К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Глядя на дебютную режиссерскую работу Натальи Кудряшовой, понимаешь, что она дебютная. Рваный монтаж, качающаяся камера, обилие крупных планов, неровный темп картины, какая-то незавершенность сюжета. Всё это, конечно, минусы картины, которые могут показаться придирчивому критику решающими. Однако эти помарки начинающего режиссера не отменяют главное достоинство картины – её тему.

Так получилось, что за последний год вышло три картины, которые в той или иной степени пытаются осмыслить судьбу послевоенных советских поколений. 'Кино про Алексеева' Михаила Сегала было о поколении 60-70-х гг. Недавняя 'Территория' Александра Мельника была о предшествующем поколении 50-60-х гг. И вот теперь лента 'Пионеры-герои' Натальи Кудряшовой затрагивает последнее поколение, заставшее СССР – тех, кто провел своё детство в 80-х. Я не могу назвать их 'поколением 80-х', так как взросление моё и моих сверстников пришлось всё же на 90-е. Но мы – это, то самое последние поколение, которое помнит Советский Союз. Последние пионеры. Брошенное поколение.

Кудряшова в интервью постоянно открещивается от 'культа совка' и 'ностальгии по совку'. Думаю, что посмотревший её фильм, усомниться в этом. Некоторые мои ровесники, запомнили с советского детства что-то плохое: длинные очереди с номерками, написанными ручкой на ладони; драки в этих же очередях; пустые полки; редкие деликатесы в виде шоколадных конфет и т.п. В 'Пионерах-героях' вы этого не увидите. Там нет 'ужасов советской действительности'. Впрочем, как и нет воспевания 'достижений коммунизма'. Эта картина – незамутненный взгляд на своё детство, затем отброшенный, как рикошетом, в современность.

Посмотревший фильм Натальи Кудряшовой и задумавшийся над ним, должен, наверное, понять, что ностальгия у режиссера (она же сценарист), как и у многих её ровесников, не по конкретно СССР, советскому строю, экономике или режиму, а по смыслу жизни. В советском детстве были свои идеалы, важные этапы жизни и чувство причастности к чему-то важному. Есть ли сказать то же самое о современных детей? Думают ли они: 'А что бы сказал Бэтмен о моем поступке?' Есть ли кроме ЕГЭ у них ещё важные этапы общие для всех? Мечтают ли они изобрести лекарство от смерти? Сомневаюсь. Они живут, как и их родители – бывшие пионеры, одним днем, участвуя в 'круговороте дерьма в природе'. Они вполне счастливы, я в этом уверен. Они не знают как можно по-другому. Потому, повзрослев, не будут мучиться, как их родители, ощущением, что они что-то потеряли. Что-то важное, дающее смысл не каждому в отдельности, а им всем.

Кудряшова вполне убедительно на примере трех персонажей показала внутреннюю драму и трагедию 'поколения 90-х', рожденных в 80-х. Когда хочется стать героем, а жизнь не дает тебе шанса. Когда страшно от бессмысленности существования. Когда обманываются надежды, и уже никому не веришь, хотя верить-то хочется. Каждый справляется с этим по-своему. Кто-то ищет и находит, по крайней мере, так может показаться, новые смыслы жизни. Кто-то подавляет свои страхи. Кто-то просто продолжает жить сегодняшним днем. Но в каждом из них спят пионеры-герои. Нужно только вовремя их разбудить.

24 июня 2015 | 23:05
  • тип рецензии:

За всю историю второй половины 20 века, пожалуй, сложно найти поколение, которое по каким бы то ни было причинам с полной уверенностью не считало бы себя трагически потерянным. Дети 90-х свято верят, что воспитываясь в стране неясной идеологии, они оказались выброшены на задворки истории. Поколение их родителей считает, что именно они, увидевшие в своей молодости падение советского строя, не смогли найти себя в жизни нового времени. Но между ними существует еще одна огромная группа людей, которые не стали, но состоялись, не смогли реализовать своих идеалов, но подстроились под чужие – дети горбачевской перестройки, чья жизнь навсегда разделилась на «до» и «после» Союза. Именно они, давно потерявшиеся в современной суете, все никак не могут понять, почему будучи добрыми, воспитанными, хорошими людьми, они так тотально и поголовно несчастны. Дебютная работа Натальи Кудряшовой «Пионеры-герои» посвящена именно этим несгибаемым позитивистам, которые слушают группу «Кино», возвращаясь домой в своих дорогих авто.

Сюжет фильма рассказывает о жизни трех тридцатипятилетних жителях Москвы, которые, кажется, добились всего, чего хотели, но так и не нашли простого человеческого счастья. Ольга – актриса, снимается в популярных сериалах на федеральном ТВ, страдает от постоянных панических атак и лечится у психиатра, который в качестве решений всех проблем предлагает ей найти себе пылкого любовника-тракториста. Сергеев и Катя работают журналистами в огромном медиахолдинге. Он проводит большую часть своей жизни за компьютером с сигаретой в зубах, периодически отвлекаясь на свою девушку, с которой они вместе переехали в Москву за лучшей жизнью. Она, не зная, куда потратить свою огромную зарплату, встречается с женатым мужчиной, ходит на корпоративные пьянки и мечтает завести ребенка. Всех их объединяет не только то, что они когда-то были одноклассниками, но и тотальное непонимание, чего же они в конечном счете хотят от своей жизни.

Отправной точкой соцреализма, за неимением религиозной основы, всегда считалась героизация подвига советского человека, который обязательно должен в том или ином виде принести себя в жертву ради общего блага. Пока взрослые перевыполняли план, дети воспитывались в атмосфере служения обществу и честности перед лицом своих товарищей. Образы так называемых пионеров-героев рьяно использовались в Союзе как примеры высокой нравственности, и на стену почетной пионерии хотел попасть каждый советский первоклашка. Не были исключением и главные герои ленты, которые в детстве искренне верили в эти несколько искусственные идеалы.

Применяя пусть и попсовый прием постоянных флешбеков, у Кудряшовой получается на контрасте показать какими были её герои, и какими стали. Вот Катя приезжает со своим престарелым любовником в сексуальные игровые комнаты, где тот признается ей, что никогда не бросит жену и детей. А вот она, семилетняя, мучается кошмарами от страха перед тем, что её не примут в ряды советской пионерии, потому что она «укрывает» у себя дома дедушку-самогонщика. Маленький Сергеев разводит дома под ванной особый вид плесени, чтобы придумать лекарство от всех болезней. А вот он же с грустно-скучающим лицом пьет на очередном корпоративе в честь своего дня рождения.

Все они с раннего детства были запрограммированы на подвиг, на отважные свершения, на жизнь полную идеализма, черт возьми. А сейчас, как сами друг другу признаются, занимаются го***м. Культурный код, заложенный в одной стране, отрицается в них самих уже в современной действительности, которая, может быть, и оказалась слаще советского времени, но все же грустна и как-то совершенно бессмысленна.

«Живу в России я, а жил в Союзе я. Но это все была иллюзия», – поет наш современник. Именно этот раскол в головах героев подводит их к той самой черте, переступить которую необходимо для того, чтобы не допустить предательства всего того, во что они верили в детстве. Жить в иллюзии больше невозможно. Пришло время выбирать, какая из культурных систем останется с тобой до конца жизни.

Одному из героев все же удается совершить подвиг, и, поднимаясь по лестнице в небо под звуки труб пионеров-ангелов, он наконец попадает на ту самую доску почета, на которую стремился всю свою жизнь. У другого с подвигом не выходит. Он не находит ничего лучше, чем сбежать от общества, которое он прекрасно понимает и в котором успешно мимикрирует под остальных членов, но жить счастливо – не сумеет никогда.

Показанное в ленте поколение современные литераторы и режиссеры чаще всего стремятся выставить толпой безнадежных флегм, которые только и могут что жаловаться на собственную судьбу. Фильм «Пионеры-герои» разрушает этот миф современной России, представляя их жадными до самопожертвования и воплощения коллективных идей романтиками, которые запрограммированы на несчастье, но при этом ни в коем случае не хотят унывать. В их жизни всегда остается место подвигу, пусть заключается он всего лишь в ежедневных походах на дурацкую работу или жизни с нелюбимой женой, которая без тебя несомненно пропадет. Днем они сидят в пыльных офисах и пишут лживые статейки про «Газпром», а ночью им снится, что их награждают ленинским значком за поимку опасных шпионов, которые разъезжают по Москве на черных волгах с надписью «Смерть советским детям». Ведь даже маленькая часть наивной идеологии периода последних судорог Союза все же лучше, чем премия от начальника в честь дня рождения.

9 из 10

25 июня 2015 | 12:47
  • тип рецензии:

Для меня 'Пионеры-герои'- сильнейший фильм, потому что это моё поколение, потому что тема близка. Потому что характеры очень правдивые. Потому что в фильме есть определенная ирония, а не одна только драматическая составляющая. Это трагикомедия, а не комедия с элементами драмы. Притом, довольно тяжелая. Но и светлая, потому что дает надежду.

Продюсер Сергей Сельянов явно в поиске нового Балабанова, ушедшего от нас. Продюсирует картины и мультфильмы, и ищет того, кто заменит гения. Но пока что не нашел. Наталья Кудряшова определенно сняла очень качественное кино, потому что последовала совету - пиши о том, что хорошо знаешь. Это авторский фильм - она же автор сценария, режиссер, она же исполнила одну из главных, и, скорее всего, ключевую роль.

Ее героиня - актриса, сама Наталья тоже актриса, страдающая паническими атаками. Их вызывает тревожное расстройство. Этот термин пришел в медицину сравнительно недавно. Раньше панические атаки были редкостью. Но в современном мире, где наблюдается постоянная гонка, и нервная система не справляется с нагрузками, они приобрели характер эпидемии. Заболевание это настолько сложное, что врачи до сих пор не могут определиться ни откуда оно берется - наследственное или приобретенное в результате стрессов, ни как его лечить. Лечат очень по-разному. Больше всего преуспели психиатры, пичкающие пациентов таблетками - нейролептиками и антидепрессантами. Ничего не чувствует, значит не испытывает страх. Психологи, впрочем, тоже на высоте - они активно вторгаются на эту малоизведанную территорию, не помогая пациентами ровным счетом ничем, но при это вытягивая из них деньги. В картине очень хорошо показан психолог - круглый дурак, один из целой когорты дипломированных идиотов.

Убежден, Наталья Кудряшова читала великолепную книгу Люсинды Бассет, которая вылечилась сама, и начала лечить других. Правда, тоже с переменным успехом. Некоторые люди, страдающие тревожным расстройством, оказываются заперты в своих домах десятилетиями. Они не способны даже на улицу выйти. Другие выздоравливают быстро - за несколько лет.

Характеры в фильме очень правдоподобные. Режиссер показывает 'пионеров-героев', выросших в 80-е-90-е, испытавших глубочайшее разочарование в жизни, при этом социальный аспект в картине присутствует, а политический нет. Почему так случилось в их жизни - непонятно. Приходит на ум лишь несовершенство человеческой природы и психики, не способной преодолеть стресс. Не зря жизнь главного героя Сергеева, в детстве мечтавшего создать лекарство от всех болезней, делает такой глубокий крен - это его способ преодолеть депрессию.

Замечательно показана и собачья любовь женщин. Пожалуй, 'Пионеры-герои' редкий фильм, где поднята эта тема. Такая слепая любовь женщины напоминает поклонение. Но любви к ней нет, есть только жалость. Потому что ты не можешь снизойти до нее. А быть с человеком из жалости - на это способен только очень благородный и глупый человек. Главный герой не такой. Хотя в реальной жизни кого только не встречается - и благородные дураки тоже.

В общем, картина меня тронула глубиной. И вполне понятным для тех, кому тяжело, посылом. Он следующий. Ты родился на этот свет, чтобы каждый день идти на подвиг. Ты - пионер-герой. Так что не останавливайся, совершай его день за днем.

8 из 10

08 июля 2015 | 21:19
  • тип рецензии:

Первый фильм Берлинале и о чудо, такая удача. Редко бывает, что первый фильм сильно западает в душу, но сегодня повезло.

Полтора часа любования советским прошлым и самокопание режиссера Натальи Кудряшовой выливаются в своего рода ностальгию по красному галстуку и детству, когда боязнь этот галстук не получить приводит маленькую девочку в 'органы милиции' чтобы сдать дедушку-самогонщика. Отчетливые маркеры пионерского бытия доходили не до всех и не сразу. Русскогоговорящие, знакомые с Советами зрители выдавали свое присутствие реакциями на только им понятные вещи, и правильно, все таки в ФРГ и ГДР анализ кала не сдавали в спичечных коробках масштабами целого класса.

Кино вышло милое, Даша Мороз получилась красавица, и писать много об этом фильме не буду, но что фильм хороший, я напишу. Фильм хороший!

07 февраля 2015 | 22:43
  • тип рецензии:

На «Пионеров-героев» я шел, как на кино про себя. И это оказалось 100-процентное попадание: более мощного эффекта я не испытывал. Было всё: ностальгия о себе юном, и неприязнь к себе сегодняшнему. Невозможно отделить аналитику от эмоций. Да и нужно ли? Разве не для того и снимается кино, чтобы будить эти эмоции? Чертего знает, для чего оно снимается.

Однажды спартанцы, собираясь на войну, обратились за советом к дельфийскому оракулу. А тот им и говорит: победите, мол, только с полководцем из Афин. Вредные афиняне решили посмеяться над соседями и послали им хромого и незнакомого с войной школьного учителя Тиртея. Однако Тиртей оказался великим поэтом. Он запел перед боем воинственную песню и так вдохновил воинов, что те порвали всех врагов в клочки. В этой истории, по моему мнению, скрывается одно из предназначений искусства. И кино в частности. Поднимать, ввести вверх, делать людей большим, чем они были до того.

Не для всех, но для моего поколения «Пионеры-герои» вполне могли бы стать гимном Тиртея. Потому что смотреть его оказалось больно. Почти физически.

«Я хочу цокать!» – с это лозунга требования свободы начинается кино про трёх новомосквичей: Катю, Андрея и Ольгу. Они зацепились в столице, они все явно не на обочине столичной жизни. Объединяет их то, что все они одноклассники из провинциального города (кажется, Новгорода) и все являются последним поколением пионеров Советского Союза. На протяжении всего фильма мы видим картинки из жизни каждого героя и флешбэки их предпионерского детства.

Оля снимается в сериалах и страдает от приступов паники, Андрей гамится или закопан с головой в какую-то текстовую работу и доводит до слез влюбленную в него девушку. Катя, говоря метафорически, пытается разрядами тока оживить труп порочной любви. Если таковая вообще была. С каждым кадром нарастает ощущение пустоты и эфемерности жизни. Герои пронизаны им, хотя особо не замечают… как не замечаем мы, озабоченные вопросом, какой бы новый сериал посмотреть. Чтобы убить еще несколько вечеров своей жизни.

Это было бы незаметно. Если бы не флешбэки советского детства. Вот они ярки! Они наполнены настоящей жизнью, настоящим делом, даже если это наивные попытки изобрести суперлекарство или поймать шпионов. 80-е восстановлены с удивительной точностью. Когда я увидел вспоротую пирамидку молока – у меня сердце защемило. Это было практически документально. Если бы не было так художественно. А как замечательно играли дети! Где вы сейчас найдете российский фильм с хорошо играющими детьми? Да нет таких фильмов, наверное.

Жизнь детей полна мучений, поисков и борьбы. Причём, если поисков – то всеобщего счастья, если борьбы – то с настоящими злодеями. В их сердцах – может быть, навязанные извне – Золотые Буквы Законов октябрятской и пионерской жизни. У них всегда есть место для подвига. А где-то сверху неустанно приглядывают за ними ПГ – строгие Пионеры-Герои.

И повзрослевшими бывшие дети помнят их (как и я без гугла могу сходу назвать пятерых-шестерых). Если бы не помнили, то, наверное, мы посмотрели бы вялое кинцо про сплин XXI века. Но они помнят. Скорее, чувствуют. И боль вырванных из сердца золотых букв душит их. Всех в разной степени. Актрису Ольгу – вовсю, Сергеева – слегка, это даже сильнее чувствует его девушка, чем он сам. Катю – меньше всех. Потому что там – в настоящей жизни – Ольга была ближе всех к пионерам-героям. Она одна пошла ловить «убийцу советских детей». У нее даже оргазм был от того, что она сбежала из фашистского плена. Катя же больше боялась их, чем к ним рвалась. У нее были в душе сильнее другие, чуть более вечные идеалы: семья, друзья. Но это тоже идеалы, уже не золотые, а платиновые.

Я хочу превентивно оговориться – дело даже не в политической составляющей. У детей жизнь в любую эпоху ярка, мощна и полна смысла. Взрослея, мы теряем это – так происходит с каждым поколением. Просто у поколения ПГ (пионеров-героев) – у моего поколения – оно наиболее острое. Смысл нам давали в избытке – светлый и прекрасный. А потом просто сказали: не надо. Особо не объясняя – почему. И ничего другого особо взамен не дали.

«Я устала осуществлять круговорот говна в природе», – говорит Ольга краеугольную фразу фильма. И мало найдётся людей, которые бы под ней не подписались.

В свое время товарищ Пелевин промыслил российское Поколение П, породившее чудовищ. Теперь появился фильм, промысливший следующее за ним поколение – Поколение ПГ. Эти люди сейчас достигают своего акмэ – высшей точки развития. Что породит оно? Развязка фильма – острая, как скальпель, мощная, как гимн Тиртея – предлагает вариант. Окажемся ли мы теми спартанцами, которые услышат этот гимн? Не знаю.

10 из 10

15 сентября 2016 | 07:58
  • тип рецензии:

Это фильм-памятник великому подвигу нынешних средневозрастных. Подвигу, увы, несостоявшемуся, хотя были они к нему всерьёз готовы уже с раннего детства. И пока не настал черёд девчонкам не по-детски хранить военную тайну в гестаповских застенках, а пацанам — бросаться со связкой гранат под фашистские танки, советские ребятишки коротали ожидание в свершениях малых. Неважно, будь то поедание чернильниц из хлебного мякиша, дежурная поимка «шпиона» или создание в ванной лекарства от смерти.

Однако некая, оставшаяся за кадром, но незримо присутствующая в виде ангстового саундтрека недобрая сила безжалостно вырвала героев из времени, в котором они были обречены на подвиг, и забросила в новое измерение с невразумительными ценностями и целями. Без методичек «что делать» и пояснений «кто виноват». И вроде бы всё они делают по законам и правилам этого странного времени, и по его же критериям считаются вполне успешными, однако в награду за актуальные ныне подвиги получают не портреты в граните и славу в веках, но одиночество в толпе, беспричинные панические атаки или «стакан водки и поспать». И им от этого страшно, однако лекарства от страха тоже никто не предлагает, ведь лекари-ровесники сами растеряны и боятся не оправдать доверие, точно как в пионерском детстве. И всё сходится к тому, что вместо обречённости на подвиг есть просто обречённость. Остаётся только коротать время, выбрав анестетик из небогатого набора опций. Например, с головой погрузиться в работу, принять тот же пресловутый стакан алкоголя или уверовать в ближайшего боженьку. Или же терпеть просто так, без всякого наркоза, успокаивая себя и близких мантрой: «Нормально. Ну так… Нормально, в общем.»

Этот фильм-памятник установлен также в укор и в назидание. В укор поколениям старшим, дербанившим в угаре перестройки страну пионеров-героев и не думавшим особенно о тех, кому жить дальше на её обломках. В назидание поколениям младшим, великое и светлое будущее которых ещё отнюдь нигде не записано, но средний возраст обязательно придёт, а вместе с ним придёт пора задуматься о том, что уже сделано и что ещё предстоит сделать. А главное — ради чего всё это делается. Посему фильм рекомендуется к просмотру всем.

08 июля 2015 | 11:15
  • тип рецензии:

Опять тот же удачный трюк: начни смотреть не сначала - и будет прекрасный фильм. Посмотри его весь - и пожми плечами, но не в этом случае. Название скучное, а фильм сильный. Все, кто помнят о Мальчише-Кибальчише, сухой закон, журнал 'Пионер' оценят, скорее всего. Удачно выстроены переходы из воспоминаний детства к современным взрослым героям. Это первый фильм на моей памяти, который изумил тем, как играют дети. Нет, они даже не играют, они передают и воплощают. А за два эпизода с девчонками хочется простить все огрехи фильма. И затянутость в некоторых моментах, и недосказанность - все вроде бы тормозит, но мягкий юмор периодически спасает картину.

А кто не помнит анекдот про радиопередачу абвгедейку, где предлагалось детям: 'Если ваши близкие или родители будут плохо говорить о том-то, пишите нам... КГБейка'. Для меня суть картины сложилась так: возвышенность и героизация закладывала основы формирования личности для служения высоким идеалам. Дети выросли, идеалы поменялись, взрослая жизнь оказалась далека от того, о чем рассказывали и чему учили в детстве. Несоответствие установок и сложные отношения с действительностью и людьми 'нового формата' привело героев в напряженно-стрессовое состояние, которое у одного выражается в депрессии, у другого - в фобиях, у третьего - в периодической депрессии. Можно сказать, что сложные отношения с обществом у героев истории.

И это необязательно от идеологического опустошения, может быть как этап взросления, где все, чему учили в детстве вдруг перестало существовать, и выяснилось, что можно везде нарушать. Как будто в ГАИ получили водительские права, сдали экзамены, а ездить надо не совсем так, как учили, а вместе с потоком, встраиваясь в него, чтобы не выбиваться. А пределы нарушений теперь регулировать придется самому. Только у бывших пионеров и дороги еще поменялись.

Психотерапевт или психолог (так и непонятно) слишком буквально понимает работы Фрейда и, в общем-то, дает разгрузочные советы, но больше любуется собой в этой модной профессии и склоняется к шоковой терапии. Кому-то, возможно, такое поможет хотя бы понять, но 'прорабатывать', как его просит героиня, он как-то не собирается. Он дает советы.

Впервые на экране пытаются подробно рассказать, что такое фобии, чем занимаются психоаналитики или психотерапевты, которые работают со столкновением двух равноценных убеждений в голове людей с горячими и честными сердцами. Многое не объяснено в фильме, поймут, пожалуй, те, кто хоть как-то в теме. Но... хочется сказать спасибо авторам за эту картину. Возможно, последующие режиссеры и сценаристы уже разжуют получше.

Героизм в картине делится на несколько категорий. На явный подвиг, который всем понятен - не прятаться, а идти кого-то спасать. На непонятный подвиг - сподвижение - подвязаться на какое-то важное дело. Уход в монастырь - не результат бегства, как может сначала показаться, а служение высоким идеям спасения людей, которые у человека были в детстве. В монастыре молятся за всех. И еще один непонятный подвиг - каждый день девушка борется с собой, чтобы справляться с тем, о чем другие 'нормальные' люди, даже не подозревают.

Откровенность, честность, попытка раскрыть тему. За это ставлю. Изумили.

10 из 10

08 января 2017 | 11:45
  • тип рецензии:

Кино содержит две параллельных сюжетных линии - октябрятско-пионерско-советскую и современную-страдальческо-поисковую. Со второй все ясно - она сводится к различным формам страданий и исканий, причины которых растворились в сценарии и таким же прозрачным раствором выглядят в кино. А вот советская линия и ее современные параллелизмы (где они очевидны) сделаны, что называется, с душой.

Пионерское прошлое немного фантазийное, ну так и фильм - культур-мультур, тут можно. Стоит отметить отличную игру девочки, играющей одну из главных ролей - просто отлично, шикарная игра! Я думал, что система отбора детей для российских фильмов предусматривает какой-то особый критерий 'если ребенок - то дебил', но тут явно критерии другие, удивлен и хлопаю. Однако, тут как пионер выступлю - съемочная бригада могла-таки уточнить (говоря по-советски - проработать!) некоторые детали из нашего прошлого. Ну хотя бы вроде такой, что в то время автомобили милиции были выкрашены в желтый цвет с синей полосой, а мышастого серого они стали сильно позже. Ну и то, что 10 рублей СССР - не просто красноватая бумаженция 'на мороженое', а довольно много денег, в ресторане можно гулять.

Выключая пионера скажу - очень приятный фильм, даже без поправки на качество основной массы нашего адского современного эрзац-кино. По уровню концентрации вялости-живости явно выше средне-арифметического российского культур-мультура вроде 'Дурака', 'Левиафана', 'Кино про Алексеева' и прочих 'Интимных мест'. Всё это фильмы разных жанров, но общей милой несуразностью все немного друг на друга похожи. Так и 'Пионеры' - чем-то похож, но в целом - чем-то очевидно круче, на мой вкус и цвет. Потенциала у идеи явно больше, но я так понимаю, что это дебют режиссера. Так что авторы молодцы, а кино рекомендую.

05 августа 2015 | 00:57
  • тип рецензии:

Несмотря на несколько несоответствий, фильм очень в жилу.

Он для поколения, которое попало: мы так хотели быть пионерами, стали... а потом пионерская организация развалилась, страна развалилась и стало непонятно, зачем и что дальше...

И это зачем и что дальше как раз хорошо показано: мы делаем непонятно что и непонятно зачем. Не все конечно, но многие имеют такое ощущение. Поколение 76-80, условно.

Дети играют отлично! хотя, конечно, в белых гольфах/воротничках никто постоянно не ходил, воротнички были черные тоже.

Хорошо, почти идеально, показана та советская школа. Такая протертая временем вся, только у нас не было дверей в туалете...

Даже тетка-музычка - отличная! У нас почти такая же была, по характеру и произношению большого количества умных слов, которые нам - детям, были совершенно неясны.

И потерянность сейчас - тоже отличная. Зачем вообще вся эта возня? Раньше было понятнее куда и зачем, а теперь...

Красивые переходы и монументальные здания, правильные такие здания. Нас принимали в пионеры в Музее Красной Пресни. Это было СОБЫТИЕ. Все волновались, учили слова.

Кстати в словах ошибка: там было 'клянусь!', а не 'обещаю!' - я клятву до сих пор помню. Странное несовпадение, врезалось, хоть и не порушило общей картины от фильма.

Отличный возврат картинкой/ощущением в поздний СССР и сравнение с условным нынешним миром (на дворе 2023, а фильм 2015).

Кто 1976-1980гр - посмотрите. Зайдет.

30 марта 2023 | 01:42
  • тип рецензии:

«Ну что ты маешься, Елисеева? Успокойся. Займи своё место, извертелась вся!» - не каждый фильм начинается так лично, с первых фраз становясь почти родным. А вот у «Пионеров-героев» получилось. Когда вот так, наотмашь, в начале фильма к тебе уже по фамилии.

Катя Елисеева, Оля Красько и Андрей Сергеев – школьники на пороге вступления в пионеры в не такую уж далёкую эпоху перестройки. Они хотят совершить подвиг: изобрести таблетку от всех болезней, поймать шпионов, спасти всех советских детей или как минимум научиться писать молоком по бумаге, как Ленин. Их кумиры: пионеры-герои, прожившие жизнь не зря, совершившие подвиг, а может, даже изменившие мир. Мир миллионов детей, так точно, - советских школьников.

Эти герои – основа основ, кумиры, на мнение которых оборачиваются, равняются, словно в строю. Пионеры- герои, словно ангелы в красных галстуках, знающие истину, дерзнувшие совершить великое, не задумавшись. Вы помните?

Катя, Оля и Андрей – эти же ребята, только уже наши современники возраста чуть за 30, выросшие пионеры, так и не успевшие совершить тот самый, запланированный подвиг. Они живут, как все, и даже лучше многих, но про подвиги, да что там – внутреннее счастье – давно речи нет.

Основа их жизни – не помогающие беседы с психологом, компьютерные игры, чтобы включиться в работу, и секс в лучших готических отелях столицы – на десерт. Пиарщица, актриса и политический технолог – профессионалы, без блеска в глазах. Они больше не мечтают о великом. Они просто живут. Такое знакомое многим: «Всё хорошо, но ничего хорошего» - в котором и себе не всегда признаешься.

«Ты в детстве о чём мечтал?» - спрашивает героиня Дарьи Мороз Катя Елисеева у героя Алексея Митина. «Ну как, подвиг совершить» - «Совершил?» - «Вон в Москву приехал» - «Все приехали».

Ответы на не поставленные вопросы, но бьющиеся словно жилка пульса в каждом кадре, звучат здесь из уст героини Натальи Кудряшовой: «Мне надоело осуществлять круговорот г**на в природе. Хочется заниматься чем-то важным. Но мне кажется, я забыла, чем нужно заниматься». Миллион страхов и нереализованных желаний, компромиссов, которые, как не воспевай хвалёную стабильность, ломают душу. Сломанные детские ценности, не выстроившиеся в новые, зрелые, свои. Когда ребёнком мучаешься совестью от вопроса, сдавать ли дедушку-самогонщика в милицию, чтобы попасть в пионеры, а вырастая в другом мире без навязанных смыслов, уже не мучиться нравственными вопросами более высокого порядка.

Этот фильм совсем не воспевает советское прошлое и не напитывает ностальгией. Здесь про то, что важнее – про грусть по смыслу, который многие потеряли, так и не научившись создавать его самостоятельно; по ориентирам в пути, маячкам, ведущим в обществе с совсем другими ценностями.

Когда-то Мандельштам писал своё монументальное: «Мы живём, под собою не чуя страны». Что там страны? – думается после фильма. Мы и себя-то не всегда чувствуем в сутолоке дней, ожидая, что страна расскажет нам глобальные смыслы. Возможно, когда мы начнём чувствовать себя, и научимся создавать великое сами, от того, что этого просит душа, а не «политика партии», тогда и найдётся место подвигам настоящим для сегодняшней, другой жизни, и страну мы сможем чувствовать сами, изнутри, а не сверху.

Будет ли место подвигу в жизни героев киноленты? Несомненно. И горький подвиг, и поиск внутренних смыслов вдали от мира, и своё успокоение. И пионеры-трубачи, принимающие новых героев в свои ряды.

«Елисеева, хватит крутиться! Займи своё место!» - снова звучит в ушах. С огромным уважением к пионерам-героям и великой истории, без громких национальных идей и ностальгирующих мыслей я всё же рада, что великий смысл и своё место сегодня я могу искать сама.

8 из 10

12 июля 2015 | 18:41
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: