всё о любом фильме:

Тень вампира

Shadow of the Vampire
год
страна
слоган«Вся правда о Носферату»
режиссерЭ. Элиас Мэридж
сценарийСтивен Кац
продюсерНиколас Кейдж, Джефф Ливайн, Пол Брукс, ...
операторЛу Бог
композиторДэн Джонс
художникЭсшетон Гортон, Крис Брэдли, Каролин Де Вивэз
монтажКрис Уайатт
жанр ужасы, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  1.51 млн,    Испания  159.6 тыс.,    Италия  107.9 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время95 мин. / 01:35
Номинации:
В 1921 году великий немецкий режиссер Ф. В. Мурнау снял один из самых знаменитых и самых страшных фильмов ужасов — «Носферату». У зрителей стыла в жилах кровь, когда они видели на экране сгорбленный силуэт коварного вампира, графа Орлока. Но вскоре их ужас усилился, когда пошли слухи о том, что главную роль в фильме сыграл настоящий вампир, утолявший свой вековой голод горячей кровью актеров и членов съемочной группы.

Перед вами уникальная попытка восстановить ход событий, сопутствовавших мучительной работе над этим шедевром, по крупицам собравшим всё, что было известно о таинственных событиях, якобы произошедших на съемках в туманных горах Чехословакии, где до сих пор живы легенды о бессмертном демоне ночи — Носферату.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
81%
110 + 25 = 135
7.0
в России
75%
3 + 1 = 4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Сюжет фильма частично основан на легенде, согласно кото­рой актер Макс Шрек так достоверно создал образ Дракулы в картине «Носферату, симфония ужаса» (1922), о съемках которой и идет речь в фильме, потому что сам был вампиром.
    • Роль Макса Шрека была написана специально для Уиллема Дэфо.
    • Съемки фильма проходили в Люксембурге. Начались 18 апреля 1999 года, а окончились в июне того же года.
    • Увидев Уиллема Дэфо в этом фильме, продюсеры «Человека-паука» (2002) пригласили его на роль главного злодея.
    • В сценах, где актерам пытаются создать нужное настроение, звучит музыка Джона Уильямса, написанная им для фильма «Дракула» (1979).
    • По ходу фильма видно, что локомотив, который везет съемочную группу Фридриха Мурнау в Чехословакию, назван «Харон». В греческой мифологии — божество, перевозящее души людей по реке Стикс в царство мертвых.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В картине присутствуют две параллельные линии – процесс съемок фильма и настоящие кадры из «Носферату, симфония ужаса» (1922).
    • еще 4 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 257 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Когда-то Сергей Курёхин заявил с телеэкрана, что Ленин — гриб. И потом битый час доказывал это в программе Шолохова, предлагая умопомрачительную, мало того, что ненаучную, но ещё и откровенно профанную гипотезу о его перерождении. Тогда чуть ли ни половина населения ему поверила. Потом на телевидение приходила масса писем, в которых одна часть пишущих всерьёз опровергала эту версию, а другая её поддерживала. Пришлось даже специально объясняться с народом, что это была всего лишь шутка юмора.

    Переходное время объявило о зыбкости традиционной веры перед агрессивным наступлением мистики, расшатанности мировоззрений и массовой зависимости от чуда. В головы беспечных россиян можно было закладывать всё, что угодно: почти всё принималось за чистую монету.

    Элайас Меридж также решил мистифицировать прошлое, предложив довольно смелую и даже провокационную версию о создании одного из самых страшных фильмов ХХ века — немого шедевра Фридриха Вильгельма Мурнау «Носферату — симфония ужаса» (1922). Лента акцентирует внимание на отношениях Мурнау с немецким актёром Максом Шреком, играющим самого известного вампира всех времён — графа Орлока (он же Дракула, он же Носферату), и отличающимся, мягко выражаясь, странноватым поведением.

    Из предложенной версии выходит, что и в реальной жизни актёр Шрек был самым настоящим упырём. То обстоятельство, что о Максе Шреке, снявшемся в Германии более чем в двадцати фильмах и скончавшемся от сердечного приступа в 1936-м году в Мюнхене в возрасте 57 лет, в самом деле, мало что известно, стало основанием для воплощения смелой гипотезы о его инфернальной сущности. На это постановщика подвигла достаточно туманная история первой экранизации книги ирландского писателя Брема Стокера — «Дракула» (1897), затем многократно переносимая на экран.

    Образ, созданный Шреком, явно оказал влияние на последующих исполнителей знаменитого вампира — Белу Лугоши, Кристофера Ли и Клауса Кински. Кински вообще буквально скопировал его в 1978-м году в римейке Вернера Херцога «Носферату — фантом ночи». Меридж предлагает на редкость удачную стилизацию под чёрно-белый оригинал, с которым можно запросто спутать не цветные кадры «Тени вампира».

    Судя по представленной режиссёром версии, Макс Шрек всякий раз появлялся на съемочной площадке исключительно в образе Орлока — в гриме и костюме вампира. И поскольку члены группы никогда не видели его другим и в иной обстановке, то у них начало складываться устойчивое представление, что это и есть естественный и повседневный вид актёра. И хотя предусмотрительный Мурнау пытался успокоить своих коллег, объясняя, что всё это лишь следствие работы артиста по системе Станиславского, образ реального Шрека быстро демонизировался.

    И в самом деле, облик актёра (если судить по фильму «Носферату — симфония ужаса») напоминал, скорее, обтянутый кожей скелет, что-то среднее между приведением и восставшим из гроба покойником. Макс Шрек, как и его прототип граф Орлок, приходил на съемочную площадку исключительно ночью. Из версии Мериджа следует, что ему не стоило большого труда поймать на лету проносящуюся мимо летучую мышь и тут же высосать её кровь. Потому-то каждое появление актёра приводило членов киногруппы в столь сильное волнение, что у некоторых начали случаться приступы панического ужаса, а один человек даже упал замертво…

    С какого-то момента реальность всё дальше отходит в фильме на второй план, уступая место художественному вымыслу, может быть, слишком очевидному, но всё-таки более интригующему, чем дошедшие до нас исторические факты. В отличие от сердобольных советских граждан, в своё время озаботившихся судьбой Ильича-гриба, сегодня вряд ли кто-то с пеной у рта станет опровергать или разделять трактовку образа Макса Шрека.

    Не станет потому хотя бы, что «Тень вампира» — это чисто синефильское кино, пиршество для настоящих киногурманов. А для них проекция света на белом полотне всегда была более реальна, чем сама жизнь.

    14 декабря 2012 | 13:15

    Вышедший в 1922-ом году на экраны фильм «Носферату, Симфония ужаса» стал первым фильмом-экранизацией романа про Дракулу, первым фильмом про вампиров, даровал жанру ужасов один из наиболее узнаваемых образов (я говорю об образе непосредственно вампира Орлока), и, наконец, стал вечной классикой жанра. Фильм, по сегодняшним меркам снятый примитивно, пугает до сих пор. Он пропитан атмосферой, которую тяжело передать словами — в полной мере это можно прочувствовать только посмотрев этот фильм. К сожалению, «Носферату» оказался на полке истории, образ Орлока вытеснил уже всем известный образ Дракулы. Однако довольно тяжеловато задвинуть что-то вроде «Носферату» на полку, поэтому фильм несколько раз все-таки напоминал о себе. Первый раз — в 1979-ом, когда был снят римейк под названием «Носферату, Призрак Ночи», и второй раз в 2000, когда, собственно, и вышла «Тень Вампира».

    А проект этот, стоит сказать, очень-очень необычный.

    Макс Шрек, сыгравший в «Носферату» графа Орлока (он же Дракула), по моему мнению, получился самым жутким вампиром за всю историю. Сразу же после выхода фильма возникла легенда (или же возникла легенда о том, что такая легенда возникала), что никакого Макса Шрека как актера не существует, а вампир в фильме был настоящим. Выдумали ли эту историю создали «Тени» или она и правда имело место быть — неизвестно, но именно она и положена в основу фильма «Тень Вампира». По сюжету Макс Шрек был настоящим вампиром и в качестве платы за участие в ленте Фридриха Мурнау пил кровь членов съемочной группы, но главной его целью была актриса Грета Шродер.

    Сюжет интересный и необычный. Не подкачала и реализация. Фильм не вызывает никаких нареканий, и, что самое главное, история в фильме на заезженна, чем страдают процентов 98 всех фильмов о вампирах, где хоть как-то отражен сюжет из книги Стокера. Фильм напрочь лишен всех стандартных, ожидаемых клише, а сам вампир показан не как абсолютное зло, а как существо с эмоциями и своей историей.

    -Что для тебя самое желаемое и недоступное?
    -Лучи солнца.

    Как уже было сказано, реализация не подкачала. В фильме прекрасно воссоздана атмосфера начала 20-го века, актеры (которые в фильме играли актеров, играющих в фильме «Носферату, Симфония ужаса») также не вызывают никаких нареканий. Говорилось о том, что в фильме чередуются кадры, снятые именно для этого фильма, с кадрами из оригинального «Носферату». Если это так, то я различий не увидел, что является подтверждением моих слов насчет хорошей постановки. Создатели не только справились с воссозданием атмосферы из фильма Мурнау, но и сами смогли нагнать жутковатую атмосферу.

    Подводя итог, хочется сказать, что «Тень Вампира» — это очень необычный и хорошо сделанный фильм, который не оставляет равнодушным. Необычная, грамотно поставленная, пугающая, мрачная история, возложившая на себя довольно трудную задачу и мастерски с ней справившаяся, интерпретация бессмертной истории о Дракуле. Ничего похожего на «Тень Вампира» (по крайней мере, столь же качественного) больше нет.

    10 из 10

    5 ноября 2014 | 10:28

    По-настоящему великие вещи всегда обретают некий ореол таинственности. Так случилось и с «Симфонией ужаса» Мурнау. Процесс создания шедевра оброс множеством баек, среди которых была довольно остроумная — мол, Макс Шрек на самом деле был вампиром. Из такого домысла легко вытянуть комедию, но «Тень вампира» избегает этого. К сожалению, из анекдота пытаются выжать слишком много. Меридж прекрасный стилизатор, но, как и многим клипмейкерам, сказать ему нечего. Сценарист Кац, судя по интервью, тоже несколько переоценивал себя, сравнивая эту работу с… «Крестным отцом».

    Ключевая шутка фильма достаточно остроумна — вампир хочет получить бессмертие путем запечатления себя на кинопленке. В эффектной, но крайне чопорной финальной сцене мотив «воскрешающей кинопленки» подан крайне доходчиво, но на этом все смысловые уровни обрываются.

    К тому же, есть многое портящие нестыковки. Например, упускается из виду тот факт, что в «Носферату» практически все «ночные» сцены снимались в дневное время суток. Здесь же вампиру опасен солнечный свет (опять же, противоречие оригиналу), но авторы фильма этим пренебрегают.

    Вампир тут хоть и подан как отрицательный характер, на деле вызывает наибольшие симпатии. Он тут наиболее подробно описан и в принципе интересен. И Уиллем Дефо спасает положение: абсолютно входит в образ вампира, точно подражает экспрессионистскому типу игры (который даже не все актеры-современники понимали в полной мере), телом напоминая насекомое, но в мимике выражая нечто сверхчеловеческое, выходящее наружу, не поддающееся психологическим трактовкам.

    Между тем, он прекрасно снят. Меридж виртуозно совмещает разные кинематографические эстетики (20-е и 2000-е). Хоть столь приглушенные тона не были свойственны «Носферату», но здесь такой стиль абсолютно уместен. Даже инсценированные вставки, повторяющие фильм Мурнау, не сразу удастся отличить от оригинала. У Мериджа удивительное чувство ритма и зрительского внимания. Даже с не самым удачным сценарием он может удерживать зрителя до самого конца, держать его в завороженном состоянии. И здесь у него это удается в полной мере.

    27 марта 2016 | 01:24

    Пожалуй, если пришлось бы объяснить, что же такое фильм «Тень вампира» в нескольких словах, то все, что следовало бы сказать, это: «Самый атмосферный фильм о вампирах нашего времени».

    Страх, пробирающий до костей, не отпускает сжимающееся сердце от начальных до финальных титров, заставляя его превратиться в еле бьющийся комок рвущихся клеток. Рядом со зловещей тенью творения Мериге «Дракула» Копполы — ремейк «Мэри Поппинс» для детей от 5 до 10. А ведь все это достигается отнюдь не реками искусственной крови, которых, к слову, там нет в принципе, а великолепными актерскими работами Малковича и, несомненно, Дефо, в человеческой природе которого (самого актера, а не его странного персонажа) начинаешь сомневаться сразу после его первого, безмерно эффектного появления. Немаловажную роль тут играют и декорации, и великолепная музыка, задевающая какие-то потаенные струны души. Операторская работа тоже представляет немалый интерес, поскольку именно она влияет на восприятие образа Дефо, то скрывая, то, наоборот, обнажая все детали его актерской игры. И, разумеется, нельзя забыть и про режиссера, который и управляет всем этим оркестром ужаса.

    Действие, являющееся по своей сути довольно вялым и почти не включающим развития сюжета, отнюдь не утомляет и не действует на нервы, поскольку подобных недостатков восхищенный бесконечными достоинствами зритель абсолютно не замечает. Небольшой же хронометраж, столь необычный для нашего склонного к гигантизму времени, подобран просто идеально, не давая атмосфере улетучиться, а фильму — наскучить зрителю, заставляя поглядывать на часы в ожидании развязки. Пресловутый же финал, обычно превращаемый режиссерами подобного кино в феерию потоков крови и радостных криков победителей, в данном случае подбирается столь незаметно, при этом все равно давая понять, что это именно он. И когда начинаются финальные титры, зритель абсолютно забывает о том, что перед ним был фильм, по-своему призванию втиснутый в узкие рамки хоррора, и наталкивается на мысль: «Так кто же был настоящим чудовищем, юродивый монстр, одолеваемый неудержимой жаждой крови, или одержимый режиссер, уничтожающий все вокруг и дающий десяткам невиновных умереть лишь во имя своей смутной цели?» И, пожалуй, финальная фраза Мурнау, «Спасибо, я думаю, у нас получилось», и превращает его в монстра, калибром не меньшим, чем пресловутый кровопийца.

    Итог: Фильм, своей атмосферой заслуживающий звания шедевра.

    10 из 10

    28 февраля 2010 | 18:43

    Очень необычный представитель тематики вампиров в кино, режиссер Элиас Мериге вместе со сценаристом Стивеном Кац воплотили на экраны интересную идею, причем воплотили ее достаточно неплохо.

    Лента «Тень вампира» в первую очередь рассчитана на гурманов кино, она будет неприемлемой для многих ни по жанру ужасов, ни для любителей темы о вампирах. Лента построена вокруг известной картины, точнее ее момент съемок, «Носферату, симфония ужаса», и сценарий разработан настолько, что не смотревшим зрителям первоисточник фильм все равно смотрится интересным. Режиссер очень грамотно поставил кадры с эффектом «кино в кино», и, догадываюсь, съемочная группа пребывала в приподнятом настроении на протяжении съемок, потому что результат работы объясним только сплоченной и плодотворной работой.

    «Тень вампира» это в первую очередь бенефис актеров Джона Малковича и Уильяма Дефо, оба актера выдают сильнейшую игру, ровно, как и их герои в картине, полностью отдались своим ролям, отводя весь второстепенный актерский состав в далекую тень. Пожалуй, данный фильм — достойное произведение кино, он не зрелищный, в нем нет акцента на визуальный ряд, однако ценители актерского мастерства и тончайшего юмора, несомненно, оценят произведение Элиаса Мериге.

    8 из 10

    7 мая 2011 | 13:18

    В звуках а cappella стука собственного сердца и прерывистого дыхания чудятся минорные нотки реквиема? Движение воздушных масс создают звуковое оформление безысходности? Воображение рисует в каждом темном углу угрожающий силуэт? Что, успокоится? Нет, друзья, бежать. Бегите. Зло реально и более чем достойно своего звучного статуса. Древнее, не знающее ни себя, ни свое происхождение, но верующее в безнаказанность и собственное превосходство.

    И тем не менее, вокруг беспечная суета меркантильных мешочков с кровью, пекущихся истинно только о своем счастливом будущем, которое так же призрачно и эфемерно как дыхание чудовища на стекле. Да разве можно поверить в сказания предков, когда чековые книжки и нотариально заверенные обязательства оттягивают карман? Как двигатель внутреннего сгорания или паросиловая установка соотносится с нечеловеческой жаждой крови? Правильно. Никак. Этому никто не учил. Этого не существует. И именно поэтому посмертная маска будет символизировать скорее удивление, чем страх.

    Собственно, почему умирают люди, а кино продолжают снимать? Абсурд. Но разве можно вот так просто поменять свое отношения к окружающей действительности? Собственноручно коронованная вершина пищевой цепочки неожиданно оказывается первым блюдом, к которому гарнир не обязателен. Не так то просто чувствовать себя объектом охоты, когда секунду назад было полное ощущение зависимости своей судьбы от своих же решений.

    Удивительная компиляция стилистических решений! Немое кино так органично и естественно переходит в экранизацию процесса его производства, что вся картина в целом воспринимается как талантливая иллюстрация из учебника, взгляд со стороны, сравнение эпох, кривое зеркало реальности. Увидеть Дефо в вампире нереально. Это монстр, порождение ночи. Малкович? Нет его в фильме! Зато там есть Фридрих Мурнау, несколько эксцентричный, но неоспоримо выдающийся кинорежиссер эпохи немого кино.

    И вот это постоянное взаимопроникновение двух чуждых друг другу миров и делает картину невероятно занимательной. Чего только стоят откровения порождения ночи о романе Брэма Стокера за бутылкой шнапса при свете костра! Смотреть и наслаждаться.

    9 из 10

    15 февраля 2010 | 02:29

    В 1921 году великий немецкий режиссер Ф. В. Мурнау снял один из самых знаменитых и самых страшных фильмов ужасов — «Носферату». У зрителей стыла в жилах кровь, когда они видели на экране сгорбленный силуэт коварного вампира, графа Орлока. Но вскоре их ужас усилился, когда пошли слухи о том, что главную роль в фильме сыграл настоящий вампир, утолявший свой вековой голод горячей кровью актеров и членов съемочной группы.

    После столь необычного описания начинаешь понимать, человеческая фантазия действительно безгранична. На просмотр фильма меня, как и многих других, натолкнул актерский состав в лице двух великолепных актеров — Джона Малковича и Уллема Дефо. Ознакомившись с описанием решил основательно подготовиться к просмотру, а именно, посмотреть картину о съемках которой собственно и пойдет речь «Носферату, симфония ужаса» 1922 года. Кстати, советую всем начать именно с просмотра данной картины, и убедиться в превосходном образе Макса Шрека.

    Что-же касается самой картины, хочется отметить великолепную игру, выше упомянутого, Джона Малковича сыгравшего великого кинорежиссера Фридриха Вильгельма Мурнау одного из ключевых режиссеров начала 20-го века. Ну и конечно нельзя не отметить Уллема Дефо, исполнившего роль Макса Шрека за которую он вполне заслужено был номинирован (уже второй раз) на Оскар за лучшую мужскую роль второго плана.

    За полтора часа просмотра претензий к картине у меня не возникло. На мой взгляд режиссер Э. Элиас Мэридж смог выжать максимум из столь необычной истории, или вернее даже легенды. Одним словом, достойный фильм перед просмотром которого обязательно рекомендую посмотреть «Носферату, симфония ужаса» 1922 года. Считаю что ни один из этих фильмов вам не навредит.

    8 из 10

    29 сентября 2014 | 02:35

    «Тень вампира» — один из редких образцов кинематографа, где выдержан безупречный баланс между аутентичной жизнеподобностью и тончайшим юмором, обыгрывающим происходившие в реальности события. Мы переносимся в 1922 год, на съемочную площадку самого знаменитого «вампирского» фильма ужасов всех времен и народов — немого «Носферату» режиссера Ф. В. Мурнау. Таинственный исполнитель главной роли, найденный где-то режиссером, ведет себя более чем странно — отказывается сниматься при свете дня, выглядит очень необычно и почти не нуждается в гриме. Мурнау утверждает, что актер просто вжился в роль, пользуясь собственной сценической системой, но, черт побери, куда в таком случае делся оператор?

    Прекрасно стилизованная, «темная картина», отличная игра актеров, многозначительное появление в кадре знаменитого Удо Кира, одного из самых известных киновампиров ХХ века, тонкие намеки и отсылки к старым шедеврам немого кино — настоящий рай для киногурмана!

    За великолепную роль Макса Шкрека Уиллем Дефо был номинирован в этом году на «Оскар», также номинацию на «Оскар» получила команда гримеров, превратившая его в точную копию Носферату 1922 года.

    10 из 10

    20 марта 2009 | 09:11

    Фильм интересен тем, что в нём, как в любом интересном произведении, пересекаются несколько мотивов. Во-первых, конечно внешнее-загадочное-формально-завязочное-триллерное-киношное: «был ли исполнитель роли Носферату настоящим вампиром».

    Во-вторых, уже интереснее: какие формы может принять и до какой грани способна дойти одержимость творчеством. Могут ли исчезнуть границы между творцом и его творением, и существуют ли эти границы? Учитывая, что вампирская тема удивительно удобна для того, чтобы эти границы вовсе стереть.

    Наконец, самое интересное третье: если всё-таки умозрительно разделять творца и его произведение, тогда что именно представляет из себя творческий процесс режиссёра Мурнау (в контексте этого фильма конечно)? Это процесс запечатления ирреального и обращения его в фактическое. Неудержимое стремление захватить ирреальное и сделать его реальным, «вещным» и таким образом приблизить его, подчинить и употребить. Это немного похоже на то, что есть у Нолана в «Престиже»: о том, как человек, обладающий настоящим чудом, обращает чудо в фокус. Только у Нолана чудо и в самом деле превращается в фокус, пустышку и «престиж», здесь же чудо так и останется чудом, а «фокусник» Мурнау, пусть и перевалив на другую сторону рассудка, так и останется «одномерным» человеком.

    Режиссёр Мериге, чтобы в свою очередь, самому не показаться вдруг «одномерным», фиксирует историю взглядом вроде бы отстранённым, не прибиваясь откровенно ни к ирреальности, ни к рассудку. Но сама эта история вместе с сеттингом, где в тренде декаданс, морфий и живые мертвецы, расставляют более чёткие акценты, аппелирующие в первую очередь к разуму, который в свою очередь и предлагает эти несколько мотивов.

    В итоге: «Не-Человек прожил многие сотни лет, давно умерли все подобные ему, обезьяны спустились с деревьев, наступило время прогресса, цивилизации, а люди не изменились… и по-прежнему годятся только в пищу.©»

    7 августа 2012 | 20:28

    Это фильм о съёмках фильма — лишь немногим более редкий жанр, чем книга о писателе. Необычность это придаёт то, что, во-первых, речь о реальном фильме — «Носферату. Симфония ужаса», а во-вторых, что при этом фильм совершенно не основан на реальных событиях. Коротко говоря, Макса Шрека, невероятно уродливого и талантливого актёра, сыгравшего графа Орлока, не существовало. Это псевдоним, который режиссёр Фридрих Мурнау придумал для найденного им в Словакии вампира, которого он уговорил сыграть вампира же в своём фильме. Для остальных он — поклонник системы Станиславского, никогда не выходящий из образа до окончания съёмок. Впрочем, несколько смертей, прочие странности и отсутствие со стороны Орлока (будем звать его так, ибо иного имени не названо) малейших попыток скрыть свою природу быстро наводят съёмочную группу на подозрения. Но фильм доснимают. Несмотря ни на что.

    Я говорил, что Уиллем Дэфо не переиграет Шрека, и я готов это повторить. Даже с великолепным гримом Дэфо не так ужасен, как Шрек. Однако они играют совершенно разных персонажей. Орлок, которого играет носферату для Мурнау, — совсем не такой вампир, как он сам. Если носферату Шрека был предельно нечеловеческим и неживым, что-то вроде механизма, работающего на крови, то носферату Дэфо — существо, почти потерявшее человечность, но всё-таки некогда ею обладавшее, нечто между животным и безумцем. Шрек очень скупо двигался, и единственная мимика, которую он допускал — что-то вроде настороженности на крысиной морде. Дэфо, напротив, очень подвижен, его лицо беспрерывно конвульсивно подёргивается, он будто что-то пережёвывает, его пальцы всё время шевелятся, будто паучьи лапки. Уродливая, неестественная, пугающая мимика, но она есть.

    И именно вокруг такого образа носферату построен фильм. Впрочем, в нём можно выделить несколько смыслов. Во-первых, поскольку это всё-таки кино о том, как делают кино, мне видится в нём и чисто киношный смысл: носферату — это капризная звезда, актёр, которого режиссёр не может контролировать — не сомневаюсь, кошмар любого кинодеятеля. Отчаяние Мурнау, пытающегося заставить носферату следовать его замыслу, но всё больше самого оказывающегося рабом прихотей вампира, вызывает сопереживание. Во-вторых, — да, образ самого носферату. Бесконечно древнее, слишком древнее существо, потерявшее человеческий облик и самую память о человеческом бытии, одновременно омерзительное и вызывающее сочувствие, ужасно-несчастная тварь, представляет собой необычный тип вампира. И, наконец, это картина, и очень яркая, духовного климата 20-х годов, межвоенного периода. Если раньше человеку искусства угрожала опасность впасть в эскейпизм и забыться навеки в стране фей, теперь всё изменилось. К искусству относятся не менее фанатично, но не как к альтернативе жизни — как к её двигателю, методу воздействия на неё, её высшему проявлению. Мурнау говорит о кино как о науке и считает, что занимается практической деятельностью по переустройству мира. В итоге понимание относительной ценности реальных событий и творческих порывов теряется. Мурнау в финале увлечённо снимает, как носферату расправляется с его товарищами и собирается убить и его, даёт указания, обращается и к погибшим… И когда фильм целиком отснят, он вполне удовлетворён.

    8 из 10

    31 мая 2014 | 11:38

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>