Звучит интересно и многообещающе, на деле — пустышка
Итак, клеймить людей и писать про всех немцев, как про отродье или же наоборот, говорить про то, что они вовсе не виноваты и вообще, жертвы обстоятельств — я не буду. Скажу лишь то, что подобные этой истории, действительно случались на той страшной войне. А потому, картина могла бы получиться очень стоящей, живой и бить по больному. Сколько судеб переплела война... но это не сравнится с количеством судеб, которые она сломала.
Также, сразу хотелось бы обозначить, что книгу я не читала (пока), но я и не обязана её читать для того, чтобы понять этот фильм. А, если в книге и были какие-либо логические, технические ошибки или изъяны, фильм, по-хорошему, должен был бы их исправить и искоренить, а не приумножить. С чем к сожалению, он очень и очень плохо справился.
Во первых, буквально с порога, хочет спросить у создателей, знают ли они, что такое войска СС в принципе?
Ведь судя по фильму, складывается такое впечатление, что перед нами самые обычные солдаты-призывники Вермахта. Которые то, собственно, и на войну идти особо не хотели, и людей убивать не желали, но родина приказала, что поделать?
На всякий случай напомню: солдаты СС давали присягу не родине, а лично Адольфу Гитлеру. Это элитные, фанатичные и обработанные многолетней пропагандой войска, которые прибывали в села и деревни вовсе не для мирного существования и уж точно не для того, чтобы помогать тамошним людям и жить с ними мирно под одной крышей. Солдатам СС, также, подчинялись так называемые «айнзацгруппы» — военизированные эскадроны смерти нацистской Германии, осуществлявшие террор и массовые убийства гражданских лиц на оккупированных ею территориях. Ну, то есть, вы должны понимать, что войска СС не цветочки приезжали собирать на оккупированные территории.
Более того, в СС в ту пору, попасть можно было исключительно осознано, случайно туда не забредали. От того присутствие Франца в данных военных формированиях, кажется ещё более необъяснимым.
Дубль #1: Но да ладно, допустим, этот парень действительно тот самый фанатик, преданный национал-социалистической немецкой рабочей партии и идеям Гитлера. Однако, тогда тем более на всем этом фоне чрезвычайно странным выглядит резкий перескок Франца — (солдата подразделения СС) на пацифистскую сторону. Мол, я конечно в СС состою, поддерживаю политику беспощадного истребления евреев и всех, кто не подходит под стандарты арийского происхождения, но ни в коем случае никого не трогаю, не убиваю, и вообще, с миром к вам пришёл. Миру — мир...
Дубль #2: Допустим, Франц — просто солдат, которого просто призвали на службу, просто служить родине. Но как он тогда в СС попал? Действия фильма, на секундочку, происходят в 1943 году, в ту пору кого попало в военизированные формирования СС не принимали и всех в кучу не сгоняли. Жёсткого недостатка кадров как в 45г. не было. Следовательно, понять, что делает этот милый и добрый парнишка в рядах жестких, педантичных и что самое главное — обработанных многолетней пропагандой фанатиков — я не могу. Это уже что-то из разряда: «разницы между СС и вермахтом нет». Но она есть и еще какая. Так что, делать из солдат СС пацифистов не нужно и с обычными солдатами-призывниками Вермахта их тоже путать не нужно.
Во-вторых, чрезвычайно покоробило желание режиссёра показать нам бешеную любовь, взявшуюся у героев буквально из ниоткуда. Нет, не все так плохо. Таким образом, любовную арку персонажа Франца мы более-менее видим, а вот любовную арку персонажа Полины... как-то не особо, в общем.. Развития и самого пути их взаимоотношений, можно сказать, просто нет. Они из людей, которые друг друга фактически не знали и даже не понимали, вдруг почему-то начали делать вид, что безумно друг друга любят. Хотя ладно, что уж там, только Франц начал. Полина — это железная леди сего фильма.
Ну, а сцена с собаками в лесу, тому ярый пример. Действие вроде как есть, но при этом чувств на лице ни у одного, ни у второй — НЕТ. Это выглядело как что-то из разряда: «Надо, так надо!». А уж кому надо и зачем надо — не понятно.
А это ведь, на секундочку, основополагающая фильма. Его основная тема и сам сюжет. История данной картины буквально строится на чувствах, взаимоотношениях и любви этих двух, которой в фильме, по факту, просто нет. Разве что только со стороны Франца. Актёр, исполнившей его роль действительно отлично воплотил задумку режиссёра (которая, абсолютно ничем не была подкреплена сценарно, а также, прошла мимо мотивации персонажа, но воплотил.) Чего не скажешь об актрисе, исполнившей роль Полины.
К слову, уже третий раз лицезрею экранизированную историю любви между русской и немцем, в которой, девушка эту самую бешеную любовь «вопреки» — просто-напросто не доигрывает, просто передвигаясь из локации в локацию с каменным лицом. Почему именно «бешеная любовь»? А никакой другой она на войне под пулями и градом обстрела, между противоборствующими сторонами быть и не может. Это любовь вопреки. Она может быть либо бешеной, либо никакой. В этом фильме она — никакая. Ее нет. Разве что только неразделенная. Со стороны Франца. За неё то в самом конце он и платит своей жизнью.
Что же до чувств Полины? Мне лично, показалось, что ее девиз звучит примерно так:
«Дают — бери, бьют — беги». За весь фильм мне так и не стало понятно, что происходит и происходило в ее голове в принципе.
Из плюсов фильма, можно выделить разве что атмосферу и общие тона фильма. Серые, мрачные, не особо приятные глазу — они отражают истинный ужас и мрак войн, ничего не приукрашивая и не романтизируя.
Также, игра актёров второго плана, в принципе, очень даже неплоха. Им веришь и местами очень сочувствуешь при просмотре. Игра актера, исполняющего роль Франца — выше всяких похвал, однако, к сожалению, фильм это не спасает.
В общем, сама почва и тема для фильма — очень интересная, притягательная и в то же время печальная. На эту тему можно много чего сказать, написать и снять. Однако, реализована данная картина из ряда вон плохо, невыразительно, очень слабо и думается мне, очень на любителя. Любителя невнятно-рассказанных историй и недоигранных постановок.
«На темном фоне, который создает смерть, нежные цвета жизни сверкают во всей их чистоте.» Джордж Сантаяна
Приятно, что этот фильм не советский, не пафосный, и он антивоенный, о событиях 1943 года. Очень неспешная история о двух влюбленных - белоруски Полины и немца Франца, о жителях белорусской деревни, оккупированной фашистами, которую, несмотря на гостеприимство хозяев - старушек и детей, немцы все же сожгли. Мама Полины не вынесла горя и умерла на обломках своего дома. Спасения влюбленным остается искать в бегах от захватчиков и в бездомной жизни по лесам и болотам
Стремление Полины и Франца быть вместе обрекает их на самые безумные испытания судьбы, похожей на судьбы других людей в их общем желании как-то выжить.
Не совсем удался, на мой взгляд, отстраненный и чуть детский образ Полины, в исполнении Светланы Ивановой, она слегка переигрывала. Зато прекрасно справился с ролью Франца - Адриан Тополь. Хотелось следить только за ним.
Красивая и светлая музыка сопровождает повествование, запомнились милые атмосферные кадры деревни, её окружающей природы. Замечательная операторская работа. Фильм не выглядит обличающим фашистов, а общая трагедия войны проходит через жизни Франца и Полины, через встретившихся на их пути людей, Хорошая игра актеров, отличная постановка сцен, звук подбодряют и держат внимание зрителя. Фильм этим и запомнится,-- волей людей к жизни, чистотой влюбленных и глубоким смирением Франца... Я уверена, что эту достойную картину захочется пересмотреть. Спасибо создателям.
Когда я в впервые в весьма нежном возрасте посмотрела фильм Элема Климова 'Иди и смотри', то мой мозг почти поддался этой версии реальности, - тягучая хроника подавленной психики молодых и не очень людей сверхчеловеческим насилием, потерявших иллюзорную опору, которая в их беспаспортном существовании, после или до бесчисленных Голодоморов, оброков и барщин, локальных и глобальных катастроф, маленьких и больших смертей, - так и не существовала в их реальности, и потому ещё страшнее и бессмысленнее казалась мне тогда её потеря. Получив таким образом психическую травму, я 'вылечилась' фильмом Рэндалла Уоллеса 'Мы были солдатами', где герои берут свою волю в кулак и сражаются за себя и за свою страну, и фильмом Сергея Бондарчука 'Они сражались за Родину'. Вот тогда-то я и поняла 'дьявольскую правоту' фашизма: с людьми без Родины и без человеческого достоинства, которые за неё не сражаются, которые не борются за себя, - при царизме ли это происходит с ними, при сталинизме ли, при Гитлере или Мао, Цезаре или Нероне, - кто угодно может поступить как с бессловесным скотом: загнать в концлагеря или сараи и сжечь живьем, и унизить всё, что тебе дорого, растоптав в грязи. И когда ты не сражаешься, ты всё равно умираешь, - в компьютерных играх или на косплеях, в клубах или при просмотре сериалов. И в сегодняшние дни, когда потомки тех самых рабов занимаются домашним насилием или догхантерством, - масштабы чего можно сравнить только с фашистским нашествием, - опять видится мне та самая дьявольская ss-усмешка, так напугавшая меня в фильме Элема Климова.
В фильме 'Франц+Полина' Михаила Сегала, Максима Трапо и Анджея Петраса, и всех актеров, великолепно проживших эту драму, шокирующе и на грани сакрального символа показано истинное Лицо Войны в виде бездуховного инфантила, - это маленький бесенок, страшнее Горлума именно своей реалистичностью, - в самом конце картины, - столь же жуткий, как в страшилках Стивена Кинга, - из реального, а не фэнтези-ада, - касается женщины, творящей новую жизнь, что заставляет зрителя по-настоящему содрогнуться. И тогда ты в каком-то инсайте видишь вдруг, насколько страшнее это и горящих хат, и расстрелов, и военных баталий, и даже бомбардировки, - ибо это ухмылка Ада на Земле, откуда нет выхода.
Создатели фильма будто извиняются перед нами за предыдущую интерпретацию Алеся Адамовича в 'Иди и смотри', - и правда, тот фильм просто путает сознание, а искажение внутренней здоровой зрительской реальности у Климова почти на уровне шизофрении, - он искусно 'лечит' ею тогдашнее общество застоя, - хм, ведь при таком засилье 'гопников' как ещё 'интеллигенции' постоять за себя? Ведь после того фильма юродивая 'интеллигенция' и 'богема' 'лечили' добрых полтора поколения тем же самым лекарством безумия российское общество, что раздражало и раньше и в Достоевском, и в Горьком, и позже чуть даже в великолепном Звягинцеве, но 'лечили' почему-то безуспешно, и тонны мутного подсознания вырвавшейся из гулагов обиды проявились не только в троллинге, который ввели в обиход выходцы литературных институтов, и 'высокие образцы' которого ныне демонстрируются во всяких форумах типа 'Эхо Москвы', но и в литрах помоев, которые по аналогии с 'Сезаром' и Каннами здесь именуются 'арт-хаусом'. Но welcome - каждый, кто не умеет писать, рисовать или снимать, и будучи затравленным 'гопниками' в школе, отныне может объявить против них 'крестовый поход' и стать 'творческой личностью'!
Но фильм 'Франц+Полина' стоит в стороне: он как будто немного извиняется за это, и неясно, намёками, - однако не хуже арт-хауса, - создаёт атмосферу загнанности и безысходности, но не так, как Климов: 'Франц+Полина' показывает истину войны, - той, какая она и есть на самом деле, - не героические баталии, а то, где попрано всё человеческое и разрешено всё, что внутри самого человека делает его гораздо хуже животного.
И цена прозрения высока. Потому партизан, подвешенный 'своими' же за ноги, производит более разлагающее действие и на 'бесенка-умертвие', и ещё более уничтожающее на Франца, у которого 'мама был хороший человек', и он пришёл на эту войну спасать чужие жизни и творить новые. Именно это подкашивает и убивает всё человеческое и в окружающих беженцах, и убивает без оружия маму Полины, а значит, и инстинкт выживания во всех людях, а убить волю к жизни и хотя бы её какой-то смысл - это же начало физического конца человечества. У крёстной опускаются руки и она не может надавать подзатыльников крёстнику и отнять у него 'игрушку'. Не так ли и сегодня руки опустились у миллионов отцов и матерей, и они не смеют сказать 'нет' эскапизму своих не желающих взрослеть детей? Не духовное ли это убийство всего белого мира?
Поразительно показаны полицаи, которые всаживают в девочку, почти ребенка, обойму со словами 'Это ж землячка моя!', - но же что чувствовали тысячи таких девочек убитых и изнасилованных в лесах такими же полицаями, только в в наши дни и 'мирное' время? Именно с тем же выражением лица масса сегодняшних бесенят вешает собак и кошек, вываливает наружу кишки своим одноклассникам и описывает это в контактиках, и это и есть настоящее Лицо Войны, которое удалось показать создателям фильма.
И что же мир сможет потребовать от Франца и Полины, - молодых людей, которые не приняты больше 'не там и не там', - почти как пара молодых евреев, которых не принимала не только Германия, - не спешите обвинять только её в антисемитизме, - но и Франция, и другие европейские страны, - из романа Ремарка 'Возлюби ближнего своего'? Ты ничего не можешь с них спросить и они больше тебе ничего не должны, и не должны воевать больше за твои деланные идеалы, порождённые твоей внутренней злобой, а самая лучшая форма протеста против этой психопатической реальности - это пойти и перевязать раны 'врагу', как это сделал Пауль в романе 'На Западном фронте без перемен' или выйти на Марши Мира, украсив волосы весенними цветами.
Это и будет лучшая память всех жертв этой бойни и всех других, будущих и бывших, позором которых бесконечно покрыл себя род людской в глазах Бога. Именно об этом замечательный, но не законченный фильм 'Франц+Полина', который передал эти мысли неясно, намёками, скорее, атмосферой и чувствами, чем публицистической назидательностью.
Но закончить этот фильм должна сама Жизнь. И жизнь каждого из тех, кто посмотрел его, но как это произойдёт или произойдёт ли вообще? Что ж, иди и смотри.
Этот фильм Михаила Сегала способен произвести впечатление на тех, кто лишён штампованного восприятия Великой Отечественной войны, привитого, между прочим, и советскими фильмами, где все немцы показывались закоренелыми фашистами, врагами рода человеческого, а все партизаны и советские солдаты – милыми и хорошими ребятами. Высшая ценность фильма Сегала, пожалуй, в том и состоит, что при его просмотре приходит крамольная для кого-то мысль, что война обнажает всё худшее в человеке, и обе стороны (не только немцы) одинаково повинны перед человечеством за то, что попрали высочайшую ценность – жизнь человека. Чем, собственно, отличаются фашисты, сжигающие деревни, партизаны, убивающие своих за незначительные проступки, типичный советский мальчик в будёновке, мечтающий убить Франца только за то, что он немец (и это несмотря на то, что Франц помог его семье)? Немцы могут быть милыми и хорошими ребятами, вежливыми постояльцами, играть с деревенской ребятнёй, но поступит приказ, и немцы без жалости и сожаления сожгут деревню, где гостили, со всеми её жителями, а партизаны, не задумываясь, убьют своего человека, с которым они ещё час назад, возможно, пили и пели песни у костра, за досадную ошибку. Неумение прощать, неспособность к состраданию, навязанное советской идеологией штампованное представление, что все немцы – обязательно подонки, поклонники Гитлера (можно подумать наш Сталин чем-то лучше!) мешало и мешает при восприятии тех произведений, в центр которых поставлен человек. Он может быть даже немцем и не быть подонком, а может быть и жителем СССР (в то время Беларусь была частью единого целого) и быть бездушной военной машиной, мать родную и отца родного не пожалеющей во благо такого абстрактного понятия «родина» (сколько таких случаев было в Гражданскую войну!). А ещё приходит мысль, что истинную суть войны способен постичь только тот, кто тогда был ребёнком, как, например, Алесь Адамович, по чьему произведению и снят этот фильм.
Конечно, этот фильм насмотренные зрители сразу сопоставят с гениальным фильмом Элема Климова (тоже выросшего в войну), снятого по рассказам того же Адамовича, и сравнение будет далеко не в пользу фильма Сегала, не выстроившего материал по законам классической трагедии с обязательным катарсисом в конце. Однако в лучших своих сценах (потрясающе снятая сцена уничтожения прежде милыми офицерами СС деревни, в которой они гостили, с почти медитативной мелодией, которая воспринимается, безусловно, контрапунктно визуальному ряду, представляющему собой сцены пожарищ, деликатно показанная сцена смерти матери главной героини, на лице которой навек застыла маска внутренней опустошённости – самое страшное, что может принести человеку война и, наконец, финальная бойня) фильм молодого автора оправдывает сравнение с классической картиной Климова. Поэтому неудивительно, что эта честная, почти невербальная (фразы на ломаном русском языке разобрать непросто) драма получила столько наград и восторгов со стороны кинокритиков. Наградили, в частности, Светлану Иванову, потрясающе перевоплотившуюся в простую крестьянскую девушку, не очень-то и красивую по сравнению с самой актрисой, за лучший дебют (хотя это для неё отнюдь не первая роль в кино и вообще в военной драме). И ещё фильм Михаила Сегала является подлинным визуальным искусством кино, возвращающий нас в эпоху чистого кино – немого кинематографа. И вопреки многим другим военным фильмам (прежде всего советским), застилающим всё экранное время бескрайней болтовнёй, в этой картине минимум слов и максимум действия. Вместо спасающего многих постановщиков фильмов о войне красивого и умного литературного текста, Михаил Сегал использует чисто кинематографические средства, наглядно демонстрируя образы смерти, хаоса, бесчеловечности, отчаяния и горя, да и просто экзистенциального ужаса в период войны (этому способствует и пониженная цветность плёнки), как на полотнах великих экспрессионистов.
Жаль, что Михаил Сегал свой второй фильм (короткометражный) снял только через 5 лет.
Начнем с того, что фильм очень сильно отходит от книги. И также сильно ей проигрывает. Не зная ничего о главных героях, предыстории их встречи, объективно воспринимать события будет тяжело.
Пусть это будет просто история встречи 'фашиста' и деревенской девушки.
Похвалить могу только игру Адриана Тополя (Франц). Хотя о персонаже зрителю известно только то, что он СС-овец - актер выжал из своей роли максимум.
Почему-то именно немецкому солдату сочувствуешь. Он то смеется, то плачет, то искренне пугается, то наоборот, бесстрашно защищает девушку. На глазах у других немец оказывает ей знаки внимания (которые в карательном батальоне СС никто не замечает, за которые ему влетает только на словах). Спасает ее семью от смерти, добывает еду, делает грязную работу. Рискует быть пойманным, добывая лекарства. За все это он ни разу не слышит даже 'danke' от гордой Полины.
А ведь не смотря ни на что она не бросает Франца и даже спит с ним. В книге - по любви, в фильме - неизвестно зачем. О чем думала девушка, что происходило в ее голове, мне не понятно. Да, кажется, она и сама не знает. Ей льстит, что сначала на нее обращает внимание вражеский солдат, потом добивается, потом обеспечивает ее существование. В общем, теряет свое лицо, превращаясь в ее верного пса.
Мораль фильма - взаимность надо заслужить. И не факт, что это будет любовь.
Просмотр этого фильма оставил гнетущее и неприятное послевкусие. Подробнее...
Я люблю душещипательные фильмы о войне, старые 'А зори здесь тихие' - шедевральны. Новые кинокартины, к сожалению, менее душевны, а некоторые и бессмысленны. Хотя, казалось бы, стараются создать нечто не менее шедевральное. но в этих 'стараниях' спрятан большой подвох.
Данный фильм всем неплох, есть надрыв, есть включение зрителя в сопереживания из-за мастерской игры актеров, много моментов, за которые хочется сказать спасибо создателям фильма. Но! Всё перечеркивает и обессмысливает фильм его конец. Вот прямо жирной чертой перечеркивает и переводит его в разряд кино 'Всё плохо и никогда не будет хорошо, любовь не победит, всё бессмысленно, мрак и отчаяние!'
Два часа сопереживаний и катарсисов больших и малых, чтобы к концу погрузить зрителя в это ощущение. Понимаю, что на войне сплошь и рядом царили утраты, но именно такая история, коли её решили создать и показать, заслуживает уважения, а не обесценивания, не победы зла над добром и любовью. Но в наше время больше котируются фильмы со страданиями, чем больше, тем лучше, негатив побеждает по всем критериям.
Вот именно конец и заставил меня написать отрицательную рецензию. Вместо 9 из 10-ти, которые можно было бы дать фильму, я даю ему
3 из 10
За игру актеров и щемящие моменты зарождающейся люблю.
'Всё тлен и безысходность, всё зря!' - говорят нам создатели фильма, срезая одной косой и второстепенных героев, и ту силу, что победила войну, силу любви.
Девятого мая почти по всем каналам показывают фильмы о войне. К этой дате был приурочен данный фильм, попавший в российскую программу на SFF. Несмотря на мою стойкую нелюбовь к военному жанру в искусстве, я решил рискнуть и посмотреть его, поскольку мои вкусы с автором программы часто совпадали. К сожалению, на этот раз наши мнения разойдутся, поскольку фильм мне совершенно не понравился.
Итак, действие фильма разворачивается в 40-ые годы в белорусской деревне, где остановились войска СС, среди которых был молодой Франц, симпатизирующий девушке Полине. Они не понимали друг друга, но разные языки и разные стороны баррикад не смогли помешать зарождающемуся чувству молодых людей. В общем, полевые Ромео и Джульетта. Только тут, конечно же, нет никакой романтики. На долю этой пары выпадет много испытаний. Сумеют ли они преодолеть все трудности, сохранив свою любовь и свою жизнь? На этот вопрос пусть каждый зритель ответит самостоятельно.
Первое слово, которое приходит на ум при описании этого фильма, - угнетающий. Картинка такая же мрачная, как и сюжет. Тут слишком длинное вступление. Более интересно наблюдать за парочкой в лесу, но и там немного событий. Мне понравилась только яркая сцена с собаками. Остальное вообще не зацепило. Я не вижу разницы между фрицами и их ненавистниками. И те, и другие - нацисты. Я понимаю, что у Казика на глазах убили семью. Но разве его желание убить невиновного в том Франца не такой же нацизм?! Лично мне жалко и тех, и других, которым приходилось исполнять приказы против своей воли и убивать друг друга. Поэтому несправедливо называть одних героями, а других - врагами.
Я предпочитаю делить людей не на русских и немцев, а на хороших и плохих, потому что мне абсолютно неважно, где человек родился. Важно то, что он сделал в жизни. Не люблю такое кино. Не мое. И я никогда, наверное, не пойму тех, кому нравятся такие фильмы.
Первые полчаса фильма нам показывают простую идиллию сельской жизни. Старики занимаются хозяйством, ребята купаются в местной речушке и пасут коров. Кажется, ничего не напоминает о войне, лишь фашистские солдаты на постоялом дворе – признак того, что война рядом. Немцы не показаны, в отличие от большинства картин на подобную тематику, агрессивными варварами, под корень истребляющие славянское население. Впрочем, это пока им не дали соответствующий приказ. Моя бабушка также вспоминала, как лояльно относились к ним солдаты со свастикой, пока ситуация на фронтах была в их пользу: кормили шоколадом, помогали по хозяйству. Когда же Красная Армия стала наступать – ситуация в корне изменилась. Пока же место нашлось на войне даже искренним человеческим чувствам. Никогда не знаешь, где подстерегает тебя любовь, и может быть тот, кто должен быть тебе заклятым врагом, уже завтра станет самым дорогим и близким человеком. У солдат не спрашивали хотят они воевать, или нет, разделяют ли они расовую теорию, готовы ли доказать немецкую исключительность – их просто гнали на фронт, а там уже своё дело делала пропаганда. Кто-то ломался, единицы – оставались Людьми с большой буквы этого слова. И пусть таких было сосем немного, но они были. Об этом этот фильм.
За последующие полтора часа сюжет картины медленно набирает остроту и динамизм, так что к концу превращается в настоящий триллер с элементами реализма. Нет, не с элементами, это и есть настоящая жизнь – без пафоса и никому не нужного геройства, хотя Франц – настоящий герой, который ради своей Полины готов на любые жертвы, даже самые невероятные. Кто досмотрит фильм до конца, поймёт, о чём я. Героям на протяжении всей картины не раз доведётся пережить целый ряд ситуаций, которые постоянно будут ставить их перед выбором, что главнее для каждого из них: тяга друг к другу или желание выжить. Ведь для каждого из них – они враги, а война ещё в самом разгаре. В фильме очень мало диалогов, поскольку происходящие события – неожиданные и страшные – не располагают к этому, да они и не понимают языка друг друга. Зато им понятен язык любви. Не война с её победами и поражениями, героями и предателями, горечью потери и радости долгожданной встречи, а судьба людей – даже не солдат, а простых обывателей, на фоне ужаса войны пытающихся найти своё место – вот кто интересует автора. А подобных картин, согласитесь, не так уж и много (хотя книг, как-раз таки, хватает).
Всемирно известный (наряду с Василём Быковым) белорусский писатель Алесь Адамович написал свою повесть «Немой», положенную в основу фильма, незадолго до кончины в 2004 г. Интересно, что он сам пошёл на войну и подростком прошёл всю оккупацию Беларуси, а затем стал известен благодаря шокирующей военной публицистике. По его книгам были сняты фильмы, «Иди и смотри» (1985 г.; первая роль в те годы ещё подростка Алёши Кравченко, с которой он начал свою кинематографическую карьеру) – стал классикой, известной во всём мире. Позже его судьбу переживёт и «Франц + Полина». Руководитель Международного кинофестиваля FIPA (Франция) Пьер-Генри Делау так позднее отзывался об этой картине: «фильм буквально перевернул моё сознание и стал для меня одним из лучших, увиденных за все последние годы». А французская газета «La Croix» писала: «Принимая во внимание многочисленные достоинства картины (операторская работа, сценарий и игра актёров) было бы замечательным, если бы у французских зрителей была возможность увидеть волнующую историю прекрасной любви между юным немецким Ромео и красавицей Джульеттой из Беларуси». Кстати, для молодой актрисы Светланы Ивановой роль Полины стала первой главной ролью в кино, а «Франц + Полина» стал первым полнометражным фильмом кинокомпании «Югра-фильм».
Теперь о наградах:
- в 2006 году на Международном кинофестивале «Лістапад» в Минске режиссёр Михаил Сегал со своей картиной «Франц + Полина» получил приз за лучший дебют имени Виктора Турова (по иронии судьбы именно Виктор Туров первым экранизировал произведения Алеся Адамовича – картина «Война под крышами»), приз за лучшую операторскую работу;
- призёр XVI Cottbus film Festival (2006 г., Германия);
- лучшая женская роль Международного фестиваля военных фильмов имени Ю. Н. Озерова (Санкт-Петербург);
- специальный приз жюри и приз за лучшую женскую роль XV Международного фестиваля «Киношок» (2006 г., Анапа);
- специальный приз жюри Международного кинофестиваля «Балтийские дебюты» (2006 г., Свердловск);
- участие в «Неделе Русского кино» в Париже и Берлине(2006 г., Франция, Германия);
- Официальный участник XVI Camerimege film Festival (2006 г., Польша);
- участие в XXVIII Московском Международном кинофестивале (2006 г.);
- Гран-при и лучшая женская роль фестиваля Военно-патриотического фильма им. С. Ф. Бондарчука «Волоколамский рубеж» (2006 г.);
- приз им. П. Лебешева за лучшее изобразительное решение фильма Международного кинофестиваля «Дух Огня» (2007 г., Ханты-Мансийск);
- лучшая главная женская роль и лучшая эпизодическая женская роль фестиваля киноактёров «Созвездие» (2006 г., Тверь);
- Специальный приз жюри кинофестиваля «Литература и кино» Гатчина (2007 г., Россия).
Тем, кому этот фильм понравился, могу посоветовать схожие картины о нелёгкой и по своему героической жизни простого населения под оккупацией: «Иди и смотри» того же А. Адамовича, «Враги», «Знак беды» (по повести В. Быкова) и др. Я же пошёл за повестью «Немой» Алеся Адамовича, чтобы в очередной раз окунуться в драматическую лирическую историю на фоне обратной стороны войны.
Фильм Франц + Полина от малоизвестного пока режиссёра Михаила Сегала посмотреть стоит каждому.
Объясню почему.
Ну, как ни банально это звучит, фильм интересный, несмотря на довольно простой сюжет о любви русской девушки и немецкого солдата во время Великой Отечественной Войны.
В чём собственно состоит интерес?
Во-первых, тема любви – вечная, и, если её хорошо раскрыть, это всегда будет интересно. Здесь тема любви раскрыта очень хорошо и показательно. Язык любви един для всех народов мира. Русская девушка и немецкий солдат говорят на разных языках, но это не мешает им общаться и понимать друг друга на языке любви. Тут есть и страсть, и ненависть, и забота, и сопереживание, и желание отдать жизнь за любимого человека. Здесь есть любовь и ещё раз любовь!
Во-вторых, внутренне ты понимаешь, что во время войны вряд ли кто-то позволит представителям двух враждующих не на жизнь, а на смерть народов быть вместе. Поэтому кино держит тебя постоянно в напряжении: быть или не быть им вместе. Герои попадают в различные жизненные ситуации, но каждая даже самая простая из них может стоить им любви. Ты переживаешь за них вместе с ними. Это дорогого стоит!
В-третьих, как я уже писал выше, язык любви един для всех, поэтому кино понятно и интересно даже без перевода, что в наше время большая редкость! Я, например, смотрел это кино, мало что понимая из речи: немецкий язык я не знаю, а белорусский ( на котором говорит главная героиня и её родные) тоже не всегда понятен. Хотя, возможно, в этом тоже была задумка режиссёра, ведь фильм действительно понятен без слов, без перевода!
В заключение хотелось бы сказать главное. Любовь, конечно же, всегда первична, то есть с чем бы её ни сравнивать, она всегда в выигрыше. Но, к сожалению, во время войны, любовь становится жертвой этой самой войны, так как в жертву приносится самое дорогое, что есть у каждого человека.
Кто-то, возможно, назовет это кино даже неказистым, а уж простеньким и непритязательным – так точно. И частично будет прав. Но в то же время это очень глубокий, пронзительный и берущий за живое фильм о любви и войне, которая отнимает жизни, разрушает и калечит судьбы. Не самый лучший стереотип советского кино, заключающийся в поголовном изображении немцев в фильмах о Великой Отечественной войне сплошь тупыми, холодными и жестокими машинами для убийства, стал отходить в прошлое еще во времена СССР В современном российском кинематографе уже снято немало фильмов на военную тематику, где немцы показаны не смешными карикатурами, а живыми людьми со своими чувствами и переживаниями, со своей правдой, на которую, считаю, они тоже имеют право, хотя мы, чьи отцы, деды и прадеды гибли на полях сражений, должны и будем отстаивать свою. Однако это не мешает нам задуматься и поразмыслить о том, что война, в сущности, стала горем и для многих немцев, которых вместо того, чтобы пахать землю, работать на заводе, растить детей и радоваться жизни, заставили взять в руки оружие и стрелять в людей, которые ничего дурного им не сделали. Сложные, болезненные это размышления, как и вся эта тема в целом, но задумываться об этом надо, хотя бы для того, чтобы не допустить подобного в будущем.
Горький парадокс: если бы не война, Франц и Полина вряд ли когда-нибудь вообще встретились, а значит, и не было бы этой трогательной истории любви. Двух людей, каждый из которых разглядел и понял в другом главное. Но война же и потребовала же от них вскоре заплатить по счетам.
В картине, на первый взгляд, все донельзя блекло и серо. Темные приглушенные цветовые тона, даже солнце в ленте появляется всего в нескольких эпизодах и очень на короткое время, а две трети картины вообще «закрыты тучами».
Под стать фильму и музыка Анджея Петраса – размеренная, неторопливая, как правило, не подымающаяся до высоких тонов, но параллельно очень хорошо и глубоко передающая настроение каждой сцены.
Но главной удачной находкой сценаристов (одним из которых, к слову, стал небезызвестный Олесь Адамович) и режиссера Михаила Сегала стало сведение к минимуму «вербальной составляющей», вместо этого на первый план вышла составляющая визуальная. Все без исключения актеры, даже задействованные на втором и третьем планах, просто блестяще передают свои эмоции движениями и мимикой. Не сказав почти ничего, они говорят так много! Хотя, конечно, прежде всего это касается актеров, играющих главные роли - Адриана Гоголя (Франц) и Светланы Ивановой (Полина). Честно говоря, я не знаком в подробностях с другими их работами в кино, но в том, что их роли в данной картине стали (а, возможно и останутся лучшими в их творческой карьере), уверен на все сто.
Хотя я от всего сердца желаю им сыграть что-то лучшее, ибо тогда это будет, без преувеличения, шедевр.
Вся богатая палитра эмоциональных и не таких уж простых отношений их персонажей передается актерами просто блестяще! Глубину и искренность их эмоций ощущаешь столь же четко и ясно, как если бы они были облечены в слова. Кстати, безусловно правильным и взвешенным ходом со стороны создателей «Франца + Полины» стало решение о том, что персонажи будут общаться между собой на родном для них (по сюжету) языке. Это придает ленте достоверности.
Из других ролей очень понравились Тамара Миронова в роли матери Полины и Уве Йеллинек в роли Отто, командира Франца.
По-детски искренне и не по-детски профессионально и взросло сыграл Казика Виталий Мацапура. В картине много очень хороших сцен, но эпизод с Казиком и Францем на берегу реки, без сомнения, самый лучший и сильный.
Подытоживая, думаю, можно с уверенностью сказать, что дебют Михаила Сегала в большом кино удался. Считаю, что он снял один из лучших российских фильмов за последнее десятилетие. И что характерно, ему для этого не понадобился ни запредельный бюджет с шестью-семью нулями, ни наличие мегазвезд в актерском составе. Это обнадеживает. С нетерпением буду ждать новой работы М. Сегала в большом кино.