всё о любом фильме:

Призрак в доспехах

Kôkaku Kidôtai
год
страна
слоган«It found a voice... now it needs a body»
режиссерМамору Осии
сценарийКадзунори Ито, Масамунэ Сиро
продюсерМицухиса Исикава, Кен Иядоми, Кен Мацумото, ...
операторХисао Сирай
композиторКэндзи Кавай
художникТакаси Ватабэ, Хиромаса Огура
монтажСюити Какесу
жанр аниме, мультфильм, фантастика, фэнтези, боевик, триллер, ... слова
бюджет
сборы в США
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время83 мин. / 01:23
2029 год. Границы между государствами окончательно рухнули, благодаря повсеместно распространившимся компьютерным сетям и кибер-технологиям. Когда давно разыскиваемый хакер по кличке «Кукловод» начинает вмешиваться в политику, «9-й Отдел» Министерства Общественной безопасности, группа кибернетически модифицированных полицейских, получает задание найти и остановить хакера. Но в ходе расследования возникает вопрос: кто же такой «Кукловод» в том мире где грань между человеком и машиной практически стерта?..
Рейтинг мультфильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
37 + 2 = 39
7.5
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам манги Масамунэ Сиро «Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell, 1991).
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 143 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    «…Я считаю себя разумной формой жизни потому что могу думать, и осознаю сам факт своего существования…»
    [Мотоко Кусанаги]

    Раздетая Мотоко прыгает с небоскрёба… «Призрак в доспехах» нельзя оценивать, опираясь на то, что это аниме: ведь одно аниме совершенно не похоже на другое. От ясельных покемонов и грудномолочных Сейлормунов до съедающей мозг Тетради смерти, и оставляющего за собой массу вопросов — Евангелиона. Аниме может быть ужасающим, прекрасным, вампирносаговым, и даже порно-хентайным. Кто-то мог бы сказать, что все виды аниме однотипны, ведь всех их объединяет одно — сиськи. Да, поспорить с этим сложно: в диснеевских мультфильмах такого обилия и объема вы не найдёте. Но как говорится, сиськи сиськам рознь. Вот чем «Призрак в доспехах» и отличается от остальной японопликации: обилие и объемы здесь хоть и вполне анимешные, но все показанные в кадре сиськи — исключительно пластиковые и принадлежат киборгам. Так что к просмотру «Призрака» можно смело пускать детей «6+», ведь никакой вульгарщины они здесь не увидят: только экологически чистый полимерный пластик.

    Если Бато нет в кадре, значит он покупает корм для своей собаки… Недалёкое будущее. Интернет захватил мир, и все ведут подпольные войны за право владеть информацией. Киборги — полулюди полуроботы уже повсюду: особенно в полиции. Майор Мотоко Кусанаги и Бато — два идеальных бронированных тела: мозги — это всё, что осталось от тех, кем они были раньше. Работая в девятом отделе Министерства Общественной Безопасности, им приходится столкнуться с самым опасным хакером «Кукольником», который способен взламывать не только секретные базы данных, но и человеческие сознания, подчиняя их своей воле. Этот хакер является первым зародышем «кибер-цивилизации» (той самой, которая захватила людей в знаменитой «Матрице»).

    Майор Мотоко вставляет в свою шею кабель и входит в сеть… Да и ни для кого уже не секрет, что идея «Матрицы» появилась на свет в том числе и благодаря «Призраку в доспехах». Но, если «Матрица» рассматривает в своей основе идею безграничной силы разума человека, и непостижимость беспредельных человеческих возможностей (которые, к слову, так никто и не смог доказать), окунаясь в омут философии и в психологических особенностей самовнушения, то «Призрак» затрагивает более глобальные и актуальные вопросы: «Что есть человек?», «Что есть разум?», «Где та самая грань между искусственным интеллектом и живым сознанием?». Ценность «Призрака» также в том, что он в виде манги был создан ещё в 1991 году, и уже многие, созданные в те годы фантастические книги и фильмы утратили свою силу: в них завяли спецэффекты и заложенная суть стала наивной как первокурсница. А «Призрак» по-прежнему остаётся актуальным.

    Она перезаряжает свой ствол… Представим, что майор Мотоко Кусанаги в погоне за бандитом «Y» достаёт пушку и вышибает ему мозги разрывной пулей. На бетонный пол падает тело бандита с огромной дыркой в голове. Мозга не осталось. Человек ли это? Да, мёртвый, но человек. На первый взгляд всё логично. И перед нами по-прежнему человек «Y». Биология нам всегда доказывала то, что человек — это несколько центнеров мяса и прочих органических соединений, а ритуальные обряды убеждают нас в том, что живой ли, или мёртвый — он всё равно остаётся человеком, и относится к нему надо соответствующе. Но так ли это?

    Мотоко Кусанаги ищет истину, но Бато не воспринимает её всерьёз… Проводим второй эксперимент. В качестве подопытного возьмем персонажа Бато. Заменяем ему сначала ногу на искусственный прототип. А потом заменяем ему и все остальные части тела вместе с органами на искусственные аналоги, изготовленные по новейшим нано-технологиям. В конечном итоге, в нём заменено всё, кроме мозга. Мозг остался его прежним. Это всё ещё тот самый Бато? Вроде бы да. То же сознание, те же мысли. Он по-прежнему так же любит свою собаку.

    Она улыбается… И вот мы натыкаемся на парадокс: Тело без мозгов — это человек, и мозг без тела — это человек. Почему произошел этот парадокс? Да потому, что мы сами не знаем, что такое человеческое сознание. Каждая наука пытается дать этому явлению своё понятие. Но смогли ли мы постичь, чем же на самом деле мы являемся? Поиск понятия «сознание» длится от начала картины и до самого конца: «Единственное ощущение, что у меня человеческие мозги — возникает только благодаря тому, как ко мне относятся. Но кто знает, что на самом деле у нас внутри. А что если кибермозг может создать душу сам по себе, и если это возможно, то какая разница, человек ты или машина?…» — рассуждает Майор Мотоко, ещё даже не подозревая, насколько жестоким может оказаться ответ на её вопрос.

    16 ноября 2013 | 21:18

    Трудно оценить влияние данной анимационной картины. Насколько сильно сюжет этой истории повлиял не только на японское аниме, но и на мировой кинематограф, вам вряд ли кто-нибудь скажет точно. Невозможно соизмерить, понять настоящий масштаб.

    Точно также не сразу поймёшь и всю подноготную сюжета данного произведения.

    Призрак в доспехах. Само название произведения Мамору Осии уже должно наталкивать вас на мысль, что то что вы увидите совсем не просто.

    За громким названием не «пустышка», и даже не обычный экшн. Фактически, «Призрак в доспехах» — это предтеча «Матрицы», в каком-то плане собрат «Бегущего по лезвию» и других культовых киберпанковых историй. После выпуска аниме про 9-ый отдел, мир даже как-то иначе начал воспринимать киберпанк.

    Идея этой мультяшной глыбы фантастики не столь даже в том, а может ли что-то существовать в сети и осознавать себя как нечто живое? Главная идея «Призрака в доспехах» в том, а готово ли человечество полностью принять киборга как равного себе? Ведь парадокс заключается в том, что в аниме человек способен потерять всё, что делает его человеком. Он может потерять тело, его могут лишить голоса, но благодаря технологиям, человек всё равно будет жить. Достаточно сохранить мозг и вы — полноценная личность, которая заключена в металлическое тело.

    Мы стали другими. В нас человеческого и не очень то много, куда больше искусственного. Но мы продолжаем цепляться за свои корни. Сцена, когда пули попадают в древо эволюции человека весьма показательна. Мы верим, что мы всё еще те, хотя на самом деле, уже идём другой дорогой.

    Тут и раскрывается трагедия человека. Принять что-то новое, самостоятельное, до сих пор не способны. Нас это пугает. Хоть мы и сами стали другими, наш разум продолжает словно до автоматизма придерживаться старого. И потому нового боимся и цель тут только одна — уничтожить то, что контролировать мы не способны.

    Об этом говорил ещё Филип Дик. Об этом нам говорит андроид из Бегущего. Об этом в конце концов нам говорит Айзек Азимов.

    Быть может век кибернетизации таким не будет. Вполне, никто же не знает будущего. Однако, слишком многое указывает на то, что мы пока ещё не готовы, хоть и создаём постоянно новое.

    То, что мы увидели в Призраке, скоро перестанет казаться сказкой.

    И что ты видишь на дне?

    9 из 10

    8 февраля 2014 | 21:50

    Итак, это, как его называют «шедевром анимации» действительно шедевр в стиле киберпанк. скажу, что немного тяжело понять его философию с первого раза. Но все же…

    Действие происходит в 2029 году. Мир опутан сетью, киборги уже не фантастика. Но — кто это, киборг? Здесь рассматривается такое понятие как «призрак души». И если твое тело усовершенствованно или заменено полностью, начинаешь сомневаться, настоящая ли она.

    Рисовка — рисовка детальная и очень хорошая. Я думаю, каждый оценит ее. 

    Сюжет — футуристический, связанный с технологиями.

    Музыка — отдельное спасибо композитору. Музыка, как не кстати очень подходит фильму. Больше ничего про нее не скажу.

    Фильм понравиться любителям аниме, фантастики, киберпанка и Матрицы.

    10 из 10

    4 сентября 2009 | 22:21

    Я не являюсь поклонником жанра аниме. В связи с чем, пытаюсь смотреть фильмы подобного жанра в умеренном и возможно даже малом количестве. Хотя и могу выделить для себя огромное количество достойных лент этого жанра. Культовую «Акиру», «5 Сантиметров С Секунду» или работы таких мастеров как Хайао Миядзаки и Макато Синкай. Этот проект я хотел посмотреть еще достаточно давно. Стоило мне узнать, что именно этой лентой вдохновлялись брат и сестра Вачовски при создании культовой трилогии «Матрица». Могу сказать, что и без того возвышенные ожидания относительно картины были превзойдены в разы. Ведь я получил настолько шикарный фильм, насколько не ожидал увидеть даже сам.

    В связи с этим, вполне очевидно почему данная работа режиссера Мамору Осии является одним из самых величайших анимэ проектов всех времен и народов. Ведь просматривая фильм, ты полностью соглашаешься со всем этим и погружаешься в неописуемый экранный мир. Мамору создал на экране удивительную смесь из техно панка и футуристической утопии, которая ощущается во всём. Даже в самых незначительных деталях, которые формируют общее настроение и атмосферу всего происходящего. Таинственную, мрачную и невероятно реальную. Чем самым Мамору создал мир, которым возможно и станет наш мир в будущем.

    Таким образом, весь фильм держится на неком неописуемом духе, который заметно улучшается на стыке различных жанров. Мамору отлично увязал в свой проект очень много из различных жанров. Напряжение триллера, зрелище боевика и некоторую философию драматических лент. Что создаёт на экране всесторонне богатый образ, который хоть, чем то способен задеть зрителя за живое. Помимо великолепной рисовки и анимации данной ленты, которая по меркам нынешнего времени даже смотрится если не идеально, то актуально точно.

    Радует и то, что при приличном количестве обнаженных сцен с главной героиней, создатели не стали вдаваться в детализацию и детально разрисовывать её половины органы. Что не превратило фильм в порнографию и сохранила своего рода прелесть данной ленты. Помимо этого впечатляет абсолютно реалистичная детализация всего и общая картинка всего этого, сильно отсылает к культовому аниме проекту «Акира». По крайней мере, просматривая этот фильм я вывел для себя много аналогий, которые держатся на общем впечатлении от увиденного. Таким образом, можно смело сказать, что Японцы придумали жанр «аниме», который подвластен исключительно им. Ведь имея при себе не только весьма специфическую рисовку, жанр отражает собой некоторый дух и культурные ценности страны, которые не способны воссоздать кинематографисты других стран.

    С оригинальной мангой Широ Масамуне я не знаком. Но история выдуманная им и создателями ленты действительно впечатляет. Особенно тем, как она держится в образе эдакого прогноза будущего. Ведь нынче каждый новый день изобретаются новейшие технологии, которые должны упростить нашу жизнь в будущем. Есть первые аналогии роботов, которые становятся всё совершенней и совершенней. В связи с чем, далеко не заглядывая можно точно сказать, что нас ждёт мир будущего, где высокие технологии станут неотъемлемой частью нашей жизни.

    Подобную прелюдию создатели упустили и сразу показали мир будущего, где грань между человеком и кибернетическим организмом сильно стерта. Ведь большая часть населения планеты уже являются киборгами или имеют определенную часть механических частей тел с органами. Что подводит главную мораль ленты, которую с первого раза поймет далеко не каждый. Что делает людьми нас людей ? Душа ? Не Призрак ли это, о котором говорится на протяжении всей ленты и обязательно ли быть человеком, что бы быть им ? Ведь на фоне главной героини мы видим то, что она более человечна, чем все мы и существует эдакий намек на наличие души. Что становится главной основой данной ленты.

    Туда же в лучших традициях жанров приплели огромное количество различных сюжетных ходов. От игры политических структур, до вычисления опасного хакера-террориста «Кукольника». Таким образом, всё это создаёт достаточно сложный узор истории, которая по мере развития сюжета становится всё более напряженной и динамичной. В связи с чем, последние пол часа экранного времени ты находишься в таком состоянии, что просто не хочешь отрываться от экрана монитора ни на секунду. Даже после великолепного финала ленты, который скорее создаёт огромное количество вопросов, чем ответов. Что достигается благодаря идеальной ноте, на которой создатели подарили открытый финал. В связи с чем, каждый зритель уже сам способен додумать дальнейшие повороты сюжета и его дальнейшее развитие.

    Озвучка великолепная. Смотрел фильм в оригинале и безусловно могу сказать, что любой дубляж и перевод не смог бы отразить весь тот накал эмоций, которыми одарили героев актеры. В связи с чем, особенно хочется выделить Ацуко Танака, Ричарда Эпкара и Акио Ютсука, которые справились со своей работой настолько искусно, что поверить в реалистичность их персонажей становится проще простого.

    Кэндзи Кавай является пожалуй одним из самых сильных восточных композиторов после культового Акиры Ямаоко. В данной ленте ему удалось создать безусловно уникальное и абсолютно свежее звучание. Где идеально сочетаются звучания электронного техно панка и полный эмбиент. Что создаёт образ прекрасной и умиротворяющей музыки на первый взгляд, которая способна нагнать не малое напряжение и таинственности всему происходящему на экране. А при вступлении шикарного женского хорового пения работа Кэндзи становится поистине идеальной и создал безусловно очень сильную главную музыкальную тему данной ленты.

    10 из 10

    Напряженный, таинственный, эффектный, зрелищный и очень сильный проект. Где сочетается великолепная рисовка и философская содержательность ленты. Один из тех фильмов, по которых, что не говори, всегда мало. Даже звание одного из самых лучших аниме проектов всех времен и народов. В связи с чем, не посмотреть этот шедевр просто нельзя. В связи с чем, не посмотреть этот шедевр просто нельзя. Ведь это настоящее произведение искусства.

    3 октября 2011 | 11:40

    «Призрак в доспехах» — эта картина стала для меня откровением, откровением всей японской культуры; она стала моментом погружения в мир сложного, продуманного, многогранного киберпанка. С него же, кстати, началось и знакомство с анимацией страны восходящего солнца. Честно сказать, я никогда не любил аниме, даже испытывал к нему некоторую антипатию, презирал его, но после просмотра «Призрака» мои взгляды довольно сильно поменялись.

    Что же в нем такого? Концепция будущего мира с его неповторимой философией: информационный век, век сложных технологий; киборги, биологические импланты, роботизация, и, самое главное, человеческое самосознание, человеческое «Я» на фоне городов-гигантов, облаченных в информационные потоки, с толпами людей на, еще неуспевших измениться с наших дней, улицах.

    Во время просмотра появляется некоторая отстраненность, определенные сторонние мысли: «Может ли машина быть разумной? А не порождение ли информации наш разум?» — и еще множество других вопросов: более сложных и более простых, способных затянуть и заставить подумать.

    Про картинку, за неё отвечал один из самых известных людей в Японии — Мамору Осии. Она живая, она продуманная, она отражает и стиль, и суть (поэтому, крайне рекомендую смотреть оригинал, а не ремейк). Звук — он невероятен, это именно то, что нужно, ничего более.

    Смотреть всем, кроме тех кто привык к банальному и детскому, это не мультик, это аниме.

    26 октября 2014 | 22:15

    «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое…»

    Обезьяна сошла с ума и стала человеком. Человек, в свою очередь, свёл с ума весь мир. Закрыл землю металлом, настроил кучу шипов-небоскрёбов, наполнил неприятными звуками. Заковал планету в доспех. Но так и не понял, что же такое этот «человек»? Что такое «я»?

    Полнометражный «Призрак в доспехах» — это глубоко переработанный киберпанк, задумчивый и мрачный, в отличие от оригинальной манги. Физические импланты, киберсеть, роботы с одинаковыми лицами, туча хакеров и вирусов и никакой тревоги за жизнь. Страшно и представить, что среди всего этого антиутопического безобразия, рассадника искусственного одиночества, найдутся яркие персонажи и гуманные идеи старых эпох. Взгляд главной героини Мотоки — широко открытый и бесчувственный — не дрогнет ни разу за весь фильм. Когда просыпается и видит мёртвый железный город. Когда рассуждает о собственной искусственности. Когда разносит на куски голову врага.

    Когда-то мир прекратит клепать новые айфоны и неизбежно возьмётся за ум. У всех будет по модему в голове и проводами все будут увязать в Матрице. Отличная возможность подёргать за ниточки марионеток, чей образ становится всё менее философским и политическим, но более реальным и обыденным. Взломать чей-то мозг — новая эра хакерства и кибертерроризма. Смысла взрывать небоскрёбы во имя веры больше не будет. Веры уже давно нет, а небоскрёбы отстроятся мгновенно. Этим и примечателен образ главного «злодея» Кукловода. Нечто, способное взломать всё, блуждающее по киберсети будущего в роли вируса, напоминает мрачного и готического киберпанковского бога из «Экспериментов Лейн». И роль его подобная библейская — твердить о любви и познании себя.

    Машины пока не осознали себя настолько сказочно, как это произошло в «Эрго Прокси». Возможно так позиционирует реализм в своём фильме Мамору Осии. Ведь в поте лица свой хлеб человек добывает, а машины теперь вторят им. Нет времени на самоидентификацию. Философия родилась из скуки. И погибнет, когда каждый человек превратится в трудолюбивую пчёлку-марионетку. Твоя кофеварка не потребует политического убежища в другой стране, а плеер не будет гудеть революционные гимны. Но именно таким вопросом задался автор манги. Как зачать разум? О смысле бытия задумалась сексапильная полицейская, чьи оголённые киборгские формы художники рисуют с особым пиететом. И в перерыве между маханием ног, перестрелками и, внезапно, дайвингом, Мотоко не может избавиться от элитной рефлексии. А когда первый искусственный интеллект спросил у своего оператора «в чём сила, брат?» Когда компьютерная графика стала ценней рукописного творения? Так ли важен человек, каким его считает человек?

    Будучи стопроцентным затворником Масамунэ Сиро наполняет свои творения исключительно тем, что наварилось в его котелке. Каждый его главный герой латентно сходит с ума и преображает систему. Робот становится человеком, человек — становится роботом. Псевдореалистичные миры совмещают утопию с антиутопией. Герой на пару мгновений становится антигероем. Мрачная баллада о техногенном конце мира — в фривольную комедию. Что и пропало в полнометражном «Призраке в доспехах» — мрачная, пусть и не до безысходности, картина на всём протяжении мрачная. Мотоко никогда не улыбнётся. А любовь, синтезируемая роботами, так и останется надуманной проблемой самоосознания двух сломанных программ. И вновь душа начнёт свой путь по лабиринту отражений.

    Нельзя не упомянуть и схожесть с трилогией братьев Вачовски — она присутствует.

    28 апреля 2013 | 17:54

    Эта история уносит нас в недалекое будущее, которое смотрится жутко и очень холодно. Мы видим, как границы государств рухнули из-за компьютерных хакеров и кибер-технологий. Существует таинственный хакер по кличке «Кукловод», который внес огромную лепту в разрушение цивилизации. Группа кибернетически модифицированных полицейских получают задание ликвидировать «Кукловода», но не все так просто. Мы видим запутанную и мрачную историю будущего, в которой четкая грань между людьми и роботами стерта…

    Надо отметить, что аниме получилось крайне оригинальное и не заурядное. Его история хорошо продуманна и при просмотре навевает на зрителя страх. Такое будущее, которое нам показали в этой истории, очень зловеще и ужасно. Создатели данного аниме настоящие продуманы. Как интересно можно было придумать и продумать такую сложную для понимания историю. Снято это апокалипсическое аниме достойно, и это при просмотре чувствуется. Фантастические герои были интересны, со своими тайнами и темпераментом.

    «Призрак в доспехах» (Kokaku Kidotai) — японское, фантастическое аниме с привкусом жесткого боевика и фэнтези 1995 года. Мне сложно назвать это мультипликационную картину мультфильмом, потому что это совсем не похоже на мультфильм. Данное аниме очень глубокое и мрачное, а его история шокирует. Думаю, ценители мира бескрайнего аниме японских мультипликаторов должны оценить этот проект.

    Будущее, одиночество, темнота, жуткая история.

    29 марта 2015 | 11:30

    Хотя, я не прав, переведя таким образом слоган этого великолепного во всех смыслах кино. Местоимение ОН следовало бы заменить анрогинным ЭТО, ибо в киберпространстве нет пола.

    Прежде всего, хочу сказать, что посмотрев этот мультфильм в старшем школьном возрасте, я не особо проникся им, и только спустя несколько лет я смог более вдумчиво прикоснуться к его уникальному тексту.

    Для меня «Призрак в доспехах» интересен, прежде всего, в силу той причины, что я пишу диссертацию, связанную с судьбой человеческой телесности в киберкультуре. А данный фильм напрямую касается этой проблемы, ибо в нем поднимается ни много, ни мало главный вопрос философии. Вопрос, которым задается человек, только-только выделивший себя из окружающего мира — «Что есть Я?». И в фильме размышления над этим вопросом являются если не самыми сильными, то уж точно одними из самых красивых.

    Безумно стильный визуальный ряд вкупе с медитативными архаическими мелодиями и глубокими мыслями главных героев завораживает и погружает в себя так же, как и киберпространство. Кстати, что примечательно и отдельно радует, компъютерных технологий при создании этого шедевра задействовано не было.

    Смотреть всем, кто интересуется философской антропологией, киноманам, тем, кто любит вдумчивый просмотр и просто, кто хочет насладиться клевым сюжетом и порадовать глаз проработанной картинкой.

    10 из 10.

    18 декабря 2010 | 21:56

    «В недалёком будущем сети транснациональных корпораций приобретают невиданный размах. Потоки электронов и частиц света несутся сквозь пространство, перенося самую великую ценность — информацию. Однако прогресс и глобальная компьютеризация ещё не успели стереть с лица Земли отдельные нации и этнические группы».

    Вертолёты, готовые к штурму, девушка на вершине небоскрёба, прослушивающая разговор сидящих в нём. Вся информация — «великая ценность» — даётся скупыми штрихами. С первого взгляда ничего понять невозможно. Начинаешь искать логику повествования — и вдруг девушка отрывает провода от затылка и снимает одежду. Смена кадра — отдохни, зритель, — и плавное падение вниз.

    За первые четыре минуты становится понятно, на что создатели сделали заявку. Не на поток откровений, не на новую философию, а просто на классическое произведение. По внешним признакам — удалось: аниме (неудобно называть такую серьёзную вещь мультфильмом) и по сей день популярно не только среди поклонников киберпанка. Стоит разобраться в том, почему лично я вешаю ярлычок «классика» на «Призрака в доспехах».

    Признаки, которые я выделяю в классическом кинопроизведении:
    • признанность
    • цитируемость
    • чёткая сюжетная линия без отступлений и очень резких поворотов
    • размеренность и неторопливость
    • ощущение монументальности, появляющееся при просмотре
    • наличие новшеств.

    Всё это присутствует в «Призраке». Про признанность сказано выше, цитируемость — тут одно слово только скажу — «Матрица». Остальное распишу подробнее.

    На протяжении аниме происходит не так много действий, все они расположены в строго хронологическом порядке. Нет ни единого флешбэка, узнать о предыдущих событиях можно только из разговоров героев.

    Насчёт размеренности. Забудьте о голливудской «каше» из кадров — всё происходит плавно, планы меняются равномерно. Здесь стоит упомянуть о гениальной находке: хотя через весь фильм проходит мысль об идентичности искусственного разума и настоящего, все персонажи действуют почти без эмоций, хладнокровно выбирая наилучший вариант действий в любой ситуации. Словно бы компьютеризирован не только внешний мир, но и внутренний. Кое-где присутствует юмор, но он окончательно превращён в средство выживания.

    Монументальность. Хотя рассматривается частная история, очевидно прослеживается тенденция. Возможно, это очередной виток эволюции. Не машины поработят людей, а люди превратятся в машин. Подтверждая это, ближе к концу в кадре появляется древо развития человека. Это как в «Космической одиссее» — сперва обезьяны, потом космические корабли.

    Нововведения. Конечно, то, что искусственный разум не отличается от настоящего, а нематериальную часть бытия можно просчитать (матрица, матрица!) — основное. В остальном — почти всё так или иначе придумано или переработано. Здесь не буду ничего говорить — долго, скучно, да и лучше самому посмотреть. Новшества распознать легко — как правило, это что-то, набившее оскомину, но в данный момент почему-то приятное и интересное.

    А теперь забудьте все эти нудные рассуждения, и я расскажу, собственно, о впечатлениях, о своих личных взаимоотношениях с «Призраком в доспехах». От первого кадра с компьютерной моделью бескрайнего города и до последнего с настоящим (или нет?) городом — это великолепно. Не обязательно вслушиваться в диалоги, маскирующиеся под псевдоумные, и внимательно следить за сюжетом — всего всё равно не понять. Можно просто наслаждаться. Нужно. Прекрасные цвета, прекрасная музыка — да всё практически идеально.

    Эмоции я вынес в отдельный абзац, теперь расскажу дело. «Призрак в доспехах» — почти первое аниме, которое я видел. «Почти» — раньше был Миядзаки, но его я воспринимал, как продолжение мультфильмов, являющихся частью детства. И мне, считаю, повезло. Заюзанными анимешными приёмчиками, которые могут отпугнуть неготового зрителя, в «Призраке» и не пахло. Зато присутствовала Кинематографичность, которую я очень ценю. Культурный шок формировался от начала и до музыкальной паузы с видами футуристического города, завершившей этот шок, а дальнейшее действие поддерживало его.

    Сейчас, спустя почти год с первого просмотра, я могу понять, что меня так привлекло в этой паузе. Кино под музыку я уже видел раньше, следовательно, не ощущение новизны. Собственно, то, что город футуристический, завораживает, но не настолько. Через некоторое время после начала появляется мусор под водой. Незамысловато, но наглядно: люди будущего — такие же, как мы, и частичная механизация ещё не превратила их в машин. А потом начинается дождь. (Тут вспомнил любимого Куросаву, который уделял воде, льющейся с неба, существенное внимание в своих фильмах.) Дождь был и будет, как бы ни менялся город, на который он льёт. Возможно, такое описание дождя и мусора выглядит наивно, но в фильме это смотрится захватывающе. А потом кадр неба в довершение.

    Я много внимания уделил моменту, который, строго говоря, на сюжет не влияет, но, поверьте, он того стоит. Рассказал бы ещё о нескольких запомнившихся сценах, например, разговор Кукольника с людьми и перестрелка в конце под плавный саундтрек, но вряд ли смогу сказать больше, чем просто «очень круто».

    Стоит уже перейти к общему впечатлению. Мрачное, запутанное, пугающе размеренное, атмосферное и невероятно великолепное аниме. Оно не требует ни сопереживания, ни полного понимания каждой детали. Рекомендую просто усесться поудобнее и насладиться монументальностью и великолепием такой необычной классики, смакуя каждый момент. С точки зрения воздействия на зрителя «Призрак в доспехах» — едва ли не безупречное произведение искусства.

    17 июля 2011 | 16:19

    Аниме как жанр и явление в современном кинематографе совсем мне чуждо и даже, в какой-то степени, противно. Не знаю, наверно дело в том, что мне иногда бывает не понятен высокий полёт фантазии японских аниматоров. Японцев вообще учат с трёхлетнего возраста рисовать, чтоб развивалось правое полушарие головного мозга, отвечающее за образное мышление. А может всё дело в слишком разных менталитетах. Восток — дело тонкое как говорится.

    Короче, на просмотр «Призрака в доспехах» я отважился по нескольким причинам. Первое — это слух о том, что именно с этого аниме черпали вдохновение братья Вачовски, когда разрабатывали свою «Матрицу», которую можно считать матерью киберпанка. (Интересно, а «Призрак в доспехах» тогда отец что ли?) Второе — меня, как и любого человека, всегда тянет познать то, что ещё не познано. Можно сказать, что аниме для меня как для астронавтов неизученная часть космоса.

    В центре сюжета запутанная детективная история, которую с первого раза не каждый поймёт. Да чего уж там, даже до конца тяжело понять весь этот мир будущего где люди и роботы слиты в единое целое (тут на ум приходят «Суррогаты»). Компьютеризация достигает своего пика и теперь люди могут обзавестись различными кибернетическими имплантатами, а киборги спокойно жить себе как обычные люди. И все они объединены одной сетью.

    В таком будущем появляется спецслужба со скромным названием «Отдел 9». Он борется с различного рода компьютерными махинациями и с хакерами, которые взламывают тела киборгов и людей. Один из таких хакеров по прозвищу «Кукловод» считается самым опасным и самым разыскиваемым. Его поимкой занимается обворожительная Мотоко Кусанаги, здоровенный киборг Бато (блин, так же зовут моего препода по экономике, ну это так, к слову) и свежеиспечённый салага Тогуса, являющийся единственным человеком в команде.

    Как видно, у фильма потрясающий сюжет со своими особенностями и со своими тараканами в голове. Однако не всё так гладко как кажется на первый взгляд…

    Фильм конечно очень богат на философию, над которой размышлять одно удовольствие. Однако у создателей не получилось подать её так же красиво как в той же «Матрице». Вспомнить хотя бы диалог Мотоко и Бато на той яхте. По началу он выглядит очень мудрым и в то же время не напрягающим. Особенно понравилась фраза Мотоко о человеческой природе: «Когда человек осознаёт что всё достижимо, он это получает». Однако после этой фразы от диалога хочется лесть на стену. Слишком уж создатели с ним переборщили. В отличие от той же «Матрицы», создатели «Призрака в доспехах» не смогли создать идеальный баланс между философией и экшеном.

    Хотя с экшеном у фильма более менее порядок, не смотря на то, что его немного, смотрится он очень здорово. Особенно понравилось красивое начало, где полуголая Мотоко (только не подумайте, что у неё украли одежду, она просто мешала бы ей войти в режим невидимости) парила над зданием под очень запоминающееся музыкальное сопровождение, состоящее практически из одного хора. (Между прочим, музыка — одна из самых сильных сторон фильма. Её хоть отдельно можно слушать.)

    Но, увы, создатели всё равно слишком перенасыщают картину философией. Многое вряд ли усвоится с первого просмотра. Хотя все мысли и домыслы Мотоко (да, в основном только от неё и слышим мудрые вещи) заставляют серое вещество серьёзно работать. Тут тебе и извечная тема о том, что делает человека человеком. Кстати, кое-какие особенности этой темы (а именно то, что человека человеком делает память) позже будут перенесены в «Тёмный город» Алекса Пройаса. И может ли программа, обладающая интеллектом и осознанием своего существования и своей сущности считаться человеком? Куча вопросов, над которыми приятно размышлять пока по экрану ползут финальные титры. Хотелось бы ещё обговорить эту тёмную лошадку Кукловода, но тут уже польются спойлеры. Так что выношу его на ваш суд.

    В целом получился очень глубокий и атмосферный мульт, у которого масса достоинств. Жаль только что создатели не довели его до полного ума. В бородатом 1995 году он, конечно, смотрелся бы, не побоюсь этого слова, революционно. Но, увы, проверку временем он мог пройти и получше. Персонажи интересны, но не раскрыты полностью. (Во всём вините очень маленький хронометраж. «Акира» например, шёл два часа и смотрелся на одном дыхании. А тут даже полтора часа нет.) Философия занимательна, но, чёрт возьми, как же её много. Экшен хорош, но, чёрт возьми, как же его мало. Но, надо отдать «Призраку» должное. Благодаря ему киберпанк сделал большой шаг вперёд и воспитал на себе целое поколение. Надеюсь, что продолжения получаться более продуманными. Поживем, увидим…

    7 из 10

    20 февраля 2010 | 18:41

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>