К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

В лесу не слышно пенья птиц,
Измят травы бархан.
Клубком червивых кровопийц
Несётся к нам кабан.

Налиты смертью щели глаз
В предверие атаки...
Так начинает свой рассказ
Хайяо Миядзаки.

Нас ждут проклятий чёрный ком,
Клыки седой волчицы,
Друг, что становится врагом
И женщины-убийцы.

Герой, оленя оседлав,
Был вынужден скакать
Вдаль от родимого села
Туда, где леса власть.

Где встретил дикий первоцвет
Принцессу Мононоке
И утонул в один момент
В глаз дерзкой поволоке.

И будут страшные бои,
Рек вспухнут алых воды,
Но повернут круги свои
Маховики природы.

Воскреснет грустный лесной царь.
Трагично и плачевно
Возляжет на его алтарь
Последняя деревня.

Так пролетели два часа,
Но долго помним мы
Оленя мудрые глаза,
Красивы и немы.

15 октября 2008 | 23:55
  • тип рецензии:

Это самый страшный фильм Миядзаки…

-Но ведь кровавую реку уже не остановить?
-Нет, для этого тебе придется убить нас всех…


Странный господин с лицом детского сказочника будет подтверждать эти слова весь фильм. «Принцесса Мононоке» полностью сломает амплуа Миядзаки и еще сильнее оголит истину нашего мироздания. Смертельная, разрушительная, непонятно откуда взятая, сила превратит картину гениального художника в нечто поразительно точное, похожее на АВП или автомат Калашникова. «Весь этот мир проклят» - еще раз скажет достойный муж своего времени, Хайао Миядзаки, и ему поверят, поверят с той силой, с какой не верили никому.

-Почему люди не могут жить в мире с лесом? Почему нельзя прекратить эту войну?
-Поздно…


Поздно... Слишком поздно мы стали задумываться о разрушительной человеческой силе. Слишком поздно стали задумываться о смысле оружия. Слишком поздно стали доверять тем, кто все это время твердил о безнадежности кровавого пути. «Жизнь – это путь страданий» - утешали мы себя и продолжали ломать то, чего не создавали…

«Принцесса Мононоке» стала для меня пропуском в жизнь, в жизнь реальную. Только после просмотра я ясно понял, что большинство человеческих поступков губительно. Только под изумительную музыку Хисаиши я проник в мир, созданный Миядзаки, и ужаснулся происходящему. Это было так похоже на то, что происходит в нашей вселенной… только почему-то гораздо ближе. Это было зеркало, в которое я смог пройти.

А в зеркале оказался придуманный, но совершенно подлинный и достоверный мир гения Хайао Миядзаки. И индульгенции от императора, позволяющие вершить кровавые никому ненужные убийства, и огнестрельное, пробивное оружие, и злые, кровожадные, алчные люди – все, что есть в нашем жестком мире, присутствует и здесь. Только во вселенной Мононоке режиссер дал природе, нашей родительнице, слабую возможность сражаться за простое неотъемлемое право жить. В нашем мироздании у наших родителей такого потенциала нет…

Нас с малолетства учили любить ближнего своего, решать конфликты мирным путем, беречь природу – «мать нашу», быть достойными мужами своего Отечества и своих родителей… Нас всему этому учили. Но почему лишь в устах Миядзаки все эти фразы приобретают настоящий смысл, и звучат не как банальный заученный урок, а как болезненный укор или громогласный призыв к изменению? Почему только этот японский художник доносит до нас простейшие, элементарные истины? Наверное, потому, что гении Миядзаки и Гейман говорят о том, что видели и испытали сами. Они открывают створки в свое сердце и делятся невыносимой болью, которая переполняет их существование. В этот момент они так же открыты, честны, просты и беззащитны, как наивная и добросердечная матушка Природа, прощающая своим глупым детям все ошибки. И от такой доброй простоты становится больно и стыдно, как от теплого маминого взора, которая вместо ругани тихим голосом объясняет тебе, что ты не прав.

Хайао Миядзаки кропотливо создал свой, очень похожий на реальный, мир, а затем бессердечно разрушил его, и все лишь для того, что маленькие детишки – пустоголовые человечки, бегающие по сочной траве с настоящими заряженными автоматами, – поняли, насколько они глупы. Но Миядзаки не был бы Миядзаки, не даруй он надежды на спасение. Гений дал людям возможность переосмыслить свое существование, подарив шанс спасения. И пусть «лес уже никогда не будет прежним», но Миядзаки вернул его из пепла, жаловав жизнь всему, что способно одуматься. И какой бы неисчерпаемой не была наша вина, Хайао недаром наделил духа леса человеческим лицом.

Японский драматург еще раз указал на наши ошибки и повинности, ударил по больному месту, но потом прижал к груди, как это делают мудрые отцы. И, наверное, именно поэтому Миядзаки веришь больше, чем кому-либо другому…

10 мая 2008 | 13:44
  • тип рецензии:

Возвращение к Миядзаки

В этом фильме есть что-то особенное, что-то что заползает в душу во время просмотра, и долгие годы остается внутри тебя. Именно это чувство спустя 5 лет вернуло меня назад к Миядзаки.

Первый фильм, который я просмотрел еще 6 лет назад, был Принцессой Мононоке. И я снова смотрел его год назад, и снова посмотрел его сегодня. И снова напишу.


Люди

Пересматривая картину, и зная наперед сюжет, я стал останавливаться на таких деталях, которых раньше не замечал за величием эпохальной битвы людей и природы. Сейчас я узнал много интересных фактов. Сюжет кроме своей идеологической и поучительной нагрузки, несет еще исторический фактор. Как оказалось, Аситака был из племени Эмиси. Это племя жило на севере Хонсю и Хоккайдо, и было практически уничтожено к 850 году. Кроме того, мы получаем географическую точку действий фильма. Север Хонсю, самого большого острова Японии, это сплошная горная гряда, с холмами и нагорьями. Таким образом фильм географически точен.

Так же известно, что самураи атаковали лагерь Эбоси, что тоже верно с исторической точки зрения, ведь зарождавшееся сословие самураев как раз и вытесняло Эмиси. Сначала для меня была загадкой вражда Дзито с самураями и его слова: 'Эти Самураи - сущие демоны'. Но потом до меня дошел и смысл этих распрей. Дело в том, что Дзито был носителем Имераторской печати, и выполнял приказ самого Тэнно, а самурайские бусиданы, особенно так далеко к северу от столицы, не признавали Имперской власти и стремились к независимости.

Все то, что я написал выше, будет интересно разве что тем, кто увлекается историей, и вообще, всякими мелочами. Если говорить о людях, видна знакомая стилистика Мастера:

в произведениях сихана Миядзаки очень редко бывают отрицательные либо злые персонажи. В Мононоке-Химе такого нету и в помине. Тут нету 'Злой госпожи Эбоси'. Есть госпожа Эбоси, которая заботится о своих людях, спасает раненых и прокаженных, защищает деревню от самураев и зверей, каждый из которых по-своему хороший.

Сама идея отсутствия злодея - гениальна: во все времена мы привыкли называть злодеями тиранов, убийц и преступников. Миядзаки смотрит глубже! Чем отличается Гитлер, фактически виновный в геноциде целых народов и убийстве миллионов людей, от людей которые изобрели порох, пищаль, бомбы, луки, а если смотреть еще глубже, от тех кто уничтожает леса, выкачивает ресурсы из Земли, сжигает поля и осушивает озера... Все они виновны в гораздо большем количестве смертей, и детища их будут продолжать уничтожать самих людей еще многие столетья, ведь 'Человек и природа не могут жить в мире'. Таким образом мы получаем Эбоси - освободительницу леса, мечтающую привести своих людей к богатой и спокойной жизни, процветая на изготовлении металла и оружия. Мы видим Дзито, охотника за людской мечтой - бессмертием, исцелением от болезней, благополучием. Эти люди живут и сейчас, среди нас, повсюду. Мы до сих пор так-же относимся к лесу и природе.

Лес

Квинтессенция мировой природы, Лес в Мононоке это жизнь для Зверей и Людей, только люди этого не понимают. Для людей сейчас - это источник сырья и ресурсов, логово злейших врагов, место которое необходимо любой ценой зачистить и обустроить под эгоистичные человеческие нужды.

Кроме самой идеи Леса, лес Миядзаки это еще и нечеловечески красивое зрелище. Я смотрю этот шедевр в третий раз, но по прежнему замираю, когда Камушек вводит Аситаку в Заповедный Лес. Эти древа, мох и стрекозы, знакомые нам по 'Навсикае'... Сплетения корней и болота у подножий исполинских деревьев, камни, поросшие мхом и водоросли колышущиеся в течении лесного озера, непередаваемая атмосфера леса, игра света в ветвях, сырой полумрак, туман и голос деревьев. Какое наслаждение лицезреть этот лес в картине и какое чувство боли, разочарования и негодования чувствуешь, когда Люди уничтожают его, когда деревья обращаются в замшелые гнилушки покрытые страшной болезнью, чумой Лесного Бога. Невольно появляется чувство, которое роднит нас с Сан, принцессой Чудовищ, в ее бесполезных попытках остановить этих глупцов.

Звери

'Когда-то эта земля была покрыта лесами, где жили Боги, с незапамятных времен'.

Зверей в картине 3 вида:

-Это Боги: Моро, Наго-нуками, Окотто-носи, древние звери, они говорят и сочувствуют лесу, они защищают его от людей и служат Лесному Богу... их судьба - уйти в лету вместе с древним лесом, навсегда остаться в памяти тех, кто чтил эту землю. Человек в своем вечном стремлении доминировать, в безрассудной агрессии уничтожает всех, кто ему мешает, не думая о последствиях. Так исчезли Дрофы, исчезают Ламантины, Амурские Тигры, Носороги, древнейшие Латимерии.

-Звери: кабаны и вепри из племени Окотто-сана. 'Смотри на мой народ, Моро. Смотри как они измельчали и поглупели. Скоро люди начнут бить их на мясо!' И так и будет, где сейчас кабан? Он на столе, стене, на ковре, в ресторане, в миске и даже на рукоятке охотничьего ножика-сувенира, но не влесу.

-Якуро: друг и слуга человека, который чтит природу, верный скакун, мул, тянущий тяжелый плуг, овца, дающаяшерсть, корова дающая молоко, мясо. Чтож, это реальность, только почему-то Якуро нам с вами милее всех, неправда-ли? Из-за любви и привязанности к своему красному оленю, Аситака сполна одарен благодарностью и уважением гордого животного.

Tribute

Не знаю, как сказать по-русски. Это Tribute, дань уважения, память о лесе... Это конец фильма, старый лес со всеми его великолепными деревьями и зверьми, с болотами и замшелыми камнями канул в лету. Ему на смену приходит новый, и это суть Лесного Бога, как сказал Аситака: 'Лесной Бог - это сама Жизнь!'. Лес вырастет снова, но усвоит ли человек урок - мы не можем жить без природы, и уничтожая нашу землю, уничтожая лес, он в своей предсмертной агонии накроет всех нас, и не останется жизни, и снова ветер будет петь Tribute, на развалинах цивилизации. Такое будущее сенсей-Миядзаки уже предсказывал нам в своей перворожденной 'Навсикае'.

Подарок

В картине еще много интересного, преданность Якуро, самоотверженость Сан и Аситаки, сложные взаимоотношения между молодыми людьми, верность традициям в племени Эмиси. А еще есть сестра Аситаки, как и он грозная и самоотверженная, она не оставит подругу в беде и готова склинком в руке противостоять могучему демону. А еще есть юмор, любовь, заговор... Еще много чего есть.

Подарите себе 2 часа... ммм, нет, не отдыха, а откровения, 2 часа общения с мастером, который научит любить жизнь, и покажет ненависть.

Оригато

Спасибо Вам Миядзаки-сенсей, за Ваше потрясающее видение Мира, его проблем и его специфики. Спаибо Вам за то что вы делитесь этой красотой со всем миром, Спасибо за каждый фильм, который вы дарите людям. Оригато!

Не сомневаясь и не задумываясь, твердая оценка:

1000 из 10

22 сентября 2009 | 02:23
  • тип рецензии:

Это самый вдумчивый мультфильм Миядзаки, самый серьезный. Здесь поднимается не только проблема отношения человека к природе - его пользовательский, потребительский стиль, который с одной стороны приводит к катастрофе, но, с другой стороны показывается режиссером вынужденная связь технической стороны - промышленного производства с окружающим миром, что 'пожалуйста, стройте заводы, но не забывайте о том, что вам помогает жить - лес, животные, вода'.

Самое интересное - это борьба, борьба принца Ашитаки с собой, когда в него проникает болезнь - злость и чувство мести - которую он отправляется вылечить в надежде найти лекарство. А лекарство внутри нас, нужно его только увидеть. На пути принца будет немало сложностей, как и подобает этому быть в настоящей жизни, и люди, встречающие его, не всегда будут соглашаться с тем, к чему он призывает, что и приведет к развязке, которая оставит зрителя наедине со совими мыслями и своей моралью.

11 мая 2007 | 04:41
  • тип рецензии:

Мерилами красоты у японцев служат четыре понятия: саби, ваби, сибуй и югэн… Саби — это неподдельная ржавость, архаическое несовершенство, прелесть старины, печать времени… Ваби — это отсутствие чего-либо вычурного, броского, нарочитого… Это прелесть обыденного, мудрая воздержанность, красота простоты. Со временем «ваби» и «саби» стали употребляться слитно, как одно понятие, которое затем обрело еще более широкий смысл, превратившись в обиходное слово «сибуй». Это не красота вообще, а красота, присущая назначению данного предмета, а также материалу, из которого он сделан... Сибуй – это первородное несовершенство в сочетании с трезвой сдержанностью… Югэн, или прелесть недосказанности, — это та красота, которая скромно лежит в глубине вещей, не стремясь на поверхность. Ее может вовсе не заметить человек, лишенный вкуса или душевного покоя.

Всеволод Овчинников. 'Ветка сакуры'.

Фильм 'Принцесса Мононокэ' несколько выделяется на общем фоне творчества Хаяо Миядзаки. С одной стороны, эта картина аккумулирует в себе практически все основные темы, озвученные в прочих работах. С другой стороны, никогда больше этот режиссер-аниматор не делал такой серьезной и даже жесткой ленты. Если 'Небесный замок Лапута', 'Моего соседа Тоторо', 'Ведьмину службу доставки' и 'Унесенных призраками' можно показывать детям, то 'Мононокэ' рассчитана на более взрослую аудиторию. Цензурный рейтинг этого фильма самый высокий в творчестве Миядзаки – PG-13. Но не только наличие жестких сцен делают ленту зрелой. Смысловое содержание будет понятно скорее подросткам, которые начинают задумываться над сложностью и неоднозначностью окружающего мира, чем маленьким детям. Малыши не смогут, конечно же, в полной мере осмыслить слова самого Миядзаки, нашедшие отражение в данном аниме: 'От популярной идеи о том, что у истока любого злодейства стоит конкретный человек, которого всегда можно обвинить и которого всегда можно наказать, пахнет мертвечиной. Это самая безнадежная мысль, которую я когда-либо слышал.' Но, несмотря на всю суровость, 'Мононокэ' полностью отвечает всем четырем японским критериям красоты.

Саби. Действие картины происходит в средневековой Японии, примерно в первой половине XVI века. Миядзаки никогда не уходил так далеко в прошлое. И хотя это не слишком глубокая древность, но на всем в фильме лежит тень увядания, чего-то старого и безвозвратно уходящего. Древние боги, девственные тысячелетние леса, прежний уклад жителей деревень – всё это ещё есть, но скоро исчезнет. Даже сам главный герой Аситака принадлежит к народу эмиси, племени, большей частью истребленному или ассимилированному японцами ещё в XI веке. Аситака юн, но и стар одновременно. Он тоже из уходящих. Как и его подруга Сан (она же принцесса Мононокэ). Она человек, но выросла в мире лесных духов и богов. Все они тают под натиском цивилизации, символически обозначенной в картине огнестрельным оружием, с помощью которого люди одерживают победу за победой над силами природы.

Ваби. Простота и естественность наполняют каждый эпизод этого аниме. Наиболее ярко это отражено в бытовых сценках жизни людей Железного города. Они работают, едят, смеются, ругаются и любят. Все их бытие так естественно и наполнено человечностью. Аситака почувствовал это и проникся, когда наблюдал за работающими в кузнеце женщинами. Но сильнее всего ваби ощущается в двух персонажах: Сан и Токи. В Сан это проявляется во внешности. Она не придворная дама в роскошных одеждах, но лесная принцесса с растрепанными волосами, голыми коленками и в дикой боевой раскраске. Её красота – это красота природы: естественная и могучая. В Токи же ваби проявляется внутренне. Она бывшая проститутка, грубоватая, не лезущая за словом в карман, но при этом добрая и искренняя. Эта героиня – душа простого народа.

Сибуй. Как ни странно, но ни Сан, ни Аситака не обладают сибуй. Они слишком смазливы. В лучшем случае, они приобретают его под конец фильма, повзрослев и поумнев. Но сибуй есть в богине волков Моро и боге кабанов Оккотононуси, а также в их противниках: госпоже Эбоси, хозяйке Железного города, и монахе Дзиго. Это сильные, мужественные, волевые персонажи, которые делают то, что должны. Но они полны противоречий, особенно люди. Эбоси и Дзиго не являются отрицательными героями, таких в картине вообще нет. Эбоси привечает отвергнутых обществом проституток и прокаженных. Она разрушает природу, но одновременно и творит новый мир. В ней есть властность, но нет злобы. Просто она ошибалась, это свойственно человеческой природе. Дзиго же, хоть и жаден, что чуть не приводит всех к гибели, но он не унывает и не опускает руки даже в самые отчаянные минуты. Всё это новые люди, которые приходят на смену древнему миру.

Югэн. Изначально, кажется, что этого критерия красоты в аниме Миядзаки нет: всё сказано, всё показано. Но это не так. Югэн отражен в Духе Леса, боге жизни и смерти. Он молчит весь фильм, лишь улыбаясь, как Джоконда. И в этом молчании вся мудрость мира. Дух Леса и есть та ускользающая, неуловимая красота и глубина, к которой все стремятся, но которую нельзя пленить или воссоздать. Эта так красота, которая, даже увянув, будет с нами. Это то слово, которое, не будучи сказано, прозвучит громче всех озвученных. Это могучий дуб, который живет в каждом желуде.

Наиболее ярким проявление красоты для японцев является цветение сакуры. Прелесть краткого мига падения лепестков вишни – в этом событии сочетаются все четыре критерия прекрасного. Но хоть цветение сакуры недолго, через год его можно будет увидеть снова. Что и хотел передать нам Миядзаки, вложив в уста героев слова о том, что Дух Леса не умер, ибо это сама жизнь. Именно на этот смысл и намекает нам кодама, маленький дух дерева, появившийся в заключительном кадре 'Принцессы Мононокэ'.

26 июля 2012 | 15:03
  • тип рецензии:

Чем больше смотрю мультики Хайао Миядзаки, тем больше в них влюбляюсь. И перестают для меня существовать какие либо другие мультфильмы (ну кроме наших, возможно). Я до «Унесённых призраками» никогда не понимала, чего мне постоянно не хватало в диснеевских, выполненных на все сто, мультиках. Самое дорогое в работах Миядзаки, на мой взгляд, это их глубокая философичность.

Соглашусь с ранее высказанным мнением о том, что этот мультик, пожалуй, самый тяжёлый и жестокий из всех анимэ Хайао. Но это же всё-таки мультфильм для взрослых детей, или ещё только взрослеющих… Для тех у кого есть время и желание порассуждать о смысле жизни, для кого этот вопрос вообще существует и имеет значение.

Отчаянным циникам смотреть не рекомендую. А если же у Вас в душе ещё жива хоть капля романтизма, смотрите и пересматривайте, храните и лелейте в себе то хорошее, живое, что трогает в вашей душе эта история.

10 из 10

05 декабря 2008 | 17:12
  • тип рецензии:

Уже не первый раз смотрю этот фильм, а после просмотра – всё то же состояние легкого транса и грусти. Об этом фильме вообще сложно писать, да и надо ли? Те, кто его оценили, и сами всё поняли, те, кому не понравилось, понимать вряд ли захотят.

Главный герой – Аситака – родом из края, где не знают железа и живут в гармонии со всеми живыми созданиями, попадает в мир, где люди ведут борьбу с природой за металл, которым они убивают друг друга, не задумываясь при этом о том, что они воюют с самой жизнью.

'Людская дурь непобедима', но и звери не умнее людей, от бесконечных потерь они озлобились и готовы на любые безрассудства – так продолжается война, где нет правых и не будет победителей. Затишье наступит только когда дух леса – олицетворение природы, воплощение жизни и бесконечной мудрости – умрет и возродится в последней попытке примирить враждующие стороны.

Чью сторону принял Аситака? Ничью. Он выбрал жизнь – жизнь людей и жизнь леса – и сделал всё, что было в его силах, чтобы она не закончилась.

Что меня бесконечно радует в японской анимации – так это отсутствие штампов. Герои здесь не делятся на добрых и злых, мотивы их поступков понятны, характеры необыкновенно жизненны. А какое здесь внимание к деталям… не буду говорить про великолепную картинку, про нее уже много сказано – а все эти японские обычаи? а такие пустяки, как: Аситака cпускаясь к реке закрепляет свой лук на шее, или отдает колчан с последней сломанной стрелой – всё это мелочи, но как же приятно, что о них подумали, что колчан не исчезает и появляется в нужные моменты в лучших традициях Голливуда…

О музыке. По-моему главное ее достоинство в фильме – это то, что ее здесь совсем немного. Поражает тишина. Лес, шум деревьев – и тишина… ночная деревня – и сквозь тишину доносится пение женщин… Как часто ее не хватает в фильмах – тишины.

Никаких слов не хватит, чтобы выразить мою благодарность мастеру Хаяо Миядзаки за то, что он живет и творит. Жалкие 10 из 10 и моя личная оценка:

Шедевр

31 января 2010 | 00:40
  • тип рецензии:

Это не Мультфильм - это крик души! Сколько боли переполняет Великого Волшебника Хаяо Миядзаки за наше никчемное человеческое отродье. Вот после таких фильмов мне стыдно быть человеком. Ведь мы просто эгоистичные дети Природы, которые никак не могут наиграться...

Тема фильма все та же, что и в Наусике из долины ветров, только теперь все намного жестче, по-моему. Другой сказочный мир с духами и демонами, принцессами и князьями, но как же он похож на наш!

Но долю Аситаки выпало проклятье (а он всего-то спас свою деревню от чудища) и он должен отправиться в нелегкий путь, чтобы разобраться в причине появления демона и, если повезет, избавиться от проклятья. Но все принимает совсем другие обороты... Он должен установить мир между лесом и жителями Железного города...

Удивительное настроение создает потрясающая картинка и музыка фильма. Чувствуется рука мастера! Просто непередаваемые эмоции бьют через край после каждого просмотра! И какая-то боль внутри просыпается (так тщательно ее усмиряла)... но после Принцессы Мононоке, хочется чтоб болело, хочется смотреть на мир по-другому... и, может быть, если у каждого человека проснется такое же чувство - мир изменится?.. точно знаю, что болит уже как минимум у 2 (у Миядзаки и у меня... осталось около 5 миллиардов...)

Оценке конечно не подлежит, но все же для отчетности -

10 из 10

07 ноября 2009 | 01:26
  • тип рецензии:

'Дураков не победить' или 'Мир проклят, но всё равно найдётся причина жить.' (с)

Что вы представляете, когда слышите «мультфильм»? Наверное, нет большей возможности проявить мастерство кинематографа, чем через мультфильмы. Например, как советский Винни-Пух – это лучший Вини-Пух. Среди хороших, качественных и интересных мультфильмов я могу выделить трилогию «История игрушек» - в них есть всё что должно быть в хорошем мультфильме – юмор, чувства, переживания, доброта. «Принц Египта» - за попытку перенесения такой сложной и сакральной вещи как «Исход» из Пятикнижия Моисея. Наверное «Спирит: Повелитель прерий». Собственно, есть шаблон, что мультфильмы для детей. Мне иногда кажется, наоборот, для взрослых. Не все, конечно же, но стоит взрослым хоть немного открыть шоры, и они могут увидеть, что перед ними на самом деле.

Опять же, шаблонно, мультфильмы говорят о добре и зле, и, как правило, оканчиваются хэппи-эндом. В конце выносится мораль, нравственное поучение и все довольны (из-за той же «Истории игрушек» я до сих пор верю что игрушки может и не оживают, но чувствуют и понимают.)

Есть такой японский мультипликатор – Хаяо Миядзаки. В среде заядлых киношников он явно известен, да и публика тоже слышала это имя. Но, как правило, самая убийственная тенденция сегодня, это не знать ни имени режиссёра, ни даже иногда, названия произведения. Поэтому, если вы не слышали имя Хаяо Миядзаки, позор конечно вам, но может вы слышали названия «Ходячий замок»? Или «Унесёнными призраками»? Думаю что да. А может даже и смотрели.

Японские мультфильмы (анимэ) являются таким же ярким отображением уникальной японской культуры, как и их фильмы, книги, поэзия, философия, каллиграфия, чайная церемония и т.д. Японская культура привлекает своей необычностью, нестандартностью. И когда мы живём во времена мультиков три-дэ, у нас у всех есть возможность вернуться к простому рисованному мультику, который так радует глаза («Король лев»!)

Надо уметь смотреть рисованные мультфильмы, чтобы не покидала мысль о том, что каждая секунда экранного времени была прорисована человеческими руками. Наверное, на этом моменте можно сказать, что мультфильмы более человечны чем кино.

А вот название «Принцесса Мононоке» вы когда-нибудь слышали? А смотрели? Если нет, то вы потеряли в жизни практически всё. Этот мультфильм 1997, всё того же Хаяо Миядзаки, является ярким полотном, поистине гениальным произведением гениального мастера (меня кстати удивило отсутствие наград у «Принцессы», в отличии оскароносных «Унесённых призраками»).

Если говорить про сюжет: Япония, век 13-14. Сражаясь с демоном, юный и храбрый герой Аситака…Вы знаете что? Не буду рассказывать – это убьёт мультфильм. Идите и смотрите.

Теперь обо всё остальном: о чём этот мультфильм и учит ли он тех, кто его смотрит хоть чему-нибудь? Ну, красной линией проходит тема о том, что человек хуже животного, что он эксплуатирует природу и её ресурсы, не уважая её. Противостояние между человеком и природой – история давняя, и она ещё долго не сможет закончиться. Забавно на фоне чего происходит развитие сюжета (я имею в виду исторически) – возможно отображается период Муромати (1336 — 1573). Эта эпоха известна ещё под названием «Эпоха воюющих провинций», что-то типа гражданской войны. А, и ещё португальцы завезли мушкеты (которыми так хорошо отстреливать лесных богов!) Поэтому, показанная на экране жестокость исторически оправдана.

Опять же, для большего раскрытия образов, надо быть знакомым с культурой Японии, с их обычаями и мифологией. Например, кодама (дети деревьев, духи деревьев) – действительно присутствуют в японском фольклоре. Считалось, что дерево, в котором живут кодама срубать нельзя, иначе навлечёшь проклятие.

Верования в духов, демонов и богов – обычное дело. И например Великий Дух – отсылка к Цилиню - в китайской мифологии чудо-зверь, главное из 360 животных, проживающих на суше (да-да, ошибки нет, в китайской).

Рассматривать данное произведение можно столько, сколько символов для трактовки вы найдёте. Думаю это бесчисленное множество.

Например, лесной дух наводит на мысль об Иисусе Христе (и не только потому что он тоже может ходить по воде). Он, как и Бог-Отец, Бог-Сын может даровать жизнь и смерть, может вылечить, а может, и нет. Он – что-то магическое, сакральное, недоступное, которое могут увидеть только избранные (считается что Цилиня видели незадолго до смерти Конфуция). Он носитель тайны, носитель Истины, недоступной никому, даже самым ближним. А вокруг него – люди. Бестолковые, жестокие. Готовые перебивать друг друга непонятно за что (опять границы чёрт бы их побрал!). За металл, за деньги, за секреты вечной жизни. Этот как в мифе об Икаре – нельзя дотронуться до Солнца и не обжечься. Крылья сгорят, и ты рухнешь в море.

А ещё, интересность в хронометраже мультика- более 2 часов, что редкое и рискованное явление в стези мультфильмов. Но...это время так быстро пролетает, что мне например, хочется ещё, и ещё, и ещё, и ещё...О чём ещё...

Наверное, о том, что идеала нет.

Наверное, о том, что прочной линии между добром и злом нет и никогда не будет.

Откуда человек? Кто он? От природы? От богов? И как им всем жить вместе на одно земле. В мире жить, особенно у человека, не получается. Вспоминаются слова волчицы «Я слышу как плачут деревья».

Мне бы тоже хотелось видеть кодам, говорить с лесными духами и быть друзьями с рыжей антилопой.

А ещё, это о чувствах. О высоком чувстве любви – между человеком и зверем, человеком и природой, человеком и человеком. О зле – кажется что она приходит откуда-то, но на самом деле оно есть уже внутри, ему надо только дать повод выйти наружу.

Этот мультфильм сразу обо всём.

Он прекрасен.

Он великолепен.

Он мастерски выполнен.

Его сопровождает гениальнейшая музыка Джо Хисаиси. И да, это удивительный контраст, что многие сцен с лесным духом не сопровождаются никаким музыкальным сопровождением. Тишина. Спокойствие. Нирвана, как в идеальном понимании буддизма. Жизнь есть страдание. Человек изначально несёт в себе разрушение. Но человек создан по образу и подобию Божьему… Значит Бог или бога – злые? Или это мы сделали их циничными?

ничего…ничего...молчание

я слышу как плачут деревья...

24 июня 2011 | 00:55
  • тип рецензии:

Эмоциональный и живой мультфильм. Из просмотреных мной произведений Миядзаки этот лучший. Два часа пролетели незаметно, на одном дыхании.
Не устаю удивляться выдумке режисера, его чудесным персонажам.
Самое главное, что мультфильм не пустой, много почвы для размышлений.

10 из 10

16 февраля 2007 | 15:04
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: