К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

«Скромное обаяние буржуазии» - безусловно, самый известный наряду с «Андалузским псом» фильм Бунюэля, при этом те зрители, которые хотят увидеть в нем некий отвязный сюрреализм в духе Дэвида Линча, как правило, бывают разочарованы. Действительно, эта лента столь филигранно сделана, столь изящна в ней антибуржуазная сатира, что многими она так и остается не прочитана. Собрав в своей картине весь цвет тогдашней французской кинематографии (Сейриг пришла из фильмов Рене, Одран – от Шаброля, Ожье – от Риветта), Бунюэлю удается сделать целую галерею неотразимых и при этом отвратительных в своей слащавости психологических и социальных типажей. Часть фильма имеет композицию матрешки, своего рода сна во сне во сне (что позже вдохновило того же Нолана в «Начале», а Александра Пелевина в «Калиновой яме»).

Удачно, без ненужной экспрессии сочетая реалистическое и фантастическое в лишь ему одному доступных пропорциях, постановщик добивается воплощения ситуационистского лозунга мая 1968-го: «К власти приходит воображение». Мне представляется, что именно как отклик на студенческие и молодежные протесты конца 1960-х «Скромное обаяние буржуазии» и следует понимать: молодежь во снах ли она, или в действительности, зримо присутствует в нарративной и символической ткани картины, как едва ли не единственная альтернатива тошнотворной буржуазности. Некоторые символы, пульсирующие в образной системе фильма прочитываются сразу (как например, священник, прислуживающий буржуа, или разнузданность политического и полицейского произвола), другие устроены более сложно (как например колониализм с лукавой улыбкой в исполнении Фернандо Рея).

В «Скромном обаянии буржуазии» вполне по-зрительски размещены необходимые для анализа интерпретационные схемы, вмонтированные в сам сюжет, потому фильм воспринимается и понимается легче, чем допустим, «Призрак свободы» или «Млечный Путь», ризоматичные в своей структуре и устроенные почти как альманахи короткометражных скетчей. В «Скромном обаянии буржуазии» композиция более традиционна: здесь абсурдное и фантастическое произрастает из повседневности и быта. Можно сказать, что в данной ленте, как негде в его творчестве раньше, Бунюэль показывает сны, бессознательное, иррациональность человеческого воображения как подлинную альтернативу буржуазным приличиям, лицемерию и рациональности. Весь этот океан фантазмов лежит под тонкой пленкой разума и цивилизованности, то и дело проявляя себя. Иррациональное требует своей социальной и личностной легитимации, в этом смысле, по Бунюэлю, буржуазия как единый организм существует лишь за счет вытеснения всего непонятного за допустимые общественные и психические пределы.

Как показал май 1968-го, бессознательное всегда обладало и обладает революционным потенциалом (сам Бунюэль признавался, как он был потрясен, увидев на стенах восставших парижских университетов сюрреалистические лозунги) и открыто противопоставило себя буржуазной нормативности. Странное в мире после 1968-го становится обыденным, привычным, а маргинальность и экстравагантность – нормой поведения. «Скромное обаяние буржуазии» при всей своей видимой компромиссности (это, безусловно, не «Большая жратва», которой также не было бы без фильма Бунюэля) – не просто ансамбль точечных сатирических уколов, но действительно серьезное модернистское произведение, заряженное масштабной социальной критикой.

Томные взгляд Стефан Одран, чарующая улыбка Дельфины Сейриг, хулиганское поведение Бюль Ожье, рыцарственность Франкера и Касселя, поведенческая изворотливость Фернандо Рея работают не только для типажной убедительности, в персонажах Бунюэля нет индивидуальности, это настоящие симулякры – эффектные образы без глубины. Да и сам мир обывательщины был бы невыносимо серым и удушливым, как у того же Феррери, если бы Бунюэля оставило чувство такта, вкуса и меры, и он бы «пересолил», уйдя в чистый гротеск. Однако, «Скромное обаяние буржуазии» и сейчас поражает вовсе не кричащим, но при этом ощутимым диссонансом между гламурной обложкой буржуазного бытия (где есть место безупречному этикету, улыбкам и поведенческой утонченности) и той бездной скрытых, часто деструктивных человеческих желаний и влечений, которые революционны по своей сути, каждую минуту угрожая фантому социального порядка, чудом существующему на Западе уже четыреста лет. Май 1968-го показал его хрупкость, а фильм Бунюэля лишь вновь об этом напомнил.

31 марта 2024 | 17:58
  • тип рецензии:

А на обед у нас сюрреализм, приправленный абсурдностью. В ленте автор кажется (кому ведомо что происходит в головах у художниках?) размышляет, о чем переживают буржуа, какие кошмарные сны могут сниться сытым и умытым богатеям. Это не жестокая сатира и как будто даже не высмеивание праздного образа жизни людей из узких слоев, это ироничное 'подтирание слюней' избалованной буржуазии, которая знать не знает о тревогах, кроме как выбор ресторана для обеда.

Это фильм-путешествие из одного сна в другой, прерываемое приемами пищи. И как любому сну, каждой сцене присущ определенный градус абсурдности и диковатости. Этим можно объяснить любые детали, которые кажутся неуместными. Не сказала бы что это комедия, скорее это движущееся художественное полотно, на которое смотришь с легкой улыбкой недоумения и удивления. А Бунюэль умеет удивлять и даже немного шокировать.

После просмотра в голове остались два вопроса 'Чего?' и 'Зачем?' и немного тошнотворное послевкусие, как после многокомпонентного блюда, ингредиенты которого составляют непривычное сочетание.

19 июня 2023 | 09:13
  • тип рецензии:

Оскароносная картина Луиса Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии» - это крайне забавная и полная сочетаемого и несочетаемого. При том, что по жанру это - комедия на протяжении всего фильма хочется не то чтобы смеяться в полный голос, а скорее улыбаться с легкой иронией и даже спокойствием. «Скромное обаяние буржуазии' на мой взгляд, является настоящей классикой сюрреалистичного кино.

Нелепость некоторых ситуаций не является самоцелью, а скорее приемом, который помогает понять замысел автора - Луиса Бунюэля. Данная картина оставляет ощущение, как в момент пробуждения после причудливого видения, но при этом очень приятного.

Режиссер сумел снять не обычный сон, а сон во сне, такая якобы матрешка. Причем сны этих не радужные, а вполне себе ужасные и кошмарные.

Поведение главных героев, их манера общения и привычки, образ жизни все это показывает нам, что это люди принадлежат к верхушке среднего общества. Их можно охарактеризовать как несколько тщеславных и немного даже корыстных людей, стремящихся быть причисленными к высшему обществу.

Некоторые их поступки можно, с легкостью, отнести к странным или даже диким, но то с какой уверенностью и высокопарностью они пытаются их совершить очень забавит и заставляет улыбаться зрителя. Обыкновенный ужин превращается для героев в невыполнимую миссию. И происходит это довольно из-за абсурдных причин: в ресторане в котором решили поужинать друзья вместо вкусной трапезы - оказался гроб, вместо аппетитного цыпленка можно сломать зубы об театральный реквизит, в доме друзей ужин провалился из-за «ненасытности» хозяев. Складывалось ощущение, что режиссер показывает нам как реальные причины провала ужина, так и совершенно абсурдные. Кульминацией абсурда явилась смерть, а вернее расстрел героев террористами, в момент их долгожданного ужина. А тот кто остался в живых - это посол Миранды просто отправился под стол доедать мясо.

Нельзя не упомянуть ключевую фразу, сказанную священником, который стал впоследствии садовником так как когда-то именно садовник убил его родителей. Эта фраза в какой-то мере является ключом к пониманию символичности сцен фильма: 'Когда Лазарь готовился к смерти, он потерял память'. Священник все же сумел найти убийцу своей семьи и отомстил им за смерть родных, но даже в этой сцене режиссер сумел оставить героя в привлекательном свете: его месть он объяснил как спасение от предсмертных мучений. Закончилась картинка сценой, как компания буржуа все вместе идут по проселочной дороге в неизвестность. Для ценителей нетривиальных сюжетов и изысканных актеров (их внешности, игры) эта картина будет настоящим «must see” на вечер, возможно, даже в компании своих «буржуа».

06 апреля 2023 | 08:58
  • тип рецензии:

Необычная комедия известного режиссера Луиса Бунюэля, наполненная специфическим юмором и философскими оттенками...

Картина рассказывает историю группы буржуазных друзей, которые планируют устроить ужин, однако из-за различных обстоятельств, в том числе сюрреалистических, находятся причини, которые срывают его - от трупа менеджера ресторана в соседнем зале до военных маневров. Однажды друзей приглашают на ужин, и как только они садятся за стол, занавес позади них внезапно поднимается и показывает, что они сидят на сцене перед враждебно настроенной аудиторией.

Фильм весьма глубок и философски насыщен, здесь нет места пустым смехам и банальным шуткам. Бунюэль умело передает атмосферу мира буржуазии, где люди постоянно играют роли и прикидываются. Пустое, лицемерное и бессмысленное существование класса буржуазии подчеркивается поверхностным интересом персонажей к еде, сексу, этикету и деньгам, а также их последним путешествием в никуда; или поведение нелояльного посла, который предает своего друга, заводящего любовную связь с его женой. Именно это и становится одним из главных замыслов фильма – показать зрителю иллюзорность и двуличность жизни высшего общества.

Однако, несмотря на все сюрреалистические изыски и философскую глубину, фильм весьма развлекательный. Не без оснований его называют одним из лучших произведений кинематографа. Актерский состав сыграл весьма убедительно, отлично вписавшись в обстановку фильма: Фернандо Рей в роли посла наркоторговцев, который всегда боится быть убитым; вторгающийся в дом Одрана на трапезу со своим штабом Клод Пьеплю в роли колоритного полковника; Дельфин Сейриг, с ее сияющим лицом, ее драгоценностью и ее милой глупостью.

Тем не менее, стоит отметить, что фильм не для всех. Для многих он может показаться чересчур непонятным и слишком специфичным. Кто-то тоже может не оценить довольно скрытый подтекст, скрытый за неожиданностями и нестандартными ситуациями. Но для тех, кто находит в этом фильме что-то свое, он станет настоящей находкой.

Фильм «Скромное обаяние буржуазии» – это еще одно прекрасное произведение режиссера, которое сумело для меня выделиться среди других фильмов своего времени и продолжает занимать заслуженное место на сегодняшний день. Он не теряет своего очарования с годами и продолжает радовать зрителей своей необычностью и глубиной.

06 апреля 2023 | 00:50
  • тип рецензии:

Режиссёр Луис Бунюэль известен своими сюрреалистическими фильмами. Например, его дебютная работа под названием 'Андалузский лес', снятая ещё в 1929 году, считается культовой. Фильм 'Скромное обаяние буржуазии', речь о котором пойдёт в данной рецензии, является одной из поздних работ испанского режиссёра. Важно отметить, что фильм получил премию 'Оскар' в 1973 году как 'Лучший фильм на иностранном языке'.

Режиссёр в этом фильме высмеивает представителей буржуазного общества через свой сюрреалистический взгляд, в котором сплетены несколько вариантов развития событий - в этом заключается основная идея фильма. Все события кажутся бредовыми и абсурдными, но все они оказываются снами, которые чередуются один за другим. Как я для себя выяснил, Бунюэль написал несколько сценариев к будущему фильму, которые в итоге сократил, сложив их в один фильм и представив их сновидениями. Сами главные герои - это три женщины и трое мужчин, которые относят себя к буржуазии. Они ходят в гости, обедают и ужинают, о чём-то рассуждают, и каждая трапеза неожиданно прерывается. И эти люди, которые понятия не имеют о простой жизни, занимаются всякими нехорошими делами (например, торгуют наркотиками), при этом мы видим их страхи. Сцена блуждания главных героев по дороге показывает их непонятный и бесконечный путь, который лишён цели и смысла... Хотя, смысл их жизни - это хорошо поесть. В фильме встречаются такие ситуации, которые можно встретить и в реальной жизни - лицемерие священнослужителей, прикрывание высшими чинами преступников. Действительно, абсурдность в реальной жизни иногда кажется страшным сном, от которого хочешь поскорее проснуться...

Фильм богат интерьерами помещений, которые характерно и ярко показывают жизнь буржуа. Спасибо художнику-постановщику Пьеру Гюффруа и оператору Эдмону Ришару! Гармонично смотрится единый актёрский ансамбль. Очень интересно снят сон солдата, рассказавшего историю из своей жизни. Впечатлила сцена с насекомыми на клавишах рояля, которая снята, как живое художественное полотно. Впервые в своих рецензиях хочу отметить звуковое оформление в фильме, которое тоже носит свой символизм. Очень интересно и комично смотрелись сцены, где звуки летающего самолёта и печатающей машинки заглушали диалоги героев, а они делали вид, будто они уловили суть разговора. Также можно услышать звук сирены в разговоре с террористкой.

Из-за быстрой смены локаций и абсурдности ситуаций фильм может тяжело восприниматься неподготовленному зрителю. Думаю, нужно его пересматривать не один раз, чтобы разглядеть каждую деталь и понять каждую сцену сквозь призму сюрреализма. Выше я уже выделил основную идею, которую хотел донести режиссёр фильма.

Конечно, фильм не для массовой аудитории, но любителям необычного кино стоит посмотреть.

8 из 10

16 августа 2019 | 09:25
  • тип рецензии:

Всего второй просмотренный мною фильм Луиса Бунюэля, а автор уже стал одним из самых интересных для меня европейских классиков. У него потрясающая манера, легко и ненавязчиво рассказывать на первый взгляд странные, но очень символичные истории. А главное его фильмы за счёт приятного юмора и необычных жизненных ситуаций даже сейчас выглядят очень душевными и близкими большинству людей.

Скромное обаяние буржуазии судя по всему возвращение Луиса Бунюэля к сюрреализму который и сделал его известным. Но странные образы и невероятный сюжет, здесь служат не только для того что бы удивлять зрителей, они необходимы для полного отказа от реальности. Лента отказывается принимать законы реального мира как данность и постоянно пользуется логикой сновидений. Когда мы помним только отдельные ключевые точки и совершенно не осознаём какие события нас к ним привели.

И при этом фильм постоянно вызывает улыбку, хотя в нём почти нет привычных по современным комедиям гэгов. Юмор генерируют сами персонажи: их напускная важность, потакание минутным слабостям и особенно их нежелание понимать друг друга. Да и ситуации в которые они попадают веселят своей неординарностью и тем как на них реагируют герои.

Вряд ли мы когда нибудь узнаем, что именно хотел сказать режиссёр этой зарисовкой, но одно понятно точно простор для интерпретации он оставил огромный. Ведь реальность в фильме понятие очень абстрактное и расплывчатое.

8 из 10

04 февраля 2018 | 11:10
  • тип рецензии:

Там есть астрологический пассаж о Рыбах, который мог покорить мое трепетное сердце, когда бы не привычка не доверять особо характеристикам, даруемым солнечным знаком. Но проверять построением натальной карты, что действительно хочет сказать о себе человек. Потому что когда кто-то называет в фильме дату собственного рождения, хотя бы даже передаривая ее персонажу и изменяя год, это именно говорит о том, что он кричит: имеющий глаза - да увидит меня. И, думаю, режиссер был таки знаком с астрологией. Поди узнай сейчас, так ли это. О заключенной внутри собственной карты деструктивной мощной энергетике если не знал, то догадывался. Иначе как сумел бы сделать из нее инструмент самовыражения, которым овладел настолько виртуозно.

В целом сюрреализм достаточно рыбье направление. Однако Рыбы с их обтекаемостью, неопределенностью, умением замутить воду и демонстративным нежеланием правой руки знать о творимом левой, скорее создают фон. Подлинная суть сюра в Водолее. Одна из характеристик которого так и звучит: 'странные предметы непонятного назначения'. А в Водолее у Бунюэля Марс - внешняя активность любого рода, агрессия, маскулинное, мужское в человеке. И Марс образует едва ли не единственный в карте гармоничный аспект. Точный сходящийся трин к Нептуну. Да-да-да, владыке Рыб и покровителю синематографа.

У древних греков был обычай предварять возлиянем богам всякую трапезу: несколько капель вина, пролитых на землю в знак уважения к властям предержащим в исконном смысле слова. Любое действие. повторяемое из года в год, достигает автоматизма и у них получалось пролить не больше одной капли (это мы бы с вами пол-бокала плесканули на ковер, а после чистил его). Так вот, здешнее славословие Рыбам, не иначе возлияние Нептуну. Который жертву благосклонно принял и взял на себя покровительство фильму.

Получился оксюморонный сюр. Как раз в рыбьей стилистике. Люди всю дорогу делают совершенно не то, чего ожидаешь от них по логике вещей. С самым непринужденным видом. Епископ нанимается садовником. А ближе к финалу, разносит голову из ружья несчастному, которого только что соборовал. Посол стреляет из окна своего кабинета по игрушечным механическим собачкам и в полковника французской армии, на обед к которому приглашен. Респектабельная пара с солидным супружеским стажем трахается под кустами в собственном саду, словно кролики. И это во время, когда на званый обед приглашены солидные люди.

До бесконечности можно продолжать. Чего стоят сно- и духовидцы романтики военные. Труп хозяина ресторана на столе в банкетном зале. До бесконечности. И все окрашено даруемой Нептуном легкой эйфорией, какая и сегодня, спустя треть века после создания фильма, делает просмотр его обволакивающе-уютным. А потому не буду говорить о внутренней пустоте героев, в души к ним не заглядывала. Подозреваю - вовсе не пусты, искусно маскируют внешней поверхностностью нежелание быть глубоко препарированными. Зеркалят. Зеркало - один из предметов Нептуна. Здесь один человек хотел, чтобы его увидели. Не персонаж.

18 октября 2016 | 05:06
  • тип рецензии:

Получила подарок от ТВ – «Скромное обаяние буржуазии.» До сих пор комических фильмов Бунюэля не видела…

Загадочная ткань фильма. Ажурное плетение, легкое касание. Как будто шаги по воде или по тонкому льду. Ничего от привычных, прямых и грубых комедий. Крайняя простота и простодушие, но скомпонованные неслучайно. Букет абсурдистских фраз, от которых нельзя оторваться. При полной, как правило, безучастности персонажей.

Выражение их лиц даже при военных действиях не меняется, что уж говорить о житейских неудобствах… Конечно, это только канва фильма, по которой вышивается сюжет… Видим, как разъезжает в нарядных платьях и многоместных машинах, а кое-где идет пешком это не теряющее надежды общество. В основном - супружеские пары и примкнувшие к ним, по ходу действия, лица. Фантастический епископ – он же в душе садовник. Юная девушка, которая пробует все подряд, а потом реагирует, Лейтенант «который всегда грустен». Доморощенная террористка, ее тоже умело представляют смешной. Посол республики Миранда – чем-то от него повеяло родным, надо пересмотреть… Благостно-глупые разговоры.. Мнимая содержательность бесед, от которых ничего не меняется.

Первую половину фильма героям не удается пообедать – то хозяева забывают про гостей, то в кафе траур и хозяйка рыдает за занавеской, то они приходят в кафе, где подают только воду, остальное у них закончилось. Зато герои видят невероятные сны, характерные и неслучайные – то внедрение на театральную сцену, вместо званого ужина, то разборки с семейными врагами …

Не везет героям и в любви - одни неудавшиеся попытки, - то по болезни, то визит чей-то не вовремя! Получается, что ничего смешнее жизни - нет, а если это одухотворено авторской любовью, то и ничего трогательнее… А у зрителя (у меня) остается только одно желание – чтобы они, вот эти герои, шли по дороге и ввязывались в приключения вечно.. Ткань обаяния, из чего же она соткана?

10 из 10

29 мая 2016 | 19:03
  • тип рецензии:

Что ещё самое интересное, весь сюжет это прием пищи, который нашим персонажем из странных обстоятельств не удаётся произвести. С виду может показаться, ничего интересного и изобретательного вроде бы и нет, но на самом деле на это стоит потратить полтора часа, как говориться необходимо, увидеть, как это сделано. Именно эти обстоятельства и остальные события сюжета «Скромного обаяния буржуазии» являются очень вкусной частью.

Творение Бунюэля не скромно пыталось в 70-ых подтрунить над всем классом буржуа, её бытом, привычками, её стереотипами по отношению к другим(начальная сцена с епископом дорогого стоит). Как раз это и удаётся тонко сделать, хотя бы тем каким образом всё здесь преобразовано в страннейшую формулировку, — где комедия вместе с долей хорошего сарказма, в отдельных секундах показывает мистику и что-то необычайное привлекательное, что в будущем серьёзно повлияло на Дэвида Линча.

Французское искусство, отточенное и созданное для умного зрителя, сумеет понравиться как ценителю всего классического, так и простому зрителю, любящему хорошее достойное кино.

9 из 10

07 августа 2015 | 15:41
  • тип рецензии:

Такие фильмы как «Скромное обаяние буржуазии» относятся к разряду картин трудных для восприятия и понимания. Далеки мы от 60-х и 70-х. Тем более от 60-х во Франции. И еще более от взгляда социалиста Бунюэля на то время. То, что тогда для французов было живым и актуальным, те проблемы, которые обсуждались на страницах книг и газет, ток-шоу и текстах песен, телевидении и кинематографе, сейчас для нас история. И то, что высмеивал Бунюэль, может оказаться для нас непонятным.

«Скромное обаяние» - это сатира на никчемную жизнь тогдашних буржуа и шире на общество потребления. Весь фильм главные герои тщетно пытаются пообедать и удовлетворить свои сексуальные желания. Это составляет сущность их жизни и мировоззрения. И кадры их бесконечного, беспечного и бесцельного вышагивания по проселочной дороге символизируют их бесцельное и пустое движение по дороге жизни.

Бунюэль мастерски вывел желания и страхи тогдашней элиты и их отношения с представителями других классов. Например, духовенство находится на службе буржуазии, и это мы видим в комической фигуре работающего священника. Или снобистское отношение к шоферу, который не умеет пить мартини и поэтому не может считаться культурным человеком. Сцена в театре, когда одному из героев снится, что они оказались у всех на виду на сцене, показывает страх разоблачения. В роли террористов выведены типажи из знаменитой RAF (Фракции Красной Армии) начавшей действовать на территории Западной Европы в 1968г., и занимавшихся, в том числе, убийствами коррумпированных чиновников. Так что страхи посла-наркоторговца перед ними имеют вполне реальную почву. Кстати, интересен эпизод, когда он даже под дулами автоматов не может удержаться от того, чтобы стащить со стола кусок вожделенной бараньей ноги. Даже под угрозой физического уничтожения буржуазия не может сдержать инстинкты потребления. Уморителен и разговор посла с пришедшей к нему молодой террористкой. Как он пытается соблазнить ее, а когда это не удается, продефилировав ложным благородством, он сдает в руки спец агентов. Здесь Бунюэль в гротескной форме выводит отношения властьимущих и бунтующей молодежи. И так далее. Любой эпизод это срез общественного сознания того времени.

Бунюэель снял свой фильм больше 40 лет назад. За это время многое изменилось. Буржуазия правда никуда не делась, а вот общество потребления значительно разрослось. И те черты, которые были свойственны в основном привилегированному классу буржуа, распространились на так называемый средний класс. Так что, в каком-то смысле, можно сказать, что фильм стал еще более актуальным…

30 января 2015 | 17:24
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: