всё о любом фильме:

Тень вампира

Shadow of the Vampire
год
страна
слоган«Вся правда о Носферату»
режиссерЭ. Элиас Мэридж
сценарийСтивен Кац
продюсерНиколас Кейдж, Джефф Ливайн, Пол Брукс, ...
операторЛу Бог
композиторДэн Джонс
художникЭсшетон Гортон, Крис Брэдли, Каролин Де Вивэз
монтажКрис Уайатт
жанр ужасы, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  1.51 млн,    Испания  159.6 тыс.,    Италия  107.9 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время95 мин. / 01:35
Номинации:
В 1921 году великий немецкий режиссер Ф. В. Мурнау снял один из самых знаменитых и самых страшных фильмов ужасов — «Носферату». У зрителей стыла в жилах кровь, когда они видели на экране сгорбленный силуэт коварного вампира, графа Орлока. Но вскоре их ужас усилился, когда пошли слухи о том, что главную роль в фильме сыграл настоящий вампир, утолявший свой вековой голод горячей кровью актеров и членов съемочной группы.

Перед вами уникальная попытка восстановить ход событий, сопутствовавших мучительной работе над этим шедевром, по крупицам собравшим всё, что было известно о таинственных событиях, якобы произошедших на съемках в туманных горах Чехословакии, где до сих пор живы легенды о бессмертном демоне ночи — Носферату.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
81%
110 + 25 = 135
7.0
в России
75%
3 + 1 = 4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Сюжет фильма частично основан на легенде, согласно кото­рой актер Макс Шрек так достоверно создал образ Дракулы в картине «Носферату, симфония ужаса» (1922), о съемках которой и идет речь в фильме, потому что сам был вампиром.
    • По ходу фильма видно, что локомотив, который везет съемочную группу Фридриха Мурнау в Чехословакию, назван «Харон». В греческой мифологии — божество, перевозящее души людей по реке Стикс в царство мертвых.
    • Увидев Уиллема Дэфо в этом фильме, продюсеры «Человека-паука» (2002) пригласили его на роль главного злодея.
    • В сценах, где актерам пытаются создать нужное настроение, звучит музыка Джона Уильямса, написанная им для фильма «Дракула» (1979).
    • Съемки фильма проходили в Люксембурге. Начались 18 апреля 1999 года, а окончились в июне того же года.
    • Роль Макса Шрека была написана специально для Уиллема Дэфо.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В картине присутствуют две параллельные линии – процесс съемок фильма и настоящие кадры из «Носферату, симфония ужаса» (1922).
    • еще 4 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 257 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Тень вампира» — один из редких образцов кинематографа, где выдержан безупречный баланс между аутентичной жизнеподобностью и тончайшим юмором, обыгрывающим происходившие в реальности события. Мы переносимся в 1922 год, на съемочную площадку самого знаменитого «вампирского» фильма ужасов всех времен и народов — немого «Носферату» режиссера Ф. В. Мурнау. Таинственный исполнитель главной роли, найденный где-то режиссером, ведет себя более чем странно — отказывается сниматься при свете дня, выглядит очень необычно и почти не нуждается в гриме. Мурнау утверждает, что актер просто вжился в роль, пользуясь собственной сценической системой, но, черт побери, куда в таком случае делся оператор?

    Прекрасно стилизованная, «темная картина», отличная игра актеров, многозначительное появление в кадре знаменитого Удо Кира, одного из самых известных киновампиров ХХ века, тонкие намеки и отсылки к старым шедеврам немого кино — настоящий рай для киногурмана!

    За великолепную роль Макса Шкрека Уиллем Дефо был номинирован в этом году на «Оскар», также номинацию на «Оскар» получила команда гримеров, превратившая его в точную копию Носферату 1922 года.

    10 из 10

    20 марта 2009 | 09:11

    Пожалуй, если пришлось бы объяснить, что же такое фильм «Тень вампира» в нескольких словах, то все, что следовало бы сказать, это: «Самый атмосферный фильм о вампирах нашего времени».

    Страх, пробирающий до костей, не отпускает сжимающееся сердце от начальных до финальных титров, заставляя его превратиться в еле бьющийся комок рвущихся клеток. Рядом со зловещей тенью творения Мериге «Дракула» Копполы — ремейк «Мэри Поппинс» для детей от 5 до 10. А ведь все это достигается отнюдь не реками искусственной крови, которых, к слову, там нет в принципе, а великолепными актерскими работами Малковича и, несомненно, Дефо, в человеческой природе которого (самого актера, а не его странного персонажа) начинаешь сомневаться сразу после его первого, безмерно эффектного появления. Немаловажную роль тут играют и декорации, и великолепная музыка, задевающая какие-то потаенные струны души. Операторская работа тоже представляет немалый интерес, поскольку именно она влияет на восприятие образа Дефо, то скрывая, то, наоборот, обнажая все детали его актерской игры. И, разумеется, нельзя забыть и про режиссера, который и управляет всем этим оркестром ужаса.

    Действие, являющееся по своей сути довольно вялым и почти не включающим развития сюжета, отнюдь не утомляет и не действует на нервы, поскольку подобных недостатков восхищенный бесконечными достоинствами зритель абсолютно не замечает. Небольшой же хронометраж, столь необычный для нашего склонного к гигантизму времени, подобран просто идеально, не давая атмосфере улетучиться, а фильму — наскучить зрителю, заставляя поглядывать на часы в ожидании развязки. Пресловутый же финал, обычно превращаемый режиссерами подобного кино в феерию потоков крови и радостных криков победителей, в данном случае подбирается столь незаметно, при этом все равно давая понять, что это именно он. И когда начинаются финальные титры, зритель абсолютно забывает о том, что перед ним был фильм, по-своему призванию втиснутый в узкие рамки хоррора, и наталкивается на мысль: «Так кто же был настоящим чудовищем, юродивый монстр, одолеваемый неудержимой жаждой крови, или одержимый режиссер, уничтожающий все вокруг и дающий десяткам невиновных умереть лишь во имя своей смутной цели?» И, пожалуй, финальная фраза Мурнау, «Спасибо, я думаю, у нас получилось», и превращает его в монстра, калибром не меньшим, чем пресловутый кровопийца.

    Итог: Фильм, своей атмосферой заслуживающий звания шедевра.

    10 из 10

    28 февраля 2010 | 18:43

    Считается, что без комплексного понимания предмета исследования нельзя составить сколь-нибудь компетентное мнение о чем-либо, но иногда, как мне кажется, вполне могут случаться исключения.

    Весь сопутствующий саспеснс опирается на съемки, можно сказать, легендарной ленты классического хоррора «Носферату». С ней связано множество различных мистических историй, в которых Макс Шрек играет далеко не последнюю роль, но вот нужно ли обязательно быть в курсе всей сопутствующей чертовщины — вопрос спорный.

    Удовольствие вполне можно получить и не углубляясь во всю подноготную. Уж не знаю, какой жанр был наиболее приоритетным для Мериге, но мне показалось, что это черная комедия. Уж слишком классичен образ вампира, а Фридрих Марнау же обращается с представителем потустороннего мира чересчур понебратски.

    При всем Носферату обладает неким шармом, нельзя совсем уж отстраненно наблюдать за творящимся сюром на экране, так что поклонникам творчества Марнау, а также тем, кто не воротит нос от черного юмора — милости просим.

    7 из 10

    29 июля 2012 | 01:01

    Они вновь ожили на заре нового века в 2000 году, спустя почти 80 лет с их триумфального шествия в 20-х, в сердцах людей, заставляя бояться темноты ночи… Джон Малкович в роли Фридриха Вильгельма Мурнау, Уиллем Дефо в образе Носферату и таинственного Макса Шрека.

    Дефо создал самый реалистичный образ вампира. Он настоящий Носферату — это не романтический Гари Олдман из Дракулы Брема Стокера, не сентиментальный Бред Питт и не надменный Том Круз из Интервью с вампиром, ну а про Роберта Паттинсона я вообще молчу, более пустого бестолкового образа дитя ночи я еще не видела.

    Действие фильма происходит на фоне съемочного процесса фильма «Носферату. Симфония ужаса». В деле создания кинофильма самым магическим и завораживающим процессом являться именно съемки, не монтаж, не кастинг, а именно съемочный процесс. Ведь как раз в этот момент формируется душа и сердце фильма.

    Фридрих Вильгельм Мурнау был личность сильной, неоднозначной, одержимой идеей создания фильма о призраке ночи, Носферату. А Малкович всегда блестяще играл подобные роли со своей неповторимой харизмой и обаянием. Конечно, самая сложная и многогранная роль была у Дефо. Под толстым слоем грима, почти без мимики и реплик сыграть «тайну» фильма и превратить в «жертв» своего обмана всю съемочную группу, а Малковича — в «раба» своих желаний, это под силу только большому мастеру. Хотя неизвестно, кто же в итоге стал «рабом»? Режиссер или актер? Мурнау или Носферату…

    Картина постоянно балансирует на грани фантазии и реальности. Все мистические события кажутся подстроенными Мурнау для создания большей реалистичности игры актеров и декораций. Так на сколько же самоотверженно должен был служить режиссер искусству, что бы пойти на такие жертвы ради создания бессмертного шедевра.

    «Тень вампира» — это изысканная картина для любого киномана. Новый взгляд на историю Носферату и личность Макса Шрека. Свежая кровь в старой истории.

    20 августа 2010 | 18:56

    Вышедший в 1922-ом году на экраны фильм «Носферату, Симфония ужаса» стал первым фильмом-экранизацией романа про Дракулу, первым фильмом про вампиров, даровал жанру ужасов один из наиболее узнаваемых образов (я говорю об образе непосредственно вампира Орлока), и, наконец, стал вечной классикой жанра. Фильм, по сегодняшним меркам снятый примитивно, пугает до сих пор. Он пропитан атмосферой, которую тяжело передать словами — в полной мере это можно прочувствовать только посмотрев этот фильм. К сожалению, «Носферату» оказался на полке истории, образ Орлока вытеснил уже всем известный образ Дракулы. Однако довольно тяжеловато задвинуть что-то вроде «Носферату» на полку, поэтому фильм несколько раз все-таки напоминал о себе. Первый раз — в 1979-ом, когда был снят римейк под названием «Носферату, Призрак Ночи», и второй раз в 2000, когда, собственно, и вышла «Тень Вампира».

    А проект этот, стоит сказать, очень-очень необычный.

    Макс Шрек, сыгравший в «Носферату» графа Орлока (он же Дракула), по моему мнению, получился самым жутким вампиром за всю историю. Сразу же после выхода фильма возникла легенда (или же возникла легенда о том, что такая легенда возникала), что никакого Макса Шрека как актера не существует, а вампир в фильме был настоящим. Выдумали ли эту историю создали «Тени» или она и правда имело место быть — неизвестно, но именно она и положена в основу фильма «Тень Вампира». По сюжету Макс Шрек был настоящим вампиром и в качестве платы за участие в ленте Фридриха Мурнау пил кровь членов съемочной группы, но главной его целью была актриса Грета Шродер.

    Сюжет интересный и необычный. Не подкачала и реализация. Фильм не вызывает никаких нареканий, и, что самое главное, история в фильме на заезженна, чем страдают процентов 98 всех фильмов о вампирах, где хоть как-то отражен сюжет из книги Стокера. Фильм напрочь лишен всех стандартных, ожидаемых клише, а сам вампир показан не как абсолютное зло, а как существо с эмоциями и своей историей.

    -Что для тебя самое желаемое и недоступное?
    -Лучи солнца.

    Как уже было сказано, реализация не подкачала. В фильме прекрасно воссоздана атмосфера начала 20-го века, актеры (которые в фильме играли актеров, играющих в фильме «Носферату, Симфония ужаса») также не вызывают никаких нареканий. Говорилось о том, что в фильме чередуются кадры, снятые именно для этого фильма, с кадрами из оригинального «Носферату». Если это так, то я различий не увидел, что является подтверждением моих слов насчет хорошей постановки. Создатели не только справились с воссозданием атмосферы из фильма Мурнау, но и сами смогли нагнать жутковатую атмосферу.

    Подводя итог, хочется сказать, что «Тень Вампира» — это очень необычный и хорошо сделанный фильм, который не оставляет равнодушным. Необычная, грамотно поставленная, пугающая, мрачная история, возложившая на себя довольно трудную задачу и мастерски с ней справившаяся, интерпретация бессмертной истории о Дракуле. Ничего похожего на «Тень Вампира» (по крайней мере, столь же качественного) больше нет.

    10 из 10

    5 ноября 2014 | 10:28

    Если честно, то я от этого фильма ожидала намного больше, вот честно, учитывая, что в главной роли — Дефо, то я думала, что кино будет феноменальное, но после просмотра я была абсолютно разочарована.

    Чувство, которое сопровождало меня во время всего фильма — это скука, мне было просто тупо скучно, я до конца фильма ждала чего-то, но так и не дождалась.

    «Тень вампира» — мне вообще не оставил никаких эмоций, но не всё так уж и плохо, если честно. Несмотря на весь провал, Дефо был неотразим, его актёрский талант и харизма приводит в восторг, за что огромный плюс к фильму.

    Так же не могу не подчеркнуть шикарную атмосферу фильма, вот в этом замечаний нет, получилось эстетично и действительно напоминает о вампирах. Всё остальное — провал.

    Итог: эстетично, но скучно.

    6 из 10

    27 ноября 2010 | 23:15

    Фильм интересен тем, что в нём, как в любом интересном произведении, пересекаются несколько мотивов. Во-первых, конечно внешнее-загадочное-формально-завязочное-триллерное-киношное: «был ли исполнитель роли Носферату настоящим вампиром».

    Во-вторых, уже интереснее: какие формы может принять и до какой грани способна дойти одержимость творчеством. Могут ли исчезнуть границы между творцом и его творением, и существуют ли эти границы? Учитывая, что вампирская тема удивительно удобна для того, чтобы эти границы вовсе стереть.

    Наконец, самое интересное третье: если всё-таки умозрительно разделять творца и его произведение, тогда что именно представляет из себя творческий процесс режиссёра Мурнау (в контексте этого фильма конечно)? Это процесс запечатления ирреального и обращения его в фактическое. Неудержимое стремление захватить ирреальное и сделать его реальным, «вещным» и таким образом приблизить его, подчинить и употребить. Это немного похоже на то, что есть у Нолана в «Престиже»: о том, как человек, обладающий настоящим чудом, обращает чудо в фокус. Только у Нолана чудо и в самом деле превращается в фокус, пустышку и «престиж», здесь же чудо так и останется чудом, а «фокусник» Мурнау, пусть и перевалив на другую сторону рассудка, так и останется «одномерным» человеком.

    Режиссёр Мериге, чтобы в свою очередь, самому не показаться вдруг «одномерным», фиксирует историю взглядом вроде бы отстранённым, не прибиваясь откровенно ни к ирреальности, ни к рассудку. Но сама эта история вместе с сеттингом, где в тренде декаданс, морфий и живые мертвецы, расставляют более чёткие акценты, аппелирующие в первую очередь к разуму, который в свою очередь и предлагает эти несколько мотивов.

    В итоге: «Не-Человек прожил многие сотни лет, давно умерли все подобные ему, обезьяны спустились с деревьев, наступило время прогресса, цивилизации, а люди не изменились… и по-прежнему годятся только в пищу.©»

    7 августа 2012 | 20:28

    И посмотрел я второй фильм Элиаса Мериджа…

    И в который раз удостоверился, что кроме «Порожденного» (фильма снятого уж точно на задворках цивилизации… или вообще не на нашей планете) он ничего хорошего не сделал. Нет, еще конечно же был печальный фильм «Нулевой подозреваемый», но кроме неплохой идеи и неплохого Бена Кингсли там больше ничего нет.

    «Тень Вампира» — это конечно же не провал, но Меридж к нему потихоньку шел.

    Неплохой фильм, интересная идея, хорошие актеры:

    Малкович в роли Мурнау, великолепный Дефо в роли Шрека (он прекрасен), Кир в роли продюсера, который видимо неровно дышит к режиссеру (Удо легко с этим справился ведь сам является гомосексуалистом).

    Атмосферу тоже попытались выдержать до конца.

    Но все равно как мне кажется фильм остался только на уровне концепта.

    Но посмотреть стоит, хотя бы ради того, чтоб знать, каким должен быть режиссер — бескомпромиссным, преданным своей идеи, безумным… пожирающим всех..

    26 июня 2010 | 15:52

    В 1921 году великий немецкий режиссер Ф. В. Мурнау снял один из самых знаменитых и самых страшных фильмов ужасов — «Носферату». У зрителей стыла в жилах кровь, когда они видели на экране сгорбленный силуэт коварного вампира, графа Орлока. Но вскоре их ужас усилился, когда пошли слухи о том, что главную роль в фильме сыграл настоящий вампир, утолявший свой вековой голод горячей кровью актеров и членов съемочной группы.

    После столь необычного описания начинаешь понимать, человеческая фантазия действительно безгранична. На просмотр фильма меня, как и многих других, натолкнул актерский состав в лице двух великолепных актеров — Джона Малковича и Уллема Дефо. Ознакомившись с описанием решил основательно подготовиться к просмотру, а именно, посмотреть картину о съемках которой собственно и пойдет речь «Носферату, симфония ужаса» 1922 года. Кстати, советую всем начать именно с просмотра данной картины, и убедиться в превосходном образе Макса Шрека.

    Что-же касается самой картины, хочется отметить великолепную игру, выше упомянутого, Джона Малковича сыгравшего великого кинорежиссера Фридриха Вильгельма Мурнау одного из ключевых режиссеров начала 20-го века. Ну и конечно нельзя не отметить Уллема Дефо, исполнившего роль Макса Шрека за которую он вполне заслужено был номинирован (уже второй раз) на Оскар за лучшую мужскую роль второго плана.

    За полтора часа просмотра претензий к картине у меня не возникло. На мой взгляд режиссер Э. Элиас Мэридж смог выжать максимум из столь необычной истории, или вернее даже легенды. Одним словом, достойный фильм перед просмотром которого обязательно рекомендую посмотреть «Носферату, симфония ужаса» 1922 года. Считаю что ни один из этих фильмов вам не навредит.

    8 из 10

    29 сентября 2014 | 02:35

    Когда-то Сергей Курёхин заявил с телеэкрана, что Ленин — гриб. И потом битый час доказывал это в программе Шолохова, предлагая умопомрачительную, мало того, что ненаучную, но ещё и откровенно профанную гипотезу о его перерождении. Тогда чуть ли ни половина населения ему поверила. Потом на телевидение приходила масса писем, в которых одна часть пишущих всерьёз опровергала эту версию, а другая её поддерживала. Пришлось даже специально объясняться с народом, что это была всего лишь шутка юмора.

    Переходное время объявило о зыбкости традиционной веры перед агрессивным наступлением мистики, расшатанности мировоззрений и массовой зависимости от чуда. В головы беспечных россиян можно было закладывать всё, что угодно: почти всё принималось за чистую монету.

    Элайас Меридж также решил мистифицировать прошлое, предложив довольно смелую и даже провокационную версию о создании одного из самых страшных фильмов ХХ века — немого шедевра Фридриха Вильгельма Мурнау «Носферату — симфония ужаса» (1922). Лента акцентирует внимание на отношениях Мурнау с немецким актёром Максом Шреком, играющим самого известного вампира всех времён — графа Орлока (он же Дракула, он же Носферату), и отличающимся, мягко выражаясь, странноватым поведением.

    Из предложенной версии выходит, что и в реальной жизни актёр Шрек был самым настоящим упырём. То обстоятельство, что о Максе Шреке, снявшемся в Германии более чем в двадцати фильмах и скончавшемся от сердечного приступа в 1936-м году в Мюнхене в возрасте 57 лет, в самом деле, мало что известно, стало основанием для воплощения смелой гипотезы о его инфернальной сущности. На это постановщика подвигла достаточно туманная история первой экранизации книги ирландского писателя Брема Стокера — «Дракула» (1897), затем многократно переносимая на экран.

    Образ, созданный Шреком, явно оказал влияние на последующих исполнителей знаменитого вампира — Белу Лугоши, Кристофера Ли и Клауса Кински. Кински вообще буквально скопировал его в 1978-м году в римейке Вернера Херцога «Носферату — фантом ночи». Меридж предлагает на редкость удачную стилизацию под чёрно-белый оригинал, с которым можно запросто спутать не цветные кадры «Тени вампира».

    Судя по представленной режиссёром версии, Макс Шрек всякий раз появлялся на съемочной площадке исключительно в образе Орлока — в гриме и костюме вампира. И поскольку члены группы никогда не видели его другим и в иной обстановке, то у них начало складываться устойчивое представление, что это и есть естественный и повседневный вид актёра. И хотя предусмотрительный Мурнау пытался успокоить своих коллег, объясняя, что всё это лишь следствие работы артиста по системе Станиславского, образ реального Шрека быстро демонизировался.

    И в самом деле, облик актёра (если судить по фильму «Носферату — симфония ужаса») напоминал, скорее, обтянутый кожей скелет, что-то среднее между приведением и восставшим из гроба покойником. Макс Шрек, как и его прототип граф Орлок, приходил на съемочную площадку исключительно ночью. Из версии Мериджа следует, что ему не стоило большого труда поймать на лету проносящуюся мимо летучую мышь и тут же высосать её кровь. Потому-то каждое появление актёра приводило членов киногруппы в столь сильное волнение, что у некоторых начали случаться приступы панического ужаса, а один человек даже упал замертво…

    С какого-то момента реальность всё дальше отходит в фильме на второй план, уступая место художественному вымыслу, может быть, слишком очевидному, но всё-таки более интригующему, чем дошедшие до нас исторические факты. В отличие от сердобольных советских граждан, в своё время озаботившихся судьбой Ильича-гриба, сегодня вряд ли кто-то с пеной у рта станет опровергать или разделять трактовку образа Макса Шрека.

    Не станет потому хотя бы, что «Тень вампира» — это чисто синефильское кино, пиршество для настоящих киногурманов. А для них проекция света на белом полотне всегда была более реальна, чем сама жизнь.

    14 декабря 2012 | 13:15

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>