всё о любом фильме:

Могила светлячков

Hotaru no haka
год
страна
слоган-
режиссерИсао Такахата
сценарийИсао Такахата, Акиюки Носака
продюсерДэвид Дель Рио, Тохру Хара, Джон Лэдфорд, ...
операторНобуо Кояма
композиторМичио Мамия
художникРиоичи Сато, Нидзо Ямамото
монтажТакэси Сэяма
жанр аниме, мультфильм, драма, военный, ... слова
бюджет
$3 700 000
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время89 мин. / 01:29
Последние дни Второй Мировой войны. Американская авиация бомбит беззащитные японские города. В водоворот людского каждодневного кошмара попадают 14-летний Сэйта и его сестренка Сэцуко. Понеся самую горькую утрату — потерю близких, они остались совсем одни. Юный мальчик в одночасье становится взрослым, столкнувшись с жестокостью мира. Он осознаёт, что от него зависит жизнь его маленькой сестры.

Укрывшись в заброшенном убежище, Сэйта и Сэцуко пытаются выжить, положившись только на свои силы. И пусть в глазах смертоносный огонь в небе — всего лишь огоньки светлячков, жестокая война не щадит даже невинные детские души, вынося им свой беспощадный приговор…
Рейтинг мультфильма
IMDb: 8.50 (135 937)
Рейтинг кинокритиков
в мире
97%
33 + 1 = 34
9.0
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Мультфильм снят по мотивам автобиографического романа Акиюки Носаки «Могила светлячков» (Hotaru no Haka, 1967).
    • Чтобы подобрать детей на роль Сэцуко и Сэйты, Такахата отправился в Кобэ. Там он и нашел пятилетнюю Аяно Сирайси, которая впоследствии исполнила одну из главных ролей. Ответ на вопрос, почему Такахата искал актеров именно в этой провинции, заключается, вероятно, в том, что он искал актеров с голосовым акцентом именно этого региона, так как тут и происходит все действие мультфильма.
    • Экранизация книги считалась проектом, обреченным на коммерческий успех благодаря его «образовательному» значению. Поэтому фильм был выпущен в паре с фильмом «Мой сосед Тоторо» (1988) Хаяо Миядзаки, чтобы «протолкнуть» его к зрителю. В итоге оба фильма были закуплены многими школьными советами для показа ученикам.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о мультфильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Концовка со смертью главного героя была изобретена Такахатой. В оригинале и в жизни Сэйта/Носака остался жив.
    • еще 1 факт
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 98 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Этот мультфильм показывает твои чувства, эмоции тебе же самому. Удивляться собственным слезам, умилениям… тому, как защемило сердце — такое бывает? Отвечу — да!

    Я до конца своей жизни буду помнить один эпизод: Где девочка со словами «Я хочу к маме» опускает голову и молча стоит несколько секунд. Я плакала вместе с ней, потому что для меня это было настолько сильно и невыносимо больно. И этот момент не сотрется из моей памяти. И даже сейчас, печатая отзыв, я не могу сдержать слез.

    Этот мультфильм не только о войне и жизни в этот период. Он показывает светлейшие чувства, какие только могут быть присуще человеку — любовь и опека брата, любовь к родителям, к Родине..

    И напоследок:

    Ни один актер не смог бы передать те эмоции, которые показывает мимика и взгляды этих обычных нарисованных персонажей..

    фильм выше оценок

    6 июня 2009 | 22:44

    Isao Takahata — Hotaru no haka — драматический синкретизм любви и ненависти. Фильм о братике Seita и сестренке Setsuko в последние мгновения войны в Японии. Постоянные налеты американцев, пожары, ранения, смерти, но Великая Японская Империя не собирается капитулировать и борется изо всех сил жертвуя мирными жителями. Главная тема фильма — социальная жизнь во времена открытых военных действий страны.

    Впечатляющими в фильме стали способы драматизации. Фильм снят буквально от первого лица (начало — «день когда Я умер») — старый проверенный метод усиление эффекта реалистичности — все что мы видим — происходило на самом деле. И действительно, таких случаев было множество, война есть война. Ко всему прочему добавилось очеловечивание героев второго и третьего планов, эта тема становится все актуальнее и актуальнее с тенденцией озлобления людей.

    Что касается названия — «Hotaru no haka»(могила светлячков) — то здесь каждый сможет понять что название неоднозначно. Тут возможно сравнение, метафора, и много другого, но мне кажется, что это все же маленькое сравнение оснащенное эффектом антиспойлера, то есть по сути намек, но не прямой.

    Нельзя е считаться с такими фильмами, они принесут правду, чувства, понимание терпимость. Я думаю многие из посмотревших этот шедевр задумались над своим отношением к тем или другим народам, о своем отношении к своим соседям и их детям. Если каждый, как я, поплачет над фильмом, жить станет куда приятнее всем вокруг.

    10 из 10

    6 мая 2012 | 13:33

    Это произведение искусства даже и мультфильмом не назовешь — это нечто большее. Недаром «Могилу светлячков» изучают в японских школах. Такие истории надо знать и учиться на них, чтобы, не приведи Господь, не повторять тех ужасных ошибок. Да, они не улучшают настроения, а совсем наоборот. Но какова цель любой военной драмы? Уж никак не веселить зрителя… Если вспомнить все просмотренные мной военные драмы, то «Могила» займет среди них первое место по эмоциональности.

    Двое детей — мальчик -подросток и его младшая сестренка — пытаются выжить в военное время. Судьба уже нанесла им сокрушительный удар: мать детей погибла, отец пропал, приют они могут найти лишь у своей тетки, а та совсем не рада «лишним ртам», ведь в стране царит голод. И приходится двум юным созданиям выживать самостоятельно. И как не старается мальчик уберечь свою сестру и себя от голодной смерти, а Костлявая уже ждет-не дождется встречи с ними…

    Характерно, что в «Могиле» нет 100%-положительных и 100%-отрицательных героев (кроме маленькой девочки). Каждый по-своему прав, и по-своему виноват в происходящем кошмаре. Всё, как в повседневной жизни.

    О Боже, как этот мультфильм снят, какой здесь атмосферный видеоряд! И какие же яркие эмоции у этих нарисованных детей! Уверен, сыграй их живые актеры, история смотрелась бы не так правдоподобно. Видеоряд, где один лишь кадр со светляками уже навевает грусть; эмоции нарисованных героев; пронзительный саундтрек — все эти составляющие приводят к тому, что мультфильм больно бьёт по сердцу. «Хатико» на его фоне — веселая комедия. Даже и не пытайтесь сдержать слезы в финале «Могилы» — все равно не выйдет. И я плакал, хотя парням плакать не полагается.

    Такое аниме надо держать на почетной полке, чтоб не пропало для будущих поколений.

    10 из 10

    Страшно представить, сколько таких историй уже было и ещё будет в мире. Ведь людское равнодушие, злобу, милитаризм, увы, не искоренить…

    14 августа 2013 | 14:12

    Интересная это все-таки штука аниме… Пока одни нанимают виртуозных актеров, строят сложные декорации, другие рисуют. Рисуют эмоции, страх, боль, злость, доброту. Пока одни снимают сложные кино-постановки с кучей актеров, другие рисуют мультипликационные фильмы, рвущие в клочья любое произведение киноискусства. Если бы мне раньше, до моего знакомства с аниме культурой, сказали что я смогу испытать настоящие живые человеческие эмоции от просмотра анимационного фильма, я бы не поверил. Потому что казалось бы что может сравнится с игрой актера? Невозможно нарисовать весь сонм эмоций, что способен передать человек, живой человек, а в особенности талантливый актер.

    Оказывается можно. Японцы вообще народ странный и в голове у них тараканов полно. Причем не обычных, а жирных таких, усатых, японских. Они решили с помощью аниме тягаться с кинематографом. Казалось бы абсурд. Мультики мультиками, а кино это кино. Но черт возьми когда во время просмотра ты просто напросто забываешь, что смотришь анимационный фильм, глядишь в экран и видишь не рисованных персонажей, а живых людей из плоти и крови, ты понимаешь, что аниме ничем не уступает кинематографу. И никогда не уступит пока у него есть такие произведения искусства как Могила светлячков.

    Таких драм настоящих, проникновенных, чувственных, тонких, неимоверно тяжелых, эмоциональных и чертовски живых, в кинематографе раз два и обчелся. А тут анимационный фильм. Большой рисованный шедевр, который оставляет после себя кучу эмоций, мыслей, боли…

    Война штука сложная… Она часть нашей жизни. Когда она приходит в твой дом, от нее не спрячешься и не убежишь. И даже если тебе удается ее пережить она оставляет свой след. В данном произведении все несколько иначе… и след остался у меня. Потому что я, можно сказать, ее пережил. Опосредованно конечно, через судьбы этих двух детей, оставшихся без дома и вынужденных существовать (по другому не скажешь) в новых для себя условиях. Но несмотря на это остававшихся детьми, непосредственными, веселыми. Дети остаются детьми всегда и везде. В любых условиях. Даже перед лицом смерти… Даже когда обстоятельства взваливают на тебя непосильную казалось бы ношу ответственности за младшую сестру.

    И Сэйта достойно справился. Он сделал все что мог, хотя ему было, на мой взгляд, намного тяжелее чем его маленькой сестричке. Он сделал все что мог… Настолько насколько мог сделать 14-летний мальчишка. Просто обстоятельства зачастую оказываются сильнее нас. Война ломает судьбы, жизни, и наиболее уязвимы для ее жерновов дети. Их психика еще слабая и неокрепшая и они еще не способны в полной мере и адекватно оценивать происходящее. Они делают ошибки. А во время войны эти ошибки зачастую фатальны…

    Просто шедевр…

    9 из 10

    23 марта 2009 | 12:59

    Над равнинами и холмами висит туман. Вдалеке видны след пожарищ, поднимающиеся от земли черными ручьями — там вчера разлетались в щепки дома, эхом разносились крики, мешающиеся друг с другом во всеобщем гуле, и рушились людские судьбы. А любая разрушенная судьба — это разрушенное будущее, будущее, которое все мрачнее из-за отсутствия у людей надежды, и присутствия издревле портящих жизни тараканов: злобы, гордости, алчности, жажды власти.

    Там, среди этих развалин, и кипела однажды жизнь наших героев, брата и его маленькой сестры, Сейта и Сэцуко соответственно, которым теперь придется самостоятельно выживать в разрушаемом войной мире — их родные умерли, и теперь дети одиноки. Одна только завязка, описанная в синопсисе, не предвещает ничего хорошего — неопытные, как они будут там одни, без помощи взрослых? Хотя, проблема скорее не в неопытности, а в людях вообще, которым свойственно совершать ошибки и всевозможные глупые поступки.

    Именно это и является ответом на заданный маленькой девочкой Сэцуко вопрос — «А почему светлячки умирают так быстро?» Однажды вечером, когда над землей загорится множество светлячков, она соберет в стеклянную банку часть этой светящейся радости, и, наблюдая за огоньками в ней, огорчится: их когда-то яркое сияние потускнеет. А все потому, что они оказались беспомощными в непригодных для жизни условиях, и некому было помочь.

    Вообще, «Могила светлячков» — вовсе не о войне. Просто война, как фон для развития событий, еще больше оголяет человеческую природу, и именно об этой самой природе и говорится в картине. Война обостряет инстинкты, пробуждая в одних людях эгоизм и желание спасти, извините за выражение, только свой зад, а в других — любовь, и желание спасти близких и любимых. И в каждом случае люди могут совершать ошибки, и совершают их: одни боятся протянуть руку помощи, другие, гордые и слишком самоуверенные, не желают ее принимать, будто желая что-то доказать и себе, и кому-то еще. Но война не терпит легкомысленного к ней отношения, как и сама жизнь.

    Сам же Исао Такахата, режиссер картины, точно также, как война не щадит своих детей, не щадит и зрителя, делая историю не просто наталкивающей на размышления о человеческой природе, но и сильно эмоциональной, цепляющей до комков в горле, мурашек и слезящихся глаз. Мало того, основана она на реальных событиях, и изменение судьбы одного из персонажей совсем ее не портит, а наоборот — делает происходящее еще трагичнее и ничуть не преуменьшает его правдоподобности, актуальности, и, конечно же, горечи отображаемых событий. Результат — один из сильнейших и умнейших представителей жанра, и одна из лучших антивоенных картин.

    10 из 10

    11 июля 2014 | 11:14

    Это аниме, произвело на меня большее впечатление, чем многие фильмы о войне, на создание которых тратятся миллионы долларов.

    Трудно поверить, но даже полное отсутствие в фильме о войне спецэффектов, может сделать его одним из самых значимых в мировом кинематографе.

    Мы не увидим ни взрывающихся самолетов, ни роботов, ни технологий, мы не услышим того, что часто является главным в современных военных фильмах- слов о том кто хороший и кто плохой, никаких возгласов солдат о спасении родины, хотя это тоже проявление патриотизма, но скажите, верите ли вы этим словам?

    Даже не смотря на то, что все персонажи нарисованы, и на то, что в этом аниме нет героев-спасителей, ему веришь. Оно показывает весь ужас войны, все то, что переживают дети, расплачиваясь за ошибки взрослых своими жизнями.

    Оценку ставить глупо, это аниме бесценно.

    3 мая 2009 | 00:12

    Фильм, начинающийся такими словами, непросто даже начать смотреть. Да, неожиданно для мультфильма.

    На тему войны сказано много и всегда можно написать еще больше. И это, наверное, не будет лишним. Об этом фильме я думал, как о возможности взглянуть на войну с другой стороны линии фронта, ведь Япония воевала на стороне Германии. Возможно, как взгляд на войну без этих помпезных парадов 9 мая, которые у нас так любят…

    Но больше всего меня задело другое. Я вообще много думал о том, что, помимо тех родственников, погибших в войну, которые есть почти у каждого из нас, было и множество тех, у кого не осталось вообще никого, кто вспомнил бы их имя. Именно таких, как семья Сэйто, которую война уничтожила полностью.

    Ведь если подумать, то потери Советского Союза превышают Японские примерно в сорок раз! И о скольких из них вспомнить просто некому…

    Так что, «Могила светлячков» — своего рода братская могила для всех, кому просто непосчастливилось родиться в то ужасное время и кто покинул этот мир, не оставив никого после себя. А таких были многие миллионы.

    15 февраля 2016 | 01:40

    Говоря о Grave of the Fireflies, хочется отвлечься от каких бы то ни было схем описания, абстрагироваться от надобности разбора сюжетной линии или образов персонажей, вообще не упоминать ни о стиле рисовки, ни о её качестве, поскольку все это настолько мелко и незначительно в сравнении с тем, какую общечеловеческую значимость несет идея сей работы и насколько вечные проблемы она затрагивает. Очень важно спустя какое-то время после просмотра (когда Вы сможете придти в себя) ответить на один простой вопрос: «А чем для Вас стала Могила Светлячков?». Лично для меня это аниме стало неким абсолютом и откровением среди всего, что была просмотрено и на момент до просмотра Grave of the Fireflies и по сей день, оно стало единственным в своем роде, и ниже я попытаюсь объяснить, почему.

    Могила Светлячков стала для меня единственной аниме-картиной, пересматривать которую не решусь еще на протяжении долгого времени, не решусь по совершенно банальной причине того, что страшно пережить заново историю маленьких героев. И это страх вовсе не из серии боязни, вызываемой фантастическими фильмами ужасов, которыми люди поднимают себе уровень адреналина в крови, желая пощекотать нервишки или развеять скуку, а страх этот от ощущений, что возникают на протяжении всей ленты. Ни одно другое аниме не способно ошеломить настолько сильно, настолько явно демонстрировать ужас реальности, от созерцания которой непроизвольно расширяются зрачки и пробегает холодок по всему телу. Это история из разряда тех, на которые попросту нельзя закрывать глаза и нельзя отводить взгляд в сторону, как бы того ни хотелось. Слишком болезненная проблематика этой картины, рассказывающая не просто о проблемах человека, но о настоящем горе, полном отчаяния и отсутствия какого-либо выхода. Настоящий рок безысходности, противостоять которому нет никакой возможности. И ведь это никакие не фантастические выдумки авторов или их желание лишний раз постращать зрителя, но это все реальные уроки истории, в основу которых положены страдания не гипотетических рисованных персонажей, а миллионов живших людей по всему свету. Излишне напоминать о том, что история человечества имеет свойство повторяться, поэтому описываемая ситуация не ограничивается только лишь конкретным временным периодом. Могила Светлячков рубит правду матку, а это не всем бывает приятно. И по этой же причине так низка его популярность: эту работу нельзя посмотреть, откинувшись в кресле, потягивая тонизирующий напиток через трубочку, здесь придется напряженно наблюдать и сопереживать каждую секунду, тратя свои нервы, не получая ни доли пресловутого «позитива», о котором так много пекутся в последнее время — большинство хочет всегда смеяться и отшучиваться, только это далеко не все, чем исчерпывает себя жизнь.

    Могила Светлячков — единственное аниме, которое находится вне привычных стандартизированных шкал оценок. Нельзя здесь по одним критериям ставить 10 баллов, а по другим — 0. Эта картина нечто большее, чем просто набор «завязка-развитие-кульминация-развязка». И поэтому вряд ли Grave of the Fireflies станет для кого-то самым любимым аниме или самым интересным, но то, что оно станет самым запоминающимся — бесспорно. А запомнится оно потому, что окажется близким и понятным не только японцу, русскому, но и всем людям, знающим значение слова «потеря». В этом и состоит величайшее предназначение искусства — объединять людей, невзирая на их национальность, место жительства, цвет кожи и вероисповедание. Сможете ли вы найти второе такое же аниме? Думаю, что нет.

    Могила Светлячков — одна из немногих работ, способная напрочь разбить идиотский стереотип в головах многих людей, думающих об аниме, как о «тупых кетайских мультеках». Здесь нет места ни одному опостылевшему стереотипу индустрии, нет места ни наигранной фальши, ни излишнему пафосу, ни одному другому искусственному проявлению — есть только искренность и желание донести до зрителя что-то очень важное в духовном и эмоциональном плане, желание научить зрителя быть более терпимым, более открытым и участливым. А потому эту работу надо популяризовать, о ней надо рассказывать. Оно заставит уважать и воспринимать японскую анимацию совсем по-иному. Если вас спрашивают: «что такое аниме и с чего стоит начать знакомство с аниме-культурой?», то в первых рядах советуйте людям смотреть Grave of the Fireflies.

    10 октября 2013 | 08:17

    Когда я начинала смотреть этот мультфильм, еще не знала, что меня ждет. Просто посоветовали. Просто скачала.. а получилось…

    Я никогда так не рыдала, еще несколько дней я ходила сама не своя. Так просто и так сильно показать всю бессмысленность войны. Конечно, вполне известный прием: на фоне конкретных судеб показывать жестокость происходящего. Но эти дети.. Этот мальчик, у которого просто отняли детство, потому что ему приходится быть и братом, и отцом, на которого вдруг легла ответственность не только за себя, но и за маленькую сестричку; эта смелая, сильная девчушка, которая даже в такое трудное время умеет находить свои маленькие радости. Два совершенно противоположных мира: мир войны и мир любви…

    Никогда не думала, что мультфильм может быть настолько сильным, сильнее многих кинофильмов. Такие мультфильмы заставляют серьезно относиться ко всей этой индустрии.

    10 из 10

    11 ноября 2008 | 17:04

    Думаю вряд ли я еще раз смогу посмотреть этот фильм. Не потому, что он плох, наоборот-он великолепен. Но не буду. Первый раз я его посмотрела около года назад, второй раз около полугода и чувство которое было со мной при просмотре ни капли не отступило.

    Несомненно, существует много замечательных фильмов о войне, но этот отличается тем, что в нем нет самой войны. Есть просто история, которая сможет оставить равнодушным только человека, которому в удовольствие смотреть на кровавое месиво. Мне так кажется.

    Я считаю, что самое лучше решение показать эту историю в качестве аниме. Попробуйте заставить ребенка посмотреть фильм о таком, и он не высидит и получаса. Дайте ему такую историю в формате мультфильма и он посмотрит. Не зря «Могила светлячков входит» в обязательную школьную программу в Японии.

    Отвращение к войне детям прививается сразу. Вместо стрелялок и фильмов о супер героях, которые иногда тоже уничтожают пол мира ради достижения «правильной» цели, показано то, что в этот момент испытывают самые добрые и беззащитные создания в нашем мире-дети.

    Есть ли люди, которые считают, что это аниме не достойно внимания?Есть ли люди которые могут доказывать, что аниме не может передать такие эмоции и ужас войны?Не тратьте своё время на пустые доводы, потратьте его лучше на просмотр, хотя естественно это фильм не для всех, но равнодушным он точно не оставит никого.

    10 мая 2010 | 15:21

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>