всё о любом фильме:

Александр

Alexander
год
страна
слоган«Судьба благоволит храбрым»
режиссерОливер Стоун
сценарийОливер Стоун, Кристофер Кайл, Лаэта Калогридис
продюсерМориц Борман, Джон Килик, Томас Шюли, ...
операторРодриго Прието
композиторВангелис
художникЯн Рулфс, Лэк Чхайянь Чхун-суттиват, Стефани Крессен, ...
монтажЯн Херв, Глэдис Жужу, Алекс Маркес, ...
жанр боевик, драма, мелодрама, приключения, военный, биография, история, ... слова
бюджет
маркетинг
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
$7 963 977
зрители
США  5.5 млн,    Россия  2.46 млн,    Испания  2.17 млн, ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время175 мин. / 02:55
Номинации:
Спустя 40 лет после гибели Александра пожилой Птолемей, один из ближайших соратников Македонского, ставший после его смерти наместником Египта, решает рассказать и записать историю побед великого полководца. В течение восьми лет войско Александра Великого двигалось на Восток, к берегам мирового Океана.

Покорив Западную и Центральную Азию, Македонский первым ступил на загадочную и таинственную землю древней Индии. Об этом он мечтал ещё в детстве, слушая мифы о Трое, подвигах Геракла и Ахиллеса…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
16%
32 + 163 = 195
3.9
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • В грандиозной неудаче фильма принято винить довольно откровенно показанную Стоуном бисексуальность главного героя, которая оттолкнула большинство кинозрителей, ожидавших увидеть героического полководца и воина в центре фильма. Бисексуальность Александра подтверждена античными авторами, но фильм концентрируется на отношениях царя со своим другом Гефестионом, явившихся предметом поздних спекуляций.
    • В декабре 2003 года группа бездомных шведов выстроилась в очередь за билетами на «Александра», хотя премьера была заявлена лишь на конец ноября 2004 года. Они вознамерились поставить палатки неподалеку от кинотеатра и прожить в них около года. Это была своеобразная акция протеста, целью которой было желание заострить внимание властей на проблему бездомных в шведской столице. Тем самым бездомные пытались сыграть на постановлении одного из влиятельных политиков, который провозгласил, что любой кинолюбитель может по праву разбить палатку и проживать в центре Стокгольма, дожидаясь билетов на мировую премьеру. Правда, политик, безусловно, имел в виду другую картину, демонстрировавшуюся на тот момент - «Властелин колец: Возвращение Короля» (2003).
    • Исполнителя главной роли Колина Фаррелла во время съемок постигла нелепая травма - он сломал лодыжку, упав с лестницы во время съемок.
    • Изначально некоторые сцены картины должны были сниматься в Индии, однако индийские слоны оказались не настолько хорошо тренированными, поэтому съемки этих сцен прошли в конечном итоге в Таиланде.
    • Источником вдохновения на создание этой картины для Оливера Стоуна стала биография Александра Македонского, написанная историком Робином Лэйном Фоксом.
    • На роль Гефестиона планировалось пригласить Брэда Питта, однако сам актер отказался играть данного персонажа ввиду личной неприязни к его поступкам. В конечном итоге роль досталась Джареду Лето.
    • На исполнение главной роли Оливер Стоун планировал пригласить Тома Круза.
    • Роль Филиппа должна была достаться Шону Коннери, однако в конечном итоге ее исполнил Вэл Килмер.
    • Участники проекта - Оливер Стоун и Вэл Килмер впервые обсудили идею создания картины о жизни Александра Македонского на съемочной площадке картины «Дорз» (1991).
    • Вэл Килмер набрал для роли отца Александра, царя Филиппа II, больше 20 килограммов веса, а кроме того ежедневно целый час проводил в руках гримёров, которые «старили» его и накладывали шрам на лицо. Гримёры старались сделать лицо Килмера похожим на исторический облик Филиппа, известный из его изображений и реконструкции черепа из так называемого «склепа Филиппа».
    • Македонскую фалангу играли солдаты марокканской армии.
    • Перед выходом картины в Греции разгорелся скандал с участием греческой общественности, которая призвала бойкотировать фильм из-за того, что он принижает образ Александра, показывая его бисексуальность.
    • Из-за провала «Александра» был заморожен давно разрабатываемый режиссёром Базом Лурманом проект «Александр Великий», главные роли в котором должны были исполнить Николь Кидман и Леонардо ДиКаприо.
    • Оливер Стоун, помимо экранной версии, выпустил еще две: Alexander — Director’s Cut (2004) и Alexander Revisited — The Final Cut (2007). В Alexander Revisited сцены расположены в другом порядке и дополнены ранее вырезанными.
    • Первоначально на главную роль был выбран Хит Леджер.
    • Колин Фарелл получил сильный солнечный ожог на съемках.
    • У Анджелины Джоли зеленовато-серый цвет глаз, но для выразительных светло-серых глаз Олимпиады ей пришлось надевать контактные линзы.
    • Розарио Доусон отказалась сниматься обнаженной, не действовали уговоры ни режиссера, ни сценариста. Убедить актрису смогли лишь коллеги по съемочной площадке, в частности, ее партнер Колин Фарелл и Анджелина Джоли.
    • Кастинг на роль Олимпиады проходили многие известные актрисы: Мила Йовович, Николь Кидман, Моника Беллучи, Кэтрин-Зета Джонс. У Йовович был слишком плотный график, Кидман не подходила внешне, Белуччи была почти утверждена, но потом отказалась, мотивируя это тем, что у нее не складывались отношения с Колином Фареллом, а Джонс сочла, что с этой ролью лучше справится Анджелина Джоли.
    • Сражение со слонами снималось в Тайланде, в Центральном Ботаническом Саду Phu Kae, в 130 км к северу от Бангкока. Съемка длилась 2,5 недели. Сад отчасти подвергся изменениям дизайнером Жаном Рэлфсом. Изначально планировали снимать в Индии, но местные слоны плохо поддавались дрессировке.
    • При поддержке оружейного мастера Ричарда Хупера было изготовлено огромное количество оружия для македонских, персидских, индийских войск. При подготовке к съемкам Хуперу и его команде приходилось снаряжать более чем 1500 солдат каждый день, что требовало изготовить свыше чем 12 000 видов оружия и снаряжения: примерно 1000 пик, 2000 щитов, 2000 мечей, 750 луков и 9000 стрел.
    • Консультантом по военной подготовке в фильме «Александр» стал бывший капитан морской пехоты Дэйл Дай.
    • еще 19 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 3.5/10
    Вероятно, Оливер Стоун мог ещё в десятилетнем возрасте видеть голливудский исторический эпос «Александр Великий», снятый в 1956 году Робертом Россеном с британским актёром Ричардом Бёртоном в заглавной роли. А ныне, когда после долгого перерыва вернулась, благодаря успеху «Гладиатора» Ридли Скотта, мода на так называемые «пеплумы» — масштабные постановки из древних времён, кинематографисты сразу же вспомнили о знаменитом полководце, который покорил к своим 33-м годам почти полмира. И за право реализации новой эпической ленты о молодом македонском царе, ставшем властителем целой империи — от Греции до Индии, также бился австралийский режиссёр Баз Лёрманн, который хотел сделать собственную версию с Леонардо Ди Каприо в качестве Александра Великого. Но в итоге он сошёл с дистанции, а вот упрямый Стоун, словно оправдывая свою «твердокаменную» фамилию, выстоял до конца и потратил $170 млн. на то, чтобы создать величественное повествование о жизни и подвигах выдающегося военачальника. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 54365 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм очень хороший.

    Начну с того, что это действительно ИСТОРИЧЕСКИЙ фильм. Чего нельзя сказать, например, о `Трое` с ее тысячами греческих кораблей во времена, когда во всей Европе населения было как кот наплакал или о `Гладиаторе`. Здесь нет явного искажения исторических фактов, хорошие декорации и костюмы. Красивые батальные сцены. Разумеется, по фильмам историю не учат, но все-таки представление о жизни Александра получается правильное.

    Далее, хорошо написан сценарий. `Александр` отличается от большинства исторических фильмов, потому что в нем нет стандартности. Большинство исторических фильмов показывают пафосную борьбу героя за что-то (как правило, родную землю) + историю любви. Если убрать исторический антураж и батальные сцены, в них ничего не останется.

    `Александр` — это полноценная драма. В нем много аспектов.

    1. Вместо любовной линии на первом плане неоднозначные отношения Александра с родителями, что лично меня радует, так как это редкая тема в исторических фильмах.

    2. Интересно показанные отношения Александра и его ближайшего окружения.

    3. Любовные метания Александра, который на самом деле был бисексуалом. Оливер Стоун сумел показать правдиво эту сторону жизни героя, не перегрузив этим фильм и не превратив его в манифест ЛГБТ.

    Кроме того, хорошо показаны культурные различия Востока и Запада, отношение греков к прочим народам. Идея фильма, хоть и выглядит современно, не производит впечатления притянутости за уши, чего нельзя сказать о размышлениях Ахилла в `Трое`, откровенно несуразных при учете древности происходящих событий и уровня развития героя.

    К сожалению, низкий рейтинг показывает, что фильм слишком многосторонний и неоднозначный для большинства зрителей. Это же подтвердили и низкие кассовые сборы в США (в отличие от более продвинутой Европы).

    10 из 10

    18 ноября 2009 | 23:14

    Сколько раз американцы портили значительные исторические сюжеты, биографии великих людей и великие литературные произведения. Сколько раз плоды их усилий поливали грязью. Однако непробиваемое самомнение не позволяет им останавливаться на достигнутом, что и дает нам возможность снова и снова повторять «ну они и тупые!».

    Итак, не будем поднимать тему бисексуальности великого полководца — подговорим о более насущных проблемах.

    Как можно было взять на роль Александра Колина Фаррела, я не представляю, и даже после рюмки абсента понимание ко мне так и не пришло. Жгучий брюнет предстает в роли блондина. Допустим, но как можно было появляться на экране с непрокрашеными корнями? Куда смотрели художники по костюмам и гримеры? Второе: почему у главного героя волосы из вьющихся периодически становятся прямыми? Это его белокурое каре просило из одежды русскую косоворотку, потому что в эти моменты Александр Македонский был скорее похож на Емелюшку или Ивана-дурака из русских народных сказок. Отдельно претензии к костюмам — едва прикрытые ягодицы самого полководца и его свиты вызывают устойчивую ассоциацию с персонажем «Футурамы» Зэппом Бренниганом — та же геройская осанка, форма, полностью скрывающая верхнюю часть тела и, в качестве компенсации, полностью открывающая ноги (обычно широко «мужественно» расставленные). В итоге та же реакция — смех, да и только.

    Вообще окончательно фильм погубила излишняя пафосность. Пафос так и прет из главного героя и его родительницы. Джоли часто называют гениальной актрисой и платят ей баснословные гонорары. Может в паре фильмов она и показала себя во всей красе, да только это не тот случай. Из совместных потуг сценаристов, режиссеров и самой Джоли вышло черт знает что. Тетка с сильной привязанностью к змеям и периодически кричащая о своей божественной сущности. В фильме так и не понятно, почему она о своем мега-супер-пупер происхождении перед свадьбой с Филиппом забыла и как вообще этого варвара пустила на брачное ложе.

    В общем, у меня претензий нет только к Вэлу Килмеру и его Филиппу и Коннору Паоло, представшего в образе молодого Александра.

    2 февраля 2010 | 19:06

    Надо быть крайне смелым товарищем, чтобы решиться снимать кино о самом Александре Македонском. Оливер Стоун смелый. И у него получилось.

    Глупо описывать сюжет в рецензии — очевидно, что это биография Александра, как ее понял Стоун. Не без помощи историков режиссер воссоздал образ великого властителя и воина, завоевавшего целый мир… И не обошел стороной личную жизнь героя, что вызвало возмущение пуритан. Таков древний мир, таков Александр Великий… Кажется, в фильме нет случайный сцен — все, начиная от пронзительных монологов Олимпии и заканчивая жуткими бойнями в Азии, объясняют зрителю характер самого Александра и его народа, особенности древних устоев и традиций.

    Актерский состав идеален — у каждого в характере есть та стать, то величие, какие мы видим в героях фильма. Колин Фаррелл, самый плохой парень Голливуда, играет так, будто всю жизнь готовился к такой роли. Красивые, сильные воины, среди которых брутальный Гэри Стретч, сексуальный Дж. Риз-Майерс, покорный Франциско Бош (хотя он и не воин). О Джареде Лето говорить не буду — о нем скажут и без меня. И пусть самоуверенный Риз-Майерс сколько угодно рассказывает, что сыграл бы Гефестиона лучше Лето — я не верю, что это возможно. Анджелина Джоли восхитительно красива. Сцена, где Олимпия кричит от боли, узнав о смерти Александра, — одна из самых сильных во всем фильме.

    Есть определенные сомнения, но

    10 из 10

    8 августа 2012 | 00:15

    Прочла много восторженных отзывов… у меня фильм не вызвал таких бурных эмоций, хотя бесспорно понравился и я совсем не пожалела, что пришла в кинотеатр. Почему нет такого восторга как у многих… ну не знаю… по мне, так немного затянуто и чего-то нехватает…

    Вроде бы и батальные сцены есть и показаны взаимоотношения Александра и с матерью, и с отцом, и с Гефестионом… и тема одиночества…. все интересно показали, но если я «Гладиатора» каждый раз смотрю как в первый раз, с замиранием сердца, то не думаю, что этот фильм буду смотреть так же.

    Оливер Стоун проделал огромную работу — только можно поклониться. Понравилась игра главных героев — Фаррела, Килмера, Джоли и Лето… Гомосексуальная тема была подана очень грамотно и абсолютно не вызывала негативных эмоций — что было в то время, то и показали… Фильм на хорошую твердую «4»… но хоть убейте, «Гладиатр» мне понравился больше…

    2 декабря 2004 | 02:43

    И это правда. Сколько трудностей преодолел Александр Великий в своей жизни — показала нам Оливер Стоун. И показал просто отлично. Я считаю, что смотреть эту картину нужно не только, как доподлинную историческую биографию (которая многим так и не смогла понравится), но ещё и как историю одного человека. Человека со своими проблемами и радостями, мечтами и достижениями.

    Александр в исполнении Колина Фаррела поистине велик. Мне до сих пор не понятно, как он смог сыграть настолько реалистично, настолько чувственно и откровенно. Порой казалось, что ты заглядываешь в самую душу Александра и погружаешься в то, что его так гложит. И гложит его многое. Постоянные проблемы с отцом Филиппом (Вэл Килмер), великим царём и завоевателем, и матерью Олимпиадой (Анджелина Джоли), безумно любящей своего сына и всячески пытающейся взять поступки Александра под свой контроль поиск любви, которой ему порой не доставало, мечты и их достижение, которым Александр посвятил всю свою жизнь.

    Эта история всегда будет вызывать много критики, но и не меньше восторга. Александр, каким представил его нам Оливер Стоун, переворачивает все твои чувства. Ты радуешься его очередным победам в сражениях и тут же осуждаешь за излишний эгоизм и стремление осуществить свои заветные мечты, ты плачешь вместе с ним, когда понимаешь, каким он чувствует себя одиноким в толпе соратников, большая часть которых, к сожалению, не любит его, плачешь, когда он открывает свою душу и опять же свои детские фантазии, основанные на мифах о легендарных героях (в данном случае, кумир Александра — великий Ахиллес), плачешь, плачешь, плачешь… клянусь, за весь просмотр фильма, я плакала больше, чем улыбалась. Столько много душевных и тяжёлых сцен, столько много горечи и обиды… великолепно! Как сказал Филипп юному Александру - Царём нельзя родиться, им можно стать, преодолев много испытаний.

    Огромное спасибо остальным актёром, сыгравшим не менее важные роли. Все актёры подобраны по высшему классу и справились со своими ролями отлично! Низкий поклон Вангелису за превосходное музыкальное сопровождение. Помню, впервые меня зацепил именно саундтрек. Он заставил просто сидеть и наблюдать за теми действиями, которые прекрасно ложились под музыку. С самого начала меня покорили саундтреки

    -- когда юный Александр объездил непокорного Буцефала (момент был наполнен такой свободой и жаждой побед будущего великого царя и полководца, что замирало сердце)

    -- когда Филипп изгнал Александра за то, что тот осмелился высказать своё недовольство по поводу его женитьбы на другой девушке и по поводу того, что Филипп ни во что не ставит Олимпиаду.

    -- и конечно финальная музыка (особенно хочется отметить тяжёлый финал: смерть Александра, безумие его соратников, горечь Роксаны, душераздирающий крик Олимпиады (мурашки по коже пробежали…) и собственно окончание повествования Птолемея)

    - Мегос Александрос! Великий из всех людей!

    Красиво. Грустно. Правдиво.

    10 из 10

    13 ноября 2009 | 16:28

    Иногда жизнь преподносит очень неприятные сюрпризы. Идешь, к примеру, в кино на фильм Мартина Скорсезе, а тебе показывают «Остров проклятых». Или на фильм Оливера Стоуна, а тебе… ну, вы понели.

    Мне не хватило в этом фильме очень многого, но больше всего не хватило Александра. Кто виноват в том, что на главную роль пригласили не хорошего актера, а модного на тот момент «мальчика Колина из Ирландии» — сам Стоун или студийные боссы — не суть важно, главное, что Александра Македонского из Колина Фаррелла не вышло.

    Знаете, что такое Великая Иллюзия? — Это когда стул красят золотой краской, и он превращается в трон; девушка надевает белое платье — и превращается в невесту; Колин Фаррелл облачается в тунику, доспехи и белокурый парик и… как «брюки превращаются в элегантные шорты» видели все — эпик фэйл. Великой Иллюзии не случилось.

    Мне совершенно все равно, какого цвета был настоящий Александр — блондин, брюнет, рыжий. Его мог сыграть китаец, мексиканец или негр — и я бы увидела Александра, при условии, что китаец, мексиканец и негр были бы хорошими актерами. Попытка придать Фарреллу сходство с оригиналом обернулась полным провалом — дурацкий парик смотрится на нем, как на корове седло. Парик, конечно, не самая большая проблема Фаррелла, но довольно заметная. Главная же проблема Колина — его посредственные актерские способности и полное отсутствие харизмы, необходимой актеру, играющему такую роль. Когда Колин, пардон, Александр смотрит в даль, без труда веришь, что в его голове гнездятся грандиозные планы по завоеванию… дублинского паба вечером пятницы. Но невозможно поверить, что этот человек — создатель Великой Евразийской империи.

    После выхода фильма много вопили по поводу нетрадиционной дружбы Александра с Гефестионом. Но беда «Александра» не в том, что Колин Фаррелл и Джаред Лето играют любовников, а в том, что они делают это плохо. Если вспомнить пресловутую «игру глазами», которая то ли есть, то ли нет, но о которой много говорят — ни Фаррелл, ни Лето глазами не играют. Первый играет бровями, второй — ресницами. Такого рода их таланты.

    Колин не справился ни с одной ипостасью Александра — не показал ни воина, ни любовника, ни царя. Где человек, который завоевал половину мира? Человек, который остался в сказках и легендах востока и запада? Где Александр Великий? Нет его. Вместо него — Колин Фаррелл, «временно исполняющий обязанности царя». Все уже сказано до нас, а потому воспользуюсь мудростью предков: «Ой, не похож. Ой, халтура».

    Кое-какие баллы фильм все же заработал — общим качеством, основанным на голливудских деньгах и возможностях. Костюмы, декорации, спецэффекты, батальные сцены — на уровне. Слоны опять же — как известно, животные полезные. Слоны откровенно порадовали — в особенности на залитом кровищей экране. Порадовал также Вэл Килмер в роли царя Филиппа. На фоне гламурных товарищей Александра — просто красавец-мужчина.

    А вообще, можно сколько угодно обвинять Фаррелла и всех тех, кто лажал вместе с ним, но главная ответственность за это безобразие лежит на режиссере. Именно он снял такой фильм. «Александр» — позорное пятно в фильмографии Оливера Стоуна.

    5 из 10

    27 октября 2011 | 16:17

    В который уже раз пересматриваю фильм Оливера Стоуна и никак не могу понять чем же это кино заслужило в свой адрес столько не критики даже, но критиканства? Удивительно красивый фильм с талантливо сыгравшими актёрами. Отличные сцены сражений. Драматический финал. Хорошая музыка. Смелый взгляд на историю.

    Подозреваю, что средоточием негатива является образ Александра. Но позвольте, где и когда Оливер Стоун утверждал, что его Александр — это выверенный и неподдельный полководец? Где и когда Стоун говорил, что по его экранизации нужно учить историю? Это авторский взгляд. Смелый и для очень многих — неожиданный. Удача благоволит храбрым. Именно так. И меня этот фильм покорил буквально с первых кадров. А этот Александр в моём представлении — такой, как надо.

    У Колина Фаррелла получился не тупой и бездушный воин. Этот Александр — сомневающийся, борющийся со своими страхами, одолеваемый гордыней и подозрениями в заговорах. В этом фильме, как мне кажется, есть одна очень глубокая мысль. Она не высказывается прямо, но её легко уловить: не важно как велик, богат и красив человек — он может быть несчастным, как и любой смертный.

    Сложный, противоречивый, неискусственный. Блестящий оратор. Он — Великий в своём стремлении не к покорению, а к Просвещению. Его поход — это война с самим собой и с всеобщим невежеством. Александр в исполнении Фаррелла ставит в вину своим полководцам их заносчивость, нежелание понимать и принимать другие культуры. Точно так же невежественны те, кто кривит лицо и говорит нечто вроде: это не Alexander the Great, а только лишь Alexander the Gay. С каким упоением многие строят из себя праведников, словно никогда не слыхали в школах или университетах о нравах и обычаях людей той эпохи и сами при этом ведут такой образ жизни, что хоть сейчас с них лики святых пиши.

    Кто бы что ни говорил, этот Александр — настоящий. Очень может быть, что его образ тут неправдивый с точки зрения истории, но живой и интересный.

    10 из 10

    23 апреля 2011 | 07:19

    На мой субъективный взгляд, Оливер Стоун снял фильм о СВОЕМ герое, который имеет такое же отношение к реальному Александру III Македонскому, как «Фанта» к апельсинам. Всегда стремившийся к скрупулезному отображению исторической правды в своих фильмах Стоун в «Александре» проявил себя как наследник традиций Мари Рено.

    Эта смена амплуа и повлекла за собой проблему, неведомую историку, но актуальную для беллетриста: «художник вправе творить любую реальность, если она убедительна» (слова Оскара Уайлда).
    К примеру, «Амадею» Милоша Формана не помешали собрать богатый урожай долларов и «Оскаров» ни затянутость фильма, ни narrator в лице Сальери, ни сомнительный выбор актера на главную роль (развеселый, с легкой придурью и замашками поп-звезды герой Тома Халса похож на Моцарта куда меньше, чем Колин Фаррелл — на Александра), ни вольное обращение режиссера с фактами — т. е. все то, за что досталось «Александру». А все потому, что Форман в «Амадее» был убедителен.

    К сожалению, если в «JFK» Стоун сумел убедить зрителей в том, чего не было (согласно официальной версии убийства президента Кеннеди), то в «Александре» он не смог убедить их в том, что в действительности происходило, точнее, в том, почему и как именно это происходило.

    Для краткости приведу лишь один пример: Стоун перенес смерть Гефестиона из Эктабан в Вавилон и сделал Александра ее свидетелем, что искажает историческую правду, но хотя бы не выходит за рамки здравого смысла. Однако когда он заставляет Александра у смертного одра своего ближайшего друга, к тому же из глубины дохристианских времен, проповедовать о преимуществах глобализованного мира, в котором «все народы перемешаются», происходящему на экране веришь с трудом.

    Не потому, что подобной сцены не было в действительности, а потому, что ее НЕ МОГЛО БЫТЬ. Р. Л. Фокс, по книге которого снят «Александр», считал этот монолог со всех точек зрения неуместным и убеждал Стоуна вычеркнуть его из сценария (столь же безуспешно Фокс умолял, чтобы Александр у Гавгамел не призывал македонских солдат сражаться «во славу Греции»).

    В фильме есть и другие примеры, когда реальность «трещит по швам» под грузом авторского произвола, так что даже восстановленные со всевозможной тщательностью костюмы, интерьеры и прочие детали в эти моменты бессильны вернуть происходящему на экране достоверность.
    Если некоторые важнейшие события из жизни Александра показаны не совсем так, как они того заслуживают, то есть такие, которые отсутствуют вообще, и это еще один большой минус фильму. К числу самых очевидных пробелов можно отнести визит Александра в Сиву к оракулу, провозгласившему его сыном Зевса-Аммона, сожжение Персеполя, а также легендарные похороны Гефестиона в Вавилоне. Без них фильм о жизни Александра — все равно что «Ленин в октябре» без этого самого октября 1917 года.

    Стоун в интервью жаловался на нехватку экранного времени, однако наличие в фильме откровенно затянутых сцен (последний разговор Олимпиады и Александра, брачная ночь с Роксаной и др.) вряд ли позволяет всерьез ссылаться на это обстоятельство.
    Все это вместе взятое, как мне кажется, способствовало неудаче «Александра» в большей степени, чем пресловутая гомосексуальная тема, которую «подняли на щит» недалекие американские критики и «желтая» пресса.

    И все-таки, перефразируя Хопкинса-Птолемея, приходится признать: «Его (Стоуна) попытка снять великий фильм о великом человеке закончилась провалом. Но какой это был провал! Он с легкостью затмил успехи многих других».

    17 мая 2005 | 04:26

    Получила огромное удовольствие от просмотра. Жаль, что режиссер в окончательной версии 2007г вырезал много хороших сцен. Видимо, на него оказывали сильное давление из-за не совсем традиционной ориентации Александра. Хотя в фильме я не увидела ничего такого, из-за чего его так критиковали. Александр был многогранной личностью и Оливеру Стоуну удалось отразить это в своем фильме. Я думаю, что мы должны быть благодарны ему за эту работу. Сцены походов и сражений показаны очень реалистично, особенно сражение с царем Персии Дарием. Колин Фаррелл отлично передал характер Александра, его эмоции и сомнения.

    Для полноты картины я-бы рекомендовала критикам почитать «Сравнительные жизнеописания» Плутарха, ту часть, где он рассказывает об Александре или трилогию Мэри Рено. Тогда станет совершенно ясно, что все нападки на режиссера были совершенно напрасны. Он ничего не придумал. Все снято строго по историческим материалам.

    10 августа 2013 | 12:47

    Оливер Стоун, сняв исторический эпос про великого македонского полководца «Александр», вернулся к картине в третий раз, в результате чего на свет вышла окончательная версия фильма «Alexander Revisited: The Final Cut», которую я опасался начинать смотреть, так как хронометраж этого действа был чуть больше трёх с половиной часов. Как сейчас помню, что большинство в предвкушении ожидало нового исторического масштабного полотна, насмотревшись ранее «Гладиатора», «Последнего самурая» и «Трою». Все хотели увидеть величайшего полководца, с 336 года до н. э. руководящего своими войсками, завоёвывающего весь известный на то время мир, молодого, сильного, храброго, скачущего на чёрном коне, ведущего войска вперёд, поющего песни. Все должны были в него влюбиться, а потом горько плакать под красивый женский вокал, пока он мучительно умирал. Обычно так бывает. Но добрая половина и грустить не вздумала, когда Александр с воспалёнными глазами, еле дыша, захлёбываясь, проговаривал «достойный», держа перстень и глядя на своего призрачного орла, испускал дух. Они увидели слабого, порочного, слюнявого, неадекватного бисексуала, который ничем не цепляет и не заставляет переживать, а вызывает некое отвращение, как собственно, и большинство остальных персонажей картины. Любое отхождение от жанра исторического эпика и прорисовки главного персонажа подвергается гонению. Так и с фильмом Оливера Стоуна.

    Главной задачей режиссёра было не показать все великие и невероятные сражения Александра Македонского в походе на восток, сделав картину размашистым боевиком, а наоборот, открыть другую сторону медали, показав полководца не как голливудский ожидаемый шаблон, а как личность, человека неоднозначного и достаточно неординарного. На плечи которого взвалились тысячи жизней солдат, тысячи миль, пересечённых в походах, тысячи литров крови убитых врагов, тысячи переживаний и страхов, желаний и огромные мечты. Будучи рождённым от союза жёсткого македонского царя Филипа и Олимпиады, чей отец считался потомком Ахиллеса, Александр унаследовал черты характера обоих, что обратилось во внутренние конфликты и душевные метания. Он твёрд, жесток, целеустремлён, обладает великолепными тактическими навыками в бою, но чем больше он добивался и завоёвывал, чем дальше он был от родной Македонии, тем больше он боялся самого себя. Боялся пророческих рассказов отца, переплетённых с мифами, в которые Александр свято верил с детства, и упрёков матери, которую он очень любил. Будучи большим мечтателем, молодой полководец создавал огромную империю, добиваясь славы и признания в веках, подобно старинным нетленным легендам, тем самым обрекая себя на глубокую зависть новоиспечённых друзей и тех, кто все эти тысячи акров шёл за ним. Тех, кто был не согласен с амбициями одержимого полководца, его планами насчёт завоёванного мира.

    В картине Стоуна вокруг Александра в войске царит смятение, постепенно перерастающее в многочисленные заговоры и открытое противостояние. Он понимает, какой его ждёт удел и в этой постановке его смерть не от болезни. До рокового часа он сумел превзойти многих великих людей и заслужил это звание по праву, ибо терзаясь внутренне, он преодолевал всё, скача на чёрном Буцефале в сопровождении орла в небе, вёл вперёд своих воинов. Удача благоволит храбрым, но удача благоволит безумным. Александр был одержимым безумцем, а люди, видя его твёрдый шаг, шли за ним, даже если он был бисексуален, и слабостями были его верный друг Гефестион и Багой (как же я его ненавижу). Неподтверждённый исторический факт о любви между Александром и Гефестионом, другом, с которым они могли пойти хоть против Дьявола, Оливер Стоун возвёл в абсолют, посвятив этому около 40% всей финальной версии и да, это раздражает многих, из-за чего картину в итоге ожидал финансовый провал. Признаюсь, не хотел бы жить в то время, когда даже Аристотель говорил о смысле отношений между мужчинами, но любовь между Александром и Гефестионом, если не копать очень глубоко, похожа на толкиеновскую любовь между Сэмом и Фродо. Искренняя.

    Вот Багоя надо было придушить, персонаж этот меня раздражал, хотя неудивительно, мужественности в нём ни на грамм, да и играл его полноценный гомосексуалист Франциско Бош. Довольно неожиданного Александра по версии Стоуна сумел показать Колин Фаррелл, который после этой роли из списков лучших не исчезнет никогда. Очень впечатлила его игра, сильно и невероятно эмоционально. Вэл Килмер тоже не подвёл и эта роль не как большинство нынешних, тут он действительно Филип, силён, пьян и жесток. Олимпиада, воплощённая Анджелиной Джоли была очень красива, ярка и опасна, показав хищную царицу, она снова взбудоражила своих фанатов. Среди окружения Александра стоит отметить Джареда Лето, он же Гефестион, который и тут получил достаточно неординарную и сложную роль, но замечательно с ней справился и Энтони Хопкинса, играющего старого Птолемея, от которого идёт повествование. Хопкинс с самого начала ввёл во временную атмосферу картины и продолжал сопровождать на протяжении всего долгого пути от Македонии до Вавилона и далее в опасную Индию. Актёрский состав считаю более чем удачным, так как все персонажи были достаточно полноценными, пусть на всех даже не хватило времени. Стоуну удалось сделать очень эмоционально тонкое кино, правильно смешав актёрскую игру, диалоги и музыку, сделав многие сцены запоминающимися, например: усмирение Буцефала, появление орла и его смерть от укуса змеи, сады Вавилона, монолог перед битвой на реке Гидасп, поединок со слоном (жаль, что не было Города Маллов, где на самом деле ранили полководца), смерть… И всё это под чарующую, невероятно сильную и красивую музыку Вангелиса, который, не теряя некоторые ноты из «Бегущего по лезвию», смог развернуть мощное звуковое полотно, иногда пробирающее до мурашек.

    Красивая и достойная картина о великом человеке, вопреки своим страхам и слабостям, завоевавшего «полмира», и пусть режиссёр позволил вольности, поднял наружу слухи и покопался в белье, но он снял смелую историческую драму, с должным размахом и кропотливостью в деталях.

    9 из 10

    «Править способен только сильнейший, но Александр был не просто твёрд духом и волей — он, словно Прометей, нёс людям свет. Свет преобразований. Когда он пришёл, стало возможно всё» ©

    9 апреля 2012 | 22:09

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>