К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Я очень люблю метафоричные, неоднозначные, глубокие фильмы. Один из таких фильмов - Тёмный город. Конечно, он не лишён технических недостатков, багов, да и спецэффекты прошлого века иногда напоминают о том, что это именно фильм, но всё же... Всё же я люблю обращать внимание первым делом на смысл фильма, а потом уже на всё остальное.

Вам никогда не приходила в голову мысль, что мир, в котором вы живёте ограничен? Ограничен одним и тем же городом, одними и теми же лицами, одними и теми же делами. Конечно, картинки разнообразные, их очень много, но суть всего почему-то одна и та же и редко когда что-то в корне изменяется.

Вам никогда не приходила в голову мысль, что ваша жизнь - это замкнутый круг, а вы в ней придерживаетесь заранее кем-то определённой траектории и всегда приходите к одному и тому же?
Вы никогда не задумывались о том, почему мы так мало помним из прошлой жизни? Ведь вроде это так просто - взять и вспомнить что-то, но... в то же время это так сложно... И когда пытаешься что-то вспомнить наобум, то в голове всплывают яркие, неординарные, важные события, которые произошли в твоей жизни. И появляется что-то ещё... Нет, это не память, это совсем другое. Чувства. Забавно: мы лучше всего помним то, что связано у нас с сильными чувствами, переживаниями.

А как же все остальные воспоминания? Мутные, блёклые, отдающие какой-то рутиной... И чувствами там не пахнет. Получается, большую часть жизни мы не живём, а существуем на автомате. Как это не ужасно: многие люди живут именно так, как это гротескно показал в своём фильме Алекс Пройас. Роботы, существующие в тускло освещённом мире, тупо перемалывающие всё происходящее, лишь в редкие минуты наслаждающиеся своим бытием...

А ведь правда: именно наслаждение жизнью, осознание жизни, пронизанность каждого момента Чувством делают наше существование ЖИЗНЬЮ.

Подсознательно я всё ждал, когда же в фильме появится Замля, этот знакомый круглый шарик, знакомые страны, города, люди. Сначала я разочаровался, но после просмотра оценил гениальность режиссёрской задумки. Человек САМ создаёт свой мир. Если его сердце мертво, никакие мысли не смогут повлиять на реальность. Но когда пробуждаются чувства, любовь, человек превращается в Волшебника, Творца... И это прекрасно :)

9 из 10.

21 января 2009 | 02:21
  • тип рецензии:

Ведя разговор о фильме Алекса Пройаса Темный город”, в голове постоянно возникают ассоциации с судьбой фильма “Бегущий по лезвию” (кто-то даже назвал творение Пройаса “Бегущим по лезвию 90-х”). Оба эти фильма сняты в жанре фантастики. Оба очень выделяются с визуальной стороны. Оба провалились в прокате из-за неудачной маркетинговой компании и неправильного позиционирования фильма. Оба нашли свое признание и зрителя позже, после выхода на видео.

Идея “Темного города” родилась у Пройаса в 1991 году. Однако сценарий не заинтересовал ведущие голливудские студии, которые посчитали его “странным” и некассовым. В конце концов, студия New line cinema согласилась выделить деньги на съемки. Фильм вышел в 1998 году, и был практически не замечен зрителем. Основная причина этого – неправильное позиционирование фильма (по непонятной причине, фильм рекламировался как ужастик), невнятный трейлер и плохой выбор целевой аудитории. Алекс Пройас как-то сказал, что фанаты фильма часто очень удивляются, узнав о том, что Темный город прокатывался в кинотеатрах, ибо в 1998 году никто из них не слышал об этом. К тому же, фильм оказался оттенен вышедшей через год Матрицей, в которой в более “зрелищном” варианте были представлены многие фишки Темного города, такие как искусственно созданное окружение в котором живут ничего не подозревающие люди, избранны, й способный усилием мысли изменять реальность и даже женщина в красном (кстати, некоторые сцены матрицы снимались в тех же декорациях что и Темный город). Но все со временем (после выхода на видео) фильм наконец-то нашел своего зрителя, которые по праву оценил проделанную Пройасом работу.

С точки зрения жанровой принадлежности, Темный город является эдаким современным образчиком постмодернизма, представляя собой микс из ская-фая, нуара и фэнтези. Самое запоминающееся в фильме – это атмосфера. Длинные улицы, залитые мерцающим светом уличных фонарей, полицейские участки, ночные клубы, снятые в сине-зеленых тонах подземные сцены, детективы, красотки поющие в ночных клубах, смешение стилей – все это очень и очень затягивает. Сцены изменения реальности несмотря на низкий бюджет очень впечатляют. Вообще, в фильме много идей, который заставляют задуматься – “является ли человек совокупностью воспоминаний или это что-то большее?”, “как узнать что существующий вокруг нас мир реален, а не создан вчера”, “как выбраться из места откуда выбраться невозможно?”.

Из всех актеров, больше всего мне понравился Уильям Херт в роли строгого и методичного инспектора Бамстеда. Роль главного героя Джона Мердока сыграл Руфус Сьюэлл. Надо сказать, в процессе кастинга на эту роль предлагалось много актеров, включая Джонни Деппа и даже Тома Круза. Но режиссер сознательно выбрал малоизвестного актера, чтобы не сбивать внимание публики с созданной им атмосферы. Руфус очень неплохо справился с ролью, хотя конечно не прыгнул выше головы. Остальные актеры – Кифер Сазерленд, Дженнифер Коннели и Ричард О`Брайан - тоже не вызвали нареканий и приятно смотрелись в кадре.

Но основной персонаж фильма – это сам город, который предстает в фильме предстает эдаким индустриальным конгломератом скученных зданий, функционирующим по своим законам и населенном людьми, не замечающих всех странностей этого мира. Город создан на основе украденных у людей воспоминаний, что проявляется в смешении стилей и эпох – мы можем увидеть на его улицах атрибуты сороковых, пятидесятых, шестидесятых и даже семидесятых годов. Главный герой, как и обычный зритель большую часть фильма является простым наблюдателем, пытающимся понять что же тут происходит и как все функционирует. Из города невозможно выбраться. Герои будто бы попали в лабиринт и ходят кругами, пытаясь найти выход – но выхода попросту не существует, все что есть – это лишь фальшивые воспоминания о месте, которое в действительности никогда не существовало.

Темный город – не величайший шедевр кинофантастики. В нем есть свои небольшие недостатки вроде недостаточно харизматичного главного героя или немного сумбурной финальной битвы. Но тем не менее, это один из тех фильмов, которые западают в память и которые постоянно хочется пересматривать, чтобы снова погрузиться в атмосферу места где никогда не восходит солнце и насладиться видами всех этих необычных зданий, пустыми улицами освещенными желтоватым светом фонарей, длинными полутемными помещениями, каналами и людьми населяющими это странное место, откуда невозможно выбраться.

Итого: Один из самых стильных и необычных фантастических фильмов 90-х, кино которое постоянно тянет пересматривать, кино которое заставляет задуматься.

07 марта 2010 | 20:13
  • тип рецензии:

Завязка «Тёмного города» отсылает к десятку-другому «амнезийных» триллеров: ничего не помнящий, включая собственное имя, совершенно голый герой приходит в себя в номере дешёвого отеля в компании остывающего, истерзанного трупа молодой девушки. А голос по внезапно зазвонившему телефону обещает все ответы, надо лишь только бежать, бежать скорее, ведь на хвосте уже повисла полиция, подозревающая его в многочисленных убийствах. Но не полиции стоит опасаться герою Сьюэлла, за ним охотятся существа гораздо более опасные…

Не будь Алекс Пройас столь талантливым режиссёром, у него могли получится стандартные догонялки в духе трилогии о Борне, но создателю знаменитого «Ворона» мало лишь «одарить» героя амнезией, он пустит за ним в погоню омерзительного вида пришельцев, наделит его телепатическими способностями и заставит сомневаться в том, не маньяк ли он? И что вообще происходит в этом жутком, постоянно трансформирующимся городе, в котором поезда идут в никуда, где ночь сменяется ночью, а лучи солнца и вовсе никогда не ласкают жителей теплом и светом? Что скрывает Тёмный город? И где искать ответы? Кому можно доверять?

Руфус Сьюэлл будет метаться по скованному вечной тьмой городу в поисках ответов на эти и другие, возникающие по ходу дела вопросы, а зритель, затаив дыхание (кроме шуток) и сжав ручки кресла будет сопереживать и открывать рот от изумления, приходя в восторг от всё новых и новых находок режиссёра и сценаристов.

Преступлением стало бы раскрытие всех тайн «Тёмного города», вместившего в себя и гипнотизирующую атмосферу «нуара», и поражающую воображение фантастику и даже лоск первоклассного детектива связанную воедино и исполненную на столь высоком градусе паранойи, что даже Хичкок подавился бы от зависти. Лучше доставьте себе истинное кинематографическое удовольствие – посмотрите фильм.

Я не стану говорить о том, кто и что «одолжил» у творения Пройаса (хотя этот факт отрицать просто невозможно), скажу лишь, что картина даже спустя девять лет с момента создания остаётся эталоном, созданном на стыке жанров и ставить её в ряд с чем-то ещё неразумно. И пусть лента не лишена недостатков, ведь где-то не хватило бюджета, тем не менее, «Тёмный город» очень особенное кино, как выражается один мой знакомый – «Такое сняли раз, больше не снимут» и тут не поспоришь. А мощные, запоминающиеся роли Руфуса Сьюэлла, Кифера Сазерленда, Уильяма Херта и Дженнифер Коннелли (ценителям прекрасного не сметь пропустить эпизод в клубе) делают фильм ещё более привлекательным зрелищем.

Рекомендую к просмотру.

16 декабря 2007 | 14:24
  • тип рецензии:

Ху из Алекс Пройас? Ординарный, хоть и талантливый постановщик, уже отдавший миру лучшее свое творение, или до конца так еще и не раскрывшийся темный скакун голливудских прерий? После, без дураков, культового «Ворона», но еще до высокобюджетного и глянцевого «Я, Робота» (про нечто с локализованным названием «Неудачники» и последний неоднозначный недоблокбастер «Знамение» упоминать, пожалуй, не будем) Пройас срежиссировал дюже атмосферный фантастический триллер в стиле нуар. О нем, о «Темном городе», и пойдет сейчас речь.

Объявленный небезызвестным Р. Эбертом лучшим фильмом 98-го года, но вряд ли именно поэтому завоевавший глубокие зрительские симпатии, «Темный город» рассказывает историю о примечательном своей мрачностью и зловещей замкнутостью местечке – некоем населенном пункте, с необычной архитектурой и сонными жителями. В прямом и переносном смысле играя на площадке вышедшей в следующем году «Матрицы», фильм Пройаса абсорбирует в себе атмосферу и идеи многих других жанровых собратьев. К уже упомянутому хиту братьев Вачовски смело можно добавить очередную вариацию на тему искусственных виртуальных миров – «Тринадцатый этаж». Концепция мини-мира отсылает нас к «Шоу Трумэна». Игры с памятью – к «Вспомнить все». А по визуальной части «Темный город» похож на более ранние «Город потерянных детей» и того же «Ворона». Впрочем, о вторичности говорить нет никакого повода, а названные выше тайтлы можно воспринимать только как ключи к одной из главных киноманских задач: максимально приблизить ожидаемое к действительному.

Обитателями сюжетной фабулы здесь являются пятеро очень разных, но, как это водится в кинофильмах с вменяемыми сценариями, судьбоносно друг с другом пересекающихся героев. Серийный маньяк-убийца (убийца ли?) Джон Мердок, его неверная супруга (неверная ли, супруга ли вообще?) Эмма Мердок, идущий по следу инспектор Бамстед (отчего-то любящий поиграть «Синий платочек» на гармошке; инспектор ли?), знающий куда больше всех остальных вместе взятых доктор Шребер (вроде как настоящий доктор) и приспешник недобрых сил мистер Хэнд. Занятный паноптикум, не находите?

Изображаемые отличными лицедеями, руководит которыми целеустремленный постановщик Пройас, чьи визуальные задумки реализует опытный Дариуш Вольски, а идеи музыкального сопровождения воплощает Тревор Джонс, наши герои раскрывают для себя и, несомненно, заинтригованного зрителя тайну Темного Города. По мотивам рассказа самого Пройаса сценаристы Доббс и Гойер придумали весьма любопытный, многослойный и мультижанровый сюжет, на базе которого родился если и не выдающийся, то, без вопросов, оставивший свой отпечаток в умах и сердцах поклонников подобного кино художественный фильм. Не шокирующий, за неимением оной, своей высокобюджетностью, в чем-то достаточно условный и что-то недоговаривающий, но очень цепко хватающий и удерживающий за счет перманентной динамики, подчеркнутой отменным аудио-визуальным рядом, до самых финальных кадров.

Ну а то, что Сьюэлл в заключительных эпизодах откровенно «дает» Нео, а Коннели очень уж напоминает саму себя в сцене на причале в «Реквиеме по мечте», – это ничего: ведь Пройас сделал свой фильм еще до выхода работ братьев Вачовски и Даррена Аронофски. И пусть у него не получилось такой же культовой нетленки, но все-таки благодарного зрителя, хотя бы в лице Роджера Эберта и автора этих строк, «Темный город» нашел.

23 июня 2009 | 17:01
  • тип рецензии:

Страсть Алекса Пройаса к мрачным городам, начатая еще в «Вороне», реализовалась в этом фильме в полной мере. Вечный мрак, темные еле освещенные фонарями улицы, давящая, почти нуарная атмосфера и такой же нуарный саундтрек, и лихо закрученный фантастический сюжет – это то, что ждет вас в великолепном фантастическом детективе Алекса ПройасаТемный город.

Ныне затертая до дыр, так называемая, амнезийная тема в этом фильме носит не единичный, а массовый характер. Посмотрев фильм, вы поймете почему. Проснувшись в своей ванной, Джон Мердок встает на ноги и, увидев свое отражение в зеркале не может вспомнить кто он. Дальше пойдет чертовски запутанная и очень интересная история с участием инопланетных «чужеземцев».

Собственно, с самим сюжетом и идеей проблем нет: подача ведется очень аккуратно и динамично, постоянно недоговаривая какие-то важные для понимания сюжета детали. Не читав даже завязку к фильму, я был искренне шокирован в финале, когда выяснилось где этот самый город находится. Вышло очень атмосферно и мрачно. Я не считаю здешний финал плохим или неудачным, по-моему, та самая философская идея, которую хотел выразить режиссер, в финале выражена полностью и вполне отчетливо.

Но у фильма есть одна небольшая проблема, которая портит практически все впечатление – монтаж. Я не против динамичности повествования, но здесь все слишком быстро продвигается. Зритель не успевает привыкнуть к обстановке, как она тут же резко и беспардонно меняется. Не успели персонажи поговорить в одном месте, как они в следующую секунду уже телепортируются в другом и продолжают вести свои переговоры. Слишком резкий и неаккуратный монтаж, к которому со временем хоть и привыкаешь, все же оставляет после себя неприятный осадок. Добавьте к этому несколько совершенно неадекватных эпизодов, в котором персонажи ведут себя абсолютно неестественно.

Но за что фильм действительно стоит похвалить (кроме сюжета и идеи), так это – за атмосферу. И дело здесь не только в мрачности, но и в декорациях. Дух ретро-футуризма обволакивает фильм и дарит зрителям одну из самых атмосферных фантастических картин. Увидев дату выхода данного фильма, не стоит удивляться, сколько последующих фильмов в схожем жанре цитируют многие эпизоды «Темного города»: Матрица, Тринадцатый этаж и многие другие – в каждом из этих фильмов прослеживаются заимствования отсюда. Особенно четко видно заимствование в финале: драка Мердока с одним из инопланетян в воздухе чертовски напоминает аналогичную драку Нео и агента Смита в финале «Матрица: Революция», только в последнем реализована она лучше (как никак бюджет почти в пять раз больше).

Очень удивлен был увидеть Кифера Сазерленда в роли неординарного доктора Шредера. Очень интересная и прекрасно сыгранная роль. Я даже как-то забыл о существовании Джека Бауэра. Руфус Сьюэлл и Дженифер Коннелли составили отличную пару, в чувства которой действительно веришь. А Уильям Херт стал отличным второплановым дополнением ко всей этой компании. Играет четко и не перетягивает одеяло первенства на себя.

Темный город – отличный фантастический детектив, с замечательным сюжетом, идеей, атмосферой и саундтреком. Но вот из-за монтажа и резкости повествования слишком уж сумбурной выходит история, которая мешает мне поставить фильму очень высокий балл и поставить крестик в графе «эталон». Все-таки недостатков, немного портящих впечатление и целостность ленты, в фильме предостаточно. Но за множество запоминающихся эпизодов и идею:

7.5. из 10

22 марта 2009 | 18:37
  • тип рецензии:

За год до Матрицы и Тринадцатого этажа появился Темный Город.

Наверное, если бы я посмотрел этот фильм [страшно сказать] одиннадцать лет назад, то он взорвал бы меня, просто уничтожил.

Но даже спустя столько лет картина смотрится живой, довольно разумной и яркой.

Я далек от мысли, что корни Матрицы были отрыты братьями [или уже братом и сестрой?] Вачовски в Темном Городе.

Такие большие проекты делаются не один год, а сценарии пишутся, понятное дело, еще раньше.

Просто тогда было такое время. Идеи разных людей сливались в один общий вектор, выдавая схожую основную мысль в разных оформлениях [хотя в данном случае даже декорации Города и Матрицы те же].

Это большой фильм. Даже сейчас.

Рассказывать что-то о нем бессмысленно, нужно смотреть, в обязательном порядке.

03 октября 2009 | 19:01
  • тип рецензии:

Внедри человеку память наследного принца и он преобразится. Дай ему память мусорщика - и он скукожится до соответствующего уровня. А если наделить человека памятью убийцы?

Привычки, рефлексы, манеры - это только образ, обложка. Форма, сложенная из собственного мнения о себе, мнения окружающих и стремления соответствовать чужим ожиданиям. Все это дело поверхностное. И в течение жизни может неоднократно меняться.

А вот с понятиями добра и зла куда сложнее. Похоже, это не приобретенное, а заложенное в нас еще до рождения. Мне кажется, что внутри каждого есть некий детектор (грань, отделяющая зло от добра, 'нельзя' от 'можно', муки совести от внутреннего покоя...) И каждый производит свою самонастройку. Ведь не зря в продолжение жизни человек прибывает в вечном поиске: вчера одна правда, завтра - другая. И не важно, что 20 лет меня программировали, к примеру, быть атеистом... Если есть душевный разлад, рано или поздно я очнусь, осознаю себя, самонастроюсь.

Доверяя своему внутреннему стержню (своей истине), невозможно сбиться с пути, как бы не полоскали мозги.

10 из 10

18 сентября 2009 | 07:59
  • тип рецензии:

— Вы забыли здесь бумажник.
— Когда, когда я забыл?
— Когда вы здесь были в последний раз.
— Когда это было?
— Когда вы забыли свой бумажник.


Этот фильм вышел еще до Матрицы. Еще до Начала. Я не зря сравниваю эти фильмы. Эти три шедевра можно и нужно поставить в один ряд в силу своей оригинальности. Темный город -яркий предок Матрицы, который является первым фильмом, который можно сравнить с Матрицей, а Матрицу с ним. Смотрел фильм аккурат к премьере Начала. Согласен, с рецензией опоздал. но тем не менее.

Фильм не производит фурор с точки зрения зрелища, но вот в плане смысловой нагрузки это кино великолепно. Сюжет уже с первых секунд поражает. Необычностью, мрачностью, статичностью, но все-таки он затягивает. Каких-то супер сюжетных поворотов не наблюдается, зато есть куча непоняток и очень странных сцен. Вечно мрачный город, люди или не люди, которые вечно экспериментируют. В конце же, фильм напоминает очень сильно Шоу Трумана и надо заметить, что концовка не так уж и банальна.

Мрачный город только подтверждает название. Здесь нет солнечного света почти полтора часа экранного времени. Уникально то, как подан фильм. Люди, которые уже давно забыли про другие места, которым уже не важно, что когда-то и солнце было. А в это время на них эксперименты злодеи ставят. И избранный собрался им помочь. На Нео он смахивает. И выглядит это больше, чем просто хорошо.

Этот фильм предвещает один за самых гениальных фильмов за всю историю кино - Матрицу. И, если честно, он вызывает некое сомнение в бесспорной оригинальности Матрицы. Уж больно похожа она на Темный город. Пройас сделал свой, может и не лучший фильм, но уж точно за этот фильм его должны помнить.

26 сентября 2010 | 21:11
  • тип рецензии:

Отличный фильм. Непонятно только, почему я не слышал о нем раньше. Безупречно стильный, оригинальный и неглупый – из того, что выходило за последнее время, ничего подобного не найти днем с огнем.

Великолепно поработал культовый художник-постановщик Патрик Татопулос, присутствие которого в титрах для меня уже знак качества. После просмотра вспомнил аналогичные блокбастеры последних лет и понял, что визуальный ряд этой ленты стал источником вдохновения для создателей многих из них – уж очень явные просматриваются параллели.

9 из 10

10 февраля 2007 | 11:40
  • тип рецензии:

Режиссер Алекс Пройас – автор двух наиболее культовых фильмов поколения, которым не чета ни «Матрица», ни «Обитаемый остров». Славу независимого мастера ему принесли «Ворон» и «Темный город». В отличие от первой знаменитой картины, вторую упоминают крайне редко, несмотря на равную значимость для развития артхаусного кино и готической музыки. Недооцененным этот фильм остался и в дальнейшем, ведь ровно через год вышла «супергеройская» «Матрица», в которой философские аспекты сюжетов о стертой памяти и «архитекторах физической реальности» были фактически подменены спецэффектами и битвами. «Темный город» - это «антиматрица», город стертых воспоминаний, представленный замкнутым кругом, за пределами которого нет ничего, экспериментальная площадка беспощадных «чужаков» из другой Вселенной, стремящихся познать человеческую душу и выжить.

В городе атмосфера гнетет кафковской безысходностью, люди — бессильные игрушки в руках «архитекторов», сами «архитекторы» выглядят скорее как ожившие мертвецы в черных плащах, чем пресловутый «высший разум». О пробуждении в прямом и переносном смысле, отказе от «форматированного» мышления, освобождении от каждодневного зомбирования и о вере в то, что в самих людях заложена сила изменять физическую реальность, повествует этот фильм. Актеры играют, будто в последний раз, музыка пробирает до костей, сюжет заставляет переосмыслить многое видимое и слышимое ранее. Рекомендую к просмотру поклонникам «Ворона» и «Сталкера», а также знающим смысл песни Rumours about Angles в исполнении Diary of Dreams.

10 из 10

16 августа 2010 | 02:00
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: