всё о любом фильме:

Сын Саула

Saul fia
год
страна
слоган-
режиссерЛасло Немеш
сценарийЛасло Немеш, Клара Ройер
продюсерГабор Райна, Габор Шипош, Кристина Пинтер, ...
операторМатьяш Эрдей
композиторЛасло Мелиш
художникЛасло Райк, Хедвиг Кирали, Эдит Сюч, ...
монтажМаттьё Тапонье
жанр триллер, драма, военный, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в России
зрители
Россия  7.1 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время107 мин. / 01:47
Аушвиц, 1944 год. Саул Аусландер — еврейский пленный и член зондеркоманды. Его работа — сопровождать в недолгий путь узников, которые прибывают в лагерь беспрестанно. Потом — зачищать следы их присутствия и ждать новых. Среди тысяч людей, проходящих через газовую камеру, один выживает на считанные минуты. Саул узнает в нем своего сына и решает во что бы то ни стало похоронить тело по всем правилам. Теперь это его единственная цель в расплавленном, так непохожем на жизнь пекле лагеря смерти. Уберечь тело от топки, спрятать его, разыскать раввина, — задачи практически невыполнимые и безумные на фоне мясорубки, жернова которой Саулу приходится крутить самому, чтобы выжить. В лагере зреет восстание, Саул становится слишком уязвимым, но он думает только о сыне… которого, возможно, у него никогда не было.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.60 (19 031)
ожидание: 99% (370)
Рейтинг кинокритиков
в России
100%
15 + 0 = 15
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 115 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Что может сломить сильный мужской дух? Что может пробуждать и поддерживать страх и ужас в сердце мужчины? Что может превратить мужчину в ничто? Только мощнейшая сила, сила извергов, животных. Унижения — сплошь и рядом. Издевательства на каждом шагу. Не каждый здравомыслящий человек сможет выдержать такое. Но что же объединяет всех этих людей? Общая цель, общее дело, общие желания — желание жить и желание выбраться на свободу. Встречаются среди них и те, у кого сносит крышу и появляются безумные идеи, не связанные с побегом.

    Начиная примерно с 20-й минуты фильма цепочка событий начинает путаться, многообещающая тема подводит, все происходящее становится не интересным… Описывать детали фильма не буду.

    Насколько я понимаю, «Оскар» фильм получил по большей части за работу оператора. Картина отличается манерой съемки, что сразу же заметно. Не хочу сравнивать, но слова сами лезут на язык — как в прошлогоднем оскаровском «Бёрдмэне».

    Для дебютной роли Геза Рёриг сыграл великолепно, но смотреть Великую Войну с такой стороны — глазами безумца — мне было не интересно.

    4 из 10

    27 июля 2016 | 20:42

    «Сын Саула» — оскароносная венгерская лента этого года, задающая границы игровому кино и испытывающая их на прочность. Подобно бессмертной ленте Элема Климова «Иди и смотри», постановщик данной картины Ласло Немеш подбирается к пределам зрительской чувствительности, но делает это даже убедительнее, чем его советский коллега, потому что снимает фильм почти без монтажа, единым сложнопостановочным планом, новаторски используя камеру, снимающую из-за плеч персонажей, снимая не в фокусе второй фон, на котором и развертывается основное действие, сосредотачивая внимание зрителя на поведении главного героя и его лице.

    Фильм посвящен деятельности так называемых зондеркоманд, собранных из евреев групп, по обслуживанию нацистских концлагерей, а вернее одних суток из их деятельности. Режиссер использует одно сюжетное допущение (узнавание главным героем в одном из погибших в газовой камере мальчике своего сына), чтобы провести зрителя по всем кругам концлагерного ада, туда, где людей травят газом, где трупы сжигают, а одежду и драгоценности педантично разбирают. В какой-то момент мы даже попадаем в апартаменты СС, мельком видим их роскошный стол и полки, уставленные книгами.

    Фильм Немеша лишен и грамма сентиментальности того же «Списка Шиндлера», но избегает также и натурализма «Иди и смотри», он не в фокусе или мельком показывает трупы и насилие, как зловещий, потусторонний фон, который окружает главного героя, мечтающего о погребении своего сына. Его ли это сын, мы сомневаемся до самого финала, ибо много фактов указывает на то, что герой просто сошел с ума. Порой кажется, что мы в какой-то дьявольской компьютерной игре, когда надо во что бы то ни стало выполнить задание в то время, как все вокруг пылает и уничтожается.

    Фильм очень хорошо демонстрирует, что такое фашизм, его кровавую бухгалтерию, показывает ее как изнанку рационализма, педантичность в уничтожении, упорядоченность, гигантский маховик по истреблению людей, в котором все учтено. С полным правом можно утверждать, что такого фильма еще не было на экране, настолько все в нем отточено и убедительно, настолько его форма изоморфна изображаемой теме. Восхищают актерские работы, созданные на чередовании одних лишь крупных планов, в манере поведения героев присутствует своего рода заторможенность, оглушенность происходящими событиями, раздавленность испытаниями.

    Исполнитель главной роли Геза Рериг работает на полутонах, показывая превращение человека в животное в эпицентре борьбы за выживание, порой кажется, что на его лице — скорбная маска, но это обманчивое впечатление, на самом деле нюансы эмоций, самого разного плана проходят по его лицу, на котором действительно отпечатались тяжелые условия жизни. Порой кажется, что все актеры — непрофессионалы, но это тоже обманчиво, настолько аутентично они вживаются в роли, будто они всю жизнь работают в зондеркомандах.

    Исполнены трагического, но ненавязчивого пафоса сцены унижения главного героя эсэсовцами, в котором именно они теряют человеческий облик в обезьянничании и фиглярствовании, Саул же хоть и раздавлен, но все же остается человеком. Фильм дегероизирует историю Второй Мировой в отличие от фильмов 40-50-х, где делался упор именно на героическую составляющую сопротивления нацизму (вспомним ленты Росселини или советские картины 50-х), здесь же придавленность задачей выживания во что бы то ни стало стирает границы между героем и ординарным человеком. Здесь не увидишь плевков в морду эсэсовцам, вдохновенных речей перед расстрелом и прочих клише антифашистского кино.

    Фашизм препарируется в «Сыне Саула» более тонко, как безостановочное унижение человеческого достоинства, как подчинение понятий чести и совести задачам биологического выживания, фашизм хотел лишить человека звания человека, растоптать его, в этом была его цель. Потому возмущают отзывы зрителей, говорящих о спекулятивности материала фильма — это насколько толстокожими циниками надо быть, чтобы не проникнуться этой замечательной картиной, лучшей лентой года, испытывающей на прочность зрительские нервы?!

    Насколько надо погрузиться в свои айфоны и айпэды, чтобы не замечать и не понимать того, о чем говорит этот фильм? Насколько надо забыть о том, что такое фашизм и не желать знать о нем?! Уважаемые зрители, иногда надо подвергнуть себя шоковой терапии, чтобы вновь обрести звание человека, сострадающего существа, которое теперь втаптывает в грязь консюмеризм, уничтожая человеческое безоглядным потребительством и товарным изобилием, чтобы, сбросив коросту жестокосердия, вновь осознать себя не потребляющим животным, но тем, кто готов видеть и чувствовать даже тогда, когда это больно до невозможности.

    23 июля 2016 | 14:23

    Последний раз рецензию к фильму я написал 1,5 года назад, но тут меня просто прорвало… Признаюсь, когда я шел на оскароносный фильм про немецкий концлагерь, я полагал, что увижу очередной глянцевый ужастик с выстрелами, криками и крупными планами умерщвленных людей. Уж очень многие спекулировали над самым трагичным событием в истории человечества. Однако, к моему удивлению, создатели фильма представили действительно самый правдивый фильм про лагерь смерти. Справка: я прочел как минимум 20 книг про немецкие концлагеря, написанные узниками, комендантами и освободителями лагерей, поэтому я знаю буквально всё об ужасах, которые творились в их застенках.

    Увы, композиционно работа не выполнена на высоком уровне, чувствуется слабая постановка. Я бы сказал, что дебют Ласло Немеша, как режиссера, не состоялся, но как сценарист он по праву заслужил оказанные фильму почести. Безусловно сильной стороной фильма является сюжет, основанный на драме главного героя, который пытается во что бы то ни стало решить невозможную и, как выясняется в конце фильма, бессмысленную задачу. Также, учитывая восточноевропейское происхождение фильма, можно сделать скидку, в том числе, и на игре актеров, некоторые из которых весьма топорно представили свои образы.

    Тем не менее, в фильме предельно достоверно переданы быт и работа узников концлагеря и по совместительству членов зондеркоманды. Все их механические движения, отрешенный и бессмысленный взгляд в пустоту. Показан весь процесс сопровождения новых жертв в газовые камеры, обработку камер после процедуры, работу у печей крематория и даже ямы, в которых сжигали трупы, когда печи не справлялись с количеством поступающих «вещей». В общем, все те ужасы, которые авторы военных фильмов для массового зрителя предпочитают избегать. При этом данные сцены не смакуются, не предстают в «неглиже», акцент всегда остается на главном герое — в центре повествования его переживания.

    Однако в погоне за реализмом авторы увлеклись съемками «дрожащей камерой». В некоторых случаях кадры с ручной камерой выглядят неубедительно и выполненными из рук вон плохо. В особенности, когда это касается сцен погони и быстрого перемещения в кадре главного героя.

    Но аутентичность фильма и высокий уровень драматизма нивелирует большинство минусов. После просмотра фильм требует глубокого переосмысления.

    Просмотр строго для психологически стойких и подготовленных людей!

    8 из 10

    21 апреля 2016 | 00:48

    Похожий опыт мне довелось испытать однажды, читая «Искру жизни» Ремарка, лежа на пляже в Коктебеле. Погружаясь в мир обитателей концлагеря, периодически отрывая взгляд от страниц, как за глотком воздуха выныривая в окружающую реальность с вполне живыми, разной степени упитанности, загоревшими и бодрыми, ни о чем таком не думающими отдыхающими согражданами. Так и в этот раз из праздничной атмосферы фестивальной Одессы я и еще порядка пятисот добровольцев переместились в шокирующий мир адского конвейера для истребления евреев, к созданию которого нацисты подошли с истинно немецким педантизмом. И фильм, отображающий все этапы процесса от прибытия вагонов с людьми до сплавления пепла сожженных по реке, является в высшей мере убедительным напоминанием и предостережением о том, что может быть в кульминации действа, которое начинается с деления людей на сорта.

    Картина начинается с объяснения того, что в концлагерях из числа евреев, приговоренных к уничтожению, формируются зондеркоманды, которые выполняют всю грязную работу. Это позволяет им получить отсрочку на несколько месяцев, по истечению которых, их постигает участь соплеменников. Только это отличает их от остальных да еще большой крест, небрежно намалеванный красной краской сзади на куртке. И неизвестно, что хуже погибнуть сразу, до последнего момента имея искру надежды на выживание, или став пособником преступления и понимая, что ожидает в конце, пройти через все круги ада.

    В первые мгновения камера фиксирует размытое изображение, из которого возникает и остается уже практически до конца фильма лицо Саула Аусландера (Геза Рёриг), одного из членов зондеркоманды, оставляя все происходящие вокруг него ужасы нечеткими и смазанными, лишенными деталей, но не ставшими оттого менее пугающими, вкупе со звуками и видимыми деталями вызывающими приступы головокружения и тошноты. Вполне вероятно, что также срабатывал защитный механизм сознания главного героя, направляя большую часть времени его взгляд в никуда, чтобы избежать вида окружающей воистину адской реальности или опасности попадания в поле зрения одного из представителей «высшей расы», внимание которых не сулило ничего хорошего.

    Не вдаваясь в лишние мрачные подробности, скажу лишь, что сюжет вращается вокруг попыток главного героя спасти тело мальчика, которого он считает своим сыном, и найти раввина для того, чтобы организовать традиционную погребальную церемонию. На первый взгляд эти его действия, особенно на фоне того, что в это время группа занимается документированием преступлений нацистов и подготовкой то ли к побегу, то ли к восстанию, кажутся не только бессмысленными, но и подвергающими смертельному риску живых людей. Возможно, это отчаянная попытка героя сохранить в себе остатки человечности. Окончательный вывод вы сможете сделать сами, если найдете в себе мужество на два часа погрузиться в кошмар, который был уготован миру еще в прошлом столетии и вероятность повторения которого, в тех или иных масштабах, существует и по сей день.

    8 из 10

    26 июля 2015 | 13:46

    Пожалуй, не найдётся темы, более серьёзной в кинематографе, как холокост и геноцид, многие сразу же вспомнят «Список Шиндлера» Спилберга и посчитают режиссёрский дебют венгра Ласло Немеша просчитанным ходом для приобретения «Оскара». К сожалению, шумиха, связанная с номинацией на золотого болванчика, порой не идёт на пользу восприятию рядовому зрителю. Только не стоит забывать, в данном случае перед нами не только случай, который возможно имел место в истории тех страшных дней происходивших в Аушвице 1944-го года, но здесь так же демонстрируется существо с чертами человека. Человек (да и то уже вряд ли) по имени Саул своим понурым взглядом производит впечатление жуткое, — сжавшийся, выжатый, ослабленный, истощённый, усталый, еле живой, вытирая с пола кровь своего народа, он немного походит на героя книги Гроссмана «Судьба человека».

    Во всей суматохе, адском хаосе, страшной рабочей рутины завода по уничтожению населения, у нашего героя есть только одна возможность побыть хоть на одно мгновение человеком, — похоронить своего сына соблюдая обряд своего народа. И когда ты полностью осознаёшь всю тяжесть данной истории, понимаешь желание авторов фильма, сводится к простой единственной цели, показать последний островок человечности, сохранения традиций своего народа и просто понятную, мотивированную родительскую любовь, пускай даже так. Словно обратная, ужасная сторона трагикомедии «Жизнь Прекрасна», только здесь не будет детского смеха, обстановка убивает надежду на счастливый конец. Камера же оператора Матьяша Эрдей следует за каждым шагом Саула, и в воду, и через огонь, за каждым его действием, — форма выбрана верной и точной, благодаря этому зритель может стать полноценным свидетелем происходящего. И возможно зритель разглядит во впавших глазах несчастного отца огонёк светлого в том самом месте, где солнца не видно из дыма крематориев, а люди не живут, не выживают, а медленно и уверенно разлагаются, на мёртвом месте, которое я надеюсь, никогда больше не заработает.

    Существенный минус действия(касаемо самой реализации), — отсутствие резких моментов и интересных деталей, картинка словно плывёт перед твоими глазами, оставляя в памяти Гезу Рёрига, главное открытие для меня найденное тут, актёрская игра выше всяких похвал!

    Спасибо за внимание, смотрите кино! И самое главное берегите близких…

    14 апреля 2016 | 17:13

    Освенцим, октябрь 1944 года. Саул Аусландер (или, если читать имя согласно правилам венгерского языка, Шаул), венгр из Ужгорода, работает в зондеркоманде. Он еврей, как и его капо (начальник команды), и выполняет каждый божий день работу, от которой у самих немцев в концлагере не выдерживали нервы. Члены зондеркоманды сопровождали новоприбывших заключённых в газовую камеру ("Поторопитесь, вас ждёт чай после душа и дезинфекции!»), обрабатывали и уничтожали трупы. Саул занимался тем, что под приглушённые крики из закрытой комнаты срывал с вешалок одежду, забирал всё, что имело хоть какую-то ценность, а потом увозил тела прочь. Он работал в дневную смену, была и ночная. Были отряды, которые работали в крематории или ссыпали прах лопатами в Вислу. Были люди, которые загоняли пленников в ямы, потому что печи не справлялись. У каждого была своя функция на этой фабрике смерти.

    Такую работу не выбирают, она сама находила тех, кто отдавал ей остатки своей воли и своей жизни. Неудивительно, что многие служащие бросались в камеры и кончали жизнь самоубийством. Впрочем, зондеркоманды долго не работали в одном составе — 2-3 месяца от силы. Пусть даже и в условиях, которые заметно отличались от остальных (в лучшую сторону, конечно).

    В один прекрасный день Саул, став свидетелем смерти мальчика, внезапно подумает, что это был его сын. И решает похоронить его по всем правилам. Но сначала в этом аду нужно найти раввина, в то время как зондеркоманда узнаёт о своём готовящемся уничтожении и отчаянно пытается организовать побег…

    Как Ласло Немеш, режиссёр короткометражек, мог перейти к съёмках столь тяжёлого, в некотором смысле — самобытного, фильма?

    В 2005 году Немеш был во Франции, где наткнулся на одну книжку, переведённую с идиша на французский. Подозреваю, что это были записки, или, если угодно, послания белорусско-литовского еврея из зондеркоманды Залмана Градовского, лидера группы Сопротивления; записки его и ещё нескольких евреев были спрятаны в тех ямах, в которых закапывали прах из крематориев. Книга произвела на Ласло Немеша столь неизгладимое впечатление, что однажды, сидя с Кларой Ройер за чашечкой кофе, решил, что они могут, нет — даже должны! — написать сценарий. И снять фильм.

    Я была настроена на нечто, что можно было бы сравнить со «Списком Шиндлера» или «Жизнь прекрасна». Но это скорее ближе к фильму «Без судьбы» (снятого по полуавтобиографическому роману венгерского писателя Имре Кертеса, лауреата Нобелевской премии по литературе). Впрочем, оговорюсь — «Сына Саула» вообще сложно с чем-то сравнивать. Такого фильма о концлагерях ещё не было.

    Саул в исполнении Гезы Рёрика, непрофессионального актёра, похож на человека, который скорее существует, чем на самом деле живёт — и это можно понять, при такой работе остаться человеком сложно. Он восхищает своей стойкостью, упрямством, порой приводит в недоумение своей логикой, но Боже, разве нужно искать логику в том, что делает отец ради похорон сына в Освенциме? Камера неотступно следует за ним и помогает вжиться, влиться во всё происходящее. Настолько, что после фильма я была как овощ, как выжатый лимон, без эмоций, лишь с тупой опустошённостью. Иначе не получается. Потому что то, что видишь глазами Саула и что для него — каждодневная рутина, для нас станет ещё одним доказательством того, что Освенцим — место проклятое, которое умалчивает сотни подобных историй и меняет людей без возврата к прошлым жизням.

    А вокруг Саула есть и его сотоварищи по несчастью. Венгры, русские, поляки. Те, кто готов рискнуть всем. И выбраться. И пять минут отдохнуть. И идти дальше — к партизанам. Те, в ком ещё горит искорка жизни. Искра на пепелище…

    Я не могу поставить 10 этому фильму. Мне вообще сложно его оценить. Немного тяжело было угнаться за скачущим оператором, толком не поняла, что за девушка на складе с чемоданами, лёгкое недоумение вызвал рыжеволосый мальчик в лесу (но тут трактовок, по признанию Клары Ройер, может быть несколько). Но я не рассматриваю это как какие-то ужасные недостатки. Если честно, я их толком-то и не вижу. Всё заслоняют эмоции и размышления, от которых не могу избавиться уже второй день. Размышления о Холокосте, о простых людях, у которых не было выбора, о превратностях судьбы, о том, что мы должны, обязаны помнить о подобных вещах.

    Если получится, смотрите в оригинале с субтитрами. Правда, так гораздо лучше. Сильнее, наверное.

    Оставь надежду, всяк сюда входящий (с) Данте

    9 из 10

    24 февраля 2016 | 21:22

    Дебютная работа Ласло Немеша привлекла мое внимание, не стесняюсь этого признать, своим фестивальным успехом, да и фильмов про холокост с точки зрения зондеркоманды выходило не так уж и много, тем более производством занималась такая некинематографическая страна как Венгрия, чем и было подогрето мое любопытство.

    С начала и до конца фильма режиссер ставит в эпицентр событий историю одного из участников зачистки умертвленных в газовых камерах евреев Саула Ауслендера. Если события новоиспеченного блокбастера «Хардкор» происходят от первого лица, то история «Сына Саула» происходит от второго. Камера устремленна только на главного героя, изредка показывая действие на втором плане, полное чудовищных и нелицеприятных сцен. «Сын Саула» получился довольно гнетущим и обескураживающим, однако это, на мой взгляд, один из самых выдающихся дебютов со времён «Возвращения» Звягинцева или «Торжества» Винтерберга.

    Не стану пересказывать сюжет, подчеркну лишь мастерство режиссерской и операторской работы, а так же выдающуюся актерскую работу Гезы Рёрига, эта роль-настоящее открытие года. Его герой не оставит равнодушным даже самого скупого на слезу зрителя, и, уверен, войдет в историю кино, как один из самых сложных персонажей в кино. «Сын Саула» целиком и полностью заслужил свой «Оскар» и хвалебные отзывы кинокритиков даже только за то, что таких величественных и трудоемких по своей структуре фильмов уже почти не снимают без халтурных хромакеев и компьютерных спецеффектов, которые не ленятся даже использовать в романтических ситкомах.

    Вердикт таков, «Сын Саула» абсолютно заслужил просмотр в кинотеатре, это по-истине шедевр, который предлагает свою, более объективную точку зрения на ужасы самой жестокой и кровополитной войны XX века.

    10 апреля 2016 | 14:57

    Наконец-то я посмотрел нашумевший фильм «Сын Саула». Такого кино — ужасного и сильного — я давненько не видел! Фильм сдавил моё сердце до крови…

    А ведь это режиссерский дебют Ласло Немеша! На мой взгляд — самый яркий и многообещающий дебют последних лет.

    Еще до просмотра, меня впечатлила фестивальная судьба этой кинокартины:

    Мировая премьера фильма «Сын Саула» состоялась 15 мая 2015 года на Каннском кинофестивале, на котором эта картина завоевала «Гран-при». А в феврале 2016 года «Сын Саула» удостоился премии «Оскар» в номинации за лучший фильм на иностранном языке.

    Но ведь бюджет этой киноленты — смехотворный — чуть больше одного миллиона долларов. Оказывается, и за такие деньги можно снять Шедевр.

    Сценаристы — Клара Ройер и Ласло Немеш — прежде чем приступить к работе, пересмотрели сотни архивных документальных кинолент. Это было необходимо для воссоздания в кадре мельчайших деталей быта «Лагеря смерти». По сюжету фильма, действие происходит в концлагере Освенцим (Аушвиц). Главный герой — Саул — входит в зондеркоманду (специальную группу заключённых, которым нацисты поручают выполнять работы, по уничтожению людей в газовых камерах и сжиганию тел в крематории). Однажды нацистский врач убивает выжившего в газовой камере мальчика. Обезумевший Саул «признаёт» в мальчишке своего сына…

    Исполнитель главной роли — Геза Рёрик — непрофессиональный актер. Но как он живёт в кадре! Именно «живёт», потому что профессиональный актер стал бы играть, и получилась бы этакая киношная правда. А Геза Рёрик живёт, и ему веришь безоговорочно. Загляните в эти абсолютно безумные глаза, переполненные трагизма и подсознательной надежды в полной безнадёге. Такое ощущение, что Геза Рёрик действительно прошел все круги фашистского ада.

    Почему при просмотре таких фильмов, как «Сын Саула», у нас, людей, не знающих войны и ужаса концлагерей, открываются кровавые стигматы души? Наверное, потому что в этой кинокартине показаны те самые неуловимые подробности, которые невозможно придумать. И эта боль, этот ужас передан нам на генетическом подсознательном уровне. Это те болевые точки, которые страдают в нас и не дают нам покоя.

    Рекомендация: смотреть обязательно. Хотя… такое кино не для слабонервных.

    10 из 10

    17 апреля 2016 | 14:08

    «Сын Саула» — это, пожалуй, самый успешный режиссерский дебют нашего времени. Гран-при в Каннах, награда Фипресси, Оскар за лучший фильм на иностранном языке, Золотой глобус и целая гора других престижных кинопремий. Простые зрители также оценили картину очень хорошо — 84% положительных оценок (audience score) на портале Rotten tomatoes. И вся эта честь и хвала досталась венгру Ласло Немешу (дебютанту в большом кино) далеко не зря.

    Начать стоит с того, что это вовсе не очередной «просто хороший фильм», который вызывает лёгкий восторг, а потом частично вылетает из памяти, не оставляя после себя никакого культурного и художественного влияния. Наоборот, картина Немеша имеет все шансы войти в историю кино из-за своего необыкновенного мрачного стиля, особо жуткой атмосферы, художественности высокого уровня, ну и конечно же того факта (задумка режиссёра, посыл фильма как доказательства), что картина является чуть ли не памятником гуманизму и самопожертвованию.

    Описание: Аушвиц, 1944 год. Невольным соучастником непрерывного ужаса холокоста становится венгерский заключенный Саул Ауслэндер. В составе зондеркоманды одного из крематориев он занимается сожжением мертвых тел. Он также провожает евреев в газовые камеры. Однажды Саул среди груды трупов узнает своего сына. Посреди нечеловеческого кошмара Саул решается на отчаянный шаг — спасти тело от сожжения. Он хочет устроить достойные похороны и с этой целью ищет раввина, который смог бы провести службу. Тем временем среди зондеркоманды проходит слух, что скоро их должны ликвидировать. Не желая мириться с подобной кончиной, заключенные решаются устроить бунт и уничтожить крематорий.

    В кинематографе уже давно не было такого персонажа и примерного героя, как Саул Ауслэндер. Человек, готовый рисковать собой ради хоть и уже не живого, но зато светлого и безгрешного мальчика. Сын ли это Саула? Вряд ли. Но зрителя может поразить целеустремленность главного героя, ярое желание похоронить ребёнка по еврейскому обычаю, в нормальных человеческих условиях. С другой стороны, он сосредоточен только на спасении тела. Его, увы, не волнует план побега и он становится уязвимым. За воплощение такого шикарного образа в реальность нужно поблагодарить исполнителя главной роли — Гёзу Рёрига. Да простит меня великолепный Майкл Фассбендер, но Рёриг однозначно лучший актёр 2015 года. Одной только игрой взглядом он может произвести на вас впечатление выдающегося артиста.

    С самого начала мы следуем за Саулом и ни на секунду его не покинем до конца фильма. Подобно стилю братьев Дарденн и Гаса Ван Сента, камера движется за главным героем (план со спины) иногда направляясь на лица крупным планом. Удивительная игра со светом, бликами, фокусацией, силуэтами и движением камеры. Формат кадра достаточно «узковатый» для большого авторского кино, что даёт ощущение, как будто тебя давят и сжимают. Такой прием усиливает эффект погружения в картину.

    Режиссер и оператор выработали четкий художественный почерк, созданный с помощью ярких и великолепно взаимодействующих друг с другом элементами. На мой взгляд, повторить подобное — очень сложно, но в будущем этот стиль окажет влияние на новое поколение кинематографистов, можно в этом и не сомневаться.

    Ласло Немеш, подобно многим великим мастерам от мира кино, уделил своё внимание на качество постановки, проработку атмосферы, создания деталей и взаимодействие с другими членами съёмочной группы, для того, чтобы конечный результат поразил зрителя, что бы каждый «пунктик» был выполнен так как надо. Удивительно, но молодой режиссер, дебютант в большом кино, способен потягаться с некоторыми классиками.

    Фильм заставляет задуматься о сути человеческого самопожертвования, о сути внутренней человечности в целом. Более того, тематика холокоста остаётся актуальной, выходя за рамки времени, что вызывает достаточно шокирующее и жуткое впечатление, вкупе с обидой и стремлением хоть что то изменить. Рассказывать про смысл, посыл фильма — бессмысленно, так как для каждого зрителя должен быть свой личный experience и собственные выводы.

    Почему такая маленькая рецензия? Проблема в том, что про «Сына Саула» очень сложно говорить (но сказать есть что) и не очень то приятно вспоминать. Картина очень страшная. Аналогов страшнее и печальней её в кино XXI века очень трудно найти. Давящая атмосфера, очень неприятные сцены, крики, стоны, боль и трагический концепт. Невольно начинаешь проводить параллели с нашим отечественным легендарным шедевром Элема Климова «Иди и смотри», которым от части вдохновлялся Немеш. После просмотра ты вдавливаешься в кресло и чувствуешь опустошение, которое нельзя ни с чем сравнить.

    «Сын Саула» — это тот фильм, от которого невозможно получить приятные эмоции, но тем не менее это тот фильм, который необходимо посмотреть, хотя бы потому что после просмотра вы более чем обогатитесь. Masterpiece.

    Аплодисменты стоя Ласло Немешу.

    4 апреля 2016 | 22:41

    Прочитав рецензии, вовсе не хочу переубеждать тех, кто уверен, что Холокост — потенциально оскарообещающая тема. Ещё Пушкин предупреждал. Он прав: это вполне бессмысленно. С другой стороны, находясь под сильнейшим впечатлением от фильма, в самом жару освенцимского ада, не буду всматриваться, как это сделано: блестящее киноведческое исследование Ларисы Малюковой в «Искусстве кино» для непрофессионалов закрыло тему. Какие же вопросы развернул передо мной фильм?

    Почему именно эту немыслимую задачу поставил перед собой Саул (или, скорее, Савл)? По рецензиям гуляет мнение, что это сообщает хоть какой-то смысл полной бессмыслице существования в зондеркоманде. Ну а борьба за жизнь товарищей героя по несчастью разве такого смысла не даёт? А ведь он усиленно уклоняется от участия в ней. По-моему, в фильме как никогда ясно представлено мировосприятие человека Торы. Так и веет упованием на божьи чудеса, на торжество своего блага и погибель врагов в обмен на безграничное доверие, готовность пожертвовать даже долгожданным сыном в подтверждение веры, в которой нет сомнения. Сама обстановка требует, чтобы Саул обладал максимальной пластичностью, мгновенно подчиняясь каждому новому приказу. Им играют, как мячиком, и фашисты, и полицаи, и готовящиеся восстать (восстающие ничуть не вызывают большей симпатии, чем все чужие, мотив героизма снят, они борются только за себя, и чужие — все), и никто не ощущает сопротивления, а он подспудно гнёт своё. Но не так ли веками жили евреи, и такое упование на Всевышнего оправдалось: где ныне гордые вавилоняне, потомки древних египтян, великие парфянцы и многие-многие жившие с ними рядом? А евреи сохранились с тем же почитанием Торы, теми же обрядами, пейсами, тем же восхищением книжной премудростью и лукавой иронией над собой и «еврейским» счастьем. Неукоснительным исполнением обряда проводов покойника Саул не только заботится о будущей жизни возможного сына (чего не смог исполнить на земле), но и приобщается к вековым традициям, обеспечившим выживание народа. Нет сомнения, что он никогда так не жил, был простым часовщиком в небольшом городке, ничем не выделялся, часто ли заглядывал в синагогу? Но именно ад Освенцима его сначала подавил, а потом пробудил, и именно этот момент демонстрирует фильм. Для Немеша Освенцим — своеобразная модель мира, поражающая своей откровенностью и неприкрытостью. Сообщество предельно атомизировано: каждый занят лишь личным выживанием, каждый готов ежеминутно воспользоваться каждым и предать любого. У Саула ни малейших иллюзий по поводу внезапного возникновения, как и исчезновения друзей, опекунов и пр. Опереться можно лишь на то, что проверено веками.

    Всё высказанное касается евреев, при чём здесь остальные? А то, что рассказано в Библии, оно не о евреях? И касается только их? Немеш настаивает на присоединении к вековым традициям и устоям, иначе… Звонко звучат выстрелы на фоне неба, досказывая историю, и в довершение «еврейского» счастья привёл их сюда ребёнок, никому лично не желавший зла: так уж устроен этот мир. Чуда лично для Саула не будет, да он на него и не рассчитывал, А чудо для народа, как всегда, произойдёт. Как всегда?

    Взгляд Немеша на человечество ничуть не оптимистичней, чем у учителя — Беллы Тора, но, с чем связаны его надежды, предельно ясно

    9 из 10

    21 апреля 2016 | 16:53

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>