Судьба человека

год
страна
слоган-
режиссерСергей Бондарчук
сценарийЮрий Лукин, Федор Шахмагонов, Михаил Шолохов
директор фильмаГлеб Кузнецов
операторВладимир Монахов
композиторВениамин Баснер
художникИпполит Новодережкин, Сергей Воронков, Орест Верейский
монтажТатьяна Лихачева
жанр драма, военный, ... слова
зрители
СССР  39.2 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время97 мин. / 01:37
Фильм рассказывает о русском солдате, которого война подвергла страшным испытаниям, лишила дома и семьи, бросила в концлагерь. Но судьба не сломила его дух — он выжил, отстоял своё право быть человеком, сохранил способность любить…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека» (1957).
    • Занимает по посещаемости 97-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1960 году.
    • Фильм стал режиссёрским дебютом Сергея Бондарчука.
    • Места съёмок:
        Эпизод прощания с женой на вокзале снят на железнодорожном вокзале города Тамбова.
        Эпизод «Беженцы» — полевая дорога рядом с нынешним автовокзалом «Тамбов» и «Татарским валом».
        Эпизод, в котором советских военнопленных ведут в храм, снимался в Свято-Богоявленском Храме села Терновое Семилукского района Воронежской области. Встреча с мальчиком и другие послевоенные эпизоды — в Воронежской области (в т. ч. у Ротонды).
        В городе Каменске-Шахтинском, Ростовской Области также проходили съёмки художественного фильма.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Мелодия, которую исполняет оркестр на станции во время выгрузки пленных и угнанных гражданских лиц, а также патефонная пластинка, которую разбил Андрей Соколов, танго «О, донна Клара», которое сочинил Ежи Петерсбурский в 1929 году (первоначально «Танго Милонга»).
    • еще 3 факта
    Редакционные материалы
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    При просмотре «Судьбы человека» совершенно не возникает ощущения «книга лучше». Нет, они равнозначны. Очень уж хорошо подходят друг другу стилистики Бондарчука и Шолохова. Как будто это один человек в 2 лицах. И в результате экранизация очень точно передаёт все нюансы шолоховского рассказа.

    А сам оригинальный рассказ адекватен историческим реалиям. Вспоминаем, что в основе его лежит биография реально жившего человека. Умиляют рецензенты, которые обвиняют «Судьбу человека» в исторической недостоверности! Простите, вы физикам или программистам тоже советы даёте и их работу комментируете? Или это только в истории у нас все вокруг специалисты и точно знают, как оно на самом деле было, потому что по телевизору видели? Диванные историки, блин! Может, всё же стоит поверить фронтовикам-создателям фильма, а не своим обывательским представлениям?

    Но по боку неадекватные претензии! Фильм — шедевр. Фильм — доказательство того, что гениальному режиссёру не нужны 3D-технологии, он даже и без цвета создаст сильный, не оставляющий равнодушным, не устаревающий, масштабный видеоряд. Андрей Соколов, лежащий посреди уходящего вниз пшеничного поля; он же, бредущий по ночному концлагерю от одного освещённого пятна к другому; проваливающаяся в лужу нога человека, только что увидевшего на месте своего дома воронку; нескончаемый поток людей, скрывающийся в страшной «бане» и превращающийся в чёрный дым, протирающий очки, близоруко прищуривающийся и падающий расстрелянным добрый врач-еврей — разве можно забыть такие кадры? Здесь Бондарчуку удаётся пройти по тонкому лезвию бритвы: задеть своего зрителя за живое и не скатиться в дешёвую слезливую мелодраму. Бондарчук — сильный режиссёр, ему было такое под силу.

    Но и сам сюжет, материал под стать сильному режиссёру. Великая Отечественная Война от каждого советского человека требовала быть героем. И одного такого рядового героя нам и показывают Шолохов и Бондарчук. Маленький, рядовой человек — и первая ассоциация к этим словам — Акакий Акакиевич Башмачкин. Каждой эпохе — свои рядовые герои. Философы не одно столетие искали смысл человеческой жизни и критерии этичного поведения — а тут миллионам советских людей пришлось отвечать на эти заковыристые философские вопросы там, где их застала война. В тылу, на передовой, за колючей проволокой — не отвертишься от ответа на поставленные войной на грани между жизнью и смертью вопросы. Не все смогли ответить достойно. Андрей Соколов — смог.

    И потому, хоть фильм и о войне, и о трагедии, нет в нём ни грамма чернухи. Это сильное, жизнеутверждающее кино. Ложку дёгтя в него добавляет только то, что сегодня, в 2018 году, мы знаем, что выросло из сына Сергея Бондарчука.

    10 из 10

    15 августа 2018 | 20:32

    Что мы знаем о нашей Войне? То, что она была. И что были молодые и красивые бабушки (прабабушки), дедушки (прадедушки), которые воевали — спасали. И только…

    Однако когда мы смотрим «Иваново детство» Тарковского, «Летят журавли» Калатозова, военные фильмы Германа и Ростоцкого, экранизации Бондарчука, мы знаем о ней все. Все! То, как они победили, что они — Боги Войны, что они — вечны.

    Смотрела «Судьбу человека» и была уверена, что после стольких прочтений шолоховской книги не заплачу. И заплакала. В тот момент, когда Андрей (С. Бондарчук) сказал малолетнему Ванюшке ненастоящую правду, но ту, что важнее и выше любой настоящей: «А ты знаешь, кто я такой? Я твой отец».

    Бог Войны — тот, чье сердце умягчается за считанные секунды от горького взгляда ребенка и способно стучать после «смерти». Сергей Бондарчук, который не стесняется играть зашкаливающую восторженность, мягкость, акварельное умиление, неожиданные в зачерствевшем от горя человеке, — секунды чуда, минуты самого настоящего Молчания и Смысла. Больше, чем кино.

    Это фильм пиковых событий, поступков и переживаний, и он вполне может удостоиться прозвания «сентиментальный» за нескрываемое, прямое, настойчивое обращение к самым потаенным струнам зрительских сердец. Однако есть более подходящие слова для его характеристики — сердцещипательный и душещипательный. Яркая экспрессивность этих выражений полностью соответствует явной экспрессивности киноповествования Бондарчука. До предела насыщена эмоциями сцена, где наши пленные поют Катюшу, которая звучит, словно выстрелы ружей, а значит — тоже борьба (воистину Бондарчук — мастер массовок, в них неглавных нет). Сверхэмоциональны увеличенная камерой улыбка доктора и его повторяющиеся вопросы: «Товарищи, раненые есть? Есть раненые…». Как яркий, экзальтированный полет снята сцена побега Андрея Соколова из лагеря. Бог Войны — стремительный, освещенный огромными лучами солнца, — как птица в небо, врывается в колосящееся поле, лежит раскинув руки, словно крылья, взятый камерой будто с высоты птичьего полета. Но даже с такой высоты Соколов огромен и силен от прикосновения к родной земле. Он принадлежит ей, она — ему. Без сомнений. И это та чистая правда и тот чистый патриотизм, которые помогли ему победить.

    Ключевая сцена фильма: начальник лагеря В-14 предложил «русскому Ивану» перед смертью выпить за победу немецкого оружия. На что получил ответ: «Я непьющий». Зато он — ЖИВОЙ — пьет за свою погибель три огромных стакана, закусывая только после третьего небольшим кусочком хлеба. Крепость водки — крепость характера, достоинство — пить за свою смерть не кланяясь, не приседая, не моля о пощаде, даже не беря «великодушно» предложенную закуску, твердость — смотреть прямо в лицо врага, побеждая его и свою смерть одним взглядом.

    Вопрос: может ли все это обычный человек?

    В монументальном советском искусстве очень любили укрупнять людей. Но не всегда это выглядело естественно и достойно. Бондарчук показал глыбу, человечище, в существование, в возможность которого почему-то невозможно не верить. Как и у Эйзенштейна, у него был дар увеличивать и «приподнимать» личность без фальши.

    Он жил в эпоху, когда официально «не было» Бога. И он своей режиссерской волей перенес все источники выживания, всю мощь, все Небо — в Человека. Его бог Войны — источник высшей справедливости, у него врожденный инстинкт добра и он — проводник истины, правды, чуда.

    Вопреки всякой исторической логике, мне кажется, что «Судьба человека» очень религиозна. В подтексте. Когда Андрей и Ванюшка изображаются в паре, как-то самой собой вдруг приходит понимание, что их двойничество — иллюстрация глубоко религиозной идеи: необходимо видеть в другом человеке себя, невозможно жить только для себя!

    Любившие Толстого Шолохов и Бондарчук вообще каждому своему произведению могли бы в качестве эпиграфа предпослать его слова «чтобы не для одного меня шла моя жизнь». Личная война Андрея Соколова выиграна только тогда, когда он это понял. И его «трофей», Ванюшка, кидаясь ему на шею, кричит: «Папка, родненький! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь».

    Победа!

    13 октября 2013 | 19:52

    -Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель.

    -За свою погибель и избавление от мук я выпью.

    Потрясающая картина о войне и личности. Как и повесть Михаила Шолохова. Смотрел один раз и давно, но в памяти сохранились сильные впечатления и переживания.

    Человек проходил через нечеловеские испытания и все-таки оставался собой, был верен своим убеждениям. Что хорошего только и есть в войне, так это то, что она обнажает сущности людей. И некоторые оказываются поистине прекрасными.

    Андрей Соколов действовал по-человечески. Происходящее с ним можно было бы назвать удивительными приключениями, если бы не реки крови и людских страданий вокруг. Смотришь и представляешь себя на его месте. Что делать, если предатель хочет сдать «своего»? Что делать, если тебя заперли в церкви, а надо по нужде? Как вести себя с врагами, когда ты в плену? А чего стоит история про «три стакана водки без закуски». И это не выдумка писателя, у Соколова были реальные прототипы, например, в этом случае с чудесным спасением — Григорий Дольников. Чего только не происходило на войне. И образ получился собирательный, но реальный. Он состоит из настоящих действий настоящих людей. А ведь человека определяют его дела.

    9 из 10

    28 сентября 2012 | 01:18

    Читать (в рамках школьной программы, разумеется), помню, доводилось. А вот смотреть — нет. 50 лет картине, меж тем. Даже неудобно как-то.

    Однако посмотрел. Имею теперь возможность оценить. Хотя, не уверен, что стоит.

    Фильм не вдохновил. Сразу вспомнились школьные уроки литературы, на которых произведения, посвященные ВОВ, делились на группы — например, в зависимости от времени их написания. А потом предлагалось выделить основные признаки, общие какие-то характеристики и пр. таких временных этапов, циклов произведений. И больше всего почему-то запомнился такой показатель как изображение противника. Проще говоря, объективность. Безусловно, в количественном отношении ее уровень, если так можно выразиться, рос по мере удаления от 40-х годов. Это вполне естественно и понятно. К чему я всё это говорю — вчера, при просмотре фильма, я вдруг поймал себя на мысли, что уж очень он правильный. Однозначный. С точки зрения патриотизма — это одно. Но с позиций оценки художественного произведения…

    Ряд моментов, эпизодов, возможно, трактовавшихся когда-то единственно возможным способом, сегодня воспринимаются уже не так однозначно. Например, сцена с убийством потенциального предателя, пообещавшего поутру выдать немцам коммуниста и командира. Мне, к примеру, не кажутся такими уж дикими слова этого человека о том, что, дескать, давайте, раз Вы такие правильные, гордые и принципиальные, выходите вперёд, отвечайте за свои слова и поступки! Ан, нет! Жизнь, она, выходит, дороже убеждений. Или, во всяком случае, «будем посмотреть», когда надо шаг вперёд делать, а когда и промолчать не грех. Интересно. Есть, над чем подумать, я полагаю.

    Или, скажем, оставленные за кадром военные действия, маневры, предпосылки отдаваемых приказов, одним словом. Мы видим то, что нас надо видеть: гони, Андрюха! Умри, но прорвись. А куда, зачем, надо ли вовсе «гнать» — это, выходит, не нашего ума дело. Спорно.

    3 стакана спиртного на пустой желудок. Принципиально, без закуски. И вывод: «ты настоящий русский солдат!» И дальше: «Я сам солдат и умею уважать достойных противников». Прямо скажем, неоднозначная сцена. Сомнительные критерии оценки мужества.

    Ну, и так далее. Много таких моментов, которые не дают возможности просто смотреть кино и восторгаться им. Сцена возвращения из плена, приторно-ласковая встреча командованием, чрезмерно торжественные похороны обычного артиллерийского капитана и пр. Трудно смотреть на это, осознавая, что к реальности изображенные события имеют весьма отдаленное отношение.

    Причины успеха картины мне понятны. Когда смотришь и видишь главное — судьбу человека, исковерканную войной, не хочется думать о мелочах, нестыковках и т. п. Однако, представляется мне, что слишком просто и, более того, нечестно эксплуатировать эту тему, создавая однобокие, монохромные, заведомо неправдоподобные работы. И если когда-то иначе было нельзя, а я допускаю и такой вариант, то ничто не мешает нам сегодня называть вещи своими именами и отделять художественную ценность полотна от его идеологической ценности — как бы кощунственно это не выглядело. В конце концов, горькая правда лучше сладкой лжи. На мой вкус, во всяком случае.

    7 из 10

    21 декабря 2009 | 11:51

    «Судьба человека» — как говорится, и пришел час, посмотреть мне дебютную роботу, великого советского режиссера и актера Сергея Бондарчука. Свой первый фильм, он снял по одноимённому рассказу Михаила Шолохова, в котором идет речь про обычного плотника по имени Андрей Соколов, которому пришлось оставить свой дом и расстаться из семьей, чтобы отдать долг родине и уехать на фронт защищать ее от вражеской мрази. Андрей Соколов всегда отличался от всех своей доброй душой, благородством, смелостью и умными решениями. Когда из за ранения он попал в концлагерь, а потом еще один и еще один, немцы все эти его качества очень хорошо замечали, и уважали его за это.

    «Со стороны глядеть — не так уж она была из себя видная. Но ведь я то, не со стороны на неё глядел, а в упор.»

    Сергей Боднарчук снял отличное и очень сильное кино, которое переполнено эмоциями, особенно которыми так богат финал картины. Да и выполнил он свою, не побоюсь этого слова, безупречно, даже в мыслях и быть не может слова, придраться. «Фильм Судьба человека» показала зрителю, что как сильно тебя не поломала бы судьба, всегда нужно бороться в том направлении, что она изменилась в лучшую сторону. В некотором роде мы сами создаем свою судьбу, но иногда забываем, что она может резко свернуть в сторону.

    Фильм именно о том человеке, который сумел выкарапкаться с того положения, в которое его закинула судьба. Конечно, что после такой жизненной встряски, остаются свои шрамы, но наш герой и с ними продолжил свою жизнь. Превосходная военная драма получилась, и что самое главное, она успешно пересматривается нынешним поколением.

    10 из 10

    3 апреля 2012 | 03:19

    Поставленный в 1959 году по великолепному рассказу Шолохова режиссером, тогда дебютантом, Сергеем Бондарчуком фильм «Судьба человека» оказался примечательным и этапным для советского кино.

    Отображая трагедию войны, столкнувшись воочию с бесчеловечностью фашизма, наше кино остается гуманным, стремится, прежде всего, раскрыть нравственный потенциал человека. В этом отношении наши фильмы о войне, наши старые фильмы о войне, противостоят откровенно западным, которые убогие не только в духовном плане, но и художественно. В западные фильмы проникнуты безысходностью, отчаянием, война изображается как гибель всего человечества. Нет никакого сострадания к героям: их убивают, а тебе не жаль. Ради чего он гибнет? Но зато есть «экш»! Стрельба, взрывы! В героя красиво впиваются пули, он также красиво падает и истекает кровью.

    «Судьба человека» — потрясение, трагическое и героическое. Бондарчук сыграл роль Соколова превосходно, он убедил в правде своего героя, в силе его характера, не сломленного пленом.

    Невозможно забыть кадры, когда бежавший от немцев русский солдат прячется во ржи, когда сухой мирный ветерок колеблет спелые колосья. А вот еще кадры: яблонька, которая стоит в талой воде и буквально светится, потому что вся в цвету. Этого нет в рассказе, но это образ возрождения неувядаемой жизни. И сцену нападения самолета на одинокий грузовик с практически беззащитным Андреем Соколовым. Сцена расстрела у церкви, ведь именно у церкви фашисты расстреливали людей.

    Проза Шолохова ожила на экране и это было стопроцентное попадание. Фильм рассказывает о судьбе человека с проникновенностью, сердечностью, с драматизмом. Заставляет зрителя волноваться, переживать плакать и ликовать. Нужна великая любовь и уважение к нашему человеку, чтобы показать его таким живым, сильным, прекрасным, как это сделал Шолохов и как это воплотил на экране Бондарчук.

    Во всех эпизодах все от жизни. Жизни беспощадной, трагической, щемяще доброй. Сам Бондарчук прошел войну солдатом, был участником битвы за Кавказ. Так что он знал, что и как снимать.

    Сила рассказа Шолохова и фильма в том, что хоть здесь и представлена монодрама, но в одной судьбе человеческой здесь воплотилась судьба всей страны, всего народа.

    Мы выстояли и победили. Помним и цену спасения Отечества: всех пожилых и молодых мужиков, многие из которых так и не обзавелись семьями, детьми. Сколько поколений убито! Все ради нас, чтобы мы жили! Жили, понимаете?

    24 мая 2011 | 22:55

    Фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека», на мой взгляд, великолепен. Кино понравилось мне своей эмоциональностью и тяжестью. Та самая судьба простого человека раскрывается зрителям во всей «красе». Тяжёлые перемены: смерть родителей от голода; война, плен; гибель жены и дочерей в родном городе от вражеского удара прямо у себя на хате, показывают всю горечь и всю жизненную травму, переносимую солдатом Соколовым. Солдату приходит известие о том, что его сын жив. Тот после смерти матери и сестёр с отличием окончил военное училище и пошел на фронт.

    Известие о смерти сына приходит к нему, наряду с известием о победе советских войск над фашистской Германией — смерть, в день победы, от снайперской пули. Тут у Андрея Соколова, бравого война, отважного солдата, который несколько лет был в плену и работал на врага, но не терявший надежду на то, что когда-нибудь ещё увидит свою семью, полностью ломается стержень.

    В фильме показано изменение характера главного героя, как он переносил все тяжкие события, происходившие с ним. Как страдает герой, как переживает, как гаснет в нём и тут же разгорается пламя борьбы.

    Есть пара отличительных моментов в фильме, которые определённо повлияли на моё впечатление об этом кино.

    Дух пленённых солдат, поднятый одной из самых известных отечественных песен «Катюша».

    Главный герой, отказавшийся выпить последний свой стакан водки в жизни, за победу Германии. Но он нагло выпил три стакана за свою смерть, при этом, отказавшись от вражеской подачки, в виде куска хлеба, сказав, что после первого и второго стакана не закусывает, лишь отломав маленькую щепотку от всего куска, предложенного ему, и закусив ей только после третьего стакана, показав тем самым силу русского духа. За этот поступок его и помиловали, сославшись на восторженность храбростью русского война.

    Встреча родственной души, мальчика сироты, у которого во времена войны погибли мать и отец.

    Главный герой присмотрелся к этому мальчику и понял, что облегчит свою жизнь и жизнь этого сиротки Вани, если скажет ребёнку, что он его отец. Так и усыновил он его. И нашёл, наконец, наш солдат, хоть какое-то успокоение в своей изуродованной, исковерканной жизни.

    Фильм полностью соответствует книге, за исключением некоторых, совсем незначительных нюансов. Например: в книге, Андрей Соколов о гибели жены и дочерей узнаёт из письма соседа по дому, а в кино, узнаёт об этом у того же соседа, лишь приехав в родной город.

    Фильм очень хорош и обязателен к просмотру.

    14 мая 2010 | 21:23

    Совершенно случайно я наткнулся на этот фильм и решил его посмотреть. Я не читал оригинал Шолохова, но эта картина мне очень понравилась. Возможно, в фильме меня привлекла тема Великой Отечественной войны, так как я люблю военные фильмы. Мне интересно наблюдать за жизнью людей на фронте и в тылу. В «Судьбе человека» отлично воссоздана атмосфера того времени. Здесь показан сильный дух русских людей. Он воплощен в образе Андрея Соколова (Сергей Бондарчук). За свою жизнь ему пришлось пройти много тяжких испытаний, но Андрей выдержал. Он не сломился. Вот такие и были раньше люди в России.

    Сюжет картины охватывает огромный период из жизни обычного русского человека Андрея Соколова. У него была спокойная жизнь, любящая жена и дети. Но ему не суждено было спокойно прожить эту жизнь. Начинается война. Андрей отправляется на фронт. После этого и начинаются все его испытания.

    Не каждый бы смог выдержать то, что выпало на долю Соколова. Многие бы сдались. Но у Андрея в сердце еще сохранились любовь и человечность. Это доказывает тот факт, что Соколов назвался отцом для сироты Ванюши. Я думаю, что это поможет им обоим.

    Сергей Бондарчук сыграл главную роль в фильме. И это ему удалось. Он отлично сыграл роль человека, на долю которого выпало столько бед. Также Бондарчук является и режиссером картины. «Судьба человека» — его дебют в этом амплуа. Но, несмотря на это, Сергей справился со своей задачей.

    Эту ленту я поставлю в один ряд с такими отличными советскими военными картинами, как «А зори здесь тихие», «В бой идут одни старики» и «Летят журавли». Всем советую ее посмотреть.

    10 из 10

    13 марта 2011 | 09:52

    Довольно тяжелое и очень трогательное кино. Вот так умели снимать только наши. Фильм трогает до глубины души. Один из лучших фильмов про Вторую мировую! Это кино, на мой взгляд, в первую очередь о том, что война забирает самое дорогое у человека — его близких. Самое страшное на войне — это потерять родного человека. И именно об этом этот фильм.

    Мне очень понравилась работа оператора. Есть некоторые сцены, которые, мне кажется, можно смотреть бесконечно. Например, тот момент, когда главный герой лежит в поле после побега или ужасающая сцена огромной очереди в печь в концлагере. С точки визуальной точки зрения — просто потрясающе.

    Конечно, замечательно сыграли актеры. И, хотя по моему мнению фрицы не очень похожи на тех, что обычно описывают ветераны (имею в виду, что они получились на настолько жестокими), остальные персонажи получились замечательно. Ну, конечно же главную роль, которую сыграл Бондарчук, нельзя не отметить!

    9 из 10

    18 ноября 2011 | 02:00

    Судьба человека… Что каждый вкладывает в это понятие? Как меняется она в зависимости от исторических обстоятельств? Уникальна ли судьба Андрея Соколова или таких во время второй мировой войны было много?

    До войны у Андрея Соколова было все. А потом дом с женой и дочерьми взорвали немцы, в последние дни войны погиб сын. Фактически в конце фильма мы видим воссоединение двух чужих, но в то же время таких родных людей. Они одиноки. Война забрала у них все. Андрею больше не для кого жить. Ваня еще совсем ребенок, а остался беспризорным сиротой. Их объединяет еще и то, что они оба дети войны. Конечно страшно это говорить, но благодаря войне они нашли друг друга. Теперь они не одиноки. У них одно горе на двоих.

    Фильм немного пафосен, собственно за что и не люблю Сергея Бондарчука, но в целом постановка неплохая.

    Итог: смотреть стоит, а лучше все же прочитать оригинал Шолохова.

    7 из 10

    Спасибо за внимание!

    7 мая 2010 | 16:50

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: