Начиная разговор о кино, мы почти всегда имеем в виду полнометражный художественный фильм. Но, как и в других видах искусства, здесь малые формы бывают не менее интересными и глубокими, как по форме, так и по содержанию.
Отношение к короткометражному кино как к ученической форме и жанру для киношколы легко преодолеть в себе, если повезет увидеть полноценное кино в коротком метре. Одним из таких фильмов может стать «Эмилия Мюллер» Ивона Марсиано, вышедший в 1994 году. Сюжет ее прост: молодая актриса пришла на пробы для фильма, где режиссер попросил её на камеру рассказать о содержимом своей сумочки.
Казалось бы, нет в этом никакой драматургической «зацепки», и все будет построено на кинематографических изысках, доступных узкому кругу посвященных. Но на последних секундах режиссер и сценарист приготовили нам такую встряску, что все произошедшее до этого переворачивается с ног на голову. Или наоборот – с головы становится на ноги. В этом коротком 20-минутном фильме исследуется природа артистизма, свободы творческого подхода ко всему, с чем ты сталкиваешься – в профессии, отношениях с людьми и повседневной жизни. Возможно, именно сжатые рамки короткометражки позволил сделать сюжет рельефнее, ярче: высокий темп, быстрая развязка не дают зрителю возможности опомниться. И именно такой хронометраж усиливает эффект многократно. Чем длиннее был бы фильм, тем более размытым оказался бы финал.
Вообще создается впечатление, что это не постановочное кино, а подсмотренный эпизод, выхваченный из потока времени отрезок. Настолько наполнено жизнью каждое движение главной героини, ее рассказ о своей жизни через предметы, которые она находит в своей сумке, которую каждый день носит на плече, и потому она стала самым честным и точным свидетелем или летописью того, что происходит с этой девушкой и что она переживает. Есть ощущение документальность изображаемого благодаря особому углу зрения камеры и художественному оформлению картины, отсутствию видимых декораций.
Еще более сложно поверить, что главная героиня не пришла не пробы на самом деле, а актриса Вероника Варга играет актрису, пришедшую пробоваться на роль. происходит какое-то наложение изобразительных и содержательных планов друг на друга, и их уже сложно оделить один от другого. И в этом большая заслуга исполнительницы единственной главной роли. Наверняка, не самый приятные впечатления испытывает актриса, которая остается в кадре практически все двадцать минут фильма, причем большую часть времени под прицелом крупного плана. Здесь никого не обманешь – фальшь (и в актере, и в герое) будет видна сразу. Поэтому остается лишь аплодировать мужеству и легкости, с которыми Вероника Варга (или Эмилия Мюллер) справилась со своей задачей.
Возвращаясь к тому, с чего начинался разговор, хочется вновь повторить, что малая форма – это не показатель «малого» содержания. В кино, как и в литературе, умение выразить что-то значительное ограниченными средствами есть признак высокого мастерства. И, как порой один рассказ стоит иного романа, так и короткометражная зарисовка Ивона Марсиано кинематографичнее многих киноэпопей или сериалов. В таких случаях кино приближается к поэзии, где каждое слово обретает особую выразительность и расширяет возможности своего смыслосодержания, поскольку существует в тесных рамках сжатого текста. И здесь, в этом фильме, каждое движение камеры, каждая пауза и каждый жест имеют особое значение, красота которого могла бы раствориться в более продолжительном хронометраже.
В своей авторской программе прославленный режиссер Сергей Соловьев вспоминал о кастинге к снятой им картине 'Сто дней после детства'. Еще не слишком в ту пору известный, он перебрал сотни кандидаток на роль красавицы Лены Ерголиной:
- И вот дошла очередь до нее. Как тебя зовут?
- Таня Друбич
- А почему ты хочешь у меня сниматься?
- Не знаю...
- А какие у тебя сильные качества?
- Не знаю. Посмотрите сами...
Попадание в роль оказалось стопроцентным. Безвестная девушка, не имевшая никакого актерского образования, оказалось той самой, что попала по всем мишеням, намеченным Соловьевым...
Эта зарисовка из реальной жизни довольно быстро пришла на ум, когда в кадре появилась соискательница на роль в короткометражке Ивон Марсиано. Что за фильм должен был быть снят? Был ли это полномасштабный проект или только арт-хаус? Нам это неведомо, зато совершенно точно режиссер сего проекта и сам плохо представлял, какой должна быть его муза. Эмилии на вид немногим за 25. Молода, но уже не юна. Миловидна, но не сногсшибательна. Одета скромно, но не безвкусно. У нее тщательно отработанная улыбка, но нет и налета искусственности. Сколько таких проходит через кастинги ежедневно? Десятки, а то сотни скорее всего. Режиссер разговаривает с ней ровным, вежливым, но сохраняющим дистанцию голосом. Что он надеется увидеть в этих больших томных глазах? Наконец, он переходит к главному: 'возьми сумку...'
Это во всех смыслах заурядный кастинг. Ну что в нем особенного? Как ни крути, стандартная девушка в возрасте 'около 30' носит с собой стандартный набор вещей и аксессуаров. Нам не видны глаза режиссера, что в них играет при виде содержимого сумочки, и играет ли вообще. Эмилия производит впечатление мечтательной особы. Ее открытость оставляет двоякое впечатление. Она явно не держит камня за пазухой, но и в душу абы кого пускать не будет. С ее слов, соответствующего образования у нее нет, на что же она надеется? На одну лишь удачу? Но тогда в ее сумке наверняка нашелся бы какой-нибудь талисман или оберег. Даже закончив 'три коридора', из Эмилии могла бы получится драматическая актриса. Какой спектр эмоций на симпатичном лице! Она постоянно улыбается, но не считает это своим козырем в конкурентной борьбе. Скорее уж она по примеру Татьяны Друбич, скажет что-то вроде: 'смотрите сами'.
Вступительные экзамены в ГИТИС по воспоминаниям многих его выпускников, адски изнуряющие мероприятия. Абитуриент может ночами не спать, репетируя фрагмент роли, которой он должен поразить, убедить, повергнуть в шок! Вспомните Ирину Муравьеву в фильме 'Карнавал'. Но может, секрет актерской удачи совсем не в каторжной зубрежке? Может, в простой человеческой естественности, умении преподнести себя тем, кем ты и являешься? Да, Эмилия не самый откровенный на свете человек. Да, в ней есть толика недосказанности. Да, ей неведом термин 'явиться при параде'. Но не зря неизвестен нам жанр будущей картины. Похоже не знает его и соискательница. Она просто пришла и показала саму себя, не готовясь. Можно называть это экспромтом, можно импровизацией. Я назову это обычной правдой, от которой не режет глаз. Тембр голоса девушки мягко баюкает зрителя, но от него не тянет спать! Напротив, хочется, чтобы в этой сумке было очень глубокое дно. Извлекая очередную вещь, Эмилия с детской чистотой делится своими рассуждениями о людях. Может, многое из этих слов искусная ложь? Может, она живет в выдуманном мире? Это не имеет никакого значения, ибо в эту простую и очевидную реальность, какой ее рисует девушка, мечтал бы попасть практически каждый.
Кажется она все рассказала о себе таким нестандартным образом. Оставалась лишь минута до конца этой короткометражки, а изумление не покидало меня. За что-то же 'Эмилию Мюллер' нарекли одним из лучших фильмов своего жанра 90-х годов! Последняя минута искупила все, отпали все сомнения и нет больше в голове вопросов. Есть лишь искра гениальности. Режиссер за какие доли секунды был ослеплен. Он увидел то, что кажется уже и не чаял увидеть. Кажется ему не нужны больше претендентки...
Восхитительная история! В ней сам реализм, которому тесно в любых рамках. В ней сама жизнь, которая вырвалась на свободу из прекрасных глаз Эмилии. Так все может быть просто, если ты готов видеть. Режиссер был на волоске от главного конфуза в своей карьере. Всего лишь миг отделил его от непоправимой ошибки. Всего мгновение, но оно прекрасно! Я с удовольствием присоединяюсь ко всем хвалебным отзывам к этой комедии. Какие-то жалкие 20 минут! Но их теперь не забыть. Истинный талант не имеет единиц исчисления. Его просто нужно увидеть и распознать. А дальше все получится само по себе. И уверен я: режиссер теперь снимет фантастически успешный фильм!
Цель короткометражных фильмов - за небольшое отведённое экранное время донести до зрителя нечто очень важное, что называется убить наповал. И немногим это удаётся сделать, поэтому фильмов с коротким метром не так уж и много, а тем более тех, которые бы здорово зацепили. Не хочется кривить душой и расписывать все достоинства фильма 'Эмилия Мюллер', потому как, признаюсь вам честно, я не проникся. Трудно сказать в чём причина, но это короткометражка не произвела на меня особого магнетического действия.
Приходит женщина на пробы. Ранее она уже снималась в парочке фильмов, если так можно выразиться, но славу не снискала. И тут судьба предоставила ей шанс в виде одного режиссёра, который проводит отбор актрис. Режиссёру хочется узнать насколько ярко, точно и сочно человек может рассказать о предметах в своей сумке, в данном случае это сумочка женщины. Указывая на вешалку, он просит женщину взять сумочку и описать всё, что в ней лежит. Та мешкает, но тем не менее выполняет данное поручение. Берёт сумочку и...
Красивая молодая девушка не растерялась, за что ей честь и хвала. Она начала вытаскивать предметы из сумочки и рассказывать о каждой вещи, попутно отвечая на вопросы режиссёра. Мы видим: девушка не растерялась. И ещё нам предстоит совершенно неожиданный финал, о котором я умолчу.
Ну, что сказать ?История получилась. Имеет ли она место быть в нашей жизнь ?Думаю да. История необычная, но сказать, что из ряда вон неординарная и шедевральная не могу. Тут впору схватится за голову режиссёру, что мы и увидим, но в мою душу эта притча не проникла, уж простите. Поэтому поставлю заслуженные пять баллов за идею и за старания действующих лиц.
Здравствуйте. Плащ можете повесить сюда. Прошу Вас, садитесь. Ну, садитесь. Как Вас зовут? Эмилия Мюллер? А Вы, простите, кто, актриса? Нет, всего лишь сыграли однажды маленькую роль в театре и одну великую, выступая при этом чуть менее двадцати минут? Что же, нет? Извините. Впрочем, я и не ожидаю, что там, за экраном появится эта девушка - ведь даже не факт, что её догнал сам режиссёр, как только прознал про её талант. И вряд ли найдётся второй такой же великий артист, который смог бы сыграть Эмилию Мюллер, по крайней мере так же выразительно, как она сыграла саму себя...
Рассказать Вам про то, что в этом фильме? Ох, я... нет, мне нисколечки не сложно и не неприятно, прошу Вас. Тут нет ничего необычного: актёры - Вероника Варга... бедняга, она так и не сыграла ни в чем более-менее выдающемся после этого фильма. Хотя я не смотрела некоторые фильмы с ней, так что, возможно, я ошибаюсь... Оливье Рамон. Верите ли, нет - у него даже нет фотографии на Кинопоиске! А почти весь фильм он сидит спиной к зрителю. Он, впрочем, играл в 'Диких ночах', но я и этот фильм не видела, хоть он и известный. Мари Дэвид... знаете, где-то примерно год-два назад мы с сестрой устраивали марафон фильмов с Одри Тоту, и одним из них оказался 'Взмах крыльев бабочки'. Мы смотрели оригинальную дорожку, с русскими субтитрами, и вроде как голос Мари Дэвид звучал в магазине электроприборов... знаю, Вы уже хмуритесь - это не то, чем стал бы хвастаться актёр. А это... Это Лиз Бераха - надеюсь, я правильно транскрибировала её имя. Обычно я не обращаю внимания на такие титры, но иногда я интересуюсь этими безвестными актёрами, у которых по два-три фильма на страницу и нет фотографии ни на Кинопоиске, ни где-нибудь ещё. Может, они играют в театре?... Или ищут работу по объявлению? Я не знаю о состоянии актёрской школы во Франции, к сожалению. В России, возможно, легче устроиться, хотя и театральная культура удивительно бедна... Ивон Марсиано, режиссёр. У нас выходил единственный жалкий ДВД-диск с его короткометражками - 'Эмилия Мюллер', пожалуй, единственная среди них известная. А, ещё фильм 'Крик шёлка', ну разумеется! Вечно забываю об этом фильме. Он не слишком-то хорошо известен, да? Оператор - Пьер Бёрф. Всегда восхищалась операторами - вот как здесь, например: камера стоит статично, монтажных склеек всего-то несколько, а эффект потрясающий - вроде как и простенько, всего-то портрет человека на черном фон, чёрно-белая пленка, добавляющая выразительности и контраста - и как же это смотрится! Почему все фанатеют от актёров, но эти славные труженики камеры всегда остаются не у дел? Впрочем, им ещё не так плохо приходится - монтажером быть куда печальнее. Хорошо, если знают хотя бы, как тебя зовут, а ведь чаще всего нет. Кстати, в этом фильме монтажёр - Марианн Риго. Я... не знаю её, честно. У неё всего-то две короткометражки в послужном списке. Что ещё? Ну, камера, фон... Простые декорации - снимали 'на мясе', саму съемочную студию. Тут не надо особо хитрить и изворачиваться, да ведь? Ну вот. Сумка - второй главный действующий персонаж фильма, помимо самой Эмилии. В ней лежат разные вещи - как много можно узнать о человеке, просто покопавшись в его сумке, представляя себе предысторию этих вещей!... А для великого актёра достаточно и маленькой вещички, чтобы воссоздать её прошлое - ведь каждый великий актёр ещё немножко и психолог, порой даже куда лучший, чем те, кто занимается этим делом профессионально...
Примерно так же, как я написала эту рецензию, звучит блистательный монолог главной героини. Подробный, с многочисленными ответвлениями рассказ о себе (или не о себе, но о ком-то, кому могут принадлежать эти вещи - кто знает?), в котором описывается вроде обычный перечень предметов - но за ним можно разглядеть саму суть обладателя этой сумки. В случае с 'Эмилией Мюллер' дело обстоит примерно также, как с этой сумкой - за всеми этими именами, реквизитами, декорациями и прочими рассказами о составляющих прячется один из самых гениальных короткометражных фильмов.
Короткометражный фильм Ивона Марсиано (Emilie Muller) является девизом как социума в целом, так и образа жизни отдельного человека. И совершенно не важно в каком мире мы живем, так было, есть и будет всегда. В принципе ничего страшного в этом нет, безобидная ложь ещё никому не навредила, тем более, что конкретной выгодой она не обусловлена. Есть и другая сторона того, что люди привыкли называть, 'Пускать пыль в глаза',- это своего рода услуга, ты просто говоришь человеку то, что он хочет от тебя услышать.
Фильм Марсиано именно об этом. Оригинален он и тем, что представляет собой, как бы 'Картинку в картинке', что заставит зрителя пересмотреть фильм вне зависимости от впечатлений. Потому что под обычным кастингом завуалирован совершенно иной посыл режиссера.
Жемчужина картины - Вероника Варга. Передача эмоций и чувств зрителю выполнена профессионально, манера поведения действительно опьяняет. Безупречная актерская игра.
В целом хочу сказать, что на первый взгляд, брутальное жизненное кредо - 'Адаптируйся или умри!', показано автором стилистически изысканно и тонко, и всего за 20 минут.
Эта небольшая короткометражка повествует о кастинге начинающей актрисы. Она садится напротив режиссера и тот просит ее взять сумочку и рассказать что там лежит.
Девушка с легкостью демонстрирует содержимое, но и параллельно говорит о себе и своих друзьях. Все это очень занимательно. Мысли, движения, слова. Ты словно будто погружаешься во все происходящее.
Но больше всего поражает концовка. Режиссер готовится отдохнуть перед следующей конкурсанткой как происходит нечто, что поражает и его, и зрителя.
Советую ознакомиться с содержанием этого маленького шедевра.