К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Когда сейчас, в XXI веке смотришь почти 30-летней давности «Трон», то оказываешься в очень странном положении. С одной стороны, понятно, что тягаться тем спецэффектам с нынешними как-то не очень правильно. Но в то же время понятно, что кроме вот этих самых пресловутых спецэффектов «Трон» ничего предложить взамен не может: актеры выглядят скорее диспетчерами и техподдержкой цветных квадратиков, а саспенс, драма и конфликт ходят здесь на уродливых ходулях по прямой туда-обратно. В итоге получается странный эффект: тебе показывают некий объект, главная ценность которого не только безумно устарела, но даже по тем временам интересовала скорее формой, нежели содержанием.

Наделяя биты информации душой, Лисбергер делает очень интересный ход – сразу возникает две реальности, в которых закручивается действие картины, и, более того, в виртуальной реальности режиссеру вообще никто ничего не запрещает – свобода. И вот тут по идее и должно проявляться самое важное качество режиссера, отрабатывающего подобный фантастический формат, – визионерство. А его у Лисбергера нет! Всю фабулу режиссер разменивает на цветные камушки, бусы и погремушки. Режиссер настолько увлечен техническими возможностями, что совершенно забывает про героев и плотно шпигует кадр компьютерами, подтаскивая сюжет за веревочку. Да и тот факт, что «Трон» своего рода hi-tech «Алисы в стране чудес» – тут главный герой уменьшается до пустоты (!) и попадает в иной мир, где есть свой король, действуют свои законы – еще сильнее подставляет режиссера.

Тем не менее у «Трона» есть одно важное свойство, ради которого его, может, и не стоит смотреть, но знать – необходимо. Вроде как проходной фильм судии Дисней в перспективе сегодняшнего времени представляется краеугольным камнем огромного пласта не только современного кинематографа, но и субкультур, а вкупе с ними и идеологий. Практически буквальное трактование Лисбергером античного «Deux ex machina» в нулевых расцветет такими пышными красками благодаря братьям Вачовски, что многим на минуту покажется, что вот-вот и мы перевернем мир. Пелена голограмм падет, в цифровых кодах растворятся небоскребы, и… Хотя это уже совсем другая история.

23 сентября 2011 | 18:11
  • тип рецензии:

В 2010 году выходит высокобюджетный фильм с обилием визуальных эффектов и сумасшедших поворотов в сюжете 'Трон. Наследие'. Кто-то только узнал о существовании оригинального фильма, поклонники же с огромным любопытством подготовились к просмотру грядущей картины. И если каждый готов был высоко оценить потрясающие визуальные эффекты нового фильма, отношение к оригинальной картине у зрителей, незнакомых до этого с ней, могло быть двоякое.

Фильм 'Трон' производства 1982 года удивляет своим новаторством того времени. Тогда ещё слабо представляли первую систему компьютерной анимации, по которой вскоре создадут первую 'Историю игрушек', и было совершенно удивительно лицезреть и без того таинственный мир кибернетической вселенной в трёхмерной форме компьютерной графики. Тема, как её подал автор, уже обрела актуальность в быту. А спустя десяток лет у ещё не ознакомившегося с данным фильмом зрителя будет вызывать интерес: ведь это – прародитель 'Матрицы', идейный вдохновитель, да что там, молодой Джеф Бриджес в получившем признании многих фанатов жанре киберпанка. Стоит глянуть!

И вот, что конкретно показывает нам автор. Виртуальный мир, где, как по микросхемам, бегают программы, совершая свои операции. Оригинальная идея фильма, это то, что программы в своём мире подобны человеку, только с наполовину самостоятельным мышлением, и чувствами, подобными человеческими. Каждая офисная программа или игра – это множество приключений человечков, которых не увидеть глазу обывателя. И вот в такой мир попадает главный герой в исполнении Бриджеса. И мы видим его глазами, что всё не так уж просто, как там, у пользователей, когда кнопкой мыши решаешь ход действия программы. Данная идея в таком представлении до 2010 года так и не повторится, но даст направление новому виду жанра, в котором мы будем восхищаться 'Матрице' или даже 'Терминатору', а вскоре и 'Тринадцатый этаж', 'Тёмный город' с меньшей популярностью покажет нам душу электронной единицы.

Кибервселенная, представленная авторами 'Трона', увы и ах, слишком картонная и современному зрителю может служить лишь как памятник того времени. Идея оригинальная, воплощение довольно скомканное, множество клише и шаблонов в сюжете и игре актёров даже для фильма того времени кажется чересчур вычурным. Всё-таки, авторы прежде всего хотели продемонстрировать невиданные до того дня спецэффекты, а сюжет подобный «Алисе в стране чудес» старался поскорее отправить героя из обыденной реальности в воображаемую сценаристом и режиссёром Стивен Лисбергером, нежели поразмыслить над тем, что в нашем мире есть такая связь. Но если до сих пор мы восхищаемся 'Матрицей', а пересматривая 'Звёздные войны', фильмы, необходимые в присутствии в них визуальных эффектов, отдаём должное мастерству художников и операторов, то мультяшный 'Трон' остаётся в том времени. И не вспоминается мне фильм, такой же примитивный по картинке и постановке как данный продукт Диснея. Всё-таки, если сейчас авторы второй части «Трона» думали, что и через сто лет их визуальные эффекты будут захватывать дух, и это выглядит вполне достоверно, то торопливость в создании мультипликации в стиле «Лёлика и Болика» современного избалованного качеством кинопочителя заставляет немного, но всё же грустить. Странно, что за такие деньги соединить мультипликацию с живыми актёрами ушло в убыток и актёрской игры, и самих эффектов и как итог, самого фильма. Всё-таки досадно, когда говорят о фильме, как «для того времени это было круто», а ведь могли снять лучше, если бы больше постарались или год-два переждали, а потом всё равно постарались бы лучше...

А так фильму хороший бал за бессмертную оригинальность идеи, но большой минус за дряхлую структуру всей постановки.

4 из 10

14 октября 2012 | 18:46
  • тип рецензии:

При знакомстве с «Троном: Наследие» я был поражен его визуальным рядом. В поисках ещё чего-нибудь подобного я вскоре посмотрел и вышедший за 28 лет до него оригинальный «Трон». Он меня вообще никак не задел – просто скучный и непонятный фильм. Должно быть, артефакт своей эпохи, не более. Удивительно, что он хоть кому-то интересен и тем более что ему сделали сиквел.

Но на этом моё столкновением с сей лентой не закончилось. В Kingdom Hearts II, моей самой любимой видеоигре, есть целый мир, основанный именно на этом фильме. Там он выглядел замечательно – куда лучше, чем в самом кино. Да и битвы с боссами, взятыми из финала ленты, тоже были дико крутыми. В этом году «Трону» исполняется аж 35 лет – чем не повод пересмотреть? Но, увы, оно того не стоило.

С первых же минут становится ясно, насколько авторам наплевать на своего зрителя. Здешняя нарезка сцен с тем, что должно работать как вводная часть, поражает своей невнятностью. Ладно, когда ты уже знаешь хотя бы примерно подноготную мира, можно хоть что-то понять. Но для неподготовленного зрителя это просто бессмысленная бомбардировка сцен, полностью проваливающая свою задачу ввести в происходящее, тем самым скорее отталкивая.

Потом вдруг начинает казаться, что нас всё же ждет нормальный фильм: тут и в сюжет как-никак вводят, и с персонажами знакомят. Формально главных героев у нас трое: честный работник компьютерного цеха Алан (Брюс Бокслайтнер), бывший программист – а ныне владелец зала с аркадными автоматами – Флинн (Джефф Бриджес) и сводящая этих двоих ради противостояния злой корпорации Лора (Сидни Морган). У каждого из них к тому же есть свое альтер-эго, исполненное теми же актерами, но в виде программ – а именно Трон, Клу и Йори соответственно.

Но так как Клу оказывается выведен из игры ещё в первом акте, то впоследствии сам Флинн попадает в мир компьютера. Отправляет его туда наш главный злодей, программа Мастер Контроль, которую Флинн чуть не останавливает злодея ещё в первой половине фильма. При том, что он хотел найти доказательство, которые помогли бы ему доказать факт воровства его идей и программного кода видеоигр.

Чувствуете дисбаланс? Главный герой всего лишь лишь хотел восстановить справедливость насчет авторских прав, а в итоге попадает внутрь мир компьютера и помогает остановить амбициозную программу от захвата мира. Потрясающе. Если попытаться влезть в дебри истории и понять каждую взаимосвязь в фильме, то станет очень грустно. Такая околесица откровенно пугает. В финальном акте все происходящее настолько вводит в ступор, что становится совершенно непонятно – кто, что и почему делает.

Единственное, что понятно точно – героиня Йори тут не нужна. Она абсолютно бесполезна и появляется в истории только для того, чтобы в мире программ все главные герои были исполнены теми же актерами, что и в реальном мире. И это далеко не единственный случай, когда подтекст для ленты оказывается важнее содержания. Например, вместо того, чтобы нормально объяснить, как вообще работает этот прикол с программами, показанными в человеческом обличии, нас будут пихать фразами о том, что они верят в Пользователей, но злобное начальство заставляет отвергнуть их веру. Да-да, очень тонкий религиозный комментарий, а теперь успокойтесь уже наконец.

Но, конечно, наиболее запоминающийся элемент фильма – его внешний вид. Тут ситуация очень, очень спорная. С одной стороны, общая эстетика вызывает любопытство. Есть интересные рисунки окружения, а элементарная компьютерная графика того времени порой умиляет. Но есть и моменты, когда фильм выглядит попросту мерзко. Причем не специально, а просто так получилось из-за используемых в производстве технологий, что делает ситуацию откровенно неловкой.

Наверное, это просто дурацкая придирка, но меня дико напрягало, что поверх неплохих костюмов некоторых героев-программ была эта дурацкая тканевая повязка, словно они жителей Древней Греции имитировали. Такие вещи мешают воспринимать происходящее и всегда приводит к одному вопросу – это нехватка бюджета, недоразвитость технологий или люди раньше реально себе так представляли виртуальный мир? Всё бы ничего, но таких моментов в фильме полным полно.

Так же у «Трона», при серьезной подаче материала, порой появляются чудовищно мультяшные моменты, вызывающие в лучшем случае недоумение. Не помогает ситуации и откровенно плохой подбор музыки. Её и саму по себе не назовешь хорошей, но при этом ещё и видеоряду она только мешает. А если к ней добавляется ещё и порой ужасающий звуковой дизайн, то уже не приходится удивляться кровотечению из ушей.

Можно долго хвалить создателей за их смелость – мол, вон что творили в те времена с теми ресурсами. Но это не отменяет ужасность самого фильма. Он не работает ни как история, ни как красивая картинка. Больше всего он напоминает раздолбанную ко всем чертям электронную игрушку – вон, микросхема торчит, какой эстетичный кусок мусора получился.

3 из 10

18 декабря 2017 | 13:47
  • тип рецензии:

Накануне Большой Премьеры декабря я решила пересмотреть оригинальный фильм, чтобы в случае чего быть в курсе событий – с чего все начиналось, на что ссылаются герои. Ну и вообще, просто узнать – что это за «Трон» такой, которому поется столько дифирамбов? Чтобы сохранить интригу, я даже не стала читать анонс, знала только, что что-то, связанное с компьютерами.

Ну, эээммм, с чего бы начать? С того что до первой трети фильма я искренне ждала и скрупулезно искала то откровение, о котором все говорили? Или с того что во второй трети я наслаждалась воспоминаниями детства, навеянными музыкальным сопровождением как будто скопированными из старой игры про ежика Соника и графикой примерно как у Тетриса? Или упомянуть о том, что в конце я только и ждала, когда этот кубик-рубик закончится?

С одной стороны я понимаю, что вся эта паранойя с угрозой захвата власти на земле машинами в целом («Терминатор») и возможностью для человека «войти» в сеть в частности («Газонокосильщик») и даже контроль механического разума над людьми («Матрица») – все эти идеи, скорее всего, пошли отсюда, но сейчас, спустя 28 лет техническая составляющая фильма смотрится слишком убого, а смысловая прописана не так хорошо, чтобы затмить устаревший визуальный ряд. Актерской игры практически нет, музыкальное сопровождение приводит на память мелодию из игрушечного пианино, а внутренний мир компьютера напоминает первые (не самые удачные) попытки программиста.

Итого: оценят только те, кто видел фильм раньше. Те же, кто смотрел «Терминатора» и «Матрицу» понять и принять вряд ли смогут

08 декабря 2010 | 19:59
  • тип рецензии:

«Трон: Наследие» ещё не вышел в прокат, а маркетинговый процесс уже в самом разгаре. Достаточно зайти на кинопоиск и посчитать, сколько людей посмотрели старый «Трон» только для того, чтобы приобщиться к «Наследию». Я не буду исключением. В конце концов, кто точно знает, сколько бриллиантов лежит в недрах кинематографа? Копнуть точно стоит.

Правда, лопату я в этот раз скорее испачкала, чем озолотила. Тех, кто собрался заняться тем же, предупреждаю – имейте в запасе, по крайней мере, полдня и не жалуйтесь потом, что могли их потратить на куда более полезное и приятное дело. Несмотря на довольно куцый хронометраж, «Трон» длится целую вечность. Иногда три минуты беготни в серых костюмах надоедают настолько, что нужно полчаса проветриваться на балконе. Финал я досматривала сквозь дно стакана с мороженым – и даже это меня не намного развлекло.

Создателям, наверное, не удалось ничего из составляющих хорошего кино. «Трон» больше похож на нудную бродилку с ботами вместо персонажей и с геометрической прогрессией вместо сюжета. Сценаристы порадовали диалогами, которые можно сразу проматывать. Визуальный директор… ну ладно, допустим, для своего времени, он создал в чём-то уникальный мир, но это всё.

В общем-то, плохую рекламу сделали себе создатели «Наследия», не стерев предварительно старый «Трон» со всех носителей мира. Даже если новый 3D аттракцион окажется вполне себе развлекательным, я об этом не узнаю.

1 из 10

07 декабря 2010 | 18:06
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: