К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Неслучайно действие фильма происходит в 60-е годы XX века, в то самое время, когда зарождалось и набирало обороты движение антипсихиатрии. В «песне слона» отчётливо прослеживается соответствующий пафос, основанный на критическом сомнении и переосмыслении эффективности традиционного психиатрического подхода. Внимание зрителя акцентируют на недопустимых формах взаимоотношений между врачами и пациентами. Например, упоминаются сексуальные скандалы, моральная неоднозначность отношений (может ли врач хранить фотографии голого пациента?). Управляющий больницей (!) доктор Тоби Грин позволяет себе отвесить пощёчину пациенту Майклу Алину. Доктор Грин и его коллега признаются друг другу, что никогда не бывают в палатах пациентов. Тот же доктор Грин, несмотря на предупреждения о «сложности» пациента, не утруждает себя прочтением его личной карточки, что будет иметь определённые последствия в дальнейшем. Помимо всего прочего, нам демонстрируют личную жизнь Тоби Грина, в которой много нерешённых психологических проблем. Накануне Рождества он уходит из дома на работу и не торопится обратно, сбегая тем самым от семейных конфликтов. Доктор Грин слеп и глух, он даже не способен заметить, что нравится молодой симпатичной медсестре, или откровенно поговорить с бывшей женой. Сам собою напрашивается вопрос – как человек неспособный разобраться в своей личной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, способен помочь кому-то постороннему? Ярко проступает профессиональная некомпетентность доктора Грина – он даёт втягивать себя в игру пациента, неспособен проанализировать и разгадать его, поддаётся манипуляциям, пассивен, не может вести беседу в нужном русле, совершенно не контролирует происходящее. Майкл настолько доминирует с ним в диалоге, что в какой-то момент они буквально меняются местами!

Если доктор Грин подчёркнуто некомпетентен, то его визави Майкл Алин подчёркнуто не похож на психически неполноценного человека. Да он пережил определённые травмирующие события в раннем детстве, которые отложили серьёзный отпечаток на его характере, и также склонен к играм и манипуляциям. Но все это ещё не делает его психически нездоровым. Майкл обладает неординарным умом, способен к сопереживанию, психически чуток, понимает других людей значительно лучше, чем дипломированный врач-психиатр. Алин также обладает глубокой сенситивностью и чувством собственного достоинства, именно это и делает его пребывание в психиатрической больнице мучительно невыносимым. Место, где установлен репрессивный распорядок, совершается надзор за каждым действием (вплоть до посещения туалета), где игнорируется и подавляется личность человека, где работают непрофессиональные и невнимательные врачи, не может служить цели излечения пациента. Напротив, в таком месте нормальный человек может быть только ненормальным.

Майкл играет с Грином, последовательно вскрывая психиатрические клише и предубеждения, тем самым демонстрируя их несостоятельность. Он предлагает метафору для их терапевтических отношений: Белый слон - Экзистенциальный кризис. Белый слон – английская идиома, означающая нечто затратное для содержания, но не приносящее реальной пользы. Вполне очевидно, что здесь подразумевается психиатрическая система в целом, дорого обходящаяся государству и душевному здоровью своих пациентов, но не имеющая при этом действительной пользы, кроме как исполнения репрессивной функции в отношении незаурядных или неугодных людей, не вписывающихся в очень условные навязанные извне рамки нормальности. Экзистенциальный кризис, представителем которого является Майкл, свойственен человеку как таковому. Экзистенциальная и невротическая тревоги не одно и то же. Первая свойственна всем людям и обязана своим происхождением самому факту конечного человеческого существования в мире. Вторая является следствием невозможности найти в себе мужество и основание для того, чтобы принять экзистенциальную тревогу на себя. Различение одного вида кризиса от другого не было свойственно психиатрии того времени, ориентированной на механически-фармакалогический подход к лечению пациентов.

Таким образом, деконструируя форму психотерапевтических отношений Майкл является агенсом, в то время как доктор Грин – пациенс. Перевернутая форма взаимоотношений отражает положение дел в действительности, за дверями кабинета. Важным лейтмотивом всего повествования становится невнимательность – родителей к сыну, мужа к жене, врачей к пациентам, человека к человеку в целом. Этот фильм художественным образом призывает переосмыслить механистические формы взаимоотношений между людьми по типу: субъект - объект, изменить их на подлинно человеческую форму взаимоотношений: Я - Ты.

8 из 10

24 декабря 2020 | 11:56
  • тип рецензии:

'Самое ужасное - это давать надежду, когда ты не собираешься её воплощать'

Хочу поделиться впечатлением о фильме Шарля Бинаме 'Песнь слона' (Elephant song 2014). Конечно же я не могу обойти кино, связанное с творчеством Ксавье Долана, стороной. Это один из моих любимых режиссёров и актёров.

Действие происходит в одной психиатрической лечебнице, на дворе далёкие 60-е. Накануне Рождества таинственным образом исчезает доктор Лоуренс. Последний, кто с ним общался, был пациент Майкл (Ксавье Долан). Врачу-психиатру Тоби Грину поручили выудить из больного любую информацию, которая помогла бы в поисках пропавшего. По иронии судьбы Грин обнаруживает, что не может прочесть карту Майкла, так как забыл свои очки. Тем временем Майкл предлагает врачу поиграть в игру с тремя простыми условиями: Грин не станет смотреть дело пациента, не будет вмешивать никаким образом медсестру и получит порцию шоколадных конфет.

Обрадовавшись такому раскладу, врач и не замечает, как Майкл 'надевает на себя халат', хитрец водит за нос сотрудников больницы уже не в первый раз. Он язвителен, хитер, умен, насмешлив. Долану удалось выразить образ на ура, он является центром сюжетной линии, выражением несбыточных надежд, детских травм, нелюбимого ребёнка и влюблённого психа (однажды он произносит фразу - 'Вы знаете какого иметь влюблённость к человеку, который к Вам никогда не прикоснется?').

Не смотря на то, что фильм имеет малое количество актёров и дефицит декораций, он завораживает и держит в напряжении. Серые тона добавляют ему атмосферности.

Снятый по одноимённой пьессе Николаса Биллона, фильм заставляет прожить тревожные моменты вместе с героями, погрузиться в 60-е годы, обмануться вместе с врачом и другими сотрудниками больницы хитрым, но умным Майклом.

Отражение тайны и недосказанности следует за главным героем от начала до конца, даёт почву обдумать и додумать трагические события, прочувствовать разочарование и пустоту, боль и безразличие.

Наши отношения с родными в детстве сильно влияют на будущее, однажды увиденный чёрный кадр кидает тень на весь жизненный путь. Режиссёр показывает зрителю этот аспект со всех сторон.

В общем, фильм меня впечатлил, начавшись как триллер, плавно перетекающий в драму, но любителям остросюжетных бестселлеров не советую.

31 августа 2019 | 23:05
  • тип рецензии:

Мне было очень любопытно посмотреть фильм, в котором одну из главных ролей сыграл Ксавье Долан, хотя режиссером выступал не он. То, что этот фильм окажется настолько интересным и многослойным, я даже не могла и подумать.

Фильм с невероятно закрученным сюжетом, основанным всего лишь на диалоге. Где правда, а где вымысел, в чем смысл действий того или иного персонажа... Диалог врача с пациентом превращается в танец, в котором ведет то один, то другой. Закрученность сюжета усугубляется параллельным монтажом с событиями, являющимися результатом или последствиями этого диалога, эти последствия (хотя до последнего непонятно, какие именно - можно только представлять) настолько гнетущие, что накал еще больше возрастает.

Но самое главное, что действия героев не заключены сами в себе, а являются отражением характеров.

Фильм вообще довольно символичен. Символичны и сцены, которые постоянно вспоминает герой Ксавье Долана (отличный ход с такими навязчивыми воспоминаниями, потому что он приближен к реальному действию сознания, особенно удачны сцены, где воспоминания перемежаются с рецепцией героя в настоящем), насыщен фильм и цветовой символикой.

Как это ни странно целые кадры выглядят, будто взяты из фильмов Ксавье Долана, эстетика этого фильма очень близка к его собственной эстетике.

Ну и, наконец, актерская игра. Это просто настоящий бенефис Ксавье Долана! Я даже представить не могла, что он может так здорово играть! За его героем очень интересно наблюдать по ходу действия, он практически никогда не находится в состоянии спокойствия, хотя иногда это и выглядит немного навязчиво. Замечательно играют и Брюс Гринвуд, и Кэтрин Кинер.

Одним словом, это по-театральному занимательный фильм, когда диалог передает динамику, который оказывается гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

31 мая 2019 | 23:58
  • тип рецензии:

Первое, что мне пришло в голову во время просмотра этого фильма - старая шутка «в психиатрии ведь как: кто первый надел халат, тот и доктор». Действительно, кто из двух основных персонажей этого кино более не в себе: упёртый в своём расследовании врач, который предпочитает беседу с пациентом возвращению домой перед Рождеством, позволяет себе физическое насилие над пациентом и в раздражении произносит при пациенте слово «сумасшедший», или молодой человек, выстраивающий в уме точные логические цепочки и причинные связи и с безукоризненным стилем бьющий по самому больному в собеседнике?..

Ксавье Долан мастерски воплотил в этом фильме образ пациента, который по-своему куда более нормален (и явно менее аморален), чем все окружающие его врачи, и пожалуй, в чём-то переплюнул даже Джека Николсона в «Полёте над гнездом кукушки». Каждый жест, взгляд, смешок - все невероятно живое, настоящее. Над его героем Майклом в течение всего фильма почти ощутимо, чуть ли не потрескивая, витает непонятная тень - то ли страшная тайна, то ли просто психическое расстройство; он язвителен, груб, презрительно-насмешлив...и однозначно очень непрост. Раскроется ли его секрет - обойдёмся без спойлеров, просто посмотрите и решите сами для себя.

На фоне Майкла персонаж доктора Грина выглядит, пожалуй, бледновато, и даже в сцене с пощечиной он не выражает тех эмоций, которые вроде бы в этот момент его одолевают. Впрочем, оговорюсь, что я была так очарована безукоризненно-мрачным ореолом героя Долана, что для меня все остальные персонажи фильма откровенно померкли. Все-таки Брюс Гринвуд отыграл достойно.

Время, проведённое за просмотром, пролетает незаметно. «Песнь слона» оставляет длительное, чуть горьковатое послевкусие, чуть тревожное - но это те эмоции, которые необходимо испытать. Сложно выразиться точнее, ибо это те ощущения, которые не поддаются вербальному выражению. Что лично для меня является признаком шедевральности произведения искусства, будь то музыкальное, кинематографическое или письменное произведение

10 из 10

14 мая 2018 | 18:53
  • тип рецензии:

Хороший канадский драматический фильм Шарля Бинаме, поставленный по одноимённой пьесе Николаса Биллона. Действие разворачивается в психиатрической больнице в середине 60-х годов XX века. Таинственным образом исчез доктор Лоуренс. Последним, кто его видел, был пациент больницы Майкл Алин (Ксавье Долан). Именно с ним намеревается побеседовать управляющий больницей доктор Грин. Беседа между ними перерастает в сложнейший психологический диалог-борьбу, в процессе которого доктор Грин увидит Майкла через совершенно другую жизненную призму и поймет, в чём причина его нахождения в больнице и какую тайну он скрывает.

Люблю такие камерные психологические картины, пронизанные умной болью и каким-то тонким аскетичным самолюбованием. Перед нами фильм-перевёртыш - триллер, который на глазах у зрителя превращается в полноценную драму, со своими нюансами присущими этим жанрам. Не буду раскрывать всех секретов повествования, скажу лишь одно, здесь есть интрига и многие психологические аспекты характеров персонажей очень деликатно соблюдены, что задаёт ход истории. Весь фильм, по сути, это один сплошной диалог, замкнутое пространство и масса крупных планов, что позволяет ещё больше погрузиться в героев и по ходу событий, естественно менять своё отношение к ним.

Хороший актёрский ансамбль, но Ксавье Долан просто затмевает всех. Его Майкл - это. .. очень многогранная загадочная личность, безумный фанат слонов, (они играют важную роль!) любящий переходить с темы на тему, эгоцентричный курящий неврастеник. Что у него на уме, неизвестно никому до самого финала. Его оппонент, доктор Грин в исполнении Брюса Гринвуда - тоже не так прост, как может показаться на первый взгляд. В этой игре вопрос-ответ, у кого сдадут нервы раньше ? Заинтригованы ? Тогда смело смотрите этот фильм.

8 из 10

12 мая 2018 | 02:28
  • тип рецензии:

Загадочным образом накануне Рождества из психиатрической лечебницы исчезает доктор Лоуренс. Последним кто его видел был пациент клиники Майкл Алин. Управляющий больницы намерен пообщаться с больным, чтобы выяснить, с чем связано исчезновение лечащего врача. Но молодой человек не намерен сразу объяснять, куда делся пропавший врач, ему хочется поиграть в игру с новым собеседником, и беседа между ними перерастает в сложную психологическую дуэль.

Фильм снят по одноименной пьесе Николоса Биллона, поэтому в сюжете доминирует драматургическая концепция. По существу, в этом кино происходит немного событий, тем не менее, сюжет отличается остротой, фильм предлагает все новые и новые характеристики видимого на экране. Сложившаяся ситуация осуществляет переход действия в новое качество, на новую ступень развития конфликта – врач и пациент меняются местами.

Отлично передана глубина эмоционально-психологического анализа нездоровой личности. Исполнитель главной роли (Ксавье Долан) убедительно выразил мировоззрение своего персонажа и внутреннее движение его характера.

16 августа 2017 | 15:59
  • тип рецензии:

Just because I'm crazy doesn't mean I'm stupid.

Фильм закончился два дня назад. Но, знаешь, это не тот фильм, про который слова ловко складываются в лаконичные предложения для передачи впечатления. Причем даже не впечатления, а состояния после. Да и во время.

Камерный сюжет, изредка выходящий за рамки холодного кабинета психиатра, до конца ленты не раскрывает своих секретов. Как и Майкл, чьи изящные загадки и тайны не дают доктору Грину ответить на единственный интересующий его в начале встречи вопрос. С погружением в опутавшую сознание Майкла паутину психопатии вопросов становится больше, а интерес к разгадкам растет не только у доктора, но и у зрителя; и некоторые ответы режиссер Шарль Бинаме предлагает найти самостоятельно.

Пронизывающий насквозь Ксавье Долан пускает себя внутрь твоего спокойствия, сшивая грусть и умиротворение в единый фрагмент головоломки. Я не могу представить другого актера на его месте. В красно-коричневой кофте он уникален в синих стенах (возникшая на полминуты в дверях маленькая племянница доктора, одетая в те же цвета, не стирает его уникальность, а показывает внутренний мир и подчеркивает сложность коммуникаций); в утонченности загадок он гениален; а в палитре поведения — многогранен и сложен. С Майклом знакомишься, как будто с самим Ксавье.

Цветовая гамма ленты останавливает барабан эмоций на той, которая нужна режиссеру сейчас. Синий, серый, белый — в кабинете; желтый, коричневый — дома и в воспоминаниях. Нравится финальный рябиново - нефритовый кадр — тихо, спокойно, смиренно. Оператор Пьер Гилл тебя порадует — наводящие, обрамления, отражения, золотое сечение, планы. Любой кадр есть история с большим количеством мелочей и тонкостей, которые ты заметишь не сразу.

Я однозначно буду пересматривать 'Песнь слона' еще. И еще. Слова 'глубоко', 'интересно', 'волнующе' — все о нем, но они пресны. Это сильная драма, оседающая внутри теплом и миром. Много ли таких?

Этот фильм тебе, любящему майндгеймс, Ксавье Долана или драмы. Не смотри в толпе и шуме. Будь внимателен. Следи.

20 июля 2017 | 04:00
  • тип рецензии:

Честно говоря, я так и не смогла до конца понять, что именно заворожило меня в этом фильме: интересный сюжет, не отпускающий тебя от экрана, или же потрясающая игра актеров, а в моем случае - актера... Вообще, все чаще ловлю себя на мысли, что даже совсем бесполезный фильм показался бы мне конфеткой, если бы главную роль там играл Ксавье Долан. Но конкретно к 'Песни слона' это не относится - фильм снят очень качественно, кадры подобраны так, чтобы его было приятно смотреть. Ну, и конечно, главный герой...Лично мне кажется, что все остальные герои в картине были нужны, только чтобы через взаимодействие с ними полнее раскрыть многогранный характер персонажа Ксавье. Да и как иначе объяснить их ясно ощутимую 'недосказанность', как будто рассказчика вдруг прервали на полуслове? Так, о докторе Грине мы узнаем, что мисс Питтерсон кога-то была его женой, а теперь они почти не общаются и тщательно скрывают свое совместное прошлое. Остаток фильма мы ждем, что история этой пары будет раскрыта до конца, но этого так и не случается. А те отрывочные воспоминания, изредка мелькающие в фильме, нужны только для того, чтобы показать, как ловко этому 'гениальному психу' удается 'играть на струнах чужих душ'. Майкл Аллин, такой странный, порой рздражающий, но в то же время притягивающий - смысловой центр всего фильма. Он ведет сюжет за собой, лишь изредка передавая это право другим персонажам. Но даже несмотря на это, я не могу сказать, что в конце герой Долана становится для меня 'открытой книгой'. Напротив, мне начинает казаться, что остальных персонажей, про которых было сказано лишь несколько слов, я понимаю куда лучше, чем этого 'сумасшедшего', о прошлом которого было рассказано так много.

27 октября 2016 | 08:09
  • тип рецензии:

'Я убил свою маму' - говорит главный герой фильма 'Песнь слона', и ты ему безаговорочно веришь, ибо это признание исходит из уст Ксавье Долана, которому не в новинку ласково проходиться острой бритвой по миру взрослых.

Канадский мальчик не перестает удивлять. Талант буквально сквозит сквозь это хрупкое тельце. Он поражает, захватывает и интригует.

'Песнь слона' - это фильм-пьеса, действие которой разворачивается в психо-лечебнице. Один врач без воображения, один загадочный пациент и одна надломленная медсестра. Всех троих связывает что-то, что чувствуешь на протяжении картины, но не можешь ясно понять. Понимаешь после.

Ксавье играет своего героя самозабвенно, пылко, и при этом ни капли не переигрывая.

Песнь слона - это Песнь Великого Одиночества, Песнь нелюбимого ребенка, Песнь, посвященная тем взрослым, что калечат своих чад уже тем, что приносят их в этот мир.

13 августа 2016 | 19:55
  • тип рецензии:

Кино, затрагивающим глобальные цели и широкие интересы, назвать этот фильм сложно. Это фильм одной темы, одной проблемы одного человека. Камерное кино. Однако, несмотря на это, закрученный сюжет держит зрителя у экрана. Совершенно сумасшедший сюжет о сумасшедшем герое в сумасшедшем доме. К концу фильма напряжение всё-таки сдувается, продолжаешь смотреть только из-за того, что фильм зацепил вначале, и ты уже успел привыкнуть к картине. Что смущает? Смущает то, что фильм представлен, как триллер. Вследствие чего от фильма ожидаешь чего-нибудь эдакого, мистического. Но ничего подобного нет. Поэтому триллером я бы этот фильм тоже не назвал. Это типичная драма с претензией на детектив. Не очень умный рациональный доктор, его иррациональная бывшая жена и очень умный пациент, который искусно обманывает всех. Зачем он это делает? Неужели ради конфет?

В общем, фильм производит довольно странное впечатление. Сюжет несколько не додуман, как мне кажется. Но его спасает хорошая игра актеров и красивая операторская работа.

7 из 10

02 апреля 2016 | 13:42
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: