К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Я видела не все работы Хаяо Миядзаки, но среди просмотренного эта самая жестокая и интересная. История этого аниме разворачивается вокруг Аситаки, наследника деревни.

Аситака, защищая свою деревню от оборотня, получил проклятье, от которого только сам может избавиться. Чтобы найти способ излечиться, он покидает родной дом и отправляется в путешествие.

Юноша встречает на своем пути пострадавших от нападения волков двух работяг и спасает их, ведя через необычный лес. Там он сталкивается с этими самыми волками и с принцессой Мононоке.

Преодолев лес, Аситака выходит на город, в котором изготавливают железо. Туда его привели путники, которых он спас. Здесь мы знакомимся с одним из интересных персонажей, госпожой Эбоси. Госпожа является главной в этом городе и следит за его порядком. Она спасает женщин, дает им кров и работу. Но Эбоси не так добропорядочна, как может показаться. До этого мы уже встречали ее в горах, когда она отстреливала волков. Госпожа ведет войну с природой и лесом, мы видим яркое олицетворение того, как человек уничтожает природу в угоду технологическому прогрессу.

Но кто же такая Принцесса Мононоки? Другое ее имя Сан, она является приемной дочерью волчицы Моро. Их отношения с Аситаки не сложились изначально, ведь он человек, а Сан, по ее мнению, самый настоящий волк. Но когда Аситака спас ее от людей, их судьбы переплелись, и дальше они шли рука об руку.

Также на пути юноши встречается Дзико-Бо. Этот персонаж показывает всю подноготную людей, он лицемерный, алчный и, конечно же, трусливый. В начале Дзико-Бо помогает главному герою, но когда тот встает на его пути, не медля пытается его убить.

Не забываем о проклятие, что постигло Аситаке. Оно никуда не делось даже после встречи с лесным богом. Наоборот, проклятие испытывает его и заставляет взяться за меч. А когда юноше нужно защищаться, злой рок помогает ему сделать это наиболее жестокими способами.

Весь фильм мы наблюдаем борьбу человека, борьбу человека с человеком и, конечно же, самую главную борьбу, это внутреннюю. “Принцесса Мононоке” – большая метафора и отсылка к тому, что человек уничтожает все на своем пути. И у него уже нет шансов, или все - таки есть?

23 марта 2024 | 09:48
  • тип рецензии:

У данного фильма есть три аспекта, которые производят положительное впечатление: художественный, сюжетный и смысловой. Первый, вероятно, не нуждается в какой-либо аргументации, ведь репутация студии говорит сама за себя, а данная работа — одна из их лучших. Прорисовано всё красиво, а придуманные образы потрясают воображение. Относительно второго и третьего аспектов можно высказаться подробнее.

Сюжетно, фильм представляет собой приключение, переходящее в драму, с боевыми сценами. Рассказывает он об обречённом на смерть принце по имени Аситака, который ищет способ избавиться от проклятия. Данный поиск приводит его к месту, где он оказывается впутан в конфликт. Сам по себе сюжет, таким образом обнажённый, не впечатляет. Но множественность и глубина интерпретаций, которые можно дать персонажам и происходящим событиям — редкость для такого массового кино, даже по меркам аниме.

В первую очередь люди усматривают в этом фильме конфликт между природой и человеком, тему зелёной повестки. Я согласен, что это здесь есть, но (мой тезис) можно рассмотреть данный конфликт как часть более глобального. Каким образом? Здесь можно найти точно такую же тему, как и в романе 'Властелин колец' Толкиена, хоть и иначе раскрытую: противостояние индустриальной цивилизации, с её образом жизни и преображением вещей, и традиционного уклада, который не преображает природу так сильно и резко, может жить в ней в «гармонии», который в своей «луддистской» форме может этой индустриальной цивилизации сопротивляться. Но там, где у Толкиена есть чёткое добро и зло, у Миядзаки, всё-таки, однозначного добра и зла нет. Поэтому можно выделить следующие, морально равнозначные стороны:

(1) «Древние боги», сверхсильные (в какой-то степени бессмертные) звери, которые к началу повествования фильма враждуют с людьми, ввиду их экспансии, и хотели бы видеть их в подчинённом положении. Это традиционалистские силы. Кабаны, например, наделены такой ценностью, как «честь», актуальной для людского общества, которое управляется военной аристократией.

(2) Люди, наделённые страстью всё поглощать, переделывать, создавать мир по своему усмотрению. В фильме не обозначается, что это качество сущностное, но в массе в нём люди ведут себя именно так. Наивысшим воплощением этой идеи служит госпожа Эбоси. Она авантюристка и использует любые средства в своих целях. Для получения большей власти она создаёт промышленность и запускает аналог средневековой индустриализации. Образ живого воплощения идеи модерна дополняет то, что она сама женщина и активно использует женский труд.

Конфликт между этими сторонами смотрится разрешимым разве что полной военной победой одной из сторон. Но принц Аситака для этой земли чужеземец и являет иной тип человека. Он романтик и ему нечего терять, он хочет примирить обе стороны. Выходит всё к весьма неожиданному финалу: главенствует над этой схваткой бог жизни и смерти, аналог Диониса-Осириса, и аниме показывает вариант мифа об умирающем и воскресающем боге. Что круто.

В сюжет фильма добавлены также любовные взаимоотношения. В рамках средневековой Японии они мне показались инородными, словно элемент из какого-то другого мира и эпохи, но это не так важно, ведь показаны они очень красиво.

Хотя персонажам можно давать глубокую интерпретацию, внутри фильма они глубокими не являются: их поведение просто и зачастую импульсивно, а рефлексия своей позиции нигде не показывается. Я бы не стал относить это к минусам, ведь главные герои (Аситака и Сан) являются молодыми людьми, а молодые люди такое поведение обычно и показывают.

Конец напоминает конец фильма Метрополис, в котором всё завершается компромиссом и словами, мол, пусть между руками и головой посредником будет сердце. Такие завершения неправдоподобны, учитывая вводные условия. Но в их возможность хочется верить. И такое искусство устанавливает ценности и даёт надежду.

10 из 10

17 марта 2024 | 01:09
  • тип рецензии:

Мультфильм Миядзаки о мистическом почти забытом прошлом.

Действие начинается во времена когда еще были самураи, духи, Боги. Принц Аситака защищает свои мирный поселок от обезумевшего проклятого вепря, но он также заражается и вынужден покинуть свои родные просторы в поиске лекарства. Так начинается его поход на неизвестные земли.

На своем пути он встретит много поломанных жизней от воин, голода и разрухи, и тех кто не хочет с этим мириться, и готов сделать все для своего лучшего мира. Это настоящий блокбастер от Миядзаки, с глобальным конфликтом между техническим прогрессом и природой. Но все не ограничивается только двумя лагерями. Со стороны людей происходят разборки между властной госпожой Эбиси; чьи оружие и руду хочет заполучить каждый, а также надо охранять своих людей еще и от духов леса; самураями, которые выступают скорее как помехой для всех; и монахами во главе с хитрым Джико, который дружит со всеми для своей выгоды.

Но даже у духов не все ладно; волчица Моро с детьми и приемной девочкой Сан, желает убить Эбиси за то, что она делает с лесом; Бог-кабан Оккотонуси желает прогнать людей путем войны; а Бог леса не принимает в этом участие, из-за это некоторые духи в нем сомневаются.

Действующих лиц действительно много, Аситака пытается всех выслушать и помочь, но у каждого своя правда, и делает то, что считает нужным, и не хочет понять других. Каждый персонаж через одного связан с другим, у каждого есть мотивация и предыстория, качество проработки поражает. История движется благодаря усилиям каждого.

Так что предлагаю остановиться на двух главных героях:

Аситака в этой истории это нравственный ориентир, благородный, чистый, смелый, добрый и любящий.'' Пришел увидеть не замутненным взглядом.'' Его единственная проблема это проклятье, которое питается ненавистью; и логично эта его линия роста, но в нем нет ничего плохого с чем нужно бороться, это скорее воспринимается как рок. Из-за этого он может показаться скучным, возможно!; но я понимаю зачем так сделали, любой другой персонаж оказавшись на его месте попросту бы сломался.

Сан, принцесса Мононоке, в честь которой назвали аниме, это полноценная главная героиня: дикая, безрассудная, верная, заботливая. Классика жанра, человек меж двух миров; с одной стороны верность лесу и благодарность приемной матери - Моро, с другой стороны любопытство к Аситаке, к человеку, что так ненавистен '' мстительному духу''. И ситуация усугубляется приближающейся большой развязкой. Как герой она развивается наиболее ярко, принимает в себе человеческое начало, спасает лес и отвечает взаимностью Аситаке. Моя крашиха.

Вечные темы, что поднимает данное произведение множество:

1) конфликт человека и природы

2) конфликт прогресса и традиций

3) место человека в мире

4) как не потерять себя, когда все рушится

5) как найти общий язык с тем, кто не хочет слушать

Думаю каждый еще что-то найдет для себя. А я открыл для себя самый жестокий и прекрасный мультфильм Миядзаки. Жестокость здесь как никогда подходит и помогает раскрыть нарративную составляющую. Рисунок потрясающий, акварельный фоны завораживают, 3D отличное, глубоки и качественный звук, мелодии умиротворяющие. Отдельно ласкает слух дубляж Reanimedia.

Это настоящий эпос от маэстро с отличными персонажами, живым миром, естественными конфликтами, успокаивающими мелодиями и потрясающей атмосферой.

10 февраля 2024 | 20:46
  • тип рецензии:

Фильм «Принцесса Мононоке»

«Принцесса Мононоке» «Принцесса мстительных духов» — полнометражный аниме-фильм режиссёра Хаяо Миядзаки, выпущенный в 1997 году студией «Гибли».

«Принцесса Мононоке» -это очередной шедевр гения японской анимации – Хаяо Миядзаки. В фильме раскрывается одна из важнейших проблем современности – проблема «борьбы» природы с человеком. В «Принцессе Мононоке» явно виден посыл: убивать лес то же самое, что убивать саму жизнь. Необходимость роста и развития человечества сталкивается с необходимостью сохранять природу.

Фильм напоминает сказку: духи леса оживают на экране, помогают главному герою преодолевать лес, при этом следя за сохранностью природы; сам лес предстаёт как живой организм. Красота природы передана солнечными красками, вода светится и искрится. Лес в картине фактически отражает леса Якусимы из парка Сиратани Унсуйкё. Каждый кадр фильма похож на картину из сказки.

Миядзаки хотел не точно передать ход истории средневековой Японии, а «изобразить, казалось бы, неразрешимый конфликт между миром природы и современной индустриальной цивилизацией».

Эмоции героев переданы настолько живо, а конфликт прописан так грамотно, что я до сих пор не могу понять, какое решение было бы верным.

Рекомендую посмотреть всем, фильм не оставит вас равнодушным. Особенно для молодого поколения, ведь очень важно понимать как ценна природа.

28 ноября 2023 | 14:02
  • тип рецензии:

Ещё в конце 1970-х годов знаменитый сегодня на весь мир мэтр анимации Хаяо Миядзаки набросал эскизы об одной принцессе, живущей со зверем в лесу. Потом начал писать сюжет и рисовать раскадровки к будущему фильму. Однако был вынужден столкнуться с некими трудностями с адаптацией идей - что-то уже воплотилось в 'Моего соседа Тоторо'... Так кое-что пришлось дорабатывать, а где-то перерабатывать. Режиссёр лично следил за всем процессом! Результат перед нами!..

Лично у меня, признаться, просмотр 'Тоторо' только в планах, но я бы сравнил 'Принцессу Мононоке' с 'Навсикаей из долины ветров'. В похожих своим манифестом энвайронментализма работ на студии 'Гибли' недостатка не наблюдается. (Вспомним хотя бы 'Помпоко' другого отца-основателя студии!)... Но если княжна из Долины ветров посвятила жизнь возвращению человечества в лоно фауны, то 'Принцесса Мононоке' рассказывает о временах, когда люди и природа, и люди и боги природы жили в согласии. И как это согласие сошло на 'нет'. Можно сказать о финальном минорном аккорде в этом союзе!..

Средневековье. Сёгунат. Период Муромати и времена первых огнестрелов. О том, как ружья, или - правильнее сказать - ручные пушки стали входить в обиход военного человека. Ох, снова этот милитаризм!.. Сколько крови и слёз вылилось от этого явления!!!

... Однако главный герой этой истории - принц Ашитака - оказался ввергнут в эти события! На их селение нападает огромной величины вепрь!!! Тут должно указать, что кабан, как и в дальнейшем волки, это божественные существа старого Леса!.. Ашитака бросается на перехват, дабы свирепое обезумевшее животное не вторглось в деревню и не поубивало местных жителей!.. И вот тут здорово показана ненависть-одержимость. В виде червей, покрывающих всё тело Наго (так зовут нападавшего)!!! В 'благодарность' за заступничество селяне спроваживают своего принца, поскольку того коснулось проклятие, поразив руку. Иди, мол, туда, откуда пришло зло - и, быть может, удастся справиться с напастью! Ашитака срезал волосы и отправился в путь...

Тут ещё наши локализаторы-переводчики не сразу, видать, разобравшись, окрестили невесту Ашитаки 'сестрой' ГГ. Дело в том, что выражение 'старший брат' использовалось как уважительное обращение для лица ранга Ашитаки...

Ашитаки приходит в индустриальный город сталеваров, которым правит госпожа Эбоси. Город производит металл. Из металла изготовляют огнестрельное оружие. Для топлива печей им необходимо валить лес. А в лесу, как водится в таких случаях, своя 'атмосфера'!.. На защиту девственной первозданности встают его богоподобные обитатели! И вот на 40-й минуте фильма появляется принцесса Мононоке!

Её зовут Сан. Она хочет отомстить госпоже Эбоси за, казалось бы, разумные человеческие потребности. Но это для нас это логично! А для Сан они - разрушители её дома!.. Ашитаки становится меж двух огней!.. Но он при этом не страдает! Что, как, почему? Ну, подробно об этом - смотрите в самом фильме! А вообще ещё в самом начале сказали, что у него взгляд, не затуманенный ненавистью!!!

Ашитаки хочет остановить войну. Он искренне не понимает: почему нельзя остановить эту войну! И почему она продолжается. И он не выглядит наивным!.. Тут, кстати, кроме основного конфликта, самураи сёгуна промышляют военным шпионажем, осуществляя набеги на город...

В картине замечательные пейзажи и дивные образы!!! Кодами. Волки. Сама Сан-мононоке. Лесной дух!.. Боже, до чего же это трогательная история! Как красив Хозяин Леса!!! И каков финал этой причудливой в чём-то истории!..

В Японии так вообще 'Мононоке' считается самой важной и значимой картиной! (хотя в рейтинге у них она на 6 месте!)... В остальном же мире она, пожалуй, находится в тени 'Унесённых призраками'... Ну, ладно, признаюсь и я!.. Для меня ещё также в тени не только 'призраков', но и Хаула из 'Ходячего замка'...

Всем - наиприятнейшего просмотра!!!

10 из 10

06 ноября 2023 | 15:18
  • тип рецензии:

Очень красивая анимация, часто воспринимается как 3D. Сюжет однотипен со схожими мультиками про сказочность, магию и т.п. миры. Озвучка неплохая, мягкая. Но не всем подобный мир неведомых созданий и сказаний зайдёт.

Здесь много всего асмр-арного, расслабляющего, даже вводящего в транс. Большему погружению во всё это способствует соответствующее музыкальное сопровождение. Но есть ли что-то ещё в красивой музыкальной сказке?

Люди сражаются с животными, люди пытаются побороть природу. Сама же природа, как кажется, даёт сдачи людям. В этом есть какие-то параллели с нашим реальным миром, где откровенно говоря природу просто эксплуатируют, но она при этом не даёт отпор.

Природа наносит ответный удар. Все сказания и мифы, легенды у людей древности были связаны с непониманием, как правило, законов физики, химических процессов и т.п. Современная наука заменила это всё. Поэтому наша история протекает там, где нет истребителей, танков и т.п. Максимум, что тут есть - холодное оружие и подобие стрелкового оружия. В рамках нашего сказочного мира человек слаб, а природа прокачена всякими огромными существами и богами. Природа умеет воевать.

Что делает человек, чтобы обуздать природу в рамках сказочной истории? Правильно, обращается к потустороннему, к проклятию. Человек начинает уважать и понимать магию, если только та проявляет силу и показывает себя реально. В нашем мире в Бога практически не верят по одной причине: Бог Себя сейчас не проявляет... Он скрылся от нас. В рамках же мира сказочного все верующие, ибо видят силу божественного, явно видят, а потому и веруют, потому что видят всё своими глазами.

Итак, сказание о вере, проклятом человеке и богах. Эта история напоминает нам, реально живущим, что есть ещё тайный мир, который сейчас скрыт от многих, но он куда реальнее нашего реального.

Плюс в фильме люди воюют с людьми - обычная история.

12 июля 2023 | 17:07
  • тип рецензии:

Решил впервые открыть для себя Миядзаки, не смотрев прежде ни один из его фильмов и наконец дошёл до серьёзной работы. Не то чтобы они до этого был несерьёзными, но здесь действительно гораздо больше глубины и смыслов, чем в его предыдущих фильмах.

Особенно шокировало начало. Я думал, что это будет очередной детский мультик, а там разлагающиеся скелеты, лужи крови, демоны, расчленёнка и обезглавливание только в первых 15 минутах! А дальше вообще местами почти хоррор. Такого Миядзаки я не ожидал...

Но, когда я привык к уровню жестокости и взрослости этого фильма, я узрел также и его философию, символизм, проблематику. 'Принцесса Мононоке' словно вобрала в себя лучшее из предыдущих работ мастера: идея конфликта людей с природой, затронутая ещё в Навсикае, здесь показана куда основательней, дух леса, коим был ещё Тоторо, здесь по-настоящему мифическое существо, а сама принцесса будто собирательный образ всех предыдущих героинь Миядзаки - тут сошлось всё.

Визуал также шикарный, музыка тоже. Не понравился, разве что, российский дубляж - почему-то все голоса очень тихие, невыразительные и торопливые. Местами почти АСМР какой-то, иногда даже разобрать фразы было затруднительно.

Ну, и ещё могу придраться к неправдоподобности того, что обычная стрела из лука способна одним попаданием сносить головы, как пушечный снаряд, или отрубать конечности, как топор. Я понимаю, что это магическое фэнтези, но стрелы-то не волшебные. Порой находило ощущение, что Хаяо просто хотел побольше крови, чтобы выйти подальше за рамки детских фильмов.

А остальным я впечатлён. Пока что это самый масштабный, красивый и взрослый фильм Миядзаки. Однако следующий фильм на очереди - Унесённые призраками, который теперь интригует меня ещё сильней.

9 из 10

21 января 2022 | 22:07
  • тип рецензии:

Один из самых сложных и продуманных фильмов у Хаяо Миядзаки. А именно, как человек и природа могут друг с другом уживаться. Можно ли с ней договориться или все-таки, придется сражаться за жизнь и пространство. Герои и злодеи тут так похожи, что невольно симпатизируешь и тем и другим.

Леди Эбоси - мой любимый персонаж из всех. Она верит в будущее, но понимает, что оно построено на оружие и промышленном потенциале. Поэтому готова на все ради своих людей и процветания страны. К сожалению, иногда 'правая рука не видит то, что творит левая'. В том и мораль Леди Эбоси.

Сан и Аситака - это герои, которые пытаются спасти лес и природу, но ветер перемен не дает им это сделать. Ведь история всегда неизменна и коварна.

Фильм хорошо показывает нам не только проблемы стран 14-15 века, но и современные задачи. Помогайте другим, но не во вред всему остальному.

13 января 2022 | 14:29
  • тип рецензии:

Сказочные, детально проработанные миры Хаяо Миядзаки породили ещё один шедевр, основанный на японской мифологии. Этот мультфильм - ещё один учебник, с помощью которого нам, русским, можно открыть для себя специфику японской культуры. Одухотворенные леса, в которых на деревьях живут маленькие человечки Кодама (Кодама традиционно так сильно напоминали деревья, что люди не вполне могли их отличать), указывающие путь (духи деревьев и части души лесного бога), волчий бог, Моро и др. (из синтоизма), говорящее имя принцессы (происхождение слова «мононоке» на самом деле восходит к периоду Хэйан в Японии 11 века, где в «Записках у изголовья» упоминается о психическом заболевании женщины. Несколько лет спустя «Сказка о Гэндзи» (которую часто считают первым в мире романом) объясняет, что Мононоке - это дух мертвых, восставших и вселяющихся, а затем контролирующих тела живых женщин) и, конечно, высокое благородство юноши Аситаки, волков и самой принцессы - все это раскрывает нам суть японского народа, его культуру и душу.

Мир 'принцессы Мононоке', как и других мультфильмов студии Гибли - уютный и тревожный одновременно, поскольку показывает время после второй мировой, наступающий век индустриализации, вредящей природе, убивающей леса и живых существ. В какой-то степени мультфильм показывает, насколько цивилизация губительна не только для лесов, но и для человеческой души. Люди ради денег готовы на всё: отрезать голову лесному богу означает в данном контексте - посягнуть на святыню. И мультфильм - своего рода высказывание режиссёра против индустриализации Японии. А главный герой здесь - не только девчонка, выросшая в волчьей стае, но и неконтролируемая природная стихия, которая изо всех сил сопротивляется собственной гибели. И у этой стихии есть ранимая, чуткая и большая душа, и погубить её никак нельзя.

Грустный, лиричный мультфильм с прекрасной музыкой, удивительно проработанной графикой и сюжетом, а ещё с множеством интертекстуальных связей и глубоким смыслом. Уверена, что он, несмотря на свою сложность, понравится как взрослым, так и детям. Приятного просмотра!

10 из 10.

06 января 2022 | 13:06
  • тип рецензии:

Как и все другие проекты непревзойденного гения Хаяо Миядзаки, «Принцесса Мононоке» поднимает важные и актуальные и по сей день проблемы через странные и новые для нашей культуры образы. Здесь самая важная, на мой взгляд, тема – это экология. (Сегодня это даже кажется существеннее, чем в далеком 1997 году, когда и был выпущен мультфильм). Да, события в этом аниме более жестокие, чем в других работах режиссера, но как иначе показать, что именно мы делаем с нашей планетой, как не через демонстрацию кровавых убийств. В то же время абсолютно все эпизоды, даже кажущиеся самыми ужасными по своему содержанию, выглядят завораживающе. Это, разумеется, заслуга вышеупомянутого режиссера и его мультипликационной студии «Гибли», известной на весь мир именно благодаря такого рода мультфильмам. Каждый персонаж – это целая история. В них прекрасно все – от внешнего вида с потрясающей рисовкой до таких разных, но таких важных для повествования судеб. Даже второстепенные герои проработаны досконально, что уж говорить о главных. Особенно могу отметить лесных духов, которые лично мне запомнились больше остальных персонажей. Очень жуткие маленькие создания играют немаленькую роль в сюжете и отсылают на старые японские легенды, и в моем сознании при мысли об этом аниме всплывают именно их образы. Основная сюжетная линия в меру насыщена яркими событиями, так что я даже не буду пытаться пересказать что-либо – такое нужно смотреть самолично. Скажу только, что история удивительная. От интригующей завязки до такого правильного финала, картина смотрится в постоянном (приятном) беспокойстве за действующих лиц. Воинственная Мононоке влюбляет в себя с первого появления на экране. Дикая девушка, выросшая в, казалось бы, непригодных для человека условиях, оказывается самой человечной по отношению к окружающему миру и готова до последнего защищать ставшие родными места. А главный герой Аситака – классический персонаж, совершающий путешествие, в ходе которого и произойдет показываемая история. Есть много примеров героев такого типа, и зачастую они оказываются нераскрытыми, однако, в случае с Миядзаки ни одна деталь не окажется упущенной, и Аситака наделяется собственной интересной судьбой. Не посмотреть этот анимационный фильм для фанатов жанра – настоящее преступление. Картина подкинет пищу для размышлений не на один день и просто порадует глаз прекрасной рисовкой.

06 мая 2021 | 00:06
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: