Венеция-2018

Финальный отчет: Куарон, Ассайас, Мэри Хэррон и другие

Что еще было великого и ужасного в фестивальной программе.
Финальный отчет: Куарон, Ассайас, Мэри Хэррон и другие
«На пороге вечности»

75-й Венецианский кинофестиваль оказался устроен бинарным образом: замысел Альберто Барберы, директора фестиваля — зарифмовать всех участников по парам; каждой картине в этом году, будь то вестерн, мюзикл, исторический байопик или исповедальная драма, найдется двойник.

В 2018-м в конкурсе и параллельных программах было много достойного французского кино (осторожно: дальше в тексте будут спойлеры). Оливье Ассайас привез новую картину «Двойные жизни» со звездным составом. В главных ролях — Жюльетт Бинош, Гийом Кане и Венсан Макен. В Ассайаса будто вселился дух Эрика Ромера. «Двойные жизни» — типичный пример любимого французами жанра мариводажа — старомодно галантного разговорного ромкома. Герои в кадре болтают на философские темы (о произведении искусства в эпоху его технической воспроизводимости), едят, пьют и, разумеется, занимаются внебрачным сексом.

Ассайас снабдил «Двойные жизни» многозначным подзаголовком «нон-фикшен», чтобы подчеркнуть ироничную игру отражений внутри сюжета. Бинош играет сериальную актрису, завидующую театральным успехам Жюльетт Бинош, а Макен — писателя, которого их неудавшийся роман вдохновляет на бестселлер. Для аудиокниги он опять же хочет ангажировать Жюльетт Бинош, только настоящую. И так далее, и тому подобное.

«Двойные жизни»

«Двойные жизни»

В пару к якобы случившейся в действительности истории Ассайаса показали вне конкурса «Летний дом» Валерии Бруни-Тедески. Она, напротив, сняла в чем-то автобиографический фильм в импульсивной манере, знакомой нам еще по «Замку в Италии». Собственно, «Летний дом» — это фильм о фильме. Режиссер рассказывает нам о болезненном расставании с Луи Гаррелем. Разрыв произошел как раз во время съемок предыдущей картины, в свою очередь, повествовавшей о семейных проблемах Валерии и Луи — невозможности забеременеть и тяготах усыновления.

«Летний дом»

«Летний дом»

Джулиан Шнабель представил свою версию хождения Винсента Ван Гога по мукам (картина с пафосным названием «На пороге вечности»). Роль Винсента — у всеядного Уиллема Дефо, Поля Гогена с ужимками Льюина Дэвиса изображает Оскар Айзек — ему тут явно не хватает гитары. Шнабель экранизирует все расхожие «мысли простых людей» о великом голландце, символизирующем в массовом сознании творца: безумие, детские восторги перед матерью-природой, подавленная сексуальность.

«Ван Гог. На пороге вечности»

«Ван Гог. На пороге вечности»

Картина Шнабеля, казалось бы, уже мировой рекорд пошлости — прогулки по полям с палитрой под фортепианные крещендо. Но нет! Флориан Хенкель фон Доннерсмарк (автор сентиментального штази-эксплотейшна «Жизнь других» и крупнобюджетной шпионской клюквы «Турист») с легкостью превосходит Шнабеля в регистре дурного вкуса. Его «Работа без авторства», вольный байопик великого немецкого художника Герхарда Рихтера, пестрит еще более страшными клише, нежели подсолнухи или отрезанные уши. Гения фотореализма (понимать буквально: Рихтер скрупулезно копирует на холстах фотографическое изображения с присущими им дефектами — расфокусом или отсутствием перспективы, получаются работы фигуративные издалека и абстрактные вблизи) дежурно объясняют преступлениями нацизма и детскими травмами (поскольку Рихтер родился в 1932-м, тут можно ставить знак равенства). Если у Ван Гога все-таки иногда складывалось с кинематографом (фильмы Винсента Миннелли и Мориса Пиала), то за Герхарда Рихтера откровенно обидно — его биографию упростили до формулы «труд освобождает».

«Работа без авторства»

«Работа без авторства»

В double-feature складываются и новые ленты Мэри Хэррон и Марио Мартоне. Автор экранизации «Американского психопата» сняла картину о другом безумце, но реально существовавшем — Чарльзе Мэнсоне. «Семья» — многословное, лирическое и глубоко символистское кино об истоках зла. У Мартоне в «Капри-Революции» речь примерно о том же. На идиллическом итальянском острове в 1914 году за души автохтонного населения в лице крестьянской девушки Лючии борются две силы — коммунисты (местный доктор-марксист) и анархисты (секта протохиппи с неким Мастером во главе, сильно смахивающим на Джона Леннона).

«Семья»

«Семья»

Ответочкой Брэйди Корбету и его амбициозному Vox Lux выглядит очередной ремейк классического сюжета, выполненный Брэдли Купером — «Звезда родилась» с Леди Гага в главной роли. Этот фильм — иллюстрация известной пословицы о том, что простота хуже воровства. Если Корбет, пытаясь постичь фаустовские аспекты сценического успеха, явно перемудрил, то Купер, напротив, идет напролом, сообщая публике несвежую новость: художника обидеть может каждый. Герои у него танцуют и поют, потом пьют горькую от непонимания, потом опять танцуют и поют, но уже на порядок хуже, потому что мир несправедлив.

«Звезда родилась»

«Звезда родилась»

Против усомнившегося в мачистских ценностях Жака Одиара на его же территории — в жанре вестерна — играет австралийская амазонка Дженнифер Кент, автор уже культового хоррора «Бабадук». Ее новая картина «Соловей» — триумф воинствующего феминизма. Это классическая история мести со сценами насилия невиданного уровня жестокости (тут содрогнутся даже корейские хоррор-мейкеры). В главной роли — звезда «Игры престолов» Эшлинг Франчози. Не обошлось в «Соловье» и без традиционной для австралийского кинематографа темы преступлений колониализма. Помощником главной героини в нелегком деле отмщения выступает абориген Билли, у которого на белых расистов-захватчиков тоже зуб (с другой стороны, формула «белый герой и его цветной помощник» — та самая что ни на есть колониальная — вспомним Фенимора Купера или Робинзона Крузо).

«Рома»

«Рома»

И лишь одна картина в Венеции стоит особняком. Дружно объявленный шедевром черно-белый «Рома» Альфонсо Куарона — вояж по волнам памяти в детство режиссера. Мехико, 1970 год, в центре многофигурной фрески — буржуазное семейство, с виду благополучное. На доктора Симоне, его жену и четверо детей трудится провинциалка Клео, альтер эго рассказчика. Интимной истории любовных разочарований (Симоне уйдет от жены, Клео тоже бросит любовник) противостоит Большая История. Фоном для личной драмы героев станет так называемый Corpus Christi Massacre, разгон провластными группировками мирной студенческой демонстрации, кровавая бойня в центре города.

Главный герой тут — Хронос, само время. Неумолимо движутся стрелки часов, ритмично проходят мимо дома уличные торговцы, радость неизбежно сменяется печалью, а лето — осенью. Главное достоинство картины — виртуозно прописанные характеры, особенно женские. Однако Куарон перебирает с лиризмом. Его желание во что бы то ни стало снять поэтическое кино по правилам и на уровне славных предшественников («Фанни и Александр», «Амаркорд») оборачивается стилистическими играми в ретро. Слишком многие сцены тут выглядят подделкой, эрзац-версией наивного лирического первооткрывательства 1960 годов.

Читайте также
Статьи «Голос люкс» Брэйди Корбета: Хайп на крови Натали Портман играет жертву школьного расстрела, ставшую ужасной поп-дивой. Но лучшее в фильме — демоническая Рэффи Кэссиди.
Статьи «Человек, который удивил всех»: Цыганов стал уточкой Единственный российский фильм программы «Горизонты» притворяется актуальным высказыванием о трансгендерности.
Статьи «Братья Систерз»: Мужикам здесь не место Еще один вестерн в венецианском конкурсе. Жак Одиар последовательно лишает жанр сильного героя.
Новости Альфонсо Куарон хочет снять фильм о первобытном обществе Режиссер «Гравитации» планирует отправиться на 100 000 лет назад.
Комментарии (27)

Новый комментарий...

  • 43

    Edelweissphoenix 7 сентября 2018, 16:05 пожаловаться

    #

    Какие чудовищные репортажи из Венеции в этом году

    ответить

  • 11

    Natalljya 7 сентября 2018, 18:42 пожаловаться

    #

    Да, ужасные просто.

    ответить

  • 11

    KsAndR705 7 сентября 2018, 17:25 пожаловаться

    #

    Лучше отчёт по одному фильму, максимум по двум. Данный бинарный срез переварить трудновато.

    ответить

  • 23

    Вьюжная 7 сентября 2018, 17:28 пожаловаться

    #

    Сентиментальный штази-эксплотейшн «Жизнь других»? Ну… ок.

    ответить

  • 24

    nickycobretti 7 сентября 2018, 20:43 пожаловаться

    #

    Краткое содержание последних репортажей с фестивалей: де*ьмо, де*ьмо, полное де*ьмо, принесите мне фото человека-паука.

    ответить

  • 22

    Name XXX 7 сентября 2018, 21:23 пожаловаться

    #

    Мне даже как-то неловко читать это. Я бы проголосовал за увольнение данного «репортёра».

    ответить

  • 1

    logunovanataliy 9 сентября 2018, 07:32 пожаловаться

    #

    репортер этой «заметки» Зинаида Пронченко.
    Видимо девушка с претензиями на оригинальность, личностное отношение и фееричный сарказм)))

    ответить

  • 10

    Gladiator 77777 7 сентября 2018, 22:14 пожаловаться

    #

    мне вот интересно, а что значит не банально, без пошлости и дурного вкуса снять фильм про человека, о котором и так все известно практически(Ван Гог),прокатится по трипам больного разума в духе Вечного сияния? как же тогда должен выглядеть биографический фильм о художнике по мнению автора материала? критикуешь — предлагай.

    ответить

  • 10

    ChannaNev 7 сентября 2018, 23:13 пожаловаться

    #

    С ума сойти, сколько снобизма. Нет, ну вот вы серьёзно?

    ответить

  • 13

    maoh 7 сентября 2018, 23:27 пожаловаться

    #

    «На пороге вечности» не видела, но за фильм как-то обидно.:/

    Роль Винсента — у всеядного Уиллема Дефо
    Как будто это что-то плохое. Отличный же актер.

    ответить

  • 1

    logunovanataliy 9 сентября 2018, 07:35 пожаловаться

    #

    А за Поля Гогена с ужимками Льюина Дэвиса которого «изображает» !!! Оскар Айзек не обидно?
    Изображают в изобразительном искусстве)))

    ответить

  • Миша-35 8 сентября 2018, 01:06 пожаловаться

    #

    Из всех упомянутых в репортаже фильмов заинтересовали только «Соловей» и «Рома».

    ответить

  • 16

    Persh66 8 сентября 2018, 01:44 пожаловаться Зина — монохром

    #

    редактор уважаемый и главный, вы кого отправляете на кинофестивали класса А ? Я уж со тет ничего не читал, поскльку вся интернет-кино критика уже исчерпала свои ресурсы не просто рассказать сюжет6 но и привести читателя в кинозал. тут же сплошной и пропитанный ненавистью к самому предмету тлею к кинематографу. Делать нелепые ссылки на фильмы, которые в большенстве имеют положительные рецензии типа «Жизнь других» и давать свои псевдонаука искаверкования русских букв на «автор сентиментального штази-эксплотейшна» это уже пипец. Так и хочется спросить у Зины а сама то она что то смотрела, о чем пишет? Не сказав ничего объективного ни про новую версию «Звезда родилась» ни про «Соловей» ни про фаворитный «Рома». все какие то пересказы с высоким уровнем ЧСВ. Отпрвили в Венецию голубей кормить… ну вот и корми, зачем нам то описывать абстрактность вашего залитого алкоголем фестивальным сумасшествия. На сайте кино+театр читаю прекрасный материал Екатерина Барабаш и понимаю6 что вот этот человек действительно отрабатывает свою творческую командировку. Так что Зинаида добавьте в свое однотонное хоть немного цветного восприятия и боже, один раз отправляясь в кинозал за собственные деньги, прокрутите по дороге всего дну фразу: «Главное — любите кино» и у вас возможно выродится что то приличное в журналистком смысле. Вот такая ва ответочка.

    ответить

  • logunovanataliy 9 сентября 2018, 07:36 пожаловаться

    #

    Дааа, и тут Зину понесло…)))

    ответить

  • 13

    огузок 8 сентября 2018, 07:05 пожаловаться

    #

    А теперь вопрос к авторам статей из Венеции:вам хоть что нибудь понравилось на нынешнем фестивале?А то одна желчь была в текстах.

    ответить

  • 12

    Daniyar Dark Knight 8 сентября 2018, 07:10 пожаловаться

    #

    Надеюсь, с Торонто будут отчеты от другого автора. С Венеции было невозможно читать.

    ответить

  • 7

    Andrew Chajka 8 сентября 2018, 09:22 пожаловаться

    #

    Ну вот и к чему такая разгромная статья? Похоже, что с автором тут вообще никто не согласен.
    Негатив порождает негатив в ответ.

    ответить

  • 5

    feline 8 сентября 2018, 10:15 пожаловаться

    #

    присоединяюсь ко всем комментаторам выше. зашкаливающий снобизм киножурналисту (подчеркиваю, вы не критик) не к лицу. рассказывать об одном фильме в статье в день, а потом свалить все в кучу — по меньшей мере, не удобно для нас, зрителей (а вы для нас стараетесь). ну и самое главное, итоги будут только сегодня вечером, вы хоть не забудьте написать, кто что выиграл

    ответить

  • Привет! Я тоже немножко сваливаю в кучу — вот завтра про три фильма из Торонто будет в одном тексте ;)

    ответить

  • 2

    cruelmonkey 9 сентября 2018, 06:42 пожаловаться

    #

    Вас я всегда читаю с удовольствием. Тут дело не в «куче», а в самом отношении к кино и фестивалям в частности. К радости, которую вы однозначно транслируете в текст.

    ответить

  • feline 9 сентября 2018, 18:05 пожаловаться

    #

    девять, я специально посчитала

    Татьяна, вы напрашиваетесь на комплименты) но тут же невооруженному глазу видна разница между вашими текстами и вашими описаниями фильмов versus данный автор

    ответить

  • 7

    cruelmonkey 8 сентября 2018, 12:12 пожаловаться

    #

    Дорогой Яндекс, будьте так любезны вернуть качество и уровень статей того Кинопоиска, за который мы все здесь собрались и все ещё, но редко радуемся, когда читаем статьи Татьяны Шороховой.
    Если уж нанимаете подобных зинаид, будьте так любезны проверить их профпригодность.

    ответить

  • antipina28 8 сентября 2018, 20:31 пожаловаться

    #

    Зинаида Пронченко https://snob.ru/profile/28430

    ответить

  • cruelmonkey 9 сентября 2018, 06:44 пожаловаться

    #

    И? Если вы о том, где она училась, к сожалению, это мало что значит. Я учился на филфаке. 96 девушек. И далеко не все умницы и профессионалы.

    ответить

  • 2

    eldar4k 9 сентября 2018, 21:50 пожаловаться

    #

    Какой ужасный обзор. Все плохо, крики с михалковской интонацией про звенящую пошлость, Жизнь Других — сентиментальный штази-эксплуатейшн, просто поразительный набор дикой чуши в одной статье. И где таких критиков выращивают только?

    ответить

  • AlexsusRus 12 октября 2018, 00:06 пожаловаться

    #

    По-моему «псевдокритика» надо дисквалифицировать

    ответить

 
Добавить комментарий...