К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

О фильме «Праздник» который обещал «комедию о мажорах в Блокадном Ленинграде» я узнал во время его выхода в 2019г. Не узнать было тяжело. На фильм накинулись все неравнодушные чиновники и общественные деятели, с требованием запретить его. Расскажите кто-нибудь нашим чиновникам об «эффекте Стрейзанд», а то истории с «Левиафаном», «Матильдой», «Смерть Сталина», «Номер 44» ничему их не научили.

Признаться, я смотрел фильм только чтобы иметь право написать, что это грязная, антисоветская чернуха, позорящая героев-блокадников. Тем более, что отзывы на фильм (в частности Гоблина) были именно такими. По итогам же, в который раз убеждаюсь что надо смотреть и думать своей головой, а не доверять отзывам. Потому что «Праздник» мне очень понравился. Это чёрная, остросоциальная, триллер-комедия, которая высмеивает зажравшихся людей, но не блокадников.

Праздник является фильмом-спектаклем. Всё действие происходит в квартире семейства Воскресенских, состоящего из отца, матери, сына, дочери и их вторых половинок, предновогодним вечером с 1941 на 1942гг. И поскольку это фильм-спектакль то всё зависит от актеров, и они справились с этим на отлично.

Первый сюрприз, что перед нами не семья чиновников, а семья ответственного учёного, который трудится в блокадном Ленинграде на благо победы. Особенно я бы отметил Яна Цапника в роли главы семейства, микробиолога Георгия Воскресенского. Хороший всё-таки актёр. И особенно хороша и красива Анфиса Черных в роли взбаламученной и нагловатой дочери. Приятно видеть, что та симпатичная девушка из «Географ глобус пропил» продолжила карьеру. Другие актёры – Тимофей Трибунцев в роли парня Лизы; Алёна Бабенко в роли матриарха Риты, все тут хороши, так что смотреть на них интересно весь фильм.

Главный же плюс фильма, что он безумно интересный. Итак, Воскресенские собираются встречать Новый год и у них куча проблем. Их кухарку забирают, а мать не знает, как приготовить курицу; сын и дочь приводят девушку и парня, что не нравится родителям, ведь они боятся что кто-то узнает про их богатство, когда весь остальной город голодает; а тут ещё бабушка-инвалид постоянно стучит из-за стены; страх перед немецкими бомбёжками; страх быть разоблачёнными; отец семейства теряет ключи от своей лаборатории; он подозревает, что один из его сотрудников – шпион; один из гостей не тот за кого себя выдаёт.

В общем, проблем куча и они накапливаются по мере фильма как снежный ком. Кульминацией становится новогоднее застолье, где все эти проблемы выплёскиваются, как в пьесе. И всё это очень интересно! Тут многие жалуются, что «Праздник» скучный и ни о чём. Мне же наблюдать за тем, как герои пытаются разрешить свои проблемы было очень интересно. В конце фильма, я вообще был на мурашках от напряжения.

Отдельно мне понравился момент с настоящим «чеховским ружьём». Отец семейства показывает Виталию свой наградной пистолет от Сталина и говорит что тот заряжен, после чего убирает в тайник. В конце, этот пистолет выстрельнет (в прямом смысле) и к этому логично подводят.

Тут напряжения добавляет ещё то, что фильм снят в холодных тонах, герои говорят практически шёпотом, и нет никакого саундтрека. «Праздник» мне напомнил триллеры Альфреда Хичкока (типа «Верёвки»), где напряжение и саспенс создаются не за счёт хоррора и скримеров, а за счёт диалогов и ситуаций между героями.

По поводу комедии. Многие обвиняют «Праздник», что он не смешной. Да это так, но в этом и юмор. В «Празднике» действительно нет ситкомовских гэгов, все герои говорят с максимально серьёзными лицами. Юмор тут достигается за счёт того, что на идеальную и богатую (казалось бы) семью скатываются обычные проблемы, и они не в состоянии их разрешить, и всё это на фоне приближающегося Нового года и напряжения из-за потерянных ключей отца семейства. В итоге, смешно становится от абсурда происходящего. Знаете такое чувство, когда тебе плохо, и ты начинаешь истерично смеяться от напряжения? Вот «Праздник» такую атмосферу создаёт. Тем самым «Праздник» мне напомнил фильм Кубрика «Доктор Стрейнджлав или как я полюбил бомбу».

Кто смотрел комедию Кубрика, тот знает, что там командование США пытается предотвратить ядерную войну с СССР, которую развязал свихнувшийся генерал. И хотя это комедия, но всё действо максимально серьёзное, а юмор строится на чёрном абсурде происходящего. Вот «Праздник» из этого же разряда.

Только вот самая концовка с разрушением четвёртой стены Бабенко, это как по мне лишнее, поскольку не вписывается в сам фильм, где нет намёков на 4-ую стену.

И если что, в фильме нет никакого глумления над блокадниками. Герои обсуждают тяготы города, но над этим никто не смеётся. Наоборот, герои стыдятся того факта, что кто-то может узнать что они живут вольготно пока другие люди голодают в бомбоубежищах. И на этом строится сюжет. При этом, как уже сказано, на них падает куча неразрешённых проблем, которые выглядят как заслуженная карма, которой не было, если бы они не занимали такое высокое место. В конце, «Праздник» напоминает натуральный «пир во время чумы».

И нельзя не упомянуть про посыл. Как уже говорилось, кульминацией фильма является новогоднее застолье, где происходит шедевральный диалог, обсуждающий природу богатства одних и бедности других.

Мать семейства говорит Маше, что они заслужили свой паёк, поскольку приносят пользу государству, а такие как Маша нет. Маша замечает, что они могли бы делиться со всеми. На что Маргарита замечает, что еды для всех всё равно не хватит, а со всем голодным миром не поделишься. Параллельно, сын семейства возмущается, почему они богатые, но вынуждены скрывать от всех свой статус, если ничего плохого они не делают.

- Мне смешно, глядя на вас, как вы притворяетесь теми, кем не являетесь.

В этом диалоге отлично поднимается проблема богатства и бедности. Кроме того, здесь видна явная сатира на утопичность коммунизма и мечт о всеобщем равенстве. Я не знаю, планировалась ли эта сатира на коммунизм, но она есть.

Вывод: Я сам в шоке, но «Праздник» мне очень понравился. Самое главное, тут нет высмеивания ветеранов и блокадников. Фильм смеётся над подобными людьми, которые из-за своего богатства оторваны от окружающего мира и получают за это по заслугам. Блокадный Ленинград лишь фон, так действие фильма могло быть где угодно.

А смеётся фильм очень удачно. В фильме очень интересный сюжет, превосходная актёрская игра и максимальная интрига, как герои справятся со своими проблемами. Главное смотреть фильм с начала и до конца.

10 из 10

24 марта 2023 | 17:47
  • тип рецензии:

Фильм 'Праздник' отвратителен. Он отвратителен в своём сценарии, в юморе, жанре, плох даже во вроде правильном, но абсолютно ублюдски поданном посыле.

Для начала убью слона в комнате. То, что этот фильм плохой, никак не связано с тем, что это комедия про Блокадный Ленинград(по крайней мере для меня). Наоборот, если раз сам режиссёр представлял фильм как остросоциальную комедию, может нам и стоит её рассматривать также?

Чтож, шутки в этом фильме могут дать фору всем мастодонтам российской комедии от Enjoy Movies.Наверное, режиссёр Алексей Красовский очень много времени потратил для того, чтобы придумать такие замечательные юморески, как 'Бабушка покакала' и 'Тот, кто куёт броню-куец'.

Посыл фильма, напрямую обьясняющийся автором в интервью довольно прост 'Люди у власти, обманом или другим образом, жируют, пока обычные жители беднеют'. Казалось бы, действительно актуальная проблема и для прошлого и для настоящего, однако в картине она воспринимается немного неправильно. (Внимание: спойлер)Семья главного героя это не семья партийного апаратчика, военначальника или на худой конец кровавого гэбиста. Это семья учёного. Возникает небольшой диссонанс, в чём проблема того, что человек получает больший достаток не из-за паразитизма или собственного статуса, а из-за интеллектуального труда.

В общем и целом, данный фильм попросту не стоит вашего внимания. Существуют более стоящие остросоциальные фильмы (даже трагикомедии) с менее топорно поданной моралью. Во многих положительных рецензиях на этот фильм можно встретить фразу 'Пир во время чумы'. Настоящим пиром во время чумы являлся весь дешёвый хайп во время выхода этого мертворождённого фильма. Если говорить честно, убери эпатажную приписку 'Комедия о Блокадном Ленинграде', останется скучная, топорная и беззубая полусатира с гумозными потугами в юмор. Всем же почитателям этого творения стоит порекомендовать поменьше нюхать собственные кишечные газы.

20 января 2023 | 14:03
  • тип рецензии:

Каких только казней Египетских не желали режиссёру и актёрам возмущенные граждане, когда состоялась премьера сего фильма. Сложно их осуждать, понимаю негодование, но присоединяться не стану.

Я лично убеждена что шутить можно о чём угодно. Весь вопрос в том как это сделано. Например, стендап-комик Джимми Карр ловко острит про страшные вещи. И это уморительно.

Однако как только включаешь фильм понимаешь: Красовский совершенно точно не Джимми Карр.

Фильм заявлялся как комедия, но смешного не будет. Будет унылое, скучное действо неинтересных персонажей в рамках примитивного сценария. Каждая новая сцена, плюющая на предыдущую, не смешной гэг, повторенный десяток раз, одна или две шутеечки уровня первого класса, ружье Бондарчука на рояле в кустах (внезапный поворот сюжета, который никуда не ведёт), реклама мерча и растягивание хронометража ненужными сценами.

Единственное что не даёт окончательно погрузиться в глубокий здоровый сон, это актёрская игра. От созерцания бездарных кривляний воспламеняется пятая точка, хочется долго и громко ругаться, бегая с воем по потолку.

Серьёзно, я видела кучу безобразных актёрских работ. Но ни один из них не может даже на сотню световых лет приблизиться к низшей точке, апофеозу плохой игры, установленной Павлом Табаковым. Кажется, сын легендарного Шелленберга заканчивал специальные курсы, чтобы сыграть настолько безобразно.

В итоге. Если бы не заявленная тема Блокады этот фильм никто бы не смотрел никогда в жизни. Советую сэкономить полтора часа на что-нибудь поинтереснее.

29 июня 2021 | 20:27
  • тип рецензии:

У этого фильма была очень неудачная рекламная кампания и позиционирование в целом. Конечно, это никакая не 'чёрная комедия', как писали повсюду (в т. ч. и сами создатели фильма). Это нечто среднее между трагикомедией и драмой, между 'Резнёй' Романа Полански и 'Гуд бай, Ленин' Вольфганга Беккера. Камерное кино о том, как собравшиеся в одном доме люди пытаются сохранить иллюзию нормальной жизни в ненормальных обстоятельствах. Здесь тоже очень разные люди заперты друг с другом, здесь тоже начинается неизбежное выяснение отношений, и здесь тоже всё оборачивается совсем не так, как казалось в начале.

Весь фильм, как и в случае с той же 'Резнёй', меня не покидало чувство стыда за героев - и именно оно не даёт оторваться от экрана. Тем чиновникам, что воевали с 'Праздником' после его выхода, стоило его для начала посмотреть. Может, запрещать не расхотят, но хоть знакомые лица увидят. Вообще после просмотра возникает чувство непонимания: фильм же отлично укладывается в провластную идейную канву. Дескать, были там всякие отщепенцы и предатели, которые и в блокаду норовили побольше урвать да оборону развалить - и сейчас такие тоже есть среди нас. Единственная проблема - то, что этим отщепенцам все их богатство дало государство, но они, в конце концов, и государство обмануть могли, на то они и хитрые мерзавцы.

Положительных героев в фильме нет вообще - что не мешает с интересом следить за происходящим. И актёрская игра, и сценарий вызывают гордость за независимый (не хочу обидеть словом 'любительский') кинематограф нашей страны. В фильме есть несколько деталей, сомнительных с исторической точки зрения, но даже с ними нельзя быть до конца уверенными - это промах создателей или сознательный намёк. Финальная сцена тоже оставляет большое пространство для трактовок. В общем, фильм увлекательный, поучительный и порой страшный - такая страшная старая сказка, где смерть постоянно бродит где-то рядом даже посреди рождественского застолья. Пересматривать вряд ли захочется, кроме как ради деталей, но один раз посмотреть точно стоит.

8 из 10

07 марта 2021 | 20:32
  • тип рецензии:

Претензии к этому фильму делятся на эстетические и концептуальные: те, кто предъявляет первые, утверждают, что перед нами кино низкого уровня, даже не кино, а театральный капустник, вторые – что перед нами ложь и клевета на блокадный Ленинград. Однако, попробуем пригасить эмоции и постараться объективно поразмыслить, что представляет собой «Праздник» Алексея Красовского. Дебютировав в полнометражном кино блестящей лентой «Коллектор», этот постановщик демонстрирует высокий уровень профессионализма при работе с материалом, сценарии он пишет сам, то есть в полной мере его картины – его детище.

То же можно сказать и о «Празднике»: снятая на собственные средства создателей, картина скромна и камерна, но при этом обличительный пафос ее столь очевиден, что противники ленты не могли смолчать. Во-первых, конечно, это не комедия, в «Празднике» нет ни малейшей насмешки над подвигом ленинградцев, потому те, кто утверждает, что фильм Красовского - это глумление, смотрели либо не ту картину, либо вообще ее не смотрели. Это очень страшное, мрачное кино в стиле черной карикатуры на тех, кто жировал, когда остальные умирали. Те, кто утверждает, что этого не было, видимо просто не могут себе вообразить, что высшие партийные чиновники не голодали вместе со всем городом. Но, господа, вернее, товарищи, помилуйте, неужели вы думаете, что номенклатура, прекрасно чувствовавшая себя в 30-е (конечно, та, которую не коснулись чистки), в годы войны отказалась от своих привилегий?! Я, лично, не могу себе такого вообразить.

Вы скажете, что и привилегий не было? А как же, хотя бы, шикарный дом красного графа Алексея Толстого? Или и его не было? «Праздник» впервые открывает в нашем кино табуированную тему спецпайков и партийных привилегий, которые на фоне голодающего города, выглядят чудовищно. У режиссера не было другого способа показать всю отвратительность своих персонажей, кроме как окарукатурив их до невозможности. Сами подумайте, дорогие критики фильма, как было в нем без иронии, не трагическими же персонажами изображать этих тварей? Единственный подлинной трагический персонаж «Праздника» - это Маша, вестница блокадного ада в благополучного пятикомнатном двухэтажном доме, где и разворачивается действие картины, ни разу не выходя за ее пределы. Над ней режиссер не подтрунивает ни разу.

Что касается игры актеров, утверждать, что они исполняют свои роли плохо, - значит не понимать замысла ленты Красовского, а это страшный, жуткий гротеск, в котором есть реальная боль и сочувствие жертвам блокады и жгучая ненависть к партийным трупоедам. Конечно, порой замкнутость декораций заставляет подумать о театре, есть в «Празднике» нечто театральное, но это не самодеятельность провинциальной труппы, а высокий уровень хороших актеров. Мне было тошно смотреть на персонажей Бабенко и Цапника, особенно, когда Рита возмущается тем, что Маша сушит стельки у камина, и тогда, когда она выдумывает целую историю, чтобы оправдать роскошный новогодний стол.

Образ постоянно стучащей в потолок бабушки – это метафора неизжитого прошлого, непохороненные мертвецы репрессий и зверств, наш «груз 200», который мы продолжаем нести, так и не раскаявшись в преступлениях коммунизма. Этот груз постоянно дает о себе знать, его так просто не сбросишь, это идеологические зомби, нуждающееся в пище и человеческих жертвах (финал показывает, как они живучи). Тюфяк-микробиолог и его верховодящая жена, дочь, ведущая жизнь золотой молодежи, даже сын (наименее живой и проработанный образ, чью неубедительность усугубляет маловразумительная игра Павла Табакова – единственного слабого звена в цепи актерских удач «Праздника»), стремящийся сочувствовать ленинградцам, но не способный на это из-за сытой жизни, наконец, Виталий – карикатура-архетип на всех трусов и мерзавцев, избегнувших по своей воле опасной участи, - все они гадки и за их страхами следить неприятно, как и за всей их жизнью – жалким, сугубо материальным прозябанием в тылу, Полностью, согласен с мнением кого-то из кинокритиков, что у героев – не лица, а маски, которые и есть их собственные лица.

Скажем несколько слов о финале – поздравлении героини Бабенко зрителей в камеру. Зачем это было нужно? Чтобы провести параллели между блокадой и сегодняшним днем, фильм Красовского - обличение любых привилегий: советских, феодальных, неофеодальных, то есть современного жирования «нового КПСС», как эту партию называют в народе, в то время, когда бюджетники живут на десять тысяч в месяц. Режиссер сам говорил о том, что бучу вокруг фильма подняли чиновники руками квасных патриотов и иных борцов с «очернением прошлого». Бедные патриоты так и не поняли, что их использовали в идеологической игре. Уважаемые господа-товарищи, поливающие фильм грязью, я, в отличие от большинства, фильм смотрел и не увидел в нем ничего кроме плевка в сторону партийных боссов прошлого и настоящего.

За этот благородный плевок омерзения, искренней, праведной ненависти ко злу (кстати тем, кто считает фильм комедией отсылаю к разговору Риты и Маши за столом ближе к финалу – это почти декларация взглядов автора на проблему, сама ее обжигающая суть). Когда героиня Бабенко восклицает в противовес гуманистическим доводам Маши: «А вы что дали миру?», - в этом весь смысли социал-дарвинистских утверждений современных партийных функционеров, их презрения к простым людям. И еще. Тем, кто считает, что мы живем в постсоветское время, посмотрите этот фильм. Из него вы узнаете, что ничего не изменилась, война правительства против своего народа как велась, так и ведется, расслоение на имущих и неимущих как было, так и есть. У современного олигархического капитализма, построенного в России, лишь экономический уклад иной, чем в СССР, а идеология (с небольшими изменениями) и власть политических тяжеловесов все та же. Ведь нами управляют бывшие комсомольцы и партийцы, не забывайте об этом, господа-товарищи.

«Праздник» Алексея Красовского – мужественный акт сопротивления социально-политическому злу привилегий, насилующих страну вот уже сотни лет. Это было и при царе, и при коммунистах, и сейчас. Кто-то должен был плюнуть в зарвавшиеся морды власть имущих, на это решались кинематографисты и до Красовского (Быков, Звягинцев, Акопов и многие другие), но он сделал это наиболее радикально, за что ему низкий поклон от всех, у кого есть совесть.

07 февраля 2020 | 16:03
  • тип рецензии:

Фильм гениальный и является аллюзией на современное российское общество. Фразы можно выдирать из контекста и писать на плакатах. В части сюжета 'Праздник' невероятно правдив. Новый Год, 31 января 1941 года за столом человека со спецпайком является репродукцией с картины 'Пир во время чумы'. Январь 1942 года был самым ужасным в блокадном Ленинграде, хотя прилагательное 'ужасный' здесь малоприменимо, потому что оттенков у него в данном случае миллионы.

Понятно, что в этот фильм не прокралось ни одного актера являющегося доверенным лицом или как-то еще запятнавшего собственную честь на благо родины и чего-то там еще. Павел Табаков крупным росчерком замазал косяк своего папы, которого в коматозном состоянии записали в комсомольцы. Бабенко и Трибунцев, как всегда, на уровне. Ян Цапник - как-то не обращал раньше на него внимания, стоит присмотреться. Эти люди сделали кино настоящим.

Песни по поводу этого фильма продолжаются, но достаточно представлять ситуацию в нынешней стране, чтобы понять, что 'Праздник' находится далеко за границами предложенной темы. Другое дело, что фильм исключительно для тех, кто это понимает. Остальные упрутся рогами в хронологическую пыль бытописания земли и будут по заданию родины блистать послушною слезой.

Очень смелый фильм, невероятно глубокий и страшный своею изящной красой. Спасибо режиссеру и всем тем, кто помогал ему.

p.s. Фильм, конечно, низкобюджетный (понятно, что на него денег никто бы не дал), но тем смешнее читать про саундтреки, которых не хватило некоторым людям, запотевшим от трансформеров.

10 из 10

28 мая 2019 | 23:26
  • тип рецензии:

Блокадный Ленинград. Тихое семейное закулисье 31 декабря.

Люди делятся на Первую категорию, Вторую, Третью, Четвёртую, Пятую и все остальные. По положению чиновничьего сана, по близости к закромам Родины, по неприкосновенной неприкасаемости, по родству и связям обеспечивающим проход 'в дамки', по интеллекту, по работоспособности и умению быть полезным, по умению дружить, по умению служить..., да, ещё по пониманию, - как угодить. Это тоже важно. Эх, да разве ж вот так сразу всё охватишь? Тут масштаб размышления нужен...

Хотя, кто-то усомнится в подобном высказывании. И возразит, как это на Первую и тире Пятую, а затем всех остальных? Что это за градация такая? Есть только Первая и все остальные. Ну, может быть стоит здесь ещё Вторую выделить, для особо приближённой челяди. Для 'обслуги', так сказать. Без которой жизнь сложна. Это они, носы подтирают, пелёнки стирают, двери открывают, пыль и полы в доме протирают, а также варят, готовят, ходят по магазинам, на машине возят... Когда они утомляют или старательность теряют, их с лёгкостью меняют. Как изношенные вещи. Выбрасывая. За ненадобностью. А из тех самых, 'всех прочих, остальных категорий', берутся новые люди. Порой у них и имён то нет. Так, человек. Крикнешь бывало, - эй, человек, - и он понимает, что зовёшь его, надобность в нём появилась. Да, определённо, Вторая категория есть. Это, стало быть, так называемые Слуги. Привыкаешь к ним. Как же их можно ровнять со всеми прочими? Они отличаются... Их лица знакомы уже. Да. Знакомы.

Мы не пашем, не сеем, не строим,
Мы гордимся общественным строем.
Мы бумажные важные люди,
Мы и были, и есть, мы и будем.

Наша служба трудна изначально,
Надо знать, что желает начальник.
Угадать, согласиться, не спорить,
И карьеры своей не испортить.

Чтобы сдвинулась с места бумага
Тут и гибкость нужна и отвага,
Свою подпись поставить иль визу
Всё равно что пройти по карнизу.

Нас не бьют за отказы, запреты,
Мы как в танках в своих кабинетах,
И сгораем, когда разрешаем,
И поэтому всё запрещаем.

Нет прочнее бумажной постройки,
Не страшны нам ветра ускоренья.
Мы бойцы, мы службисты, солдаты
Колоссальнейшего аппарата.


Равны ли люди? Ага, как же? Где это ты видел равенство? Как где? В бане и в морге. Голыми пришли в мир, голыми уходим. Без обручей счастья и довольства. И грязь одинакова у всех. Разве нет?

Наверное, именно эти мысли подвигли Алексея Красовского на создание фильма. Фарс, трагикомедия с обращением к историческим страницам Родины. Почему именно блокадный Ленинград выбран местом действия? Обострённые инстинкты людей в замкнутом пространстве препарируются перед зрителем. Истинность человеческого существа подаётся к столу. Голод и смерть вокруг. А ты благоденствуешь. Нет элементарного у людей. А рядом сытость и довольство всем необходимым. Кто-то без тепла, воды, света. Кто-то с двумя ванными комнатами, изобилием застолья, шубами и пальто без счёта... И 'те', и 'эти' несут все тяготы лишений от положения. Лишений... А ведь после Великой Отечественной они станут 'блокадниками' с наделением их от государства ещё и рядом привилегий. Верно? Ну, речь, само собой о тех, кто выжил. А кто в подобной мясорубке выживет? Выжил? Люди из Первой категории. Вне сомнения. Из Второй. Тоже. Если правильно себя вели. А остальные что же? В лучшем случае на Пискарёвском мемориальном кладбище их место.

В застольном 'Празднике' перед нами 'люди как люди'. И закуски, и напитки как до войны на столе. Заботы? Переживания? Отнюдь. Благие порывы разделить сытость пайка с 'неимущими'? Гибнущими? Измождёнными? Нет этого. Со случайными гостями, сегодня и сейчас, да. И не более. Да и гости то оказывается, тоже не без греха. Смех, да и только. Или плач?

Посмотрите на них, - говорит автор. Подумайте. Поразмышляйте. Поставьте себя в их рамки. А как поступили бы Вы? Что подсказывает совесть? Или переход из одной категории 'человеков' в более высокую, нивелирует этот рудимент?

Хорошо, что по прошествии времени мы всё больше и больше узнаём. И о Блокадном Ленинграде тоже. И себя самих узнаём глядя в 'закрытые страницы'. Как это там было у У. Шекспира? 'Как люди не хитри, пора приходит — и всё на воду свежую выходит'. Замечательно.

А сказанное теперь, - Мы пережили Блокаду, - пониманием, как именно можно было ЭТО пережить. Вожди, номенклатура, элита (научная, творческая), слуги... 'Сливки' общества.

Фарс и трагикомедия. Перебор эмоций в чувства и лица. Но всё равно, весьма интересно.

Люди делятся на Первую категорию, Вторую, Третью, Четвёртую, Пятую и все остальные...

Перед нами 'другое' лицо Блокады. В стране, с декларируемым равенством. Где бедных, в 1917 году, освободили от богатых.

7 из 10

20 мая 2019 | 12:00
  • тип рецензии:

Специально смотрел данный фильм поле спада ажиотажа вокруг него.

Если убрать тему блокады и войны в принципе, то первое, что лезет в глаза - это слабая игра всех актеров (в данном случае - объяснимо и простительно). Сюжет не могу назвать даже слабым, он - никакой, ни о чём, ноль.

Уровень понимания реалий того времени и места позволяет сделать вывод, что фильм снят либо в 2219 году, когда после ядерной войны не осталось документов о данной эпохе, и возник застой в сюжетах фильмов, либо в 1943 году в Германии ведомством доктора Геббельса, но только для оккупированных территорий. В этих случаях становятся объяснимым и разработка в блокадном Ленинграде бактериологического оружия, и противопоставление таким обозам, как показано в фильме, уровня жизни слоев населения города, и моральный облик всех без исключения персонажей картины (даже условно положительная Маша - это, скорее, героиновая наркоманка).

Я не говорю о том, что тема происходящей здесь и сейчас войны (а тем более блокады) в фильме совсем не звучит. Это, наверное, высший пилотаж для сценариста-режиссёра.

Я бы ещё мог понять, если бы режиссер-и-сценарист продекларировал попытку показать то, что партийно-политическое руководство города провалило организацию его защиты и снабжения, и сидело бы в страхе, живя на авиапоставках с 'Большой земли'. Ну, флаг Вам в руки, дерзайте. Хотите объединить темы 'Блокада' и 'Трагикомедия' - вперёд, пожалуйста, давайте, оценим, что вышло.

Я бы мог сделать скидку, если бы уважаемый Алексей Красовский родился на 10 лет позже своего дня рождения. Но, он мой ровесник, а это значит, что о Блокаде Ленинграда у него была достаточная информация за все эти годы. Хочешь хайпануться, на этой теме, ну попробуй снять о каннибализме в городе, о скупке художественных ценностей, о разбое и грабеже ради хлебных карточек...

Хорошо, назовите мне любой другой художественный фильм, настолько же отвратительный и человеконенавистнеческий как 'Праздник'. 'Я плюю в ваши могилы'? 'Человеческая многоножка'? 'Пила'? 'Убийство по кускам'? 'Ад каннибалов'?...

Я сам разговаривал с теми людьми, которые пережили Блокаду... И после вы ЭТО мне хотите показать? Алексей Красовский, я теперь точно знаю, что есть люди, которые в конце своей жизни возопиют: 'Господи, за что же это всё мне?'. .. За Ваше творчество.

19 мая 2019 | 01:30
  • тип рецензии:

Об истории появления этого фильма на свет и, особенно, эпопее с критикой от чиновников и медийных личностей, хором кричавших о топтании на священной теме по принципу «не смотрел, но уже осуждаю», можно написать отдельную статью. В итоге этот фильм, бюджет которого собирался по крупицам, был выпущен создателем Алексеем Красовским на YouTube (премьера «Праздника» намечалась в новогоднюю ночь, но из-за трагедии в Магнитогорске была перенесена на 3 января 2019 г.), где каждый мог с ним ознакомиться бесплатно и совершить добровольное пожертвование. Как родственник жителя блокадного Ленинграда (а в Питере таковые найдутся почти в каждой второй семье), сразу смело могу заявить: никто ни на чьей памяти не топчется, и над жертвами голодающего города не глумится. Красовский открытым текстом заявил, что все выдумал, уточнив, что еще имеет право на это в нашей стране – и в истории семьи Воскресенских, которые 31 декабря 1941 года отмечают Новый год, как ни в чем не бывало, любой мыслящий зритель увидит совсем иное, нежели запрещающие картину власти предержащие. Во-первых, юмор в сюжетах на военные темы всегда был и будет, поскольку он является как абсолютно здоровой реакцией для разрядки напряжения, так и служит прекрасным инструментом выявления пороков и изъянов. А во-вторых, подобные люди в войну действительно существовали – вспомните такой персонаж как Антонина Монастырская из бессмертного шедевра Калатозова «Летят журавли», которая устраивала светские вечеринки и просила устроить катание по городу хоть на «скорой», хоть на пожарной машине.

Взяв в качестве героев людей, пирующих посреди блокадного города, упорно не замечая страданий других, Красовский разозлил протестующих отнюдь не «священной темой». Воскресенские являют собой очень наглядный и яркий пример наших соотечественников, которые существовали и будут существовать всегда вне времени и пространства: какой бы 'Ад и Израиль' не творился за окном, определенные категории граждан постоянно будут обеспечены и останутся в своем мирке, максимально четко высказывая личную позицию по поводу помощи нуждающимся и желания делиться собственными благами (диалог Маргариты (Алена Бабенко) и Маши (Анастасия Чистякова)). Тут драматургия особенно бьет не в бровь, а в глаз: для подобного образа жизни вовсе не надо быть мэром, губернатором или каким-то топ-менеджером. Воскресенские, олицетворяя собой пласт довольно типичной интеллигенции, повинны в обмане, лицемерии, слепоте и фальши куда больше, чем представители высокопоставленных категорий, поскольку проблема общества зачастую заключена как раз в менталитете самых обычных людей из среднего класса. И никакие удары сверху от невидимой бабушки, представленной кем-то вроде божества, Высшей силы, разозленной поступками Воскресенских, не настучат им по мозгам, а внезапный авианалет не воздаст за грехи.

В чем основная проблема «Праздника» - так это в том, что условия его создания не могли не повлиять на конечный результат: кино очень сырое и наметано на живую нитку. И если дешевую цифровую картинку оператор Сергей Астахов пытается выстроить в сепии а-ля «Собачье сердце», имитируя добротный советский телеспектакль, то остальное выглядит лишь черновой наработкой. Актеры появляются в кадре будто сразу после читки сценария, не успев отрепетировать и проработать своих героев на должном уровне, хотя такие опытные люди как Ян Цапник и Алена Бабенко ощутимо стараются и даже на стадии зарисовки выглядят убедительными. С «молодой гвардией» похуже – дети Воскресенских в исполнении Анфисы Черных и Павла Табакова подвисают в одной эмоции, а смахивающая на юную Мену Сувари Анастасия Чистякова словно вообще не понимает, что именно ей нужно изображать перед камерой. Сложному и язвительному материалу не развернуться в полную мощь, то, что должно бить наотмашь, лишь робко затрагивается, оставаясь недоразвитым, подобно голосу яркого оратора, который простыл и хрипит, вместо того, чтобы прокричать желаемое во всю силу легких. Но, в любом случае, Красовскому и его команде стоит сказать спасибо даже за такую попытку высказаться об актуальных и очень важных вещах, пускай «Праздник» напоминает всего лишь репетицию мощного спектакля, и даже не совсем генеральную.

6 из 10

17 мая 2019 | 13:29
  • тип рецензии:

Если бы этот фильм был снят на налоги граждан, рейтинг бы у него был 3-4. А здесь воно как... Вежливо потратившийся режиссёр — революционер нашего времени. Но от того, на чьи деньги снято кино, его суть не меняется. Так почему же у него столь высокий рейтинг? Ответ очевиден.

Есть люди, которые не должны заниматься искусством. Есть произведения, которые не должны существовать.

Но они будут всегда. И самое омерзительное в том, что ахинею самоназвавшихся 'творцов' смотрят/читают, они обретают фанатов... А стоило бы остановиться и увидеть суть. Режиссёр 'Праздника' не открыл ничего нового: все знали о спецпроектах и 'спецлюдях' во время ВОВ. Можно ли снимать кино о подобном? Да. Искусство может затрагивать разные темы, вызывать разные эмоции, но важен инструмент. Теперь посмотрим на 'Праздник'. Главная героиня кривляющейся Бабенко — абсолютный монстр, которому плевать на то, что происходит с её страной и её городом. Так было задумано? Допустим. Но откуда столько манерности и писклявости? Режиссёру стоило бы посмотреть фильмы сороковых и понять, как вели себя советские люди. Маша, которая является представителем 'не илитки' — быдло дворовое из современного Кукуево, что севернее села Кукушкино и западнее деревни Калачи. Этим персонажем была показана 'честная' часть ленинградцев. Мда, тяжёлый случай. Опять же, перед съёмками кому-то ге помешало бы посмотреть интервью с блокадниками. Или недотворец снимал фантастику? Тогда стоило прописать это в жанрах и вопросы бы отпали.

Стоит ли перечислять других персонажей? Они все карикатурные и неправдоподобные.

В общем, с художественностью всё плохо. Режиссёр не очень-то образован, скорее всего, даже историю не знает, но решил хайпануть на Ютубе. Выставить себя борцом. Только за что он борется? Против кого? Если берёт животрепещущую тему, то берёт на себя и ответственность за своё детище.

И второй момент.

Здесь нет ни слова о подвиге. Ни слова о страданиях. Автор умышленно убрал всё это из кадра. Зачем? Опять же, для хайпа. Чтобы сильнее спорили, боле ругались, а 'чёрный пиар' — тоже пиар. Он как бы сказал: 'Да была война какая-то когда-то, там были всякие плохие люди, но это всё отсылка к нашим бюрократам, вот!'. Где детали? Где художественность? Где правдоподобные интерьеры? Зачем снимали на своей даче?

Все мифы СССР уже давно развенчаны. Но нужно быть объективным, ибо только в этом есть честность. Объективность в том, что в войне выстоял наш народ. Народ, а не правящая ячейка. Были и есть плохие люди, представители биомусора, подлецы, да и просто те, кто хорошо сидели на пригретом месте (разве люди со спецпайком обязательно сволочи?), но даже такие персонажи должны быть прописаны и сыграны, а не карикатурно замартышничены, как в этом фильме. А о воровской власти (по идее, почти любой) — знает каждый дурак. Так для чего был снят этот 'Праздник'? Конечно, для кровавых побоищ на просторах виртуальности, где каждый второй герой, а каждый первый Цицерон. Для создателя этого фильма понятия чести размыты. Именно поэтому он выжал то, что выжал. Спасибо, больше подобную чушь не снимайте.

Создавая фильмы о войне, не забывайте расставить акценты, не забывайте напомнить о том, благодаря кому мы сейчас живы, не забывайте передавать атмосферу годов, о которых снимаете, а снимайте в соответствующих декорациях. Иначе зачем снимать историческое, вообще? Переместите персов в альтернативную вселенную или в современность. Но это лирика. Профессионалы и так всё это знают. К ним творец этой кинонеудачи не относится.

За полное неуважение к зрителю и киноискусству, за голимый стёб и ахинею, да и просто бездарно снятую ленту, заслуженные:

1 из 10

30 апреля 2019 | 07:42
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: