всё о любом фильме:

Тень вампира

Shadow of the Vampire
год
страна
слоган«Вся правда о Носферату»
режиссерЭ. Элиас Мэридж
сценарийСтивен Кац
продюсерНиколас Кейдж, Джефф Ливайн, Пол Брукс, ...
операторЛу Бог
композиторДэн Джонс
художникЭсшетон Гортон, Крис Брэдли, Каролин Де Вивэз
монтажКрис Уайатт
жанр ужасы, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  1.51 млн,    Испания  159.6 тыс.,    Италия  107.9 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время95 мин. / 01:35
Номинации:
В 1921 году великий немецкий режиссер Ф. В. Мурнау снял один из самых знаменитых и самых страшных фильмов ужасов — «Носферату». У зрителей стыла в жилах кровь, когда они видели на экране сгорбленный силуэт коварного вампира, графа Орлока. Но вскоре их ужас усилился, когда пошли слухи о том, что главную роль в фильме сыграл настоящий вампир, утолявший свой вековой голод горячей кровью актеров и членов съемочной группы.

Перед вами уникальная попытка восстановить ход событий, сопутствовавших мучительной работе над этим шедевром, по крупицам собравшим всё, что было известно о таинственных событиях, якобы произошедших на съемках в туманных горах Чехословакии, где до сих пор живы легенды о бессмертном демоне ночи — Носферату.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
81%
110 + 25 = 135
7.0
в России
75%
3 + 1 = 4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Сюжет фильма частично основан на легенде, согласно кото­рой актер Макс Шрек так достоверно создал образ Дракулы в картине «Носферату, симфония ужаса» (1922), о съемках которой и идет речь в фильме, потому что сам был вампиром.
    • Съемки фильма проходили в Люксембурге. Начались 18 апреля 1999 года, а окончились в июне того же года.
    • В сценах, где актерам пытаются создать нужное настроение, звучит музыка Джона Уильямса, написанная им для фильма «Дракула» (1979).
    • Увидев Уиллема Дэфо в этом фильме, продюсеры «Человека-паука» (2002) пригласили его на роль главного злодея.
    • По ходу фильма видно, что локомотив, который везет съемочную группу Фридриха Мурнау в Чехословакию, назван «Харон». В греческой мифологии — божество, перевозящее души людей по реке Стикс в царство мертвых.
    • Роль Макса Шрека была написана специально для Уиллема Дэфо.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В картине присутствуют две параллельные линии – процесс съемок фильма и настоящие кадры из «Носферату, симфония ужаса» (1922).
    • еще 4 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 257 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    И посмотрел я второй фильм Элиаса Мериджа…

    И в который раз удостоверился, что кроме «Порожденного» (фильма снятого уж точно на задворках цивилизации… или вообще не на нашей планете) он ничего хорошего не сделал. Нет, еще конечно же был печальный фильм «Нулевой подозреваемый», но кроме неплохой идеи и неплохого Бена Кингсли там больше ничего нет.

    «Тень Вампира» — это конечно же не провал, но Меридж к нему потихоньку шел.

    Неплохой фильм, интересная идея, хорошие актеры:

    Малкович в роли Мурнау, великолепный Дефо в роли Шрека (он прекрасен), Кир в роли продюсера, который видимо неровно дышит к режиссеру (Удо легко с этим справился ведь сам является гомосексуалистом).

    Атмосферу тоже попытались выдержать до конца.

    Но все равно как мне кажется фильм остался только на уровне концепта.

    Но посмотреть стоит, хотя бы ради того, чтоб знать, каким должен быть режиссер — бескомпромиссным, преданным своей идеи, безумным… пожирающим всех..

    26 июня 2010 | 15:52

    Первый раз смотрел этот фильм с братом лет в 12 наверное… глубокой ночью, и он запомнился особенным колоритом и комичностью главгероя. Но вот повзрослев решил вернуться к сему творению. И все вопринял по-другому. В фильме наглядно показано как снималось настоящее кино, а не конвейерные блокбастеры. Голливудщины в данной картине найти невозможно, ее попросту нет тут. Зато есть просто потрясающий Уильям Дефо, который преобразился до неузнаваемости и не менее талантливый Джон Малкович, стильный классический шарм хорроров первой половины 20 века и великолепный музыкальный фон. Уильям не оставит никого равнодушным, такое ощущение что он реально хладнокровный вампир, столетиями проживающий свою бесхитростную жизнь. А от его зловещих гримас и улыбок мурашки бегают по сердцу. Я не знаю, кто его так научил, но лучше роли злодея я не встречал — ни Джокер Леджера, ни даже сам Дракула Олдмана. Отвратительный и жуткий носферату запомнится на всю жизнь каждому.

    Авторы, сами того не подозревая, сделали невозможное — воссоздали старинные ужасы кинематографа, приукрасив реальность слухами и мифами, но главное — мне кажется они переплюнули сам оригинал. Клацканье ногтей, кошмарные зубы и обезумевший взгляд — вы все еще думаете что Фрэдди самый страшный? Нет, так надо уметь снимать и играть. Поколение забитое полувменяемыми Сумерками и всякими Убийцами вампирш-лесбиянок и Стан Хельсингом, одумайся! Хватит издеваться над вампирами, ведь кто знает, быть может Макс Шрек все еще среди нас…

    Фильм, пусть и снятый режиссером пожалуй самого загадочного хоррора в истории — Begotten, рекомендуется к просмотру всем, даже тем кто не переносит этот жанр! Здесь нет кровищи и расчлененки, один только грим… и бесконечный немой ужас… от раздирающей душу драмы поколений и смыслов. Прошло уже почти 90 лет, а Симфония Ужаса до сих пор играет.

    9 из 10

    17 мая 2010 | 00:47

    Фильм «Тень вампира» в каком-то отношении является ремейком фильма 1922 года «Носферату: Симфония ужаса», но ремейком не в плане сюжета. А в том отношении, что этот фильм рассказывает нам о съемочном процессе 22 года. Обыгрывая известную легенду, о том, что сыгравший вампира Макс Шрек скорее играл человека, являясь любящим кровь монстром. В фильме «Тень вампира», роль Макса Шрека-вампира исполнил Уильям Дефо. Во второй главной роли — режиссера фильма Ф. Марнау, Джон Малкович. Этот актерский дуэт, если и не гарантирует сто процентный успех фильму, то хотя бы не заставляет сомневаться в уровне актерской игры. О ней чуть позже.

    Сюжет как я уже сказал, рассказывает нам о съемках фильма «Носферату: Симфония ужаса». И крутится вокруг легенды, о том, что актер Макс Шрек был настоящим вампиром. Легенда конечно красивая, но не достоверная. Хотя не это важно, создатели фильма взяли основой легенду, но рассказали о другом. Поддерживая общую реалистичность и достоверность повествования, перед нами ставят вопрос — кто больший монстр пьющий кровь хитрый уродец, или готовый на все ради своих целей человек? Оба персонажа по-своему кошмарны, и каждый зритель в конце я думаю, решит для себя какой ответ правильный. Психологизм фильма выдержан на потрясающем уровне, тема фильма раскрыта удачно. Персонажам веришь. Конечно, я несколько не уверен, встретить на своем жизненном пути кого-то вроде персонажа Дефо (не хочется называть его Максом Шреком все-таки это живший когда-то человек, и против встречи с ним ничего не имею), но кто-то похожий на персонажа Малковича может мне встретится, и такая встреча я уверен, не сулит ничего хорошего.

    Создатели фильма ставили целью показать конфликт и характеры героев, с чем они мастерски справились. Не в последнюю очередь благодаря игре актеров, конечно. Дефо и Малкович в полной мере раскрывают свои таланты, доказывая, что они актеры первой величины. Вместе с тем с оригинальным фильмом «Носферату: Симфония ужаса» обошлись бережно. Это, конечно же, правильно, смысловая нагрузка важна, но наплевать на фон, в русле которого развивается сюжет, на мой взгляд, как минимум неправильно. В «Тени вампира» бережно воссозданы кадры из фильма 22 года (или может это даже кадры из фильма, увы, не знаю). Воссозданы декорации в которых снимается фильм, ведь персонажи снимают его здесь и сейчас, и это думаю было одним из самых сложных и вместе с тем интересных моментов — снять все так, чтоб не вызвать критики со стороны знатоков кинематографа, которые наверняка искали несоответствия. Вместе со всем положительным сказанным мной фильм имеет существенный минус — он провисает в середине. Середину фильма (это где то с момента, когда съемочная группа приезжает в деревню) смотреть просто не интересно. Неинтересно настолько, что это портит впечатление от всей картины в целом. На мой взгляд, причина кроется в очевидности того, что персонаж Шрек вампир, нам это понятно с самого начала. Выдержи режиссер здесь интригу, было бы куда интереснее.

    Однако главный плюс непохожесть на фильмы, идущие массовым потоком. Тем более на фильмы о вампирах. Здесь нет особой жестокости, крови, каких-то битв, и всемирных заговоров монстров, тут это не главное. Главное же — характеры главных героев и бережное отношения к, наверное, первому фильму о вампирах. «Тень вампира» действительно штучная работа, неповторимый и непохожий ни на что фильм, а это одно из лучших хвалебных слов в адрес любой творческой работы.

    Необычный фильм в истории кинематографа, в этом контексте ознакомиться с ним обязательно стоит, даже если вам он и не понравится. А не понравиться он может разве, что любителям простых зрелищ, не отягощенных сюжетом, берущим ярким фантиком картинки. Остальным же неравнодушным к кинематографу, интересующимся историей, вехами развития, необычными образцами киноискусства пропускать этот фильм уж точно никак нельзя.

    7 из 10

    1 марта 2012 | 16:47

    Мистический фильм ужасов «Тень вампира» был снят режиссёром Э. Элиасом Мэриджем, который доселе и похвастать-то ничем и не мог: до этого он снял ещё один фильм ужасов «Порождённый», который особых лавров не снискал. Сценарий к «Тени вампира» написал Стивен Катц, который до этого не имел отношения к полнометражному кино, работая на ниве создания сериалов. Но независимые киностудии из США, Великобритании и Люксембурга, среди которых Saturn Films и BBC Films, выделили на съёмки восемь миллионов долларов. А сняться в «Тени вампира» дали своё согласие Джон Малкович, Уиллем Дэфо, Удо Кир, Кэри Элвес и Кэтрин МакКормак. Тут особняком, конечно же, стоят два первых имени. Актёры знаменитые и именитые, умеющие играть не только в блокбастерах, но и не чураются сниматься в низкобюджетном кино. Понятно, что для них деньги не главное, а главное — профессия и интересные роли.

    А роли у них в «Тени вампира» действительно очень и очень интересные. Джон Малкович играет культового немецкого режиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау, который обрёл бессмертную славу после фильма «Носферату. Симфония ужаса», вышедшего в 1922-ом году, признанного образцом жанра с его неповторимой достоверностью, о чём нам вещает голос за кадром в начале «Тени вампира». Малкович создал образ непререкаемого авторитета, гения своего времени, который пойдёт на любые шаги, лишь бы создать нечто великое — уж таков Мурнау в исполнении Малковича. А Уиллем Дэфо получил ещё более интересную роль — Фридриха Густава Максимилиана Шрека, сыгравшего в свою очередь вампира-графа Орлока в нетленном фильме Мурнау. Но по задумке Стивена Катца Макс Шрек — это вовсе не актёр в образе, а это самый что ни на есть древний вампир, согласившийся сниматься в кино только ради того, чтобы вкусить крови главной героини. И Мурнау заключил эту безумную сделку с ужасным кровососом.

    Малкович и Дэфо поистине великолепны в своих ролях. Смотришь на Малковича и перед тобой глубокий, содержательный, дающий пищу для ума персонаж, это самый настоящий кинорежиссёр, одержимый своей работой и ради того, чтобы сделать её безупречной он готов пойти на всё. Удивительный всё-таки этот актёр Джон Малкович… Уиллема Дэфо не сразу признаешь за слоем грима и в чёрном одеянии. А его шипящий голос, длинные ногти, жаждущий взгляд — это вообще неповторимо! Совершенно ясно почему же Уиллема Дэфо наградили и номинировали за эту роль, в том числе у него была номинация на «Оскар» в категории «Лучшая мужская роль второго плана». Да и гримёры (тоже получили номинацию) с костюмерами постарались на славу в этой картине. А атмосфера вместе с интерьером прямо-таки отправляет тебя как зрителя в 20-е года прошлого столетия в какой-то стрёмный уголок Трансильвании. И конечно же этому чувству способствует проникновенная и в то же время пугающая музыка Дэна Джонса.

    Вся эта совокупность превосходно сделанной работы не могла бы произойти, если бы не тщательный контроль со стороны режиссёра. И даже удивительно, что после «Тени вампира» Э. Элиас Мэридж не доказал продюсерам крупных киностудий свою профпригодность и только через четыре года его пригласили снимать новый фильм с участием Аарона Экхарта и Бена Кингсли, но лента приказала желать лучшего. Несомненно и то, что Стивен Катц проделал изнуряющую работу, так тщательно выписав монологи и диалоги, что слух аж наслаждается. хотя при этом заслуживают нескольких лестных слов наши актёра дубляжа: неподражаем Дальвин Щербаков, озвучивший Мурнау, заставил содрогаться от голоса Макса Шрека/графа Орлока Владимир Ерёмин, да и все остальные работники этого цеха показали себя молодцами. И добавлю то, что в «Тени вампира» очень хорошо сыграли актёры второго плана. Удо Кир сам мог играть вампиров (он это не раз, кстати, делал), но его боязнь только от вида графа Орлока — это надо видеть. Держал себя смельчаком Кэри Элвес 9знаменит тем, что без него вряд ли бы вышла первая «Пила») и с новой стороны себя показала Кэтрин МакКормак.

    Сложись всё удачно, то быть фильму «Тень вампиру» в записных лидерах кассовых сборах и на него ориентировались бы новые создатели фильмов. Но пройдохи-критики нашли всё же несколько огрехов в фильме из-за чего классикой он не стал. И потенциальному зрителю скажу я так: не смотрите на среднюю оценку «Тени вампира», лучше увидьте этот фильм и получите эстетическое наслаждение от игры Джона Малковича и Уиллема Дэфо, а также обратите своё внимание на оригинальный сюжет от Стивена Катца.

    9 из 10

    15 декабря 2015 | 20:01

    Этот фильм рассказывает нам, о том, как якобы создавался легендарный «Носферату». Надо сказать, рассказывает не очень качественно, в некоторых эпизодах лучше, в некоторых хуже.
    Хочу отметить тот факт, что смотрел этот фильм исключительно из-за режиссуры Эдмунда Элиаса, так как являюсь ярым поклонником его первой сюр-работы «Порожденный». Я разочаровался, я воочию проследил деградацию этого режиссера во всех спектрах этого ремесла. Если begotten был гениальным творением, для постижения которого требуются дни и недели, а для осмысливания годы, то «Тень вампира» практически бысмысленный, в меру интересный и некачественно сделанный фильм.

    Однако, не могу не отметить Уиллема Дефо, уж очень убедительно он смотрелся в роли Макса Шрека, который играл Носферату. Совершенно не понятен тег этого фильма — «хоррор». Хорорра в этом фильм совершенно — нет. Возможно он и был задуман изначально, но реализовать его на достойном уровне не получилось. Да и сюжета как мне показалось как такового нет. В самом-самом начале все понимаешь, да и чего тут понимать, если эта история широко известна публике. Но, однако, даже в такой ситуации возможны сюжетные ходы и уловки, что бы заинтересовать зрителя, тут, же и их нет.

    Деградацию гения Эдмунда Мериджа можно прослеживать и дальше в фильме «Нулевой подозреваемый», однако это как минимум неразумное самобичевание и явственный декаданс таланта режиссера. Увы, это деньги.

    7 из 10.

    3 июня 2008 | 22:01

    Чарующий, мрачный фильм о «Носферату» Фридриха Вильгельма Мурнау. Мало кто видел саму немую постановку, но, к счастью, «Тень вампира» рассказывает о режиссёре и его работе так, что оригинал смотреть не обязательно — сцены из него через старую-престарую камеру (коробку с объективами и ручкой) нам покажут. Так что можно будет полюбоваться на медленно отворяющуюся дверь и на так же неспешно идущего упыря. Эффект «кино в кино» — одна из великолепных изюминок данной картины. При этом всё цветное ещё и снято в неком «древнем стиле», будто и сама «Тень вампира» — раритет, найденный на студийных полках.

    А ещё задумка, берущая начало с легенды, неплохая. Брали же на роли полицейских настоящих сотрудников правопорядка. Почему бы не взять на роль Носферату реального кровопийцу, при этом объясняя его секрет игрой по системе Станиславского? Только вот держать такого актёра под контролем очень трудно, ведь в качестве гонорара он требует отнюдь не деньги. Другие бы режиссёры не отважились на такое, но Фридрих Мурнау поклялся довести самый жуткий фильм о вампирах до конца. И его «Симфония ужаса» произвела фурор.

    Джон Малкович великолепно воплотил образ великого режиссёра, который идёт на все возможные ухищрения, но продолжает снимать. Вокруг него гибнут люди, но он крутит ручку камеры как робот. До последнего момента, когда один из посторонних людей, прибежавших на помощь к борющейся с вампиром съёмочной группе, не поворачивает «хлопушку», герой Малковича уверен, что он лишь снимает фильм. В противовес его персонажу Уильям Дефо выставляет своего Макса Шрека — коварного упыря, ведущего свою игру. Он всего лишь использует режиссёра Мурнау, его целеустремлённость, чтобы получать свежую кровь. Идеальное древнее зло — вот что воплощает в «Тени вампира» Уильям Дефо, воплощает, как всегда, превосходно.

    Увы, но при таких исполнителях остальные актёры отходят на задний план. Талантливые труженики Удо Кир, Кэри Элвис, Катрин МакКормак, конечно, достойны похвалы, но это просто не их выступление. Малкович и Дефо на двоих создают тёмный шедевр игры чёрного и белого, хотя, как мне кажется, Фридриха Мурнау в фильме белым не назовёшь, он, скорее, такой же серый, как тень вампира, рисованная карандашами и угольной пылью на дешёвых афишах 1922 года, возвещавших о «Симфонии ужаса».

    8 из 10

    (Времена изменились, жуть осталась)

    17 июля 2009 | 19:55

    Вышедший в 1922-ом году на экраны фильм «Носферату, Симфония ужаса» стал первым фильмом-экранизацией романа про Дракулу, первым фильмом про вампиров, даровал жанру ужасов один из наиболее узнаваемых образов (я говорю об образе непосредственно вампира Орлока), и, наконец, стал вечной классикой жанра. Фильм, по сегодняшним меркам снятый примитивно, пугает до сих пор. Он пропитан атмосферой, которую тяжело передать словами — в полной мере это можно прочувствовать только посмотрев этот фильм. К сожалению, «Носферату» оказался на полке истории, образ Орлока вытеснил уже всем известный образ Дракулы. Однако довольно тяжеловато задвинуть что-то вроде «Носферату» на полку, поэтому фильм несколько раз все-таки напоминал о себе. Первый раз — в 1979-ом, когда был снят римейк под названием «Носферату, Призрак Ночи», и второй раз в 2000, когда, собственно, и вышла «Тень Вампира».

    А проект этот, стоит сказать, очень-очень необычный.

    Макс Шрек, сыгравший в «Носферату» графа Орлока (он же Дракула), по моему мнению, получился самым жутким вампиром за всю историю. Сразу же после выхода фильма возникла легенда (или же возникла легенда о том, что такая легенда возникала), что никакого Макса Шрека как актера не существует, а вампир в фильме был настоящим. Выдумали ли эту историю создали «Тени» или она и правда имело место быть — неизвестно, но именно она и положена в основу фильма «Тень Вампира». По сюжету Макс Шрек был настоящим вампиром и в качестве платы за участие в ленте Фридриха Мурнау пил кровь членов съемочной группы, но главной его целью была актриса Грета Шродер.

    Сюжет интересный и необычный. Не подкачала и реализация. Фильм не вызывает никаких нареканий, и, что самое главное, история в фильме на заезженна, чем страдают процентов 98 всех фильмов о вампирах, где хоть как-то отражен сюжет из книги Стокера. Фильм напрочь лишен всех стандартных, ожидаемых клише, а сам вампир показан не как абсолютное зло, а как существо с эмоциями и своей историей.

    -Что для тебя самое желаемое и недоступное?
    -Лучи солнца.

    Как уже было сказано, реализация не подкачала. В фильме прекрасно воссоздана атмосфера начала 20-го века, актеры (которые в фильме играли актеров, играющих в фильме «Носферату, Симфония ужаса») также не вызывают никаких нареканий. Говорилось о том, что в фильме чередуются кадры, снятые именно для этого фильма, с кадрами из оригинального «Носферату». Если это так, то я различий не увидел, что является подтверждением моих слов насчет хорошей постановки. Создатели не только справились с воссозданием атмосферы из фильма Мурнау, но и сами смогли нагнать жутковатую атмосферу.

    Подводя итог, хочется сказать, что «Тень Вампира» — это очень необычный и хорошо сделанный фильм, который не оставляет равнодушным. Необычная, грамотно поставленная, пугающая, мрачная история, возложившая на себя довольно трудную задачу и мастерски с ней справившаяся, интерпретация бессмертной истории о Дракуле. Ничего похожего на «Тень Вампира» (по крайней мере, столь же качественного) больше нет.

    10 из 10

    5 ноября 2014 | 10:28

    В звуках а cappella стука собственного сердца и прерывистого дыхания чудятся минорные нотки реквиема? Движение воздушных масс создают звуковое оформление безысходности? Воображение рисует в каждом темном углу угрожающий силуэт? Что, успокоится? Нет, друзья, бежать. Бегите. Зло реально и более чем достойно своего звучного статуса. Древнее, не знающее ни себя, ни свое происхождение, но верующее в безнаказанность и собственное превосходство.

    И тем не менее, вокруг беспечная суета меркантильных мешочков с кровью, пекущихся истинно только о своем счастливом будущем, которое так же призрачно и эфемерно как дыхание чудовища на стекле. Да разве можно поверить в сказания предков, когда чековые книжки и нотариально заверенные обязательства оттягивают карман? Как двигатель внутреннего сгорания или паросиловая установка соотносится с нечеловеческой жаждой крови? Правильно. Никак. Этому никто не учил. Этого не существует. И именно поэтому посмертная маска будет символизировать скорее удивление, чем страх.

    Собственно, почему умирают люди, а кино продолжают снимать? Абсурд. Но разве можно вот так просто поменять свое отношения к окружающей действительности? Собственноручно коронованная вершина пищевой цепочки неожиданно оказывается первым блюдом, к которому гарнир не обязателен. Не так то просто чувствовать себя объектом охоты, когда секунду назад было полное ощущение зависимости своей судьбы от своих же решений.

    Удивительная компиляция стилистических решений! Немое кино так органично и естественно переходит в экранизацию процесса его производства, что вся картина в целом воспринимается как талантливая иллюстрация из учебника, взгляд со стороны, сравнение эпох, кривое зеркало реальности. Увидеть Дефо в вампире нереально. Это монстр, порождение ночи. Малкович? Нет его в фильме! Зато там есть Фридрих Мурнау, несколько эксцентричный, но неоспоримо выдающийся кинорежиссер эпохи немого кино.

    И вот это постоянное взаимопроникновение двух чуждых друг другу миров и делает картину невероятно занимательной. Чего только стоят откровения порождения ночи о романе Брэма Стокера за бутылкой шнапса при свете костра! Смотреть и наслаждаться.

    9 из 10

    15 февраля 2010 | 02:29

    1921-ый год, видный немецкий кинорежиссёр Фридрих Вильгельм Мурнау приступил к экранизации знаменитого романа Брэма Стокера «Дракула». Правда вдова писателя отказалась продавать ему авторские права на книгу, и дабы избежать её недовольства Мурнау меняет имена персонажей и переносит действие книги в Германию начала 19 века. Одержимый своим творчеством режиссёр и его кино-группа закончив съёмки в павильоне едут в Чехословакию, на натуру. Именно там и должны быть отсняты все сцены с участием таинственного актёра, которого «герр доктор» представил как Макса Шрека. По решению режиссёра его снимать будут уже в гриме и только ночью. Все в группе поражены методом «вживанья в роль» этого неизвестного актёра. Но лишь один Мурнау знает, что на самом деле это вовсе не актёр и даже не человек, а самый что не на есть настоящий вампир. И сниматься в их кино он согласился ради обещания режиссёра после съёмок отдать ему ведущую актрису…

    «-Того, чего нет в кадре, не существует» (с)

    Этот причудливый фильм, снятый при помощи студии «Би-Би-Си Филмс» и на деньги Николаса Кейджа, на первый взгляд кажется всего лишь забавным пустячком. Не то хоррором, не то псевдо драмой о том как снималось немое кино. Но это только на первый взгляд. На самом деле это не совсем так. Просто история лёгшая в основу сценария написанного Стивеном Кацем это не байопик, а своеобразная «валентинка» легендарному немому фильму «Носферату» вышедшему на экраны в 1922-ом году. Тогда это был первый фильм о вампирах, и зрители смотревшие его холодели от ужаса при виде сгорбленной фигуры жуткого, похожего на крысу графа Орлока. А по Германии ползли слухи, что сыграл его настоящий вампир, во время съёмок питавшийся членами съёмочной группы. Эта легенда подогревала интерес к вышедшему в прокат фильму, и на его сеансах были небывалые аншлаги. До тех пор пока вдова Стокера не подала на Мурнау в суд и тот не постановил уничтожить все копии картины, из за нарушения авторских прав. Но дальше была уже совсем другая история…

    «-В моём возрасте питаются по стариковски. То всё сразу, а то по капли. Как и кап…» (с)

    Сценарий «Тени Вампира» прост и лаконичен. Все персонажи прописаны и запоминаются. Правда, раскрывается лишь один из них. Это сам Фридрих Вельгельм Мурнау. В картине Элиаса Мёриджа Мурнау предстаёт одержимым кинематографом творцом, безрассудным и готовым идти по трупам своих коллег ради достижения великой цели — запечатления на кино-плёнку образов и бессмертия их на экране. Во многом именно об этом этот фильм. А «хоррорная» история про актёра- кровопийцу всего лишь фон для более глубокой темы. Многие этого не смогли понять. Отсюда и большинство претензий зрителей к фильму Мёриджа (неопытного в «большой» режиссуре, преимущественно постановщика клипов), к тому что он не страшный и скучный для данного жанра. На мой сугубо частный взгляд, «Тень Вампира» — это чисто «киноманский» фильм. Снятый большими поклонниками кино, для таких же поклонников кино как и они сами (иными словами -«всё для своих, всё про своих»). Это в большей степени артхаус, нежили массовое кино. И уж точно не «попкорновый» ужастик на который можно сходить субботним вечером в компании приятелей…

    «-Что для вас самое желаемое, но не достижимое?

    -Лучи солнца…» (с)

    В картине с мизерным бюджетом (всего каких то 8 миллионов долларов!) режиссёр — дебютант сумел воссоздать антураж давно минувший эпохи, это и аутентичные декорации, и автомобили 20-ых годов, костюмы, мебель и прочие атрибуты стиля «ретро». А так же собрал выдающийся актёрский ансамбль. Уверен что все задействованные в картине актёры и в особенности звёзды, работали не из за гонорара, а из за желания перенести придуманный сценаристом сюжет на экран. Николас Кейдж например согласился продюсировать картину из своего кармана, так ему понравилась эта идея. Если бы это было не так, то одни гонорары звёзд взвентили бы бюджет до гораздо более крупной суммы чем какие то 8 миллионов. Приятно то что в мире кино ещё не всё происходит ради денег. Жалко что Элиас Мёридж так и не выбился в режиссёры. Голливуд многое потерял в его лице, я уверен.

    Джон Малкович сыграл самого Мурнау. Сыграл с огоньком в глазах, рьяного кинематографиста, таким каким он и был безусловно при жизни. Удо Кир в роли продюсера Альбина Грау воплотил образ типичного кино-босса, рдеющего за свою группу но в тоже время считающего расходуемые бюджетные деньги. Некие едва заметные намёки на то, что его герой гей оставим на совести создателей картины, вполне возможно так оно и было на самом деле. Ровно как и то, что актриса Грета Шрёдер (Катрин МакКормак) была не только роковой женщиной, но и тайной наркоманкой. Впрочем морфий употребляют во время съёмок и оператор и сам Мурнау (а так же показываются утехи последнего в каком то берлинском борделе)…

    А вот персонаж Уильяма Деффо — это «особая статья». Он повторяет мимику и пластику того самого загримированного до неузнаваемости Макса Шрека, которого вампирский облик сделал навек неузнаваемым. И в паре сцен (где акцент делается на игре света и зловещий тени монстра) есть ощущение того, что смотришь «Носферату» в цвете! А это большая похвала создателям грима и самому актёру.

    Композитор картины Дэн Джонс написал мрачную и тягучую композицию для фильма. Особо запоминается мелодия звучащая на вступительных тирах ленты, когда демонстрируются разнообразные страшные рисунки-гравюры. Она как бы задаёт настрой всему фильму, намекая на его неспешность и погружая зрителей в атмосферу картины. Операторский стиль Лу Бога (так же дебютанта в полном метре) без вычур, но и не плох. Статичные планы с чёткой картинкой и иногда растворяющимися друг в друге кадрами. А также игрой света и тени в паре сцен (особенно при первом появлении Орлока и когда тот приходит в гостиницу что бы увидеть свою «награду» — Грету Шрёдер находящуюся в этот момент в своём номере под «кайфом»)…

    «Тень Вампира» -тот редкий при редкий случай, когда кино снимаемое дебютантами получается не чуть не хуже, а то и лучше многих других подобных картин, снятых опытными постановщиками. И речь тут не только о «вампирском» кино, но и таком стиле жанре как «кино про кино». А уже одного этого факта достаточно что бы привлечь к этой картине внимание понимающего зрителя. А из других достоинств, как я уже сказал — это весьма занимательный сюжет, и великолепная игра актёров первой величины мирового кинематографа…

    9 из 10

    2 июля 2013 | 13:56

    Признаюсь честно, до просмотра фильма режиссёра Элиаса Мериге, с легендарным творением немца Мурнау знаком не был. Мне был известен лишь образ вампира Орлока, воплощённый актёром Максом Шреком — скрюченная фигура, страшные когти, уродливое лицо… На просмотр же «Тени вампира» меня в первую очередь сподвиг актёрский состав: Джон Малкович, Уиллем Дефо и Удо Кир в одной ленте — это уже заслуживает внимания! И фильм не подвёл, хотя я ожидал увидеть некую помесь из иронии, истории создания фильма и ужастика. В итоге, всё это здесь есть, но «Тень вампира» всегда остаётся в первую очередь драмой.

    Самый, по сути, трагический персонаж фильма — это Макс Шрек (Уиллем Дефо), по замыслу авторов, на самом деле являющийся вампиром. Этому существу уже явно не место в мире, где есть самолёты, появились первые телефонные аппараты и кино. Некогда купавшийся в величии и изобилии, вампир теперь вынужден побираться, «изображать актёра, изображающего вампира» за подачки от человека-режиссёра, для которого он — просто ещё один способ создать свой сюжет. Да, Дефо играет чудовище, а не романтического персонажа, но в этом фильме раскрыта самая сущность этого чудовища: оно страшно зависит от людей — от их крови, а теперь и от их мнения. Режиссёр Мурнау кричит на вампира Макса Шрека, когда тот его не слушается, и бессмертному охотнику нечего противопоставить тому, кто является его дичью.

    Уиллем Дефо в роли Носферату показал, что чудовище может быть отвратительным, и не вызывая никаких симпатий, способно рождать жалость к себе, но вместе с тем — и страх. Когда вампир смотрит отснятый материал и видит столь страшное, но одновременно и желанное солнце — он жалок. Когда мы видим действительно безумную кровожадную улыбку-оскал, Носферату затмевает многих известных кино-монстров и просто злодеев. Дефо полностью задействовал свою тёмную харизму, и в то же время чувствительность к своему персонажу и его настроениям. Номинация на премию Оскар несправедлива, потому что так и осталась лишь номинацией!

    Вампир разыгрывает свой собственный план, но сам понимает — его может обессмертить только человек — Фридрих Мурнау (Джон Малкович). Режиссёр отчаянно верит, что как Моцарт — является проводником для искусства, а всё вокруг — лишь средство для его шедевра. Идеальный режиссёр, готовый на создание шедевра на крови, здешний Мурнау иногда даже проигрывает в плане чувств вампиру, казалось бы, монстру. Видимо, такова цена гениальности, и такому человеку, которого сыграл Джон Малкович, просто тесно в рамках не только окружающих его людей, но и нравственности, а иногда рассудка — даже когда начинает литься кровь, режиссёр продолжает снимать фильм, было ли так задумано или нет.

    Актёр Малкович, всегда бесподобный в ролях людей, всецело отданных своей страсти (какой бы разрушительной она не была), он и здесь демонстрирует высший пилотаж. Можно сравнить его игру с исполнением того же Дефо, но это будет глупо: это актёры одной лиги, вместе с такими грандами, как Николсон, Брандо, Уэллс… Их роли будут бессмертнее любого вампира, а главные их автографы — это их роли.

    Говоря о «Тени вампира»: очень приятно, что окружающие героев персонажи и их исполнители достойно держат марку: Удо Кир сочетает в себе иронию и железное спокойствие — с «клыкастой» тематикой он уже на «ты», а Эдди Иззард просто изумителен, даже когда оказывается меж двух огней (Малковичем и Дефо). Видимо, сказывается работа стенд-ап комиком с постоянным «противостоянием» залу.

    Режиссёру Елиасу Мериге удалось смешать в своём фильме всё: и иронию, и страх и псевдо-документалистику, при этом сохраняя самое главное — это хорошо рассказанная история, со своими яркими персонажами. К тому же, сам фильм обладает чарующей атмосферой. Здесь сочтены и готика, и в то же время ощущение некой иллюзорности, почти театральности происходящего. Гениальная идея нашла великолепное исполнение. Браво!

    Фильм нужно похвалить и за техническую составляющую. Грим Дефо (между прочим, ограничившийся лишь ушами, клыками-когтями и тонами кожи) заставляет поверить — перед нами порождение ночи, а не кино-специалистов. Операторская работа тщательно воссоздаёт дух и манеру съёмки тех лет: отличные крупные планы и сцены в помещениях. Музыка в фильме тоже интересная: с одной стороны, есть моменты когда чувствуется суматоха при съёмках фильма, но вот появляется Носферату и звучат средневековые инструменты — словно отголоски былого величия, теперь сникшие до шёпота.

    Итог: одни из лучших и важнейших фильмов на вампирскую тематику. Не знаю, как бы к нему отнеслись члены настоящей съёмочной группы «Носферату». Кино «Тень вампира» достойно войти не только в ряд с такими картинами как «Впусти меня» Альфредсона, «Дракула» Копполы или «Голод» Тони Скотта, но быть причисленным к классике. Такой, каким был «Носферату» — бессмертной.

    10 из 10

    4 ноября 2011 | 21:22

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>