Думаю, мало кто будет спорить с тем, что “Носферату, симвония ужаса” можно смело назвать одним из величайших фильмов всех времен и народов. Будучи созданным в далеком 1922 году, фильм легендарного Фридриха Мурнау до сих пор можно назвать фильмом опередившим свое время. Не только талантливыми режиссерскими находками в постановке картины, но и самой идеологией, которая позже стала фундаментом и неким учебником для последуюших фильмов о вампирах. Не удивительно, что столь талантливое кино даже спустя более ста лет смотрится как минимум захватывающе и интересно, а также входит в различные списки величайших фильмов всех времен и народов. Интересным дополнением данной ленты и можно назвать “Тень вампира” режиссера Э. Элиаса Мэриджа.
Лента рассказывает о создании известного фильма «Носферату», в котором, по слухам, главную роль графа Орлока сыграл настоящий вампир. В этом повествовании собрано всё, что известно о таинственных событиях, произошедших на съёмках в горах Чехословакии.
Вчитываясь в описание данной ленты, можно предположить, что данный фильм попросту паразитирует на славе и содержании легендарной картины Фридриха Мурнау. Однако уже при просмотре картины понимаешь, что это далеко не так. Так как авторы данной ленты крайне оригинально подошли к созданию данной ленты. Во первых, данный фильм рассказывает о процессе создания легедарного фильма Мурнау. Во вторых, авторы картины имплантировали в повествование уйму безумных слухов о процессе создания картины. В том числе и касательно необычного поведения режиссера Макса Шрека. В третих, история также подается как прямолинейный фильм ужасов о том как Макс Шрек был вампиром на самом деле и попросту попивал кровь всей съемочной команды (в буквальном смысле) в процессе съемок. Именно на сочетании всех этих трех направлений авторы картины и выдали нечто куда большее, чем просто рядовую страшную историю или биографическое произведение с акцентом на документалистику. Особенно подпитывая это интересным раскрытием практических всех персонажей данной ленты и в особенности самого Мурнау.
Не смотря на то, что фильмография режиссера Э. Элиаса Мэриджа не может похвастаться обилием громких и известных картин. Однако именно в данной ленте (и к сожалению в последний раз) Э. Элиас Мэридж демонстрирует себя крепким постановщиком. Мэридж мастерки выстраивает атмосфере медленно набирающего обороты чувства тревоги и опасности, которые производят впечатление некого дискомфорта при просмотре (в хорошем смысле). В том числе, на уровне ощущения воспринимаясь далеко не рядовым фильмом ужасов, а скорее даже экзистенциальной драмой.
Нельзя не отметить и отличный актерский состав, в котором каждый из актеров мастерски отыгрывает свои роли. Однако настоящей звездойданной ленты можно смело назвать именно Уиллема Дефо, который однозначно сыграл одну из лучших ролей в своей карьере. С одной стороны, не отходя от образа созданного Шреком в фильме Мурнау. С другой же стороны, не повторяясь за другим актером полностью и создавая впечатление несколько иного, одновременно трагического и жуткого персонажа.
10 из 10
Тень вампира – это определенно один из лучших фильмов, что я когда либо видел. С одной стороны, признающийся в любви культовому произведению Фридриха Мурнау. С другой же стороны, умело жанглирующий обилием безумных слухов о процессе создания фильма Мурнау с рядовой хорор историей. Именно на стыке этих трех направлений и создавая впечатление поистине особенного и уникального произведения, аналога которому ни в плане истории, ни в плане постановке я еще не видел.
Сюжет. Съемочная группа (во главе с Мурнау) приезжает в Чехословакию, чтобы снять фильм ужасов про Носферату.
Сценарий картины основан на легенде, якобы немецкий актер Макс Шрек, внимание, был настоящим вампиром. Именно Шрек играл кровососа в классическом хорроре Мурнау “Носферату, симфония ужаса” 1922 года (писал как-то рецензию).
Культовый (в определенных кругах, благодаря клипам для Мэрилина Мэнсона и экспериментальному фильму “Порожденный”) постановщик Элиас Мэридж, решил состряпать по этой легенде, самое настоящее кино, взяв на главные роли Дефо и Малковича.
Получилось – крайне любопытно. Малкович играет Мурнау (играет просто великолепно). Дефо играет Шрека (играет вообще за гранью, абсолютно заслуженная номинация на Оскар). На втором плане – Удо Кир и Кэри Элвис. С визуальной стороны – стильно и атмосферно (черно-белые вставки, закос под ретро).
Если вы обожаете “Носферату” Мурнау – включайте, не задумываясь. Киноманская лента. Многие (почему-то) не разглядели черный юмор Мэриджа. Ну, а что касается легенды – интернет в помощь. Да-да, когда ты можешь спокойно зайти в фильмографию Шрека и тупо посмотреть, вопросы о его жажде испить кровушку, а-хи-хи, автоматически отпадают.
На самом деле – это кино не про Шрека, а все-таки про режиссера Мурнау. Про его бесконечную любовь к кинематографу. Про его страсть и самоотдачу, снимать до конца (что не попадает в камеру, того не существует). Мурнау – один из сильнейших режиссеров в истории.
Грубо говоря, “Тень вампира” – своеобразный поклон Мурнау (и Шреку) от Мэриджа.
Интересный фильм! Снятый под старину, а потому – довольно атмосферный. Красиво сделаны титры – музыка и картинка настраивают на нужный лад.
Собственно, сюжет фильма основывается на любопытном мифе об актёре Максе Шреке, который в 20-х годах сыграл роль графа Орлока в культовом фильме «Носферату. Симфония ужаса». Он так натурально изобразил вампира (это был один из первых фильмов ужасов в истории кинематографа), что поползли слухи о том, что Макс вовсе не актёр, а самый настоящий вампир! У-у-у! «Тень вампира» же берёт за основу идею, что это не миф, а что всё так и было.
Вышло занятно! Если не считать несколько невтемной тряски голыми сиськами (голую задницу тоже вставить не забыли, куда ж без неё), то фильм получился весьма себе ничего! Хотя, если уж по чесноку, то и садо-мазо-наклонности режиссёра (экранного), и морфий я тоже считаю здесь лишними. Психом может быть и не наркоман. И даже не извращенец. В конце концов, он же гений. К нему в голову не залезешь и банальными мотивами, вроде наркозависимости, его одержимость не объяснишь. Но создатели «Тени» решили, видимо, сделать образ своего героя более понятным. По-моему, зря.
Выставлены члены съёмочной группы и актёры здесь, прямо скажем, не в самом лучшем свете. Но, в конце концов, всё это было давно и неправда, так что бог с ним. Вампир же получился просто чудесный! Страшный, как смертный грех, но о-очень гармоничный! К нему привыкаешь и чувствуешь его естественность. Это не лощёный вампир-аристократ, а мерзкое существо. Сцена, в которой он долго и жадно сосёт кровь, просто омерзительна! А то, как он пил кровь летучей мыши, поймав её голыми руками на глазах у всех, вообще ужаснуло не по-детски! Это даже немножко концептуально. Вообще, вампир изрекает за время фильма немало интересных вещей о своей тяжёлой вампирской доле и критикует знаменитый роман Брэма Стокера, что тоже весьма любопытно. Приколы в фильме тоже есть – будет чему улыбнуться и над чем посмеяться.
Если вы поклонник классических фильмов ужасов прошлого столетия, то «Тень вампира» оправдает ваши ожидания! Это не «ужастик», в нём нет совершенно ничего пугающего: вампир порой забавен и жалок. «Тень вампира» – это просто красивая готическая картина для гурманов.
Снять фильм про то, как снимали другой фильм – любопытная затея, особенно, если это знаменитый образец. «Тень вампира» рассказывает, как создавали старого немецкого «Носферату» с Максом Шреком в главной роли. Наверное, это будет интересно. Ведь они тогда хотели снять кино по книге «Дракула», но не могли завладеть правами. Пришлось менять название, имена героев и всякое такое, чтобы избежать проблем. Да и снимать, наверное, было тяжело. Первая четверть двадцатого века, старина, примитив и прочее. Тем более, и после создания фильма были проблемы. Копии были уничтожены, но некоторые уцелели, потому что были в других странах. Может, про эти непростые события тут и расскажут?
Нет, в основе идея, что вампира в том фильме играл не актёр, и вообще не человек, а настоящий вампир. Тоже интересно. Уильям Дефо играет того самого Макса Шрека, который должен играть вампира. Съёмочную группу предупреждают, что он всегда будет в замке, всегда в гриме, всегда в образе, и с ним нельзя общаться. По ходу дела выясняется, что он очень странный индивидуум. Он творит всякую гадость на глазах у людей. То по-настоящему кого-то покусает, то поймает и осушит вены летучей мыши. Но все эти вещи люди списывают или на пьянство, или на то, что он учился и работает по русской системе, по Станиславскому, а это значит, что он должен «вживаться» в роль.
Много интересного оставили за кадром. Как они снимали на натуре? Как Фридрих успокаивал инвесторов, которые хотели закрыть проект? Очень просто, ибо тут лишь сказано в диалогах, что эти вещи сделаны. Где и как он откопал этого ушатого чудака, как он с ним договаривался, как он мог согласиться на такие условия? За кадром, а тут об этом просто сказано в разговоре, точка. Красивые пейзажи и ценные события остались не у дел, и это большой промах. Как и обилие текста на экране. Рассказывать на языке кино труднее, чем надписи показывать. Но одну вещь авторы сделали правильно. Они не добавили надпись «Основано на реальных событиях», а то проблемы оказались бы ещё страшнее.
Джон Малкович играет Фридриха Мурнау, который занят созданием своего фильма. В начале кажется, что это мастер, который на всякое готов ради искусства. Но скоро оказывается, что он – истеричный и не скованный моралью тип. Все остальные работают с ним. Про «вампира» чуть позже, ибо отдельная тема. Внимание уделяется лишь немногим. Оператор, продюсер и актриса. Даже когда продюсер и оператор понимают, что сейчас будет твориться перед камерой, они не поворачивают назад, и не пытаются помешать одержимому режиссёру-фанатику. Во-первых, трудно поверить, что они так легко на это согласились. Во-вторых, по этой причине их не жалко. И актриса Грета – немного странная, но о ней мало что известно, так что судить сложно. А в целом, все главные герои фильма – очень сомнительные личности, которые не вызывают ни капли сочувствия.
Уильям Дефо неудачно выбран на роль вампира. Даже несмотря на грим, он мало похож на того вампира из фильма 1922 года. И он не страшный, а просто странный, и даже смешной и глупый. Его мимика смотрится карикатурно и вычурно, будто это пародия. Самая лучшая его сцена – самая первая. Потому что в ней показаны лишь его руки крупным планом. Видно как высокая и худая фигура подходит ближе к клетке с хорьком. И его руки с длинными ногтями хватают эту добычу, как паучьи лапы. Можно похвалить ещё тот момент, где он рассказывает, как он прочитал книгу «Дракула», потому что в этот момент он ведет себя серьёзно.
Съёмки показаны обрывисто и неинтересно. Тут лишь несколько эпизодов, где события проходят в маленьком замкнутом пространстве. И в этих сценах есть расхождения с настоящим фильмом. Например, когда граф увидел фото жены юриста, тут он говорит про её грудь. На самом деле, в фильме 22 года он говорит про её шею. А Фридрих его хвалит. Этого, типа, в сценарии нет, но кто умеет читать по губам, будут в восторге! Но это всё о сравнениях старого с новым, а как быть тому, кто просто решил посмотреть кино про вампира, взялся за это, а старого «Носферату» не видел?
Тогда вообще ни о чём. Грубо сбитый сценарий «Тени вампира» можно пересказать очень коротко, и при этом его смысл ничего не потеряет. Режиссёр снимает кино про вампира, где вампира играет настоящий вампир. Съёмочная группа немного боится, потом некоторые члены уходят из проекта, но это не беда, потому что режиссёр может легко их заменить, уговорить спонсоров и получить деньги, и спокойно снять самую вопиющую сцену в своём фильме. И дело не в том, что новое плохо относится к старому, а в том, что этот фильм просто неинтересный. Действующие лица переживания не заслуживают, и они слабо раскрыты как характеры. Сценарий, опять же, сырой и бедный. А что до картинки, то и смотреть особо не на что. Даже нормальных клыков не вставили. Зато женская грудь и правда имеется в кадре.
Воистину эпохальный и неподражаемый роман 'Дракула', вышедший из-под пера ирландского писателя Брэма Стокера, стал фактически основным культурным произведением, повествующем о вампирах, обитающих в темных склепах и выискивающих свои жертвы под покровом ночи. Изучив старинные легенды о князе Владе Цепеше, некогда воевавшем против арабских легионов в родном европейском крае, Стокер решил в первую очередь сконцентрироваться на его мифическом образе, ушедшем в народ. Согласно заверениям тех, кто своими собственными глазами видел жесткий норов князя, волевой правитель никогда не отказывался от крови, с одинаковым садистским увлечением наказывал как своих подчиненных так и врагов, без зазрения совести расправлялся с предателями и держал добрых друзей в состоянии неугасимого напряжения. Объяснением столь вызывающего и непредсказуемого поведения Цепеша в народной молве было принято считать ничто иное, как вампиризм, и Брэм Стокер просто был не в силах устоять, чтобы перенести все эти многочисленные пересуды на бумагу, а затем и приплести к ней драматическую любовную линию, сотворившую из 'Дракулы' произведение, сомневаться в художественных достоинствах которого не приходилось. Однако именитому немецкому постановщику Фридриху Вильгельму Мурнау, охваченному небывалой эйфорией вокруг романа Стокера, так и не удалось получить права на экранизацию культового произведения, коими по смерти писателя владела его вдова. И тем не менее ничто не могло остановить увлеченного маэстро от работы, если он задался твердой целью закончить начатое. Изменив несколько ключевых моментов 'Дракулы', а также поменяв имена ключевых персонажей, Мурнау явил миру своего 'Носферату', величественное и пугающее произведение, всецело выстроенное на романе Брэма Стокера, но при этом обладающее собственными оригинальными достоинствами. Однако с годами, когда кинематограф шагнул вперед и продемонстрировал зрителям совершенно небывалые технологические нюансы и истории, 'Носферату' стал интересен публике по несколько иной причине, нежели заимствование удачных идей Стокера и пронизывающий каждый кадр пленки хладнокровный ужас.
Как гласит легенда, блуждающая вокруг съемочной площадки настолько же резво, как страх подданных перед ликом Влада Цепеша, исполнитель главной роли Макс Шрек, воплотивший на экране образ графа Орлока, взаправду является вампиром. На подобные разговоры коллег Мурнау и случайных свидетелей подтолкнуло эксцентричное поведение актера, который никогда не появлялся на съемочной площадке без грима, вел себя скрытно и не собирался разговаривать на сторонние темы, если только они не имели никакого отношения к творческому процессу. Конечно, доподлинных доказательств мистической личины Макса Шрека найдено не было, и тем не менее его таинственная репутация сопровождала его вплоть до самой смерти, которая оставила по себе еще больше странных вопросов. Снявшись в паре десятков картин, Шрек так и остался неизведанным для широких масс. Ему не было дело до ярких лучей софитов, газетных репортеров и излишнего внимания публики при том, что он выбрал кинематограф в качестве основного вида деятельности. Таким образом, Шрек по праву считается одним из наиболее загадочных исполнителей большого кино из тех, что когда-либо переступали порог студии. И во многом благодаря нему классический 'Носферату' обрел свою известность и сумел продолжить дорогу сквозь столетие, став картиной, которая пугает не только своими внутренними достоинствами, но и ореолом ледяного кошмара, опоясавшего собой все, что находилось за пределами съемочных локаций. Поэтому совершенно неудивительно, что на заре нового века голливудские продюсеры, среди которых оказался также и Николас Кейдж, решили в полной мере возродить интерес к 'Носферату' и выпустили в прокат 'Тень вампира', интригующее, тревожное произведение, демонстрирующее одну из версий того, что же происходило с Мурнау и Шреком вдали от цивилизации, где истинному злу ничто не могло помешать.
Во главе сюжета находится непосредственно сам Фридрих Вильгельм Мурнау (Джон Малкович), знаменитый постановщик, который совершенно не расстраивается из-за того, что вдова мистера Стокера не пошла ему на встречу и отказалась от сотрудничества во благо себе самой, славе мужа и перспективам далеко не бесталанного режиссера. Отыскав несколько авантюрный, и тем не менее грамотный выход из щекотливой ситуации, Мурнау организовал бурную рабочую деятельность, заставив говорить о 'Носферату' не только родную Германию, но и все близлежащие страны. Заручившись поддержкой невероятной Греты Шредер (Кетрин МакКормак), одной из самых востребованных актрис Старого света, Мурнау также был не прочь испытать незабываемые эмоции сотрудничества с Максом Шреком (Уиллем Дефо), который несмотря на скрытность натуры, увидел в 'Носферату' немало причин для того, чтобы ознакомиться с ним поближе. Собрав всю необходимую технику и специалистов, готовых отправиться туда, куда скажет постановщик, Мурнау отправляется в Чехословакию на поезде с предельно тревожным названием 'Харон', но никто их согласившихся не собирается отказываться от съемок, способных запечатлеть их имена в истории мирового кинематографа. И тем не менее по прибытии на место становится понятно, что мрачная репутация Шрека имеет под собой весьма длинные корни. Загадочный актер явно ведет свою собственную игру, замешанную на жажде крови, однако пока Мурнау имеет возможность снимать картину, распускать свою команду из-за страха перед одним-единственным, пускай и ужасающим актером, вовсе не собирается.
Создателям фильма во главе с Э. Элиасом Мэриджем словно удалось проникнуть в давно ушедшую эпоху и воссоздать на экране времена, когда кинематограф лишь зарождался и вызывал истинный трепет у тех, кто имеет с ним дело и наслаждается его поразительными возможностями. Атмосфера, выстроенная режиссером, позволяет нам погрузиться в беспросветный мрак, охвативший съемочную площадку Мурнау и от этого становится действительно не по себе. Градус напряжения с каждой последующей минутой хронометража начинает подниматься ввысь и в определенный момент становится понятно, что не зря вокруг «Носферату» бушевало так много пугающих историй, ведь такой человек, как Макс Шрек, одним своим видом заставляет сердце учащенно биться, а глаза искать ближайший спасительный выход из помещения. Безусловно, большая часть повествования основывается на обыкновенных городских легендах, однако Уиллем Дефо, воплотивший Шрека, сделал все от себя необходимое, чтобы мы воспринимали его исключительно как графа Орлока, духовного наследника бессмертного Дракулы, творящего свои преступления с истинным остервенением и животной ненавистью в глазах. Дефо в действительности великолепен в образе Шрека, он практически растворился в немецком актере и словно прочувствовал его потустороннюю натуру, благодаря чему создал незабываемый образ, достойный искреннего уважения. Однако не меньшего внимания заслуживает также и неподражаемый Джон Малкович, исполнивший роль Мурнау. Осознав маниакальное увлечение режиссера съемками, Малкович показал нам настоящего гения, готового идти на любые жертвы во имя искусства. И порой он пугает гораздо больше, чем Уиллем Дефо, чей герой даже не думает о том, чтобы скрывать свою настоящую сущность.
В итоге хочу сказать, что «Тень вампира» выступает полностью самодостаточным произведением, но без понимания оригинала от Мурнау есть риск лишиться полноценного удовольствия от этой документально-мистической феерии.
Изначальная задумка авторов фильма вполне оригинальна и хороша: что, если бы в классическом фильме ужасов, Дракулу сыграл бы настоящий вампир. Но зачем-то было принято роковое решение выбрать вполне определенный фильм - 'Носферату' Марнау, это и сгубило 'Тень вампира'. Тут дело даже не в том, что нельзя серьезно относиться к картине так чудовищно - и неоправданно - перевирающей историю, и не в том, что огромное количество сцен с Максом Шреком у Марнау, очевидно, было, днем, не в том, что в последней сцене видно, что он замечательно отражается в зеркале, не в том, что Уилем Дефо моргает в кадре, не в том, что большинство 'документальных' планов в 'Носферату' выглядело совсем не так. Хотя все это в совокупности на корню разрушает сценическое пространство фильма, т.е., по сути, сам фильм. И в этом сумбуре тонет замечательная актерская работа Уилема Дефо, создавшего необычайно реалистичный образ вампира в предложенных обстоятельствах. Фильм не только не состоялся как целое, но и по ряду технических (sic!) аспектов уступает 'Симфонии ужаса'.
Может это и была авторская задумка - показать, насколько же лучше умели снимать почти 100 лет назад?
Небанально - а это для вампирской истории очень сложно. Тем более, для современной вампирской истории, когда даже из идеи 'вампиры хорошие' уже выжали последние соки.
И спасибо, что без выкрутасов в стиле 'Порожденного', тут режиссер все же соизволил нормально поговорить со зрителем, а не повосхищаться собой. И отдал дань классическому немому фильму - для лучшего восприятия картины, кстати, 'Носферату' со Шреком стоит посмотреть прямо перед ней.
Сюжетная основа вполне проста - актер классического вампирского фильма был настоящим вампиром. Образ местного Орлока - стержень и основа фильма. Дефо просто замечателен - сыгранный им Орлок то страшный, то жалкий, то почти прекрасный в своей печали. Если вампиры существовали бы в реальности, скорее всего, они вполне могли бы быть такими. Орлок - разумное и чувствующее существо, могущественное, жестокое, несколько одичавшее за столетия одиночества, уже давно не человек - а значит, лишенное этических ограничений по отношению к людям. Для него люди чужаки, почти инопланетяне, причем съедобные. Он - вампир, и в самой милой сцене, где он рассказывает впечатление о 'Дракуле' это подано очень изящно. Орлок искренне считает главным героем той книги Дракулу, его противников - злодеями, а конец книги трагедией. Он сопереживает вампиру-сородичу, даже не представляя, что можно иначе. Его сложно судить за его жестокость - тем более, когда нам рядом с ним показывают настоящее чудовище. К нему проникаешься сочувствием.
Полагаю, настоящий Мурнау не был таким мерзким подлецом, каким его сделали режиссер и Малкович. Это, кстати, нехорошо как-то с их стороны. Помешанный на искусстве, он предает направо и налево. Он предает свою команду, притащив ничего не подозревающих людей в логово вампира, он с такими же бессовестными подручными (трое здоровых мужиков на одну безоружную женщину) предает невинного человека, Грету, сделав ее приманкой для кровососа. Он предает даже самого Орлока...
Эти двое - тени вампира - затмевают собой еще одну интересную актерскую работу - Иззарда в роли Густава. Слабый и капризный, он при этом выглядит самым здравомыслящим человеком во всем этом паноптикуме. 'А ты сыграй так, будто это не каракули', - говорит он вампиру нетерпеливым тоном нормального человека, вынужденного общаться с недоумками. Он оттеняет и нечеловеческую ненормальность Орлока, и... человеческую ненормальность Мурнау.
Финал фильма резковато переводит жанр на притчу - и при этом завораживает. Мурнау в этой картине так легко подчиняет и гипнотизирует своей речью зрителя - что совершенно достоверно выглядит и то, что он так же подчинил ею Орлока. Лишь то, что остается на пленке - реальность, остальное не имеет значения... и хотя ты понимаешь, что это не так, эта мысль завораживает. Впрочем, она-то не нова.
Как произведение об искусстве, требующем жертв, фильм не срывает каких-то покровов, но как произведение о вампирах он действительно оригинален.
По-настоящему великие вещи всегда обретают некий ореол таинственности. Так случилось и с “Симфонией ужаса” Мурнау. Процесс создания шедевра оброс множеством баек, среди которых была довольно остроумная - мол, Макс Шрек на самом деле был вампиром. Из такого домысла легко вытянуть комедию, но “Тень вампира” избегает этого. К сожалению, из анекдота пытаются выжать слишком много. Меридж прекрасный стилизатор, но, как и многим клипмейкерам, сказать ему нечего. Сценарист Кац, судя по интервью, тоже несколько переоценивал себя, сравнивая эту работу с... “Крестным отцом”.
Ключевая шутка фильма достаточно остроумна - вампир хочет получить бессмертие путем запечатления себя на кинопленке. В эффектной, но крайне чопорной финальной сцене мотив “воскрешающей кинопленки” подан крайне доходчиво, но на этом все смысловые уровни обрываются.
К тому же, есть многое портящие нестыковки. Например, упускается из виду тот факт, что в “Носферату” практически все “ночные” сцены снимались в дневное время суток. Здесь же вампиру опасен солнечный свет (опять же, противоречие оригиналу), но авторы фильма этим пренебрегают.
Вампир тут хоть и подан как отрицательный характер, на деле вызывает наибольшие симпатии. Он тут наиболее подробно описан и в принципе интересен. И Уиллем Дефо спасает положение: абсолютно входит в образ вампира, точно подражает экспрессионистскому типу игры (который даже не все актеры-современники понимали в полной мере), телом напоминая насекомое, но в мимике выражая нечто сверхчеловеческое, выходящее наружу, не поддающееся психологическим трактовкам.
Между тем, он прекрасно снят. Меридж виртуозно совмещает разные кинематографические эстетики (20-е и 2000-е). Хоть столь приглушенные тона не были свойственны “Носферату”, но здесь такой стиль абсолютно уместен. Даже инсценированные вставки, повторяющие фильм Мурнау, не сразу удастся отличить от оригинала. У Мериджа удивительное чувство ритма и зрительского внимания. Даже с не самым удачным сценарием он может удерживать зрителя до самого конца, держать его в завороженном состоянии. И здесь у него это удается в полной мере.
Мистический фильм ужасов 'Тень вампира' был снят режиссёром Э. Элиасом Мэриджем, который доселе и похвастать-то ничем и не мог: до этого он снял ещё один фильм ужасов 'Порождённый', который особых лавров не снискал. Сценарий к 'Тени вампира' написал Стивен Катц, который до этого не имел отношения к полнометражному кино, работая на ниве создания сериалов. Но независимые киностудии из США, Великобритании и Люксембурга, среди которых Saturn Films и BBC Films, выделили на съёмки восемь миллионов долларов. А сняться в 'Тени вампира' дали своё согласие Джон Малкович, Уиллем Дэфо, Удо Кир, Кэри Элвес и Кэтрин МакКормак. Тут особняком, конечно же, стоят два первых имени. Актёры знаменитые и именитые, умеющие играть не только в блокбастерах, но и не чураются сниматься в низкобюджетном кино. Понятно, что для них деньги не главное, а главное - профессия и интересные роли.
А роли у них в 'Тени вампира' действительно очень и очень интересные. Джон Малкович играет культового немецкого режиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау, который обрёл бессмертную славу после фильма 'Носферату. Симфония ужаса', вышедшего в 1922-ом году, признанного образцом жанра с его неповторимой достоверностью, о чём нам вещает голос за кадром в начале 'Тени вампира'. Малкович создал образ непререкаемого авторитета, гения своего времени, который пойдёт на любые шаги, лишь бы создать нечто великое - уж таков Мурнау в исполнении Малковича. А Уиллем Дэфо получил ещё более интересную роль - Фридриха Густава Максимилиана Шрека, сыгравшего в свою очередь вампира-графа Орлока в нетленном фильме Мурнау. Но по задумке Стивена Катца Макс Шрек - это вовсе не актёр в образе, а это самый что ни на есть древний вампир, согласившийся сниматься в кино только ради того, чтобы вкусить крови главной героини. И Мурнау заключил эту безумную сделку с ужасным кровососом.
Малкович и Дэфо поистине великолепны в своих ролях. Смотришь на Малковича и перед тобой глубокий, содержательный, дающий пищу для ума персонаж, это самый настоящий кинорежиссёр, одержимый своей работой и ради того, чтобы сделать её безупречной он готов пойти на всё. Удивительный всё-таки этот актёр Джон Малкович... Уиллема Дэфо не сразу признаешь за слоем грима и в чёрном одеянии. А его шипящий голос, длинные ногти, жаждущий взгляд - это вообще неповторимо! Совершенно ясно почему же Уиллема Дэфо наградили и номинировали за эту роль, в том числе у него была номинация на 'Оскар' в категории 'Лучшая мужская роль второго плана'. Да и гримёры (тоже получили номинацию) с костюмерами постарались на славу в этой картине. А атмосфера вместе с интерьером прямо-таки отправляет тебя как зрителя в 20-е года прошлого столетия в какой-то стрёмный уголок Трансильвании. И конечно же этому чувству способствует проникновенная и в то же время пугающая музыка Дэна Джонса.
Вся эта совокупность превосходно сделанной работы не могла бы произойти, если бы не тщательный контроль со стороны режиссёра. И даже удивительно, что после 'Тени вампира' Э. Элиас Мэридж не доказал продюсерам крупных киностудий свою профпригодность и только через четыре года его пригласили снимать новый фильм с участием Аарона Экхарта и Бена Кингсли, но лента приказала желать лучшего. Несомненно и то, что Стивен Катц проделал изнуряющую работу, так тщательно выписав монологи и диалоги, что слух аж наслаждается. хотя при этом заслуживают нескольких лестных слов наши актёра дубляжа: неподражаем Дальвин Щербаков, озвучивший Мурнау, заставил содрогаться от голоса Макса Шрека/графа Орлока Владимир Ерёмин, да и все остальные работники этого цеха показали себя молодцами. И добавлю то, что в 'Тени вампира' очень хорошо сыграли актёры второго плана. Удо Кир сам мог играть вампиров (он это не раз, кстати, делал), но его боязнь только от вида графа Орлока - это надо видеть. Держал себя смельчаком Кэри Элвес 9знаменит тем, что без него вряд ли бы вышла первая 'Пила') и с новой стороны себя показала Кэтрин МакКормак.
Сложись всё удачно, то быть фильму 'Тень вампиру' в записных лидерах кассовых сборах и на него ориентировались бы новые создатели фильмов. Но пройдохи-критики нашли всё же несколько огрехов в фильме из-за чего классикой он не стал. И потенциальному зрителю скажу я так: не смотрите на среднюю оценку 'Тени вампира', лучше увидьте этот фильм и получите эстетическое наслаждение от игры Джона Малковича и Уиллема Дэфо, а также обратите своё внимание на оригинальный сюжет от Стивена Катца.
Неудачная попытка рассказать историю великого фильма
Я, как большой поклонник классического фильма ужасов «Носферату» не смог обойти стороной этот фильм. Мне показалась интересной попытка создателей показать то, как же была снята легендарная «Симфония ужаса». Перед просмотром я, конечно, осознавал, что в фильме нет ничего реального, но не думал, что все будет настолько абсурдно и фантастично. Во время просмотра я испытал даже некоторую агрессию по отношению к создателям. Как оказалось, они взяли за основу легенду о том, что исполнитель роли Графа Орлока (он же Носферату) Макс Шрек был настоящим вампиром, и великий Фридрих Мурнау заманил его на съемки под предлогом отдать ему на съедение прекрасную Грету Шредер.
Одно описание сюжета уже вызывает смех, не говоря уже о его воплощении. Мурнау показали как одержимого фанатика, который в прямом смысле идет на жертвы ради собственного шедевра. Уверен, Мурнау просто в гробу перевернулся после этого, не говоря уже о несчастном Максе Шреке, который уж точно никаким вампиром не был.
Грету Шредер же показали как капризную актрису, которая нехотя взялась за свою роль, да еще и сделали ее наркоманкой. Тут вообще без комментариев. Опорочили такую хорошую актрису.
Большая часть происходящего на экране вызывала у меня лишь сожаление по отношению к настоящим создателям «Носферату», учитывая какими их показали в этом фильме. Не понимаю, к чему было снимать настолько фантастическую историю о реальном фильме и его реальных создателях. Если бы «Тень вампира» был фильмом о создании какого-нибудь абстрактного, несуществующего фильма о вампирах, я бы это еще принял, а так это выглядит просто как надругательство над классикой.
Единственный плюс фильма — актерская игра. Исполнители главных ролей Уильям Дефо и Джон Малкович сыграли просто блистательно. Их дуэт получился великолепным и по истине инфернальным. Еще весьма порадовал Удо Кир (который, кстати говоря, ранее сам играл Дракулу в фильме «Кровь для Дракулы») в роли художника-постановщика Альбина Грау (которому, как раз, и принадлежала изначальная идея о съемках фильма о вампирах).
В остальном я больше не вижу положительных сторон в этом фильме, будучи поклонником шедевра Фридриха Мурнау.
Кстати сказать, мне весьма нравится первая сюрреалистическая работа создателя «Тени вампира» Элиаса Мэриджа — «Порожденный». Пожалуй, это лучшее, что он снял из того малого количество фильмов, которые он снял.