня. Ужас, просто какой-то кошмар — и это война. И она была, пусть мы её и не знаем. Думаю, такие произведения, как «Могила светлячков» преподносят нам хороший урок и дают понять, что к чему. Заставляют задуматься обо всем на свете. О жизни и о смерти. В общем, нет слов больше. О прекрасной рисовке и потрясающем саундтреке до меня и так многие рассказали.

    Бесценное творение. Настоящее произведение искусства. Обязательно смотреть всем данный шедевр!

    15 августа 2013 | 04:11

    Сегодня я открыла для себя другую сторону мультфильмов. Я посмотрела «Могилу светлячков» — первый в моей жизни мультфильм про реальные человеческие проблемы. Мультфильм про военное время, про все ее последствия. А, казалось бы, что нет ничего более невозможного, чем мультфильм про войну.

    Хотя какой это мультфильм? Это просто история. История, написанная в живых картинках. Ее невозможно описать словами, ее надо увидеть и прочувствовать. Надо просто уйти в себя на время и посмотреть «Могилу светлячков».

    Я привыкла к творчеству Миядзаки и очень ценю его мультфильмы за мораль и красивые сказочные истории, но сегодня я посмотрела шедевр Такахаты. Сегодня я открыла для себя что-то новое и потеряла нечто. Не знаю что, но я чувствую, что мои глаза не будут смотреть на мир как раньше…

    Я не могу сказать больше, так как одни воспоминания о «Могиле светлячков» порождают целую бурю эмоций. Спасибо создателям и малышке Сэцуко за то, что она просто есть в этой истории, за ее розовые щечки и большую любовь к брату.

    Слезы действительно стоили этого и мне не жаль пролить их снова, чтобы почувствовать всю страшную боль и мимолетные радости, преданную любовь и ненависть этой картины, ставшей для меня единственной и неповторимой в своем роде…

    10 из 10

    21 марта 2013 | 21:20

    Странно, но я не поверил.

    Бывает, что видишь в фильме фальшь хоть в чем-то, и сразу не можешь всерьез воспринимать всю картину.

    Мне показалось неестественным то безразличие, которое все выказывали в отношении больного ребенка. Да всегда и везде во время войны в первую очередь заботятся о детях, отрывают от себя последнее, чтобы отдать детям. Тут же все будто обозленные на обоих детей, особенно на маленькую девочку. Если это какая-то метафора или другой художественный ход — то он неудачный, т. к. неправдоподобен.

    Брат до самого конца не видит, что девочке плохо, что она болеет. Не обращается к врачу. Ну это же глупость полная. Даже в этой ситуации он не хочет вернуться в дом тети — ну какая гордость может быть во время войны?! Речь о выживании.

    Если все события фильма — аллегория на безразличие общества, на ужасы войны, потерю близких, лишения, — то он совершенно неудачен. Любой народ в такой ситуации сплочается, приходит друг другу на помощь, особенно самым слабым. (Как у нас во время Великой Отечественной Войны матери брали на воспитание осиротевших детей).

    Создалось впечатление, что это попытка, используя беспроигрышный мотив — войну, создать неимоверно жалостливый фильм. Это удалось. Но не более. Действительно, фильм переполнен трагизмом, но смысла он ничему зрителя не учит. Он не правдив. Он просто показывает страдания, боль, утраты. Такую же жалость можно было бы вызвать у зрителя показав, как топят котят или что-то в этом роде. Бессмысленно и трагично.

    PS С Миядзаки это и рядом не стоит.

    1 февраля 2012 | 02:06

    Одна из проблем фильма в том, что раскрыли концовку с самого начала. Соответсвенно и шок и жалость при просмотре фильм не вызывает, т. к. уже знаешь к чему все идет.

    Вторая главная проблема фильма — бестолковый старший брат. Нелогичность его поведения, инфантильность, ленивость, безответственность и юношеский максимализм к середине уже начинает злить.

    Я все понимаю. Дети лишились родителей. Но есть родственница, которая не может повесить на себя еще 2 голодных рта. На дворе война как ни как.

    А что делает старший брат в такой бедственной ситуации? Плывет по течению. Работать он не хочет, учиться тоже. Помогать по дому не спешит. Целыми днями сидит в своей комнате читает комиксы или гуляет с сестренкой по окрестностям.

    На укор своей тети, что кто работает, тот и ест отреагировал крайне эгоистично и купил себе печку, что бы никто его не беспокоил. Но даже и в этой ситуации ему хватило наглости за собой не помыть посуду. Когда же конфликт достиг своего апогея наш главный герой не нашел другого выхода как съехать в шалаш на берегу реки. Но самое страшное, что тетю выставляют мегерой, которая не хочет входить в положение детей и всячески пытается их выжить. Сначала так и казалось, но достаточно поставить себя на ее место и ее поведение становится крайне логичным и понятным. Сейто сам уперся рогом и не захотел входить в чужое положение.

    Уже после такого можно нахлестать мелкому, что бы мозги встали на место.

    Третья причина это время года. Все можно понять, если бы на улице была осень или зима, но действие происходит летом. В июле месяце. А старший брат ни до чего кроме как до риса не додумался. Напомню, что они жили на берегу реки. Он мог с утра до вечера рыбу ловить, ягоды собирать, да хотя бы свой небольшой огород организовал. И фильм прозрачно намекает на это, когда на берег реки пришли ребята ловить рыбу!!! Но нет. Он решил тратить НЗ своего отца и покупать еду у фермеров, а когда его развернули он решил воровать. Этого мальчика уже ничего не исправит.

    Четвертая причина это же конец войны. В стране разруха, рабочих рук не хватает, как-то надо поднимать аграрный сектор страны, выстраивать инфраструктуру заново, но за весь фильм Сэйто ни разу не попытался найти работу. Парню уже 14 лет. Не инвалид, не калека. Сильный и спортивный. Если его лично пинали ото всюду, то мог бы обратиться к той же тете, что бы хоть какую-то работу ему нашли.

    Весь фильм Сэйто жалеет себя и ненавидит других. Выставляет себя эгоистом. Вся забота о своей сестре сводится только к поднятию ее настроения, когда та начинает грустить, да пичканьем ее конфетами, что бы не ревела. Заметил, что сестра болеет непростительно поздно. Долгое время вообще не обращал на это внимание. А когда пришел к доктору хватило наглости еще и наорать на него.

    Фильм пытается всеми силами выжать слезу из зрителя. Но за завесой глупости не видно драмы. Во всех бедах виноват Сейто и только. На его руках кровь. И оправдания ему нет.

    А начинался фильм многообещающе. И общие отзывы положительные. Чему учит фильм я так и не понял. Мысли о помощи близким, заботе, доброте в фильме нет. Единственное, что можно вынести так это то, что вокруг люди все безразличные и проще встать на криминальную дорожку, если лень все делать по закону.

    27 октября 2014 | 14:36

    Мне кажется, этот мультфильм может принести своим зрителям как психологическую травму, так и её исцеление, а может, и то и другое.

    Осторожнее смотрите его, если вы чуткий и впечатлительный человек, правда, если вы не такой, то, может, вам вообще не стоит его смотреть.

    Мультфильм позволяет найти внутри себя маленького испуганного ребенка, который, возможно, был травмирован когда-то давно, и из-за непереносимости боли был нами отщеплен от основной части нашей личности, и в тот момент, когда мы утратили часть своей способности чувствовать и любить. Поэтому переживая вместе с героями фильма, пусть это больно, страшно и обидно, кто-то, возможно, сможет воссоединиться со своим травмированным внутренним ребенком.

    С другой стороны, возможно, вообще полезно иногда переживать подобные чувства, чтобы иметь такой опыт, принимать мир в его многообразии, ощущая не только «позитив», но и оборотную сторону реальности. Ведь она правда такова. И мы становимся сильнее, когда принимаем её целиком. Тогда мы можем и быть в ней, и менять её. И можем выбирать между добром и злом.

    19 января 2012 | 23:10

    До чего же это страшный и реалистичный мультик, воздействует посильней любого фильма, персонажи нереально живые, мне даже кажется что ни какие актеры не смогли бы передать те эмоции которые вызвали они, у меня после его просмотра была недельная депрессия, стоит ли говорить что я ревела в 3 ручья, на повторный просмотр я не решусь наверное никогда, сильнейшая шоковая терапия.

    Только я бы показывала его не детям а тем кто стоит у власти, для многих современных политиков я бы просто сделала его чем то типа настольной книги заставив пересматривать много много раз.

    15 февраля 2009 | 19:33

    Сколько всего жуткого в этом слове. Исао Такахата показал всю эту жуть и жестокость на примере детских судеб. Больно смотреть, когда погибают взрослые люди на войне, а когда дети — так это просто невозможно, это страшно…

    Сама история начинается с уже умиравшего мальчика Сэйты… Тут задумку режиссёра можно понять — перед смертью проносится вся жизнь, точнее жизнь с теми людьми, которые были дороги.

    Дальше все куда-то бегут, спешат, кричат — в общем, паника в Японском городе. Ещё бы, враг бомбит городишко. Сэйта подхватывает Сэцуко и бежит в убежище, оставляя при этом мать, что очень странно. Женщины не должны были воевать. Однако, эта ошибка стоила смерти матери.

    Мёртвая женщина показалась мне ужасной. Бинты, ярко-алая кровь… Да и похоронили её не с честью — кинули в яму с другими мёртвыми и всё.

    Сэйте и его сестре предложили пожить у знакомых, но вскоре его гордыня заставила покинуть чужой дом…

    Были моменты, когда невозможно было сдержавать себя — слёзы наворачивались на глазах, смотря в эти симпатичные, чётко нарисованные мордочки на экране.

    Этот фильм можно посмотреть с разных сторон — со стороны 14-летнего подростка и маленькой девочки. Сразу же вы поймёте, как сильно эти стороны отличаются.

    10 из 10

    27 ноября 2009 | 08:14

    Это произведение искусства даже и мультфильмом не назовешь — это нечто большее. Недаром «Могилу светлячков» изучают в японских школах. Такие истории надо знать и учиться на них, чтобы, не приведи Господь, не повторять тех ужасных ошибок. Да, они не улучшают настроения, а совсем наоборот. Но какова цель любой военной драмы? Уж никак не веселить зрителя… Если вспомнить все просмотренные мной военные драмы, то «Могила» займет среди них первое место по эмоциональности.

    Двое детей — мальчик -подросток и его младшая сестренка — пытаются выжить в военное время. Судьба уже нанесла им сокрушительный удар: мать детей погибла, отец пропал, приют они могут найти лишь у своей тетки, а та совсем не рада «лишним ртам», ведь в стране царит голод. И приходится двум юным созданиям выживать самостоятельно. И как не старается мальчик уберечь свою сестру и себя от голодной смерти, а Костлявая уже ждет-не дождется встречи с ними…

    Характерно, что в «Могиле» нет 100%-положительных и 100%-отрицательных героев (кроме маленькой девочки). Каждый по-своему прав, и по-своему виноват в происходящем кошмаре. Всё, как в повседневной жизни.

    О Боже, как этот мультфильм снят, какой здесь атмосферный видеоряд! И какие же яркие эмоции у этих нарисованных детей! Уверен, сыграй их живые актеры, история смотрелась бы не так правдоподобно. Видеоряд, где один лишь кадр со светляками уже навевает грусть; эмоции нарисованных героев; пронзительный саундтрек — все эти составляющие приводят к тому, что мультфильм больно бьёт по сердцу. «Хатико» на его фоне — веселая комедия. Даже и не пытайтесь сдержать слезы в финале «Могилы» — все равно не выйдет. И я плакал, хотя парням плакать не полагается.

    Такое аниме надо держать на почетной полке, чтоб не пропало для будущих поколений.

    10 из 10

    Страшно представить, сколько таких историй уже было и ещё будет в мире. Ведь людское равнодушие, злобу, милитаризм, увы, не искоренить…

    14 августа 2013 | 14:12

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>