К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Я давно влюблена в этот изящный, пестрящий нежно-розовыми и голубыми тонами фильм, посвященный одной из самых знаменитых королевских особ в истории. Однако для себя решила, что пока не прочитаю блестящий роман-биографию Стефана Цвейга «Мария-Антуанетта», рецензию на этот один из самых любимых моих фильмов писать не буду. Почему?

Мне кажется, не следует судить о Марии-Антуанетте поверхностно, ограничиваясь с знаниями лишь о якобы принадлежавшей ей легендарной фразе о пирожных и крестьянах, и другими историческими мифами об этой женщине. Стефан Цвейг наиподробнейшим образом описывает не только историю жизни королевы, но и пытается раскрыть ее характер, придя (как, кстати, и в своем знаменитом романе «Мария Стюарт») к простому, в общем-то, выводу: королева Франции, Мария Антония Йозефа Иоганна Габсбургско-Лотарингская, была, по сути, самой обычной женщиной с чисто женскими слабостями, увлечениями, любовью к красивым вещам, собачкам, цветам, прическам, и прочее, прочее. Увы, не все способны быть великими королевами, как, например, Елизавета, Екатерина Вторая или королева Виктория. И далеко не все королевы в мировой истории обладали нужным характером и истинным величием, но трагедия Марии-Антуанетты в том, что она жила в опасную эпоху – то был закат французского монархического величия, закончившийся революцией, жертвой которой и стала наша легкомысленная героиня.

Жизнь и судьба этой женщины, прожившей яркую жизнь, и потерявшей, в итоге, голову (в прямом смысле, увы) всегда волновала писателей, кинематографистов и простых людей. Этим объясняется количество экранизаций, да и вообще популяризации самого образа Марии-Антуанетты. Перед Софией Копполой стояла непростая задача: снять исторически верную биографию, придав ей свой неповторимый стиль и лишить скучной академичности. Задачу она выполнила на 100%.

Как ярый приверженец эстетики в кино, я каждый раз получаю невероятное удовольствие при просмотре этого фильма, эмоции бьют через край. Ну как же красиво! Эти платья, эти прически, туфли (дизайн которых разработал, кстати, сам Маноло Бланик), эти феерические пирожные, клубника, этот роскошный Версаль, сверкающие бриллианты, великолепные дамы, эта маленькая девочка с золотыми кудрями в белом платье, гладящая маленького ягненка… Как мне кажется, уж этим-то фильм способен завоевать сердца девушек по всему миру.

Фоном всему этому великолепию XVIII-го века служит панк-рок 1980-х годов, и, представьте, такое сочетание не кажется странным. Выбор музыки – это такое маленькое и очень забавное хулиганство от Софии Копполы, придающее фильму изюминку.

Что касается образа самой Марии-Антуанетты в исполнении Кирстен Данст, здесь мнения людей часто не совпадают. Я не являюсь поклонницей актрисы, по мне, она суховата, не очень эмоциональна. Но здесь она вписывается в образ. Я почему-то так себе и представляю Марию-Антуанетту – изящной, миловидной блондинкой с очаровательной улыбкой на лице. Остальные актеры справились прекрасно: Джейсон Шварцман в роли не особо удачливого короля, но незлого, в общем-то, человека; Роуз Бирн в образе легендарной тусовщицы того времени графини Полиньяк; яркая Азия Ардженто в роли фаворитки короля мадам Дюбарри, и другие.

Коппола не ударяется в описание исторических событий, упоминает их скорее вскользь, как должное. Нам показана лишь жизнь королевы в Версале; что с ней стало после того, как королевская семья покинула дворец, и так всем известно. Режиссер не забыла и про любимого королевы – графа Ферзена, который, кстати, любил ее до конца своих дней, пытался сделать все возможное, чтобы спасти любимую женщину от смерти, но, увы, не смог. Здесь его играет Джейми Дорнан, вполне на уровне.

Разумеется, невозможно вместить всю жизнь Марии-Антуанетты в узкие рамки полнометражного фильма. Да и нужно ли? Для того, чтобы иметь малейшее представление о королеве и того оторванного от всей Франции островка под названием Версаль, в рамках которого она прожила почти всю свою королевскую жизнь, достаточно посмотреть маленький шедевр Софии Копполы под названием «Мария-Антуанетта». Историю о королеве, которая была просто женщиной.

10 из 10

19 декабря 2013 | 18:34
  • тип рецензии:

Уважаемые режиссеры, вы помимо давней мечты 'снять че-нибудь красивое', что нибудь имеете? Совесть, к примеру. Уважение к истории. Уважение к чужой истории. Чувство границ. Меру новаторства.

Современный саундтрек стиля поп-рок сразу заставил меня почувствовать неладное. Под веселую музыку белокурая девочка лежала в ванне и, казалось, вот-вот возьмет фен. Скажу сразу, что под такие композиции происходили все вечеринки, то есть балы, и какие-то забавные (по мнению режиссера) моменты.

'Блестящая и трагическая судьба французской королевы' - заявлено в описании. Где, черт возьми? Где эта самая блестящая, а потом трагическая судьба? Весь фильм Мария-Антуаннета проводит время среди безвкусных и чопорных французских дам, скучного мужа и развлечений. Развлечения, кстати, неплохие. Королева пьет, выбирает себе туфли и ленты, и заводит любовников. И тем интереснее в конце отчего французский народ не любит 'австриячку', за что же это он обвиняет её в дефиците и почему она не вызывает у него никакого уважения. Вместо эпилога нам представляют мирный закат и отъезд правящей четы в карете, деликатно умалчивая о судьбе Людовика 16 и его жены. Берегут нежные чувства зрителя.

Внимание, спойлер!

Людовик 16 был обвинен в составлении заговора против свободы нации и в ряде покушений на безопасность государства. Был приговорен к смертной казни на гильотине большинством голосов.

Мария-Антуаннета была обезглавлена на площади Революции (ныне - Согласия).

'Где её казнь?' - вопрошают гневные рецензенты Кинопоиска.

Ну же, друзья, не будем столь кровожадны. Нам не показали и другие моменты.

Где прекрасная холодная королева? Где гордость, величие, эксцентричность, сила Марии-Антуаннеты? В чем состояла её власть над гениальными людьми: Мирабо, Дантон, Барнав... Почему они готовы были умирать за неё? Откуда в последние дни её жизни в ней взялось то достоинство, та преданность - категории, раньше не постижимые ею. Трагедия одного человека: жизнь на пике, а потом болезненное мучительное падение.

Где семь лет попыток родить ребенка из-за слабоволия и нерешительности короля?

Где блестящая афера мадам де Ламотт? Где несчастный кардинал Роган и так дорого стоившая королеве история об ожерелье?

Где политика, где высочайший уровень интриг и дипломатии?

А что остается от революции? От свирепой, кровавой, беспощадной французской революции? Толпа плохо вооруженных вилами крестьян? Не смешите. Где Робеспьер, где Лафайет, где Марат, Ролан, Барбару, Сен-Жюст, Демулен...
___

Можно было снять шикарную вещь, я считаю. Но - нет. Этот фильм рассчитан на подростков, другого объяснения я не вижу. Все громкое, розовое и симпатичное. Что хорошо здесь, так это костюмы, декорации и прекрасные виды Версаля.

Смотреть советую разве что тем, кому нечем заняться. Два часа ни-о-чем, но блестящем.

21 октября 2013 | 22:27
  • тип рецензии:

Оказывается, дочь знаменитого американского режиссёра Фрэнсиса Форда Копполы подступалась к идее снять фильм об австрийской принцессе Марии-Антуанетте, ставшей ещё в 15-летнем возрасте женой Людовика XVI, будущего короля Франции, сразу после того, как София Коппола весьма интересно дебютировала в полнометражном кино другой картиной о 'девичьих переживаниях и страстях' - 'Девственницы-самоубийцы' (1999), которая остаётся, на мой взгляд, её лучшей работой. Вот и Кирстен Данст, исполнительница заглавной роли, словно перекочевала из американского предместья середины 70-х годов ХХ века в Версаль ровно на два столетия назад.

Причём ведёт себя её историческая героиня вполне по-современному, да и сценаристка-постановщица намеренно трактует события, предшествующие Великой французской революции конца XVIII века, как бы в постмодернистском духе, допуская вольности и анахронизмы не только в музыкальном сопровождении, но и в одежде и антураже (кстати, художник по костюмам Милена Канонеро совершенно заслуженно получила 'Оскар'). Поначалу даже может возникнуть такое впечатление, что София Коппола, типичная представительница 'голливудской золотой молодёжи', чья юность пришлась на гламурную эпоху второй половины 80-х годов, решила сотворить нечто в стиле популярной кинодилогии той самой поры о Билле и Теде, великовозрастных шалопаях из колледжа в калифорнийском городке Сан-Димас, которым довелось самолично изучить историю разных веков, переносясь в машине времени.

Однако лента 'Мария-Антуанетта' была снята в итоге только в 2005 году, когда дочь Копполы успела подтвердить свои высокие режиссёрские амбиции второй самостоятельной работой в большом кино - 'Потери при переводе' / 'Трудности перевода' (2003). И её следующий фильм уже неизбежно воспринимался в новом контексте, который ещё интереснее рассмотреть, зная те картины, что появятся позже - 'Где-то' (2010) и 'Шикарная шайка' / 'Элитное общество' (2013).

Как выясняется, София Коппола, сама сочиняя сценарии, даже обращаясь к иным первоисточникам - будь то литературный роман, биография известной персоны или вообще статья на актуальную тему, иногда помещая в центр повествования вовсе не привычных для себя и более понятных лиц женского пола, а вроде бы далёких персон (например, в 'Где-то'; хотя и Марию-Антуанетту не назовёшь героиней, с которой можно как-то идентифицировать автора), практически делает кино об одном и том же, по всей видимости, лично близком, почти исповедальном.

Несколько упрощая, следовало бы сказать, что её больше всего волнует проблема существования человека в неких заданных рамках, принятых правилах поведения, своеобразных ритуалах и церемониях, которые свойственны определённому кругу людей в том или ином обществе и вообще в другой стране, чужой культуре и давней эпохе. Куда ценнее и привлекательнее свобода и естественность каждой индивидуальности, а тем более - необычной личности, которая уж точно не укладывается в 'прокрустово ложе' навязываемых норм, этикетов и условий игры, когда надо кого-то и чего-то изображать, искусно притворяться, участвовать в бесконечном бале-маскараде, где ни одна из накинутых на лицо масок абсолютно не соответствует подлинной человеческой сущности.

Вот и в картине 'Мария-Антуанетта' лучшие и самые красивые моменты - те, в которых юная австрийская принцесса, а впоследствии королева Франции, реагирует на происходящее спонтанно, раскрепощённо, удивлённо и жизнерадостно, поступая подчас безрассудно и опрометчиво, как обычная девчонка или ещё неопытная в житейских делах (тем более - в дворцовых интригах) молодая женщина. Как-то упомянутый ею вскользь Жан-Жак Руссо был бы рад, что и французская императрица порою вела себя как 'естественный человек'.

05 октября 2013 | 19:35
  • тип рецензии:

Проходя по богато обставленным комнатам Версаля, невольно задумываешься, зачем королям была нужна вся эта роскошь. Неужели они были настолько самовлюблёнными и жадными, что не могли использовать ночной горшок без позолоты? Сейчас человеку для выживания достаточно пятнадцати квадратных метров и пластиковой посуды, и весь его мир помещается в iphone. В восемнадцатом веке, когда простой народ умирал от голода, короли каждый день меняли платья, ели на завтрак устриц и купались в шампанском. Но не судите сгоряча.

Фильм Софии Копполы ненавязчиво подталкивает нас к мысли, что короли и королевы были такими же заложниками обстоятельств, как сегодняшний менеджер среднего звена. Когда Антуанетте исполнилось 15 лет, её посадили в карету и увезли во Францию. Судьба её была предрешена. Соединение династий и рождение наследника имели историческое значение, в то время как переживания молодой девушки никого не интересовали. Она была ещё ребёнком, и расставание со служанками и собачками вызывало у неё горькие слёзы. Какая из неё королева? А такая, которую одевают по утрам, купают в ванной, кормят с ложечки и развлекают всеми возможными способами. Она стала куклой в руках серых кардиналов и чопорных герцогинь. Запертая в Версале, она не видела настоящего мира ни до, ни после замужества. Неудивительно, что когда народ потребовал хлеба, она бросила им пирожные, не понимая иронии ситуации.

Рождённая и воспитанная лишь для того, чтобы родить наследника, она не умела ничего другого. Когда судьба-злодейка преподнесла ей неприятный сюрприз и в этом нехитром деле, что ей оставалось? Получать удовольствия, в которых ей никто не отказывал. Изысканная пища, роскошные платья, модные причёски, туфельки, шампанское рекой и вечеринки до утра. Могла бы и государственными делами заняться, скажете вы. Как же! Она не могла и сорочку сама надеть, куда ей до политики!

Винить Антуанетту совсем не хочется. Мы видим её жизнь такой, какой она была для неё: ограниченной, роскошной, невыносимой. Нельзя сказать, что королева была безмозглой и бессердечной. Мы вместе с ней вдыхаем красоту Версаля, встречаем рассвет, пытаемся развеять скуку сменой нарядов и не знаем, куда деться от одиночества. Мы поступаем так, как от нас того ожидают, и знаем, что наше положение шаткое. Мир кажется плоским, и нам страшно ступить за его край.

София Коппола нарочно избегала историзма в своей истории, показав королеву Франции близкой и понятной современному зрителю. Когда Антуанетта гуляет до утра, мы слышим Bow Wow Wow и The Strokes; когда принимает гостей в своём будуаре, мы чувствуем на языке вкус ягод и шампанского; когда гуляет в саду, мы щуримся на солнце и рассматриваем игру теней. Жизнь показана в восприятии, а не в событийности. В фильме мало диалогов, потому что внутренний мир героев не отличался развёрнутостью или оригинальностью. Единственный способ продемонстрировать самоощущение персонажей – дать как можно больше визуальных образов.

Фильм красивый, как конфета, сладкий и лёгкий. Кажется, что ему не хватает глубины, но не было её и в реальности. Птичка в золотой клетке не умеет летать, и голос её не так пронзительно нежен, как у соловья, бросившегося грудью на шип.

7 из 10

11 июля 2013 | 14:50
  • тип рецензии:

Мое отношение к творчеству Софии Копполы неоднозначно. Вполне очевидно, что идеи у нее есть и что собственным стилем она обладает. Но вот донести то, что она хочет сказать, у нее не всегда выходит. При просмотре ее дебютного фильма “Трудности перевода” я искренне не понимала, за что все поголовно так рахваливают этот фильм. Не понимаю и сейчас. Но даже в том странном, неспешном фильме читает глубина. В каждом кадре есть какой-то свой смысл. Потом были “Девственницы-самоубийцы”, которые понравились уже больше и смотрелись легче. И вот теперь я посмотрела ее “Марию-Антуанетту”. И всё, что я могу сказать – это, что “Девственницы-самоубийцы” – её лучшая работа.

Давно я не собирала столько силы в кулак, чтобы досмотреть картину. Думала, вот, сейчас отдохну, посмотрю на балы, платья, страсти 18 века. Может быть, будет любовь. Может быть какое-нибудь вдохновляющее историческое событие. Может быть, я увижу в Марии-Антуанетте сильную личность. Но ровным счетом ничего, кроме антуража того времени (вперемешку с гранжем уже 20 столетия) в фильме меня не ждало. Я даже не знаю, как выразить ту скуку, которая охватила меня уже на 30 минуте. А фильм к тому же еще и жутко длинный. И в нем мало чего происходит.

Всё, что мы наблюдаем в картине – это сплошные гулянки и пьянки молодой королевы Франции. Что вы-что вы, никому и в голову не придёт ее осуждать. Она же ведь молода. И тусовки – именно то, чем должна страдать молодежь. И всё что обычно присуще фильмам такого ранга (мораль, внутренний и внешний конфликт, историческая точность) напрочь выкинуто заботливыми ручками Софии Копполы. Насчет фривольности в пересказе французской истории я не имею ничего против. Но только если это оправданно. Дело в банальной абсурдности и абсолютной пустоте происходящего. В этой истории нет никакого смысла.

За те почти 2 часа экранного времени в фильме о Марии-Антуанетте мы не узнаём практически ничего о главной героине: чем она живет, о чем думает, о чём мечтает. Она лишь тратит огромные суммы из казны на красивые платья, туфли и пироженки. Её главная проблема – то, что подумают о её репродуктивной функции при дворе. Она рыдает, когда слышит, что кто-то обсуждает ее бесплодность. А ведь ее муж просто полу-импотент! Всё, что додумываю сами зрители (типа что королева была как птица, загнанная к летку) – это всего лишь то, что додумали зрители. В фильме на это и намека нет. Какой внутренний конфликт? О чём вы? София Коппола не слышала о таком. Она любит тишину. Ей проще поставить какую-нибудь шикарную песню. Чтобы фильм смотрелся более иносказательно. София Коппола любит загадочность.

Героиня не вызывает никаких эмоций: ни жалости, ни восхищения, ни ненависти. Она и сама их лишена. Внятного сюжета как такового нет. Все сцены разбросаны по хронометражу лоскутками. Вся картина рваная и плохо смонтажированая. Много лишних сцен. А вот снято действительно неплохо. Должна отметить, что и все платья, и дворцы, и пироженки смотрятся шикарно. И всё это очень идёт Кирстен Данст.

Кстати о ней. Сложно как-то оценить её игру. Потому как играть здесь совершенно нечего. Да и она никогда, на мой взгляд, не отличалась блестящей актёрской игрой. Коппола её любит. Опять же за что, понятно лишь Копполе. Ну сработались, что ж тут сказать. Но должна сказать, Кирстен гораздо интересней смотрится в проектах, не связанных с именем Софии.

Мой вердикт фильму “Мария-Антуанетта” будет жестоким, потому что я давно не была так разочарована картиной, как сейчас. Я уверяю вас: не смотрите это кино! Эно бесполезно. Вы пожалеете, что потратили столько времени на него. За довольно неплохую игру Данст, за шикарные платья и саундтрек ставлю

4 из 10

27 июня 2013 | 02:39
  • тип рецензии:

Мария-Антуанетта... Об этой примечательной женщине и по совместительству последней королеве Франции в наше время написано много книг и снят не один фильм. Данная же экранизация показалась мне, мягко говоря, весьма неординарной, хотя и очень запоминающейся.

Для начала не могу не подчеркнуть то, что на протяжении почти всего фильма играет современная музыка, особенно во вступительных титрах. Но нужна ли она в историческом фильме? Да, он достаточно вольный, и все же... Действие ведь происходит в 18 веке, а не в 80-е годы 20-го например! На мой взгляд, сама покойная Антуан вряд ли бы это одобрила (хотя она и была женщиной-ребенком, но все же видела черту дозволенного).

Теперь сюжет... Мне он почему-то сильно напомнил книгу Натальи Павлищевой 'Мария-Антуанетта. С трона на эшафот'. Некоторые сцены фильма практически полностью идентичны с книгой, за исключением сцены ареста и казни королевской семьи- в фильме от этого вообще отказались, видимо посчитав, что предсмертный вид бывшей королевы может испортить все то 'сахарно-мармеладное' впечатление, которое у нас возникает уже после двадцатой минуты просмотра. Да, да: в фильме то и дело показывают, в какой наряд Антуан нарядилась сегодня, какой выбрала парик и туфельки- их там несколько десятков пар, не меньше. Разумеется, Мария обожала наряжаться и транжирить, однако... Разве главная суть заключалась именно в ее гардеробе? Мне кажется, что нет.

Однако несомненный плюс данного фильма- оправдание Марии-Антуанетты. Да, она была крайне легкомысленной и любящей роскошь женщиной, но вовсе не 'исчадием ада', какой ее в свое время изображали революционеры, часто приписывая ей те слова или поступки, которых она на самом деле не совершала (та ее фраза про пирожные, которые должны есть бедняки, если нет хлеба, в действительности появилась на десятилетие раньше- об этом также написано в ранее мной упомянутой книге). Кирстен Данст справилась со своей ролью очень хорошо, тем самым показав, что может быть не только девушкой Человека-Паука, но и коронованной особой, вынужденной править в самое трудное для страны время.

В заключении могу сказать: 'Современная Мария-Антуанетта' получилась довольно легкой и свежей, потеряв при этом некоторую мораль, но сохранив несомненное обаяние и блеск. Поэтому я с чистой совесть ставлю этому фильму-повествованию...

7 из 10

08 мая 2013 | 09:14
  • тип рецензии:

Что не понравилось

Некоторая недосказанность и неясность. Хотя надо отдать должное режиссеру. История рассказана довольно интересным способом, только понимаешь этот факт не сразу. Манера режиссерского повествования очень необычная: София Коппола малыми средствами добивается больших результатов. На экране мы видим сцену в 30 секунд и понимаем, что вместо этого могло бы быть полчаса нудных и ненужных кадров. А так, аплодисменты режиссеру.

Что понравилось

Картинка. Таких чудесных кадров я уже давно не видела.

Что порадовало

Решение оставить фильм красивым. Не грузить зрителя жестокими сценами. Если внимательнее присмотреться, то многие сцены по-настоящему пронзительны. Особенно когда понимаешь, какие трагедии скрывались за всей этой роскошью.

Что поразило

Музыка. В фильме многое построено на контрастах. Чувствуется, что не все поймут. Но те зрители, до которых дойдет смысл того или иного решения создателей фильма, будут приятно удивлены. Поразило, как точно подобраны актеры. Каждый был на своем месте и прекрасно исполнял свою роль.

Вывод

Картина рассчитана на вдумчивого зрителя. Те, кто хорошо понимает язык кино, наверняка оценят её по достоинству.

7 из 10

29 апреля 2013 | 09:07
  • тип рецензии:

Мария Антония Йозефа Иоганна Габсбурго-Лотарингская являлась одной из восьмерых детей Марии-Терезии и Франциска I - императора Священной Римской империи. Её замужество с дофином (будущим королём) Франции Людовиком XVI, было предопределено. Этот брак - одна из важнейших частей плана по сближению династий Габсбургов и Бурбонов. Девочку с детства готовили к роли королевы, а в возрасте 15 лет она пересекла французскую границу, оставив всё австрийское, включая одежду и любимого мопса, по ту сторону. Вскоре была сыграна свадьба, а через четыре года, сразу после смерти от оспы Людовика XV - деда её мужа, она стала королевой Франции.

София Коппола написала свой сценарий не по широко известной биографии Стефана Цвейга, а по роману Антонии Фрейзер 'Мария Антуанетта. Жизненный путь'. Она же стала продюсером и режиссёром картины. На мой взгляд, была предпринята попытка переосмысления известной истории глазами современной женщины. Кое в чём эта попытка оказалась успешной, а с чем-то я не согласен. К безусловным плюсам относятся: великолепные костюмы, погружающие нас в ту эпоху, а также прекрасные съёмки в аутентичных декорациях, которыми послужили настоящие интерьеры и парки Версаля. То, что мне не понравилось, я бы назвал одним словом - осовременивание. Это относится и к выбору музыкального сопровождения, и к чересчур стремительно меняющимся, перескакивающим через годы событиям, и к выбору на заглавную роль Кирстен Данст. При всём моём глубочайшем уважении к этой актрисе и в целом хорошей игре, она смотрится абсолютным дитём нашего времени, потому и сам фильм воспринимается не как исторический, а как фэнтази на заданную тему. Если рассматривать его с этих позиций, то игра Данст просто успешна, но всё же не стоило так часто снимать Кирстен абсолютно голой, ведь она играет королеву, а не какую-то фаворитку.

Её супруга Людовика XVI сыграл Джейсон Шварцман. Им создан убедительный образ человека, совершенно не стремившегося к власти, но ставшего королём Франции. Человек зависимый, мягкотелый - любитель охоты, застолий и коллекционер обычных замков для закрывания дверей, в которых он знал толк. София Коппола в своём фильме не называет причину по которой у королевской четы долгое время не было детей и молодой муж избегал близости с супругой. В этом есть своя интрига, порождающая многочисленные догадки. На самом деле причина в банальном фимозе.

Проблема решилась одним взмахом скальпеля, когда король решился на несложную операцию. Признаюсь, именно этот персонаж вызывает во мне наибольшее сочувствие. В общем-то, очень неплохой человек, оказавшийся не на своём месте помимо своей воли.

Конец этой истории известен всем, кто хоть немного знаком с началом Великой французской революции, рождённой не столько голодным народом, сколько недовольством дворянства, вызванным попыткой проведения реформ, ущемляющих права знати, а также катастрофическим состоянием королевской казны.

Несмотря на имеющиеся недостатки, картина пробуждает интерес к изучению истории, хочется узнать больше о том периоде и его героях, посмотреть другие фильмы по этой теме, а их немало. Мне было довольно интересно.

7 из 10

23 апреля 2013 | 20:28
  • тип рецензии:

До сегодняшнего дня пару раз попадал на этот фильм урывками - смотреть полностью не удавалось, но вот выдался свободный вечер и мне удалось увидеть фильм целиком.

В первую очередь, бросается в глаза отсутствие какой-то целостности, стержня что-ли. Прекрасная оперная музыка перемежается с современной, которая на её фоне воспринимается как нечто глубоко инородное. Фильм снят в свободной манере, близкой к 'полудокументальному' кино, есть даже некие вставки типа комиксов, но органична в этом стиле только Кирстен Данст, на игре которой я остановлюсь ниже - остальные как будто мимо проходили. Король, сыгранный Джейсоном Шварцманом, не просто плох - на мой личный взгляд он попросту непрофессионален. Не знаю, может София специально, в некоей феминистичной, манере подобрала такого, чтобы королева смотрелась в особенно выигрышном свете, но король здесь - это просто статист, которого мог бы сыграть кто угодно.

Не скрою, показ идущей к гибели монаршей семьи, вызвал ряд совершенно невольных сравнений с нашей 'Агонией' не столько в объективном, сколько в интуитивном плане, и я поймал себя на мысли, что практически любой эпизод нашего фильма 'весит' больше, чем весь этот голливудский костюмированный спектакль. Есть причины для гордости.

Дело в том, что в фильме слишком много всего намешано, но как-то всё пунктирно, незаконченно, случайно... Это даже не сериал - это пародия на историческое осмысление прошлого - поверхностная, отрывочная, непродуманная и обрывающаяся на полуслове, игра в 'современное проживание' исторических событий.

Что же касается игры Кирстен Данст, то она совершенно определенно обладает некоей магией - это мне стало совершенно ясно к концу фильма. Я смотрел её 'работы' в 'Добейся успеха' или 'Человеке - пауке' и ничто не предвещало появление такого сияния. Но вдруг меня совершенно сбивает с ног её игра в фильме 'Меланхолия', Ларса фон Триера (прочитал здесь один коммент на этот фильм - Кирстен органична в кадре как животное - очень метко). Там она лишь одна из героинь - здесь же весь фильм построен на ней и с какой блестящей легкостью она с этим справляется! Причем я не могу понять за счет чего она это делает - в ней нет особой харизмы, да, она симпатична, но есть актрисы и красивее. Так что же? Пластика? Артистизм? Не ведаю за счет чего, но на неё хочется смотреть снова и снова, уже почти не замечая, скверную режиссуру и средненькую игру 'напарников по цеху'. Как ей удается, не создавая яркого образа 'привязать' к себе зрительское внимание - это одновременно и удивляет и ставит в тупик. Самое интересное, что и хвалить-то Кирстен особо не за что - фактически она играет, минимально измененную, саму себя - её органика действительно практически документальна. Наверное, самая большая заслуга Софии в том, что она нашла для своего фильма именно Кирстен, без которой, даже не представляю какое действо мы бы с вами увидели.

В заключение, могу лишь процитировать свой собственный заголовок - ничего другого на ум не приходит.

14 апреля 2013 | 22:51
  • тип рецензии:

Уже мало кого является секретом тот факт, что уважаемый и многими любимый актёр Николас Кэйдж прежде, чем отправиться на ниву лицедейского искусства, сменил свою настоящую фамилию на псевдоним. Его настоящая фамилия Коппола, он приходится родным племянником самому Фрэнсису Форду Копполе, имя которого устойчиво ассоциируется с такими лентами, получившими культовый статус, 'Апокалипсис сегодня' и трилогия 'Крёстный отец'. Кэйдж заявлял, что этот его поступок связан с тем, что он хотел добиться всего сам, чтобы фамилия не шла впереди него и не влияла на выбор создателей картин. Что же, весьма и весьма похвально и мы знаем, каких высот добился Николас.

Совсем другое дело София Коппола, дочка знаменитого режиссёра. Впервые о ней заговорили, когда на экраны вышла третья часть 'Крёстного отца', они играет, наверное, главную женскую роль в этом фильме. Большинство зрителей и критиков выразили неудовольствие исполнением молодой актрисы. Не знаю, как это повлияло на неё психологически, но на некоторое время она выпадает из вида и появляется уже в другом амплуа - София Коппола ставит ленту 'Девственницы-самоубийцы'. И вот здесь она заставляет всех позабыть о не совсем удачной роли в 'Крёстном отце' и получает долгожданную похвалу в мире. Воодушевлённая признанием, Коппола берётся за постановку нового фильма и в 2003-м году на экраны выходит лента 'Трудности перевода'. Это уже взлёт на данный момент её режиссёрской карьеры: номинации на 'Оскар' и проникновение ленты во многие СМИ, где 'Трудности перевода' горячо обсуждаются.

Между выходом 'Девственниц-самоубийц' и 'Трудностями перевода' прошло четыре года, следующая же лента от Софии Копполы заставила себя ждать лишь два года: режиссёр презентует 'Марию-Антуанетту', байопик про неоднозначную фигуру XVIII столетия. Рождённая в Австрии ей суждено было стать королевой Франции, где и постигнет её трагическая судьба и смерть на гильотине, французские подданные будут считать именно её одной из главных виновниц их нищеты и голода. София Коппола тщательно воссоздаёт мир роскоши и богатства Версальского дворца. Коппола как-то однобоко показывает ту эпоху: мы наблюдаем балы, маскарады, званые обеды, охоты, но всё это сжато ещё и в рамках прямолинейного обката персоналии Марии-Антуанетты. Простой люд обитает как нечто аморфное, мы лишь понимаем, что они источник пополнения казны для безоблачной жизни сильных мира сего. Покажут ещё и пересуды, интриги, в общем именно то, чем, по слухам, жили привилегированные особы.

Понятно, что само название должно привести нашу логическую мысль к тому, что весь фильм будет вестись вокруг Марии-Антуанетты. Однако же, мы ещё и привыкли к тому, что историческое кино имеет глубину, а не поверхностной передачей сухих данных. Даже готовы закрыть глаза на искажение фактов, лишь бы фильм получил должную направленность и зритель получал более мощную дозу удовлетворения от увиденного. Коппола же подошла к постановке со стороны как женщина к женщине, что является сжатым объёмом, словно никак не выберешься из того вакуума, который создан с первых минут и заканчивается на финальных титрах.

Итак, это были сказаны мною принятые субъективно недочёты, но и от плюсов отказываться нельзя. София Коппола, наверное, со знанием дела подошла к отображению антуража. Можно запросто попасть в гламурный мир людей не считающихся с денежными затратами. Нам предоставят чуть ли не модный показ, где платья и причёски будут меняться как перчатки, и от блеска и шика сильно захочется прищурится. В фильме царит розовый цвет и его оттенки, видимо, Коппола решила, что именно они были любимыми у Марии-Антуанетты. Если говорить метафорически, то внешний облик ленты схож на кремовый торт. Почему это я не отношу к недостаткам? Дело в том, что картина должна запоминаться, и 'Мария-Антуанетта' запомнится именно этим компонентом, так что 'Оскар' в 2007-м году в номинации 'Лучшие костюмы' вполне заслуженный.

Если я говорил про то, что не совсем пришлось по вкусу и за то, что более-менее может понравится, то есть и момент, который никак не повлиял на общее восприятие картины. Это я, конечно же, про актёрскую игру, про один из важнейших факторов, которые создают фильму рейтинг. Главную роль исполнила Кирстен Данст, 'звезда' 'Девственниц-самоубийц' всё той же Копполы. Если сравнивать внешность Данст и её реально существовавшей героини, то можно найти некоторые сходства, но не суть в этом и близко. Как кажется у Данст была задача создать подростка незнающего проблем, да только это подзатянулось. Мария-Антуанетта приняла смерть в возрасте 37 лет, что позволяет говорить о ней, как о взрослой даме. Данст же в 'Марии-Антуанетте' как начала, так и закончила, словно от момента её прибытия ко французскому двору к моменту гибели прошло пару-тройку месяцев. Возникло чувство, что хорошую актрису Кирстен Данст сжали в ленте какими-то границами поведения и выражения характера.

Подле Кирстен Данст всё время крутился Джэйсон Шварцман с лицом провинившегося юнца. Холёный, но какой-то забитый его герой мог вызвать только материнский инстинкт. А вот такие актёры, как Рип Торн и Азия Ардженто без каких-либо усилий, с небольшим количеством сцен больше врезались в память, нежели актёры основных ролей.

В общем и целом, 'Мария-Антуанетта' не прошла с триумфом, хотя и обладала не совсем стандартным подходом к постановке историко-биографической драмы. Слишком много внимание удалялось обстановке и внешнему виду героев, чем их внутреннему насыщению и настроению тех времён. Одноразовый фильм с неплохими актёрами, но удивить или стальными объятиями к экрану приковать не сможет.

6 из 10

08 февраля 2013 | 16:03
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: