всё о любом фильме:

Тень вампира

Shadow of the Vampire
год
страна
слоган«Вся правда о Носферату»
режиссерЭ. Элиас Мэридж
сценарийСтивен Кац
продюсерНиколас Кейдж, Джефф Ливайн, Пол Брукс, ...
операторЛу Бог
композиторДэн Джонс
художникЭсшетон Гортон, Крис Брэдли, Каролин Де Вивэз
монтажКрис Уайатт
жанр ужасы, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  1.51 млн,    Испания  159.6 тыс.,    Италия  107.9 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время95 мин. / 01:35
Номинации:
В 1921 году великий немецкий режиссер Ф. В. Мурнау снял один из самых знаменитых и самых страшных фильмов ужасов — «Носферату». У зрителей стыла в жилах кровь, когда они видели на экране сгорбленный силуэт коварного вампира, графа Орлока. Но вскоре их ужас усилился, когда пошли слухи о том, что главную роль в фильме сыграл настоящий вампир, утолявший свой вековой голод горячей кровью актеров и членов съемочной группы.

Перед вами уникальная попытка восстановить ход событий, сопутствовавших мучительной работе над этим шедевром, по крупицам собравшим всё, что было известно о таинственных событиях, якобы произошедших на съемках в туманных горах Чехословакии, где до сих пор живы легенды о бессмертном демоне ночи — Носферату.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
81%
110 + 25 = 135
7.0
в России
75%
3 + 1 = 4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Сюжет фильма частично основан на легенде, согласно кото­рой актер Макс Шрек так достоверно создал образ Дракулы в картине «Носферату, симфония ужаса» (1922), о съемках которой и идет речь в фильме, потому что сам был вампиром.
    • Съемки фильма проходили в Люксембурге. Начались 18 апреля 1999 года, а окончились в июне того же года.
    • В сценах, где актерам пытаются создать нужное настроение, звучит музыка Джона Уильямса, написанная им для фильма «Дракула» (1979).
    • Увидев Уиллема Дэфо в этом фильме, продюсеры «Человека-паука» (2002) пригласили его на роль главного злодея.
    • По ходу фильма видно, что локомотив, который везет съемочную группу Фридриха Мурнау в Чехословакию, назван «Харон». В греческой мифологии — божество, перевозящее души людей по реке Стикс в царство мертвых.
    • Роль Макса Шрека была написана специально для Уиллема Дэфо.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В картине присутствуют две параллельные линии – процесс съемок фильма и настоящие кадры из «Носферату, симфония ужаса» (1922).
    • еще 4 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 257 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм интересен тем, что в нём, как в любом интересном произведении, пересекаются несколько мотивов. Во-первых, конечно внешнее-загадочное-формально-завязочное-триллерное-киношное: «был ли исполнитель роли Носферату настоящим вампиром».

    Во-вторых, уже интереснее: какие формы может принять и до какой грани способна дойти одержимость творчеством. Могут ли исчезнуть границы между творцом и его творением, и существуют ли эти границы? Учитывая, что вампирская тема удивительно удобна для того, чтобы эти границы вовсе стереть.

    Наконец, самое интересное третье: если всё-таки умозрительно разделять творца и его произведение, тогда что именно представляет из себя творческий процесс режиссёра Мурнау (в контексте этого фильма конечно)? Это процесс запечатления ирреального и обращения его в фактическое. Неудержимое стремление захватить ирреальное и сделать его реальным, «вещным» и таким образом приблизить его, подчинить и употребить. Это немного похоже на то, что есть у Нолана в «Престиже»: о том, как человек, обладающий настоящим чудом, обращает чудо в фокус. Только у Нолана чудо и в самом деле превращается в фокус, пустышку и «престиж», здесь же чудо так и останется чудом, а «фокусник» Мурнау, пусть и перевалив на другую сторону рассудка, так и останется «одномерным» человеком.

    Режиссёр Мериге, чтобы в свою очередь, самому не показаться вдруг «одномерным», фиксирует историю взглядом вроде бы отстранённым, не прибиваясь откровенно ни к ирреальности, ни к рассудку. Но сама эта история вместе с сеттингом, где в тренде декаданс, морфий и живые мертвецы, расставляют более чёткие акценты, аппелирующие в первую очередь к разуму, который в свою очередь и предлагает эти несколько мотивов.

    В итоге: «Не-Человек прожил многие сотни лет, давно умерли все подобные ему, обезьяны спустились с деревьев, наступило время прогресса, цивилизации, а люди не изменились… и по-прежнему годятся только в пищу.©»

    7 августа 2012 | 20:28

    И посмотрел я второй фильм Элиаса Мериджа…

    И в который раз удостоверился, что кроме «Порожденного» (фильма снятого уж точно на задворках цивилизации… или вообще не на нашей планете) он ничего хорошего не сделал. Нет, еще конечно же был печальный фильм «Нулевой подозреваемый», но кроме неплохой идеи и неплохого Бена Кингсли там больше ничего нет.

    «Тень Вампира» — это конечно же не провал, но Меридж к нему потихоньку шел.

    Неплохой фильм, интересная идея, хорошие актеры:

    Малкович в роли Мурнау, великолепный Дефо в роли Шрека (он прекрасен), Кир в роли продюсера, который видимо неровно дышит к режиссеру (Удо легко с этим справился ведь сам является гомосексуалистом).

    Атмосферу тоже попытались выдержать до конца.

    Но все равно как мне кажется фильм остался только на уровне концепта.

    Но посмотреть стоит, хотя бы ради того, чтоб знать, каким должен быть режиссер — бескомпромиссным, преданным своей идеи, безумным… пожирающим всех..

    26 июня 2010 | 15:52

    1921-ый год, видный немецкий кинорежиссёр Фридрих Вильгельм Мурнау приступил к экранизации знаменитого романа Брэма Стокера «Дракула». Правда вдова писателя отказалась продавать ему авторские права на книгу, и дабы избежать её недовольства Мурнау меняет имена персонажей и переносит действие книги в Германию начала 19 века. Одержимый своим творчеством режиссёр и его кино-группа закончив съёмки в павильоне едут в Чехословакию, на натуру. Именно там и должны быть отсняты все сцены с участием таинственного актёра, которого «герр доктор» представил как Макса Шрека. По решению режиссёра его снимать будут уже в гриме и только ночью. Все в группе поражены методом «вживанья в роль» этого неизвестного актёра. Но лишь один Мурнау знает, что на самом деле это вовсе не актёр и даже не человек, а самый что не на есть настоящий вампир. И сниматься в их кино он согласился ради обещания режиссёра после съёмок отдать ему ведущую актрису…

    «-Того, чего нет в кадре, не существует» (с)

    Этот причудливый фильм, снятый при помощи студии «Би-Би-Си Филмс» и на деньги Николаса Кейджа, на первый взгляд кажется всего лишь забавным пустячком. Не то хоррором, не то псевдо драмой о том как снималось немое кино. Но это только на первый взгляд. На самом деле это не совсем так. Просто история лёгшая в основу сценария написанного Стивеном Кацем это не байопик, а своеобразная «валентинка» легендарному немому фильму «Носферату» вышедшему на экраны в 1922-ом году. Тогда это был первый фильм о вампирах, и зрители смотревшие его холодели от ужаса при виде сгорбленной фигуры жуткого, похожего на крысу графа Орлока. А по Германии ползли слухи, что сыграл его настоящий вампир, во время съёмок питавшийся членами съёмочной группы. Эта легенда подогревала интерес к вышедшему в прокат фильму, и на его сеансах были небывалые аншлаги. До тех пор пока вдова Стокера не подала на Мурнау в суд и тот не постановил уничтожить все копии картины, из за нарушения авторских прав. Но дальше была уже совсем другая история…

    «-В моём возрасте питаются по стариковски. То всё сразу, а то по капли. Как и кап…» (с)

    Сценарий «Тени Вампира» прост и лаконичен. Все персонажи прописаны и запоминаются. Правда, раскрывается лишь один из них. Это сам Фридрих Вельгельм Мурнау. В картине Элиаса Мёриджа Мурнау предстаёт одержимым кинематографом творцом, безрассудным и готовым идти по трупам своих коллег ради достижения великой цели — запечатления на кино-плёнку образов и бессмертия их на экране. Во многом именно об этом этот фильм. А «хоррорная» история про актёра- кровопийцу всего лишь фон для более глубокой темы. Многие этого не смогли понять. Отсюда и большинство претензий зрителей к фильму Мёриджа (неопытного в «большой» режиссуре, преимущественно постановщика клипов), к тому что он не страшный и скучный для данного жанра. На мой сугубо частный взгляд, «Тень Вампира» — это чисто «киноманский» фильм. Снятый большими поклонниками кино, для таких же поклонников кино как и они сами (иными словами -«всё для своих, всё про своих»). Это в большей степени артхаус, нежили массовое кино. И уж точно не «попкорновый» ужастик на который можно сходить субботним вечером в компании приятелей…

    «-Что для вас самое желаемое, но не достижимое?

    -Лучи солнца…» (с)

    В картине с мизерным бюджетом (всего каких то 8 миллионов долларов!) режиссёр — дебютант сумел воссоздать антураж давно минувший эпохи, это и аутентичные декорации, и автомобили 20-ых годов, костюмы, мебель и прочие атрибуты стиля «ретро». А так же собрал выдающийся актёрский ансамбль. Уверен что все задействованные в картине актёры и в особенности звёзды, работали не из за гонорара, а из за желания перенести придуманный сценаристом сюжет на экран. Николас Кейдж например согласился продюсировать картину из своего кармана, так ему понравилась эта идея. Если бы это было не так, то одни гонорары звёзд взвентили бы бюджет до гораздо более крупной суммы чем какие то 8 миллионов. Приятно то что в мире кино ещё не всё происходит ради денег. Жалко что Элиас Мёридж так и не выбился в режиссёры. Голливуд многое потерял в его лице, я уверен.

    Джон Малкович сыграл самого Мурнау. Сыграл с огоньком в глазах, рьяного кинематографиста, таким каким он и был безусловно при жизни. Удо Кир в роли продюсера Альбина Грау воплотил образ типичного кино-босса, рдеющего за свою группу но в тоже время считающего расходуемые бюджетные деньги. Некие едва заметные намёки на то, что его герой гей оставим на совести создателей картины, вполне возможно так оно и было на самом деле. Ровно как и то, что актриса Грета Шрёдер (Катрин МакКормак) была не только роковой женщиной, но и тайной наркоманкой. Впрочем морфий употребляют во время съёмок и оператор и сам Мурнау (а так же показываются утехи последнего в каком то берлинском борделе)…

    А вот персонаж Уильяма Деффо — это «особая статья». Он повторяет мимику и пластику того самого загримированного до неузнаваемости Макса Шрека, которого вампирский облик сделал навек неузнаваемым. И в паре сцен (где акцент делается на игре света и зловещий тени монстра) есть ощущение того, что смотришь «Носферату» в цвете! А это большая похвала создателям грима и самому актёру.

    Композитор картины Дэн Джонс написал мрачную и тягучую композицию для фильма. Особо запоминается мелодия звучащая на вступительных тирах ленты, когда демонстрируются разнообразные страшные рисунки-гравюры. Она как бы задаёт настрой всему фильму, намекая на его неспешность и погружая зрителей в атмосферу картины. Операторский стиль Лу Бога (так же дебютанта в полном метре) без вычур, но и не плох. Статичные планы с чёткой картинкой и иногда растворяющимися друг в друге кадрами. А также игрой света и тени в паре сцен (особенно при первом появлении Орлока и когда тот приходит в гостиницу что бы увидеть свою «награду» — Грету Шрёдер находящуюся в этот момент в своём номере под «кайфом»)…

    «Тень Вампира» -тот редкий при редкий случай, когда кино снимаемое дебютантами получается не чуть не хуже, а то и лучше многих других подобных картин, снятых опытными постановщиками. И речь тут не только о «вампирском» кино, но и таком стиле жанре как «кино про кино». А уже одного этого факта достаточно что бы привлечь к этой картине внимание понимающего зрителя. А из других достоинств, как я уже сказал — это весьма занимательный сюжет, и великолепная игра актёров первой величины мирового кинематографа…

    9 из 10

    2 июля 2013 | 13:56

    Первый раз смотрел этот фильм с братом лет в 12 наверное… глубокой ночью, и он запомнился особенным колоритом и комичностью главгероя. Но вот повзрослев решил вернуться к сему творению. И все вопринял по-другому. В фильме наглядно показано как снималось настоящее кино, а не конвейерные блокбастеры. Голливудщины в данной картине найти невозможно, ее попросту нет тут. Зато есть просто потрясающий Уильям Дефо, который преобразился до неузнаваемости и не менее талантливый Джон Малкович, стильный классический шарм хорроров первой половины 20 века и великолепный музыкальный фон. Уильям не оставит никого равнодушным, такое ощущение что он реально хладнокровный вампир, столетиями проживающий свою бесхитростную жизнь. А от его зловещих гримас и улыбок мурашки бегают по сердцу. Я не знаю, кто его так научил, но лучше роли злодея я не встречал — ни Джокер Леджера, ни даже сам Дракула Олдмана. Отвратительный и жуткий носферату запомнится на всю жизнь каждому.

    Авторы, сами того не подозревая, сделали невозможное — воссоздали старинные ужасы кинематографа, приукрасив реальность слухами и мифами, но главное — мне кажется они переплюнули сам оригинал. Клацканье ногтей, кошмарные зубы и обезумевший взгляд — вы все еще думаете что Фрэдди самый страшный? Нет, так надо уметь снимать и играть. Поколение забитое полувменяемыми Сумерками и всякими Убийцами вампирш-лесбиянок и Стан Хельсингом, одумайся! Хватит издеваться над вампирами, ведь кто знает, быть может Макс Шрек все еще среди нас…

    Фильм, пусть и снятый режиссером пожалуй самого загадочного хоррора в истории — Begotten, рекомендуется к просмотру всем, даже тем кто не переносит этот жанр! Здесь нет кровищи и расчлененки, один только грим… и бесконечный немой ужас… от раздирающей душу драмы поколений и смыслов. Прошло уже почти 90 лет, а Симфония Ужаса до сих пор играет.

    9 из 10

    17 мая 2010 | 00:47

    Если честно, то я от этого фильма ожидала намного больше, вот честно, учитывая, что в главной роли — Дефо, то я думала, что кино будет феноменальное, но после просмотра я была абсолютно разочарована.

    Чувство, которое сопровождало меня во время всего фильма — это скука, мне было просто тупо скучно, я до конца фильма ждала чего-то, но так и не дождалась.

    «Тень вампира» — мне вообще не оставил никаких эмоций, но не всё так уж и плохо, если честно. Несмотря на весь провал, Дефо был неотразим, его актёрский талант и харизма приводит в восторг, за что огромный плюс к фильму.

    Так же не могу не подчеркнуть шикарную атмосферу фильма, вот в этом замечаний нет, получилось эстетично и действительно напоминает о вампирах. Всё остальное — провал.

    Итог: эстетично, но скучно.

    6 из 10

    27 ноября 2010 | 23:15

    Чарующий, мрачный фильм о «Носферату» Фридриха Вильгельма Мурнау. Мало кто видел саму немую постановку, но, к счастью, «Тень вампира» рассказывает о режиссёре и его работе так, что оригинал смотреть не обязательно — сцены из него через старую-престарую камеру (коробку с объективами и ручкой) нам покажут. Так что можно будет полюбоваться на медленно отворяющуюся дверь и на так же неспешно идущего упыря. Эффект «кино в кино» — одна из великолепных изюминок данной картины. При этом всё цветное ещё и снято в неком «древнем стиле», будто и сама «Тень вампира» — раритет, найденный на студийных полках.

    А ещё задумка, берущая начало с легенды, неплохая. Брали же на роли полицейских настоящих сотрудников правопорядка. Почему бы не взять на роль Носферату реального кровопийцу, при этом объясняя его секрет игрой по системе Станиславского? Только вот держать такого актёра под контролем очень трудно, ведь в качестве гонорара он требует отнюдь не деньги. Другие бы режиссёры не отважились на такое, но Фридрих Мурнау поклялся довести самый жуткий фильм о вампирах до конца. И его «Симфония ужаса» произвела фурор.

    Джон Малкович великолепно воплотил образ великого режиссёра, который идёт на все возможные ухищрения, но продолжает снимать. Вокруг него гибнут люди, но он крутит ручку камеры как робот. До последнего момента, когда один из посторонних людей, прибежавших на помощь к борющейся с вампиром съёмочной группе, не поворачивает «хлопушку», герой Малковича уверен, что он лишь снимает фильм. В противовес его персонажу Уильям Дефо выставляет своего Макса Шрека — коварного упыря, ведущего свою игру. Он всего лишь использует режиссёра Мурнау, его целеустремлённость, чтобы получать свежую кровь. Идеальное древнее зло — вот что воплощает в «Тени вампира» Уильям Дефо, воплощает, как всегда, превосходно.

    Увы, но при таких исполнителях остальные актёры отходят на задний план. Талантливые труженики Удо Кир, Кэри Элвис, Катрин МакКормак, конечно, достойны похвалы, но это просто не их выступление. Малкович и Дефо на двоих создают тёмный шедевр игры чёрного и белого, хотя, как мне кажется, Фридриха Мурнау в фильме белым не назовёшь, он, скорее, такой же серый, как тень вампира, рисованная карандашами и угольной пылью на дешёвых афишах 1922 года, возвещавших о «Симфонии ужаса».

    8 из 10

    (Времена изменились, жуть осталась)

    17 июля 2009 | 19:55

    «Тень вампира» — один из редких образцов кинематографа, где выдержан безупречный баланс между аутентичной жизнеподобностью и тончайшим юмором, обыгрывающим происходившие в реальности события. Мы переносимся в 1922 год, на съемочную площадку самого знаменитого «вампирского» фильма ужасов всех времен и народов — немого «Носферату» режиссера Ф. В. Мурнау. Таинственный исполнитель главной роли, найденный где-то режиссером, ведет себя более чем странно — отказывается сниматься при свете дня, выглядит очень необычно и почти не нуждается в гриме. Мурнау утверждает, что актер просто вжился в роль, пользуясь собственной сценической системой, но, черт побери, куда в таком случае делся оператор?

    Прекрасно стилизованная, «темная картина», отличная игра актеров, многозначительное появление в кадре знаменитого Удо Кира, одного из самых известных киновампиров ХХ века, тонкие намеки и отсылки к старым шедеврам немого кино — настоящий рай для киногурмана!

    За великолепную роль Макса Шкрека Уиллем Дефо был номинирован в этом году на «Оскар», также номинацию на «Оскар» получила команда гримеров, превратившая его в точную копию Носферату 1922 года.

    10 из 10

    20 марта 2009 | 09:11

    1922 год, заря кинематографа. Кино в том виде, в котором мы его знаем сейчас, еще не сформировалось, но уже ломает свой статус балаганного зрелища. Кинематографисты изобретают все новые приемы работы с камерами, пленкой и освещением, развиваются актерские школы, изучаются техники режиссерского воздействия на зрителя (и на самих актеров). Кино не утратило еще своей мистической ауры запечатлевания и воспроизводства человеческих жизней, но совершенно точно стало доступным предметом для исследования. Звездчатая хламида мага, воссоздающего на глазах изумленной публики новую реальность, сменяется белым халатом ученого, с хирургической точностью пробующего резать по живому: так больно? А так?

    1922 год, заря немецкого экспрессионизма, который, заменив гротескными декорациями и светотенью беззвучные эмоции и чувства персонажей с кинопленки, отразил в своем качестве, пожалуй, наиболее идеальную формулу немого кино. Знаменитый фильм «Носферату» Ф. В. Мурнау оказался не только видным представителем данного направления кинематографа, но и плодом того самого ученого безумия режиссера-демиурга, одержимого своей властью над экранными героями-марионетками. Так это следует из современного фильма «Тень вампира». Дело в том, что «Носферату» в силу своей почти вековой древности был и остается окружен множеством легенд, самая известная из которых заключалась в том, что Мурнау, стремясь достичь как можно больших глубин ужаса, снял в роли графа Орлока-Носферату-Дракулы настоящего вампира!

    Режиссер мастерски размывает границы между кино и реальностью, между его кино и картиной самого Мурнау. Протагонист — сам Мурнау, к которому обращаются тут не иначе как по ученому званию «доктор» — оно как нельзя лучше характеризует его холодный персонаж, препарирующий реальность в видоискателе киноокамеры. Его звезда и, судя по всему, его же злополучное альтер-эго — декандентствующий вампир Орлок, фигура, несколько отличная от образа, созданного реальным Мурнау, но вполне вписывающаяся в концепцию «Тени вампира»: тенью графа здесь оказывается сам режиссер, неотступно следующий за ним по пятам. В жертву величайшему киноэксперименту всех времен будет принесена половина съемочной группы, от оператора до продюсера, однако, вопреки словам, сказанным экранным Мурнау в финале, на этом история только начинается. Будут и Кубрик, и Триер, и многие другие. Киноэкран в руках исследователя — штука весьма опасная.

    8 из 10

    5 ноября 2012 | 14:00

    Пожалуй, если пришлось бы объяснить, что же такое фильм «Тень вампира» в нескольких словах, то все, что следовало бы сказать, это: «Самый атмосферный фильм о вампирах нашего времени».

    Страх, пробирающий до костей, не отпускает сжимающееся сердце от начальных до финальных титров, заставляя его превратиться в еле бьющийся комок рвущихся клеток. Рядом со зловещей тенью творения Мериге «Дракула» Копполы — ремейк «Мэри Поппинс» для детей от 5 до 10. А ведь все это достигается отнюдь не реками искусственной крови, которых, к слову, там нет в принципе, а великолепными актерскими работами Малковича и, несомненно, Дефо, в человеческой природе которого (самого актера, а не его странного персонажа) начинаешь сомневаться сразу после его первого, безмерно эффектного появления. Немаловажную роль тут играют и декорации, и великолепная музыка, задевающая какие-то потаенные струны души. Операторская работа тоже представляет немалый интерес, поскольку именно она влияет на восприятие образа Дефо, то скрывая, то, наоборот, обнажая все детали его актерской игры. И, разумеется, нельзя забыть и про режиссера, который и управляет всем этим оркестром ужаса.

    Действие, являющееся по своей сути довольно вялым и почти не включающим развития сюжета, отнюдь не утомляет и не действует на нервы, поскольку подобных недостатков восхищенный бесконечными достоинствами зритель абсолютно не замечает. Небольшой же хронометраж, столь необычный для нашего склонного к гигантизму времени, подобран просто идеально, не давая атмосфере улетучиться, а фильму — наскучить зрителю, заставляя поглядывать на часы в ожидании развязки. Пресловутый же финал, обычно превращаемый режиссерами подобного кино в феерию потоков крови и радостных криков победителей, в данном случае подбирается столь незаметно, при этом все равно давая понять, что это именно он. И когда начинаются финальные титры, зритель абсолютно забывает о том, что перед ним был фильм, по-своему призванию втиснутый в узкие рамки хоррора, и наталкивается на мысль: «Так кто же был настоящим чудовищем, юродивый монстр, одолеваемый неудержимой жаждой крови, или одержимый режиссер, уничтожающий все вокруг и дающий десяткам невиновных умереть лишь во имя своей смутной цели?» И, пожалуй, финальная фраза Мурнау, «Спасибо, я думаю, у нас получилось», и превращает его в монстра, калибром не меньшим, чем пресловутый кровопийца.

    Итог: Фильм, своей атмосферой заслуживающий звания шедевра.

    10 из 10

    28 февраля 2010 | 18:43

    Когда-то Сергей Курёхин заявил с телеэкрана, что Ленин — гриб. И потом битый час доказывал это в программе Шолохова, предлагая умопомрачительную, мало того, что ненаучную, но ещё и откровенно профанную гипотезу о его перерождении. Тогда чуть ли ни половина населения ему поверила. Потом на телевидение приходила масса писем, в которых одна часть пишущих всерьёз опровергала эту версию, а другая её поддерживала. Пришлось даже специально объясняться с народом, что это была всего лишь шутка юмора.

    Переходное время объявило о зыбкости традиционной веры перед агрессивным наступлением мистики, расшатанности мировоззрений и массовой зависимости от чуда. В головы беспечных россиян можно было закладывать всё, что угодно: почти всё принималось за чистую монету.

    Элайас Меридж также решил мистифицировать прошлое, предложив довольно смелую и даже провокационную версию о создании одного из самых страшных фильмов ХХ века — немого шедевра Фридриха Вильгельма Мурнау «Носферату — симфония ужаса» (1922). Лента акцентирует внимание на отношениях Мурнау с немецким актёром Максом Шреком, играющим самого известного вампира всех времён — графа Орлока (он же Дракула, он же Носферату), и отличающимся, мягко выражаясь, странноватым поведением.

    Из предложенной версии выходит, что и в реальной жизни актёр Шрек был самым настоящим упырём. То обстоятельство, что о Максе Шреке, снявшемся в Германии более чем в двадцати фильмах и скончавшемся от сердечного приступа в 1936-м году в Мюнхене в возрасте 57 лет, в самом деле, мало что известно, стало основанием для воплощения смелой гипотезы о его инфернальной сущности. На это постановщика подвигла достаточно туманная история первой экранизации книги ирландского писателя Брема Стокера — «Дракула» (1897), затем многократно переносимая на экран.

    Образ, созданный Шреком, явно оказал влияние на последующих исполнителей знаменитого вампира — Белу Лугоши, Кристофера Ли и Клауса Кински. Кински вообще буквально скопировал его в 1978-м году в римейке Вернера Херцога «Носферату — фантом ночи». Меридж предлагает на редкость удачную стилизацию под чёрно-белый оригинал, с которым можно запросто спутать не цветные кадры «Тени вампира».

    Судя по представленной режиссёром версии, Макс Шрек всякий раз появлялся на съемочной площадке исключительно в образе Орлока — в гриме и костюме вампира. И поскольку члены группы никогда не видели его другим и в иной обстановке, то у них начало складываться устойчивое представление, что это и есть естественный и повседневный вид актёра. И хотя предусмотрительный Мурнау пытался успокоить своих коллег, объясняя, что всё это лишь следствие работы артиста по системе Станиславского, образ реального Шрека быстро демонизировался.

    И в самом деле, облик актёра (если судить по фильму «Носферату — симфония ужаса») напоминал, скорее, обтянутый кожей скелет, что-то среднее между приведением и восставшим из гроба покойником. Макс Шрек, как и его прототип граф Орлок, приходил на съемочную площадку исключительно ночью. Из версии Мериджа следует, что ему не стоило большого труда поймать на лету проносящуюся мимо летучую мышь и тут же высосать её кровь. Потому-то каждое появление актёра приводило членов киногруппы в столь сильное волнение, что у некоторых начали случаться приступы панического ужаса, а один человек даже упал замертво…

    С какого-то момента реальность всё дальше отходит в фильме на второй план, уступая место художественному вымыслу, может быть, слишком очевидному, но всё-таки более интригующему, чем дошедшие до нас исторические факты. В отличие от сердобольных советских граждан, в своё время озаботившихся судьбой Ильича-гриба, сегодня вряд ли кто-то с пеной у рта станет опровергать или разделять трактовку образа Макса Шрека.

    Не станет потому хотя бы, что «Тень вампира» — это чисто синефильское кино, пиршество для настоящих киногурманов. А для них проекция света на белом полотне всегда была более реальна, чем сама жизнь.

    14 декабря 2012 | 13:15

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>