всё о любом фильме:

Фанни и Александр

Fanny och Alexander
год
страна
слоган«En film av Ingmar Bergman»
режиссерИнгмар Бергман
сценарийИнгмар Бергман
продюсерЙорн Доннер, Ренцо Росселлини, Даниэль Тоскан дю Плантье
операторСвен Нюквист
композиторДаниэль Белль
художникАнна Асп, Марик Вос-Лунд, Сюзанна Линхейм
монтажСильвия Ингемарссон
жанр драма, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  2.15 млн,    Швеция  600 тыс.
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время322 мин. / 05:22
Номинации (2):
История семьи Экдаль, увиденная глазами двух детей — сестры и брата Фанни и Александра. Пока семья едина и неразлучна, дети счастливы и без страха могут предаваться чудесным мечтам. С потерей близких людей в них растет чувство горечи и неприязни к миру. Но там, где Фанни пытается сохранить чистую душу, Александр замыкается в темном и жестоком внутреннем мирке…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
33 + 0 = 33
8.9
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • После роли Александра Бертиль Гуве решил больше не сниматься в кино. В будущем он стал доктором экономических наук.
    • 17 декабря 1983 года в Швеции вышла в прокат режиссерская версия фильма.
    • Телесериал имеет хронометраж 312 минут.
    • Лив Ульман отклонила роль Эмилии Экдаль, и ее заменила Эва Фрёлинг. Бергман был расстроен отказом, и заявил Ульман, что она потеряла свое право быть первой приглашенной в его фильмы.
    • На роль епископа Эдварда Вергеруса приглашали Макса фон Сюдова, но актер был занят в тот момент на других проектах.
    • Фамилии героев Вергерус и Эгердаль — своего рода визитные карточки Ингмара Бергмана.
    • Ингмар Бергман снял примерно 24 часа материала для этого фильма.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Финальные сцены похорон вне церкви были сняты съемочной группой самостоятельно. Бергман в тот момент слег в постель с гриппом.
    • еще 5 фактов
    Трейлер 01:45

    файл добавилStrong Feet

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Этот фильм великого шведского режиссёра Ингмара Бергмана почему-то считается последним в его творчестве, хотя он снял ещё две документальные и четыре игровые телевизионные ленты, а также шесть телеспектаклей. Да и «Фанни и Александр», выйдя в кинопрокат, является, на самом-то деле, сокращённым вариантом минисериала. И вот эта полная версия (пять с лишним часов) намного сильнее воздействует благодаря своему неспешному, завораживающему ритму повествования о детстве, которое кануло без возврата, а главное — полнее и понятнее представляет подчас запутанные взаимоотношения между многочисленными персонажами, жившими в начале XX века. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 52 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Ну вот я и добралась до этого фильма. Много о нём слышала и читала, но выделить пять часов времени всё не могла. И вот наконец. И я не пожалела! Это были потрясающий пять часов моей жизни. Это незабываемое зрелище. Мне кажется, бесполезно что-то писать об этом фильме. Это надо просто смотреть. Смотреть неторопливо, не отрываясь, и наслаждаясь каждой сценой. Это не фильм, это фейерверк. В каждую сцену вложено бесконечное количество любви и сил.

    Актёры не играют, они творят что-то запредельное. Это не игра, а божественное откровение.

    Этот фильм нужно смотреть не только киноманам, но и каждому уважающему себя человеку. Потому что это Искусство. Не пожалейте времени, пять часов пролетят незаметно.

    Оценку ставить не буду, так как этот фильм «вне оценок». Шедевр на все времена.

    30 марта 2011 | 18:54

    Я не думаю, что это поддается описанию вообще. В фильме затронуты такие глубины, там столько непостижимого, что, с одной стороны, тяжело ограничиться простой оценкой, а с другой, — невозможно что-то сказать.

    Он слишком глубоко проникает. Он разбудил в моей душе нечто такое, о существовании чего я до этого и не подозревал.

    Кино для тех, кто не боится чувствовать. Для тех, кто не бережет себя от стрессов.

    Его нужно смаковать. Да, именно это слово…

    10

    24 октября 2008 | 23:18

    Первые эмоции

    Этот фильм я смотрела июльской ночью. Просмотрела все 4 части за один раз. Скажу честно, с первого раза была очарована только первой частью. Остальные части показались мне пустыми. Но в дальнейшем, при анализе своих впечатлений, обдумывании образов и тд, мне стало понятно, что моё впечатление ошибочно.

    О смысле названия и точке отсчёта

    Фильм называется Фанни и Александр. Между тем, как они практически не выступают в качестве действующих лиц. особенно это касается Фанни. Но, если обдумывать фильм внимательно, можно заметить, что мир обеих семей показан через призму детского восприятия. Нет абсолютно подробного изложения причин, почему сложились именно так, а не иначе судьбы семейных пар и отдельных персонажей… За редким исключением. Есть только атмосфера: атмосфера радости или атмосфера гнёта. Дети ведь всегда выбирают между чёрным и белыми оценивают всё по тому, комфортно ли им или нет. Серого для них не существует. Поэтому семья отца — идеальный мир, пряничный домик, полный радостей, любви и заботы. А новая семья — семья отчима- мир тоски, скелетов в шкафу и жестокости. Переход из одного мира в другой, на мой взгляд, символичен. Это олицетворение перехода из мира детства в подростковую жизнь (Александру — 12, Фанни — чуть меньше). И этот путь надо пройти. Нужно преодолеть страдание, чтобы далее, вернувшись вновь в мир стабильности, научиться ценить мир и стать богаче внутренне. В фильме всё происходит буквально. Фанни и Александр возвращаются в прежнюю обстановку.

    О главных героях

    Фанни

    Фанни — для меня является олицетворением женской мудрости, молчаливой, но кроткой и глубокой, исполненной собственного достоинства. Она может сострадать. Понимать, проносить сквозь себя боль другого. Что доказывает сцена порки Александра.

    В определённой мере она противовес своему погружённому в себя, отрешённому от мира, брату.

    Александр

    Наверное, это самый примечательный образ во всей картине. Интересный мальчик со специфическим воображением. Если бы его характер оценивал психолог, то скорее всего он признал в нём шизоида. При таком типе характера человек погружён в мир своего воображения, оторван от реальности. Он населяет мир тем, что создала его фантазия. Он чаще всего непонят, одинок. Таким предстаёт перед нами Александр. На протяжении всего фильма я гадала, как сложится его жизнь… Жаль, что нет у фильма продолжения.

    О прочих персонажах

    Как правильно уже кто-то из рецензентов замечал, оценивая актёрскую среду, в которой родились Фанни и Александр, при всей своей привлекательности эта среда — среда бездельников. Они — папильоны, как бы выразились в их время. Приторные и вальяжные. Хотя сначала, в те моменты, когда пастор издевался над детьми, вызывали большую симпатию. Образ пастора более сложный. да, он ретроград, он жестокий человек, но всё равно, в конце фильма, к нему вспыхивает сострадание. Его предали, ему не помогли. Перед моими глазами возник образ несчастного человека, который так и не научился радоваться жизни. В то время как господа актёры так и не сумели повзрослеть.

    Об эстетике и актёрах

    Но самое главное в этой картине — это музыка и краски. Краски, образы, настолько чувственны, что не надо никакого 3D. Всё как на ладони. Можно ощутить запах промокших от дождя веток, запах снега, аромат духов, можно почувствовать брызги потока реки, его шум… Глаза буквально счастливы от того колорита, который представлен в фильме. Изумрудный, багровый цвета сменяются белоснежным и чёрным и т. п… Костюмы великолепны. Эпоха воспроиведена невероятно точно. Прекрасные типажи. И мужчины, и женщины как будто сошли со старых фотографий. Эффект погружения 100%. Играют актёры замечательно.

    P.S. Не могу не сказать ещё об одной вещи. Мне кажется, что в какой-то степени этот фильм о разных формах эроса. В фильме много скрытой, смягчённой эротики. Начиная с бабушки Фанни и Александра. Бабушка охотно вспоминает свои любовные похождения. Да и сейчас она не спешит ещё на покой. Её невестка, мать главных героев, страдает от неудовлетворённости, в чём сама признаётся. В принципе, выходя замуж за пастора, она стремится найти своим потребностям выход. Или далее, связь служанки и одного из дядьёв Александра и Фанни. Сюжетом движет эрос. И даже чёрствость пасторских сестёр объясняется тем, что они старые девы, то есть их побуждения не нашли выхода. Есть здесь и проявления подросткового эротизма. Например, эпизоды, когда Александр просит служанку полежать с ним перед сном. Эти сцены оставляют такое послевкусие.

    P.P.S. В общем, этот фильм стоит посмотреть и лучше все 4 части сразу. Тяжело, но пищи для размышлений оставит много.

    10 из 10

    6 апреля 2011 | 22:27

    «Но скажите, братья мои, что может сделать ребенок, чего не мог бы даже лев? Почему хищный лев должен стать еще ребенком?» Ницше.

    Творчество Ингмара Бергмана трудно охарактеризовать однозначно ввиду его разнонаправленности. За свою долгую карьеру он успел поработать во множестве жанров — драмы, мелодрамы, комедии, фэнтези, психологическом триллере, любовных историях, документальных фильмах, оперных постановках и телевизионных сериалах. Не менее разнообразны его стилистические изыскания — от строгих условностей классического кинематографа до абсолютной свободы деконструктивизма в стиле «новой волны». Но в этой многокрасочной палитре всех возможных цветов и оттенков, которую можно обозначить как «творческое наследие Ингмара Бергмана» нетрудно заметить сквозной мотив, красной линией проходящий сквозь все его картины. Описать его довольно проблематично, ибо он является собой трудноуловимую и ускользающую от всякого понятийного аппарата экзистенциальную проблему человеческой души. Она включает в себя целый комплекс иных вопросов — отношение к смерти, страх одиночества, боязнь пустоты (прежде всего в собственной душе), вечное лицедейство духа и т. д. Большинство из них решаются в пессимистическом ключе или вовсе застывают в патологической безысходности…Этих-то картин, окрашенных в тона отчаяния, меланхолии и ужасающих парадоксальностью своих патовых ситуации у Бергмана очень много. Они и сделали ему имя. Но, в то же время они являют собой только одну (темную) сторону его «персоны». А ведь есть и другая. Нельзя сказать, что свет в ней побеждает тьму, а добро и справедливость торжествуют над злом и насилием. Спасением здесь выступает…сама диалектическая борьба двух начал, находящая свое абсолютное воплощение в искусстве. Именно искусство и является по Бергману ключом не только к пониманию, но и преодолению мира и всех его невзгод. Все остальные инстанции — такие как государство, религия или утилитаристские социальные теории приносят больше вреда, чем пользы. Основное инструмент человека — фантазия, главное орудие — мечта, последний козырь — воображение…А кто ими обладает в большей мере, нежели дети?

    Признаюсь, к фильму «Фанни и Александр» я очень долго боялся подступиться по той причине, что уже прочел одноименную пьесу и был так глубоко тронут, что ее экранизация априори казалась мне чем-то почти пошлым. Без преувеличения, это воистину великолепный образец литературы. С первой страницы вас захватывает ощущение перехода в качественно другое измерение, каким было и остается детство. Будучи великолепным драматургом и тонким психологом (а также отцом семерых детей), Бергман представляет нам абсолютно живую картину, созданную мифотворческой способностью детского мышления. А это значит, что она наполнена гротескными, яркими описаниями, гиперболами, фантазиями, искренностью, но при этом четко и ясно удерживается в рамках (железобетонная детская диалектика) понятий хорошо/плохо, добро/зло, правда/ложь.

    История разворачивается вокруг актерской династии Ekdahl, чья судьба неразрывно связана с театром. Глава семейства — вдова фру Хелена, после смерти почтенного господина Оскара-старшего, стала директором театра в одном небольшом городке ("Это замкнутый мирок, который не слишком тревожат бури и волнения эпохи»). Некоторое время спустя, она отдает все полномочия своему сыну Оскару-мл., который в отличие от своих братьев Карла и Густава (транжиры-пессимиста и чистосердечного бабника) блестяще справляется с задачей. Его жена Эмили — отличная актриса, лучшая во всем городке (после фру Хелены). Спустя десятилетие бесплодной супружеской жизни у Эмили и Оскара вдруг(?) появляются дети (надо сказать, подозрительно мало похожие на отца). Они растут умными и красивыми. Александр интересуется театром, знает наизусть кучу ролей и постоянно фантазирует со своей сестричкой Фанни. В доме царит атмосфера добра, любви и бесконечной душевной теплоты. Это особенно ощущается во время рождества, когда вся огромная семья Ekdahl собирается за одним столом, держится за руки и распевает песни. Волшебное, пьянящее чувство восторга, ласки и нежности заполняет весь дом, сотрясающийся от громового пения, выстреливающих пробок от шампанского и веселого смеха… Но все хорошее быстро проходит и вскоре над семейством Ekdahl сгущаются тучи. Буря начинается со смерти Оскара-мл., который слишком вошел в роль призрака отца Гамлета… Тогда-то в душе Эмили что-то перевернулось и все пошло не так. Неожиданно, она прозревает всю безосновность и пустоту своего театрального бытия, базирующегося на иллюзии, постоянной смене масок и ролей, вечной изменчивости и непостоянстве. А ведь ей так нужна твердая почва, ясность веры! Руку помощи ей протягивает епископ Вергерус — прямолинейность и дисциплинированность которого внушают ей обманчивое чувство истинной любви (также свою роль сыграло то обстоятельство, что статный епископ сумел «освободить ее тело», не получавшее должного сексуального удовлетворения с добрым, но хилым и лишенным мужской витальности мужем). Спустя несколько лет они женятся, и Эмили с детьми переезжают в новый дом. Но, совсем скоро, благочестивость и набожность епископа переходят все границы ("Ты носишь много масок, а я сросся только с одной и, сняв ее, я умру»), дети подвергаются беспощадной тирании, а сама Эмили ясно сознает, что угодила в сети к своему самому хитроумному, коварному и злейшему врагу. Ситуация осложняется тем фактом, что она уже носит под сердцем ребенка от епископа…

    Надо сказать, что по технической части фильм не просто опроверг все мои опасения, но и заставил признать, что книга во многом ему уступает. К фундаментальному и основательному содержанию добавились: операторский профессионализм Свена Нюквиста, блистательная игра всех без исключения актеров (но епископ переиграл всех, я даже немного полюбил этого «демона»), и навыки в построении мизансцен Ингмара Бергмана, выдержавшего весь фильм в определенном ритме и добившегося от каждой секунды экранного времени максимум информативной и эмоциональной насыщенности. Обычно фильмы Бергмана сработаны в театральной манере. В случае с «Фанни и Александром» эту манеру можно охарактеризовать как гипер-театральную. Крупные планы царствуют безраздельно, а монтажные склейки встречаются с периодичностью солнечного затмения. Титанический труд ради чистоты искусства. Сегодня так уже не снимают.

    Дискурсивная тема представлена в оппозиции двух точек мировосприятия — живого-театрального-детского и косного-мертвого-религиозного (Фанни, Александр/Вергерус). По Бергману, художник, актер, режиссер, драматург — это не профессия, а состояние души, которое может причинять тяжкие страдания, но от которого нельзя сбежать, скрыться и «откреститься». Художник должен нести свое призвание как свою судьбу. Фактически, он является последней инстанцией, способной выкроить в общемировом хаосе реальности безопасный кусочек фантазии и спрятать туда своих зрителей и самого себя. В лице второстепенных персонажей (Карл, Густав, Исаак) Бергман вновь ворошит старые вопросы одиночества, некоммуникабельности, отчужденности, страха. НО, в отличие от остальных работ, в данной картине они решаются в радикально ином ключе великого воодушевления и безмерной жажды жизни. («Надо радоваться, когда ты счастлив! Радоваться нашему маленькому мирку, добрым улыбкам, фруктовым деревьям, вальсам…») Ну, и конечно, ключевым элементом всей картины является детская душа, которая и содержит ответы на все вопросы.

    1 октября 2015 | 21:39

    Посмотрели в порядке реализации запланированных мероприятий по культразвитию отдельно взятой супружеской пары.

    Первый раз я смотрел этот фильм году так-эдак в 92-93м, но от скуки мы с подружкой ушли где-то на втором акте. Думаю, не зря. Не зря потому, что, вспоминая себя тогда (было чуть более двадцати) понимаю, что фильм мне ничего не дал бы. Я далеко не эстет и потому для меня ничуть не самоценны великолепная обстановка, краски, то, как режиссер водит камерой, играет со светом и т. п. В общем — впечатляет не столько «Как» (впечатляет но) сколько — «Что», беседа. Но для того, чтобы понять, что хочет рассказать мне Бергман — мне понадобилось еще пятнадцать лет.

    Фильм не «не для всех». По отношению к зрителю это, скорее — фильм «своего времени». Кому-то он будет близок в 9 лет — например, Фанни. Кому-то в 70. Насколько я понял, сам Бергман весьма этапен. Оставаясь в «Как» (ремесло) относительно постоянным, этим «Что» он передает свое «Кто» в тот период своей жизни, когда создавался фильм. В любом случае зритель хорошо защищен от бессмысленной потери времени — пока (или уже) неготовый зритель заснет в первом/втором акте.

    Ну Что.. О чем фильм? Фильм о человеческой жизни и о дрянной, нечеловеческой жизни. Еще, наверное, о любви к человеку. Вступительный тост одного из героев на последней пирушке, на мой взгляд — речь самого Бергмана. Думаю, это итог его размышлений о религии (субботе) и человеке, сопоставлении полярных образов жизни — буржуазного и фарисейского. Сценки из супружеских (и не только) спален показывают, что не существует понятия «норма» для человеческих взаимоотношений. «Норма» — это к скоту, к племенному животноводству. Но существует «не норма» — насилие, несвобода.

    Верующим сердцам режиссер показывает, что же так ненавидел (и ненавидит) их Бог. Бог, который хочет общаться, а не командовать, который говорит «радуйтесь», а не «тоскуйте», который хочет милости, а не жертвы, который идет на страдание не ради страдания и смерти, а ради воскресения. Их воскресения. Не нужно специально страдать и уж точно не нужно заставлять страдать кого-то другого. Страдания надо пройти, пройти не смотря ни на что. Как через пропасть, как через ров с огнем, помочь идущему рядом.

    Еще. Под конец фильма вспомнился сказанное незадолго до смерти Куртом Воннегутом — «Люди, пожалуйста — замечайте когда вы счастливы»

    27 октября 2007 | 02:44

    Картина повествует о большой семье со своими традициями, но у одной супружеской пары случается беда — муж и отец двоих детей (Фанни и Александр) умирает и жена через некоторое время выходит за муж за епископа, человека со своими строгими обычаями и порядками. Жена и дети переезжают к нему и епископ показывает всю свою жестокость на Александре, в последствии с чем и поплатится…

    Картина, несмотря на то, что идет более трех часов, смотрится с интересом. Мне понравились декорации, художники действительно постарались на славу, создав начало 20 века. Так же отличная работа художника по костюмам, бесподобные наряды дам, показание истории, т. е. как одевались в то время простолюдины и богатые люди. Отличная игра актеров, всех без исключения. Каждый смог притянуть к своим проблемам, историям и вообще к своему персонажу. Бергман выбрал подходящего юного актера на роль Александра. Бертиль Гуве хорошо отразил портрет своего героя (понятное дело не без помощи режиссера).

    Картина действительно заслуживает «Оскар» в категории «Лучший зарубежный фильм», а для Ингмара Бергмана это стал третий подарок от киноакадемии!

    18 июня 2013 | 23:20

    Эта картина стала первой для меня из творчества Ингмара бергмана.

    К сожалению, а может и к счастью, не всегда словами можно выразить чувства и впечатления, но я все же попытаюсь.

    Открытие, конечно, стало для меня потрясением.

    Каждый кадр — отдельное произведение искусства. Полная гармония, композиция, цветовое решение, расположение предметов и актеров-настолько изумляет своей красотой, что невольно подаешься к экрану, чтобы детальнее рассмотреть все это великолепие.

    Актеры — просто нет слов. Им не то что «веришь»,за ними следишь, затаив дыхание, они уводят зрителя за собой, заставляют переживать те же эмоции, и кажется, можно взять их за руку, словно ты в театре. Один раз я даже вздрогнула, настолько меня поглотил фильм. Я не ощущала себя дома, я словно оказалась перед сценой. Удивительное чувство.

    Музыка — её почти не было. По крайней мере, очень мало. Если во всех мною увиденных ранее картинах переход от одного действия к другому обязательно сопровождался музыкальным сопровождением, равно как и, например, действия героев при отсутствии слов, то здесь этого не было. Практически вся музыка, которая была-исполнялась самими актерами. Это еще больше усиливало эффект реальности,«моего участия» в данной истории. Ведь нас же в жизни не сопровождает фоновая музыка, не так ли?

    И, наконец,сценарий. Бергману удалось сочетать и драму, и комедию, и мистику, и фантастику. Такие разные жанры собраны вместе:чего то больше, чего то меньше-но все так, как должно быть. Здесь нет преувеличений, все реалистично, логично, оправданно.

    А слушать актеров-одно удовольствие. Ни одного слова, режущего слух, нет затянутости диалогов, монологов;а когда герои задаются риторическими вопросами-хочется слушать их, запоминать каждое слово. Столько чувства, любви в их игре, что мне ничего не осталось, как только влюбиться в них.

    Что же я вынесла для себя из этого произведения?

    Что семья должна оставаться превыше всего, что это самые близкие люди, родные. Конечно, у каждого своя жизнь, но каждому в минуты радости и горя так необходима поддержка любимых и ощущение семьи-которое не смогут заменить друзья.

    Что мать-сколько бы у нее не было детей, внуков, племянников-она любит всех, но свои дети-безусловно, самые близкие. И что бы с ними не случилось, что бы они не натворили за свою жизнь, они навсегда останутся самым дорогим для нее. Дети обязаны это понимать, и ценить и уважать своих родителей.

    Что не следует отказываться от всего своего прошлого, прекрасного прошлого ради новой любви, при этом затягивая с собой детей, кардинально меняя их жизнь.

    Что всегда нужно говорить правду, каждый раз тем самым доказывая, прежде всего, самому себе-что ты силен духом и чист мыслями, не боишься никого, и пускай все против тебя.

    Что воображение-это дар, который дается не каждому, и его необходимо ценить, и пользоваться им не только в детстве-но и на протяжении всей жизни. Это не дает зачерстветь, это делает нашу жизнь интересной, разнообразной, придает ей удивительные краски, позволяет удивлять окружающих и самого себя.

    Спасибо и нестихающие аплодисменты Ингмару Бергману!

    10 из 10

    8 февраля 2012 | 03:27

    «Фанни и Александр» это первый фильм, который я посмотрела у Бергмана. Имя данного режиссера навсегда осталось в истории кино. Когда-то давно я видела отрывочно какой-то его фильм по телевизору, но толком ничего не помню.

    «Фани и Александр» описывает жизнь семьи Экдаль между 1907 и 1910 годами. Этот фильм погружает в какую-то очень эстетичную атмосферу, он действительно красив. В том, как показан дом матери семейства Экдаль есть какие-то противоречия. С одной стороны это очень теплый и уютный мирок, с другой стороны Экдали выглядят развратниками. Если судить по принципу черное и белое, то данное семейство смотрится очень невыигрышно. Но когда в историю входит новый персонаж, епископ Вергерус, который кажется с точки зрения обычной морали весьма положительным человеком, то и семья Экдаль начинает выглядеть по-другому.

    Несмотря на то, что фильм назван именами двух детей, которые вроде бы и должны быть главными героями ленты, мне главным персонажем представляется вся большая семья Экдаль, весь их маленький мирок.

    И несмотря на некоторую аморальность этой большой семьи, их общество было бы для меня предпочтительнее общества епископа. Если бы в реальной жизни я могла бы общаться с одной из двух сторон, то, безусловно, это была бы семья родного отца Фанни и Александра. Да, еписокоп, морален, и вроде бы правильно, что он, хоть и весьма жестко, пытается воспитывать маленького лжеца Александра. Но только одного нет в этом новом муже их матери — в нем нет любви. Тогда как порочные Экдали полны любви.

    Таким образом, Бергман заставляет нас задуматься о понятиях добра и зла и самим прийти к ответу на вопрос в чем состоит правда. Для меня ответ очевиден — правда в любви, как бы не были аморальны Экдали, они искренне любят друг друга, они на самом деле являются семьей, и слуги, и бабушкин друг еврей Исак части этой большой семьи.

    Очень заметна разница между двумя мирами, когда дети попадают в дом епископа, так как даже слуги выглядят у него какими-то злыми и неприятными, в то время как в доме у бабушки детей она кажутся милыми и человечными.

    В целом при просмотре фильма ощущаешь себя жителем небольшого шведского городка, в котором даже смерть становится частью жизни, не мешающей дальнейшему ее ходу. И вроде бы у братьев Экдаль много проблем, но почему-то они всё равно кажутся счастливыми, даже Карл, когда показывает детям «фейерверк».

    Многие современные режиссеры пытаются разговаривать на подобную тему о размытости границ добра и зла, но именно у Бергмана это вызывает меньше вопросов, так как в своей работе он сумел передать атмосферу любви, любви, из-за которой очень многому можно не придавать значения.

    31 января 2014 | 16:48

    Когда я только зарегистрировался на портале, положительных рецензий на фильм было всего — 8 (sic !!!), теперь уже — 30, прогресс на лицо!Чудовищный же рейтинг -8,130 говорит только об уровне проголосовавших, но не самого фильма. Скажу сразу грустну ю мысль — Большого, Великого, Гениального в Искусстве — мало, совсем, и Кино — не исключение.«Фанни и Александр» — как раз из этого небольшого числа. Мне повезло, что среди рецензентов, я вероятно, один из немногих, кто видел фильм в» живую» — в кинотеатре.

    Спасибо Советскому кинопрокату — в перестроечные времена возили по городам и весям шедевры мирового кинематографа, ленты — Феллини, Висконти, Куросавы, Бунюэля и Бергмана. Такого счастья, радости и эстетического пиршества российский кинозритель уже не увидит, увы. Удивительная магия кино раскрывается в полноте своей лишь в темноте кинозала, где флюиды, токи эмоций и переживаний идущие от экрана передаются залу и зрителям, которые из разрозненно сидящих единиц становятся единым со-переживающим и чувствующим целым. Подобный мистический опыт удалось пережить и мне, посмотрев «Фанни и Александр». Описать словами пережитое сложно, но попробую. Как простой Советский человек, так и кинозритель — я был весьма целомудрен, и поэтому откровенная любовная сцена в начале картины вызывала естественный культурный шок, в зале повисла не ловкость и нарастающие чувство стыда стало понемногу охватывать всех зрителей, лицезревших впервые такое на большом экране, ко второй любовно — супружеской сцене оно уже практически накалилось, но увиденное, почему то вызвало легкий дружный смех в зале и огромное, нависшее напряжение стыда и смущения спало и исчезло! Можно было спокойно повернуться и посмотреть в глаза соседям — кинозрителям. Оказалось, что ту часть человеческой жизни — интимную, которую так и не научился снимать наш Советский кинематограф, можно показать — безо всякой пошлости и грязи, и мы все — сидящие в кинозале, вдруг увидели — Искусство, не вызывающее похоти и вожделения. Само же кино-действо, созданное коллективным трудом оператора, костюмеров, художников, декораторов ведомых могучей дланью режиссера смотрелось на одном дыхании. И когда в заполненном на 2/3 зале включился свет — зрители с большой неохотой покидали насиженные кресла, объединенные одним пережитым опытом и доселе неведанным чувством ставшие друг другу немного ближе и родней. Медленно и молча выходя из кинотеатра, пытаясь сохранить и не расплескать те внутренние чувства, которые их переполняли. В тот хмурый зимний вечер — киноистория буржуазной семьи из далекой, чужой и не виданной ни разу Швеции оказала на простых русских зрителей неизгладимое и глубочайшее впечатление. Пересказывать же сюжет картины — дело весьма не благодарное, да и не нужное. Остановлюсь лишь на некоторых его моментах.

    Оказывается, Епископы в Протестантской Скандинавии — берут без зазрения совести взаймы у не крещенных и презираемых ими иудеев (как и монархи Испании, Франции и лорды Англии) а также — женятся! Сухой, мертвенный, жестокий и фарисейский Протестантизм показан и изобличен в фильме во всей своей не приглядности. Ну и как ту не упомянуть исполнителей главных ролей — Еву Фрёлинг — мать Фанни и Александра, с роскошными соболиными бровями, светящейся улыбкой, цветущей и женственной, с огромными озерами вместо глаз — излучающую такую нежность, теплоту, ласку и материнскую любовь, что понимаешь, вот она — идеальная женственность. Гунн Вольгренн — бабушка, воплощение жизненной мудрости, опыта, терпения. Обидно, что Эрланд Юзефсон — Исаак Якоби и Ян Мальмшё — епископ Эдуард — киноклассики Шведского кино, не получили за свои выдающиеся роли даже ни одной номинации, как и весь остальной актерский состав к сожалению. Перестав больше сниматься в кино — очень правильно поступили исполнители главных ролей: — Пернилла и Бертиль, оставшиеся навсегда на экране только самыми замечательными на свете — Фанни и Александром… Оценивать же картину даже как то и не ловко, было бы 120 или 500 я бы поставил, а так придется ограничиться

    10 из 10

    P.S. Спустя несколько лет довелось прослушать цикл передач на радио «Свобода» — «Кинодвадцатка», посвященный 20 лучшим мировым кинокартинам, была там к моему удовольствию и передача посвященная — «Фанни и Александр», очень интересная и познавательная. На канале «Культура» затем расщедрились и показали полную режиссерскую версию картины в формате сериала — на мой взгляд — все таки затянутую и документальный фильм о съемках. Также порадовал канал показом сериала об отце Ингмара. Резона же разъяснять все смыслы и глубины этой лебединой кинопесни Бергмана в данной рецензии нет.

    21 июля 2014 | 18:57

    Фильм отличный, хоть его продолжительность 5 часов, он вполне способен заменить собой сериалы, идущие после новостных выпусков. И это стоит того. В нем рассказана история взросления парня Александра и девочки Фанни. По названию можно было бы подумать, что это любовная история. Но это не так. Автор намеренно не показывает их обоих в одном кадре. Их отношение к этому периоду в жизни разное. Тогда как парень сопротивляется родительским наставлениям и никак не хочет взрослеть, то она принимает это спокойно, а именно похороны любимого им обоим человека. Но в целом это еще и историческая картина, в которой евреи вынуждены уживаться с христианской средой и даже выживать за счёт них. Но у них нет другого выбора. К сожалению, Александр это не понимал.

    9,5 из 10

    (за некоторую затянутость действия)

    9 марта 2011 | 07:04

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>