всё о любом фильме:

Фанни и Александр

Fanny och Alexander
год
страна
слоган«En film av Ingmar Bergman»
режиссерИнгмар Бергман
сценарийИнгмар Бергман
продюсерЙорн Доннер, Ренцо Росселлини, Даниэль Тоскан дю Плантье
операторСвен Нюквист
композиторДаниэль Белль
художникАнна Асп, Марик Вос-Лунд, Сюзанна Линхейм
монтажСильвия Ингемарссон
жанр драма, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  2.15 млн,    Швеция  600 тыс.
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время322 мин. / 05:22
Номинации (2):
История семьи Экдаль, увиденная глазами двух детей — сестры и брата Фанни и Александра. Пока семья едина и неразлучна, дети счастливы и без страха могут предаваться чудесным мечтам. С потерей близких людей в них растет чувство горечи и неприязни к миру. Но там, где Фанни пытается сохранить чистую душу, Александр замыкается в темном и жестоком внутреннем мирке…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
33 + 0 = 33
8.9
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Ингмар Бергман снял примерно 24 часа материала для этого фильма.
    • На роль епископа Эдварда Вергеруса приглашали Макса фон Сюдова, но актер был занят в тот момент на других проектах.
    • 17 декабря 1983 года в Швеции вышла в прокат режиссерская версия фильма.
    • Телесериал имеет хронометраж 312 минут.
    • Лив Ульман отклонила роль Эмилии Экдаль, и ее заменила Эва Фрёлинг. Бергман был расстроен отказом, и заявил Ульман, что она потеряла свое право быть первой приглашенной в его фильмы.
    • Фамилии героев Вергерус и Эгердаль — своего рода визитные карточки Ингмара Бергмана.
    • После роли Александра Бертиль Гуве решил больше не сниматься в кино. В будущем он стал доктором экономических наук.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Финальные сцены похорон вне церкви были сняты съемочной группой самостоятельно. Бергман в тот момент слег в постель с гриппом.
    • еще 5 фактов
    Трейлер 01:45

    файл добавилStrong Feet

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Этот фильм великого шведского режиссёра Ингмара Бергмана почему-то считается последним в его творчестве, хотя он снял ещё две документальные и четыре игровые телевизионные ленты, а также шесть телеспектаклей. Да и «Фанни и Александр», выйдя в кинопрокат, является, на самом-то деле, сокращённым вариантом минисериала. И вот эта полная версия (пять с лишним часов) намного сильнее воздействует благодаря своему неспешному, завораживающему ритму повествования о детстве, которое кануло без возврата, а главное — полнее и понятнее представляет подчас запутанные взаимоотношения между многочисленными персонажами, жившими в начале XX века. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 52 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Первые эмоции

    Этот фильм я смотрела июльской ночью. Просмотрела все 4 части за один раз. Скажу честно, с первого раза была очарована только первой частью. Остальные части показались мне пустыми. Но в дальнейшем, при анализе своих впечатлений, обдумывании образов и тд, мне стало понятно, что моё впечатление ошибочно.

    О смысле названия и точке отсчёта

    Фильм называется Фанни и Александр. Между тем, как они практически не выступают в качестве действующих лиц. особенно это касается Фанни. Но, если обдумывать фильм внимательно, можно заметить, что мир обеих семей показан через призму детского восприятия. Нет абсолютно подробного изложения причин, почему сложились именно так, а не иначе судьбы семейных пар и отдельных персонажей… За редким исключением. Есть только атмосфера: атмосфера радости или атмосфера гнёта. Дети ведь всегда выбирают между чёрным и белыми оценивают всё по тому, комфортно ли им или нет. Серого для них не существует. Поэтому семья отца — идеальный мир, пряничный домик, полный радостей, любви и заботы. А новая семья — семья отчима- мир тоски, скелетов в шкафу и жестокости. Переход из одного мира в другой, на мой взгляд, символичен. Это олицетворение перехода из мира детства в подростковую жизнь (Александру — 12, Фанни — чуть меньше). И этот путь надо пройти. Нужно преодолеть страдание, чтобы далее, вернувшись вновь в мир стабильности, научиться ценить мир и стать богаче внутренне. В фильме всё происходит буквально. Фанни и Александр возвращаются в прежнюю обстановку.

    О главных героях

    Фанни

    Фанни — для меня является олицетворением женской мудрости, молчаливой, но кроткой и глубокой, исполненной собственного достоинства. Она может сострадать. Понимать, проносить сквозь себя боль другого. Что доказывает сцена порки Александра.

    В определённой мере она противовес своему погружённому в себя, отрешённому от мира, брату.

    Александр

    Наверное, это самый примечательный образ во всей картине. Интересный мальчик со специфическим воображением. Если бы его характер оценивал психолог, то скорее всего он признал в нём шизоида. При таком типе характера человек погружён в мир своего воображения, оторван от реальности. Он населяет мир тем, что создала его фантазия. Он чаще всего непонят, одинок. Таким предстаёт перед нами Александр. На протяжении всего фильма я гадала, как сложится его жизнь… Жаль, что нет у фильма продолжения.

    О прочих персонажах

    Как правильно уже кто-то из рецензентов замечал, оценивая актёрскую среду, в которой родились Фанни и Александр, при всей своей привлекательности эта среда — среда бездельников. Они — папильоны, как бы выразились в их время. Приторные и вальяжные. Хотя сначала, в те моменты, когда пастор издевался над детьми, вызывали большую симпатию. Образ пастора более сложный. да, он ретроград, он жестокий человек, но всё равно, в конце фильма, к нему вспыхивает сострадание. Его предали, ему не помогли. Перед моими глазами возник образ несчастного человека, который так и не научился радоваться жизни. В то время как господа актёры так и не сумели повзрослеть.

    Об эстетике и актёрах

    Но самое главное в этой картине — это музыка и краски. Краски, образы, настолько чувственны, что не надо никакого 3D. Всё как на ладони. Можно ощутить запах промокших от дождя веток, запах снега, аромат духов, можно почувствовать брызги потока реки, его шум… Глаза буквально счастливы от того колорита, который представлен в фильме. Изумрудный, багровый цвета сменяются белоснежным и чёрным и т. п… Костюмы великолепны. Эпоха воспроиведена невероятно точно. Прекрасные типажи. И мужчины, и женщины как будто сошли со старых фотографий. Эффект погружения 100%. Играют актёры замечательно.

    P.S. Не могу не сказать ещё об одной вещи. Мне кажется, что в какой-то степени этот фильм о разных формах эроса. В фильме много скрытой, смягчённой эротики. Начиная с бабушки Фанни и Александра. Бабушка охотно вспоминает свои любовные похождения. Да и сейчас она не спешит ещё на покой. Её невестка, мать главных героев, страдает от неудовлетворённости, в чём сама признаётся. В принципе, выходя замуж за пастора, она стремится найти своим потребностям выход. Или далее, связь служанки и одного из дядьёв Александра и Фанни. Сюжетом движет эрос. И даже чёрствость пасторских сестёр объясняется тем, что они старые девы, то есть их побуждения не нашли выхода. Есть здесь и проявления подросткового эротизма. Например, эпизоды, когда Александр просит служанку полежать с ним перед сном. Эти сцены оставляют такое послевкусие.

    P.P.S. В общем, этот фильм стоит посмотреть и лучше все 4 части сразу. Тяжело, но пищи для размышлений оставит много.

    10 из 10

    6 апреля 2011 | 22:27

    Классика, шедевр, must to see. Просто шелуха, валяющаяся на поверхности, не правда ли? Полноценный анализ лишь нарушит ту великолепную гармонию, сотворенную Бергманом.

    Фильм, в котором актерская игра, сюжет и общая атмосфера сплетены в единое целое, в монолит. Можно попытаться расщепить их, но тогда возникнет тысяча и тысяча вопросов.

    Начать с того, о чем этот фильм? Историю семьи Эгдаль, или же неторопливы рассказ о людях? Ради чего снят — для погружения в прошлое, вскользь затронутой дилеммы Отца и Сына или же того короткого эпизода, когда Александр входит в комнату к мизантропу Исмаэлю, и «между ними нет границ»?

    Кстати, где вообще в этом фильме границы? Где главные, а где второстепенные персонажи? Когда кончился праздник и начались похороны? В какой момент желательное становится действительным, а вымышленное — реальным?

    И так далее… Слишком много вопросов, не правда ли? Стоило просто — напросто ответить, что все это — отрывок из жизни Фанни и Александра. Маленький театр, где главные роли достались повзрослевшим за время действия актерам. И, конечно же, классика, шедевр и must to see.

    31 марта 2015 | 19:01

    Вступление
    Писать отзывы на подобные шедевры все равно, что пытается комментировать музыку Моцарта, картины Эпохи Возрождения или разбирать по ямбам и хореям стихи Пушкина. И пусть кино чуть более ста лет в нем уже есть гиганты и классики. Бергман — один из таких. Впрочем, школьники каждый год пишут сочинения на заданную тему, будь то «Преступление и наказание» или «Мастер и Маргарита». Хочу свой отзыв прировнять к такому ж школьному сочинению, иначе все будет выглядеть как-то бессмысленно, но чувства выразить все ж хочется.

    Основная часть
    «Фанни и Александр» — эпическое полотно режиссера, это многотомный пятичасовой роман или невероятная пост-рокова композиция. Да, почему-то именно с потс-роком у меня ассоциируется эта картина. Во-первых — это хронометраж, а во-вторых, сама манера повествования и развития. Фильм неспешно набирает обороты так, что на третьем часу просмотра хочется кричать и аплодировать одновременно, а потом снова переход к спокойным ритмам и совершенно блестящий чуть слышный, но от этого не менее значимый конец.

    Вообще очень сложно уложить все впечатления от фильма в маленький короткий отзыв. Тут понадобилась бы цела книга, ну или во всяком случае целый номер киножурнала.

    Этот фильм — сама жизнь со своими причудами и лабиринтами. С актерами и масками. Но при этом режиссер намекает нам в самом конце — не думайте, это все равно кино. Это наш маленький мир, говорят персонажи, который лишь отражает ваш.

    Картина Бергмана не поучает, не ставит перед собой каких-то социальных, политических или моральных целей, она повествует. Повествует обо всем. Немного о причудах большой семьи, немного о зле несуразном, немного о зле настоящем, немного о мистике, немного о Боге, и немного о самом авторе. Эти «немного» продолжать можно до бесконечности, в итоге же получится очень «много», даже через край.

    В наш быстрый век редко найдешь свободных 5 часов, чтобы насладится настоящим искусством. Причем еще больше понадобится, чтобы осмыслить все увиденное, а потом еще раз пересмотреть. Может быть, поэтому и выбрано, как место действия, начало нашего столетия — где люди еще говорят длинные речи, даже если напротив сидит твой злейший враг.

    Но если нет не то что пяти, а даже двух свободных часов, то можно смотреть фильм по частям, потому как некоторые вещи, скажем монолог еврея, настолько гениальны, что даже в отрывы от целого выглядят потрясающими.

    А еще немного обидно за свое восприятие, которое в очередной раз швыряется штампами. Мол, этот фильм лишь подтверждает заезженно до дыр «Весь мир театр, а люди в нем актеры» и «Все гениальное просто». И еще застревает где-то в груди вопрос «Ну как же можно так снимать?».

    Описывать образы, расшифровывать символы, а так же восхищаться оператором и актерами конечно можно. Но делать я этого не собираюсь. Потому что — опять ж потребуется слишком много букв. Но и не это главное, просто «Фанни и Александр» тот редкий случай, когда хочется оставить все тобой воспринятое где-то в глубине души. Не хочется вдаваться в какую-то критику искать параллели, цитаты, метафоры и аллюзии. Хочется просто размышлять и еще раз, когда-нибудь снова потратить целый свободный день на общения с Настоящим Кино.

    Заключение


    10 из 10

    15 июля 2009 | 21:36

    «Фанни и Александр» это первый фильм, который я посмотрела у Бергмана. Имя данного режиссера навсегда осталось в истории кино. Когда-то давно я видела отрывочно какой-то его фильм по телевизору, но толком ничего не помню.

    «Фани и Александр» описывает жизнь семьи Экдаль между 1907 и 1910 годами. Этот фильм погружает в какую-то очень эстетичную атмосферу, он действительно красив. В том, как показан дом матери семейства Экдаль есть какие-то противоречия. С одной стороны это очень теплый и уютный мирок, с другой стороны Экдали выглядят развратниками. Если судить по принципу черное и белое, то данное семейство смотрится очень невыигрышно. Но когда в историю входит новый персонаж, епископ Вергерус, который кажется с точки зрения обычной морали весьма положительным человеком, то и семья Экдаль начинает выглядеть по-другому.

    Несмотря на то, что фильм назван именами двух детей, которые вроде бы и должны быть главными героями ленты, мне главным персонажем представляется вся большая семья Экдаль, весь их маленький мирок.

    И несмотря на некоторую аморальность этой большой семьи, их общество было бы для меня предпочтительнее общества епископа. Если бы в реальной жизни я могла бы общаться с одной из двух сторон, то, безусловно, это была бы семья родного отца Фанни и Александра. Да, еписокоп, морален, и вроде бы правильно, что он, хоть и весьма жестко, пытается воспитывать маленького лжеца Александра. Но только одного нет в этом новом муже их матери — в нем нет любви. Тогда как порочные Экдали полны любви.

    Таким образом, Бергман заставляет нас задуматься о понятиях добра и зла и самим прийти к ответу на вопрос в чем состоит правда. Для меня ответ очевиден — правда в любви, как бы не были аморальны Экдали, они искренне любят друг друга, они на самом деле являются семьей, и слуги, и бабушкин друг еврей Исак части этой большой семьи.

    Очень заметна разница между двумя мирами, когда дети попадают в дом епископа, так как даже слуги выглядят у него какими-то злыми и неприятными, в то время как в доме у бабушки детей она кажутся милыми и человечными.

    В целом при просмотре фильма ощущаешь себя жителем небольшого шведского городка, в котором даже смерть становится частью жизни, не мешающей дальнейшему ее ходу. И вроде бы у братьев Экдаль много проблем, но почему-то они всё равно кажутся счастливыми, даже Карл, когда показывает детям «фейерверк».

    Многие современные режиссеры пытаются разговаривать на подобную тему о размытости границ добра и зла, но именно у Бергмана это вызывает меньше вопросов, так как в своей работе он сумел передать атмосферу любви, любви, из-за которой очень многому можно не придавать значения.

    31 января 2014 | 16:48

    Я не думаю, что это поддается описанию вообще. В фильме затронуты такие глубины, там столько непостижимого, что, с одной стороны, тяжело ограничиться простой оценкой, а с другой, — невозможно что-то сказать.

    Он слишком глубоко проникает. Он разбудил в моей душе нечто такое, о существовании чего я до этого и не подозревал.

    Кино для тех, кто не боится чувствовать. Для тех, кто не бережет себя от стрессов.

    Его нужно смаковать. Да, именно это слово…

    10

    24 октября 2008 | 23:18

    Сама не знаю зачем, среди летней жары вспомнила о Рождестве. Видимо, это нормально, желать того, чего нет. А может, просто мечта об отпуске, о длинных рождественско-новогодних каникулах. Что делать, когда есть время, но пока нет сил на активный отдых? Смотреть хорошие фильмы. «Фанни и Александр» — это как раз то, что нужно, и пусть вас не испугает имя Ингмара Бергмана.

    История потрясающая. Вроде бы длинная, по описанию скучноватая, семейная сага смотрится за один присест. Рассказ ведется от лица мальчика, жившего в неком городе, предположительно в Упсале, в начале XX-го века. У мальчика, Александра, есть сестра Фанни, отец, Оскар Эгдаль — директор театра, и мать, Эмили — актриса. Есть очень бойкая бабушка, тоже актриса, у бабушки есть друг — владелец театра, кукольного. У Оскара есть пара братьев — владелец ресторана и университетский профессор, алкоголик и импотент. То есть наоборот, попивает профессор, который Карл, а дядя Густав-Адольф все пытается вернуть молодость с помощью юной горничной, которая, в свою очередь тайно тянется к Александру. А мальчишке всего-то 10. Интригует, не правда ли?

    Однако, начавшись с любовно-богемного винегрета, сюжет вдруг резко меняется. Директор театра умер, и Эмили с детишками отходят под покровительство местного епископа. Цвета праздника — зеленый, красный и золотой сменяются мертвенной белизной больничной палаты. Роскошная обстановка дома театральной семьи — решетками на окнах и спартанской дисциплиной.

    Александр сразу понял, что влип. Он начинает неравную, но отчаянную борьбу за то, чтобы быть собой — испорченным маленьким мальчиком и редкостным фантазером. Он сочиняет байки о темном прошлом епископа и потчует ими сестру и стерегущую их прислугу. Пацан настолько уверен в том, что он выдумал, что словно бы видит то, о чем рассказал. А еще он видит отца. Призрак Оскара появляется, почти как в Гамлете, и просит сына спасти мать и сестру.

    Понятное дело, епископу все это не понравилось. Он отлупил Александра и запер на чердаке. Эмили в слезы, Фанни напугана до смерти. События наслаиваются одно на другое, история принимает прямо-таки детективный, мистический оборот, на сцену выходят новые персонажи. Здесь нет ни минуты лишней, а каждый герой, пусть даже несимпатичный, чем-нибудь интересен.

    Глядя на теплые отношения артистического семейства, невольно вспоминаешь классические фильмы Никиты Михалкова, с их тихими посиделками на подмосковной даче. А любовные потуги Густава-Адольфа один в один повторяет сцена интима между комдивом Котовым и его супругой из «Утомленных солнцем». Налицо элемент эпигонства, не могу же я написать «плагиат», говоря о российском классике.

    Вообще говоря, меня удивила единодушная симпатия прочих рецензентов к семейке Эгдалей. Понимаю, что Александру у них жилось хорошо, и епископ не слишком приятная личность, но я его уважаю. Возможно даже, это единственный персонаж, вызвавший у меня симпатию. Могучая воля, сильные эмоции, спрятанные под бесцветной сухой оболочкой, и все это в противовес Эгдалям с их показным весельем.

    Я понимаю, что бить детей очень плохо, но хорошо ль с малолетства их растлевать? Что это — доброта или равнодушие? Кем пришел Александр в дом епископа, кем бы он стал в дальнейшем? Бездельником и лжецом, алконавтом, как дядя Карл? Или истаскался бы к тридцати, как дядя Густав?

    История эта сильна именно тем, что нет в ней деления на явное добро и несомненное зло. Каждый характер богат и ярок, как в жизни. Любое действие, слово и даже мысль не обходятся без последствий. Это лучше увидеть самим, чем пытаться понять с чужих слов, что же случилось в фильме. Если кратко, без спойлеров, то Александр все же добился, чего хотел. Жизнь его как будто вернулась в прежнее русло. Пройдя череду немыслимых приключений, он снова вернулся в дом своей бабушки, и мы уже видим новый семейный праздник Эгдалей.

    Вот только какой ценой далось им новое счастье, и сможет ли Александр стать полноценной личностью? Ведь перед мальчишкой открылась дверь в мир призраков, которых он создал и сам впустил в свою жизнь. Каждый день Александр тихонько сползает в сторону небытия, туда, где снова и снова, встречает своих отцов.

    Обязательно посмотрите этот чудесный фильм, и пусть ваши волосы встанут дыбом.

    10 из 10

    1 августа 2012 | 14:01

    Первый вопрос, который возникает при просмотре фильма, такой: почему католики Рождение Христа смешали с семейным праздником Новым годом? Если ты верующий человек и для тебя важен день рождения Христа, то ты должен праздновать именно Его день рождения — пойти в церковь, помолиться… А не напиваться, не дичиться до утра и не заваливать друг друга подарками! Такое ощущение, что они примазываются к Христу, мол ладно, мы тебе доверяем, так уж и быть, мы будем праздновать наш светский праздник в твой день рождения…

    Очень сильная линия в фильме — воспитание епископом мальчика. Мы невольно начинаем ненавидеть его вместе с Александром. Но что нам говорит епископ: его так воспитывали — били розгами, садили в чулан, и он считает это воспитание правильным! Он всегда думал, что его все уважают, что у него правильные понятия о воспитании и о жизни в целом, и ненависть Александра для него непонятна! Он говорит мальчику, что он любит его, но суровой любовью! Очень сильные слова, т. к. мальчика наверно примерно так и нужно воспитывать, чтобы научить его быть мужчиной, а не размазней! В чем ошибка епископа?! В том, что он абсолютно ничего не смыслит в педагогике. Нельзя взять и резко начать воспитывать в своём жестком стиле подростка, тем более такого свободолюбивого и дерзкого как Александр!

    При чем здесь Фанни в названии фильма? У этой героини была пара фраз всего. Я думаю, в 1982 году было редкостью показывать фильмы о страданиях детей. А так как они вместе страдали, то эта героиня тоже была важна для общества начала 80-х и для режиссера. А мы её просто не заметили, можно сказать, т. к. уже насытились кинолентами о насилиии над детьми.

    Меня поражает глупость Эмили. Когда епископ сказал ей, что она должна прийти к нему в дом без всего, без драгоценностей, одежды и друзей, а дети должны прийти без игрушек и книжек, неужели её это не насторожило?!!! По-моему любой человек понял бы, что епископ деспот ещё тот, и что он из тех мужчин, которые любят помыкать женщиной, говорить, что она без него никто; желание власти над женщиной и своей семьей — на первом месте! А потом плакать уже поздно, дорогая Эмили! Могу объяснить это только тем, что в те времена было намного меньше информации, чем у нас, особенно у женщин, т. к. приличные женщины до замужества общались только с женщинами (воспитание домашнее, либо школа для девочек), передач не было по телевизору, кино только про паровоз тогда появилось, а книги читали только про нереальную романтичную любовь. Вот и верили в сказки, бедные женщины.

    Странного брата еврея почему играет женщина? Что, в начале 80-х никто из мужчин не осмелился сыграть гомоподобного юношу?!

    Для 1982 года — шикарный фильм, не зря ему дали Оскара!

    10 из 10

    11 июня 2012 | 18:54

    Фильм отличный, хоть его продолжительность 5 часов, он вполне способен заменить собой сериалы, идущие после новостных выпусков. И это стоит того. В нем рассказана история взросления парня Александра и девочки Фанни. По названию можно было бы подумать, что это любовная история. Но это не так. Автор намеренно не показывает их обоих в одном кадре. Их отношение к этому периоду в жизни разное. Тогда как парень сопротивляется родительским наставлениям и никак не хочет взрослеть, то она принимает это спокойно, а именно похороны любимого им обоим человека. Но в целом это еще и историческая картина, в которой евреи вынуждены уживаться с христианской средой и даже выживать за счёт них. Но у них нет другого выбора. К сожалению, Александр это не понимал.

    9,5 из 10

    (за некоторую затянутость действия)

    9 марта 2011 | 07:04

    «Все может произойти, все возможно и вероятно.
    Времени и пространства не существует.
    На крошечном островке реальности воображение
    прядет свою пряжу и ткет новые узоры».


    Фильм «Фанни и Александр» — прощальный поклон большому кинематографу от культового шведского режиссера Ингмара Бергмана. Несмотря на европейское происхождение, картина снискала немалую славу в США, получив огромное количество наград, среди которых четыре премии «Оскар» (в том числе в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»). Глубоко философское и многогранное, психологически и эмоционально выстроенное повествование об истории семейства Экдаль воплощает собой чистую эстетику безупречно отточенного кинематографа.

    Режиссерские работы Бергмана всегда особы по восприятию — за их внешней простотой и легкостью зачастую кроется обширное философское произведение на тему места человека в мире и его взаимоотношениях с окружающими. Так и в «Фанни и Александр» Бергман продемонстрировал свой талант в создании многослойного и замысловатого интеллектуального кино о людях и их отношениях.

    Особая театральная структурность действия здесь намеренна — пролог, пять актов, эпилог. С детства Бергман обожал театр, с двадцати лет работал в драматургической студии, ставил детские и взрослые спектакли, и после ухода из большого кино полностью посвятил себя работе сценическим режиссером-постановщиком.

    Повествование сюжета начинается с шумного рождественского застолья многочисленного семейства Экдаль. Бергман с большой теплотой и любовью изображает максимально подробно жизнь своих персонажей: городские улочки, интерьеры, костюмы, прически, посуду, столовые приборы, угощения (тот самый «шведский стол»), нравы (ироничный намек на «шведскую семью») и даже ароматы.

    Вынесенные в название главные герои Фанни и Александр сперва лишь наблюдатели, их присутствие в кадре незначительно. Однако именно глазами детей дается восприятие событий, особенно, когда судьба чад принимает неожиданный и трагический оборот. Фанни и Александр из состояния благополучия и свободы попадают в жестокий и суровый водоворот взрослых отношений.

    Они еще лишь дети, и их мнением не интересуются родители, которые пускаются в подавление собственных страхов — одиночества, греховности, бедности, ненужности. Но все надежды взрослых призрачны — эгоизм в погоне за личным благополучием без оглядки на счастье и спокойствие детей превращает Фанни и Александра лишь в игральные карты хитроумной партии епископа, что нещадно кроет «черными» козырями человеческие души. Теперь судьба брата и сестры не в руках их матери, а у истинного врага, который непреклонно носит маску фальшивой морали и чести.

    Если Фанни проявляет сопротивление только внутренне, выражая это лишь взглядом, то Александр встает в прямую оппозицию. Но он еще слишком юн, чтобы играть на равных с епископом, как это делал датский принц Гамлет со своим отчимом. И призрак отца лишь бестелесная молчаливая тень, что является сыну.

    В некотором смысле Александр — образ автобиографический. Бергман рос в семье священнослужителя (викария) и посещал частную гимназию. Его отец был очень требовательным к себе и окружающим, никогда не делая сыну скидку на возраст. Тогда умение врать и притворство стало способом защиты от нападок сурового родителя. Также Бергман, как и его герой Александр, всегда был фантазером. Недаром в фильме акцентируется внимание на игре Александра с керосиновым проектором с волшебными картинками (одна из книг Бергмана так и называется «Волшебный фонарь»).

    Картина восхищает многогранностью не только за счет сюжетной подачи. Бергман наполняет свой фильм глубокими нравственными рассуждениями, очень тонко сопряженными с вопросами религии. Но иногда пускается почти в ересь, наделяя фильм мистическими эпизодами, пестрящими атеистическими репликами персонажей.

    В кинофильме подчеркнуто крупные планы лиц, что обусловлено необходимостью передать всю сложную гамму чувств и эмоций актеров. Такая съемка — фирменный почерк работ бессменного оператора режиссера (более 20 совместных фильмов) Свена Нюквиста. Именно он революционизировал этот способ композиции кадра и делал ставку на преимущественно естественное освещение. За свою богатую цветом и стилем работу Нюквист был награжден «Оскаром» Киноакадемии. Удостоились столь почетной премии и костюмер Марик Вос-Лунд (Лучший дизайн костюмов), и художники-декораторы Сусанна Лингхайм и Анна Асп (Лучшая работа художника).

    «Фанни и Александр» сложно поначалу оценить как шедевр. Из-за некой медлительности и излишней детализированности первой половины фильма, сюжет местами кажется несколько затянутым. Но неопровержимо то, что в сознании постепенно прокручиваешь разные эпизоды фильма, которые со временем открываются под новым углом. Так и по окончании всего киносериала испытываешь полный восторг и растерянность от запредельной глубины картины, собирая в сознании кусочки мозаики в единое целое и пытаясь оценить увиденное и прочувствованное на экране. Пространство, сплетенное из каскада человеческих страстей и судеб. В итоге мораль оказывается у каждого зрителя своя, которая вгрызается в память, не оставляя шансов безразличию.

    P.S. в кинотеатрах шел сокращенный вариант фильма до трех с небольшим часов, полная же режиссерская версия — это 4 серии общим хронометражем свыше 5 часов.

    14 сентября 2013 | 17:57

    Совершенно случайно мне на глаза попался этот фильм. Привлекла аннотация, решила глянуть.

    Фильм существует в двух вариантах — часа на три эфирного времени и полная версия — примерно часов на пять. Так как не люблю ничего урезанного, то смотрела полную.

    Мне понравилось как снят фильм. Очень интересные ракурсы, некоторые необычные. Как бы предметы под другим углом. Запомнился момент, когда на статую в саду шел дождь и как все разбрызгивалось. Вроде ничего особенного, а красиво. Дом Экдалей впечатляет, не оторвать глаз. Сидишь и всю первую часть впитываешь эти красивые картинки, костюмы, свечи, рождественские украшения. Из-за этого примерно первые тридцать минут фильма была абсолютно не в курсе, о чем там речь. Понятно, большая семья собралась на праздник, среди них дети — Фанни и Александр. Но разобраться кто кому родственник и кого как зовут довольно затруднительно. Шведские имена добавляют неразберихи. Путаешь всех этих фрёкен Экен, Трекен…

    Фильм разбит на несколько частей (актов) и некоторые места очень затянуты. Например в первой эпизод поздравления труппы с праздником и длинная речь Оскара о том, что он не может произносить речи, все мы играем, во что не знаем и т. д. Представление для детей со стулом тоже чрезвычайно медленно происходит. Все время думаешь «ну ясно, хочет развлечь детей, ну а дальше? В чем вообще смысл?»

    Может в короткой версии все эти «простои» были урезаны? Стала смотреть дальше исключительно из-за интерьера и костюмов. Но потом что-то зацепило. Когда вступил в дело священник, то фильм как бы сдвинулся с мертвой точки, и смотреть стало намного интересней. Очень сильные сцены с участием священника и Александра, в некоторых моментах взгляд Фанни потрясал — такой искренний и одновременно несчастный. Постепенно разобралась со всеми сюжетными линиями. Но увы, динамики здесь порой очень не хватает. Из-за чего моменты напряжения и остроты не захватывали настолько сильно, разбавлялись и расхолаживались всеми этими отступлениями.

    Решайте сами смотреть или не смотреть фильм. Он очень специфичный. Не бездарный, цепляющий. Что-то в нем есть.

    6 из 10

    27 сентября 2012 | 18:58

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>