IMAX в России: 10 лет, 36 кинотеатров и 1000 километров

Обсудить0

В мае бренд IMAX отметил 10 лет присутствия на российском рынке. В планах компании доведение количества кинотеатров до 105. Об этом и многом другом на мероприятии, организованном в честь юбилея, рассказали Джон М. Шрайнер и Ларри О’Райли.

Популярный во всем мире формат IMAX появился на российском рынке всего 10 лет назад, но уже прочно завоевал любовь отечественного зрителя. Вице-президент корпорации IMAX по развитию бизнеса в России, СНГ, на Ближнем Востоке и в Индии Джон М. Шрайнер и президент департамента международного развития Ларри О’Райли специально прилетели в Москву, чтобы в честь юбилея рассказать журналистам о масштабных шагах, которыми IMAX идет по миру, а в особенности по России.

Канадская компания IMAX была основана не так давно, в 1967 году. Впервые она заявила о себе документальными фильмами на всемирной выставке в Японии. В середине 1990-х годов IMAX начала активно действовать в Голливуде, предлагая удивленным режиссерам и продюсерам снимать или перерабатывать фильмы в новый, тогда еще никому не известный формат. С помощью цифрового ремастеринга по специальной технологии любой фильм можно было переработать в формат IMAX. После значительного успеха в американской кинокузнице компания стала публичной и вошла в листинг фондовой биржи New York Stock Exchange.

Сегодня существует около 738 IMAX-кинотеатров в 53 странах, причем только в прошлом году было построено 120 новых кинотеатров по всему миру. Количество существующих IMAX-кинотеатров можно смело умножать надвое, ведь, по словам Джона М. Шрайнера, у IMAX еще около тысячи находящихся в стадии проектирования кинотеатров. IMAX активно раздвигает границы и приходит в малоосвоенные регионы, такие, например, как Турция, Африка, Ближний Восток. Очень любит руководство IMAX и Россию. И это неслучайно, ведь наша страна является третьим по значению рынком. В 2012 году в России был собран бокс-офис в 40 миллионов долларов. В России уже существует 36 кинотеатров IMAX, здесь планируется строительство еще 23 кинотеатров.

Московский кинотеатр Nescafe-IMAX вообще находится в пятерке самых доходных кинотеатров по всему миру. Не отстают и соседи. Кинотеатры Краснодара, Уфы, Перми входят в мировую тридцатку, а в Санкт-Петербурге кинотеатр IMAX находится на 25-м месте в мире, и это второй кинотеатр, который был открыт в России после Nescafe-IMAX. «Мы хотим довести количество кинотеатров в России до 105. Подобные предпосылки основываются на исследованиях, проведенных совместно с компанией ICNielsen в прошлом месяце», — анонсирует Джон Шрайнер.

Недавно мы стучались во все двери Голливуда и уговаривали снять фильм в формате IMAX, а теперь приходится отказывать

По приведенным выше фактам можно вполне объективно рассчитать, за что так любит Россию руководство IMAX. За что любит этот формат российский зритель, представить в цифрах уже сложнее. А зритель IMAX и правда любит. Половина всех россиян, посещающих кинотеатры, хоть раз была в кинотеатре IMAX, а 33 % из тех, кто не успел, собираются это сделать в ближайшем будущем. Удаленность кинотеатров от маленьких городов напрямую влияет на невозможность их посещения. Хотя не всегда. Шрайнер с трепетом рассказывал об отчаянном русском герое, который проделал путь в тысячу километров из своего городка до Санкт-Петербурга, для того чтобы посмотреть фильм «Аватар» в формате IMAX. Вот уж воистину жертва искусства!

Проекционная система киноэкрана связана и с интернетом, она отсылает информацию по кинотеатрам со всего мира в единый центр управления. Это дает возможность руководству IMAX понимать, нужно ли заменить оборудование, поправить что-то, устранить недостатки еще раньше, чем это осознают сами кинотеатры. Звучит устрашающе, не правда ли?

Однако при всей любви к России основным клиентом IMAX все же являются Штаты. Компания сотрудничает с крупнейшими американскими киностудиями. Долгое время основным партнером IMAX была студия Warner Bros., но потом и другие компании (Disney, 20th Century Fox, DreamWorks, Paramount Pictures, Marvel, Universal, Pixar, Sony Pictures) поняли, что формат привлекает дополнительную зрительскую аудиторию.

«Недавно мы стучались во все двери Голливуда и уговаривали снять фильм в формате IMAX, а теперь приходится отказывать четырем-пяти кандидатам, которые приходят к нам, — рассказывает Ларри О’Райли. — При выборе фильма мы прежде всего руководствуемся тем, может ли он поразить зрителя (так называемый wow-эффект), насколько он соответствует нашей идеологии, а также тем, может ли он поместить зрителя в совершенно недоступный для него мир. Например, на сцену с Клиффом Ричардом и Миком Джагером или на планету Пандора, показанную в фильме „Аватар“».

Мы хотим довести количество кинотеатров в России до 105

IMAX сегодня развивается с невероятной скоростью во всех направлениях. Это пленочные камеры с самым высоким в мире разрешением 18К (для сравнения: разрешение цифровых камер в Голливуде — 2К и 4К). Такую камеру, например, применял Джей Джей Абрамс для всех натурных съемок в фильме «Стартрек: Возмездие». Также идет процесс создания новых типов цифровых камер IMAX, которые должны дополнить линейку пленочных. Режиссер Майкл Бэй, например, использовал в своей работе новую цифровую камеру IMAX объемом 4К.

Думает IMAX и о контенте, сочетая голливудские проекты с документальным кино. «Особенно важно для нас наследие документальных фильмов. Летел я как-то из Лос-Анджелеса в Торонто с Джеймсом Кэмероном, и он мне рассказал, что наши документальные фильмы вдохновили его на съемки его картин. Кристофер Нолан при мне как-то вспоминал, как ходил в музей науки в Чикаго, а фильмы, показанные там, заставили его думать о собственных масштабных проектах. В Москве мы тоже начинали с документального кино. Преимущество документальных лент в том, что они знакомят молодых людей с наукой. Мы хотим, чтобы благодаря нашим фильмам они задумались о тех местах, где не бывали, о вещах, про которые не знали, чтобы у них развивалось воображение. Кто знает, может быть, масштабные проекты Голливуда вдохновлены именно документальными картинами IMAX», — говорит Ларри О’Райли.

Для съемок фильмов IMAX разрабатывает 2D- и 3D-камеры, а также создает лазерную проекционную систему следующего поколения 4К. Это самое дорогое в своем роде оборудование (стоимость — 15 миллионов долларов), которое сочетает лазерные технологии «Кодек», компании «Барко» и разработки лазерных инженеров в Торонто. Система позволит видеть оттенки теней и цвета намного отчетливее, усилить яркость экрана и его контрастность. Эта система также сделает цветовую гамму намного ярче, что позволит увеличить экран и размер проецируемого изображения во много раз. Конечно, подобного рода экраны просто не влезут во все IMAX-кинотеатры, но контракт на оснащение уже заключен с самым крупным IMAX-кинотеатром мира, находящимся в австралийском Сиднее, а также с одним из самых известных китайских кинотеатров в Голливуде — кинотеатром Грумана.

Вот почему будущее IMAX можно сравнить, наверное, с футуристическими голливудскими блокбастерами, которые так любит компания. Однако и в краткосрочной перспективе любителям IMAX есть чему порадоваться. До конца 2013 года в отечественный прокат в формате IMAX выйдет много неплохих фильмов общей направленности: «Железный человек 3», «Стартрек: Возмездие», «После нашей эры», «Человек из стали», «Тихоокеанский рубеж», «Седьмой сын», «Гравитация», «Голодные игры: И вспыхнет пламя», «Хоббит: Пустошь Смауга».

«Сталинград»

На праздновании десятилетнего юбилея IMAX в России Федор Бондарчук представил журналистам фрагменты из своего нового фильма «Сталинград», который стал первой отечественной картиной, снятой в формате IMAX.


«После того как мы сняли первый художественный фильм в формате IMAX в Китае, мы решили сделать то же самое и в России, ведь это очень мощный рынок. Мы решили снять русский фильм в IMAX и очень хотели, чтобы этот фильм был выдающимся», — рассказывает Ларри О’Райли. Этим фильмом стал «Сталинград» Федора Бондарчука. О том, насколько выдающейся получилась картина, смогут судить зрители уже будущей осенью. Именно тогда фильм выйдет на отечественные экраны в формате 2D и IMAX 3D. Бондарчук снял свою историю о войне и мире, ведь «даже в безнадежном бою есть место любви и надежде», историю о шести советских солдатах, защищающих свой дом в ноябре 1942 года в Сталинграде.

Сам режиссер так говорит об опыте съемок фильма: «Существует фраза о том, что кино рождается три раза. Первый раз — на бумаге, второй — на площадке, третий — на монтажном столе. Сегодня существует и четвертый раз — рождение кино в IMAX. Поскольку этот формат очень популярен среди развлекательных фильмов, мы долго сомневались, стоит ли снимать серьезную военную драму в IMAX, не будет ли это смешением стилей, но в итоге согласились и не пожалели об этом. В картине с нами сотрудничал американец Стив, стереограф, который помогал правильно построить кадр, лучше установить камеру, идеально расположить актеров в кадре. Так в кино появляются новые профессии и новые люди, что, конечно, придает новые ощущения режиссерской работе. У нас на съемках стоял режиссерский монитор, и на него смотрели три бумажных зрителя: один посередине, а два других — по бокам. Чтобы никогда не забывать о том, как будет выглядеть кадр для зрителя в IMAX. На рождении картины в IMAX я также присутствовал лично. Впервые смотрел картину на огромном экране IMAX в Лос-Анджелесе. Поверьте, то, что мы вкладывали в работу с декорациями, с актерами, с камерой, — все это ожило в IMAX, картина возникла заново. Это другая картина, по всем параметрам отличная от обычного 2D».

Продюсер картины Александр Роднянский также предвидит, что консервативная часть российской аудитории будет обвинять создателей проекта, что такой серьезный и трагический фильм снимался в «развлекательном формате» IMAX. Однако, по словам продюсера, это не более чем попытка заставить молодую аудиторию испытать те же эмоции, что испытывали люди в Сталинграде в ноябре 1942 года: «Мы надеемся, что фильм, снятый в этом формате, подарит яркие и сильные переживания своим зрителям, ведь вся история кинематографа за последние сто лет шла к тому, чтобы технологически приблизить зрителя к происходящему на экране».

«Сталинград» уже был показан в знаменитом кинотеатре «Синемакон» в Лас-Вегасе, также состоялся показ для журналистов в Канкуне.

Стереографией картины занималась компания Стива Шкляра 3ALITY, которая работала над такими проектами, как «Хоббит» и «Человек-паук». Однако фильм снимался не только в формате IMAX 3D, но и в 2D, причем монтаж и просмотр фильма в этом формате осуществлялся совсем по другим правилам. Таким образом, с фильмом смогут познакомиться и любители IMAX, и ярые противники формата.

Смотрите также

Джеймс Кэмерон рассказал о сиквеле «Аватара»

19 февраля

Джон Ландау — о глазах Алиты, уроках «Аватара» и 3D-любви в «Титанике»

17 февраля

Юбилеи 2019 года: От «Аватара» до «Третьего человека»

5 января

Федор Бондарчук экранизирует «Человека-амфибию»

26 ноября 2018

Главное сегодня

Человек дождя: Памяти Марлена Хуциева

Вчера

Подкаст «Шум и яркость»: Как устроена музыка в «Игре престолов»

Вчера

Бокс-офис России: Вторая «Пиковая дама» стартовала хуже первой

Вчера

Стриминговый сервис Apple представит 11 проектов

Вчера

Как приручить 3D: Главные прорывы в современной анимации

Вчера

«История игрушек 4»: Первый трейлер

Вчера

Глава Warner Bros. Кевин Цудзихара ушел в отставку из-за секс-скандала

Вчера
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт