всё о любом фильме:

Темный город

Dark City
год
страна
слоган«Ты не тот, кто ты думаешь»
режиссерАлекс Пройас
сценарийАлекс Пройас, Лем Доббс, Дэвид С. Гойер
продюсерЭндрю Мэйсон, Алекс Пройас, Майкл Де Лука, ...
операторДариуш Вольски
композиторТревор Джонс
художникДжордж Лиддл, Патрик Татопулос, Ричард Хоббс, ...
монтажДов Хениг
жанр фантастика, фэнтези, боевик, триллер, драма, детектив, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  3.08 млн,    Франция  383.9 тыс.,    Испания  285.2 тыс., ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время100 мин. / 01:40
Убийцу, не помнящего своего имени и прошлого, преследует полицейский инспектор Фрэнк Бастед. Его ищет жена Эмма, за ним охотятся чужаки, а он по обрывкам воспоминаний пытается разобраться в том, что происходит.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
74%
59 + 21 = 80
6.9
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Рабочие названия картины — «Темная империя» (Dark Empire) и «Темный мир» (Dark World).
    • Многие декорации этой картины, включая крыши, здания и другие натуры, использовались при съемке фильма «Матрица» (The Matrix, 1999).
    • Мистера Слипа сыграли близнецы, девочка Сатья Гумберт (Satya Gumbert) и ее брат Ноа Гумберт (Noah Gumbert).
    • Фильм снимался в Лос-Анджелесе (США, штат Калифорния) и Сиднее (Австралия, штат Новый Южный Уэльс).
    • Начало съемок — 12 августа 1996 года.
    • Полная версия фильм имеет продолжительность 111 минут.
    • Алекс Пройас начал работать над сценарием в 1990 году.
    • еще 4 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Когда Эмма Мёрдок навещает мужа в тюрьме и начинает плакать (на 75 минуте) и улыбаться одновременно, то в отражении при смене кадра видно, что она не улыбается.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 764 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Страсть Алекса Пройаса к мрачным городам, начатая еще в «Вороне», реализовалась в этом фильме в полной мере. Вечный мрак, темные еле освещенные фонарями улицы, давящая, почти нуарная атмосфера и такой же нуарный саундтрек, и лихо закрученный фантастический сюжет — это то, что ждет вас в великолепном фантастическом детективе Алекса Пройаса — Темный город.

    Ныне затертая до дыр, так называемая, амнезийная тема в этом фильме носит не единичный, а массовый характер. Посмотрев фильм, вы поймете почему. Проснувшись в своей ванной, Джон Мердок встает на ноги и, увидев свое отражение в зеркале не может вспомнить кто он. Дальше пойдет чертовски запутанная и очень интересная история с участием инопланетных «чужеземцев».

    Собственно, с самим сюжетом и идеей проблем нет: подача ведется очень аккуратно и динамично, постоянно недоговаривая какие-то важные для понимания сюжета детали. Не читав даже завязку к фильму, я был искренне шокирован в финале, когда выяснилось где этот самый город находится. Вышло очень атмосферно и мрачно. Я не считаю здешний финал плохим или неудачным, по-моему, та самая философская идея, которую хотел выразить режиссер, в финале выражена полностью и вполне отчетливо.

    Но у фильма есть одна небольшая проблема, которая портит практически все впечатление — монтаж. Я не против динамичности повествования, но здесь все слишком быстро продвигается. Зритель не успевает привыкнуть к обстановке, как она тут же резко и беспардонно меняется. Не успели персонажи поговорить в одном месте, как они в следующую секунду уже телепортируются в другом и продолжают вести свои переговоры. Слишком резкий и неаккуратный монтаж, к которому со временем хоть и привыкаешь, все же оставляет после себя неприятный осадок. Добавьте к этому несколько совершенно неадекватных эпизодов, в котором персонажи ведут себя абсолютно неестественно.

    Но за что фильм действительно стоит похвалить (кроме сюжета и идеи), так это — за атмосферу. И дело здесь не только в мрачности, но и в декорациях. Дух ретро-футуризма обволакивает фильм и дарит зрителям одну из самых атмосферных фантастических картин. Увидев дату выхода данного фильма, не стоит удивляться, сколько последующих фильмов в схожем жанре цитируют многие эпизоды «Темного города»: Матрица, Тринадцатый этаж и многие другие — в каждом из этих фильмов прослеживаются заимствования отсюда. Особенно четко видно заимствование в финале: драка Мердока с одним из инопланетян в воздухе чертовски напоминает аналогичную драку Нео и агента Смита в финале «Матрица: Революция», только в последнем реализована она лучше (как никак бюджет почти в пять раз больше).

    Очень удивлен был увидеть Кифера Сазерленда в роли неординарного доктора Шредера. Очень интересная и прекрасно сыгранная роль. Я даже как-то забыл о существовании Джека Бауэра. Руфус Сьюэлл и Дженифер Коннелли составили отличную пару, в чувства которой действительно веришь. А Уильям Херт стал отличным второплановым дополнением ко всей этой компании. Играет четко и не перетягивает одеяло первенства на себя.

    Темный город — отличный фантастический детектив, с замечательным сюжетом, идеей, атмосферой и саундтреком. Но вот из-за монтажа и резкости повествования слишком уж сумбурной выходит история, которая мешает мне поставить фильму очень высокий балл и поставить крестик в графе «эталон». Все-таки недостатков, немного портящих впечатление и целостность ленты, в фильме предостаточно. Но за множество запоминающихся эпизодов и идею:

    7.5. из 10

    22 марта 2009 | 18:37

    Сколько смотрела, столько и ждала чего-то цепляющего. И не дождалась.

    Тёмный город, с отсутствием привычного нам течения времени, без смены дня и ночи; люди-куклы — безвольные существа, которые не замечают ничего вокруг. И лишь один «чёрная овца всё стадо портит» пытается разобраться. Ну казалось бы всё есть для интриги, для задержки внимания. Но…

    Мне не хватило этой интриги, мне не хватило динамики, не хватило страсти в главном герое, в его поисках, в его жалких потугах всё вспомнить. События развиваются спокойно, равномерно, без вспышек, без ярких запоминающихся моментов;ты просто смотришь и ждёшь-чем же всё это кончится. Да-да, ждать концовку несомненно интересно, но это ожидание немного затянуто и скучно. И вот она концовка!очень красивая!Это именно то, чего так долго ждёшь!Солнце!

    Игра актёров. Извините, но не верю!Кроме следователя никому не верю, ну может ещё пришельцам(их безэмоциональным лицам вполне соответствует такая игра).

    Супер-доктор, супер-герой, супер-пришельцы, супер-город, супер-битва, супер-сила — задумка бесспорно крутая. Действительно ли мы это мы, а наши воспоминания-это правда наша жизнь?

    Стоит ли смотреть этот фильм?Я думаю, да!Хотя бы только потому, что есть над чем задуматься.

    1 июля 2013 | 15:45

    Пройасу «везёт» на фильмы «печального триумфа» — ни один его масштабный проект не имеет истинно счастливого завершения, хотя, казалось бы, победа бобра над козлом несомненна. Даже за концовкой «Я, робот» чувствуется продолжение, которое никогда не будет снято, но в котором всё ой как непросто и неоднозначно.

    А может, маэстро выбирает (или, говоря о «Тёмном городе» — создаёт) такие сюжеты намеренно, потому что, хотя «дождь не может идти вечно», но и жизнь не может быть простой как «солнечный круг, небо вокруг». Даже разгадка, рухнувшая на Джона Мёрдока — сам он не он, его жена не жена, город не город, а за городской чертой вообще ужас что, — ещё не финал, потому что восстановление «статус кво» мира и ощущение себя собой — лишь первое искушение для Избранного; дальше много чего предстоит.

    Тем и хороши фильмы, которые побуждают разгадывать предложенную тебе реальность, искать и предлагать ответы, потому что автор их не даёт. Ты вправе предложить свой вариант и придерживаться его. Этим и отличается «Тёмный город» от снятой в тех же декорациях «Матрицы», потому что в «Матрице» всё тупо ясно — люди это батарейки для глобальной компьютерной системы, поставляющей им жизнь-сон в обмен на электроэнергию. Тут даже домысливать нечего, остаётся следить, как Избранный выпутывается из ловушек системы. Наслаждаться «Матрицей» может любой, даже домашняя кошка — ей тоже нравится, как на экране фигурки скачут-прыгают.

    А в «Тёмном городе» неясностей много до самого THE END. И тот, кому есть, что напрягать, напрягает мозги в стремлении понять — зачем пришедшим из тьмы Незнакомцам понадобилось создавать виртуальный город, где каждую полночь всё изменяется, а полдня вообще нет? Закадровое объяснение в начале и исповедь доктора-коллаборациониста Шребера ближе к финалу мало кого устроит — нет же, всё не так! автор не прав!..

    Истинное наслаждение — изучать эту живую стильную картину, разворачивающуюся перед глазами. Нуар или эпюр — не суть важно, но кому-то из главных Незнакомцев явно приглянулся образ 1950-ых, и он был любовно воспроизведён во всех деталях быта. Но сразу замечаешь — в мире чего-то не хватает, он гол, пуст, как химически очищенная вода, потому что Незнакомцы, привыкшие жить своим коллективным разумом термитов, не в состоянии понять значение тех мелочей, которые делают нашу жизнь настоящей. В их искусственном городе нет мусора, нет трещин, всё какое-то гладкое, ровно заштукатуренное, неестественно чистое, словно после фотошопа. Люди-куклы, повторяющие свои реплики как заевшие грампластинки — при всём ужасе этой повторяемости, — выбиваются из общей картины, потому что они подсознательно цепляются за настоящие черты своих личностей, не стёртые инъекциями в лоб.

    Незнакомцы не в силах проследить за всем, контролировать всё и вся — и вот, выбивается из коловращения полночей полицейский агент. Этот человек, один из немногих разумных в мире, где День Сурка бесконечен — грязный, всклокоченный, объявленный сумасшедшим, он изрисовывает стены своей квартиры бессвязными текстами и роковыми спиралями Незнакомцев, но в отличие от холодных глаз остальных его глаза живые и настоящие. Увы, он не выдерживает одиночества среди кукол. Невыносимо понять, что день всегда один и тот же — понедельник, как на Острове Невезения.

    За ним — Джон Мёрдок. Этот выстоял и получил в награду оружие против Незнакомцев. Их же собственное оружие. Сначала случайно, потом ощупью, потом осознанно он пускает его в ход, и с каждой попыткой растёт как личность. Настолько, что даже последнее открытие его не сломит, а лишь придаст сил: «Всё это надо изменить».

    Великолепны Незнакомцы — во время своих камланий говорящие в один голос, одинаково трясущие нижними челюстями, одетые и выглядящие как гибриды носферату с кенобитами. Мертвенные, трупные, они старательно играют в людей, косплеят их, маются между своим термитным коллективизмом и желанной индивидуальностью, подчёркнуто обращаются друг к другу как к личностям — мистер Бук, мистер Ханд, мистер Дрыг, мистер Прыг, — словно, имея личное имя, можно стать личностью… Наконец, когда мистер Ханд получает в инъекции подобие индивидуальности, он становится… человеком? Нет, тем мерзавцем, которым должен был стать Мёрдок. Но он счастлив — мерзко счастлив, иначе он не умеет, — что он отныне почти человек. Быть может, даже бессмертный, как мечталось?.. Увы, термиты мыслят только вещественно — мясом, плотью, вливаниями в мозг через телескопическую иглу, — им невдомёк, что есть какая-то другая истина, кроме желания вечно длить своё жадное Я здесь и сейчас, в грязном замкнутом гадище бутафорского города-мира. Это их рай, иного им не надо.

    А что вы хотели? Цивилизация facehugger’ов, случись им столкнуться с людьми, тоже нас не поняла бы. И не вместила бы смысл слов: «И стал человек душой живою». Не мясом живым, а душой. Потому-то Незнакомцы — лицехваты в забальзамированных телах жертв, — и мечутся, и ставят лихорадочные опыты на людях, пытаясь понять, почему мы такие разные, почему способны на подвиг.

    Да где им понять, паразитам-то. Им, глистам, недоступно наслажденье битвой жизни. У человечества иные принципы: «Нас трогает стремление к чистоте, к справедливости и к общему благу. Нас приятно удивляет, что люди, которые всё равно умрут, стремятся к этому»…

    Поэтому Джон Мёрдок перестраивает мир и зажигает солнце.

    Смотреть. Возможно, не раз.

    9 из 10

    30 августа 2012 | 15:35

    Тёмные делишки происходят в таинственном «Тёмном городе». Джон Мёрдок просыпается неизвестно где, он, естественно, ничего не помнит. Выбирается из дома, обнаружив в своей комнате мёртвую проститутку, и видит странный город, погружённый во мрак. Который мне до боли напомнил Бразилию Тёрри Гиллиама. Ассоциация эта скорее отрицательной направленности, ибо между этими фильмами как-никак 13 лет разницы, а дома и антураж в целом остались на том же уровне. Тут и вырисовывается первая проблема фильма — его дешевизна. Был бы это фильм как раз годов 80-х, я бы не обратила на это внимания. Но на дворе почти 2000-е, а домики будто картонные. Притом, что меня нисколько не смущали бумажно-картонные планетки и спутники в «Космической одиссее 2001» Стэнли Кубрика. Видимо, ещё нужно правильно снимать, а не только экономить.

    Второй минус — главный герой. В принципе, к актёру Руфусу Сьюэллу я претензий не испытываю. Играет он хорошо. Скорее мне непонятен его выбор. Его местами косые глаза, вкупе с растерянным выражением лица (это нормально, его герой сначала ничего не помнит и не понимает) не добавляют ему серьёзности, а делают его глуповатым. Если уж про актёров пошла речь, то сразу пройдусь по основным. Дженнифер Коннелли в роли Эммы смотрится неплохо, в общем ругать её не за что, иногда она кажется слегка «деревянной», но в пределах разумного. Более всего запомнились детектив Фрэнк Бастед (Уильям Хёрт) и психиатр доктор Шребер (Кифер Сазерленд). Последний отличился больше всех. Он настолько сильно вжился в роль, да и грим поработал, что о наличии небезызвестного актёра я узнала только в титрах. Аж стыдно стало. В общем, молодец Кифер. Впрочем, в не меньшем восторге я была от Уильяма Хёрта. Его детектив Бастед добавил атмосферы детективов в стиле «нуар», к которому я не равнодушна. Одинокий, справедливый, нелюдимый Фрэнк, с непонятным прошлым будто приносил в каждую сцену со своим присутствием особый дух старых детективов годов 30-40-х. Мне всё казалось, что сейчас даже картинка станет чёрно-белой. Тоже замечательный персонаж. Если бы глав герой творил такие чудеса…

    Самое странное впечатление оставил сюжет и антигерои. Честно признаюсь, меня захватило действие. Там есть тайна, действительно интересно было досмотреть до конца. Но если задуматься, то так часто исполнение было дешёвым и нелепым! Главные злодеи (а их оказалось немало) вообще будто свалились из «Носферату» 1922 года. Армия лысых Лексов Лютеров не пугает, а вводит в недоумение. Лучше бы они остались просто людьми, но в странных одеждах, выглядело бы правдоподобнее. Да и на гриме бы сэкономили. То есть мы имеем нескучную интригу, конец сложно предугадать, что довольно редкое явление. Но реализация настолько смешна, что отнестись серьёзно к происходящему сложно. Из-за того, что хотелось досмотреть «Тёмный город» и приятно было увидеть знакомые лица в необычном амплуа, склоняюсь к скорее положительной оценке:

    6 из 10.

    14 августа 2011 | 00:00

    Если даже кинофильм «Темный город» не получит в моем личном рейтинге высший бал, в качестве общей оценки — в этой истории есть несколько весьма красиво поданных идей, чтобы подразнить свою фантазию, а может и поднапрячь свою мировоззренческую философию.

    Итак, перед нами — мир, который является полнейшей иллюзией для его обитателей. А обитатели эти — обыкновенные люди, которые и не подозревают, что все вокруг них — розыгрыш и эксперименты, которые организовывают для них существа из параллельного мира.

    И возможно, коварные пришельцы в конце концов добились бы своей цели, если бы у главного героя ленты, человека по имени Джон Мёрдок (Руфус Сьюэлл), не открылись аналогичные с пришельцами способности — создавать иллюзии. Впрочем, он не слишком-то ими и пользовался в фильме, самое главное — он перестал быть игрушкой в чужих руках, выйдя за отведенные ему границы.

    Фильм снят в атмосфере дизель панка и нуара. Весьма стильно, хотя, как я уже сказал, больше всего на меня произвели впечатления не так «декорации», как оригинально подброшенные сценаристами идейки. Ну, например: если человек вдруг узнает, что его самого и ту, кого он называет своей женой, на самом деле ничего не объединяет, у них нет никакой личной истории, а всё то, что он воспринимает за таковую — лишь иллюзии, которые были созданы специально для них всего несколько часов назад; так вот — каковы будут его действия?

    Что же тут философского, спросит меня зритель? Ну, а разве в большинстве случаев семейные пары не существуют из-за того, что их объединяют совместные воспоминания, прожитые годы, какие-то взаимные обязанности, негласно данные ранее и т. д.? И если вдруг сказать им, что прошлое — это лишь иллюзия, а всё, что у каждого из них есть это «здесь и сейчас» и они вольны поступать так, как им заблагорассудится — сделают ли они опять «тот самый» выбор? Захотят ли быть вместе?

    Или вот ещё: человек живет с приятной ему мыслью о том, что когда-то он поедет в чудесное место, где бывал в детстве, и там ему будет беззаботно, комфортно и здорово. Но опять-таки, он узнает, что места этого не существует в природе, и никогда там он не был в помине. Т. е. сценаристы (вслед за многими философами и эзотериками) словно намекают нам на то, что все наши желания, устремления — выдуманы нами же и теперь мы свято верим в то, что все эти вещи, места, занятия — именно то, что нам нужно. Сможет ли человек существовать БЕЗ цели? Во всяком случае, без какой-то глобальной цели. Всем ли дано при необходимости стать экзистенциалистами?

    Хотя с другой стороны, фильм показывает иную развязку данной ситуации: если человек бросает все свои внутренние ресурсы на достижение того, к чему у него лежит сердце — он может «создать» искомое место под солнцем, даже если до этого его не было на картах. Просто Силой своей воли.

    31 мая 2012 | 17:36

    Спустя четыре года после завершения работы над «Вороном» Пройас вернулся с новой картиной «Темный Город», сделанной уже на основе собственной идеи, вынашиваемой несколько лет. Хотя для комикса идея «Темного Города» пошла бы как нельзя лучше, Пройас никогда не обходил стороной визуальные красоты, а здесь и особенно развернулся, в чем-то намереваясь и подражать «Ворону» в готической мрачности, но все же сделать свою историю.

    Понимание сути фильма начинается с сюжетной завязки и уже тут Пройас не удержался от самых низкопробных штампов авантюрных триллеров. Герой просыпается в комнате с самой геройской болезнью (амнезией), показательно спасает рыбку, чтобы намекнуть, что человек он добрый, а труп за кроватью оставил вовсе не он, а какие-то другие нехорошие личности. Дальше герой начинает слоняться по городу, пытаясь во всем разобраться, и в борьбе со странными лысыми людьми злодейской внешности открывается его истинная суть — оказывается, он не такой как все.

    Детективная сущность и раскрытие сюжета также присутствуют, но ничего неожиданного здесь не будет и, когда тайны раскроются, ощущения того, что все перевернули с ног на голову не будет — слишком ожидаемо. Разве что финальные сцены производят впечатление, хотя здесь играет роль не сюжет, а сильная игра на контрасте.

    Этот фильм создавался в расчете исключительно на зрительное восприятие мрачного сюрреалистического города и инопланетянской общины. Потому как, если эти образы проработаны с хорошей долей вкуса, то сюжет, идея и проработка действий героев явно взяты лишь для того, чтобы заполнить пустующее пространство между всей этой красотищей. Что может быть трогательнее, чем иноземные злодеи пытающиеся постигнуть человеческую душу? Или пытающийся докопаться до правды герой? Как будто герой может заниматься чем-то еще… Взявшаяся у героя сила, делающая из него киношный архетип Избранного, даже не пытается быть хоть как-то объясненной. Да и все мечты сводятся к романтичным воспоминаниям солнышка с пляжем.

    Заметно, что вдохновение Пройас черпал именно из экспрессионизма и ранних фильмов, вроде «Метрополиса», откуда воссоздан сам город. Даже учитывая возможности кино 98-го года можно было сделать городские фоны куда более реалистичными, но режиссеру, по-видимому, был куда ближе художественный авангардизм. Здесь, он впрочем не прогадал, и такое визуальное восприятие выгодно смотрится и по сей день. Сами же пришельцы невольно напоминают Носферату из одноименного немого фильма Фридриха Мурнау. Особенно к этому отсылает последняя сцена с солнечными лучами. Именно под классику этого периода рассчитаны сюрреалистические перестроения городов и поклонения гигантским механизированным лицам непонятного устройства. Все это великолепно, но и это опять же говорит лишь о визуальных достоинствах фильма.

    Противоречие в том, что и развлекательным кино это не назвать, атмосферная байка Пройаса стремится ударить куда выше, чем фильм на один раз, но и серьезным кино тут тоже не пахнет, для этого «Темной Город» слишком наивен и примитивен. Свою нишу, фильм, конечно же, нашел, и хоть однозначного решения критики не дали, были и те, кто поддержал эту мрачную фантазию, обеспечив даже культовый статус, что в сочетании с более ранним «Вороном» дало Пройасу очень неплохую базу. Впрочем, сентиментализм в его работах всегда занимал одно из главенствующих мест в идейном плане, а потому все его фильмы, так или иначе, кажутся очень наивными, а желание поразить зрителя визуализацией то и дело ставит крест на смысловой нагрузке и теме Человека, к которой режиссер не раз пробовал обращаться.

    Удивительно, но при этом Пройас снова избегает социальной темы, как огня, хотя здесь она вполне могла бы быть уместна, ведь на экране разворачивается опыт, проводимый над людьми. Но люди у Пройаса заведомо равны и благородны, словно от одного ощущения принадлежности к уникальному виду. Слабых характеров здесь вообще нет и каждый готов вложить посильную помощь в борьбу против экспериментаторов. На их фоне коллективный инопланетный разум выступает настоящей серой массой с одинаковыми лицами, манерами, мыслями и идеями. При таких контрастах можно и впрямь поверить в душу и то, что эти существа так и не смогли постигнуть человеческой природы при всем желании. Хотя, причина крылась вовсе не в каких-то сверхъестественных спиритических материях, а в обычной индивидуальности. Именно поэтому и выделяются актеры, сыгравшие людей, хоть ничего особенного в их характерах и не было.

    Пройас снова окунается в ту же воду, в которой до него искупались уже не раз, сливая сюжетную развязку в обыкновенную непостижимость человеческой природы. Возможно, именно торжество вечных человеческих ценностей в темном царстве и желал показать режиссер, но выглядит все это неубедительно. Руфус Сьюэлл обладает неплохим злодейским типажом, и даже, учитывая, что здесь он сыграл героя положительного, в нем так и не появилось проблеска каких бы то ни было положительных качеств. Весь фильм Джон Мердок просто пытается разузнать правду и сохранить невозмутимое лицо, а под конец являет злу сентиментальные черты своей натуры, этим как бы и объясняя свою победу в очень даже несентиментальном поединке.

    Итог: мрачный сентиментальный триллер, в котором помимо завуалированной атмосферы, которой славились многие фильмы 90-ых, и отличной визуализации, стилизованной под классические немые фильмы, нет почти ничего, а вся смысловая нагрузка выливается в торжество сердца над разумом, чего практичным пришельцам, само собой, не понять.

    20 августа 2009 | 23:15

    Режиссер Алекс Пройас — автор двух наиболее культовых фильмов поколения, которым не чета ни «Матрица», ни «Обитаемый остров». Славу независимого мастера ему принесли «Ворон» и «Темный город». В отличие от первой знаменитой картины, вторую упоминают крайне редко, несмотря на равную значимость для развития артхаусного кино и готической музыки. Недооцененным этот фильм остался и в дальнейшем, ведь ровно через год вышла «супергеройская» «Матрица», в которой философские аспекты сюжетов о стертой памяти и «архитекторах физической реальности» были фактически подменены спецэффектами и битвами. «Темный город» — это «антиматрица», город стертых воспоминаний, представленный замкнутым кругом, за пределами которого нет ничего, экспериментальная площадка беспощадных «чужаков» из другой Вселенной, стремящихся познать человеческую душу и выжить.

    В городе атмосфера гнетет кафковской безысходностью, люди — бессильные игрушки в руках «архитекторов», сами «архитекторы» выглядят скорее как ожившие мертвецы в черных плащах, чем пресловутый «высший разум». О пробуждении в прямом и переносном смысле, отказе от «форматированного» мышления, освобождении от каждодневного зомбирования и о вере в то, что в самих людях заложена сила изменять физическую реальность, повествует этот фильм. Актеры играют, будто в последний раз, музыка пробирает до костей, сюжет заставляет переосмыслить многое видимое и слышимое ранее. Рекомендую к просмотру поклонникам «Ворона» и «Сталкера», а также знающим смысл песни Rumours about Angles в исполнении Diary of Dreams.

    10 из 10

    16 августа 2010 | 02:00

    Мрачное кино с гениальным сюжетом. Вот так вкратце можно охарактеризовать работу Алекса Пройаса. Но все ли так гладко? Лично мне фильм показался скучноватым, а эти монстры кроме отвращения ничего не вызывали. Это все-таки терпимо, но хотелось определенно большего.

    Весь сюжет строится вокруг Джона и загадочного темного города, который сразу вызывает подозрения. Пришельцы показаны с первых же минут и сразу понимаешь, что к чему, но в концовке сильно удивляешься повороту событий примерно вот так: «Ух ты, ничего себе!». За это низкий поклон создателям.

    Даже не верится, что легендарная «Матрица» вышла лишь через год, и стала одним из самых успешных бенефисов кинематографа. Если бы не провал «Темного города» в прокате, кто знает как зритель отреагировал бы на картину братьев Вачовски.

    Кифер Сазерленд играл совсем не привычную для себя роль доктора. Это стало приятным сюрпризом, как и весь фильм.

    «Ты не тот, кто ты думаешь»

    16 ноября 2010 | 13:51

    Итак, режиссер Алекс Пройас снял несколько фильмов, самыми известными из которых стали работы, имеющие больше громкую историю создания нежели качество исполнения, «Ворон» 1994 г. (известен трагической и странной смертью Брэндона Ли), «Я, робот» 2004 г. (крайне посредственная экранизация романа знаменитого фантаста Айзека Азимов).

    Однако за год до появления «Матрицы» режиссеров братьев, а позднее брата и сестры Вачовски, Алекс Пройас снял отличный атмосферный фантастический нуар «Темный город» со схожей основной линией о фальшивой реальности вокруг, построенной кем-то или чем-то с не самой благородной целью.

    Примечательно, что декорации к фильму использовались позже при съемках «Матрицы», которая в свою очередь имела огромный успех, а «Темный город» благополучно провалился в прокате.

    Испуганный голый мужчина (Руфус Сьюэлл) просыпается в ванне отеля с полным отсутствием малейшего представления о происходящем, включая собственной личности. В соседней комнате находится мертвое тело девушки. Город замер, люди спят, но через непродолжительное время все пошло своим чередом и город просто ожил. Его начинают разыскивать несколько персонажей: инспектор полиции (Уильям Хёрт), жена (Дженнифер Коннелли) исполняющая джазовые композиции в баре и странные высокие люди в черном. Постепенно герой осознает, что имеет какие-то сверхъестественные способности, а все жители города находятся в эпицентре некоего эксперимента, их попеременно меняют местами и сознание наполняют фальшивыми воспоминаниями. Но кто этот эксперимент проводит и зачем? И когда закончится ночь? Улицы темного города наполнены страшной тайной познать которую, способен лишь он один.

    В целом, интересную судьбу имеют фантастические ленты повествующие об иллюзорности мира вокруг, вышедшие незадолго или почти одновременно с «Матрицей». Не считая «Темного города» в 1999 году в прокат вышел неплохой фильм «Тринадцатый этаж» о виртуальной реальности внутри реальности, которого ждала также незавидная участь в виде коммерческого провала и существования в тени творения Вачовски.

    Картина Пройаса имеет все смысловые мотивы которые легли позже в «Матрицу»: жизнь как иллюзия, избранный человек, злой умысел бездушных существ. Интересное повествование сопровождают добротная работа актеров и неплохие, но местами «топорные» визуальные эффекты. При всем этом, главным отличием между фильмами станет то, что режиссер не приемлет новые вызовы перед кинематографом в лице искусственного интеллекта, а ностальгирует о старой фантастике, что подтверждается стилистикой картины и чувственным исполнением песни Sway женой главного героя (справедливости ради стоит отметить, что ее исполнила Анита Кэлси, а звук был синхронизирован с губами Коннели) будто венчающим эту тоску о безвозвратно потерянной наивности кинофантастики.

    «Темный город» — стильный фантастический нуар.

    12 июля 2016 | 13:41

    Этот фильм очень похож на сон. Мне часто снились подобные сны. Бесконечная тьма, дома-лабиринты, серые люди (пришельцы?), город из которого нет выхода, способность менять материю (у меня и у этих в костюмах; в реальности бы такие способности!). Кто-то тоже видел этот город. Довольно интересно увидеть свой сон в фильме, который не только сохраняет атмосферу сна, но и многие детали.

    10 августа 2007 | 12:14

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>