всё о любом фильме:

Отец солдата

год
страна
слоган-
режиссерРезо Чхеидзе
сценарийСулико Жгенти
директор фильмаШота Лаперадзе
операторАрчил Пилипашвили, Лев Сухов
композиторСулхан Цинцадзе
художникНика Казбеги, Зура Медзмариашвили, Н. Манджгаладзе, ...
монтажВасилий Доленко
жанр драма, военный, ... слова
зрители
СССР  23.8 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время87 мин. / 01:27
Номинации (1):
Противоестественность войны для человека — труженика, созидателя — показана на примере судьбы старого крестьянина-виноградаря из Грузии. Георгий Махарашвили едет повидаться с сыном, который ранен и находится в госпитале.

Но пока отец добирается до места назначения, сын снова отправляется на фронт. Однако Георгий уже не может вернуться в родную деревню. Он вместе с советской армией проходит весь ее путь — путь до Берлина, до Победы над фашизмом.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • По признанию Резо Чхеидзе, лучшей рецензией на фильм «Отец солдата» стало письмо, которое режиссер получил из Севастополя. В нем рассказывался конкретный случай, когда молодой человек пришел в милицию, чтобы признаться в совершении кражи. Когда у него спросили, почему он пошел на этот шаг, тот ответил: «Я только что посмотрел фильм «Отец солдата» и решил, что буду честно жить на белом свете».
    • Автор сценария Сулико Жгенти во время Великой Отечественной войны добровольцем ушел на фронт, служил в морских десантных частях, был тяжело ранен. Прототип главного героя фильма «Отец солдата» служил вместе с Сулико Жгенти.
    • В деревне в Кахетии, откуда был родом Георгий Махарашвили, поставлен памятник этому герою. Кроме того, там есть Музей Славы, вокруг которого стоят надгробные плиты с именами погибших на войне жителей деревни. По этим плитам видно, что 40% солдат, не вернувшихся с войны, носили фамилию Махарашвили.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 170 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Это только потом я в Интернете прочитал: дескать, «премьера в цвете». С обычной газетой мне так не повезло. Фильм да и фильм. Давно хотел посмотреть — пожалуйста, отличная возможность. Да только с первых кадров что-то пошло не так. Каюсь, не сразу сообразил. А почему? Да ведь даже в голову не могло придти, что и сюда уже «очумелые ручки» горе-художников дотянулись. Даже когда понял, все равно поверить долго еще не мог. Ибо… Зачем?!

    Грустное кино. Я, честно говоря, даже расстроился как-то. Не ожидал. Еще и концовка, как нарочно, — нелепее не придумаешь. На ровном месте, что называется. Так нечестно — так и хочется сказать.

    Главное, ничего ведь не предвещало, так, по-хорошему если. Даже как-то приторно показалось в ряде эпизодов: надписи эти про то, кто, где и каким по счету прошёл и пр. Середина — так и вовсе подвисла, считаю: после роскошных (тут, конечно, знакомый голос за кадром ощутимо помог) эпизодов с проводами «всем миром», дорогой до госпиталя и выяснения отношений в оном дешёвое генеральское барство (валяй-де, воюй, раз так хочется), ей богу, просто не comme il faut.

    То же самое — с исполнением «ритмически-захватывающей мелодии» в промерзших насквозь окопах. Туда же — самовольное оставление вверенного поста, который, якобы, на самом деле никакой и не пост вовсе. Пограничный столб с надписью СССР — что и говорить, непременно должен был быть водворен на прежнее место — даром что «пули свистели над головой». В общем…

    Тем не менее, всё это в некотором смысле привычно достаточно, когда мы говорим о «раннем» (хотя, с другой стороны, 1964 год уже…) советском кино на тему Великой Отечественной войны, и потому забывается буквально со сменой кадра. Концовку же предваряет интересный эпизод со спасением виноградника (особенно мне понравился пример с немецкими детьми), и остается, казалось бы, только дождаться счастливого воссоединения двух героев, как вдруг такое…

    Хороший фильм, самую малость бы его на предмет идеологической шелухи почистить, и цены бы не было. Но только черно-белому. А так…

    7 из 10

    16 мая 2013 | 16:25

    Отец солдата великолепный образец послевоенных фильмов (фильмов с душой и сердцем). Лента рассказывает историю Георгия Махарашвили, который прошёл всю войну, чтоб найти своего сына, которого не видел очень давно.

    Этот фильм, прежде всего, показывает нам, каким должен быть человек, человек с большой буквы (будь то Русский или Грузин, Украинец или Армянин). Серго Закиарадзе (актёр исполнивший роль отца), сценарист Сулико Жгенти и режиссер Резо Чехиадзе отлично передали этническую особенность своего народа, с его традициями и обычаями. Чего стоит сцена с танкистами, который решили переехать на своей машине немецкий виноградник. А когда главный герой слышит грузинскую песню в разбитом здании и понимает что слышит голос родного сына, которого так долго искал по военным дорогам… то просто нет слов, остаются одни эмоции.

    Умели раньше снимать хорошее кино, кино которое запоминалась, прежде всего, живыми образами, настоящими эмоциями и отличным сюжетом. Сейчас, к сожалению (в наше время) эти качества встречаются всё реже и реже. Но будем надеяться на лучшее, и верить в то… что когда нибудь, кто нибудь, из наших современников, создаст фильм достойный стоять в одном ряду, со своими великими предшественниками прошлого.

    Моя оценка 10 из 10

    1 августа 2010 | 23:16

    Это фильм, который показывали каждое 9 мая в день победы, когда два братских народа, сейчас обиженные друг на друга, с большой любовью смотрят этот шедевр от Резо Чхеидзе. И у каждого в сердце загорается маленький огонек ностальгии и гордости за свои народ. И именно сейчас когда все больше и больше мостов рушатся между грузинским и русским народами, такие фильмы как этот, являются вечными символами любви и дружбы, которую никакие политики не смогут разрушить между обычными людьми.

    Каждый раз смотря этот фильм и вглядываясь в лицо Серго Закариадзе я вижу образ настоящего грузинского дедушки, высокого и крепкого, с большими усами и очень добрым лицом, открытым сердцем наполненным любовью. Даже когда он злится, он до того милый дед, что невозможно не улыбаться глядя в его глаза. Лучшего актера Резо Чхеидзе никогда бы не нашел. Серго просто был рожден для этой роли. Кстати, в его родном селе в Грузии стоит ему памятник, единственный актер который удостоился этого при жизни.

    Это один из тот редких фильмов, который доводит до слез. Это одновременно слезы радости, смеха и в тоже время трагедии и печали. И все так гармонично, что я просто ни к чему не мог придраться. Весь фильм смотришь на одном дыхании. Великолепная постановка, великолепная режиссура, отличная операторская работа, хорошая музыка, непревзойденная актёрская игра. Этот фильм можно смотреть всей семьей и он одинаково понравится как детям так и родителям. Каждый найдет в нем что то для себя. Этот фильм о дружбе и победе двух братских народов, о трагедии которую пережили вместе. И это кино которое всегда будет объединять!

    Шедевр? Безусловно!

    10 из 10

    6 мая 2009 | 13:01

    Сюжет незамысловат — грузин Георгий Махарашвили идет в госпиталь навестить сына-танкиста, беря наказы повидать родных от всей деревни. Ну и начинается эпопея от юга страны до Берлина.

    Строго говоря, не самая удачная как с точки зрения сценария, так и с точки зрения режиссуры картина: фильм по сути разрывается на эпизоды, мало связанные между собой. Батальные сцены сняты довольно-таки топорно — много толпится лишнего народу, немцы (если они есть в кадре) карикатурны, половина офицеров перевязаны, причем хронически… И даже актерские работы вполне заурядны, за исключением одной. Именно она и заставляет смотреть фильм от начала до конца. Именно Серго Закариадзе вкладывает в образ отца столько обаяния, души, сердца, а иногда кажется и текста, что смотришь, не отрываясь. Пожалуй, Георгий Махарашвили в его исполнении равноценен образу Мимино Вахтанга Кикабидзе. Конечно, с поправкой на трагичность обстоятельств.

    Следует отметить и пару эпизодов, врезавшихся в память — спасение хлеба, виноградной лозы, трогательная сцена в воронке с землей, ну и, конечно, финальная сцена встречи… Пожалуй, как нигде, в «Отце солдата» слова «родная земля» не звучат столь конкретно и убедительно.

    8 из 10

    7 июля 2012 | 22:50

    «Ты его пахал? Ты его сеял? Ты виноград, наверно, только кушать любишь!?»

    В чем сила фильма Резо Чхеидзе? Думаю, что в семейных ценностях, кровных связях, в любви к труду на земле, родному дому, Родине. А она у нас была одна — Союз Советских Социалистических Республик! И как ни банально сила фильма в правде.

    Простой сюжет отец отправляется искать сына. Но все гениальное просто.

    Так у Сулико Жгенти получился сценарий не раз встречающийся в различных интерпретациях в мировой литературе и кино. Но этой своей простотой и подкупает, в наш век закрученных с лихвой сюжетов. Отец ищет сына! Все просто.

    Герой Серго Закариадзе очень искренний человек, с добрым лицом, глазами и большими роскошными усами. Настоящий грузин! А походка? Вы видели его широкий шаг? Это же богатырь. А как он ладонью бьет неродивого солдата? Это был отеческий удар, как ремнем по мягкому месту, чтобы человек понял, что труд уважать надо. И ведь поняли!

    Гиоргий прежде всего человек, дела, а не слова. Он не всегда может выразить русскими словами свои мысли, но делом он поражает всех. Как в блиндаже у генерала, когда просит зачислить его в полк, чья возьмет, того и правда! И генералу было достаточно решимости и грозного вида Гиоргия, чтобы зачислить его в роту, где над ним взяли «шефство» товарищи повстречавшиеся ему на пути.

    «Посмотри какой земля. Жирный… Хороший»

    Посмотрите как Гиоргий разговаривает с землей, с виноградной лозой, с каждой веточкой. Он знает, что земля, каждый листочек это живая сущность, у которой есть душа, настроение, боль и болезни. Для него нет разницы немецкий это виноград или виноград с поля его села. Это живой организм, любящий заботу и понимающий любой язык Прежде всего язык дела.

    «Здесь первыми прошли танки Героя Советского Союза старшего лейтенанта Махарашвили»

    Пройдя свою войну до Берлина, Гиоргий находит сына. И тут самая Великая, потрясающая сцена фильма. Монолог. Как же красив грузинский язык! Как же это было похоже на северные русские плачи. Комок подкатывал к горлу!

    Война принесла Гиоргию и его семье страдания, но не только ему, всей стране. Но он не обозлился. Родина превыше личных чувств. А ему как земледельцу, виноградарю всегда есть чем заняться. Он вернется в родное село, будет разговаривать с землей, лозой. Жить!

    В дни празднования 68-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне по нашему ТВ впервые показали колоризированный (цветной) вариант фильма. Кстати, сам Резо Чхеидзе был не против колоризации и принимал участие в работе. Цветная версия показала бОльшую выразительность образа Гиоргия, большие черные глаза, седая борода и т. д. Фильм заиграл яркими красками и нынешнему поколению его будет смотреть интересней, чем черно-белую версию.

    Фильм обязателен к просмотру всем. Золотой фонд Отечественного кино!

    Вот действительно Великий фильм о Великой войне.

    Оценки не уместны. Шедевр!

    10 из 10

    14 мая 2013 | 00:07

    Фильм стоит особняком в ряду советских лент о Великой Отечественной войне, как и «В бой идут одни старики»,«Баллада о солдате»… Он пропитан символизмом и художественными посылами.

    Простой труженик, грузинский крестьянин Георгий Махарашвили, отправляясь в госпиталь навестить сына, и не найдя его там, вступает в ряды Советской Армии и доходит до Берлина

    Серго Закариадзе создал потрясающе теплый образ немного чудаковатого, но такого родного и настоящего сына своей земли. И Отца!Он по-отечески оберегает и обучает простым жизненным истинам своих юных боевых товарищей. Любящий труд, простую мирную жизнь Махарашвили -этот сильный дедушка с добрым и удивительным лицом воюет наравне с молоденькими солдатами, и только вместе плечом к плечу они приближали победу. Но живет он тем мигом, когда сможет увидеть своего дорогого сына.

    Как изменился его мальчик.? Ведь он был таким добрым… (в этой простой фразе заложена противоестественность войны)

    Пронзительны сцены встречи Георгия с сыном и убийства в поле русского солдата Аркадия, за смерть которого отомстил отец в самом глубоком смысле этого слова

    А как важен и ценен момент с виноградником: как он поучителен !!! Просто и незамысловато он убедил солдат в том, что» ненависть разрушает, созидает только любовь» и милосердие. Нужно быть человеком в любых условиях!

    Потрясающий фильм, показавший подвиг простого народа, любящего свою землю, свой дом. Этот фильм нужно смотреть и помнить! Сам Р. Чхеидзе надеялся, что его картина станет мостом, соединяющим русский и грузинский народы в это непростое время.

    10 мая 2015 | 23:26

    «Отец солдата» не так популярен, как другие кино-эпопеии о самой разрушительной войне прошлого столетия. Не заслуженно, но картина стоит в тени «Они сражались за родину», «Балада о солдате», «Судьба человека». Фильм можно очень редко встретить на экранах нашей страны, а зря, ведь это светлое кино о любви к ближнему, кино о безграничном патриотизме и чувстве долга. Что очень не хватает в наши дни.

    «Отец солдата» это рассказ о человеке, который пошел искать сына, а нашел войну, при чем свою войну, которая в далекой теплой Грузии была лишь отголоском фронтовых новостей и рассказов случайных прохожих.

    Живущий спокойной уютной деревенской жизнью грузин Георгий Махарашвили, не выдержав разлуки с сыном и ухватившись за единственною возможностью его повидать в госпитале, отправляется на фронт.

    Поначалу оторванный от своих корней гордый, дерзкий Георгий вступает на русскую землю потерянный и чужой, но это война, которая сплочает людей связанных одной целью и идеей. И Георгий находит новых родственников, друзей, семью и дом, в тылу врага, среди русских молодых солдат и взрослых сержантов.

    Кино поразительно открывает нам чистоту и искренность русского да и советского народа в целом. Я была горда, что такие люди жили в наше время, и с такой отвагой и решимостью защищали страну и умирали за нее. И я верю, что это не просто кино, картинка прошлого, я верю, что так и было на самом деле. Кино, снятое почти современниками той войны, людьми, которые помнили и страх и радость, и может даже чувство безнадежности, не может нас обманывать.

    Вместе с Георгием, мы, зрители, такие же неопытные в военном деле, проникаем в глубь фронтовой жизни. Мы вместе с нашим грузином, сидим в окопах, бежим на встречу врагу, крича «Ура!», прячемся от фашиста и убиваем его.

    «Отец солдата» нужно показывать нашей молодежи, чтобы они видели кто умирал за страну, такие же как и мы, наши ровесники. А как они умирали? С какой страстью сражались!

    Смешное, грустное, завораживающее и реалистическое кино о Второй мировой войне. Посмотрите и не пожалеете.

    9 марта 2012 | 21:20

    Очень трогательное и печальное произведение о войне. Наверное, это один из самых печальных фильмов о войне, которые мы снимали. История о том, как на войну отправляется старый отец грузин, чтобы найти своего сына. Здесь, конечно же, прекрасно показаны такие вещи, как боевой дух, помощь близкому, любовь к Родине.

    Но, как мне показалось, главная суть этого фильма в том, чтобы передать чувство скорби, даже во время победы. Вроде бы и радоваться надо, что победили, но война оставила неизгладимый след боли и печали в каждом сердце. Каждый потерял кого-то на той войне, и победа эта, как говорится, с кровавым оттенком.

    17 октября 2012 | 18:26

    Старый грузин-крестьянин едет повидать своего раненого сына в госпиталь, но к сожалению или к счастью сын выздоравливает. Сын отправляется дальше на фронт — воевать. Отец решает вступить в советскую армию и ехать на фронт — разыскать сына. В итоге они встретятся, но Махалашвили младшего смертельно ранят прямо в самом Берлине и умрет он на руках у своего отца.

    Очень интересна личность самого отца. Образ немного чудаковатого, доброго, сильного, отзывчивого, способного выручить в любую минуту человека создал гениальный актер Серго Закариадзе. Солдаты так его и звали — «Отец!» И на самом деле, на войне он заменял каждому солдату своего отца, своим примером, характером сильной личности, верой в успех!

    Фильм немного перекликается с другим шедевром советского кинематографа Сергея Бондарчука — «Судьба человека». Особенно напомнил сюжет, когда «Отец» спасал раненного солдата во время наступления немцев, буквально нес его на руках. Вроде бы все- спасены, но стоило только отойти и — фриц добил раненного очередью из автомата…Думаю, многие помнят, как Бондарчук на каменоломне помогал солдату не упасть, вроде бы все- дошли, ан нет. Фашист, видя, что солдат ни на что не годится- столкнул его в пропасть…

    Махалашвили старший понимает, что война закончится и все, начнется снова мирная жизнь: снова пахать и сеять, пахать и сеять. Может поэтому он сохранил в себе те человеческие качества на войне, которые помогли ему дойти до Берлина. Даже, когда советский танк стал давить немецкий виноград — отец пришел в ярость и бешенство- «Да как же так- это же виноград». Он знает цену человеческому труду, как нелегко все создается в этом мире и как все легко это разрушить… И со свойственной ему отцовской суровостью — он объяснил «сыну», что он немного неправ.

    Фильм наряду с «Судьбой человека» Сергея Бондарчука можно отнести в золотой фонд советского кинематографа.

    20 сентября 2009 | 15:47

    Ещё каких-то двадцать лет назад, на просторах одной шестой части суши, существовала Великая Империя — Союза Советских Социалистических Республик, у которой была великая (вторая-третья в мире!) кинематография, объединявшая самобытные республиканские «школы экрана». Помимо центрального русского триумвирата — Мосфильма, Ленфильма и киностудии им. М. Горького, советское кино было прославленно на весь мир студиями: Грузия-фильм, Беларусьфильм, Казахфильм, Рижской киностудией, киностудией им. Довженко, Одесской киностудией и многими другими. С развалом нашей могучей Родины и приходом к власти Бориса Николаевича Водкина, как русское, так и союзное кино, было задавлено воровским рынком дорвавшихся до власти торгашей-демократов. И если российское кино ещё подаёт хоть какие-то признаки жизни, то республиканское — растворилось в мутной воде импорта и пене кадровой эмиграции. Как говорится- боролись с неугодным «красным режимом», а в итоге свалили десятилетиями выстраивавшуюся — Систему, в том числе и кинопроизводства.

    Темой взаимных связей — рождающих «кровное родство» всех 15-ти республик — явилась Великая Отечественная война. Когда братские народы, сколь похожие в собственной первородной языческой душевной широте, столь и различные в своей религиозной ментальности темперамента, шли «штыком к штыку» и дошли до самого логова «фашисткой гадины». В пределах «межнационального» патриотизма, защищая общую Родину-мать!

    Снятая на Грузии-фильм картина «Отец солдата», выглядит абсолютно русской по здоровому православному духу, вставая в один ряд на иконостасе военно-патриотической драмы с работами Бондарчука и Чухрая-старших. Трагедия войны, показанная через судьбу простого человека, есть наверное максимально правильная проекция того страшного времени. Где окопный быт — равен по тяжести изматывающей атаке, а блохи и вши поспорят в нещадности с самими «фрицами».

    Конечно же Резо Чхеидзе, как истинный грузин, нашёл место и национальным нюансам, среди разрывающихся мин и взрывающихся танков. Виноградная лоза — стала тем традиционным мостиком, связывающим главного героя — с его родной землёй, ведь как говорят те самые «старые добрые советские грузины» — «Виноград — это человек!» Относясь ко всему живому с бережностью человека знающего цену труду и его плодам, персонаж великолепного Серго Закариадзе учит и молодых этому безграничному терпению, рождающему со временем мудрость.

    Как непохожи, исходящие грязными пятнами плащ-палатки и испещренные рикошетами блиндажи (браво декораторам и художникам кино 60-х!), на наманикюренные пальчики «солдат» на прицелах орудий в нынешних военных фильмах. А напряжённая мелодика Сулхана Цинцадзе, как и аранжированная в мажорике грузинской музыкальной традиции вариация — «Вставай страна огромная!», погружает пространство экрана во времена двадцатилетней давности лучше любого спецэффекта. Образ большого рождается малыми средствами, но точными талантливыми деталями, воистину — полотно сшивается тысячью нитей.

    8 из 10

    14 сентября 2011 | 18:20

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>