К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Пожалуй, большой показатель хорошего кино, когда о нём хочется сказать многое, но почему-то сказать не получается. Слишком много всего вертится и это слишком никак не складывается в цельное высказывание. Много разрозненных мыслей, что никак не хотят становиться стройным рассказом. Но о 'Роме' Альфонсо Куарона необходимо это сделать. Благо, сам Куарон свои мысли умеет оформить очень грамотно и, что важнее, куда более красиво и захватывающе. Он может как завоевать волшебный мир, так отправиться в перфекционистское путешествие в пугающий космос и следом вернуться в прошлое, в родную Мексику, чтобы рассказать что-то самое сокровенное и личное. И рассказать так, что зритель и его слёзные железы будут совершенно разбиты и уничтожены.

Женская доля - вещь очень сложная и нелёгкая, потому об их силе никогда не стоит забывать. Это готов подтвердить Куарон в своей, пожалуй, самой важной рассказываемой истории. Здесь его женщины легко и быстро остаются одни, когда главные мужчины их жизни либо будут пробегать мимо, либо же после отсутствия сменять железный прут на наставленный пистолет. И женщины эти, наверно, не хотели бы быть сильными, не хотели бы встречаться с подобными переменами и подобным миром. Но иначе повернуть здесь никак. 'Рома' ощущается настолько монументальной и крепкой благодаря умению Куарона говорить о сокровенном, перенося это на всю жизнь сразу. Говорить о важных вещах с минимумом слов, что отлично выходило и у Павликовского в 'Холодной войне', и к тому же успевать сказать подобным образом, кажется, обо всём. Его искренний и трогательный рассказ о той самой женской доле лишён пошлости и надменности, говорит о полноте души и внутренней силе даже больше, чем ленты, пытающиеся целенаправленно об этом рассуждать.

Удивительно, насколько поразительно послевкусие после просмотра позволяет осознавать, насколько же 'Рома' велика и трогательна. Словно одно лишнее касание и она тут же закроется и распадётся. Потому с заворожением остаётся наблюдать за, с одной стороны, пугающей неисправностью судьбы, а с другой - за лучшими чертами этой прекрасной жизни. С первых секунд зритель настраивается на умиротворяющую волну, полную ожидания и внимания, покачиваясь на медитативных волнах. В небе пролетит самолёт, а под ним будет тесный район, в каждом из домов которого кипит жизнь и существуют маленькие люди в лице молчаливой служанки Клео, возможно, и мечтающей о чём-то ещё, но вполне довольной привычным существованием. Куарон в повествовании уделяет внимание как и визуальной стороне, так и эмоциональной, прочной связи со зрителем, создавая между ними идеальную гармонию. Гипнотическим и завораживающим движением камеры Альфонсо не позволяет аудитории оторвать взгляда от происходящего, выбирая самые интересные ракурсы, позволяющие чувствовать себя сторонним наблюдателем в самые неприятные моменты, будто бы оставаясь зрителем на заднем ряду, и самым близким участником в самые душевные и трогательные. Камера плавает, движется по кругу и застывает в необходимую минуту, тем самым и дополняя тесную связь со зрителем. Ведь в центре этой по истине великолепной постановки лежит тонкая история жизни той самой маленькой служанки в одной большой семье, чья жизнь вдруг резко меняется, пока те самые большие самолёты продолжают где-то летать.

Для Куарона эта история, понятно, очень личная. От этого он и необычайно интимно передаёт свой рассказ, который в тихом молчании шокирует зрителя в самый переломный момент, лишний раз доказывая, что самые пугающие вещи - вещи жизненные и обыденные. Когда остаётся лишь остановить дыхание, наблюдая за безутешными слезами и осознанием невозможности исправить случившееся. В подобные минуты - необычайно громкие в существующей тишине - совершенно не представляется, что делать дальше. Как герою, так и зрителю. Наверно, только держаться и переступать. Судьба вполне возможно предоставит шанс сделать нечто важное, а потом с горечью на пляже признаться себе в сакральных мыслях, разъедающих душу, чтобы потом в объятиях отпустить грех и покориться любви.

Секрет гениальности Куарона, должно быть, и заключается в умении говорить со зрителем без слов. Маленькими штрихами дорисовывать общую картину, а маленькими деталями работать на погружение и понимание. Для полноценной истории ему будет достаточно пары фраз, чтобы описать душевную боль, а до и после - лишь погружение в душу. Не зря на первом плане молчаливая служанка Клео, чья личная, маленькая драма кажется готова вот-вот затеряться на фоне событий куда более значимых, окружающих этот тесный мексиканский район с забитыми людьми крышами. Вообще, думается, маленькая трагедия, наверно, ничего не должна значить на фоне трагедий масштабных, рушащих само мироздание. Ведь совсем маленькому человеку, лишённому, например, семьи в привычном понимании легко затеряться на фоне забастовок и кровавых столкновений, землетрясений и пожаров. Однако на самом деле в такие минуты маленькие трагедии как никогда более болезненны. Вокруг творится страшное, которое Куарон снова умудряется показать чем-то завораживающим, но страшнее всего здесь - необратимость и невозможность исправления случившегося локального. Да, где-то разверзается земля, а толпа бросается на толпу. Но для героев трагедия в ином. В отдельно взятом пути для отдельно взятой семьи кто-то уйдёт в самый нужный момент, а для скромной служанки кто-то просто исчезнет слишком рано. И даже попытки исправить это ни к чему не приведут. В этом страшная правда жизни: никак не может всё быть просто и легко, а судьба полна ужасных трагедий, оставляющих шрам на душе. Да вот, что радует, никто не говорит о том, что на этом приходит конец. Дуальность же есть почти во всём: люди вредят, но в людях и спасение. Утраченное не вернуть, но пережить можно. Любовь, близость и семья, пускай даже не в привычном понимании. Всё вернётся на круги своя, а дальше уже загадка. Маленький человек, понимающий близость, будет и дальше жить в этом привычном доме, потерянная ранее духовно семья выстоит и двинется дальше, к новым приключениям на новой машине, пока огромные самолёты всё также будут пролетать в бескрайних небесах.

Говорить о 'Роме' достаточно трудно не из-за невообразимых сюжетных поворотов, ими ленте удивлять приходится в последнюю очередь. Дело здесь в полном погружении в то время и ту историю, когда вся личная составляющая рассказчика ощущается настолько близкой и душещипательной. 'Рому' непременно стоит увидеть и прочувствовать, прощупать и погрузиться. А дальше уже решать самим, насколько же чутко у Куарона удалось сыграть на струнах души. Одно можно сказать точно: 'Рома' - кино необыкновенное, по-своему меланхоличное и поразительно эмоциональное и чувственное. Удивительный человек, конечно, Куарон. Многогранный и, без сомнений, талантливый. А когда такой человек берётся рассказать что-то настолько личное, то творение выйдет явно заметным и, не сомневайтесь, готовым довести до слёз.

30 декабря 2018 | 15:00
  • тип рецензии:

Медленно, но верно готовимся к грядущему 'Оскару'.

На очереди фильм, который подтверждает общую тенденцию фильмов-номинантов. Это превращает саму премию в некое подобие кружка групповой психотерапии. Только в качестве молчаливых мозгоправов, мы, зрители.

'Рома' - это крайне медитативное кино. Сюжетная линия на два часа тянется медленно, почти ничего не происходит. Домработница из зажиточной мексиканской семьи проживает полный пакет сюжета испытания на своей шкуре. Как раз-таки эта девушка, Клео, на мой взгляд, и есть портрет Мексики того времени.

Для Куарона вся картина крайне личная. Он видел и события, которые героям приходится переживать, видел абсолютно каждый кадр 'Ромы', очень давно.

Построение кадра в этом фильме просто великолепно. Это почти всегда сложная визуальная метафора, невероятно трогает.

' Рома' - это спокойный портрет мексиканского быта на фоне волнений в 70-е без крепкого сюжета, но с сильными визуальными метафорами и превосходной игрой актёров. Ялица Апарисио - возможно, главная звезда грядущей церемонии. Первая роль в кино, а уже номинация на главную женскую роль. Заслуживает уважения.

24 января 2019 | 01:49
  • тип рецензии:

Насколько значим и монументален фильм «Рим» ты окончательно понимаешь спустя некоторое время после его просмотра. Альфонсо Куарон не относится к моим любимым режиссерам. В его фильмах слишком много механичности. В плане того, что больше искусной работы, чем души. Он, как первоклассный конструктор, скрупулёзно, прорабатывая каждую деталь, нанизывая один элемент на другой, создает свою картину. Фильм получается масштабным, но часто эмоционально отстраненным. Однако именно эта черта его стиля заставляет смотреть «Рим» как целостное произведение искусства. Куарону удалось очень точно отразить исторический кусочек Мексики 1970-х годов, ты веришь в достоверность каждого кадра. И некая документальность, которая мне часто мешала в его фильмах, тут к месту. В этом отношении 'Рим' – самая масштабная работа Альфонсо Каурона.

Перед нами история многочисленной мексиканской семьи, показанная глазами служанки, которую восхитительно сыграла Ялица Апарисио. Режиссер мастерски работает с первым и вторым планами в фильме. Зритель вместе с главной героиней этой истории наблюдает за обыкновенной мексиканской семьей, в которой семейная драма переплетается с личной драмой главной героини. Режиссер не забывает отразить политические и социальные проблемы 1970-х годов, перед глазами зрителей проходит восстание студентов и его подавление. Но Куарону удается играючи вплести эти события в жизненные перипетии главных героев, что ты воспринимаешь происходящее на экране как обычное течение жизни.

Не являясь большой поклонницей черно-белого кино, я попала под магию этого фильма. Куарону удалось меня вернуть в прошлое время, и за это ему большое спасибо. В фильме есть несколько эмоциональных сцен, которые пробирают тебя до глубины души. Я отмечу, на мой вкус, самую значимую сцену этого фильма – это сцена родов. Невозможно не восхитится тем, как это снято. У Куарона получился очень личный и очень мощный фильм.

8 из 10

27 декабря 2018 | 20:58
  • тип рецензии:

Этот фильм напоминает 'Зеркало' Тарковского и перекликается с 'Ромой' Филлини: как в зеркале отображаются судьбы двух героинь из разных социальных слоев на фоне декораций Ромы (район Мехико). Все эти фильмы очень автобиографичны. Это часть чьей-то жизни, чьего-то детства, чьего-то города... Эти фильмы не про поржать и пожрать. Эти фильмы обо всем и ни о чем одновременно. Они про любовь, про дружбу, про предательство, про жизнь, про смерть и еще про что-то важное...

После просмотра невольно оглядываешься на свою жизнь и смотришь на нее через призму событий фильма (я даже маме позвонил).

Каждый кадр, каждая сцена в фильме - это отдельная картина, полотно. Если Вам интересно часами стоять в картинной галерее перед каким-нибудь 'скучным' шедевром изобразительного искусства, то этот фильм (читай 'картина') безусловно для Вас.

10 июня 2019 | 18:42
  • тип рецензии:

Рейтинг ожидания работ мексиканского режиссера Альфонсо Куарона обычно до 100%. Картина 'Рома' не стала в этом исключением.

В ней повествуется поэтично, ярко и искренне о людях, связанных семейными узами и живущих в начале 70-х годов на родине постановщика.

Это не любовная история, а повесть о любви.

Как всегда, у этого мастера кинематографии линия любой эротической новеллы скорее абстрактна, чем предсказуема, что особенно покоряет зрителя.

Поступками и словами своих персонажей он как бы призывает каждого человека ценить неповторимые моменты своей жизни и... наслаждаться, упиваться наслаждением, быть готовым переживать... с радостным оптимизмом.

Видеоряд фильма превосходен колоритными пейзажами природы обожаемой им Мексики и реальными диалогами героев.

Прелесть сценария и режиссуры в том, что точно не угадать, чем завершится рассказ.

Есть еще одна фишка у режиссера Альфонсо Куарона - может он шокировать зрителя неожиданным кадром. На этот раз он дал нам возможность насладиться танцем с копьем обнаженного молодого мексиканского аборигена.

Уникальность почерка состоит и в полуоткрытой концовке сюжета, когда киноманам предоставляется право его 'дописать' по своему пониманию всего увиденного.

Фильм совсем не для массового зрителя. Это черно-белый арт-ретрофильм, похожий на документальную ленту.

7 из 10

22 марта 2019 | 11:26
  • тип рецензии:

Для любой кинокартины, независимо от жанра и содержания, важно иметь человеческое лицо, поскольку это позволяет зрителям лучше понять сам фильм, его персонажей, их мотивацию и поступки. Наблюдая за развитием сюжета, действиями героев, мы можем в какой-то степени ассоциировать себя с ними. Примером одной из последних подобных работ может служить психологическая драма Альфонсо Куарона «Рома».

Синопсис Мехико, 1970 год. Молодая провинциальная девушка по имени Клео работает домработницей на семью среднего класса в столичном районе Рома. Большую часть времени она проводит за готовкой еды и уборкой дома, сумев стать для членов семью больше чем просто служанкой. В свободное время Клео гуляет с подругой по магазинам, ходит в кино, встречается с молодым парнем по имени Фермин. Вскоре на фоне назревающих с Мехико беспорядков привычная жизнь Клео переворачивается с ног наголову, когда она узнает, что беременна.

Игра актёров Как известно, в фильме задействованы в основном непрофессиональные и малоизвестные даже у себя на родине актеры. Однако это нисколько не усугубило общее впечатление от их игры. Прежде всего, стоит отметить дебют Ялицы Апарисио в роли служанки Клео, молодой провинциальной девушки, чей мир долгое время был ограничен семьей, на которую она работает, и наивными представлениями о беззаветной любви, но столкнувшись с суровой реальностью, она навсегда меняет свое отношение к жизни. Также понравилась игра Марины де Тавира в роли сеньоры Софии, настоящей домохозяйки, которая искренне верила в нерушимость семьи, но, столкнувшись с предательством мужа, осознала свою роль единственной опоры для детей.

Режиссура Действительно, во время просмотра чувствуется, насколько фильм приходится личным для Альфонсо Куарона. В целом одной из примечательных особенностей этого фильма, отличающихся от его предыдущих работ, неспешное и равномерное развитие действия с поэтическим уклоном. По факту на первый план выходит время, которое выпало на долю главных героев, а события, происходящие в их жизни, служат лишь фоном. Режиссер не забывает указать на роль женщины в этом резко меняющемся мире, продемонстрировав два женских персонажа с похожими историями. Обеих героинь бросают их мужчины; обе остаются одни с детьми предоставленными сами себе, только у одной уже четверо детей, а другая ждем первенца. В итоге обе героини, несмотря на перипетии в собственных судьбах, по-своему преодолевают препятствия, став даже счастливее, чем прежде.

Сценарий На первый взгляд, сюжет фильма может показаться слишком простым и непримечательным. Действительно, на протяжении всего фильма особо ярких событий, за исключением отдельных трагических эпизодов, более ничего не происходит. По большому счету мы просто наблюдаем за жизни мексиканской семьи, живущей в столичном районе Рома. Одним из обитателей дома и ключевым персонажем, по факту приходящимся рассказчиком, является служанка Клео. Хотя ее привычный день включает себя уборку, стирку готовку, она успела породниться с членами семьи, с которыми она спокойной обсуждает разные вопросы, смотрит по вечерам телевизор, и от которых даже получает необходимую медицинскую помощь, когда узнает о своей беременности. Однако эта привычная жизнь начинает потихоньку эрозировать. Сначала под предлогом поездки на научную конференцию в Квебеке из семьи уходит глава семьи, оставив жену с четырмя детьми. Затем Клео бросает ее бойфренд, после того как она сообщает ему о своей беременности. На фоне всего этого в Мексике назревают антиправительственные беспорядки, вылившиеся в печально известную «Резню Тела Христова», когда правительство отдало приказ расстрелять мирную демонстрацию студентов. Все это становится настоящим испытанием для семьи, для их веры в себя и в людей. Обретя друг в друге эту самую веру, герои преодолевают испытания, избавляются от душевных ран и обновляются для нового этапа в своей жизни.

Итог Я не могу сказать, что «Рома» произвела на меня такое же сильное впечатление, какой картина произвела фурор на Венецианском кинофестивале. Однако стоит отметить, что «Рома» - это действительно душевное кино с человеческим лицом, мудрым посылом и впечатляющей художественной стилистикой, который вместе оставляют ощущение, словно ты увидел, что-то сильное.

9 из 10

08 января 2020 | 17:21
  • тип рецензии:

Альфонсо Куарон является режиссером такой откровенной человечности, что одна его натура заставляет смотреть новый, сложный, черно-белый неореалистический проект со странным названием «Рома» буквально не отрываясь от экрана. Как же так: большая часть произведений мексиканского режиссера, хотя и обладала вычурностью и гипнотическим визуалом, не очень-то попадала в когорту оригинальных фильмов. Мэйнстрим безжалостен, и, видимо, средством своеобразного творческого отдыха после эпичной, сильной и противоречивой «Гравитации», Куарон выбрал авторскую приземленную историю – опять же, на первый взгляд, без изысков: фрагмент о семье мексиканцев среднего класса из так называемого 'римского' квартала Мехико в 1970-м – 1971-м годах. Героев режиссер-постановщик буквально написал с людей, которых знал лично и с которыми рос, превращаясь из мальчика в мужчину, но фильм не о том: поверхностное описание «Ромы» застрянет на коллекции скетчей, бытовых ситуаций, характеризующих культурный фон того времени и места. Однако «Рома» обладает настолько сильным авторским видением и настолько восхитительной режиссурой, что во время просмотра действует та самая, мимолетная и почти незаметная «магия кино». Эстетика и невероятное внимание к деталям погружает в панораму суетливого Мехико в канун 1971-го года и заставляет зрителей завести тесные отношения с экранными персонажами, находящимися при этом на блаженном и почти абстрактном отдалении от людей по ту сторону кинокадра.

Чтобы «Рома» раскрылась в полной мере, то необходимо проявить не только терпение, но и силу духа. Неторопливый, граничащий с сонным повествованием, темп фильма в течение первого часа служит одной цели – погружению зрителя в обычный мир с обычными персонажами и житейскими, бытовыми ситуациями. Движение камеры невероятно мягкое, ограниченное, монтажных склеек практически нет – зрителя ничего не должно отвлекать от центрального персонажа. Точка зрения на семью и местный микромир принадлежит Клео – няне и домработнице семейства. По сути, в первый час в картине не происходит ничего, но Куарон настолько качественно «маринует» зрителя, что последующие события оказывают просто невероятное по эмоциональной шкале влияние.

Режиссер вознаграждает зрителей, осмелившихся смириться с суховатым и на первый взгляд скучным ритмом фильма. Не раскрывая деталей насчет сюжета, можно лишь обратить внимание на то, что сцены здесь невероятно мощные: свой эффект оказывает режиссура. Эмоционального вовлечения в наиболее сильных сценах удается достигнуть из-за постановки (точное фиксирование кадра) и отчасти из-за натуралистического поведения персонажей. Эффект умножается в разы из-за связи, выработанной этими героями со зрителями, во время менее активных и непринужденных последовательной сцен.

Не менее необычны и чувственные ритмы, совмещенные с интеллектуальной перспективой. Для автобиографических фильмов в порядке вещей выбрать протагонистом-проводником, ну, например, героя-ребёнка, через взгляд которого можно оценить события: возможно, что и с немного субъективным оттенком. Куарон же рефлексирует через Клео, предлагая зрителю какое-то условное всезнание, перспективу по Толстому, рассматривая травмирующие события, буквально пускающие жизнь по другому пути, отстраненно и с гармонией. Повторяющиеся ритмы, вроде обзора точки с высоты птичьего полета, уличная активность (иногда нарочито театральная), а также самолеты, безмятежно летящие высоко над городом, усиливают скромный взгляд Клео: толчок зрителя с момента здесь и сейчас на уровень общей безмятежности, что в целом наводит на философские мысли. Как известно, окружающий мир существует вне зависимости проблем отдельного индивида.

Как сказал сам Куарон, этот фильм – дань уважения женщинам в его жизни и «тем вещам, что сформировали его как режиссера». «Рома» действительно выглядит воспоминанием, но не в мрачной и похожей на сон рефлексии по упущенному времени, а в подходе, сочетающим баланс правды и вымысла. Личная история Куарона становится личной историей Клео, которой, к слову, могло вообще в реальной жизни не существовать, а затем эти сюжеты становятся личными и для нас, зрителей. Эмоциональный эпицентр в режиссере за кадром и в героине в центре повествования, позволяет обыграть пустоту личности «маленького человека» Клео. Пассивная, без собственного мнения, по обыкновению молчащая девушка представлена анонимной, потерянной фигурой, условно выступающей как личность, на которую хоть кто-то, т.е. в первую очередь зритель, должен обратить внимание.

«Рома» снят в черно-белой стилистике, содержит в себе невероятно красивые сцены (самые запоминающиеся происходят на побережье, что наводит на мысли о «И твою маму тоже»), а сам Куарон вновь мастерски обращается с длинными планами, тенями и текстурами. Символическое представление о том, насколько мала трагедия семьи в общем объеме мировых вещей, передано потрясающе.

За такую личную историю Куарону пришлось расплачиваться отсутствием громких имён в касте. Большая часть актеров является непрофессионалами, однако отсутствие их актерского опыта приводит к подлинному ощущению. Особенно примечательна Ялица Апарасио, поскольку её Клео одновременно сильна и пассивна, что можно ожидать от опытного профессионала-актера, а вовсе не от молодой дебютантки.

Идеи, явно близкие режиссеру, вероятно, найдут отклик у любого зрителя: всем иногда хочется вернуться в детство. Застывшее во времени повествование, словно не имеющее ни начала, ни конца, чувствуется поэтическим, кристальным и грациозным, заставляя вспомнить творения Брессона, Феллини и Антониони, хотя на сравнение напрашивается в первую очередь другой проект, по иронии судьбы также выпущенный в 2018-м году – «Холодная война» Павликовского: оба фильма повествуют о примерно одной эпохе, оба сняты о семье режиссеров этих картин, оба в черно-белой тональности, обе киноленты завоевали престижные фестивальные награды, а их режиссеры принадлежат к одному поколению. Тематически «Рома», конечно, представляет собой, судя по всему, более сильный проект, далекий от «Холодной войны», поскольку творение Куарона обладает необходимой деликатностью: на контрасте с невероятно интенсивными моментами человеческого горя и рефлексии, наибольшее воздействие на зрителя оказывают мимолетные моменты радости и красоты. Жизнь продолжается, несмотря на то, что многие сцены «Ромы» пропитаны страхом смерти, рождая не столько драму, сколько высокохудожественную артистичную медитацию.

8 из 10

23 декабря 2018 | 00:49
  • тип рецензии:

Если честно, первый час 50 минут мне показались конкретной черно-белой мутью в духе Коэнов - совершенно пресная история, ставящая один вопрос - зачем я потратил на это своё время? Однако, финал очень получился (что в современном кино довольно большая редкость - в основном, всё бывает наоборот).

Любой фильм строится на четком правиле 3х актов - начало, разгон и развязка. 'Рома' тормозит практически до конца экранного времени, укладывая последние два акта в последние 20-30 минут - что не очень хорошо с точки зрения смотрибельности.

Чувствуется некая альтернатива классической структуре - видимо поэтому все восторженно пускают слюни, хотя по факту - история ни о чём.

Я конечно ожидал некий вуайрезим перед бытом людей из другой страны - но не такой скучный. Семейные ценности - это, конечно, хорошо - особенно, в наше время. Но, как говорится, экшена не хватает.

Практически вывозит только развязка - это единственный момент, который спасает от собачьего дерьма, которое весь фильм никак не могут убрать. Но ничего оскароносного я здесь не увидел. Очень похоже на все провальные полные метры Netflix - с хорошей идеей и пустым сюжетом.

Снято всё добротно (и скорее всего в этом доставляет черно-белая фотокартинка). Широкоугольные вымеренные ракурсы в духе Кубрика и атмосфера 70х - это тоже зачет. Но с эмоциями - серьезные проблемы. Скукота да и только, чувствам зацепиться попросту не за что. Как говорится - посмотрел и удалил. Причем, досмотрел с трудом.

18 февраля 2019 | 21:59
  • тип рецензии:

Альфонсо Куарон погрузил зрителя в свои воспоминания, черно-белый фильм, с историей построенной вокруг человека, которому, собственно, и посвящён весь этот фильм. Даже не припоминается за многие годы, кому из современных кинодеятелей удавалось бы воплотить подобные мемуары на экраны.

По словам самого Куарона, события в «Роме» практически на девяносто пять процентов соответствовали действительности, и, разумеется, режиссерская кисть добавила еще эмоциональных красок, но это и делает Куарона гениальнейшим режиссером современности. Вряд ли «Рома» может похвастаться предложением, которое есть у фильма для массового зрителя – затяжные ракурсы и двузначность некоторых сцен застолбят данный проект на подиуме арт-хаусов, а современные «оскаровские» кандидаты постепенно начинают размывать грань между коммерческой линией и мейнстримом.

Но если взять небольшой момент для размышлений – то Альфонсо Куарон снял шедевр, который не важно – подражает классике или становится просто новой классикой, и у «Ромы» практически нет аналогов для сравнения в ассортименте современного кино. Мексиканская семья, со своими проблемами, социальные и политические события – ничего не отводит внимания от основной режиссерской идеи – жизни обычной гувернантки по имени Клео.

Сцена на пляже и в роддоме – сильнейшие из всего увиденного, а операторской работе того же Куарона по-доброму позавидовал даже сам Эмманюель Любецки, казалось бы, круче которого ныне в его профессии не существует. Безусловный личный фаворит предстоящего «Оскара», без всякой либо политической корректности, фильм, пропитанный человечностью и просто гениальной режиссерской постановкой.

10 из 10

29 января 2019 | 04:22
  • тип рецензии:

Рома – название довольно большого района в Мехико, где в доме номер 21 на улице Тепехи вырос всемирно известный режиссер Альфонсо Куарон. И с самых первых кадров чувствуется его трепетное отношение к родным местам, очень точное знание, кажется, каждого уголка этого урбанистического, но при этом по-домашнему непретенциозного пейзажа. Ностальгические черно-белые зарисовки Мехико 70-х годов служат в «Рома» фоном для, в общем-то, бытовой истории. Клео – девушка, происходящая из миштеков (одного из коренных народов Мексики), - работает служанкой в состоятельной семье. Неопытная, неискушенная, иногда немного заторможенная, она попадает в ситуацию, старую, как мир, - после недолгого романа с непутевым парнем девушка обнаруживает, что беременна. Ребенок ему не нужен, и Клео ничего не остается, как готовиться стать матерью-одиночкой. Параллельно с этой большой трагедией маленького человека рушится семья, в которой работает девушка – хозяйка Клео оказывается в похожем положении: муж бросает ее с четырьмя детьми ради молодой любовницы. И лишь фоном промелькнет печально известное событие – речь идет о летнем дне 10 июня 1971 года, когда в Мехико было убито более ста студентов-демонстрантов во время массовых беспорядков.

Но фильм, конечно же, не претендует на звание исторической хроники. А вот к хронике семейной очень даже стремится. «Рома» - частично автобиография, о чем можно судить исходя из известных нам фактов об Альфонсо Куароне. Будущий режиссер родился в 1961 году в Мехико, в обеспеченной семье физика-ядерщика. Во время описываемых в фильме событий Куарону было десять – очень восприимчивый возраст. Став взрослыми, большинство из нас прекрасно помнят это время, и особенно свежи в памяти ощущения. Осмелюсь предположить, что режиссер основывался именно на том восприятии окружающего мира, которое было доступно ему в десятилетнем возрасте. Лай собак, гул машин, шум волн, ласковые руки няни… Вся жизнь, как она есть. Просто, понятно, буднично.

Главные герои здесь, без сомнения, женщины. «Мы одни, мы всегда остаемся одни», - говорит хозяйка своей домработнице и по совместительству подруге по несчастью. Мужчины вокруг – либо негодяи, либо дети, или же служат лишь фоном. В данном контексте следует отметить исполнительниц главных ролей. Дебютантка Ялица Апарисио в роли Клео, кажется, и не играет вовсе, а живет. Именно органичность и реалистичность были необходимы этому образу – неэмоциональная в начале фильма актриса трогает почти до слез в развязке истории. Не уверена, что «Оскар» за лучшую роль был бы объективен, но номинацию девушка, несомненно, заслуживает. Сдержанный образ Клео контрастирует с ярким характером другой героини фильма – сеньоры Софии в исполнении Марины де Тавира. Любящая жена и мать, отчаянно пытающая сохранить осколки брака, иногда кажется вздорной и избалованной, но в то же время сколько великодушия и силы мы видим в этой женщине. Очень ярко, без переигрываний, профессионально – прекрасно воплощенный образ.

О «Рома» очень сложно написать в двух словах – эта драма очень проста и сложна одновременно. Можно бесконечно анализировать взаимосвязь социально-исторического контекста и человеческих взаимоотношений; конфликты коренного населения и элитарных слоев мексиканского общества; обоснованность выбора визуального и звукового рядов… и так далее. Важнее будет сказать вот что: в наш век катастрофически не хватает историй, снятых о людях. Историй, которые берут за живое. «Рома» Альфонсо Куарона – к счастью, именно та самая история.

10 из 10

29 января 2019 | 23:20
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: