всё о любом фильме:

Сансет бульвар

Sunset Blvd.
год
страна
слоган«A HOLLYWOOD STORY: Sensational...Daring...Unforgettable...Sunset Blvd»
режиссерБилли Уайлдер
сценарийЧарльз Брэкетт, Билли Уайлдер, Д.М. Маршман мл.
продюсерЧарльз Брэкетт
операторДжон Ф. Сайц
композиторФранц Ваксман
художникХанс Драйер, Джон Миэн, Эдит Хэд, ...
монтажАртур П. Шмидт
жанр фильм-нуар, драма, ... слова
бюджет
$1 752 000
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время106 мин. / 01:46
Номинации (3):
Молодой сценарист Джо Гиллис сидит на полной «мели», его преследуют кредиторы, ему не на что поесть, ему кажется, что жизнь кончилась.

Машина, на которой он отправляется бездумно и бесцельно неизвестно куда, вдруг резко виляет в сторону (лопнула шина!) и влетает во двор особняка знаменитой в прошлом, но увядающей в настоящем кинозвезды Нормы Десмонд…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
98%
58 + 1 = 59
9.3
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • «Сансет бульвар» стал последней совместной работой Уайлдера и Брэкетта, до этого сотрудничавших в течение 14 лет.
    • Первоначальные варианты сценария проходили под названием «Банка фасоли» (A Can of Beans), поскольку авторы боялись, что студия не поддержит сценарий, в котором выражен негативный взгляд на киноиндустрию. Их опасения подтвердились. После того как фильм вышел на экраны, руководитель MGM Луис Б. Майер обвинил Уайлдера в оскорблении Голливуда. Майер считал, что Уайлдера следует изгнать из киносообщества, которое его вскормило и воспитало.
    • Съемки фильма начались еще до того, как был закончен последний вариант сценария.
    • Дословно название улицы, где происходит основное действие фильма, переводится как «Бульвар заходящего солнца». Это название выбрано не случайно, так как и главная героиня Норма Десмонд, и бывший режиссёр, а ныне дворецкий Макс фон Майерлинг, и гости Нормы Десмонд — это «зашедшие солнца» кинематографа, «звёзды» немого кино.
    • На роль Нормы Десмонд приглашались настоящие кумиры экрана периода немого кино: Мэй Уэст, Пола Негри, Грета Гарбо, Мэри Пикфорд. После их отказа роль досталась Глории Свонсон.
    • Режиссёр картины Билли Уайлдер стремился биографически сблизить своих актёров с их персонажами. Поэтому участие в фильме «звёзд» прошлого не ограничивается Глорией Свонсон. В ролях второго плана и эпизодах заняты великие режиссёры немого кино Эрих фон Штрогейм, Сесил Б. Де Милль и легендарный комик Бастер Китон. Саму себя в картине также играет Хедда Хоппер, актриса и журналистка, специализирующаяся на светских сплетнях.
    • Имя Нормы Десмонд является сочетанием имён актёров Мэйбл Норманд и Уильяма Дезмонда Тейлора, замешанных в начале 1920-х годов в скандале, связанным с убийством последнего.
    • В первой версии фильм начинался в лос-анджелесском морге, куда привозили тело Уильяма Холдена. Там он беседовал с 11-ю другими трупами, и каждый рассказывал обстоятельства своей смерти. Эпизод вызвал у публики хохот и был удалён.
    • еще 5 фактов
    Трейлер 03:17

    файл добавил__ParticularPower__

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 20 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Молодой сценарист Джо Гиллис испытывает сильнейшие материальные трудности. Хорошо бы все проблемы можно было решить любимым сочинительством, но продюсеры все как один дают сценаристу от ворот поворот. Что же делать? В это время, в бегах от налоговой инспекции, Гиллис загоняет свою машину в гараж Нормы Дезмонд — известной в прошлом киноактрисы. По случайности, Норме как раз нужен был кто-то, кто бы мог закончить её многолетний сценарий. Она предлагает выгоднейшие условия и Джо соглашается, из-за денег закрывая глаза на все странности её особняка, в который ему приходится переселиться…

    Дословно название главной улицы в картине переводится, как «Бульвар заходящего солнца». Это название отлично подходит к обитателям улицы. Все соседи Нормы — отцветшие кинозвёзды, блистающие в прошлом и живущие теперь, как призраки былой славы. Билли Уйалдеру особенно удалась сцена карточной игры, где все участники, сидящие за столом настолько ассоциируются с прошлым, что напоминают восковые фигуры. Остаётся лишь гадать, на что готовы эти люди, чтобы снова попасть в кадр, блистать, чтобы их снова начали узнавать на улицах?

    Картина освещает извечные вопросы славы и денег. Они манят, они могут кардинально изменить человека. Мы видим с одной стороны — Джо Гиллиса, который ради денег добровольно укладывает себя под слой пыли в дворце стареющей Нормы. Соблазны хорошей жизни и падкость к «побрякушкам» глушат для него все ужасы проживания у одержимой актрисы, избравшей себя идолом вне времён и народов, несмотря на то что она давно поблёкла в своём ничтожестве. С другой стороны мы видим Норму Дезмонд, внутренний мир которой похож на бутафорскую улицу, по которой гуляли Джо и Бетти Шеффер. Только, одно дело — идти по этой улице, а совсем другое — когда иллюзия подменяет в твоей жизни реальность, также как и эта улица подменяет улицу настоящую. На улице Нормы мало правды, с помощью дворецкого Макса (тоже раньше был знаменит) она с ней борется, в частности, заставив весь дом фотографиями своей прославленной молодости. К концу фильма борьба Нормы с неумолимой реальностью достигает своего фееричного апогея, окончательно спятившая Норма буквально ставит блок на все внешние недоразумения. Как же несчастлива доля Гиллиса, который осмелился надругаться над выдуманным ею миром.

    Особое место в ходе картины занимает борьба между подлинными чувствами Джо Гиллиса и его тщеславием, которое сильно настолько, что мешает ему вовремя уйти из обставленного склепа Нормы Дезмонд к любимой девушке. Как же оказалось легко для Гиллиса свыкнуться с состоянием иждивенца, насколько же трудно выстоять искренности в борьбе с меркантильными интересами! Искренность всё же себя проявляет, но оказывается уже слишком поздно…

    В картине по большей части хороший актёрский состав. Мне особенно понравилась Глория Суонсон, сумевшая выглядеть ужасающей, одержимой манией величия, женщиной. Это дорогого стоит! Однако, я считаю, что Уильям Холден в роди Гиллиса сыграл не достаточно хорошо, в том плане, что вплоть до конца фильма я не увидел игры чувств в нём, достаточной для того, чтобы выразить нравственные порывы его героя. Возможно, он не смог этого сделать так же и потому, что в фильме не достаточно раскрыта тема борьбы тщеславия и любви. Стоит отметить так же и то, что середина фильма мало занятна для зрителя, показано в основном лишь то, как Норма балует Гиллиса, чего Уильям Холден своей игрой вовсе не заслуживает. Однако течение фильма как нельзя лучше подготавливает к концовке, которая восхитительна, шедевральна и оправдывает все немногие недостатки фильма.

    Великолепная картина Билли Уайлдера «Бульвар Сансет» и особенно её концовка, как мне кажется, являются олицетворением девиза «Нужно жить сегодняшним днём».

    Я люблю фильмы жанра нуар за трезвость взглядов, а также за нравственный посыл, который зачастую заложен в картинах, с первого взгляда непроглядно «чёрных».

    20 сентября 2011 | 21:53

    Она — полузабытая звезда немого кино Норма Десмонд, живущая в обветшалом особняке, окруженная призраками прошлого.

    Он — незадачливый сценарист Джо Гиллис, коими кишел послевоенный Голливуд. Долги и проблемы случайно заносят его в дом актрисы, и с того дня его жизнь резко изменилась.

    Гениальный нуар с не менее гениальной Глорией Суонсон, звездой немого кино, сыгравшей по сути себя саму. Говорят это самый великий фильм Америки, рядом с которым можно поставить разве что лишь «Унесенных ветром». С момента как Норма Десмонд в исполении Суонсон сорвала с себя очки и я увидела ее полубезумный яростный взгляд, я поняла, что более величайшей женщины-актрисы еще не видела.

    Фильм — феерия, с «восковыми фигурами» немого кино 20-х, доживающих свои года в расцвете столь ненавистного им звукового кинематографа.

    Меня как человека увлекающегося фотографией, просто поразила светотень фильма, необыкновенно трагичный и резкий рисунок на лице Глории.

    Будь то гротескная эмоциональность Нормы Десмонд, трагикомичность ее верного дворецкого, или попытки быть порядочным героя Уильяма Холдена, все смотрится настолько современно и живо, что забываешь что этой картине больше полувека.

    Так больше не снимают, и кажется что все новомодные цифровые технологии все равно выглядят бледно рядом с пленкой студии Парамаунт 50-го года.

    10 из 10

    4 октября 2012 | 18:57

    Завораживающий фильм-нуар в первую очередь привлекающий своей историей, где зашедшая звезда мирового кинематографа, буквально изнемогающая в собственноручно построенной клетке из золота, влюбляется в случайно заблудшего в её дом мужчину-сценариста второго сорта и будто в 16-ть лет чуть ли не физически теряет от него голову, одаривая подарками, бесполезными вещами, деньгами и прочим-прочим, не желая отдавать либо делить своё единственное счастье с кем-либо ни при каких условиях да не в коем случае.

    В данном сюжете раскрываются совершенно различные аспекты человеческой души. Здесь затрагивается и вопросы беспечной, сладостной ностальгии, удалится от которой мы не можем в силу нашей к ней привязанности и не желания признавать, что то время, когда мы были молоды да сильны уже давно прошло. Здесь разоблачается и личина самовлюблённости, причём от лица как женщины, так и мужчины. В «Сансет бульвар» показывается, насколько может помешаться человек на ином человеке, и насколько может быть двуличен герой, кажущийся с первого взгляда довольно неплохим, и даже более того, хорошим персонажем. Что желание жить на «широкую ногу», притом ничего не делая, а только лишь обманывая искренние чувства другого, присуще многим людям, и эта кроха натуры альфонса может оказаться внутри каждого мужчины, даже коль тот не подозревает об этом. А самолюбование и собственное восхваление неожиданно, или заведомо, способно проявиться у любой девушки или женщины. То есть в этом кино разбираются в первую очередь людские души, сокрытые помыслы и им самим не ведомые вожделения, адресуя зрителю проработанных, непременно живых лиц, которыми хвастает картина — это замечательно. А актёрские работы, — будь то Уильям Холден (Джо), Глория Суонсон (Норма), Нэнси Олсон (Бэтти) или Эрих фон Штрогейм (Макс), — своим профессионализмом лишь окончательно завершают запоминающиеся, полноценные образы, имеющие и мотивацию, и историю, которая также полнится некоторыми неожиданными поворотами судьбы, в конечном итоге сыгравшими на окончании фильма.

    К слову именно такого финала ты не ожидаешь, хоть само его присутствие обрисовывается сразу же, всё равно до самого конца не можешь понять, как так получилось, а когда осознаешь, получаешь искренний восторг от работы сценаристов: Чарльза Брэкетта, Билли Уайлдера и Д. М. Маршмана младшего. Вместе с тем огромную роль играет сама постановка, своей стилистикой чётко относящая себя к нуару и отлично поддерживающая образ именно сего жанра, за что следует сказать повторное спасибо Билли Уайлдеру, который словно Кубрик в его ранних работах сумел превознести на вершину жанр нуара, показав картину достойную ещё работ Ланга и Хичкока, в годы его затухания.

    Это драма не одного человека, это драма множества людей. По схожести общей специфики можно сравнить сей фильм с «Бёрдмэном» Гонсалеса Иньярриту, однако тут разбор людских душ идёт куда глубже, ибо рассматривается банально больше, собственно, душ. Ностальгия, являющаяся по факту могилой таланта, самолично устроенное сумасшествие, податливость «красивой жизни», бескрайняя преданность и самопожертвование, а также поиск себя и нахождение в любви кого-то, с кем быть не сможешь по разным причинам — что это, что это из себя представляет да как это влияет на людей. На подобные вопросы фильм не только отвечает, он в то же время даёт благодатную почву для раздумий, ибо в какой-либо проблеме но зритель точно найдёт себя, что уже, собственно, и является поводом — таким и должен быть кинематограф.

    P.S. Спасибо за внимание.

    1 февраля 2016 | 18:58

    У меня нет слов…

    Сегодня я впервые посмотрел фильм Сансет бульвар, и знаете, на мой взгляд, Бергман был прав, когда назвал эту картину одной из самых лучших за всю историю кинематографа.

    Когда я посмотрел фильм Коэнов «Бартон Финк» мне очень понравился его подтекст о том, что Голливуд есть Ад, но я и не мог подумать, что за сорок (!) лет до этого был фильм, который еще более великолепно освещает эту тематике.

    Прогнившая насквозь киноиндустрия…

    Я не могу гарантировать полную правоту своих слов, но, скорее всего, Сансет был первым фильмом, оскверняющим кинематографический процесс, причем вдоль и поперек. Здесь вы сможете увидеть и старую актрису, в прошлом «королеву немого кино», которая отвергнута всеми ввиду ее «внешней негодности», из-за чего она начинает писать некуда негодные сценарии, которые теже продюсеры с легкостью в сердце отвергают; молодого писателя, который при помощи силы случайности знакомится с Нормой Десмонд, помогает хоть как-то исправить ее бездарные сценарные потуги; продюсера, который, как и все ему подобные, думает лишь о деньгах и славе, да и еще о том, чтобы его не уволили вышестоящие чины; такую же молодую как и главный герой рецензентку, которую, несмотря на ее непредвзятость, легко можно заставить влюбить в себя.

    Весь свет Голливуда…

    Сам сюжетный пласт подкреплен прекрасным исполнением ролей актеров, всех главных актеров, включая еще не названного дворецкого Нормы Десмонд в исполнении Эриха Фон Строхейма. Стоит также заметить, что все главные сюжетные повороты спрятаны в репликах или действиях самого дворецкого.

    Режиссерское мастерство Билли Уайдлера вполне проницательно и смотрибельно, операторская работа не портит картины, в какой-то степени подчеркивает все содержимое происходящего.

    И хоть Бартон Финк и Сансет бульвар по своему смыслу чем-то похожи — заканчиваются они по-разному, но оба фильма для меня одинаково важны, фильмы из разных эпох, великие фильмы, дорогие моему сердцу фильмы.

    Сансет бульвар — кино удивительно проникновенное и заставляющее задуматься, не зря о таких вещах снимали еще в 50-х, тема осталось на сегодняшний день более чем актуальной.

    Шедевр…

    1 августа 2007 | 23:06

    Фильм Билли Уайлдера о жизненных трагедиях стареющей актрисы кино и молодого невостребованного сценариста.

    Снятый в модном для тех времён жанре нуар, /нуар (фр. film noir — «чёрный фильм»)/ фильм был номинирован на одинадцать «Оскаров», /получил три/. В главных ролях снялись Уильям Холден,/по версии американского института киноискусства занимающий 25-е место в списке «100 величайших звёзд кино»/ и Глория Свенсон,/снимавшаяся в немом кино, в частности, как партнёр Чарли Чаплина/. Кроме того в роли самого себя, в фильме снялся режиссёр Сесиль де Милль,/неоднократно ранее снимавший Глорию Свенсон/.

    Итак, Голливуд пятидесятых. Сценарист, Джо Гиллис, типичный неудачник, никак не может обратить на себя внимание воротил кино. Волей судьбы он попадает в дом звезды немого кино Норы Десмонд, ныне почти забытую поклонниками. Многие годы она грезит о возвращении на экран и пишет сценарий фильма «Саломея» с которым и надеется вернуться на большой экран.

    Да не так просто желания наши с реальностью согласовываются. Жизнь течет, изменяется и диктует свои законы. Приспособится к ним непросто. Молодые приходят на смену, горячие, смелые, талантливые. И делают они другое кино. Они помнят великую Нору Десмонд, они благоговеют перед ней, но они её не понимают. Уже не понимают. Она уже сыграла свою роль в истории кино.

    Не понимая и не стараясь понять происходящего в мире кино, Нора Десмонд нанимает Джо Гиллиса для литературной обработки сценария «Саломеи». Но в процессе работы теряет голову от любви. Сам же Джо Гиллис, конечно же, понимает, что паразитирует за счёт мечты, своего работодателя. Но после его начинает тяготить роль «альфонса» и он пытается вырываться на волю.

    Это первый план.

    Второй план не менее драматичен.

    Два художника, стареющая актриса и молодой сценарист. Обоих переполняют амбиции. Обои не могут вписаться в жёсткий мир кинобизнеса. У каждого тонкая ранимая душа, а кинорынок требует зрелищ. Кинопродюсеры куда попало, деньги не вкладывают, фильмы должны зарабатывать деньги.

    Но что стоит жизнь художника, не понятого современниками. Художника, которого не замечают и не хотят замечать.

    Вот вам трагедия творца, пытаться донести человечеству великое, доброе, вечное и при этом не желающего понимать, что живёт в мире чистогана.

    Но такова жизнь, делающая закономерной трагедию, которой закончилась эта история.

    18 февраля 2014 | 21:22

    I. Тот самый Уайлдер:

    Он был гением. Настоящим.

    Невероятно разноплановым режиссёром, талантливым сценаристом, своего рода Гайдаем Америки, смешащим её неимоверно и умеющим развеселить даже депрессивных зрителей, он создавал для всех дивное, праздничное настроение, при этом никогда не скатываясь в конвейерный поток и держа марку истинного режиссёра, Режиссёра с большой буквы…

    Он превратился в бессмертного человека из-за самого известного своего творения — неугасающей и славной комедии положений «В джазе только девушки…» (1959 год), давшей миру крылатые фразы в исполнении блестящих комиков Джека Леммона и Тони Кертиса. Чёрно-белая комедия, которая вот уже сорок восемь лет развлекает зрителей разных стран мира. О да, Уайлдер умел сделать конфетку из ничего. Собаку на этом съел.

    Несмотря на то, что он прославился чисто развлекательным кино, Уайлдер был верен своему стилю, и снимал фильмы поистине поражающего масштаба — он словно ткал из разноцветных кусочков ткани огромное полотно, которому суждено было стать пророческим.

    Он был единственным американским режиссёром, которым восхищалась некоронованная королева детектива — Агата Кристи, и восхищалась не случайно: Уайлдер экранизировал её рассказ «Свидетель обвинения», умудрившись в главной роли задействовать великую Марлен Дитрих. Фильм имел успех, и Дама Кристи была довольна удачной экранизацией, хотя ненавидела Голливуд за издевательства над её романами. Уайлдер угодил самой привередливой писательнице мира на тот момент. Литературные критики того времени, и среди них сам Роберт Барнард, вечный исследователь творчества Кристи, с первого же сеанса «Свидетеля обвинения» отдали ему должное, завалив восторженными статьями в самых респектабельных газетах Великобритании и США.

    Это было в 1957 году, когда Сидни Люмет снял свой дебютный фильм — «12 разгневанных мужчин», и, пока Люмет лишь восходил на пьедестал славы, Уайлдер уже был любимцем публики, к которому весьма благосклонно отнеслись академики премии «Оскар», по заслугам одарив его двумя статуэтками в номинации «Лучший сценарист» и двумя статуэтками в номинации «Лучший режиссёр».

    Уайлдера бы не было, не будь его изумительного фильма, поразившего в самое сердце всех именитых режиссёров мира. Этим фильмом был «Сансет бульвар», поставившим шах и мат всему Голливуду, в желчности, неумолимой злобности, беспощадности и алчности изобличая того. 1950 год — Боже, как давно!

    Да, всё это было давно… Нельзя забывать прошлое, достижения прошлого, пеплом посыпая его, не надо мечтать о будущем, не надо грезить о несуществующем. Помним ли мы то хорошее, что было с нами? Помним ли мы вообще то, что было раньше? Почему-то так не кажется, почему-то ощущение, что с каждым годом значимость приобретает лишь новое, лишь новейшее, будто человечество хочет в забытье впасть, хлопая, с рук сдирая кожу, своему зеркальному отражению, хохочущему, в котором мы с вами отображаемся счастливыми людьми… И уже потеряли то замечательное свойство отличать видимое от реального, а, тем временем, в бассейне уже нет воды, машины покрылись пылью, и лишь безжалостное новое явление коммерции зарабатывает на нашей слепоте, играясь с нами, как играется ветер с павшим и пожелтевшим листком этого мира…

    Билли Уайлдер прожил длинную и насыщенную жизнь: 22 июня 1906 — 27 марта 2002 гг. Целых 96 лет, которые сопровождались неумолкаемыми овациями, овациями заслуженными, а не вытянутыми с помощью пиара и денег. Уайлдер не был лучше Люмета, Уайлера, Кубрика, Чаплина, Хьюстона, нет, просто Уайлдер был гораздо мудрее их, он видел то, что другим только предстояло увидеть и в своих фильмах запечатлеть.

    Это был Билли Уайлдер. Тот самый Уайлдер…

    II. Бульвар Гротескного Прошлого:

    Сюжет фильма «Сансет бульвар» словно живёт сам по себе, с ленцой приглашая зрителя разделить с ним холодный, остывший ужин, приготовленный профессиональным и безмолвным поваром…

    Сразу заметно, что в те времена сценарию уделялось особое внимание, ибо во всех старых фильмах зрителя сразу с места отправляют в карьер, затянутых начал вообще не имеется, это сейчас, наверное, модно растягивать хронометраж непомерно. А в «Сансет бульваре» ничего подобного, вот вам некто Джо Гиллис, парень, как и все сценаристы, язвительный, наблюдательный и слабохарактерный, так как привык зависеть от решения голливудских студийных боссов. Гиллис имеет отношение к студии «Парамаунт», для которой и пишет сценарии разного рода. В данный момент он на мели, и позарез ему нужны деньги, для добычи коих он и топает к самому снисходительному боссу. У Гиллиса могут оттяпать машину, а какой же американец без автомобиля? Нет, не дело это — машину отдавать этим налоговикам. Фортуна отвернулась от нашего героя, и ему приходится бежать от налоговиков куда подальше. Совсем уж по-киношному у него лопается шина, и он случайно заезжает в замок известной в былые времена актрисы немого кино — Нормы Дезмонд…

    Знаете, чем занимались в те времена молодые люди, приходя друг к другу в гости или встречаясь в кафе? Тем же, что и я — пересказывали сюжеты наиболее захватывающих фильмов. Так эти фильмы становились бессмертными, отцы рассказывали о них детям, дети перехватывали «цитаты» из фильмов и передавали их своим детям… Так было всегда, в общем-то. Даже у нас в России есть такая традиция — не зря же до сих пор мы щеголяем фразами из комедий Гайдая, Данелия, Рязанова…

    Так вот, это хорошо, если соблюдается в меру. Норма Дезмонд, по всей видимости, не понимала этой истины, и саму себя загнала в типичную ловушку, заперев в клетке прошлых своих достижений. Наш Джо Гиллис понял это не сразу, но когда понял, то было уже поздно, он тоже попал в мышеловку…

    Уайлдер искусно переплетает избитые донельзя штампы, среди которых и отсылки к творчеству нами любимого Эдгара Аллана По (замок Нормы Дезмонд будто списан с новелл По); к творчеству Мурнау, знаменитого режиссёра, создавшего самый классический образ вампиров (например, дворецкий Макс мне кажется персонажем именно из фильмов Мурнау, этакой зловещей тенью над главными героями); типичный любовный треугольник не в пользу старой Нормы Дезмонд; плюс ко всему этому Уайлдер очень тонко иронизирует по поводу кинематографа, так, звёзд немого кино Джо Гиллис по привычке называет «восковыми фигурами», работник студии «Парамаунт» Гордон Коул звонит Норме Дезмонд лишь для того, чтобы попросить разрешения у неё взять напрокат на съёмки её старый драндулет, а пресса замечает убийство человека в дряхлом замке исключительно из-за того, что там живёт звезда немого кино, в ином случае голливудская пресса просто бы плюнула на какое-то там убийство какого-то типа… Почти всю иронию на себе несёт Джо Гиллис, с помощью внутреннего монолога (кстати, это неплохой приём сценариста Уайлдера) отображая все коллизии, происходящие в фильме. Хотя и Норма Дезмонд, и Макс, и даже знакомая Гиллиса — Бетти Шефер с её монологом о неправильном носе, все персонажи «Сансет бульвар» имеют комичный оттенок.

    Но это смех сквозь слёзы. Несмотря на разного рода «шпильки» в сторону мании Нормы Дезмонд, возомнившей себя звездой мирового значения, чувствуется, что Уайлдер искренне любит этих милых недотёп, этих «восковых фигур», коротающих вечера за столиками для игры в бридж… Ностальгия по временам, когда немое кино не могло огорчить зрителя, а лишь поднять ему настроение. Ведь это и в самом деле мастерство — вызывать в зрителе гамму различных чувств! Один только Чарли Чаплин мог впечатлить зрителей своим короткометражным «Малышом», который и по сей день считается лучшим в мире фильмом о доброте.

    Сансет бульвар — это бульвар Гротескного Прошлого. И через этот гротеск Уайлдер выразил скорбь по немому кинематографу, невероятную грусть, сожаление, сочувствие. Уайлдер ответил на вопрос, что погубило немое кино. Время.

    Немое кино погибло. Но его мечта свершилась — оно сумело триумфально покорить зрителей, как их покорила Норма Дезмонд, величественно спускаясь мимо полицейских и фотографов, замерших, как «восковые фигуры», по лестнице, с гордостью подняв голову, играя последнюю в своей жизни роль, в которую веришь, как никогда, которой восхищаешься больше, чем современными ролями…

    «Сансет бульвар» Билли Уайлдера — аллегоричный фильм. Он о том, как Прошлое увлекло за собой Будущее. Это правда. Придёт время, когда кино снова станет немым. Отчего? Просто от восторга все мы сорвём голос, и говорить будет некому…

    Можете не верить. Можете посмотреть «Сансет бульвар».

    III. Звёзды былых лет:

    В «Сансет бульваре» сыграли замечательные актёры. Думаю, каждый из нас по-своему оценивает игру актёров, отдавая предпочтение тому или иному актёру, и ничего страшного в этом субъективизме нет.

    Итак, моя иерархия актёров:

    4 место — Нэнси Олсон (Бетти Шефер): очень слабая игра, но простительная ввиду возраста. На тот момент актрисе было двадцать два года, и не все в таком возрасте способны проявить талантливую игру, тем более что героиня Олсон немного ходульный образ, схематический, я бы назвал его отчасти проходным, так он уступает по яркости остальным образам. Нэнси Олсон — единственная основная из фильма актриса, которая жива поныне — она родилась в 1928 году. Нужно также приметить, что роль в «Сансет бульваре» так и осталась самой заметной её ролью. Но она вправе гордиться ею.

    3 место — Уильям Холден (Джо Гиллис): мне трудно судить, чего именно добивался Уайлдер, показать в герое Холдена его серость, слабохарактерность, либо показать именно контраст между Гиллисом и Нормой Дезмонд, как контраст между белым и чёрным. Временами игра заметно провисает, иногда и поражает. Точно не самая лучшая роль Холдена, хоть он и номинировался на «Оскар». За свою жизнь (1918 — 1981) Холден был награждён одним «Оскаром», тем не менее, все мы его отлично помним по ролям в «Мосте через реку Квай»; «Вздымающемся аду»; «Казино Рояле»; «Омене — 2». Это был актёр хорошего качества.

    2 место — Эрих фон Строхейм (дворецкий Макс): очень сильная игра, одними штрихами Строхейм сумел отобразить внутренний мир своего самого загадочного персонажа, чьи реплики в фильме были наиболее важными, именно образ Макса играл существенную роль в «Сансет бульваре», не давая ему буксовать на месте. Макс — это один из самых трагичных образов в кинематографе, который мне довелось видеть. Всегда тяжело быть хранителем того, что медленно умирает, почти что разлагается, и понимать, что никогда уже не суждено будет пережить те счастливые моменты, которые были и уже не вернутся… Строхейм прожил долгую жизнь — с 1885 по 1957 годы. Пятьдесят лет его талант не меркнет, поражая всё новых и новых зрителей.

    1 место — Глория Суонсон (Норма Дезмонд): непередаваемая словами игра. Просто чудесно. Лично я был поглощён всей феерией чувств, которые изображала на экране Глория Суонсон, и только тогда я понял, почему в старых американских романах частенько упоминают её имя. Она была настоящей и сейчас остаётся звездой кинематографа. 1950 год подарил миру двух актрис, актрис незабываемых и поистине великих женщин: Глорию Суонсон и Бетт Дэвис («Всё о Еве»). Обоим судьба послала роли актрис, и обе сыграли актрис, чьи эпохи безвозвратно гибнут, разрушая былое счастье и былую славу.

    Они столкнулись в битве не на жизнь, а на смерть: два легендарных фильма — «Сансет бульвар» Билли Уайлдера и «Всё о Еве» Джозефа Лео Манкевича. Хотя «Всё о Еве» стал лучшим фильмом 1950 года, незримая битва всё ещё продолжается, и само Время поставило вопрос ребром: кто же лучше — Дэвис или Суонсон, отдав награду Джуди Холлидей из «Рождённой вчера» голливудского конвейерщика Джорджа Кьюкора.

    И лишь уморительно недоумевающий взгляд Бастера Китона в роли игрока в бридж из «Сансет бульвара» будто говорит: «Не ссорьтесь, друзья, все мы хороши по-своему, все мы успеем ещё свою смерть отпраздновать…».

    Как бы того ни хотел сценарист Джо Гиллис, эти «восковые фигуры» выиграли свою изнурительную партию в бридж. Блистательно блефуя, отчаянно повышая ставки, они сумели остаться в памяти у нас, и всё это — благодаря гению чистой простоты Билли Уайлдеру…

    ЗАНАВЕС.

    19 сентября 2007 | 22:49

    Говорят, что не место красит человека, но почему тогда с каждым городом, с каждой улицей и даже домом всегда связана история, которая порой говорит гораздо больше, чем люди ее создавшие? Почему когда мы слышим «дом Шерон Тэйт», то видим кровавый след и, конечно, не ожидаем ничего хорошего от жильцов? Да и как Резнору было не написать «The Downward Spiral», находясь в таком месте, хотя, я уверена, дом был вполне обычным — стены, мебель, ящик для почты. Кровавый след или ряд ассоциаций, как его не назови, в любом случае сделает выбор за человека, появившегося в «нужном» месте в нужное время.

    Когда бедный сценарист Джо Гиллис (Уильям Холден), скрываясь от кредиторов, заехал в гараж когда-то роскошного дома на бульваре Сансет, он, скорее всего, не ожидал, что из этого получиться история на целый фильм Билли Уайлдера. На пороге его встретил немного безумный дворецкий, а его еще более безумная хозяйка Норма Десмонд, когда-то великая звезда немого кино, предложила поработать над сценарием. Бедный Джо был так беден, что не распознал знака судьбы в торжественных похоронах обезьянки, вечеринках в пустом зале и постоянных просмотров старых фильмов Нормы Десмонд, так что, он задержался в объятиях забытой звезды до самых титров.

    Билли Уайлдер — один из наиболее известных режиссеров Голливуда. Именно он снял фильм «В джазе только девушки», который, я уверена, если кто-то и не видел, то только в силу того, что он еще не вылез из пеленок. И, несмотря на то, что нельзя не любить Дафну и Джозефину, я никак не могла ожидать, что у Билли Уайлдера в фильмографии есть по-настоящему великое кино.

    Безупречный сценарий с плавно «падающими» на зрителя событиями. Саспенс, напряжение, которого не было даже у Хичкока. Отлично прописанные и пропитанные старым добрым сарказмом и иронией монологи главного героя. И то самое, ради чего стоит смотреть «Бульвар Сансет» — игра. Я не знаю, какой эпитет подобрать, но хочется сказать «выточенная», именно такая — строгая, четкая, без единой нотки фальши.

    Судьбы Глории Свенсон и ее героини Нормы Десмонд перекликаются. Две закатившиеся звезды немого кино. Мало кто из «старой гвардии» остался в деле после «Певца джаза», первого звукового фильма, поэтому сложно увидеть, как играют актеры, которые технически были лишены дара речи на экране. «У тебя есть лицо, чтобы играть», — говорит устами своей героини Глория Свенсон. Ее лицо играет все время, она играет «переигрывание», она передает игру своей героини, ее безумие, ее отчаяние. Актриса в кадре, и ты уже чувствуешь драму, Глория Свенсон своей игрой делает кино чем-то большим. Когда-то кино было мистерией, и даже голливудская штамповка казалась волшебством. «Давай снимем фильм. О, это будет великое кино!» — говорит Норма Десмонд, и ты чувствуешь, что не так важно, что получится — это будет просто кино, и уже поэтому оно имеет значение.

    «Старый Голливуд» сам по себе является большим, чем просто отрезок времени в истории презренного и продажного кинопроизводства Америки. В «старом Голливуде» есть свой шарм, его звезды не страдали алкоголизмом, они им наслаждались. Все было правильно, никто не скрывал, что он не такой, каким кажется. У каждого была своя очень грязная, но прекрасная история. В той «ярмарке тщеславия» было величие. В «Бульваре Сансет» Уайлдер показывает, как изменился Голливуд и судьбы его звезд со смертью немого кино. Мне кажется, что это сравнение, с небольшими правками в переменных, вполне применимо к тому, что происходит сегодня.

    10 из 10

    26 октября 2010 | 15:49

    По-началу, казалось, что будет отвратительная скука, но меня удивило, что не смотря на год (черт подери, прошло 66 лет!), технически хорошо снято и не отвратительна работа со звуком. Запал в душу момент с органом, с музыкой подходящей сцене и переходом к её источнику. Равно как романтические моменты с девушкой-соавтором его сценария (девчачья слабость).

    У фильма, не близкий мне, но занимательный сюжет. Не единожды смеявшись, я искренне сочувствую каждому из героев, особенно влюбленному в умирающую, тлеющую звезду, его самопожертвование удивительно для меня.

    Я не особый ценитель кинематографа как такового, но бы посоветовала эту вещь к просмотру, как минимум просто из интереса.

    23 июня 2016 | 17:45

    Есть какая-то притягательность в старом кинематографе. То ли это чёрно-белая плёнка, то ли это дух и атмосфера ушедшего 20 века, то ли это великие актёры и актрисы, своими привычками и простыми движениями вызывающие сравнения с Джулией Лэмберт Моэмовского «Театра». Или талант?

    В отличии от Джулии, которая в свои сорок пользовалась огромной популярностью на лондонской театральной сцене, героиня Глории Суонсон из «Сансет Бульвара», Норма Десмонд, не только осталась без работы, но и была забыта всеми, кем только можно. От режиссёра, с которым начинала до репортёров типа Хедды Хоппер. Запершись в своём огромном особняке, живя вместе со своим верным дворецким Максом (Эрих фон Штрогейм), Норма Десмонд тихо увядает. И в тот момент, когда она хоронит шимпанзе, который явно заменял ей и мужа (хоть Норма была трижды жената) и детей, которых у неё явно нет, территорию «запретного царства звезды Нормы Десмонд» переступает Джо Гиллис, писатель-неудачник, да и к тому же разорившейся, и он решает воспользоваться тем, что ему подвалило…

    Так начинается великолепный фильм Билли Уайльдера 1950-го года, «Сансет Бульвар». Кстати, насчёт перевода. Как-то неровно звучит «Сансет Бульвар», я бы перевела «Бульвар Сансет». Ну а углубляться в детали перевода «Сансет» думаю не стоит, кому надо, откроет ABBY Lingvo или Google-переводчик, на худший случай.

    «Сансет Бульвар» — утверждённая классика кинематографа. Этот фильм точно отражает то, что самовнушала себе Норма — «The stars are ageless, aren’t they?». Фильм и стал той самой «звездой», которая никогда не постареет. Фильм без времени, вне времени. Поставленный талантливым режиссёром, и роли, сыгранные великими актёрами. Думаю, есть что-то забавное в том, что год выхода фильма означен как 1950, всё-таки ровно половина 20 столетия. Однозначно фильм предугадал наперёд, то, что случиться с кинематографом, опираясь на то, что уже случилось.

    Как бы забавно не выглядело то, как Норма Десмонд выходит из себя, от одной только мысли о звуковом кинематографе, в этом есть суть горькой правды. Ведь с приходом в кино звука, многие любимцы публики столкнулись с проблемой. Кто-то, как Чарли Чаплин попытался приспособиться и подружиться со звуком, другие, как появившемся в «роли самого себя» Бастер Китон, не смогли смириться с приходом звука. В своей автобиографии, «Мой удивительный мир фарса», Китон писал как звук погубил его карьеру. Глядя на то как waxworks, как называл их Джо, играют в бридж, становится грустно. Для меня, «Сансет» — фильм грустный. Но грусть не такая, чтобы запереться у себя в комнате и резать вены, а грусть, который каким-то странным чувством гложет у тебя где-то внутри груди, натягивая какие-то невидимые нити, которые крепкими узлами связаны с мозгом и чувствами.

    Звёзды уходят, закрываются в своих когда-то величественных домах, умирают, забываются. Когда кулисы поднимаются, они не стоят на авансцене, и не стоят в углу в ожидании команды «мотор!». О них либо вообще не вспоминают, либо вспоминают, когда приходит время писать некролог ("Funny, how gentle people get once you are dead»)

    Фильмы, снятые на темы актрис, театра, кино, славы, каких-то маниакальных страстей, были и будут популярны. Такие как «Всё о Еве», чем-то перекликающийся с ней «Чёрный лебедь», будущие многочисленные экранизации «Театра», и даже «Всё о моей матери» Альмодовара, это всё актуально. Тема и мир, которые манят и манят, которые испытывают людей. Не буду углубляться в то, что «сегодняшнее кино стало хуже и бла-бла-бла-бла…» ("I am big. It’s the pictures that got small»), это так. Самые талантливые, как Уайльдер, уже это давно предсказали.

    Вывод:

    10 из 10

    и с каждым пересмотром оценка выше. Классика, золотая и вечная. Уникальная. Поучительная и немного ностальгическая. Такая настоящая но и такая литературная. Жизнь, во всех своих возможностях и чёрно-белых красках.

    31 марта 2011 | 23:29

    Да, чего еще добавить…

    Сколько сюжетных линий, сколько судеб, выбора осознаного и не осознанного…

    Достаточно только примерять на себя Джо Гиллиса, войти в его образ и следовать его пути… Отдаем должное великолепным актёрам, неподражаемому режиссеру и… и сценаристам, ведь это их шедевр, шедевр который и кино не назовёшь, — жизнь, вот более подходящее слово; жизнь, в которой нет игры за правилами, жизнь, преисполнена чувством; жизнь, в которой так не легко отыскать и сохранить что-то важное и дорогое; жизнь, в которой каждый сам себе режиссер, сценарист и актёр… вот только… есть еще кое-что, — моменты когда лопает шина, когда пересекаются различные надежды, желания, сценарии, в действие приходят случайные(?) обстоятельства; жизнь в которой так много борьбы…

    Нет, вы не увидите в фильме игры, нет, не найдёте ничего, что выглядело бы нереальным, выдуманным, ничего, чего не случалось бы в 50е, 60е даже в 2000е. Нам открыли книгу жизни, разрисовали ее картинками, сжали к двум часам… но чтобы понять ценность данного подарка, нужно пережить нечто подобное… нужно примерять на себя… посмотреть на мир с точки зрения неудачливого писателя — должника, богатой но одинокой звезды черно-белого кино, дворецкого-режиссера, который посвятил себя, пожертвовал ради… чего?, молодой девушки-рецензента, с безграничным желанием и стремлением… чего?, старого друга бывшей звезды, который не пожелал разочаровать, который помнил то хорошое…

    В общем — наслаждайтесь, представляйте себя на месте актёров, живите их жизнью и… и вы узнаете — кино или жизнь.

    10 из 10

    5 декабря 2012 | 02:54

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>