К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Уссурийский край самого начала ХХ века. Здесь свои военно-этнографические экспедиции среди сопок, тайги, дикой природы и разбойников-хунхузов, проводит штабс-капитан Владимир Арсеньев. Российский офицер в сопровождении небольшой группы солдатиков шляется по неизведанным местам, пока на одном привале не набредает на старого, но прыткого нанайца по имени Дерсу Узала. Арсеньев предлагает некоторое время побыть Дерсу проводником в его отряде, тот соглашается и с этого времени начинается необычная мужская дружба местного охотника и русского исследователя Дальнего Востока.

Не совсем понятно, чем так сумел привлечь Акиру Куросаву исследовательский материал нашего писателя и географа Арсеньева, что он подвязался поставить по нему фильм, да еще и на чужом для себя русском языке. Возможно, сама возможность поработать в загадочном и всегда закрытом СССР. Да и сам Куросава, хоть и склепал себе знатное имя в кино, к середине 70-х пребывал в затяжном творческом кризисе. «Дерсу Узала» стала его первой работой после пятилетнего перерыва. Хотя и работа над фильмом шла аж три года. Правда, где эти «три года», в картине не очень видно. Да, весь фильм – одни натурные съемки. Но все-таки это не «Война и мир» с тысячами костюмированных статистов. Но в любом случае, для Куросавы это стал по профитам лучшим фильмом в карьере. Именно за «Дерсу Узала» режиссер получит единственного своего режиссерского «Оскара», и по иронии судьбы, это будет далеко не лучший фильм японца.

Провальной, конечно же, эту работу точно назвать нельзя. Куросава сумел передать арсеньевский дух Дальнего Востока, его таежную красоту и суровость природы, будь то спуск по реке или выживание замерзающих героев в стогу сена на озере Ханка. Колоритно отыграл наш тувинский актер Максим Мунзук Дерсу Узала, создав максимальную симпатию к своему герою. Хорош был Юрий Соломин в роли Арсеньева, изобразив своего персонажа рассудительно мудрым и человечным. Но Куросава провалился в чрезмерную камерность и философичность. Японец не сумел выдержать дух авантюрных приключений, которые и сближали двух разных людей из противоположных стихий. Романтика и красота здесь поданы медленно, тягуче, через дрему ночных костров, монотонные дожди и скучноватые завывания ветров. Да, это атмосфера Арсеньева. Да, это наш Дальний Восток. Но Куросава так и не сумел объяснить, почему двух этих людей все равно постоянно тянуло в сопки и тайгу. И почему эти два человека разного возраста, социального происхождения и вообще, с разным цивилизационным осмыслением действительности, нашли друг друга. Все-таки близость Японии к нашему ДВ не делает доступным понимание «загадочной русской души».

Фильм неплох, но и не производит какого-то ах-впечатления. А при наличии в конкурсной программе картины Дино Ризи «Запах женщины» и вовсе удивительно, как американцы расщедрились на «Оскар». Похоже, статуэтку давали больше не Союзу, а именно Куросаве.

6.5 из 10

04 сентября 2022 | 17:41
  • тип рецензии:

Историю 'Дерсу Узала' можно рассматривать в трех временных пластах. 1902-1907 годы, когда происходят события автобиографического романа. 1964-1975 - в свет выходят две экранизации, одна из которых принадлежит великому Акире Куросаве, и 2010 год, акцентирующий внимание на том, что с развитием урбанизации, возрастает значимость этой щемящей истории о дружбе геолога Арсеньева и гольда Дерсу Узалы. Действительно, прошло уже более ста лет, а один эпизод из жизни одного человека стал более чем известен всему миру. Историй интересных много, но лишь некоторые награждают высокими премиями, и еще меньше становятся документом эпохи и манифестом. 'Дерсу Узала' - это манифест смертельного взаимодействия человека и природы.

В красивейших суровых таежных пейзажах разворачивается история освоения Уссурийского края времен Российской империи. Группа геологов во главе с Владимиром Арсеньевым встречает на своем пути нанайца Дерсу Узалу, который уже много лет один одинешенек живет среди тигров, медведей и пронырливых китайцев, ворующих пушнину и женщин. Дерсу выражает мысли фольклорно, по-чукотски, так что иногда моя его не понимай, но в его словах много мудрости, той, без которой не выжить в безлюдных краях. Сам по себе, он олицетворение симбиоза с природой, когда-то потеряв семью, Дерсу обрел ее сызнова в окружающем мире. Мы привыкли считать северные народы даже не глупыми, а шаманскими. Каждый эвенк, чукча, нанаец для нас шаман с бубном или оленевод, и в этом есть доля истины. Вода для них 'люди', огонь - 'люди', ветер - 'люди' и когда эти 'люди' сердятся, может произойти трагедия. Будучи природным человеком, Дерсу Узала способен предотвратить эти трагедии, так он спасает Арсеньева в снежный буран, смастерив из травы и топографического инструмента берлогу. Замечательный охотник, меткий стрелок, Дерсу проводит исследовательскую группу по укромным уголкам Уссурийского края, невообразимо облегчая работу геологам, открывая им философию жизни в этом суровом крае. Но когда зрение у Дерсу слабеет и Арсеньев забирает друга в город, оказывается, что ничто не способно предотвратить трагедии, которую приносят с собой люди. 'Злые вы, уйду я от вас' - есть такая поговорка, и после 'Дерсу Узала' она кажется очень осмысленной. Став для семьи Арсеньева родным человеком, Дерсу Узала задыхается в городе (Хабаровск) и просит отпустить его обратно в таежные сопки. Арсеньев дарит слабовидящему другу новейшую винтовку с отличным прицелом. И вот маленький человек, переживший все опасности первобытных лесов, обитающий в местах, где простому горожанину не выжить и трех дней, становится жертвой простого разбоя. Это очень грустно.

Честно говоря, я не могу передать, какие чувства захлестнули меня после просмотра этого фильма. Да, он снят очень красиво, есть моменты столь напряженные, что на месте не усидеть, большую часть фильма смотреть не так интересно, но в конце, после трагического финала охватывает такая печаль и обида за маленького, но храброго Дерсу, что не передать. И будучи таким же городским человеком, который, наверно, не способен понять обожествление и поклонение духам леса, кажется, что человек столь испорчен жадностью, что дальше некуда, а мир катится куда-то в пропасть. Даже о китайской экспансии забываешь, которая актуальна не только сто лет существования этой истории, но, пожалуй, весь период взаимоотношений России и Китая.

'Дерсу Узала' принадлежит Акире Куросаве, действие фильма разворачивается во время русско-японской войны. Не знаю, играло ли это роль, при сотрудничестве Куросавы и СССР. Но Оскар за лучший иностранный фильм создатели получили более чем обоснованно. Есть истории камерные, не выходящие за пределы самих себя, 'Дерсу Узала' история тоже камерная, однако, столь глубокая, что и Вселенной мало, чтобы вобрать в себя весь ее смысл.

9 из 10

28 февраля 2010 | 00:09
  • тип рецензии:

Дауншифтеры, дикари, люди, отказывающиеся от благ материального мира - кто они? Они осознаются нами сейчас как приверженцы определенной моды, можно сказать даже эмигранты. Однако в случае с гольдом Дерсу Узала стоит говорить о той первобытной ступеньке неотделимости человека и природы. То, что воспринимается цивилизованным обществом как дикость, на самом деле и есть истина в ее широком понимании. Все мы дети природы, просто многие об этом забывают. В том-то и причина привлекательности Дерсу. Он возвращает нас к самим себе. Учит не мудрствовать лукаво, а все необходимое для жизни и радости искать в себе и вокруг себя. Поблизости. Проста эта житейская мудрость как силы природы, но нужно неукоснительно подчиняться ее законам.

Хотелось бы также провести аналогию с книгой. На мой взгляд, сам дух книги Куросавой был передан великолепно. Ощущение после книга и фильма остаются схожими, а это редко бывает. Однако стоит отметить, что некоторые моменты можно было бы раскрыть шире. Например, такое красочное описание явления миража и то, как анималистически его объяснял Дерсу, обрезана также была и сцена с мудрым китайцем. К тому же жалко, что замечательный эпизод со сном Арсеньева был безжалостно выброшен из контекста.

В целом, фильм оцениваю как очень достойный высокой оценки и соответствующий духу книги.

28 июня 2013 | 15:47
  • тип рецензии:

Дерсу Узала (1975)

Это второй в истории полнометражный художественный фильм производства СССР, который был награжден премией 'Оскар' в номинации 'лучший фильм на иностранном языке'. Самый интересный момент в том, что режиссером выступил японский киноклассик Акира Куросава.

Сомнений в том, что фильм будет отличный у меня не было - Куросава уже работал с русским материалом, когда снимал свою адаптацию 'Идиота' Достоевского. Но фильм в целом превзошел мои ожидания. Это чудесная, трогающая за душу история дружбы двух абсолютно непохожих друг на друга человека. Один военный исследователь Сибири капитан Арсеньев, олицетворение цивилизованности (блестящая роль Юрия Соломина) - образованный, умный, смелый человек. Второй олицетворение природы сибирский охотник Дерсу Узала (Максим Мунзук) - он неграмотный, может быть даже дикий человек, которому образованность заменяют природная мудрость и смекалка. Обоих объединяет разве что глубокая порядочность, и случайное знакомство перерастает в дружбу. Кстати, что поражает - в картине вообще нет отрицательных героев (разве что за кадром) - но от этого, картина не становится слащавой, наоборот - более трогательной.

Но картина хороша даже не сюжетом. Удивительно с какой любовью показана природа Сибири, трудно поверить, что это снимал японец. Картинка великолепная глаз не оторвать. Мощнейшая атмосфера - не знаю как Куросава этого добивался, но если я в его фильме вижу снежную бурю - мне аж холодно становится, будто я нахожусь рядом с героями фильма. Это чудесный эффект, настоящая магия кино. Даже вполне статичные сцены, в которых вроде бы ничего не происходит - смотрятся завораживающе.

Кроме того, невзирая на тот факт, что фильм о дореволюционной России снимал иностранец - здесь нет никакой 'клюквы' (хотя например Михалков в 'Сибирском цирюльнике', где показан примерно тот же период, насовал этой клюквы под завязку, а вроде как русский режиссер).

В общем, резюмирую - настоящий шедевр, который показывает насколько мощным талантом обладал Куросава, умудряясь снимать гениальное кино, на совершенно незнакомом материале. Смотреть обязательно, 'Оскар' в данном случае более чем заслужен.

03 марта 2013 | 20:37
  • тип рецензии:

В мире есть люди, которых смело можно назвать ГЕНИЯМИ. В том числе и среди писателей и тех, кто экранизирует эти гениальные «книгошедевры» (прошу прощения за такое выражение, и тем самым нарушение стилистики русского языка, но по другому в данный момент сказать не могу. Так же как существуют «киношедевры», так же на мой взгляд, существуют и «книгошедевры»). По одному из таких поистине великих произведений и создан этот гениальный фильм «Дерсу Узала». Сильнейший советско-японский фильм с глубочайшим смыслом. Один из лучших фильмов Мастера Акиры Куросавы.

Получив от Герасимова приглашение снять фильм в совместном производстве с СССР, Куросава вспоминает о прочитанных когда-то давно мемуарах русского исследователя В. К. Арсеньева и предлагает взять их за основу для сценария. И всё-таки Акира Куросава великий Мастер, создавший один из лучших фильмов в истории СССР и принёсший нам премию 'Оскар'! Данный Оскар ценен и для нашего кино, и для самого мистера Куросавы. Он подтвердил свой класс, вернулся в пантеон великих мировых кинематографистов, а наша страна получила очередной повод для гордости.

Конечно, многим не понять этот гениальный фильм. Здесь воплотилась общечеловеческая религия — сочетание христианства и синтаизма, буддизма и философии. Созерцание природы и мира, единство людей. Братство людей разных взглядов и национальностей, человека науки и охотника - язычника! Японцы любят природу и очень чутко о ней заботятся, чего так не хватает нам, русским людям. Мы преисполнены гордостью, даже гордыней, за собственную страну. Мы любуемся её безграничными просторами, восхищаемся обилием рек, полей и лесов, забывая заботиться о сохранении этих величайших богатств, данных нам Создателем. Бросить мусор, забыть потушить костёр - это по-нашему! Страна-то большая! Ничего, места хватит! Японцы бережнее относятся к природе, ведь им по сути, деваться некуда! Они находятся на крохотных островах и потому любое нарушение природной гармонии может стоить очень дорого!

Потому — то господину Куросаве так близок Дерсу. Старый охотник ценит жизнь во всех её проявлениях, он душой чувствует истинные ценности - свободу, веру, братство. Эта система ценностей сформировалась ещё в языческие времена и все религии исповедуют те же самые ценности! Их принимает и понимает каждый человек, но не каждый понимает их правильно, как их следует понять. 'Дерсу Узала' - идеальная гармония науки и язычества, веры. То к чему люди так давно стремятся, но никак не могут обрести. Забота о ближнем, уважение ближних и даже незнакомых людей - вот истинная ценность человечества! Любить людей, природу, Бога. Этот тройственный союз образует гармонию Мира, Царства Божия! И эту гармонию, пусть на короткий период, но смог обрести даже не писатель, не философ, а географ, человек научного склада ума Владимир Клавдеевич Арсеньев! И помог ему таёжный охотник Дерсу Узала. Тот что не видел иной жизни, существовал в единстве с природой! Арсеньев не стал отшельником, не отказался от цивилизации, но смог найти сокровенный баланс между цивилизацией и природой! Не покорять природу, не подчинять её себе, а стать частью её! Создать природную цивилизацию, уважающую мать - природу, существующую ВНУТРИ неё, как часть этой самой природы! Вот великий смысл этого произведения, и понять его мог лишь японский Мастер, художник Акира Куросава.

Дикий и необузданный нрав русского человека не может обрести гармонию и понять эту мысль. Русский человек стремится либо подчинить всё себе, либо уйти в глухой лес и отречься от всего. От тюрьмы к воле. Так шатает русских людей не только в жизни, но и в голове, в сознании. И только японец Акира Куросава способен найти это равновесие. Ведь Япония - первая в мире страна, где смогли сблизиться и слиться в единое целое Восток и Запад! Две противоположные стихии, два полюса. Дикость и просвещение, природа и цивилизация, древняя культура и современная наука. Японцы сумели сохранить свои традиции, культуру и образ жизни. Сберегли природу в нетронутом, первозданном виде. И в тоже время это европеизированное государство, с развитыми технологиями и современное общество. Вот тот идеал к которому должна стремиться Россия!

'Дерсу Узала' замечательный, хоть и не динамичный фильм. Но динамика, действие - излишни! Художник не бежит, он созерцает Мир! И создаёт свои великие творения! В этой грандиозной и простой картине Куросава-гуманист в образе старого охотника Дерсу показывает мудрость и знание, опыт и проницательность, умение приспосабливаться к окружающей среде и душевную доброту. Эта смесь возвращает нас к истокам любых цивилизаций, будь то западные или восточные; к тем временам, когда народы ещё не были разобщены, задолго до отрыва от живой среды, в которой они когда-то зародились. Кроме того, Куросава с большим уважением описывает наивность Дерсу, который разговаривает с огнём, ветром, водой и тигром, как с живыми людьми. В этом анимизме всё связано между собой всемирными братскими узами. Именно это братство занимает мысли Дерсу, когда он размышляет о барсуке, рыбах и всякой живности, обитающей в тайге, когда оставляет еду в заброшенной хижине для будущего гостя. Посыл фильма ясен: вне этого братства нет спасения ни человеку, ни миру. Этот возврат к истокам цивилизации и морали, выполненный в масштабном и простом стиле, обладает вечной актуальностью.

Столько призов и наград, я искренне рада за фильм, отличная работа всего коллектива, трогательная история простого охотника который был в быту беззащитен как дитя. Прекрасная экранизация. Сопереживаешь героям весь фильм. Красивая дальневосточная природа. Весь фильм пронизан добротой. Хорошая роль Юрия Соломина - одна из самых запоминающихся. Я смотрела обе экранизации этого произведения, но именно эта нравится мне больше. И Арсеньев в исполнении Юрия Соломина, показан намного точнее, чётче и максимально приближен к оригиналу.

Чем дальше человек от народных масс, тем он лучше добрее и чище. Маленький человечек на кривых ножках проворно бегал по тайге, помогал совершенно бескорыстно людям, человек не принявший той жизни в которой с головой ныряем и плаваем мы, считая что всё здесь справедливо и правильно. Звери такие же полноправные жители земли как и люди, он так воспринимал окружающее - и он прав! Какая это большая энциклопедия ТАЙГА, сколько мудрости он набрался жизнь прожив в ней. Не приняла чистая ДУША Дерсу, бессовестных порядков цивилизации. Актёр сыгравший его гениален, и когда он радовался и когда раздражался в кадре его герой оставался симпатичен зрителям до глубины души, а как он плакал поняв что не может больше стрелять, такое сострадание к нему чувствуется просто до слёз. Очень человечный фильм.

10 из 10

12 мая 2018 | 05:26
  • тип рецензии:

Багряными волнами раскинулись на многие километры леса Уссурийского края. Молчаливое спокойствие и неразгаданная тайна исходят от исполинских деревьев, ещё более древних, чем человек. В густоте величавых макушек теряется даже ветер, а плотные кроны упираются прямо в небесную синь. Когда-то эти места были недоступны для человека, но вечные исследователи-романтики сделали почти невозможное – открыли неизведанное богатство дальневосточных лесов, рассказали о сокрытом в их глубинах, проложили путь для следующих поколений. Среди таких первопроходцев был и Владимир Клавдиевич Арсеньев – писатель, путешественник и исследователь Дальнего Востока, выбравший после окончания Петербургского юнкерского пехотного училища, вместо предложенного назначения в Польшу, малоизведанные просторы России-матушки. Он не просто проводил маршрутную съёмку в качестве военного топографа, но попутно собирал множество материалов о рельефе, геологии, флоре и фауне, о народах, населявших эти места. В итоге это вылилось в многочисленные труды, а также в два художественных романа – «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала», нисколько не уступавшие по увлекательности и стилю произведениям Фенимора Купера и Майн Рида.

Эти романы Арсеньева и стали основой для постановки художественного фильма «Дерсу Узала» Куросавой Акирой, впервые познакомившимся с книгой, когда он был ещё помощником режиссёра. Тогда он даже написал сценарий и начал подыскивать натуру на территории родной страны, но в итоге пришёл к выводу, что леса Хоккайдо совсем не подходят для переноса в них места действия. И замысел был отложен… почти на тридцать лет, пока не появилась возможность совместно с третьим творческим объединением «Мосфильма» воссоздать путешествие-приключение российского исследователя в настоящих «декорациях». Японского режиссёра в романах Арсеньева привлекла не только проходящая красной линией неразрывная связь человека и природы в образе Дерсу. Его привлёк сам Арсеньев своей способностью «глубоко проникать в человеческие души», его необычайные наблюдения за явлениями природы, сходные с японской созерцательностью. Художник был поражён видением, когда на закате круглое солнце озаряет лик взошедшей луны. Именно таким описанием Куросава в беседе с Юрием Нагибиным перевёл иероглиф своего имени, состоящий из двух знаков – солнце и луна, а фильм получил полный единения с миром глубокомысленный эпизод.

«Дерсу Узала» стал новой вехой в творчестве режиссёра, прошедшего далеко нелёгкий путь. Где было и непонимание американских продюсеров вплоть до отправки на лечение к невропатологу, была попытка ухода из жизни по самурайской традиции, которой, к счастью, помешали, было переосмысление самого себя, словно через многие потери его бунтарский дух «пришёл к смирению перед порядком вещей». И это очень отразилось на режиссёрском почерке. Фильм сочетает в себе и японскую неспешность, и глубокую связь русского человека с древними корнями, и необъяснимую мудрость старого необразованного гольда-охотника, приобщающую тех, кто с ним столкнулся, к чему-то более древнему и истинному. Это проявляется в панорамах природы Уссурийского края с труднопроходимыми чащами, звучащими лесным разноголосьем, с быстрыми реками и суровым отношением природы к людям. Это замечаешь в солдатских песнях и играх во время привала, их прибаутках и дружном смехе, что воссоздают образы русского солдата дореволюционного периода. В молчаливой вдумчивости Арсеньева при разговоре с гольдом Дерсу, ставшим для путешественника чем-то большим, чем проводник и просто друг, почти родным человеком. В протяжном пении одних гласных звуков гольдом у ночного костра, находящем отклик у обитателей леса, вторивших ему. Это робкая радуга после дождя, что через пятнадцать лет во всей красе раскинется через цветочное поле в «Снах» режиссёра. Как будто фильм явился первой ступенькой для более глубокого обращения к истокам собственной культуры, занимавшей художника всё оставшееся время.

Первозданную чистоту и благородство романов Арсеньева японскому режиссёру удалось передать не только обаятельно, но и ненавязчиво значительно. Что достигалось не только художественными приёмами, тщательной проработкой кадра с точно выписанными деталями: здесь надо убрать прошлогоднюю траву, здесь – подрезать деревце – мешает, а когда внезапно тайфун оборвал золотистую листву, у режиссёра чуть не случился сердечный приступ, но он вместе со всеми прикручивал осенние гирлянды, присланные из Москвы. Этому способствовала и съёмка одновременно из трёх точек подвижными камерами, позволяющая сделать более мягкими монтажные переходы. И, конечно, точность попадания артистов в образы, как будто ставшие отражением их внутренней сути, что тоже во многом заслуга режиссёра: он очень много времени проводил с Юрием Соломиным, стараясь «раскрыть все тайны мастерства», всё, что знал. И в этом редком подходе сам Соломин сравнивал его с Марком Донским и Михаилом Калатозовым. А отношение к Максиму Мунзуку было и вовсе особенным: ещё на пробах японец усадил его в своё кресло и долго-долго любовался, а спустя годы неизменно очень тепло отзывался о Мунзуке, вспоминая его.

Говорят, что Куросава каким-то непостижимым образом понимал, где актёр сфальшивил, задолго до того, как ему переведут. Это интуитивное понимание русского человека прежде всего и поражает в нём. Неугомонный японец-бунтарь сумел передать незримую связь с токами земли людей совершенно иной культуры, проникнуть в глубочайшие тайны природы, раскрыть красоту человеческой души и рассказать об этом всему миру. Прочувствованно. Тонко. И очень красиво.

12 декабря 2015 | 23:14
  • тип рецензии:

Это отлично от того, что я раньше видела у Куросавы, но в то же время стиль японских фильмов всё-таки прослеживается: это статичные кадры с продуманной расстановкой персонажей.

Фильм очень душевный. Я бы назвала его одним из лучших фильмов о дружбе.

Меня восхищает образ Дерсу. Он выглядел простодушно, члены экспедиции поначалу старались подшутить над ним, но он всегда выглядел на голову выше их. Постепенно и герой Юрия Соломина(Арсеньев) искренне привязывается к нему.

'Я был восхищён этим гольдом он обладал удивительной проницательностью, выработанной всей его жизнью в тайге. К тому же у него была прекрасная душа: он позаботился о человеке, которого не знал и может быть никогда не встретит...'

'Я таких ещё не встречал. Редкий человек. Дай, Бог, ему здоровья!'

Темп у фильма очень неспешный, присутствуют паузы в диалогах, но он настолько подходит этой истории, что делает это своим плюсом. Отличная закадровая музыка, хотя вместо неё чаще слышно пение птиц и звуки леса, что придаёт кинокартине неповторимое очарование.

10 из 10

15 февраля 2011 | 13:36
  • тип рецензии:

Начать хотелось бы с самого главного.

Акира Куросава.

Что ни фильм, то очередной шедевр. 'Идущие за хвостом тигра', 'Семь самураев', 'Жить', 'Расёмон'. Это поистине гений. Гений не только кино, но и искусства в целом. Истории его фильмов, глубокий посыл, безупречная адаптация и филигранная правдоподобность - все это и нравится мне в его картинах, после просмотра которых я получаю огромное удовлетворение и много-много раздумий. Этот режиссер полностью изменил и составил мое представление о кинематографе.

Теперь непосредственно о самом фильме.

Природа... Бескрайняя. Живая. Красивая. В то же время такая страшная. Таит в себе множество тайн. Неприметен человек перед ее величием, и звери, ее обитатели, преклоняются перед нею. В фильме 'Дерсу Узала' именно она, природа, является первостепенным персонажем. Именно она протекает по всему фильму, давая понять, что только она диктует правила и пути для всех остальных героев. Тайга. Вьюга. Ветра...

Оттого фильм и получился настолько красивым, завораживающим и в то же время простым и ясным. Автор дает нам вдоволь насладиться величиной и просторами необъятной тайги. В фильме получилось так много пауз (между диалогами и даже действиями), которые пошли на пользу, ведь в эти моменты ты будто сам окунаешься в дикую природу.

Картина предстает очень простой и, что самое главное, простодушной, оттого и такой проницательной и трогательной. Она повествует о человечности, преданности, печали и дружбе. О тех качествах, которые всегда рядом. В фильме нет отрицательных персонажей (если не брать в расчет упоминаемых хунхузов), что объединяет человека с человеком в пути через дебри лесов.

Юрий Соломин в очередной раз показал, что он актер высочайшего класса, а лучше, чем Максим Мунзук, воплотить образ отшельника вряд ли смог бы кто-либо другой. Все актеры, пусть даже едва мелькавшие в кадре, будь то часть команды Арсеньева или лесные племена, не вызывают никаких сомнений, что перед нами никакие вовсе не актеры, а настоящие люди. И здесь стоит отдать должное вновь великому японцу, который сумел поставить такую сложную картину про Россию. Куросава создал настолько русский фильм, что его смело можно зачислить на вершину всего Советского. Ни в коем случае нельзя принижать достоинства большой команды, которая помогала режиссеру воплотить его замысли на экране, все сработали превосходно, весь их огромный труд не прошел зря.

'Дерсу Узала' можно представить в каком-то смысле даже документальным фильмом. Но все же это художественное кино о людях, взаимовыручке, отваге, верности.

'Дерсу Узала' - настоящий шедевр мирового кинематографа. А Акира Куросава - величайший кинохудожник.

26 июля 2020 | 02:17
  • тип рецензии:

Владимир Клавдиевич Арсеньев был одним из основных исследователей бескрайних дальневосточных просторов в самом начале XX века. Несколько экспедиций, которые он совершил по Уссурийскому краю и горному району Сихотэ-Алинь с 1901 по 1910 года легли в основу множества его научных трудов, дневников и нескольких книг, одна из которых была названа «Дерсу Узала», по имени местного проводника-гольда. Вместе с Дерсу Арсеньев работал в своих экспедициях и за это время сроднился с ним настолько, что считал настоящим другом и лучшим из людей.

Вообще, удивительно иногда складывается жизнь. Кто бы мог подумать, что уже известный в начале семидесятых даже в СССР японский постановщик, мэтр Акира Куросава читал дневники российского офицера Владимира Арсеньева и еще с шестидесятых годов мечтал об их экранизации, рассматривая в качестве места для съемок Хоккайдо. Однако, с реализацией проекта все не складывалось. И как замечательно в итоге вышло, что кому-то из советских чиновников пришло в голову пригласить Куросаву для создания совместной советско-японской кино-коллаборации. Конечно, японский режиссер предложил экранизировать дневники, и работа началась.

Прежде всего, современным зрителям нужно быть готовыми к тому, что в фильме с хронометражом за два часа экранного времени почти ничего не происходит. Экспедиция движется по своему маршруту среди сопок, члены группы общаются между собой, казаки поют песни, Арсеньев заносит данные об экспедиции в дневник. Главный экшен-момент всего фильма – это когда Арсеньев и Дерсу лихорадочно режут на озере тростник, чтобы не замерзнуть ночью в поднявшейся метели. Даже напряженный сплав по реке и тот выглядит каким-то на удивление спокойным. Все остальное натуральный чилл, своей неторопливостью напоминающий «Танцующего с волками». Куросава возможно нарочито избегает в своей картине каких-то острых углов, поскольку начало века в тех краях было неспокойное, терки случались и с китайцами и, особенно, с японцами, которые тоже проникали в эти края, однако в фильме ничего этого не отражено. Весь фокус сосредоточен на отношениях между Арсеньевым и Дерсу, а также на невероятной природной красоте дальневосточных ландшафтов.

Акира Куросава провел огромную работу по натурным съемкам, охватив все четыре времени года и выделив их ключевые черты. При этом павильонные съемки в фильме тоже есть, в силу технических ограничений того времени, но декорации сделаны так качественно, что в общем и не заметишь, если не присматриваться. В некоторых сценах фильма узнаются фирменные ракурсы, которые мы потом видели в других картинах Куросавы. Кстати говоря, это один из первых советских фильмов, снятых на широкоформатной киноплёнке 70-мм. Представляю, как эпично все это смотрелось в кинотеатрах того времени.

На мой взгляд коллаборация удалась полностью, картина получилась добрая, красивая и захватывающая внимание, несмотря на свою намеренную неторопливость. Юрий Соломин выдал хорошую роль, но главная звезда фильма – это конечно же Максим Мунзук в образе Дерсу Узалы. Плотный, кряжистый, но при этом очень живой, натурный, с удивительным, но таким естественным сленгом и словарным запасом, он запоминается и гарантированно вызывает зрительскую эмпатию.

11 октября 2023 | 17:17
  • тип рецензии:

История охотника Дэрсу Узала и его русского друга Арсеньева, знаменитого русского путешественника, исследователя Дальнего Востока.

Наверное, тольео такой фильм и мог родиться в копродукции СССР и Японии, точнее, конкретно Куросавы. Режиссёр всегда тяготел к европейским (западным) темам применительно к восточному контексту. А СССР в этом смысле и вовсе уникальная территория: множество миров - мир природы, европейский мир русских (хотя и с нашим колоритом) и мир северного человека-гольда. Городская цивилизация, в которой комфортно, и природа, в которой некомфортно и беспокойно, которая сильнее любого человека.

Дэрсу именно в этом смысле личность уникальная - он живёт в балансе с природой, оставаясь человеком. Нарушение баланса ведёт к смерти. Через советский кинематограф Куросава двигает по существу восточную мысль - о космосе, в котором человек должен если и не жить, то туда вернуться (история про китайца). А уж Узала - вообще символ такого космоса и мудрости его осознания (целый ряд эпизодов это демонстрируют от сооружения берлоги до эпизода с уссурийским тигром, решившим его судьбу). Отдельно должны быть упомянуты прекрасные натурные сьемки.

p.s. По существу тему подхватил недавний 'Выживший' с Ди Каприо.

16 февраля 2017 | 12:16
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: