Новый фильм Тома МакКарти основан на событиях, связанных со скандалом вокруг сексуальных домогательств в католической церкви, произошедшим в Бостоне. В ходе проведенного расследования журналистами газеты The Boston Globe выяснилось, что некоторые священники бостонской митрополии приставали к детям, а архиепископ Бостона кардинал Бернард Фрэнсис Лоу не только знал о сексуальных домогательствах к детям со стороны священников своей митрополии и ничего не предпринимал, так еще и покрывал преступников.
Про такие истории как эта, безусловно, нужно снимать фильмы и доносить их до масс. Пускай о них и не узнает действительно массовый зритель в силу многих причин, но такие фильмы бесспорно нужны. И даже не потому, что мы должны и обязаны знать правду, порой ее лучше вообще не знать, а ради того, чтобы понимать, что в этом мире такое имело место быть и такое возможно в реальной жизни. Именно поэтому такие фильмы как «В центре внимания» обладают особым значением.
Конечно, как и большинство фильмов на схожие темы, где в центре сюжета лежат журналистские или политические расследования, скандалы и интриги, данный фильм в основе своей построен на разговорах и на самом процессе расследования. Это не тот фильм, который с первых минут тебя затягивает по уши, а картинка такая, что оторваться сложно. Здесь нужно внимательно следит за тем, что на экране, вникать в суть происходящего, слушать, о чем говорят герои фильма, а главное понимать, о чем они говорят. Так что для рассеянных и неусидчивых зрителей или фанатам «Мстителей» возможно, стоит обойти данный фильм стороной.
Порой в таких фильмах сложно удержать свое внимание, но конкретно этот фильм держит. Причин этому на самом деле много, начиная от самой истории, которая заслуживает внимания, продолжая хорошей нескучной режиссурой, ну и заканчивая отличным актерским составом. Кстати помимо прочего актерский состав фильма является еще одной сильной стороной картины. Расписывать про конкретно каждого актера и про его участие в фильме, откровенно говоря, нет желания, скажу лишь, что «В центре внимания» собрал действительно сильный и стоящий актерский ансамбль. Когда в картине задействованы такие актеры как: Марк Руффало, Майкл Китон, Рэйчел МакАдамс, Лив Шрайбер и Стэнли Туччи, то так минимум стоит ожидать, что эти ребята со своей задачей справятся точно, что они собственно говоря и делают конкретно в данном фильме.
Не знаю, есть ли смысл расписывать что-то более конкретно, но что стоит отметить наверняка, так это то, что «В центре внимания» действительно сильный и крепкий фильм, построенный в первую очередь на самой истории, где все компоненты фильма работают на нее и только на нее.
Что может быть интересней профессии журналистов? Журналистов, которые поднимают действительно важные темы ускользающие из под нашего взора. Журналистов, которые борясь за правду и справедливость, готовы до последнего противостоять многочисленным преградам на их пути? В идеале система данной профессии должна быть таковой, но далеко не всегда это следует действительности. Особенно сейчас, когда чаще всего правда ускользает из под нашего внимания, а рядовым гражданам подобным нам скармливают ложные и надуманные истории. Естественно, с целью постановления ложной точки и отталкивания от настоящей правды.
Данный фильм режиссера Тома МакКарти же по сути представляет собой отражение настоящих идеалов журналистики, которые лишь закрепляются на примере того, что всё показанное на экране основано на реально произошедших событиях. Отражая реально произошедшие в 2001 году события и проливая более глубокий свет на тему возникшего сексуального скандала связанного с представителями Церкви, очень сложно представлять данный фильм в качестве рядового художественного фильма. Пусть даже с оглядкой на наградный сезон и премию Оскар с целью получения заветных наград.
Режиссер картины Том МакКарти снял полноценный фильм-послание адресованное зрителю. Послание, в котором фильм целиком и полностью призывает зрителей бороться за дело, которые мы считаем правым. Не взирая на многочисленные преграды и не боясь власти сильных мира всего. Ведь правда и справедливость всегда достойны того, что бы за них бороться, а не отпуская руки, борясь до последнего и имя за собой правду, ты обязательно победишь. Победишь возможно не фактически, но в противостоянии со своей совестью точно и это многого стоит. На протяжении всей ленты, режиссер картины Том МакКарти не только призывает к гегемонии понятия справедливости, но и морально этическим принципам и даже совести каждого из нас. На протяжении всей ленты, включаясь в противостояние с нашей совестью и выходя победителями в этой битве под конец. Тем самым, возможно даже сделав зрителя лучше духовно.
Сомневаюсь, что данный фильм режиссера Тома МакКарти победит своих более знаменитых соперников в наградном сезоне, но уж точно стоит признать одно - данный фильм режиссера Тома МакКарти является пожалуй одним из наиболее сильных фильмов года. Идеально чередуя на экране элементы жанров драмы и триллера, а также опираясь на поистине сильную и социально важную историю фильм добивается того, что оторваться от происходящего на экране просто невозможно. Особенно учитывая то, насколько динамично, плотно и захватывающе развиваются экранные события.
Отдельного внимания заслуживает поистине великолепный актерский состав, от которого буквально разбегаются глаза. Исполнители главных ролей Марк Руффало, Майкл Китон, Рэйчел МакАдамс, Лив Шрайбер и Стэнли Туччи проделали просто мастерскую работу. Наблюдая за ними на экране, ты видишь нисколько актеров, сколько живых людей, которым искренне веришь и за которыми охотно сопереживаешь на протяжении всей ленты. Особенно на фоне того, никто из актеров не пытается перетягивают одеяло на свою сторону и все вместе актеры создают впечатление очень однородной и слаженной актерской команды.
9 из 10
В центре внимания - это однозначно один из лучших фильмов ушедшего года и один из сильнейших участников в грядущей Оскароносной гонке. Мощная режиссура, сильнейшая история основанная на реальных событиях, внушительный актерский состав - всё это производит поистине сильное впечатление при просмотре картины, а самое главное - еще достаточно долго гуляющее внутри послевкусием после просмотра картины.
На прошедшей церемонии Оскар, этот фильм удостоился звания лучшего фильма, а так же за лучший сценарий. После этого мне захотелось посмотреть его самому и понять, заслужены ли все эти почести.
Итак, сразу можно сказать, что фильм явно не подходит для массового зрителя и тем более для похода в кинотеатр. Это история из разряда, сидя дома попивая чай. Кроме того её стоит смотреть внимательно, что -бы не упустить важные стороны расследования. Посмотрев же наконец-то, я могу сказать, что фильм заслужил все свои награды. История, рассказанная в нем необычна и злободневна. Она основывается на реальном журналистском расследовании, произошедшем в начале 21 века. Люди, работавшие тогда в рубрике» В центре внимания», обнаружили множественные случаи педофилии со стороны католических священников.
Сценарий этого фильма основан как раз на расследовании. И он просто отличный! То как передана атмосфера журналистики, настоящая работа этих людей, и то как они добывают информацию для своих статей, можно титанической работой. Кроме того не один персонаж не теряется и выполняет какую-то роль в общем деле. Не сказать, конечно, что кто-то особо выделяется, но именно вместе они и интересны.
Актеры сыграли тоже отлично. Особенно запомнилась игра Марка Руффало, Стенли Туччи, Майкла Китона.
Хочется отметить и режиссёрскую работу. Томас Маккарти отлично потрудился правильно поставив все сцены с расследованием и скоординировал грамотное взаимодействие актеров. Его претензии на Оскар были небезосновательными.
Сама история рассказанная зрителю очень цепляет. Ты не можешь осознать, что такое происходит в таких огромных масштабах и буквально у всех под носом. Особенно удивили цифры в конце фильма.
Подводя итог, я могу сказать, что это очень смелое кино об актуальной проблеме современности. Оно задает правильные вопросы: А нужна ли вообще церковь или ограничиться только верой? Кто наделил церковь такой большой властью и тд. То, что этому фильму дали Оскар было смелым решением, но абсолютно оправданным.
Представьте кино, в котором история настолько сильная, что затмевает и актёров, и режиссеров, и работу любого другого персонала над фильмом. Настолько убедительная, что поглощает зрителя, не давая тому опомниться до финальных титров. История, которая одинаково вызывает интерес и сильные эмоции. Именно такое кино – «В центре внимания» Тома МакКарти. Фильм, которому удалось шокировать общественность не хуже положенному в основу журналистскому расследованию газеты The Boston Globe, получившему Пулитцеровскую премию в 2003 и потрясшему весь мир.
В центре истории специальный «отряд» газеты Бостон Глоуб из четырех человек, занимающийся конфиденциальными расследованиями потенциальных крупных новостей. В газете только что сменился главный редактор, им стал Марти Бэрон (Лив Шрайбер), который тут же понял, что еженедельное издание может лучше. Его свежий взгляд привлекла серия заброшенных дел, в которых некоторое количество местных священников и других представителей католической церкви были обвинены в растлении малолетних. Тогда вроде как было недостаточно доказательств, да и кто бы решился пойти против самой Церкви. Однако у нового редактора свои мысли по этому поводу (он, кстати, еврейского происхождения), он решает засудить Церковь, поручив расследование своему «отряду», так называемому Спотлайту («Корреспонденты, которые выводят важные новости в центр внимания», соглашусь, в русском языке звучит очень неуклюже). Итак в Спотлайт входят: семьянин-работяга Мэтт Кэрол (Брайан Д’Арси), красавица Саша Пфайффер (Рэйчел МакАдамс), инициативный энтузиаст португальского происхождения Майкл Резендес (Марк Руффало) и их лидер, убежденный боец за правду Уолтер Робинсон (Майкл Китон).
Эта история действительно шокирует, поэтому её иллюстрация должна была быть предельно акцентирована без лишней «воды» и лишних персонажей, которые в данном фильме играют служебную роль двигателя процесса. Здесь-то и заметнее всего прослеживается работа сценаристов, которые должны были написать предельно аккуратную и точную историю, основываясь на статье и фактах из расследования. Я думаю, был соблазн вписать более личные взаимоотношения между героями, или затронуть другую тему, например, когда расследование шло полным ходом, в США произошло 9 сентября, слегка освещенное в фильме, однако сценаристы, Том МакКарти и Джош Сингер, избежали лишнего ухода в сторону, установив ясный ориентир истории. Особенно захватывает тот факт, что они дали ясно понять, что вся работа корреспондентов Бостон Глоуб нацелена не на разоблачение лишь тех 70-80 представителей церкви (согласитесь для одного лишь Бостона цифра, способная выбить землю из под ног), которые находятся под подозрением в сексуальных связях с детьми, а на более глобальную проблему – саму систему Церкви, которая одинакова в каждом городе, в каждом штате, в каждой католической стране. Вот что такое по-настоящему сильные новости. Вот что имеет значение.
Фильм работает как единый механизм, и это целиком и полностью заслуга режиссера – Тома МакКарти. Его творческие результаты, как постановщика, весьма тепло приняты критиками (если забыть момент с «Сапожником» (2014), когда Том вляпался в Сэндлера), однако ни одна его работа не была близка к той вершине, которую он достиг с «В центре внимания», причем фильм продолжает своё победное шествие, целясь все мы знаем на что. МакКарти буквально заставил нас забыть об операторской работе, монтаже или саундтреке Говарда Шора, который, кстати, очень хороший здесь и подчеркивает настроение фильма. «В центре внимания» - пример уникальной синхронности всех аспектов кинопроизводства. Фильм, который не терпит выскочек, а пропагандирует общее дело. Нет, не как при коммунизме. Хотя тематику противостояния церкви тогда бы оценили.
Как уже сказано, в фильме главенствует история, поэтому нет главных ролей. Только второстепенные. Можно отметить МакАдамс, Шрайбера, Стэнли Туччи, Китона или Руффало – они все хороши, а хороши, потому что слажено делают свою работу. Двух последних все же можно упомянуть отдельной строкой. Оба проделали замечательную работу в копировании манеры речи, поведения и даже акцентов своих прототипов. Они общались часами, записывали фразы, голоса. Марк Руффало, например, попросил Майка Резендеса накричать на кого-нибудь, чтобы актер понял, как его играть в такие моменты. Или он приносил ему свои реплики, что бы Майк своим голосом и своей интонации прочитал Марку. Китон долгое время работал над «незаметным» бостонским акцентом Робинсона, переманивал его манеру печатать двумя пальцами и смотреть на экран поверх очков. Чтобы ярче продемонстрировать то, насколько плодотворно Китон проработал свою роль, приведу цитату самого Уолтера Робинсона, журналиста-прототипа Майкла: «Это называется похищение личности. Ограбь Майкл Китон банк, полицейские пришли бы за мной».
«В центре внимания» подобен кинематографическому памятнику одного из величайших триумфов журналистской деятельности. Фильм показывает на примере группы корреспондентов из Бостон Глоуб механизм расследования и поиска правды, как фундаментальный институт всего журнализма. То, как он работает и какую мощь в себе таит. Как мы знаем, информация – это сила, а то, как добиться её подтверждения и преподнести общественности – это искусство. Именно об этом искусстве рассказано в фильме «В центре внимания», и подано это в такой форме, которую эта история заслуживает.
«Основанная на реальных событиях история журналистского расследования одного из самых громких в истории США секс-скандалов. Корреспонденты бостонской газеты разоблачают случаи педофилии, в которых обвиняются представители Церкви…»
Кто бы мог подумать, что Том МакКарти, режиссер провального 'Сапожника', снимет оскараносный хит, который поразит сотни тысяч киноманов и простых зрителей. Этот удивительный скачок в карьере кинематографиста можно легко и просто объяснить.
МакКарти тщательно подбирал материал, консультировался с реальными участниками расследования, общался с жертвами священников-педофилов, изучал каждую деталь скандала. Были добавлены различные сюжетные линии (которые также взяты из реальной жизни), благодаря которым можно было бы раскрыть героев. В итоге, Том вместе с Джошом Сингером замечательно связали всё в крепкий сценарий с отличными диалогами, хорошо прописанными персонажами и увлекательной детективной составляющей.
Несмотря на монотонность повествования и полное отсутствие признаков триллера, фильм держит зрителя в полном напряжении в течение чуть ли не всего действия. Все это происходит из-за живости диалогов. Именно разговоры, общение между героями создает ощущение правдоподобности и 'натуральности' происходящего в картине, а самое главное - появляется интерес к продолжению просмотра. Через диалоги раскрываются черты, личность и позиция того или иного персонажа, что невероятно важно для сопереживания. Любая нужная для сюжета словесная перепалка может стать главным источником волнения и 'напряга'. Что-то подобное проделывали в своих картинах Голдмен, Форман и Люмет.
С 'оживлением' персонажей прекрасно справились такие актеры как Лив Шрайбер, Майкл Китон, Рэйчел МакАдамс, Марк Руффало, Брайан Джеймс, Стэнли Тучи и Джон Слэттери. Безусловно, никто из них не сыграл «выдающуюся роль на Оскар», но когда большинство из них вместе взаимодействует в кадре, то сразу просыпается ощущение небольшого восторга от такого смачного 'наплыва' харизмы.
Отдельно об Original Score. Если честно, саундтрек от Говарда Шора вообще не запоминается, но во время просмотра ты замечаешь одну очень важную деталь - он идеально сочетается с картинкой и прекрасно дополняет атмосферу 'Спотлайта'. Музыка совершенным образом подчеркивает 'холодность', задумчивость и при этом живость фильма.
Выделяется также и режиссура Томаса МакКарти. Он удачно справляется со своей задачей, мастерски комбинируя «мелочные крупицы» для получения единого итога. Он по косточкам разобрал весь материал событий, показанных в фильме, чтобы зрителю было легче погрузиться в действие и задуматься о поставленной проблеме.
В картине ставится акцент не на проблеме сексуальных домогательств или педофилии, а на лжи и попытках скрыть преступления от глаз общественности. Поднимаются вопросы морального долга, справедливости и веры в правду. Более того, большинство тем, раскрываются и даются четкие инструкции дальнейшего плана действия. Показанная в фильме команда 'Прожектор' - настоящие герои, на которых будут опираться все воодушевленные зрители.
'В центре внимания' цепляет своей режиссурой, сценарием, актерскими работами, реалистичностью, документальностью и отличным уровнем драматургии. Картина наводит уйму мыслей, может быть, и не на очень удобные темы, но окончательная идея точно приведет к положительному результату.
P.S. Я болел на 'Оскаре-2016' за «Безумного Макса», но всё равно рад неожиданной и приятной победе Spotlight.
Результат работы журналистов мы наблюдаем ежедневно. Новости разного уровня являются неотъемлемой частью жизни современного человека, но журналистика всегда была отраслью, в которой тесно сплетены правда и искажение фактов, можно даже сказать ложь. От профессионализма журналиста зависит многое - настоящие профессионалы стремятся рассказать правду и обратить внимание людей на важные проблемы. Именно о них идёт речь в этом фильме.
Сюжетная составляющая представляет собой журналистское расследование газеты, ,The Boston Globe,, - на протяжении всего фильма мы наблюдаем именно за ним. Незатейливо, не правда ли? Многим эта история может показаться скучной, но лично мне было невероятно интересно наблюдать за ней от начала и до конца. Помимо детективного компонента сюжет содержит в себе ряд очень важных тем, которые как я считаю являются наиболее важной частью всего повествования. Вопросы религии и веры, оглашения правды и её замалчивания, профессионализма и соблюдения собственных принципов - являются лишь малой частью того, о чём говорит со зрителем режиссёр.
Том МакКарти показывает зрителю светлую и тёмную сторону человеческого общества. Преступления, которые совершались годами и искорёженные жизни людей заставляют ужаснуться - преступникам всё сходило с рук и окружающие смотрели на это сквозь пальцы: некоторые не знали, некоторые не хотели знать, а некоторые догадывались, но боялись осуждения со стороны окружающих. Получился замкнутый круг, когда одни совершают преступления, а другие не делают ничего, чтобы это предотвратить - люди оказались беспомощны перед системой. И лишь несколько человек приложили все усилия, чтобы открыть обществу глаза, загнать зло в угол. Кинематограф богат образами вымышленных героев, которые зачастую с оружием наперевес спасают мир, но в данной картине нам представлены простые люди, обычные работяги, которые просто хорошо делают свою работу - наверное это и есть настоящий героизм. Идти к поставленной цели несмотря ни на что, следовать своим принципам и отстаивать правду - всё это может прозвучать как клише, но это и есть те качества, которые нужно ценить в людях и безусловно приятно осознавать, что люди, придерживающиеся таких взглядов живут и активно работают.
В фильме сильна драматическая составляющая: масштаб трагедии и её последствия - всё это приводит в ужас. Священники, совершавшие преступления выходили сухими из воды, а жизни их жертв оказались навсегда испорчены и омрачены этими ужасными событиями. И главные герои картины, также как и зритель, разбираясь в деле испытывают всё больший шок.
Кстати о главных героях - их воплотили на экране очень талантливые актёры: Марк Руффало, Майкл Китон, Рэйчел Макадамс, Лив Шрайбер, Джон Слэттери, Стэнли Туччи, Брайан Д’Арси Джеймс - это один из лучших актёрских ансамблей последних лет. Именно благодаря игре актёров (не только вышеперечисленных) фильм получился настолько сильным.
Как я говорил выше фильм было очень интересно смотреть - это огромная заслуга сценаристов Джоша Сингери и Тома МакКарти (выступившего режиссёром картины). За, казалось бы, незатейливым сюжетом наблюдаешь, не отрывая глаз. Атмосфера, созданная актёрами, режиссёром и сценаристами была бы не завершённой, если бы не музыка великолепного композитора Говарда Шора, который создал прекрасный саундтрек, подчёркивающий характер истории и всех тех действий, которые разворачивались на экране. Работа остальной съёмочной группы также заслуживает уважения.
Для многих результаты расследования стали шоком, ведь опора многих бостонцев - католическая церковь, оказалась причастна к совершению таких жутких преступлений. Это стало настоящим испытанием для людей, для их веры, ведь церковь и религия неразрывно связаны. Фильм не осуждает религию, но напоминает (словами одного из действующих лиц), что церковь - это структура, созданная людьми, в то время как вера - это нечто большее. История, показанная в фильме может показаться неправдоподобной, ведь перед главными героями было столько препятствий, порой казалось, что они упрутся в стену, зайдут в тупик, но всё это было на самом деле.
,, В центре внимания,, можно воспринимать по разному - для кого-то это кино о журналистах, для кого-то это драма о бедах нашего общества, но мне кажется, что это фильм о людях, о нашей с вами жизни. О людях, которые лгут и о тех кто говорит правду, и не важно много вас или нет. Команда, , Прожектора,, (именно так правильно переводится слово spotlight) была в меньшинстве - против них была могущественная католическая церковь, даже рядовые бостонцы, но они выполнили свой долг, они убрали пелену с глаз горожан, прекрасно понимая, что зло в независимости от его формы и принадлежности к той или иной структуре должно быть наказано и люди должны знать правду.
Есть ли смысл озаглавить рецензию по другом? Фильм 'В центре внимания' уже своим названием намекает, что тема серьезная, и фильм полностью оправдывает свое название. Кино не просто о безнаказанности тех, кому верили многие, но кто жутко использовал это доверие. Кино и об истинном призвании журналистики, и о том, что именно акулы пера в один прекрасный момент могут дать толчок настоящей революции в умах людей, направленной на восстановление правды и справедливости.
Начинается все с простого, с того, что один священник обвинен в изнасиловании малолетних подопечных. Однако кто бы мог подумать, что ситуация, если ее растормошить и проанализировать, примет такой страшный размах? Мы действительно должный отдавать себе отчет, что мелкие и на первый взгляд редкие случаи обязаны своей незаметностью не тем, что они являются незаметными, а тем, что мы их не хотим замечать и действовать во имя правды. И если у нашего голоса есть мощь и влияние, то мы просто обязаны действовать. Стоит громко сказать одному, а поддержит уже множество.
Именно о таких вещах и говорит фильм, да еще и с документальной точностью. Поэтому я однозначно советую данное кино, заслуженно взявшее 'Оскар' за лучший фильм и лучший сценарий. У фильма так же есть и художественные прелести, такие, как отличная актерская игра (особенно хорош Марк Руффало) и хорошо отточенный сюжет, понятно и увлекательно, а главное не упуская деталей повествующий о столь сложной теме.
10 из 10
P.S. Редкая и качественная картина о журналистике, какой она всегда должна быть.
Правда против аморальности или «У этого мира ещё есть шансы»
Может ли быть увлекательной работа газетного журналиста? Спорный вопрос, но все возможно. Можно ли об этом снять увлекательный фильм? Подавляющее большинство будет отрицательно кивать головой, а зря. Среди американских «производственных» картин темы газетной журналистики касалось немного картин, но среди достаточно проходных лент вроде «Газеты» Рона Ховарда или «Первой полосы» Билли Уайлдера особенно в свое время выделялась картина «Вся президентская рать» Алана Дж. Пакулы. Этот фильм, повествовавший о репортерах «Вашингтон пост», чьими стараниями Уотергейтский скандал получил широкую огласку и отправил в досрочную отставку одиозного американского президента Ричарда Никсона, в свое время стал настоящим хитом. Хотя в картине был минимум действия, вместо этого правдиво показывались будни газетных журналистов, блестящий актерский ансамбль с играющими главные роли Дастином Хоффманом, Робертом Редфордом и Джейсоном Робардсом, поддерживаемый блестящим сценарием, создавал достойное зрелище, которое смотрелось весьма впечатляюще. Лента даже номинировалась на «Оскар» в 8 номинациях, но в главной проиграла феноменальному «Рокки». Тем не менее, успех «Рати» показал, что при достойном сценарии и кинематографическом воплощении «производственная» драма такой направленности может быть и кассовой, и получить широкое признание критического сообщества.
Были те, кто пытался повторить этот успех, да и надо отдать должное американским газетчикам, немало скандальных историй получило широкую огласку благодаря их деятельности. Наконец, в 2015-м году актеру второго плана и режиссеру Тому Маккарти удалось вплотную приблизиться к возможности повторить этот успех. Его картина «В центре внимания» также включает подробное журналистское расследование, которое сумело потрясти американское общество, хотя произошло это уже в «другой Америке» (по сравнению с Америкой из «Всей президентской рати»). Эта страна уже пережила эпоху экономического расцвета и, пережив события 11 сентября, оказалась в ином состоянии. Вынужденная благодаря действиям политиканов развязывать войны в других уголках мира, Америка столкнулась с раскрытием немалого числа афер и злоупотреблений, это касалось не только политической сферы, но и экономики, готовившей почву к будущему финансовому кризису 2008 года: это и лопнувший пузырь «доткомов» (интернет-компаний, чьи акции мгновенно обесценились), и банкротство из-за махинаций с отчетностью крупнейшей энергетической компании Enron. Привыкшие к громким скандалам и разоблачениям, американцы оказались поражены данной историей.
Это расследование было инициировано новым редактором газеты «Бостон Глоуб» Марти Бэроном, который настоял именно на изучении злоупотреблений среди организации тех, кто по идее должен проповедовать борьбу со этим и сохранение моральных ценностей, - Католической церковью. Специально занимающийся расследованиями злоупотреблений в общественной сфере отдел газеты «Прожектор», возглавляемый опытным журналистом Уолтером Робертсоном, начинает раскручивать скандальное дело о наличии в рядах церкви священников-педофилов, которые, пользуясь служебным положением, направляли свои извращенские наклонности на детей прихожан. Органы управления церковью знали об этом, но всячески покрывали своих нарушителей: никто не лишался сана, дело замалчивали, а одетого в рясу извращенца переводили в новый приход, где тот себя вел примерно некоторое время, пока наклонности снова не брали верх. Подобные случаи оказались массовыми и носили абсолютно системный характер.
Отдельно говоря о фильме, верующим людям я рекомендую не рассматривать его как целенаправленную атаку против церкви и религии. Эта картина, прежде всего, о современной корпоратократии, власти крупного бизнеса, который, подобно спруту, раскинул свои щупальца на все уровни общественных отношений, где-то подкупив, где-то заставив замолчать тех, кто знал о производимых нарушениях. В конце концов, сама модель корпорации в том виде, как мы ее себе представляем, пошла именно из церковной структуры. Соответственно, развив определенные компетенции и усилившись, корпорации создали свою модель управления потребительским поведением на всех уровнях, что помогло основать и реализовать максимальную монетизацию прибыли. Церковь, как структура, подверженная определенным изменениям, подхватила элементы структурной трансформации, превратившись в очередную современную корпорацию, которой выгодно покрывать всех своих участников и «закрывать глаза» на некоторые злоупотребления. Сокрытие очевидного и активный подкуп создали совершенную систему круговой поруки. Конечно, не надо идеализировать газетчиков: как и любая структура, пусть даже и играющая роль в распространении идеологического аспекта общественных отношений, они направлены на максимизацию прибыли, которую можно получить благодаря продажам рекордных тиражей. Но в этом и заключается современная система противовесов: нельзя постоянно злоупотреблять, в определенных условиях неполного запрета всегда найдется заинтересованное в раскрытии подобных вещей лицо, против которого не помогут ни деньги, ни связи. Главный вопрос только как скоро и как далеко могут зайти эти стороны.
Но переходя от абстракций к самому фильму, особенно хочу отметить две качественные составляющие, которые и стали причинами успеха этой ленты: умный и достаточно динамичный сценарий и прекрасный актерский ансамбль. История расследования газеты «Бостон Глоуб» приводится в большинстве своем через череду диалогов с минимумом действия, - отличительной чертой любого корпоративного триллера. Однако, фильм не затянут и логичное развитие истории придает определенную динамику, способную удержать интерес зрителя в течение двух часов.
Актерский состав ленты великолепен: здесь нет «ярких» персонажей с тонной грима и массой экспрессивных монологов, главный герои – это самые обычные люди, которые занимаются достаточно рутинной работой. Главным героем определенно можно назвать персонажа Марка Руффало – журналиста Майка Резендеса: не зря упоминается, что Майк – португалец из глубоко верующей католической семьи. Для него вера обозначает многое, даже более того, Резендес хотел стать служителем католической церкви, но его приоритеты в какой-то момент изменились, но в то же время поиск правды для него является сверхболезненным: сложно разочаровываться в том, во что так верил. Майкл Китон, играющий Уолтера Робертсона, выдает умеренную игру, которая, конечно, немного блеклая по сравнению с его прошлогодним бенефисом, но раскрывает данного персонажа полностью. МакЭдамс, Туччи, Слэттери, Шрайбер – они не показывают вершин актерского искусства, но играют очень достойно, дополняя своей игрой все указанное действо.
Следует констатировать: Том Маккарти создал великолепную производственную драму, которая по своему качеству достойна потягаться с признанной классикой вроде «Всей президентской рати». Уверен, что в текущем наградном сезоне этот фильм ждет немалый успех, хотя перспективы получения главного «Оскара» пока можно назвать смутными. Фильм определенно рекомендуется к просмотру, особенно для тех зрителей, кто любит умное и неторопливое кино, создающее своей почти документальной достоверностью эффект присутствия и участия.
Фильм, основанный на реальных событиях и от этого еще более удручающий. Стоит только представить, что такие события происходят в реальном мире, сразу становится холодно и промозгло, даже в самом теплом помещении и под одеялом. Разве могут люди, призванные помогать, защищать и отпускать грехи, совершать такие ужасные вещи...
При всём кошмаре, исходящем от сюжета, нам показана отлично сделанная кинокартина. Полное погружение в историю, отчаянное желание узнать, что произойдет в конце и прекрасная игра актеров. Кажется, что они не играли персонажей, но стали ими. Превратились в людей, которые хотят показать миру истинное лицо церкви. Помимо этого, я хочу отметить - неторопливость самого фильма и размеренность повествования. Огромное количество разговоров и мало действий, в большинстве случаев такое сочетание приводит к появлению скуки у зрителя, но не в этот раз. Я следила за каждым сказанным словом и меня это ничуть не напрягало, не давало устать или заскучать, скорее наоборот.
'В центре внимания' скорее напоминает хорошо снятый документальный фильм без раздражающего закадрового голоса, а с объяснением всей ситуации, с помощью актеров и постановки. Сложно поставить определенную оценку, потому что он не похож на игровое кино. Просто реальная история, произошедшая в реальном мире.
«If it takes a village to raise a child, it takes a village to abuse them. That's the truth of it».
Тандем режиссера пронзительных драм «Сапожник» и «Визитер» и автора великолепной «Пятой власти», повествующей об отношениях Джулиана Ассанжа и Даниэля Домшэйт-Берга, обращается к кинематографическому изложению актуальной, не менее, чем кейс мистера Ассанжа, проблемы существования педофилии в институте современной церкви. Сценарий Тома МакКарти и Джоша Сингера, попавший в престижный «Blacklist», был реализован всего за 20-ть миллионов долларов и без участия студий-мэйджоров. «В центре внимания» не получил большой поддержки в Голливуде и широкого резонанса, но этот по сути программный, а не авторский фильм совмещает в себе одновременно две главнейшие функции искусства относительно социума – просвещение и воспитание.
В 2002-м году локализованная в Массачусеттсе газета «The Boston Globe» опубликовала традиционную для этого издания серию редакционных расследований, касавшуюся в тот раз многочисленных случаев совращения несовершеннолетних католическими священнослужителями и последующим замалчиванием произошедшего на всех уровнях церковной иерархии. Нельзя сказать, что «The Boston Globe» выступила пионером в освещении темы, так как о том, что христианское духовенство практикует подобный криминальный секс было известно задолго событий, положенных в основу сюжета «В центре внимания». Так в конце 80-х «National Catholic Reporter» выпустил подробный материал по соответствующей теме, а в 90-х прошел ряд громких судебных процессов, завершившихся многомиллионными компенсациями для жертв насилия со стороны особенно рьяных почитателей Иисуса Христа, облеченных саном и облаченных в сутану.
На протяжении более двух часов на экране разворачивается анатомия рабочего процесса журналистов, занятых изучением архивных материалов, опросами свидетелей и потерпевших и, конечно же, некоторыми прениями с людьми, не желающими способствовать «подрыву» авторитета церкви. В роли работников прессы выступают обладатели весомого актерского и медийного авторитета - Марк Руффало, Рэйчел МакАдамс, Лив Шрайбер и Стэнли Туччи. Но драматическая игра, операторская работа и драматургия, как столпы кинематографа, в картине вторичны, так как они служат лишь виньеткой, способом реализации вышей цели, состоящей в том, чтобы донести до как можно более широкой аудитории факт преступления в институте, символизирующем собой вроде бы, как полагают некоторые, власть бога на земле, и одновременно продемонстрировать значимость гражданского общества, обосновав известный термин, берущий начало из книги труда «On Heroes and Hero Worship» Томаса Карлайла.
МакКарти и Сингер могли бы сделать из «В центре внимания» захватывающий экшн или мрачную драму, для этого им необходимо было слегка отойти от тщательного следования фактологии и привнести в пространство редакции «The Boston Globe» более характерных персонажей, а сцены признаний в надругательстве сделать не описательными, а иллюстративными. Такой подход был бы более ценным для кинематографии как искусства, более привлекательным для эстетов, но выполненный по приведенному выше алгоритму «В центре внимания» скорее всего не попал бы в список номинантов на политкорректный (с плавным переходом в обратную дискриминацию) «Оскар», а следовательно количество потенциальных зрителей уменьшилось бы в разы, тогда как авторы фильма нуждаются в проведении процесса ликвидации безграмотности среди массовой аудитории.
На первый взгляд может показаться, что «В центре внимания», будучи, по сути, публицистикой в формате художественного фильма, представляет собой игру с нулевой суммой и будет забыт сразу после того, как фойе кинотеатров покинут рекламные афиши. Но стратегическая перспектива у труда МакКарти и Сингера огромна, привлекая скандальной историей, они подробно репрезентируют содержание понятия «Fourth Estate», и убедительно доказывают примат института гражданского общества над всеми прочими, обладающего такими атрибутами как открытость и гласность, сокрушающими любой преступный заговор и коррупционную схему даже на самом высоком властном уровне.
Кто-то после просмотра заинтересуется вопросами корреляции между конфессиональным целибатом, гомосексуальностью и склонностью к насилию над детьми, для них будет небезынтересна статья Эйдана Льюиса на соответствующую тему. Но склонность к извращению при одновременном ношении расшитой золотыми нитями формы, свидетельствующей по убеждению многих верующих о положении более высоком, чем у представителей тех социальных групп, что не имеют отношения к институту церкви – это не более, чем подробность рассказа под названием «В центре внимания». Авторы фильма подразумевают в качестве доминантного вопрос иной, из области не религиоведения и криминалистики, а социальной философии.
Вопрос о необходимости гражданской активности, общественного освещения любого преступления против гражданских свобод и гуманистических идеалов, вызывающих реакцию не просто в виде недовольства и отдельных газетных статей, а прямо воздействующих на инициацию судебного разбирательства. Можно сказать, что фильм «В центре внимания» есть один из вариантов иллюстрации Геттисбергской речи, который в предельно сжатом виде может быть сведен до одной фразы – «Мы здесь власть!».
Да, кинематография картины даже приблизительно не претендует на шедевр; да, нет в ленте героя, являющегося символом, героя с большой буквы. Но в этом и состоит особая прелесть сей ленты, потому что в центре внимания находится сам зритель, которому задается прямой вопрос – «А в каком обществе живешь ты?». Завуалированно у зрителя интересуются тем, воплощается ли на практике известная непреложная формула «of the people, for the people and by the people», и, что конкретно он думает по поводу того, что факты преступлений, коррупции и нарушений прав человека в некоторых областях планеты Земля, даже будучи разоблаченными, не становятся предметом судебного разбирательства. Было бы наивным предполагать исключительную преобразующую силу каждого конкретного действия, но, герой фильма «Прометей» говорил о том, что большое начинается с малого, и с этим не поспоришь.