Статьи

«Главный герой — концлагерь»: Как показывали лагеря смерти в кино

От Билли Уайлдера до «Списка Шиндлера» — перед выходом фильма «Собибор» Константина Хабенского вспоминаем, как разные режиссеры рассказывали о лагерях.
«Главный герой — концлагерь»: Как показывали лагеря смерти в кино
«Собибор»

На российские экраны выходит фильм «Собибор» — режиссерский дебют Константина Хабенского, где рассказывается основанная на реальных событиях история побега пленных из нацистского лагеря смерти в октябре 1943 года. Хабенский, который также сыграл советского офицера Александра Печерского, утверждает, что «главный герой этого фильма — концлагерь». КиноПоиск разобрался, как эта сложная тема в разное время поднималась в кино.

Билли Уайлдер, который всех напугал

Билли Уайлдера знают все. Его комедии «В джазе только девушки», «Сабрина», «Зуд седьмого года» и «Квартира» пересматривают до сих пор. Более мрачные «Потерянный уик-энд» и «Сансет бульвар» давно стали культовыми и попали в списки лучших фильмов всех времен. Но не все знают, что в фильмографии режиссера есть и совсем другое кино. Уайлдер был польским евреем, который в середине 1930-х бежал от нацистов в США. Его мать, бабушка и девушка погибли в концлагерях. В 1945 году Уайлдер выпустил совсем маленький, 22-минутный, фильм «Жернова смерти» («Мельница смерти»), который вряд ли видели даже самые преданные поклонники Уайлдера — хотя бы потому, что смотреть его физически крайне сложно.

«Жернова смерти»

«Жернова смерти»

Фильм был целиком смонтирован из хроники, которая отснята во время освобождения концлагерей союзными войсками. Из нее режиссером Хансом Бюргером был сначала собран полуторачасовой фильм, но он не устроил заказчика — американское правительство, — и материал отдали Уайлдеру. Ведущие голливудские режиссеры вообще активно привлекались для создания пропагандистских лент во время войны. И Уайлдер оставил только самое главное и самое страшное: исхудавших до неузнаваемости людей, горы трупов, газовые печи — все то, о чем сегодня известно любому школьнику, но в 1945 году выглядело слишком невероятно, чтобы быть правдой. Причем, возможно, самые жуткие моменты фильма — лица женщин, которые служили в лагерях и особенно зверствовали, мучая заключенных. Это были самые обычные, нормальные, ничем не выделяющиеся лица. И от этого становится еще ужаснее.

Голос за кадром в том фильме не умолкал ни на секунду. Он описывал то, что не успели или не смогли снять камеры, вся система уничтожения людей объяснялась очень подробно, с деталями. Как перед запуском в газовые камеры жертвам выдавали полотенца — они думали, что идут в душ. Но ни разу в фильме не прозвучало слово «еврей», хотя Уайлдер не мог не знать, что во всех показанных им лагерях, включая Освенцим, где в такой же газовой камере погибли его мать и бабушка, убивали прежде всего евреев. Это было связано с новым политическим курсом союзников, которые не хотели педалировать геноцид евреев, предпочитая говорить о жертвах немецкого нацизма вообще.

Ален Рене и зеленая трава

Фильм Билли Уайлдера задал тон, в которой в последующем многие кинематографисты начали говорить о концлагерях. Кадры из фильма, дополненные другой хроникой, за несколько лет обошли все страны, и везде говорили об огромном количестве убитых людей, исчисляя их по-разному, но всегда миллионами. Игровое кино до поры очень аккуратно касалось этой темы, даже лагеря для военнопленных стали появляться на экране только в 1950—1960-е. Уайлдер, например, снял фильм «Лагерь для военнопленных № 17». Значительным успехом у публики пользовался фильм «Большой побег». В СССР суперхитом была «Судьба человека».

Вероятно, лучшим фильмом о военных лагерях того времени был «Мост через реку Квай» Дэвида Лина. Это был японский лагерь и тоже для военнопленных, причем в фильме они все стали англоязычными, хотя в реальном лагере-прототипе большую часть составляли узники других национальностей, в основном французы. Смотреть на красивых мужчин, которые и в плену оставались благородными и стойкими, конечно, было не так тяжело, как на живые скелеты концлагерей, на искалеченных детей, насилуемых женщин.

«Мост через реку Квай»

«Мост через реку Квай»

Некоторые фильмы того времени, впрочем, разрешали себе чуть больше, чем другие. Хороший пример — лента «Молодые львы» Эдварда Дмитрика, один из главных героев которой, немецкий офицер, сыгран Марлоном Брандо. Его персонаж — истинный ариец, патриот, сторонник Гитлера. Но в конце войны он случайно становится свидетелем того, как перед приходом союзных войск концлагерь пытаются зачистить от евреев, и шок от увиденного полностью переворачивает внутренний мир этого несгибаемого человека.

Невообразимые кошмары хроникальных фильмов о концлагерях со временем перестали пугать, к ним привыкли, их стали воспринимать как кошмарный сон, который, пожалуй, лучше оставить в прошлом. То, во что трудно поверить, мозг просто отказывается воспринимать. Пришлось опять браться за дело гениям. Ален Рене, который в 1950-е был известен как автор ряда крупных документальных картин, выпустил фильм «Ночь и туман», одно из величайших произведений о холокосте, где, впрочем, само это слово также не произносится. Более того, французская цензура вырезала из фильма важную для Рене сцену с толпой евреев, которую вел охранник-француз. Но сила фильма заключалась в том, что автор соотнес имеющиеся кадры хроники, фото и документы с реальным Освенцимом, вернее, тем, что осталось от лагеря — с заросшими травой развалинами. Рене специально снимал их в цвете, чтобы зритель осознал, что Освенцим — это не сон, а обыденная реальность. Это простое открытие становится даже для современного зрителя не меньшим шоком, чем собственно аутентичная хроника. Рене использует этот прием и в рассказе о самом концлагере, сосредотачиваясь на бытовых подробностях так, как если бы зрителю самому предстояло попасть в концлагерь и узнать, с чем там придется столкнуться.

«Ночь и туман»

«Ночь и туман»

Начиная с середины 1950-х годов кинематограф, игровой и документальный, напряженно рефлексировал на темы, связанные со Второй мировой войной. В этот период создано много по-настоящему великих картин в СССР, США, Италии, Франции, Великобритании. Но даже такие фильмы, как «Ночной портье» или «Сало, или 120 дней Содома» — смелые, радикальные, говорящие о глубоких травмах, полученных жертвами нацизма и фашизма, — говорят о концлагерях опосредованно. Очень мало работ, где концлагерь становится именно что главным героем. Видно, что рассказывать об этом экранными средствами слишком сложно. Но есть, например, итальянский фильм «Капо» и польская «Пассажирка», в которых основой сюжета становится судьба женщины в концлагере. Судьба, в которой страдания быстро уступают место сначала апатии, а потом страстному желанию выжить любой ценой, в том числе за счет других. Оба фильма вышли в начале 1960-х годов. Лагерь везде представлен в щадящих тонах и сильно проигрывает хронике по силе производящего эффекта.

9 часов Клода Ланзманна

Рубежной можно считать середину 1970-х, когда тема холокоста (и дискуссий вокруг этого явления) постепенно становится важнейшей в мировом культурном и политическом дискурсе. Одну из главных ролей в этом процессе сыграл Клод Ланзманн — французский еврей, герой Сопротивления, журналист, который всю свою жизнь посвятил разговору о холокосте в кино. Он активно собирал материалы, чтобы наглядно доказать миру, что холокост действительно существовал и что замалчивать этот факт больше невозможно. Задавшись целью во всей полноте описать этот феномен, Ланзманн ездил по миру, собирая весь материал, который только можно было найти. Он записывал интервью очевидцев, чтобы со временем сделать каждого из них героем фильма. Многочасовые разговоры с теми, кто чудом остался жив, имея клеймо на руке, теми, кто жил рядом с лагерем и возил туда продукты, кто спокойно въехал в квартиры депортированных евреев. Есть даже интервью с человеком, который сам уничтожал узников концлагерей, и оно особенно важно и записывалось практически шпионскими методами.

«Шоа»

«Шоа»

За 10 лет Ланзманн записал столько интервью, что их хватило на то, чтобы в течение многих последующих лет делать из этого материала фильмы. Среди них есть и рассказ участника восстания в Собиборе, находящегося на территории Польши. Фильм называется «Собибор, 14 октября 1943 года, 16 часов». Есть фильм, построенный на рассказе участника польского движения Сопротивления Яна Карского («Доклад Карского»), есть даже большая картина об «элитном» гетто в Терезиенштадте и человеке, который спас многих его обитателей, но которого большинство евреев считают предателем и коллаборационистом («Последний из неправедных»). Но главным трудом Ланзманна, фильмом, перевернувшим мир, стал монументальный «Шоа» — девятичасовой исполин, где Ланзманн страстно и беспощадно обличает процесс «окончательного решения еврейского вопроса». Во время просмотра «Шоа» становится понятно не только то, как функционировали концлагеря, вплоть до мельчайших деталей, от малозаметных бытовых подробностей до леденящих душу зверств. Он показывает, что все это стало возможно из-за малодушия, предательства, попустительства отдельных людей и правительств конкретных стран, в частности СССР и США. О фильме написано и сказано многое, но после него уже невозможно было игнорировать очевидное. И с этого момента фильмам о холокосте был словно дан зеленый свет.

Стивен Спилберг и опять Уайлдер

Не хватало только флагмана для массового зрителя, ведь «Шоа» предлагал слишком тяжелый опыт переживания. За 1970-е и 1980-е вышел сериал «Холокост» с Джеймсом Вудсом и Мэрил Стрип, где существенная часть сюжета посвящена жизни в концлагере. Англичане сняли телефильм «Побег из Собибора», где Рутгер Хауэр играл Александра Печерского. Был также великолепный телефильм «Тянуть время» с Ванессой Редгрейв о женском оркестре концлагеря, участницы которого находились в привилегированном положении по отношению к остальным.

«Холокост»

«Холокост»

Но все это было не то, не локомотив, который потащит за собой всех сразу. И этот локомотив мог быть совсем другим, потому что Билли Уайлдер очень хотел завершить свою карьеру, сняв фильм об Оскаре Шиндлере. Теперь можно было высказать все, отдать долг своим погибшим родным и своему народу. Но Стивен Спилберг тоже очень хотел снять эту историю. Он позвонил Уайлдеру, и тот уступил, хотя потом не раз давал понять, что жалеет о своем решении, и его фильм был бы совсем другим. Спилберг же снял не просто фильм — он создал феномен. Большая, рассчитанная на миллионы зрителей эпичная картина о холокосте и человеке, который бросил ему вызов, не будучи евреем. С этого момента любой образ концлагеря в игровом (да и не только в игровом) кино будут сравнивать с той картиной. Концлагерь, в котором нет героев, а есть только жертвы и звери в обличьи людей, которые этих жертв уничтожают. Рэйф Файнс в образе начальника лагеря изображает здесь абсолютное зло, Оскар Шиндлер – человека гуманистической цивилизации. Они как полководцы, только с одной стороны вооруженные убийцы, а с другой — покорные и измученные существа, постепенно лишающиеся человеческого обличья.

Прекрасные, солнечные и райские последователи

«Список Шиндлера» породил множество картин-аналогов, каждая из которых в чем-то ему уступала, но чем-то и дополняла. «Пианист», «Вкус солнечного света» и, конечно, «Собибор» в каком-то смысле вышли из «Списка Шиндлера». И надо было обладать творческой самостоятельностью Роберто Бениньи, чтобы запустить параллельный тренд, сняв фильм «Жизнь прекрасна». Бениньи принес в концлагерь клоунаду, снял комедию. Это смех благородный, возвышающий, но все же смех, радость бытия, которая для фильмов о концлагерях до этого была просто невозможна. Герой Бениньи тоже победил холокост — своей нелепой походкой, которой он хотел приободрить испугавшегося ребенка, и своими шутками перед лицом смерти. Это было освобождение, новый виток в разговоре на старую тему.

«Список Шиндлера»

«Список Шиндлера»

Фильм повлиял не только на игровое кино, но и, что редкий случай, на документальное. Такие фильмы, как «Пицца в Освенциме», где несносный старик едет с непутевой молодежью, чтобы они полежали на его нарах и поняли, через что он прошел, стали возможны только благодаря фильму «Жизнь прекрасна». Так же как и российский документальный фильм с ироничным названием «Холокост — клей для обоев?» про школьниц, которые ничего не знали про геноцид евреев, не знали значения этого слова, которых шокировали экскурсией в Освенцим.

Три фильма — «Шоа», «Список Шиндлера» и «Жизнь прекрасна» — сформировали канон и дали возможность режиссерам с более сложным видением мира исследовать жизнь в концлагере, не рискуя быть непонятыми. Особенно интересные картины появились за последние несколько лет. Один из своих лучших фильмов — «Рай»Андрей Кончаловский посвятил изображению жизни в концлагере, где страсть между нацистским офицером и заключенной не мешает нам разглядеть суровый быт женского барака и безумие, постепенно охватывающее командный состав. Где-то совсем рядом с ним — радикальный «Сын Саула», в котором венгр Ласло Немеш показал жизнь в лагере глазами работника зондеркоманды, который видит не все, но многое. Клаустрофобия героя передается зрителю, который вместе с протагонистом должен чаще всего смотреть в пол, чтобы не быть зверски наказанным, и бросать быстрые взгляды туда, где происходит что-то действительно важное.

«Рай»

«Рай»

На другом полюсе — фильм Сергея Лозницы «Аустерлиц», в котором камера наблюдает за посетителями превращенного в музей Освенцима, где уставшие туристы делают селфи на фоне надписи «Труд делает свободным», а потом вяло слоняются по лагерю в нелепых шортах и футболках, вполуха слушая экскурсовода и с нетерпением ожидая возможности перекусить. Этот лагерь для них так же абстрактен, как римский Колизей, и, вероятно, им нужен новый Ален Рене, чтобы вернуть живость восприятия. Но уже и накопленного массива фильмов — даже без «Собибора» Константина Хабенского — вполне хватило бы, чтобы им помочь. Эта тема никогда не будет полностью закрыта, и концлагерь еще не раз станет главным героем фильма.

Читайте также
Статьи ММКФ-2018: Александр Котт показал свою версию землетрясения в Спитаке В конкурсе Московского кинофестиваля был показан фильм «Спитак» — уже второй за последние два года фильм о катастрофе в Армении после «Землетрясения» Сарика Андреасяна.
Статьи «Смерть Сталина»: Еще 10 фильмов о кончине советского вождя Фильмы, способные еще больше возмутить людей, уже возмущенных «Смертью Сталина» Армандо Ианнуччи.
Видео и фото Лекторий КиноПоиска: Советский роуд-муви Может ли быть что-то общее с советским кино у самого свободолюбивого жанра? Ответ — в первой лекции, прочитанной в лектории КиноПоиска и «Москино».
Комментарии (49)

Новый комментарий...

  • 17

    Mr NS 2 мая 2018, 06:09 пожаловаться

    #

    Тема интересная и сложная, Хабенский простых путей, видимо, не ищет, раз избрал такую для дебюта.

    Многое видел, что-то давно хочу посмотреть, в частности, «Шоа», но 9 часов о холокосте выдержать, наверное, непросто, поэтому всё откладываю, остальное запишу, спасибо. Жаль, не все фильмы удаётся найти.

    ответить

  • «Хабенский простых путей, видимо, не ищет, раз избрал такую для дебюта.» ©
    Хабенский не раз говорил, как случился его реж. дебют. И эта тема — не была результатом нелегкого поиска темы для реж. дебюта.

    В интервью для КП ссыль на интервью, смотреть с 04,57 можно посмотреть и послушать, как Константин рассказывает о случившемся.

    Лично у меня сложилось впечатление, что режиссура Хабенского в этом проекте — ставка на имя Константина, а съемками, в большей степени, заведовали продюсеры и художественные руководители проекта(в видеоинтервью об этом упоминается)

    ответить

  • 3

    Penyly 2 мая 2018, 19:32 пожаловаться

    #

    Ставка на имя Хабенского как режиссера? Весьма странная ставка. По-моему, было бы достаточно сыграть главную роль, а режиссуру доверить профессионалу.

    ответить

  • Ну, я же дала ссыль на видеоинтервью, где Хабенский рассказывает, как с ним случился этот режиссерский дебют.

    Ок, придётся пересказать:
    с его же слов, Константину предложили роль в Собиборе, он спросил: «кто будет режиссёром?», ему ответили: «мы в поиске режиссёра». Хабенский пошутил:«если не найдёте, я могу снять».
    Вот, такова вкратце легенда из уст самого Хабенского.

    И в том-то и дело, что для такого проекта не сыскался режиссёр!
    А режиссер Малюков, по словам того же Хабенского, остался «художественным руководителем» проекта!

    Мне очевидно, что для афиши имя Хабенского в режиссёрах выглядит интригующе, интересно, завлекательно(даже с точки зрения» а что там он смог?»)
    Плюс к этому, не будем забывать, что Хабенский, как медиаперсона, — приятен народу, а фильм будет сильно ориентирован именно на сарафанное радио, и отношение к Хабенскому тут может сыграть свою роль.

    Других объяснений произошедшему(что «режиссёр не сыскался, поэтому пусть снимет Хабенский») у меня нет. А у Вас есть?)))

    ответить

  • 6

    SlayerM 2 мая 2018, 07:17 пожаловаться «Помни имя твое»

    #

    https://www.kinopoisk.ru/film/pomni-imya-svoe-1974-43118/

    ответить

  • Надеюсь у Собибора рейтинг 12+ стоит ради того, чтобы больше народу пошло- ибо фильм про концлагерь с 12+ это получится какой-то детсад

    ответить

  • 7

    R-STAR 3 мая 2018, 22:44 пожаловаться

    #

    Там в одной из сцен показывают расквашенную голову крупным планом. Так что отнюдь не детсад. Но и не настолько жутко, как, скажем, Список Шиндлера или Иди и смотри.

    ответить

  • Я смотрел. Народ в зале был в шоке, а я немного от этого охладел. Но фильм потрясающий и мне очень понравился! Наконец-то смогли сделать на уровне не детсада. Минимум рейтинг 16+, а то и 18+

    ответить

  • 4

    Neo-iz-Nazareta 5 мая 2018, 01:39 пожаловаться

    #

    Первый исторический фильм с натуралистическими сценами убийств, на котором меня чуть не стошнило прямо во время киносеанса. Рейтинг точно 18+.

    При том, что я подготовленный к таким сценам зритель, так всё свободное время посвящаю просмотру исторических сериалов (которые в наше время очень жетокие). Например, последнее, что я посмотрел перед «Собибром», это сериал «Террор».

    Не всё понравилось (сцена побега заключённых из ворот лагеря показана в режиме slow motion, что для меня является отходом от реализма в сторону мелодраматизма), но фильм отличный.

    На первом утреннем сеансе в будний день было всего 5 зрителей: я, молодой человек 33-х лет, и 4 женщины лет 50-55-ти.

    ответить

  • У нас в нашем кинотеатре было вообще 18 человек на сеанс 19:10. Бол-во аудитории- старше 35 лет. Один 12 летний школьник, которому мамуля выбирала сеанс и сказала, что Мстители 16+ и ему нельзя такое смотреть. Какого же наверное удивление у мелкого было, когда фашику размозжило голову и это было показано:)!

    ответить

  • Кстати, Хабенский обещал, что не будет детского кино-сдержал обещание!

    ответить

  • 16

    ЛедПламя 2 мая 2018, 12:18 пожаловаться

    #

    Концлагеря — очень серьезная и страшная тема, и фильмы об этом всегда очень тяжело смотреть, в любой манере исполнения и от любого режиссера, для меня лично

    ответить

  • 25

    ДжиМэн 2 мая 2018, 15:10 пожаловаться

    #

    Можно еще отметить довольно сильные фильмы:

    «Серая зона» (2001) https://www.kinopoisk.ru/film/seraya-zona-2001-2892/

    «Фальшивомонетчики» (2006) https://www.kinopoisk.ru/film/falshivomonetchiki-2006-258937/

    «Триумф духа» (1989) https://www.kinopoisk.ru/film/triumf-dukha-1989-2843/

    «Лес богов» (2005)
    https://www.kinopoisk.ru/film/les-bogov-2005-137740/

    «Без судьбы» (2005) https://www.kinopoisk.ru/film/bez-sudby-2005-48681/

    ответить

  • 5

    lPhenomenl 2 мая 2018, 17:23 пожаловаться

    #

    На меня впечатление произвели сцены концлагеря из Братьев по оружию

    ответить

  • 3

    Penyly 2 мая 2018, 19:30 пожаловаться

    #

    Совершенно непонятно — зачем Хабенскому под было браться за режиссуру такого сложного фильма? У нас в стране не хватает профессиональных режиссеров? Странный выбор для дебюта в режиссуре.

    ответить

  • «- Почему для своего режиссерского дебюта вы выбрали именно такую тяжелую тему?

    - Эту тему предложили продюсеры. Не было такого, чтобы передо мной разложили сто сценариев и сто предложений. Нет, поступило именно это конкретное предложение.» © (Цитата из интервью Хабенского, источник http://tass.ru/opinions/interviews/5160554)

    ответить

  • Да и к тому же, профессиональные режиссёры либо не возьмутся за такую тему, потому что уже старость и не радость(Кончаловский, Михалков и тд.), да и к тому же подстроятся под детсадовский рейтинг и получится очередная детсадовская хренотня!

    ответить

  • Миша! Я Вам поставила минус. Потому что Вы должны даже в Вашем нежном возрасте обдумывать свои слова. Пора начинать прямо сейчас.

    «профессиональные режиссёры либо не возьмутся за такую тему, потому что уже старость и не радость(Кончаловский, Михалков и тд.)» ©
    В статье, под которой мы тут оставляем комментарии, упомянут фильм «Рай», который снял (внимание!) Кончаловский. В своём преклонном возрасте вот взял и на тему замахнулся, и снял.

    И вообще, всё, что Вы тут написали про режиссёров — ошибочно.

    ответить

  • Спасибо за адекватную критику, но всё же после Щелкуна я до сих пор не прощу Кончаловского. А Михалков насосал бюджета из наших же налогов и снял Фуфло!

    ответить

  • У Кончаловского разные работы.))) Хорошие и интересно сделанные.

    А вот, кстати, про Михалкова: его фигура стала настолько одиозной, что что бы он ни снял теперь, заранее обречено на неприятие. Ему теперь под псевдонимом нужно снимать, пожалуй.

    Лично мне грустно от того, что произошло. Михалков когда-то снял просто гениальные «Без свидетелей» и «Утомленные солнцем». И много других хороших картин. Скорблю. Для меня эти продолжения УС — ножом по сердцу.

    ответить

  • Про то, что у Кончаловского разные работы и достаточно хорошие есть-без сомнения. Но Щелкун была глупая идея делать- не получилось к сожалению!Почему я не могу простить?Это самая худшая сказка, что видели мои глаза и к сожалению вечер был испорчен(смотрел давно).
    Михалкова время прошло и сейчас он может быть только продюсером-и не более

    ответить

  • Невольно сравниваешь с недавним «Сыном Саула» венгерского режиссера Ласло Немеша. Тот лишён голливудского лоска и мелодраматики, и потому по-настоящему страшен. Кто не смотрел, посмотрите…

    ответить

  • 2

    BlastBik 9 мая 2018, 14:10 пожаловаться

    #

    Я бы ещё «Мальчик в полосатой пижаме» упомянул.

    ответить

  • Snelheid 10 мая 2018, 00:47 пожаловаться

    #

    Фильма «Жернова смерти» на Кинопоиске нет.

    ответить

  • 8

    ДжиМэн 10 мая 2018, 10:14 пожаловаться

    #

    Есть. https://www.kinopoisk.ru/film/death-mills-1945-11472/

    ответить

  • 2

    Snelheid 14 мая 2018, 02:13 пожаловаться

    #

    Спасибо!

    ответить

  • 7

    ДжиМэн 10 мая 2018, 10:29 пожаловаться

    #

    А из современных можно упомянуть немецкий же «Голый среди волков» (2015)
    https://www.kinopoisk.ru/film/golyy-sredi-volkov-2015-844880/

    ответить

  • 4

    bukreev53 16 мая 2018, 22:04 пожаловаться

    #

    покажите фильм «Собибор. Что вы его прячете ? Сколько можно авторизоваться? Мне 65 лет, а вы как со щенком… Твари !!!

    ответить

  • 2

    -PLUTONY- 23 мая 2018, 23:02 пожаловаться

    #

    Хороший фильм (постановка, актёрская игра, атмосфера). Буквально недавно пересматривал Климова «Иди и смотри» — вот это сила и жуть. Хабенскому поклон и уважение.

    ответить

  • Alexeyfox 6 июня 2018, 03:09 пожаловаться Освенцим (Аушвиц), Уве Болл

    #

    https://www.kinopoisk.ru/film/osventsim-2010-566269/

    ответить

 
Добавить комментарий...