всё о любом фильме:

Отец солдата

год
страна
слоган-
режиссерРезо Чхеидзе
сценарийСулико Жгенти
директор фильмаШота Лаперадзе
операторАрчил Пилипашвили, Лев Сухов
композиторСулхан Цинцадзе
художникНика Казбеги, Зура Медзмариашвили, Н. Манджгаладзе, ...
монтажВасилий Доленко
жанр драма, военный, ... слова
зрители
СССР  23.8 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время87 мин. / 01:27
Номинации (1):
Противоестественность войны для человека — труженика, созидателя — показана на примере судьбы старого крестьянина-виноградаря из Грузии. Георгий Махарашвили едет повидаться с сыном, который ранен и находится в госпитале.

Но пока отец добирается до места назначения, сын снова отправляется на фронт. Однако Георгий уже не может вернуться в родную деревню. Он вместе с советской армией проходит весь ее путь — путь до Берлина, до Победы над фашизмом.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • По признанию Резо Чхеидзе, лучшей рецензией на фильм «Отец солдата» стало письмо, которое режиссер получил из Севастополя. В нем рассказывался конкретный случай, когда молодой человек пришел в милицию, чтобы признаться в совершении кражи. Когда у него спросили, почему он пошел на этот шаг, тот ответил: «Я только что посмотрел фильм «Отец солдата» и решил, что буду честно жить на белом свете».
    • Автор сценария Сулико Жгенти во время Великой Отечественной войны добровольцем ушел на фронт, служил в морских десантных частях, был тяжело ранен. Прототип главного героя фильма «Отец солдата» служил вместе с Сулико Жгенти.
    • В деревне в Кахетии, откуда был родом Георгий Махарашвили, поставлен памятник этому герою. Кроме того, там есть Музей Славы, вокруг которого стоят надгробные плиты с именами погибших на войне жителей деревни. По этим плитам видно, что 40% солдат, не вернувшихся с войны, носили фамилию Махарашвили.
    • 10 мая 2013 года на Первом канале состоялся показ отреставрированной и колоризованной версии фильма.
    • еще 1 факт
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В сцене с виноградником вместо танков Т-34-85 показаны более совершенные Т-44, которые в Великой Отечественной войне не участвовали.
    • В эпизоде с атакой советских танков актёры массовки, играющие немецких солдат, вооружены послевоенными автоматами Калашникова.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 170 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Мощный фильм.

    Смотрел его много раз и каждый раз сопереживаешь главному герою — Георгию Махарашвили.

    Режиссёр и актёры сумели создать особую ауру своей игрой — да, война, да гибнут люди, но Отец своими словами и своими поступками облагораживает атмосферу войны.

    Впрочем, наверное, эмоциональное соперживание главному герою отодвигает на второй план те горести, которые несёт война. Старый воин сам отодвинул военные лишения и идёт к встрече с сыном, не взирая на все военные трудности. Двигает ли им только желание увидеть сына или ненависть к врагу-оккупанту — на этот вопрос нет однозначного ответа в фильме. Впрочем, месть Отца за погибшего бойца в начале фильма не оставляет сомнений в том, что Отец не простит фашистам их преступления.

    Летом я побывал в Грузии — был и в селе Кисисхеви, где до сих пор стоит дом, в котором по фильму был военкомат (там Отец сидел в машине и его «атаковали» с просьбами односельцы). Сейчас в этом доме магазин (он там и раньше был).

    Сложно передать эмоции, когда увидел в городке Гурджиани памятник Отцу, держащему на руках шинель погибшего сына.. .

    Этот фильм нужно видеть. Обязательно видеть. Мой сын посмотрел его после возвращения из Грузии. Надеюсь этот фильм останется в сознании моего сына на должном месте.

    Печальный и одновременно оптимистичный фильм.

    10 из 10

    16 января 2012 | 00:15

    Фильм стоит особняком в ряду советских лент о Великой Отечественной войне, как и «В бой идут одни старики»,«Баллада о солдате»… Он пропитан символизмом и художественными посылами.

    Простой труженик, грузинский крестьянин Георгий Махарашвили, отправляясь в госпиталь навестить сына, и не найдя его там, вступает в ряды Советской Армии и доходит до Берлина

    Серго Закариадзе создал потрясающе теплый образ немного чудаковатого, но такого родного и настоящего сына своей земли. И Отца!Он по-отечески оберегает и обучает простым жизненным истинам своих юных боевых товарищей. Любящий труд, простую мирную жизнь Махарашвили -этот сильный дедушка с добрым и удивительным лицом воюет наравне с молоденькими солдатами, и только вместе плечом к плечу они приближали победу. Но живет он тем мигом, когда сможет увидеть своего дорогого сына.

    Как изменился его мальчик.? Ведь он был таким добрым… (в этой простой фразе заложена противоестественность войны)

    Пронзительны сцены встречи Георгия с сыном и убийства в поле русского солдата Аркадия, за смерть которого отомстил отец в самом глубоком смысле этого слова

    А как важен и ценен момент с виноградником: как он поучителен !!! Просто и незамысловато он убедил солдат в том, что» ненависть разрушает, созидает только любовь» и милосердие. Нужно быть человеком в любых условиях!

    Потрясающий фильм, показавший подвиг простого народа, любящего свою землю, свой дом. Этот фильм нужно смотреть и помнить! Сам Р. Чхеидзе надеялся, что его картина станет мостом, соединяющим русский и грузинский народы в это непростое время.

    10 мая 2015 | 23:26

    Хорошее, качественное кино о войне. Войне глазами старика, который пошёл искать сына, а попал на войну. Очень понравилось, как старик переносил войну: не ныл, не скулил, не лежал в тылу, а главное — не озлобился. В сцене с виноградом сразу становится понятно, что война не повлияла на его человечность и любовь ко всему живому.

    Каждый родитель любит своё чадо, но не каждый отправится за ним за тридевять земель. Хотя мотивы такого поступка Георгия всё же неоднозначны. Думаю, здесь 50 на 50: 50 — поиск сына, 50 — быть полезным, искренне помочь, ведь стариком-то он был действительно крепким.

    Линия с сыном очень трогательная. Как же Георгий его любил, с какой гордостью он о нём говорил… хотя что уж там, он просто отец, и этим всё сказано.

    Я плакала на моменте, когда на Новый Год начальник роты приказал сыграть именно грузинскую мелодию. Это ведь было именно для рядового Махарашвили. Думаю, начальник уважал не только его возраст, но и оценил его рвение и готовность помочь в бою. Помочь не подсобными работами, а в битве с врагом. Лезгинка звучала весело, но на фоне войны и уставших солдатов навевает неумолимую тоску по мирной жизни, которую люди не ценят, когда нет войны. Так что, цените, что у вас есть, ведь жизнь прекрасна! Прекрасна природа вокруг, прекрасны люди, прекрасна ваша семья, прекрасна наша плодородная земля!

    Серго Закариадзе был очень убедителен в роли Георгия Махарашвили. Чего стоит его смешной акцент или праведный гнев, когда танки хотели переехать виноградное поле, а какой любовью и надеждой наполнены его глаза, когда он говорит о сыне… В общем, идеально подобрали актёра.

    Примечательно то, что в рамках данного марафона я посмотрела много советских фильмов о войне, и этот ничем не хуже, чем другие. Не понимаю, почему он не так популярен, как, например, «Судьба человека» или, тем более, «Баллада о солдате». Я считаю, что он обязателен к просмотру тем, кто интересуется советской военной тематикой.

    7 из 10

    24 ноября 2016 | 17:38

    Сюжет незамысловат — грузин Георгий Махарашвили идет в госпиталь навестить сына-танкиста, беря наказы повидать родных от всей деревни. Ну и начинается эпопея от юга страны до Берлина.

    Строго говоря, не самая удачная как с точки зрения сценария, так и с точки зрения режиссуры картина: фильм по сути разрывается на эпизоды, мало связанные между собой. Батальные сцены сняты довольно-таки топорно — много толпится лишнего народу, немцы (если они есть в кадре) карикатурны, половина офицеров перевязаны, причем хронически… И даже актерские работы вполне заурядны, за исключением одной. Именно она и заставляет смотреть фильм от начала до конца. Именно Серго Закариадзе вкладывает в образ отца столько обаяния, души, сердца, а иногда кажется и текста, что смотришь, не отрываясь. Пожалуй, Георгий Махарашвили в его исполнении равноценен образу Мимино Вахтанга Кикабидзе. Конечно, с поправкой на трагичность обстоятельств.

    Следует отметить и пару эпизодов, врезавшихся в память — спасение хлеба, виноградной лозы, трогательная сцена в воронке с землей, ну и, конечно, финальная сцена встречи… Пожалуй, как нигде, в «Отце солдата» слова «родная земля» не звучат столь конкретно и убедительно.

    8 из 10

    7 июля 2012 | 22:50

    Старый грузин-крестьянин едет повидать своего раненого сына в госпиталь, но к сожалению или к счастью сын выздоравливает. Сын отправляется дальше на фронт — воевать. Отец решает вступить в советскую армию и ехать на фронт — разыскать сына. В итоге они встретятся, но Махалашвили младшего смертельно ранят прямо в самом Берлине и умрет он на руках у своего отца.

    Очень интересна личность самого отца. Образ немного чудаковатого, доброго, сильного, отзывчивого, способного выручить в любую минуту человека создал гениальный актер Серго Закариадзе. Солдаты так его и звали — «Отец!» И на самом деле, на войне он заменял каждому солдату своего отца, своим примером, характером сильной личности, верой в успех!

    Фильм немного перекликается с другим шедевром советского кинематографа Сергея Бондарчука — «Судьба человека». Особенно напомнил сюжет, когда «Отец» спасал раненного солдата во время наступления немцев, буквально нес его на руках. Вроде бы все- спасены, но стоило только отойти и — фриц добил раненного очередью из автомата…Думаю, многие помнят, как Бондарчук на каменоломне помогал солдату не упасть, вроде бы все- дошли, ан нет. Фашист, видя, что солдат ни на что не годится- столкнул его в пропасть…

    Махалашвили старший понимает, что война закончится и все, начнется снова мирная жизнь: снова пахать и сеять, пахать и сеять. Может поэтому он сохранил в себе те человеческие качества на войне, которые помогли ему дойти до Берлина. Даже, когда советский танк стал давить немецкий виноград — отец пришел в ярость и бешенство- «Да как же так- это же виноград». Он знает цену человеческому труду, как нелегко все создается в этом мире и как все легко это разрушить… И со свойственной ему отцовской суровостью — он объяснил «сыну», что он немного неправ.

    Фильм наряду с «Судьбой человека» Сергея Бондарчука можно отнести в золотой фонд советского кинематографа.

    20 сентября 2009 | 15:47

    1964 год… воспоминания о войне еще очень свежи, эти воспоминания в глазах и сердцах нескольких поколений, и фильмы, снятые в этот период настолько пронзительны, что с ними не сравнится ни один из современных навороченных блокбастеров…

    «Отец солдата» — это история одного старого грузина, который отправляется в дальний госпиталь, чтобы навестить раненного на фронте сына. Этот человек всю жизнь провел на земеле и никогда не выезжал дальше собственной деревни, а теперь ему предстоит ехать навстречу линии фронта.

    Но он не боится… он как ребенок с открытым сердцем, наивным добрым взглядом… но видом больше напоминающий медведя из сказок. Он спрашивает каждого встречного не видел ли и не знает ли он его сына: «сын мой, такой красивый. Фамилия Махарашвили». И очень удивляется и обижается, когда солдаты от него отмахиваются и отправляют домой, чтобы не мешался под ногами… война ведь…

    Ну и что, что война… слушай, дорогой, ну и что что война, он сына ищет… красивый такой.

    Георгий не солдат, но война исключений не делает и увлекает за собой этого забавного пожилого человека… Он проходит всю войну, ища следы своего сына.

    Он из тех людей, чью душу ничто не способно испачкать: ни смерть, ни ненависть, ни подлость… Георгия любят солдаты, может быть потому что он очень напоминает им их отцов.

    У судьбы не бывает осечки…

    Смотрите, господа…

    Моя оценка 10 из 10

    14 ноября 2008 | 12:20

    - Ты его не сажал, ты его не пахал, ты его только кушать любишь!

    Я относительно неплохо знаком с советским кинематографом, хотя и не испытываю к нему особо теплых чувств. Даже наверно больше в сторону негатива. Именно этот фильм я посмотрел сейчас впервые. Сел смотреть даже не читая синопсиса и весьма удивился, когда увидел подобную историю.

    Сюжет достаточно прямой, а рассказанная история проста как пять копеек. Но в то же время нельзя предугадать что же случится в следующий момент. Также фильм не затянут, и смотрится на одном дыхании. За это отдельный плюс, т. к. часто подобные фильмы грузят ненужными подробностями.

    По актерскому составу не могу ничего сказать, ибо всех вижу первый раз. А так как сравнивать не с чем, то скажу, что с поставленной задачей справились отлично. Остальное не берусь оценивать.

    Но несмотря на все плюсы, именно мне, чего то не хватило в этом фильме. Нет в нем какой то частички. Вполне возможно сыграла свое дело простота и бесхитростность картины. Но в остальном, думаю многим любителям военных фильмов понравится.

    6 из 10

    10 апреля 2017 | 21:36

    Ещё каких-то двадцать лет назад, на просторах одной шестой части суши, существовала Великая Империя — Союза Советских Социалистических Республик, у которой была великая (вторая-третья в мире!) кинематография, объединявшая самобытные республиканские «школы экрана». Помимо центрального русского триумвирата — Мосфильма, Ленфильма и киностудии им. М. Горького, советское кино было прославленно на весь мир студиями: Грузия-фильм, Беларусьфильм, Казахфильм, Рижской киностудией, киностудией им. Довженко, Одесской киностудией и многими другими. С развалом нашей могучей Родины и приходом к власти Бориса Николаевича Водкина, как русское, так и союзное кино, было задавлено воровским рынком дорвавшихся до власти торгашей-демократов. И если российское кино ещё подаёт хоть какие-то признаки жизни, то республиканское — растворилось в мутной воде импорта и пене кадровой эмиграции. Как говорится- боролись с неугодным «красным режимом», а в итоге свалили десятилетиями выстраивавшуюся — Систему, в том числе и кинопроизводства.

    Темой взаимных связей — рождающих «кровное родство» всех 15-ти республик — явилась Великая Отечественная война. Когда братские народы, сколь похожие в собственной первородной языческой душевной широте, столь и различные в своей религиозной ментальности темперамента, шли «штыком к штыку» и дошли до самого логова «фашисткой гадины». В пределах «межнационального» патриотизма, защищая общую Родину-мать!

    Снятая на Грузии-фильм картина «Отец солдата», выглядит абсолютно русской по здоровому православному духу, вставая в один ряд на иконостасе военно-патриотической драмы с работами Бондарчука и Чухрая-старших. Трагедия войны, показанная через судьбу простого человека, есть наверное максимально правильная проекция того страшного времени. Где окопный быт — равен по тяжести изматывающей атаке, а блохи и вши поспорят в нещадности с самими «фрицами».

    Конечно же Резо Чхеидзе, как истинный грузин, нашёл место и национальным нюансам, среди разрывающихся мин и взрывающихся танков. Виноградная лоза — стала тем традиционным мостиком, связывающим главного героя — с его родной землёй, ведь как говорят те самые «старые добрые советские грузины» — «Виноград — это человек!» Относясь ко всему живому с бережностью человека знающего цену труду и его плодам, персонаж великолепного Серго Закариадзе учит и молодых этому безграничному терпению, рождающему со временем мудрость.

    Как непохожи, исходящие грязными пятнами плащ-палатки и испещренные рикошетами блиндажи (браво декораторам и художникам кино 60-х!), на наманикюренные пальчики «солдат» на прицелах орудий в нынешних военных фильмах. А напряжённая мелодика Сулхана Цинцадзе, как и аранжированная в мажорике грузинской музыкальной традиции вариация — «Вставай страна огромная!», погружает пространство экрана во времена двадцатилетней давности лучше любого спецэффекта. Образ большого рождается малыми средствами, но точными талантливыми деталями, воистину — полотно сшивается тысячью нитей.

    8 из 10

    14 сентября 2011 | 18:20

    «Отец солдата» — замечательная военная драма от режиссера Резо Чхеидзе. Такими фильмами как этот, нужно гордится и немножко грустить, потому что, весь этот потрясающий и качественный советский кинематограф, уже в далеком прошлом. Главную роль исполнил, не побоюсь этого слова, и не считаю что переборщу, великолепный грузинский актер Серго Закариадзе. Его роль отца, удостоилась многим призам, его хвалили и хвалят до сих пор, потому что такую актерскую игру, в наше время увидеть очень трудно. Вообще вот, я всегда считал, что хороший актер раскрывается только в драме, потому что, это тяжелый жанр, в принципе и комедия не такая уж и легкая, но если сравнивать, то драматическую роль исполнить намного труднее.

    Фильм Резо Чхеидзе запоминается не только великолепной актерской игрой, но и очень эмоциональным сюжетом, в которому нашлось место и для комедии, но не много. Премьера фильма состоялась в день моего рождения, но только двадцать семь лет назад. С одной стороны, картину можно назвать, историей одного актера, отца, который ищет своего сына, и при этом видит весь тот ужас, который создала война, разрухи, слезы матерей потерявших своих сыновей и мужей, но правильнее будет совсем наоборот, потому что отец Георгий, кровный грузин, действительно ищет своего сына в одиночку, но при этом к ему в компанию, на протяжении всего фильма, присоединяются очень разные люди, и все они напуганы войной.

    Главная тема фильма — это не поиски сына, а именно любовь к нему, которую мы можем ощутить, послушав рассказы Георгия. Его сына, зритель сможет увидеть только в конце, и то на пару минут. Фильм очень интересный, главный герой все время в движении, у него одна цель, найти сына. Такими фильмами нужно гордится. Подводя итог скажу, фильм безусловно что нужно посмотреть, хотя бы для того, чтобы поближе познакомится с качеством уже мертвого кинематографа.

    9 из 10

    7 августа 2012 | 22:34

    Первый раз посмотрела лишь маленький фрагмент, но запомнила название, запомнила героев. Потом посмотрела весь фильм — словам места не нашлось.

    Сыграно так, словно просто взяли камеру в руки и засняли жизнь старика, ищущего своего сына. Когда смотришь, проникаешься симпатией к главному герою и не хочется с ним расставаться, даже когда видишь надпись «Конец фильма»,пусть даже и догадываешься, что будет дальше.

    Герой фильма Георгий Махарашвили заслуживает уважения и почета, в годы войны он стал одним из тех, кого война, несмотря ни на что, не изменила, он остался верен своим взглядам на жизнь, убеждениям, когда взрываются снаряды совсем близко он видит землю, жирную и плодородную, а не воронки от гранат, казалось бы, когда надо быть серьезным — он шутит. Этот старый грузин защищает виноград перед танками советских войск, не побоявшись людей, старше его по званию.

    Это поистине удивительный человек, который должен служить нам примером.

    Это великий и потрясающий фильм.

    10 из 10

    25 апреля 2010 | 17:35

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>