К описанию сериала »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Мне сериал понравился. Распутин - личность яркая, и отношение к нему было двоякое. Все мы знаем, как можно вывернуть наизнанку любой факт, и режиссёр в сериале показывает, что порой люди ошибаются и судят других по каким-то слухам, субъективным мнениям. Распутин - удобная в этом плане фигура из-за своего положения в обществе.

Вообще сериал заставляет задуматься о том, что мы все склонны скорее осуждать окружающих, чем оправдывать их. Что бы человек ни сделал - мы видим в его действиях тайный умысел, личную выгоду. А что, если нет никакой личной выгоды? А что, если человек просто действует по велению души? И мы теряемся в этом случае, ибо как это так - без выгоды...

Режиссёр показывает, что Распутин пугал и злил людей именно тем, что видел их насквозь и 'подсвечивал' им их грехи и тёмные стороны. Оттого и ненавидели его за это своё кривое отражение.

16 января 2024 | 14:40
  • тип рецензии:

Григорий Р

Нестандартная версия жизни «святого старца» Распутина. Классический образ Распутина выглядит так - полубезумный полубес, мистификатор с навыками внушения и даже гипноза, использующий для своих фокусов церковную мистику и примазывающийся к православию, похотливый пес и развратник, купавшийся в роскоши и блуде, подчинивший себе царицу, склонную к мистике, и уже через нее влиявший на безвольного царя Николая II. Влияние его было так сильно и мешало государству, что придворная братия решила его прикончить, что оказалось очень непросто.

В этом же сериале все перевернуто с ног на голову. Или с головы поставлено на ноги - как знать? Машков играет действительно святого старца (вернее, крепкого мужика с бешеными глазами), который осенен Божьей благодатью исцелять и даже воскрешать, но при этом каждый раз сам умирает, отдавая свои силы. Он бескорыстен и благочестив, но по особому. Чтобы привести кого-то к покаянию, он должен швырнуть его на самое дно порока. Именно поэтому он заставляет дворянок мыть его в бане, пьет как не в себя, потому что только так может поддержать свои силы. Он почти целомудрен. Он искренне любит царицу и царя, рвет душу ради царской семьи и государства Российского. Он провоцирует людей на огромные взятки, чтобы понять, достоин ли тот или иной человек государственного поста. Он изнемогает от отчаяния, потому что царь слушает не его и ведет страну к войне. Он предвидит все - и смерть Столыпина, и смерть царя, и свою смерть. И даже знает кто и когда его убьет. Здесь заговор против Распутина - это не акт спасения государства дворянами, а акт мелкой мести мнимого рогоносца, гомосексуала, которому Р расстроил женитьбу на царской дочке и политического фанатика Пуришкевича.

Машков гениален, базару нет. И если бешеный напор и энергию Распутина сыграть было не так уж и сложно - давать безумие и экспрессию даже для среднего артиста - задача на троечку. Но вот как Машков сыграл состояние Распутина перед тем, как ему идти на встречу, где, он знает, чувствует, что его убьют - это было потрясающе. Страх, отчаяние, смирение, готовность и все же надежда - такая невыносимая смесь эмоций. Гениально, короче.

Сам сериал же гениальным не назовешь. Максимум, неплохо. Реально здорово играет только Машков. Остальные на четверочку. Климова жутко переигрывает, а то, как она изображает хромую с палкой, просто корежит. Даже через несколько лет после травмы она ходит так, будто нога у нее сломалась вчера и палку она держит в руках в первый раз. Кошевой в роли Феликса Юсупова слишком уж похож на театрального Пьеро и косплеит Вертинского. Из Николая Второго слепили какое-то недоразумение, он совсем не похож. А остальным и играть особо нечего. Каморзин в роли шпика уморителен как всегда, но абсолютно не удивителен. Он всегда такой. Здорово еще получились жена Распутина и начальник полиции на родине Григория Р.

В остальном история яркая, и удивительная. Факты не перевираются, а просто иначе трактуются. Т.е. это не ложь, а противоположная оценка. Это не фантастика в стиле Караморы. И это интересно. Тем более, что как оно было в реальности, сказать точно невозможно, потому что образ Распутина, известный нам, это тоже именно трактовка. Просто мы к ней уже привыкли. А к этой нет.

19 декабря 2023 | 19:11
  • тип рецензии:

Восьмисерийный проект Андрея Малюкова «Григорий Р.» собрал в 2013 году весь цвет российского актёрского сословия и достоин просмотра уже за один этот беспримерный максимализм. Впрочем, беспримерный он скорее по современным меркам, тогда как ещё в 1981 году известный диссидент от режиссуры Элем Климов привлёк столь же звёздный состав для своей двухсерийной исторической драмы «Агония». Та лента потрясает мощью художественного эффекта и сейчас, а вот заслужит ли аналогичное творческое бессмертие версия Малюкова – вопрос дискуссионный. Постановщик очень аккуратно обошёлся с фактологией, сценарий картины плюс-минус совпадает с теми сведениями, что приведены в стандартном учебнике истории за 10-й класс. В то же время настрой на опровержение ощущается с первой серии – как некий ответ на абсурдное стремление главы Временного правительства Керенского выставить Распутина форменным исчадием ада, единственным безусловным виновником обрушившихся на Россию несчастий.

По следам обычного крестьянина Тобольской губернии, что сумел стать фигурой мировой масштаба, чья популярность уступала только Сталину, идёт следователь Генрих Свиттен – очередной детективный герой Андрея Смолякова, и это ему предстоит отличить мифы от правды. Получается с трудом: несмотря на интересный заход и красочно оформленные размышления сыщика, понять, кем же был на самом деле печально известный «старец» из села сериал не помогает. При этом если опираться на сугубо внешние впечатления, то Владимир Машков в роли Распутина невообразимо хорош. Сила харизмы актёра такова, что он и при всём желании не изобразил бы омерзительного негодяя, каковым его считали приближенные к династической семье аристократы. Даже однобокое исполнение героя не мешает воспринимать Григория единственным заслуживающим сочувствия персонажем сериала. Свиттен? Ну он просто есть, выступает в роли рассказчика, помогает зрителю разобраться в перипетиях тогдашних нравов чахлой провинции и сумрачной столицы Петрограда, хотя необходимость подобной работы стремится к нулю – создатели взялись экранизировать слишком уж известные события. Остальные же деятели – кто в меньшей степени, кто в большей – в фильме это бесхарактерные приспособленцы, жалкие мямли и тщедушные слабаки.

С точки зрения исторической достоверности к сериалу не подкопаться, видно, что бюджет ушёл по назначению, не только на гонорары. Картинка «Григория Р.» близка к идеальной, и это впечатление не портят устаревшие перебивки между событиями, проходящими в двух временных пластах. Другое дело, что сюжетно это решение себя не оправдывает: ставка на показания очевидцев чудес, которые Распутин начал совершать ещё в родном селе Покровское, не приближают к пониманию, чего было в «старце» больше: святого или дьявольского. Характера хватило бы на обе ипостаси – вот в этом не может быть никаких сомнений. На контрасте с теми, кто в разные периоды жизни становился его противником, Григорий выглядит единственным настоящим мужиком. Авторы если и не очистили ему репутацию, то уж точно добавили человеческой естественности. Показательно, насколько вымученным показан на экране заговор князей против Распутина. Эти размазни не могут ни о чем договориться, всегда следуют принципу «только после вас», и видимо такие ничтожества, по мнению создателей сериала, ответственны за развал страны и крушение монархии.

Закономерно, что и императорская чета в ленте существует для проформы. На именитых исполнителей приятно посмотреть, а на Екатерину Климову в роли фрейлины Анны Вырубовой – очень приятно, но в целом это не исторические личности, если только они изначально не задумывались как случайно оказавшиеся в водовороте страшных событий люди. Ничего удивительного, что Машков легко и непринуждённо солирует в каждой сцене – у него попросту нет соперников. Хотя Владимир Львович воплотил скорее некий собирательный образ Распутина, героя бесчисленных кривотолков, а не парадоксальную личность – он всё равно с запасом центральная фигура проекта, идол и символ. Сериал не реабилитирует человека, которого августейшая пара почтительно называла «Наш Друг», и не похоже, что такая цель вообще стояла перед съёмочной бригадой. Критика православия – вот этого добра в картине с избытком. Начиная с первой опять же серии, когда на экране появляется настоятель Свято-Николаевского мужского монастыря. Священник показан как нечистый на руку управленец, христианская вера для которого – в первую очередь выгодная работа, а не духовное призвание. Ничего удивительного, что и заговор против Распутина его вдохновители именуют «святым делом», тогда вся как святость осталась в задействованных для съёмок стенах Антониева монастыря.

Если оставить в стороне идейные придирки, то в художественном плане сериал удался. Всё-таки за дело взялись умелые кинематографисты, а в исторические одежды облачились талантливые актёры. «Григорий Р.» должен прийтись по вкусу поклонникам костюмированных драм, да и нельзя сказать, что авторы где-то перешли грань и теперь заслуживают остракизма. Нет, это хоть местами дерзкая, но довольно аккуратная попытка показать легендарного деятеля прежде всего человеком и только потом – мифологическим персонажем. Ясно одно: ни малейшего пиетета, ни перед династическими временами, ни перед традициями вековой давности творческая группа не испытывает, и показывает события с привычной для нашего времени поверхностностью. Очевидно, что и Распутин – интересен как колоритная фигура, с помощью которой можно заниматься высмеиванием предков, а уж затем кто-то озаботился поисками пресловутой правды. К тому же не факт, что она теперь кому-то нужна, вокруг личности «святого чёрта» и дальше будут вестись споры, а значит, царский друг снова будет живее всех живых – в том или ином качестве.

17 декабря 2023 | 18:09
  • тип рецензии:

В сериале перед зрителем предстаёт сильно упрощённый и изрядно открахмаленный образ старца Г. Е. Распутина.

Да, мы видим всё ту же неуёмную энергию, недюжую силу воли, харАктерность, но чего-то в нём сильно не хватает.

Некоторые измерения личности Распутина были намеренно спрятаны от массового зрителя, как способные опорочить главного героя при неверном истолковании.

А массовый зритель не слишком искушён в проникновении в тайны души иных старцев.

Посему Распутин выглядит хоть убедительно, но одномерно.

Особенно неестественно выглядит притянутая за уши 'химия' между ним и Танеевой (пардон, Вырубовой). И абсолютно человеческая влюблённость его в княжну Ирину Александровну.

А так очень многие события из жизни Распутина остались за кадром.

Ещё объективные неточности: в ночь убийства играет какая-то 'левая' композиция, а не Yankee Doodle (кстати недавно вышедший британский сериал The Last Czars использовал правильную мелодию). Князь Юсупов почему-то весь фильм ходит в своём свадебном костюме со старых фотографий. Хотя тогда была война и скорее всего он носил форму Пажеского Корпуса (где-то я встречала описание его в простой гимнастёрке). Ещё не знаю зачем нужно было придумывать попытку Матрёны Распутиной соблазнить следователя. Видимо пущего драматизма ради.

В итоге: сериал поражает масштабностью, декорациями, отличной игрой актёров. Но он фальшивит и не попадает в ноты, а потому довольно-таки режет слух человеку, хорошо знакомому с иными событиями.

И, да, считаю, что попытка очеловечить Распутина удалась.

06 сентября 2019 | 11:09
  • тип рецензии:

Когда снимается очередной сериал, с претензиями на историчность, первый и главный вопрос - зачем ?? Ну что это за тема, разве она требует каких-то толкований, свежего взгляда, раскрытия тайн ?

Беда в том, что слишком много известно о Распутине, и опоэтизировать этот персонаж невозможно по определению. Грязный мужик, пьяница, развратник и интриган, позоривший последних российских императоров - ну как тут сделать 'конфетку' ? Да очень просто - врать не сморгнув. Весь сериал лживый с первого до последнего кадра.

Тут и 'божественный' свет, исходящий из ладоней Машкова, и мудрость, и целительство, и предвидение - всё залито таким приторным елеем, что скулы сводит.

Авторы сериала просто оболгали нашу историю, и очень жаль, что хорошие актеры в этом согласились участвовать. В этом миксте 'Битвы экстрасенсов' и политической агитки в духе 'православие - наше всё', 'монархия - наш исторический выбор' и т.д.

Круг замкнулся - зачем снимать такое?

01 февраля 2019 | 11:18
  • тип рецензии:

…по поводу этого фильма. Вот местами он просто гениален, но местами такие ляпы! При этом в описании написано, что консультировались с экспертами.

Наверное это тот случай, когда образно говоря строили дом, посоветовались с дизайнерами и вроде внутри красиво.. Но фундамент кривой и крыша вот-вот обвалится. Так и этот фильм.

Актеры играют потрясающе, такие сложные многогранные персонажи. Но! Не похожи на оригиналы.

Некоторые события как-будто попросту придуманы. Ну тогда бы написали что “любые совпадения случайны”..

*Самый неправильный персонаж это Танеева (Вырубова). Такое чувство решили сделать противоположного ей персонажа. Были неуклюжесть, жадность и недалекий ум - стали грация, душевная щедрость и внезапно появившиеся аналитические способности.

*Вряд ли у Дмитрия Павловича были такие ужасные манеры. Неужели он делал такие лица?: ) Судя по воспоминаниям и фото, он был человеком гармоничного характера, прекрасно воспитанным и сдержанным. И скорее всего он был чуточку ниже Феликса ростом, но это уже ремарка в сторону.

*Г. Е. Распутин. Машков его потрясающе сыграл, но он совсем не был таким!

По хорошему Машков не подходит на эту роль, потому что на нее вообще никто не подходит. И лучше даже не снимать фильмы про Распутина, по-любому переврешь. Здесь нужна редкая смесь примитивности/неотесанности и особого рода мистической возвышенности, которой некоторые пугаются, а некоторые за нее умереть готовы.

Вот Машков делает такие суровые глаза и старается глядеть то ли презрительно, то ли весомо. Но вы вот откройте прямо сейчас фотографию Распутина - ведь у него взгляд не был тяжелым. У него глаза ясные, светлые немного как-будто стеклянные. Люди пугались его взгляда, потому что в нем есть гипнотизм и они тебя как-бы сверлят. А почти все актеры что его играли пытались подменить этот гипнотизм (оно и понятно, ведь они им не обладают!) тяжестью и суровостью во взоре.

Но вот порадовали меня:

*Феликс. Вообще блестяще. Особенно жесты, hand choreography так сказать. Даже больше какой-то томности и меркуристичности, чем в самом Юсупове.

*Матрена Распутина. Тоже отличное попадание. Но она не так уж заметна в фильме в целом.

Про придуманные факты и непонятно откуда взявшиеся сцены я вообще молчу. Распутин и Юсупов впервые встретились в ресторане, правда что ли? В день убийства играет не Yankee Doodle, а какой-то нацистский марш. Почему Распутин ничего не заподозрил? Может быть потому что ответ кроется в книге Распутин, Почему? - его дочери.

В общем, я бы все-таки написала большими буквами вначале фильма, что это “адаптация”, “по мотивам” и все такое, чтобы не вводить честной люд в заблуждение.

21 января 2018 | 17:56
  • тип рецензии:

Владимир Машков очень нравится мне как актёр и снимается он почти всегда в качественных фильмах и сериалах. И «святого чёрта» Григория Распутина он сыграл хорошо, так сказать, «с душой», явно выложившись на полную. Однако самым парадоксальным образом, в пику прекрасной игре, «в образ» он не попал, и не попал, скорее всего, по вине сценаристов. Но об этом чуть позже.

Где-то в середине второй серии меня начало мучать чувство «дежа вю». Где-то я уже видел такую структуру повествования. Так… Исторические события… Убийство… Расследование… Мысли следователя… Ба, сериал «Есенин»! Ну почти точь-в-точь, остаётся радоваться, что хоть Распутина сыграл не Безруков. Вместе с тем, в противовес «Есенину», в «Григории Р.» подобная структура выглядит неуместной и скучной. «Современные» вставки не очень-то интересны, сильно затянуты и их слишком много. Расследование подаётся как едва ли не самое важное для победителей Февраля 1917 года дело, напряженное и непростое. Плюс ко всему, все события «расследования», демонстрируемые на экране, все межличностные отношения и диалоги выглядят выдуманными (и что-то мне подсказывает, что так оно и есть и следствие шло совершенно по-иному). И обработанные «сепией» современные кадры, которые пытаются казаться архивными, в обратном не убеждают.

Что касается образа Распутина, он опять же совершенно неубедителен. Во-первых, внешность. Судя по сохранившимся фотографиям Распутина, его нельзя было назвать не то что «красивым», но и просто «симпатичным», в то время как Машков остаётся Машковым, с большими грустными глазами и волевыми чертами лица под бородой. Во-вторых, поведение и образ жизни. Многочисленные воспоминания описывают Распутина как неотёсанную деревенщину, грубияна, мужлана, пьяницу и бабника, который по до сих пор не выясненным причинам очаровал высшее общество Петербурга и царскую семью. В сериале мы видим эдакого справного крестьянина, Мужика в хорошем смысле этого слова. Грубиян? Ну так, чуть-чуть. Пьяница? Как говорится, «а кто ж не пьёт?». Бабник? Да сами ж «вешались»! И так далее. Весь исторический образ Распутина выражен в сериале лохматой бородой, чёрным крестьянским одеянием и неистребимым «деревенским» говором, но для биографической драмы этого катастрофически мало.

После просмотра «Григория Р.» создалось впечатление, что авторы и сценаристы фильма умышленно изменили знак «минус» на знак «плюс» во всех фактах и свидетельствах, касающихся жизненного пути Распутина, а всем загадочным явлениям вокруг него придали гротескные формы. Широко известна история, как пьяный Распутин похвалялся своей шёлковой рубашкой в ресторане, крича, что её «Сашка вышивала», то бишь императрица. В сериале этот сюжет вывернут так, что просто прослезиться хочется душевным терзаниям и благородству «святого отца Григория». «Предсказания» Распутина, которые по всем, абсолютно всем воспоминаниям его современников носили совершенно иносказательные формы (иными словами, «понимай как хочешь») в устах «сериального» Григория Р. разжёваны до состояния пюре, он разве что точного времени ожидаемого события не сообщает. И как закольцованная унылая мелодия постоянно повторяются две главные распутинские аксиомы о том, что не надо начинать войну, а после его смерти убьют и царскую семью. Снова и снова.

Ни для кого не секрет, что большинство транслируемых сегодня по телевидению исторических фильмов и сериалов носят политико-идеологический окрас. В большинстве случаев это понятно и вопросов не вызывает. Но сколько я не старался, так и не смог сообразить, кому и зачем сегодня нужно обелить Григория Распутина, которого очень сложно (да и просто невозможно) назвать положительным человеком; которого не любили политики Российской империи, совершенно забыли политики СССР, а Церковь презирала и в царские времена, и сейчас.

А ведь сериал «Григорий Р.» именно это и делает.

11 мая 2017 | 00:23
  • тип рецензии:

После беспомощной поделки о Распутине с Жераром Депардье я зарёкся смотреть фильмы на эту тему. Отечественные же сериалы не смотрю вовсе: качество чаще всего оставляет желать лучшего. Но к этому сериалу меня привлёк комментарий знакомого историка: 'там почти не наврано'. Смотрел на одном дыхании и получил массу удовольствия.

Первое, что бросилось в глаза - совершенно не сериальная игра актеров. Никто нигде не пересаливает, не переигрывает и не пережимает. Актёры не 'играют' людей той эпохи, а буквально становятся ими. Машкова нельзя назвать актёром, который сыграет кого угодно, но Гришка Распутин это человек того типа, который ему неизменно удаётся. Напомню, что в жалком фильме с Депардье Машков играл Николая II, и это был величайший мискастинг. Здесь Машков не просто убедителен, он и есть этот неотёсанный мужик, взбалмошный, склонный к загулам, волею случая оказавшийся при дворе.

Что касается наполнения, то это редчайший случай, когда сценарий сериала написан человеком с мозгами, знанием материала и сдержанностью(чтобы не напихать каких-нибудь нелепых сюжетных линий). В частности, развенчаны все эти готические анекдоты об убийстве Распутина из советских учебников, основанные на мемуарах участников убийства.

Многим мешают оценить эту вещь левые взгляды, сериал бросает тень на творцов февральской революции. Но в сериале представлена как минимум точка зрения, далекая от обывательской. Что уже придаёт ему ценности.

10 из 10

08 апреля 2017 | 23:37
  • тип рецензии:

Самая большая претензия к этому фильму - показ на центральных каналах в прайм-тайм.

Я не знаю на чем основываются люди, которые пишут отзывы 'это наша история', но это какая-то история параллельной реальности.

Я могу понять исторические огрехи в костюмах - зачастую многие режиссеры сознательно отходят от исторической точности костюмов, оружия, музыки или зданий в городе для придания эстетичности и своего видения картине. Можно простить, что Вырубова совсем не была такой, как миловидная Климова, но это придало еще бОльший акцент на разнице между мужиком из деревни и приближенных императора. Можно закрыть глаза на то, что не могла фрейлина сидеть в присутствии императрицы, пока та стоит - это все не слишком явный огрех для зрителя. Конечно странно, что в сцене избавления от трупа они не кинули его с моста в воду, хотя там явно видно, что нет льда, а тащили по земле к проруби, где бабы белье стирают, но на это тоже можно махнуть рукой, ведь есть совсем вопиющие огрехи.

Как можно искажать так сильно историю? Безусловно, есть вещи, которые можно трактовать двояко. Например - Распутин спал с многими знатными дамами, обещая им исцеление. Распутин в этом случае конечно не святой, но и женщины куда смотрели, ложась в постель со старцем, имея мужей.

Но когда абсолютно каждую страницу биографии Григория трактуют как 'подставили, оболгали, наговорили', искажают факты, пытаясь выбелить образ Распутина - непонятно кому это нужно. Даже если опустить события в жизни старца 'до Петербурга', почему показано, что Столыпин остался в приятном впечатлении от встречи с Распутиным? В воспоминаниях дочери - Марии - написано, что Столыпин был ужасного мнения о старце и всеми силами пытался его выслать из столицы. К слову, Распутин не лечил и не исцелил больные ноги другой дочери Столыпина - Натальи - здесь заслуга врачей, что так же исторически задокументировано.

Тем более - совершенно непонятна причина убийства старца. Феликс сошелся с Английской разведкой? Почему тогда он не бежал в Англию, когда свершилась революция? Чем английская разведка могла замотивировать Юсупова? Что он бисексуал - и так знал весь Петербург, это явно не предмет шантажа. Деньги? - Юсуповы были богаче императорской семьи, зачем ему еще больше денег? Уж если вы решили показать версию про вмешательство Англии, то хоть объяснили бы более логичные причины подобного сотрудничества Феликса с ними.

Еще более вопиющая деталь в сериале - Распутин никогда не был знаком с Ириной Юсуповой. Юсуповы даже судились (и выиграли) с кинокомпанией Metro-Goldwyn-Mayer и доказали, что она никогда его в глаза то не видела, и уж тем более не ходила к каким-то сиротам (как показано в 'чудесном' сериале Григорий Р.). Почему князя Дмитрия вдруг сделали геем? У него и жена в Америке была, и потом после развода он с Коко Шанель имел отношения.

Но даже эти переписывания истории можно было бы простить, если бы сериал не шел в прайм-тайм на России, а потом и на Первом. Если бы вышел он только в интернете - смотрели бы его только люди, увлекающиеся историей, и плевались бы они, и старались бы забыть скорее, как страшный сон. Но смотрело его очень много людей, от истории далеких, таким образом сформировав мнение о человеке, и вообще России того времени, совсем неверное. Как написал здесь один рецензент - 'теперь можно не копаться в книгах - сериал все рассказал'. Но сериал рассказал неправду! А она осела в умах миллионов. Так и переписывается история со временем.

И самое обидное - отношение актеров. Гвинет Пелтроу как-то призналась, что были фильмы, в которых она снималась для души, а были - в которых ради денег, и ей немного стыдно за это. И если бы актеры этого сериала честно сказали, что это все было ради денег - ладно, жизнь заставит, актерский век довольно короткий, надо хвататься за любую работу. Но когда Машков дает интервью 'ведь были же святые люди в России...от него исходил какой-то внутренний свет...' После этих слов про Распутина, я ужасно в Машкове разочаровалась. Сыграть хорошо то, что скажет режиссер - это одно. Проповедовать в новостях, что распутный мужик был святым и искренне убеждать людей в этом - это уже мерзко и недостойно.

12 января 2017 | 19:37
  • тип рецензии:

Григорий Распутин - одна из самых противоречивых фигур в истории России. Этот образ будоражил умы современников и до сих пор (30 декабря сотая годовщина его убийства) волнует сердца людей. Одни видели и видят в нем святого, другие - демоническую персону. Но равнодушных нет. Мистерия его жизни и смерти, дел и пророчеств притягивает всех, а его земной путь оказал влияние на многие сферы - от политики до религии, от врачевания до домостроя.

Создатели сериала придумали оригинальную и интригующую сюжетную канву: следователь Генрих Свиттен по поручению председателя Временного правительства Александра Керенского расследует обстоятельства гибели Григория Распутина, причем его задание заключается в сборе фактического материала, который непременно скомпрометировал бы и самого старца, и царскую семью.

- Тяжелые переживаю напраслины. Ужас, что пишут, Боже! Дай терпения и загради уста врагам! Или дай помощи небесной, то есть приготовь вечную радость Твоего блаженства.

Немец берется за дело основательно, вдумчиво, методично, не упуская никаких деталей, критически рассматривая всю доступную информацию, опрашивая свидетелей и знакомых «обвиняемого». Подобная повествовательная рамка позволяет не только изобразить жизнь Григория Ефимовича в ретроспективе, но и, на основе анализа, проверить правдивость ярлыков, прилепленных людьми объекту исследования: конокрад, убийца, сектант, развратник или же святой, целитель?

По мере продвижения дела Свиттен приходит к выводу, что даже негативные фрагменты из биографии Распутина не способны очернить его настолько, чтобы он мог сойти за истинное исчадие ада. И зритель охотно соглашается со следователем, подпадая под природное обаяние Гришки, подобно светским дамам той эпохи.

- Покуда я жив, будет жить и династия.

Наверное, подобная трактовка образа Распутина как старца, мученика, несколько притянута, надумана, как, впрочем, и все попытки выставить Григория Ефимовича то исключительно законченным развратником, глупым, неотесанным и опасным мужиком, то чьим-то агентом, шпионом и предателем. А правда, как водится, где-то посередине. В этом смысле потрясающе лаконичную и вместе с тем объемную и, может быть, самую точную оценку Распутину дает следователь Свиттен, отвечая на вопрос Керенского «Кто же он?»: «Русский человек».

Эта киноистория Распутина ставит массу вопросов: почему/зачем/для чего старец, предвидевший свою смерть, а за ней и смерть Романовых, фактически добровольно отдался в руки заговорщиков? могла ли история пойти по другому пути, останься Распутин в живых? дал ли он себя убить, чтобы свершилось с Россией все то, что суждено было?

- Все знают, кто убил Сына Божия, а вот чего он сам-то на казнь пошел?

Цепляет не только сам исторический материал и его подача, но и отыгрывание (а в некоторых случая и проживание) ролей актерами. Владимир Машков всегда был одним из моих любимых отечественных лицедеев, и этот его вечный внутренний пламень рано или поздно обязан был привести его к Распутину. Отличное попадание в образ. Андрей Смоляков, удивительно ловко вживающийся в образы разного рода сыщиков, и здесь органичен, статен, благороден. Екатерина Климова, пусть и мало похожа на фрейлину Вырубову, подкупает своим мягким лучистым светом. Именно на этих трех китах держится актерский ансамбль, а остальные очень умело им аккомпанируют.

- Бог есть радость и веселье.

Многие пытались разгадать тайну Распутина, и версия Андрея Малюкова мне, пожалуй, ближе остальных, хотя бы по той причине, что отчаянно хочется верить в чудо, в то, что иногда на нашу Землю спускается какая-то высшая благодать.

9 из 10

28 декабря 2016 | 15:03
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: