К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Идейно в 1989 году Советский Союз уже не существовал, так что в этом фильме Гайдая мы можем видеть мир будущего СНГ в процессе обновления. Как единственный фильм режиссёра, снятый во времена Перестройки (и вообще последний из советских), «Частный детектив» представляет особый интерес.

Раскрепощённость – фильм ей дышит от первой до последней секунды. Темы наркомании, проституции, рэкета и неформалов раскрываются настолько сильно, насколько режиссёр осмелился рискнуть. Впервые показав без стеснений сцену с обнажением, Гайдай не оставил зрителю сомнений в том, что новые времена уже на нашем пороге. Дмитрий – лишь один из многих жителей исчезающего СССР, который подаётся в частное предпринимательство и сталкивается с первыми затруднениями. В свойственной Гайдаю эксцентричном сюжете амбициозный парень ведёт независимое расследование, попутно сталкиваясь с симпатичной девушкой и конкурируя с опытными милиционерами, которые качают головами от того, насколько меняется мир. При этом сами милиционеры – второстепенная, но очень интересная деталь фильма. Показанные в фантастичном, почти сказочном свете, они воспринимаются уже как стражи порядка нового государства. Интересно, если бы фантазия Гайдая перенеслась лет на двадцать вперёд, он бы предсказал возвращение полиции?

Дмитрий Харатьян, Ирина Феофанова и бесподобный Спартак Мишулин в главных ролях такого фильма – очень даже неплохое начало. Участие Гайдая выдаёт присутствие актёров, с которыми режиссёр работал далеко не первый раз – Наталья Крачковская, Сергей Филиппов, Михаил Кокшенов, Леонид Куравлёв и Нина Гребешкова. Появился здесь и Николай Парфёнов, который вновь играет ворчливого, но забавного начальника. Ещё один актёр, прославившийся именно в Перестройку – Михаил Светин, за которым надёжно закрепился образ чудаковатого мужичка. Видеть эти знакомые лица – сплошное удовольствие!

Как и многие предыдущие фильмы режиссёра, «Операцию Кооперацию» приятно смотреть. В отличие от большинства других лент, которые появлялись на экранах в Перестройку и последовавшие девяностые, «Частный детектив» во всех своих аспектах соблюдает взвешенность, а что самое главное – сохраняет позитивный взгляд в будущее. И это однозначно заслуживает аплодисментов.

10 из 10

19 сентября 2021 | 04:11
  • тип рецензии:

Гайдаев было несколько: Гайдай эпохи 'развитого' социализма, Гайдай-80, перестроечный Гайдай и постперестроечный Гайдай. последний, к сожалению, снял только один фильм - 'На Дерибассовской'... перестроечный Гайдай снял 'Частного детектива' с Харатьяном в главной роли, открыв последнему дорогу в мир большого кино. Большинство разочаровалась в перестроечном Гайдае, а значит, с лёгкостью забраковало это его творчество.

Но что объединяет всех Гайдаев? Именно эксцентрика. Она есть и в этом фильме, который я считаю весьма добротной комедией, отразившей, пусть и несколько гротескно, самую известную и судьбоносуню эпоху в истории нашего государства. Почему? Объясню, мотивирую. Прежде всего, очень подходящий сюжет. Молодой и перспективный гражданин необъятного Союза вовремя почуял ветер перемен и решил не терять времени даром. Все предприимчивые вокруг открывают ЧП, почему бы не сделать то же самое? И открывает, вроде бы с благими намерениями - частное детективное агентство. 'Работа' хвалёной советской милиции - притча во языцех, надо помогать бороться с преступностью самим гражданам. Герой Харатьяна рассчитывает на славу Ломброзо или даже гениального Холмса. И получает очень интересное дело о похищении кооператоров... Параллельно - ведь ничего человеческое детективам не чуждо - пытается ухаживать за неприступной блондинкой - талантливой журналисткой.

Лично мне понравилась игра Харатьяна. Многие противопоставляют его Демьяненко - раннего гайдаевского героя. Разве можно сравнить потрясающую игру Харатьяна с кривляниями и ужимками Демьяненко? Думаю, ни в какое сравнение. Харатьян и Мишулин вытаскивают фильм на актёрском уровне. Здесь не нужны идеализированные образы троицы, время уже не то, преступники серьёзнее и реальнее. Но Гайдаю удалось обратить в юмор даже такую назревающую в постсоветском обществе проблему, как криминальная конкуренция.

02 января 2018 | 17:12
  • тип рецензии:

Поздний Гайдай всегда подвергался сильной критики от мягкой, что мол не то, не дотягивает мэтр до своих лучших работ, до жесткой, что это комедии для ПТУшников.

Однако недавно пересмотрев этот фильм, я подумал о том, что как же не хватает нам Гайдая сейчас с его острой сатирой и тонкой иронией. При этом фильм не выглядит этаким музейным экспонатом, интересным только историкам, специализирующимся на перестройке, он актуален, так как же как актуален и находится вне времени как гоголевский Ревизор, 'Смерть Тарелкина' Сухово-Кобылина, произведения Салтыкова-Щедрина.

Фильм довольно остро высмеивает такие явления как самолетный терроризм, возможность для работника скрывать свое отсутствие на рабочем месте по несколько дней, повесив пиджак на стул, чиновники кочующие с одного директорского места на другое на предприятиях, которые ничего не производят, взятки в исполкоме, цеховики, ставшие кооператорами, бандиты, сбор компромата на конкурента на выборах, возмущенные приходом капитализма пенсионеры, жены чиновников, одетые как проститутки и проститутки, одетые как серые мышки(намек на Интердевочку).

А еще горбачевский сухой закон и самогоноварение, рокеры-неформалы, наркоманы и проститутки, которых до перестройки не существовало, а после поставленные на учет и даже популярный в то время сериал 'Знатоки'.

Герой сыгранный Дмитрием Харатьяном - все тот же Шурик, но уже помещенный в перестроечное время. На мой взгляд Харатьян так и не сыграл ничего лучше ролей в гайдаевских фильмах.

А еще в этом фильме сыграл свою последнюю роль в кино такой великий актер как Филиппов.

В общем хорошее кино очень рекомендую посмотреть, тем, кто его не видел.

09 июля 2014 | 21:12
  • тип рецензии:

Давеча, к примеру, «На Дерибасовской…» имел возможность вполглаза наблюдать – не осилил и половины, хотя, было время, – буквально по полу катался от смеха. Что поделать, взрослеем.

А тут история другая. Нет, понятно, что первоначальный успех имел место быть. Стандартная, в принципе, схема: визит в кинотеатр, самое благоприятное впечатление, масса воспоминаний, несколько лет вынужденного (так сказать, «по техническим причинам») забвения, короткий ренессанс эпохи VHS (в виде записи с остановками на время рекламы) и… Разочарование.

Знаете, когда уже и откровенно детское восприятие утратилось, и какого-то более-менее глубокого понимания ему на смену не пришло. В результате ощущение сплошной за- и натянутости. Не смешно, не интересно, не нужно… Но! «На корочку»-то всё записано! И никуда ты от «улыбки Челентано» или «кооперативной варёнки на уровне мировых стандартов» не денешься – при всем желании. Просто всему свое время.

Вспоминаешь (на бытовом уровне, к слову просто) раз, другой, третий, а потом подворачивается случай пересмотреть картину заново. И, о чудо, сколько в ней, оказывается, всего! Совершенно (в силу возраста) непонятного (но милого сердцу!) в 89-м, в аналогичной степени чуждого (объясним сие подростковым помутнением рассудка) условными десятью годами позднее и весьма привлекательного нынче.

Ну, согласитесь, разве не прелесть это ироничное «Всё наладит кооператив!» или, скажем, трогательная история гражданина Турбазова Турбаз Турбазыча ничего не напоминает?

Безусловно, о наивности лихих контрабандистов эпохи «Бриллиантовой руки» говорить уже не приходится. Чистота отношений времен Саши и Лиды - к сожалению, такой же музейный экспонат (фигурально выражаясь). Но ведь общий-то уровень комедии чувствуется! Понимание-то жанра никуда не делось!

Нет, я, ей богу, не ожидал даже, что так легко всё пойдет. На одном дыхании кино посмотрел. Стоит ли удивляться, что на DVD его выпускать и не думали!

Еще бы. Подумаешь,

8 из 10

12 февраля 2013 | 12:51
  • тип рецензии:

Нет, Харатьян всё-таки бесподобен... Особенно молодой Харатьян.

Этот фильм довольно-таки старый, но... Весёлый, чёрт возьми.

Идея проста как веник: молодой, самоуверенный парень решил стать сыщиком. И, соответственно, на протяжении всего фильма он занимается сыскной деятельностью.

Как и все советские фильмы, это вечная комедия. Я смотрела её несколько раз, и ей-богу, каждый раз, как первый. Подобное со всеми фильмами вроде 'Иван Васильевич меняет профессию'. И хоть сейчас я фильмы с участием Харатьяна не смотрю, практически все советские видела.

Партнёрша Дмитрия в этом фильме великолепно исполнила свою роль. Красивая, яркая, привлекательная, харизматичная в то время девушка, а сейчас обаятельная женщина Ирина феофанова. Они постоянно конкурируют, попадая в неприятные ситуации. То драку учинят, то автомобиль подорвут...

Роман Мадянов в молодости тоже приятно удивил. Оказывается, он не всегда был таким противным, как в 'Солдатах'. Мелочь, а приятно...

Здоровское советское кино. Невозможно не пересматривать. Спасибо Харатьяну!

01 июня 2008 | 19:48
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: