всё о любом фильме:

Папа в командировке

Otac na službenom putu
год
страна
слоган-
режиссерЭмир Кустурица
сценарийАбдула Сидран
продюсерМырза Пашич
операторВилко Филач
композиторЗоран Симянович
художникПредраг Луковач, Дивна Йованович
монтажАндрия Зафранович
жанр драма, ... слова
сборы в США
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время136 мин. / 02:16
Действие фильма происходит в Сараево в беспокойное время (1948 — 1952гг.) после разрыва Тито со Сталиным. Трагедия людей, попавших в жернова тоталитаризма, показана с точки зрения шестилетнего мальчика.

Отец мальчика постоянно уезжает в командировки, и он — тот самый похотливый бабник, из-за которого страдает мать. Судьба наносит удар семье, когда отца по доносу любовницы арестовывают, а его жене и сыну приходится пережить три жутких года, полных горя и нищеты.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
6 + 0 = 6
7.2
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлер 01:23

    файл добавилvic1976

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Теперь даже может показаться странным, что в 1985 году чешского и американского режиссёра Милоша Формана, президента жюри Каннского кинофестиваля, стали упрекать в том, что он намеренно поддержал выпускника пражской киношколы ФАМУ, молодого (в то время лишь тридцатилетнего) югослава Эмира Кустурицу, вручив ему «Золотую пальмовую ветвь» за фильм «Отец в командировке». Хотя эта премия была присуждена всеми членами жюри единогласно, и на счету постановщика из Сараева уже был «Золотой лев Святого Марка» Венецианского фестиваля за дебют в большом кино — «Помнишь ли, Долли Белл?». А в последующие годы почти все экранные работы Кустурицы не оставались без фестивальных наград, будь то Берлин, снова Канн (и опять «Золотая пальмовая ветвь» — за «Подполье») и ещё раз Венеция. Так что Форман оказался, на самом-то деле, во сто крат прав и поистине может гордиться, что более двадцати лет назад поддержал «кинематографического гения с Балкан», как вскоре начали называть его протеже. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка


    Никогда не говори «Я все знаю…». Мне казалось, что о кино я знаю все, по-крайней мере удивить меня было очень трудно. Но случился этот день и я готов сказать, что кино безгранично. Нет людей способных взять его в рамки человеческого разума и не будет до тех пор пока жив человеческий гений, пока он свободен от предрассудков, денег.

    Пока человек живет одной целью: не наплевать в этот мир, а сказать ему спасибо, за его многообразие богатство душ, и непредсказуемость каждого шага человека по этой земле. Благодарю небеса, за то, что сегодня я посмотрел фильм Кустурицы «Папа в командировке». Считаю одной из самых ценных сцен в мировом кинематографе ту, где дети купаются в ванной. Она не объяснима, но свет глаз девочки так же вечен, как свет лучей солнца.

    12 декабря 2010 | 14:40

    Потрясающий фильм, в котором на примере жизни главных героев можно изучить один из периодов Югославской истории, когда одно неверно сказанное (или порой специально) слово может отправить человека в тюрьму. Но история и политика в это фильме в какой-то мере всего лишь фон, на котором разворачивается семейная драма: жена, страдающая от измен мужа, которого, как говорится «могила исправит»; брат, предающий сестру; сыновья, тоскующие по отцу…

    Говоря об этом фильме, нельзя не отметить великолепную игру Миры Фурлан. Несмотря на то, что в фильме она появляется всего лишь четыре раза, но именно эти моменты являются основными, отправными точками дальнейших событий картины.

    Этот фильм создан не для того, чтобы его любили или не любили. Его нельзя забыть, ведь он рассказывает нам о том, как живут люди, такие же, как и мы с вами. О том, как они любят, надеются и ждут.

    10 из 10

    22 августа 2009 | 13:47

    Эмир Кустурица продолжает свое шествие по Европе! Первая картина великолепного балканского мастера, покорившая Каннский Кинофестиваль в 1985 году и завоевавшая главный приз — Золотую Пальмовую Ветвь!

    Действие кинокартины разворачивается в конце 40-х — начале 50-х годов двадцатого столетия в период разногласий между Тито и Сталиным. Трагедия людей, отдельных семей, попавших в жернова тоталитаризма, показанная глазами маленького мальчика — шестилетнего Малика. Именно его детский, наивный взгляд и диалоги на происходящие события задают тембр трагикомедийности фильму. Малик видит постоянно, как его отец Меша уезжает «в командировки», не зная еще, что Меша и есть тот похотливый бабник, которого вскоре арестуют и сошлют на работы, а его семье придется пережить несколько жутких лет горя и нищеты…

    Фильм, снятый также как и «Помнишь ли ты Долли Белл?» по сценарию Абдулы Сидрана, рассказывает о тяжелой судьбе большого семейства во времена становления так называемого Югославского коммунизма — титоизма. Главный герой Малик находится в своих детских мечтах о настоящем кожаном мяче и неожиданно приходящей первой любви, его брат Мирза — «очкарик с гармонью в руках» вовсю старается помочь матери, зарабатывающей на жизнь шитьем, пережить боль и страдания, выпавшие в нелегкое время на долю их семьи. Потрясающая тенденция тонко чувствовать каждый момент, каждое движение в кадре! Душевно, как в советских фильмах, лирика, смешанная с жестокостью и тяжелыми реалиями жизни, но одновременно наполненная верой в лучшее через действия и поступки персонажей, и все приправлено потрясающими музыкальными мотивами, — «балканский Феллини» в самом расцвете сил, готовый покорять и не раз в будущем крупнейшие международные кинофестивали своими безумными, искрометными кинолентами!

    Индивидуальностью работ Кустурицы является наделение своих героев уникальными, может даже показаться, чудаковатыми особенностями и манерами, которые будут на протяжении всего творчества проявляться в его кинокартинах: как Дино из картины «Помнишь ли ты Долли Белл?», хотевший покорить мир гипнозом, так и Малик — лунатик, гуляющий ночами в различных городах Югославии.

    «Меня перекормили демократией. При демократии граждане выбирают мэра. Я построил свой город и теперь сам выбираю граждан.» (Эмир Кустурица)

    Отличная работа актерского состава; Кустурице не приходится выбирать, он постоянно работает с теми же людьми и они отвечают гению взаимностью, мастерски перевоплощаясь из главных образов во второстепенные и наоборот. Прекрасное музыкальное сопровождение: мексиканские ноты вначале, переходящие в вальс, сменяющийся народной песнью «Там ли стоит Сараево…».

    P.S. «Я снимаю кино смешанного жанра, на мой взгляд так правильнее и интереснее для зрителей. Ведь никто из нас не плачет всю жизнь или только смеется. У нас бывает хорошее и плохое настроение, удачи и несчастья, горести и радости. Как зебра. Мои фильмы такие же! И такая же жизнь у моих персонажей!» (Эмир Кустурица)

    19 февраля 2011 | 12:49

    Невероятно трогательная картина Эмира Кустурицы. Первая, принесшая ему славу и всемирное признание. История маленького югославского мальчика, на отца которого донесли, и он стал жертвой репрессий. Для семьи начинается новая жизнь: борьба с бедностью, в которой главное — не потерять надежду на лучшее. Вся история рассказана глазами этого самого мальчика, наивного, но в то же время глубоко понимающего суть всего происходящего. Его отец, мать, брат, мечты о футбольном мяче, первая любовь, — все это проходит перед нашими глазами.

    Гениальный сербский режиссер рассказал нам очередную поучительную историю о неприходящих ценностях: семье, верности, счастье. С долей юмора, сарказма, который позволяет понять и принять фильм легче. Но от этого все не становится проще. Все те же репрессии, страх повсеместно, разбитые семьи, искалеченные судьбы, простые радости и горести обычных людей. Эмир Кустурица нанес еще один удар коммунистическому строю и социализму одним из своих шедевров.

    Отдельный поклон за музыкальное сопровождение.

    10 из 10

    10 июня 2012 | 16:25

    Жанр трагикомедии не каждому режиссеру по силам, пробуют, тем не менее, многие, но удается это лишь единицам. И только у Эмира этот жанр не вызывает сложности. Может быть, потому, что он тонко чувствует, как на самом деле трагикомична сама жизнь?..

    События в Югославии 50-х годов мы видим глазами маленького мальчика, даже его имя ему несказанно подходит — Малик. Очаровательного карапуза, как нормального ребенка своего возраста, конечно, не волнует ссора между руководителями двух коммунистических стран — Тито и Сталина, однако последствия этих событий он прочувствует в своей собственной семье. Конечно, только когда он подрастет, он поймет, что папа был арестован, совсем это была не командировка. Вот только поймет ли когда-нибудь, что в аресте его отца была не только политическая, но и личная причина?

    Cherchez la femme, как говорят французы. Два мужчины, одна женщина. Это было бы стандартным любовным треугольником, да вот только один из этих мужчин женат на сестре другого. И кто кого любит в этой жизненной геометрической фигуре? Трудно судить, хотя лично мне показалось, что любви в этом треугольнике нет.

    Кустурица масетерски изображает, что насколько страшное было время — аресты, доносы, предательства близких (нужно следить за каждым своим словом, шаг вправо, шаг влево — конечно, не расстрел, но последствия тяжелые), настолько страшнее то, что делает сам человек, и ведь жизнь его ничему не учит. Казалось бы, прекрасная семья, понимающая жена, чудесные дети — что еще надо человеку? Но ради минутной похоти глава семейства готов лгать и изворачиваться, не жалея при этом собственного ребенка, не соблюдая осторожность, не боясь потерять, что имеет. Зря люди думают, что дети ничего не понимают — это опасное заблуждение: дети очень тонко чувствуют, что правильно, а что нет, и что самое главное — они вырастут и поймут. Смогут ли простить?..

    Для нашего Малика за короткий период, который изображен в фильм, пройдет маленькая жизнь. Мечты о футбольном мяче, затянувшаяся папина командировка и мамины слезы, обряд обрезания, переезд в другой город, первая любовь к русской девочке Машеньке, участие в торжественной эстафете и… возможно, разочарование в отце. Во всяком случае, когда они подрастет, он на многое посмотрит другими глазами.

    Больше всего мне запомнились две сцены — это ссора мужа и жены, дошедшая до драки, Малик, обнимающий маму — и через мгновение вся семья на одном диване и старший сын, играющий на аккордеоне — потрясающе, искренне, жизненно — до слез. Эта сцена запечатлелась у меня в памяти. Вторая — прощание с Машей, Машенькой..

    С маленьким Маликом мы вместе плачем и смеемся и гуляем спящими с открытыми глазами по ночам. Потрясающий фильм, который заставляет задуматься. Как бы ни было страшно время, страшнее то, что делаем мы сами.

    10 из 10

    19 марта 2013 | 10:47

    Фильм Эмира Кустурицы «Папа в командировке».

    Трогательная, местами сентиментальная история, увиденная глазами шестилетнего мальчика Малика и им же рассказанная.

    Сараево. Послевоенное время, а именно разрыв отношений между Сталиным и Тито. Среднестатистическая югославская семья, /боснийские мусульмане/, папа Меша, мама Сена, сам Малик и его старший брат и дедушка.

    И всё вроде бы хорошо, живи и радуйся, но политическая обстановка в стране, да слабость папы к женскому полу приводят последнего в тюрьму. А любовница папы, его заложившая, выходит замуж за брата мамы, посадившего папу в тюрьму, /вот такой интересный любовный треугольник на фоне доносов и репрессий/.

    Маленький Малик пытается разобраться в происходящем, пытается из отдельных кусочков доступной его пониманию информации сложить Истину. Это непросто в атмосфере замалчивания лицемерия и вранья. И вроде всё просто, но вместе с тем всё идёт не так. Гости за столом веселятся, а папа обращается к тебе, как к взрослому и когда ты видишь потом, через некоторое время плачущую маму, ты понимаешь, что ты должен вести себя, как взрослый, а как не знаешь. И ты продаешь на улице свою самую ценную вещь, футбольный мяч. Но когда ты отдаёшь деньги маме она, обнимая тебя, плачет ещё больше.

    Но жизнь идёт. Семья едет к папе, воссоединится. И снова та самая история, вроде б живи да радуйся. А всё не так. Папа ничуть не изменился, недоговаривает, лицемерит, врёт, мама плачет. А тут ещё первые знакомства с сексом, /подсматривая за взрослыми/, а после первая любовь, /к русской девочке/. И снова, правда, за семью замками, а Истина ещё дальше.

    А как вы думали, жизнь стране с тоталитарным режимом, /за железным занавесом/ предполагает счастливое детство. Жизнь в любой стране с тоталитарным режимом предполагает всё что угодно, кроме счастья. Но зато это хорошее испытание на прочность и хорошая школа становления личности. А это так важно, чтоб человек был личностью, ибо ничтожеств в этом мире всегда хватало.

    Р.S.

    Фильм снимался в Сараево всего за 6 лет до трагических событий стоивших жизни 300 000 человек. Войны унесшей в никуда 300 000 жизней.

    И человечество не сделало никаких выводов. То в одном, то в другом месте земного шара вспыхивают войны. Что скажете господа из Европы, /вот уже совсем рядом с вами, на Украине стреляют/.

    Р.S.S.

    Говорят, в каждом взрослом живёт ребёнок.

    Одни играют в жизнь, другие в войну.

    Одни не понимают, что творят, другие понимают, что творят другие, но молчат.

    Они боятся.

    И на фоне этого вершится история. Наша с вами история.

    11 сентября 2014 | 00:21

    Очень жаль, что этот фильм Кустурицы я посмотрел позже, чем «Андерграунд», ведь в обоих фильмах нам повествуют об одном и том же времени, с той лишь разницей, что «Андерграунд»/«Подполье» в разу масштабнее, сюрреалистичнее и многозначительнее. Поэтому, эта картина вызвала довольно смешанные чувства.

    Хотя, отметить мастерство Кустурицы стоит. Ведь он показал нам довольно печальную страницу истории своей страны и не стал чрезмерно драматизировать, а добавил в фильм множество шуток и показал историю глазами маленького 6-ти летнего мальчика. Его наивный детский взгляд, забавные высказывания, поведение в той или иной ситуации, мечты на протяжении всего фильма вызывают смешок и лишь поэтому история не воспринимается как тяжелая драма о людях, раздавленных политическим режимом. Ведь из истории про отца, сосланного в лагеря и о семье, вынужденной доедать последние крошки хлеба и зарабатывать на жизнь всеми возможными способами можно было сделать невероятно слезоточивую драму, не хуже, чем «Покаяние» Абуладзе.

    Но Кустурица выбрал другой ориентир для своего кино — советское и чешское кино, ведь в этом фильме можно заметить влияние кинематографа обеих этих стран. Фильм о войне с налетом романтики, показанный в очень светлых и добрых красках — это напоминает «Поезда под пристальным наблюдением» Иржи Менцеля, а вся лирика фильма, чередующаяся с жестоким жизненным реализмом — это уже, на мой взгляд, досталось от советского кинематографа. А сюрреалистичный полет маленького мальчика в концовке фильма вообще отсылает нас к лучшим работам Феллини и Тарковского. В общем, Кустурица, взяв некоторые приемы из большого количества известных фильмов, создает неповторимую трагикомедию — жанр, с которым он следует по всему своему творческому пути и который служит ему верную службу.

    Но в этом фильме Кустурица также и подвергается критике политического режима, который калечит сознание многих людей, заставляя их совершать необдуманные поступки ради своей выгоды, но вот вопрос — стоит ли винить режим или все-таки людей? Я больше склоняюсь ко второму варианту, и, Кустурица, как мне кажется, тоже. Он показал нам просто определенный исторический период, каким он был тяжелым для людей, но ведь люди сами виноваты в этом. Никого не заставляли стучать — люди это делали добровольно и частенько сильно приукрашивали слова знакомых, или вообще придумывали. Именно люди-сволочи явились причиной всех несчастий, выпавших на долю Югославии (я не имею в виду товарища Тито, а огромное количество доносчиков). И Кустурица нам это показал в своем фильме. Как всегда блестящим образом. Фильм может показаться очень близким, ведь печальные страницы истории Югославии как будто скопированы с истории нашей страны. Те же проблемы, те же искалеченные судьбы, те же доносчики… Обидно, досадно, но ладно. Что сделано, уже не воротишь назад. Фильм можно посмотреть для того, чтобы посочувствовать несчастным людям и для того, чтобы не забывать, в какое ужасное время и, с какими ужасными людьми возможно жили бок о бок наши близкие.

    2 мая 2011 | 08:18

    Очень трогательный, смешной, замечательный и правдивый фильм. Эта картина — пятая, которую я посмотрел у Эмира. Она дает возможность посмотреть на только что образованную, послевоенную СФРЮ, глазами маленького мальчика, который трактует все события очень весело, по-своему. Фильм — про каждого. Ведь, согласитесь, и сейчас есть мужья, постоянно изменяющие своим женам, и сейчас есть братья (сестры, сыновья, дочери, неважно…) предающие своих близких ради выгоды и разделенные родственники. Изменилось разве что одно — политический строй. Раскрывать весь сюжет не буду. Фильм рекомендую всем — от 14 до 99. Но, честно говоря, советую фильм смотреть в одиночестве, так как я пытался смотреть его в компании — это трудно…

    Но, как говорят диспетчеры при аварийной посадке — «Ваше Решение!»

    10 из 10

    10 сентября 2010 | 21:31

    В истории мирового кино есть большое количество картин, которые можно объединить под жанровой вывеской с условным названием «Амаркорд». Конечно, произведения, в основе которых оказывались детские переживания того или иного художника, существовали и до Феллини. Так что, дело тут не в том, что с легкой руки брата-критика лента Федерико стала своеобразным мерилом гениальности подобного рода картин; главное, что изящное заглавие ностальгической зарисовки итальянца точно передает суть фильмов этого направления. Дело в том, что необычайно емкое с лексической точки зрения выражение [a m’arcord] можно перевести и как «Я вспоминаю», и даже как «нити горькой любви, связывающие автора с прошлым».

    «Папа в командировке» написан боснийским писателем Абдулой Сидраном, а сам Кустурица родился только через несколько лет, после описанных в фильме событий, поэтому не сложно сделать вывод, что вспоминает тут больше сценарист, нежели режиссер. Однако в случае «амаркордовских» картин следует помнить: им вовсе необязательно быть полностью автобиографичными, чтобы быть глубоко личными и интимными. Роль детских лет в формировании эстетики художника неоспорима: недаром такие гении мирового искусства, как Ингмар Бергман и Алексей Юрьевич Герман, не раз называли первые годы своей жизни основным источником вдохновения, главной движущей силой творческих устремлений. А потому нет ни малейших сомнений, что Кустурица наполнил картину и своими собственными воспоминаниями, проносящимися перед зрителем причудливым калейдоскопом, состоящим из, на первый взгляд, незначительных деталей, самых крохотных, но при этом и самых драгоценных осколков памяти.

    В то же время режиссер деликатно обошелся и с воспоминаниями Сидрана. Буднично, как бы невзначай, переданная атмосфера тяжелого времени, тектонических сдвигов в жизни страны идеально подходит рассказу непосредственного свидетеля событий — ребенка. Не будучи в состоянии понять смысл всего происходящего, чуткая душа будущего писателя не могла не уловить гнетущую, буквально, повисшую в воздухе напряженность, лишь через годы сумев найти объяснение беспокойным разговорам за обеденным столом, более крепким, чем обычно, объятиям отца перед уходом, беспричинным, как казалось, слезам матери по ночам. Нечто подобное было и у автора этих строк. Я до сих пор помню, как вначале девяностых меня пугало безобидное, в общем-то, слово «перестройка». А так в то время я был не старше главного героя фильма и не имел ни малейшего понятия о творящимся кавардаке, то значит, что в интонациях взрослых я слышал тревогу, неопределенность, ожидание необратимых изменений, и все эти эмоции передавались и мне. Повествование от лица ребенка, как кажется, было нужно авторам не только для аутентичности. Идеально иллюстрируя поговорку о глаголющих истину, закадровый нарратив дает возможность посмотреть на происходящие чистым, незамутненным идеологической шелухой взором, подчеркивая тем самым абсурдность и преходящую суть этих самых идеологий.

    Однако гениальность произведения невозможно объяснить только рассмотрением его составных частей. Все, как ни крути, сводится к личности автора. Вот тот самый недостающий ингредиент огромного количества творений, сделанных, как казалось, в точном соответствии с многажды использованным рецептом. Талант и никакого мошенничества. Именно он превращает хрестоматийные сюжетные ходы в правду жизни. Именно он заставляет актеров не играть, а жить в кадре. Именно он умудряется находить красоту в самом обыденном (кстати, «живописные» виды послевоенного Сараева вовсе не кажутся экзотикой закаленным жителям Азиатской части нашей необъятной Родины). И, наконец, именно он причина непрекращающихся на протяжении всего просмотра слез и подлинного счастья от прикосновения к прекрасному.

    7 октября 2013 | 00:43

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>