всё о любом фильме:

Сансет бульвар

Sunset Blvd.
год
страна
слоган«A HOLLYWOOD STORY: Sensational...Daring...Unforgettable...Sunset Blvd»
режиссерБилли Уайлдер
сценарийЧарльз Брэкетт, Билли Уайлдер, Д.М. Маршман мл.
продюсерЧарльз Брэкетт
операторДжон Ф. Сайц
композиторФранц Ваксман
художникХанс Драйер, Джон Миэн, Эдит Хэд, ...
монтажАртур П. Шмидт
жанр фильм-нуар, драма, ... слова
бюджет
$1 752 000
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время106 мин. / 01:46
Номинации (3):
Молодой сценарист Джо Гиллис сидит на полной «мели», его преследуют кредиторы, ему не на что поесть, ему кажется, что жизнь кончилась.

Машина, на которой он отправляется бездумно и бесцельно неизвестно куда, вдруг резко виляет в сторону (лопнула шина!) и влетает во двор особняка знаменитой в прошлом, но увядающей в настоящем кинозвезды Нормы Десмонд…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
98%
59 + 1 = 60
9.3
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • «Сансет бульвар» стал последней совместной работой Уайлдера и Брэкетта, до этого сотрудничавших в течение 14 лет.
    • Первоначальные варианты сценария проходили под названием «Банка фасоли» (A Can of Beans), поскольку авторы боялись, что студия не поддержит сценарий, в котором выражен негативный взгляд на киноиндустрию. Их опасения подтвердились. После того как фильм вышел на экраны, руководитель MGM Луис Б. Майер обвинил Уайлдера в оскорблении Голливуда. Майер считал, что Уайлдера следует изгнать из киносообщества, которое его вскормило и воспитало.
    • Съемки фильма начались еще до того, как был закончен последний вариант сценария.
    • Дословно название улицы, где происходит основное действие фильма, переводится как «Бульвар заходящего солнца». Это название выбрано не случайно, так как и главная героиня Норма Десмонд, и бывший режиссёр, а ныне дворецкий Макс фон Майерлинг, и гости Нормы Десмонд — это «зашедшие солнца» кинематографа, «звёзды» немого кино.
    • На роль Нормы Десмонд приглашались настоящие кумиры экрана периода немого кино: Мэй Уэст, Пола Негри, Грета Гарбо, Мэри Пикфорд. После их отказа роль досталась Глории Свонсон.
    • Режиссёр картины Билли Уайлдер стремился биографически сблизить своих актёров с их персонажами. Поэтому участие в фильме «звёзд» прошлого не ограничивается Глорией Свонсон. В ролях второго плана и эпизодах заняты великие режиссёры немого кино Эрих фон Штрогейм, Сесил Б. Де Милль и легендарный комик Бастер Китон. Саму себя в картине также играет Хедда Хоппер, актриса и журналистка, специализирующаяся на светских сплетнях.
    • Имя Нормы Десмонд является сочетанием имён актёров Мэйбл Норманд и Уильяма Дезмонда Тейлора, замешанных в начале 1920-х годов в скандале, связанным с убийством последнего.
    • В первой версии фильм начинался в лос-анджелесском морге, куда привозили тело Уильяма Холдена. Там он беседовал с 11-ю другими трупами, и каждый рассказывал обстоятельства своей смерти. Эпизод вызвал у публики хохот и был удалён.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В проекционной комнате героиня Глории Суонсон смотрит фильм «Королева Келли» (1929), режиссёром которого был Эрих фон Штрогейм, исполнивший роль Макса.
    • еще 6 фактов
    Трейлер 03:17

    файл добавил__ParticularPower__

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 20 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Она — полузабытая звезда немого кино Норма Десмонд, живущая в обветшалом особняке, окруженная призраками прошлого.

    Он — незадачливый сценарист Джо Гиллис, коими кишел послевоенный Голливуд. Долги и проблемы случайно заносят его в дом актрисы, и с того дня его жизнь резко изменилась.

    Гениальный нуар с не менее гениальной Глорией Суонсон, звездой немого кино, сыгравшей по сути себя саму. Говорят это самый великий фильм Америки, рядом с которым можно поставить разве что лишь «Унесенных ветром». С момента как Норма Десмонд в исполении Суонсон сорвала с себя очки и я увидела ее полубезумный яростный взгляд, я поняла, что более величайшей женщины-актрисы еще не видела.

    Фильм — феерия, с «восковыми фигурами» немого кино 20-х, доживающих свои года в расцвете столь ненавистного им звукового кинематографа.

    Меня как человека увлекающегося фотографией, просто поразила светотень фильма, необыкновенно трагичный и резкий рисунок на лице Глории.

    Будь то гротескная эмоциональность Нормы Десмонд, трагикомичность ее верного дворецкого, или попытки быть порядочным героя Уильяма Холдена, все смотрится настолько современно и живо, что забываешь что этой картине больше полувека.

    Так больше не снимают, и кажется что все новомодные цифровые технологии все равно выглядят бледно рядом с пленкой студии Парамаунт 50-го года.

    10 из 10

    4 октября 2012 | 18:57

    Джо Гиллисс, молодой и вроде бы небесталанный писатель-сценарист, не отыскавший в Голливуде ни работы, ни хотя бы приятеля, способного одолжить триста долларов, спасает — за полгода до того, как будет плавать вниз лицом в бассейне, — свой автомобиль от конфискации и из-за лопнувшей покрышки попадает в странный дом — роскошный, как дворец, но сумрачный, как замок. В нем обитает величайшая актриса кино — Норма Десмонд. Впрочем, кино немого, старого, всеми давно забытого… Хранит актрису, ее призрачную славу и несбыточные хрупкие надежды скалоподобный слуга — шофер, дворецкий, время от времени музыкант — Макс.

    Актриса написала сценарий для триумфального возвращения к зрителю; осталось чуть подредактировать текст — перед поездкой в «Paramount»…


    Невыносимо грустная картина забвения, верности и — невозможности. И невозможности остаться, и невозможности хоть что-то изменить. У каждого героя здесь своя трагедия, своя особенная невозможность; но «не остаться» и «не изменить» — две категории, к которым они сводятся.

    Фильм не антоним для «Поющих под дождем». Там сотни красок — здесь лишь черное и белое, там танцы с песнями — здесь заунывная органная музыка, там приход звука в кино открывает блестящие перспективы — здесь он фактически хоронит людей заживо… Вот только «Сансет» не о звуке. И не совсем о кино. Скорее, он о жизни после погребения, о хрупких устаревших мечтах, о «восковых фигурах», о безмерной преданности одного человека другому. И чуть-чуть — о «заблудшей собаке».

    Сильный сценарий. Строгая режиссура. Блистательные Глория Суонсон и ее Норма. Невероятный Эрих фон Строхейм. Подавленный ими Уильям Холден. Необязательный и несмешной текст за кадром. Оскароносный саундтрек. Нуар. Голливудская классика!

    21 марта 2008 | 00:12

    Великолепная кинозвезда Норма Дезмунд, некогда окруженная толпами восторженных поклонников, а ныне незаслуженно забытая, ведёт отшельнический образ жизни в особняке на бульваре Сансет. Она словно пребывает в другом мире: её окружают вереница воспоминаний о былой славе, шикарные подарки от когда-то преданных поклонников и слуга Макс, боготворящий её величество.

    Провидение или случай приводят неудачливого молодого сценариста Джо Гиллса в обитель Нормы. Проходит совсем немного времени и он становится её долгожданным и желанным поклонником, её новой игрушкой и объектом страсти. Поначалу такое существование для Гиллса кажется невыносимым, но затем Джо привыкает, ему начинает нравится такая сумасбродная, надуманная фантазия Нормы. Теперь он — альфонс поневоле.

    Жизнь потекла своим чередом, Дезмунд играла роль самолюбивой, капризной звезды, а Гиллис купался в лучах её мнимой славы, писал сценарий. Неизвестно, сколько бы продолжался этот абсурдный роман, если бы опять не вмешался случай. Джо встречает молодую красавицу Бетти Шелли и влюбляется в неё. И теперь Гиллсу придётся решить, что для него дороже: сумасшедшая любовь Нормы или неутомимое влечение к Шелли.

    «Сансет Бульвар» — первый фильм-нуар, мной просмотренный. Эта неповторимая атмосфера старого Голливуда, завуалированность, полутона, тени сразу пленяют сознание. Вообще, фильмы, где повествование ведётся от первого лица, смотрятся как-то по-особенному. Создаётся впечатление, что главный герой — твой хороший знакомый. И эта картина не исключение.

    Фильм великолепен. Захватывающий сюжет, интереснейшие диалоги, шикарные декорации, искрометный юмор — в нём есть всё! Актёрская игра выше всяких похвал!

    Не хочу рассуждать о смысле этой картины. Скажу лишь одно: всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Каждый найдёт в этом фильме что-то своё.

    10 из 10

    5 мая 2011 | 23:20

    По-началу, казалось, что будет отвратительная скука, но меня удивило, что не смотря на год (черт подери, прошло 66 лет!), технически хорошо снято и не отвратительна работа со звуком. Запал в душу момент с органом, с музыкой подходящей сцене и переходом к её источнику. Равно как романтические моменты с девушкой-соавтором его сценария (девчачья слабость).

    У фильма, не близкий мне, но занимательный сюжет. Не единожды смеявшись, я искренне сочувствую каждому из героев, особенно влюбленному в умирающую, тлеющую звезду, его самопожертвование удивительно для меня.

    Я не особый ценитель кинематографа как такового, но бы посоветовала эту вещь к просмотру, как минимум просто из интереса.

    23 июня 2016 | 17:45

    Молодой сценарист Джо Гиллис безуспешно пытается найти своё место в Голливуде, однако его работа остаётся невостребованной. Как-то раз он случайно попадает в особняк на бульваре Сансет. Хозяйкой особняка оказывается знаменитая в прошлом «звезда экрана» Норма Десмонд. Стареющая Десмонд не желает признавать, что она полностью забыта публикой и не нужна в современном кино. Она фактически берет в заложники Гиллиса, а тот разрывается между творчеством сценариста и судьбой жиголо.

    Билли Уайльдер известен как, прежде всего, комедиограф. На его «совести»» В джазе только девушки». Но справедливости ради заметим, что он всегда отличался особым цинизмом и иронией. В «Бульваре Сансет» он раскрылся в этой ипостаси в абсолюте.

    При обязательных мелодраматических атрибутах голливудского кино конца 40-х гг., это в первую очередь фильм о специфике нравов Голливуда, о разрушении иллюзий, об изнанке жизни «звезд», о всевластии продюсеров и т. д. Фильм — это еще и своеобразная ностальгия по немому кино, герои которого ушли в небытие, но были призваны Уайльдером в качестве эпизодных актеров.

    Недаром основной конфликт развивается между сценаристом и актрисой с режиссером. «Фабрика грез» Уайльдера превращается в «фабрику кошмаров» с горькой начинкой из разочарований. Что характерно в «оскаровской» гонке 1951 года «Бульвар Сансет» соперничал с «Все о Еве» — драмой о нравах театрального Нью-Йорка. В битве двух мегаполисов победил последний, но сегодняшним зрителям одинаково могут быть интересны обе работы, скрепленные печатью правды о жизни «звезд»,не столь уж гламурной и радостной для всех, попавших в этот мир. Публика быстро забывает своих героев…

    10 из 10

    16 сентября 2012 | 14:41

    Фильм «Сансет бульвар» — признанная классика американского кинематографа, фильм, положивший начало новой эре, новому этапу в развитии киноиндустрии, и считающийся одним из лучших фильмов 20 века. Несмотря на «свой возраст» лента интересна и сегодня — она произвела на меня впечатление, куда большее, нежели многие современные, красочные и объемные фильмы.

    Первое что поражает в этой картине — неординарный сюжет. Повествование ведется не просто от имени главного героя — сценариста, а от имени мертвого главного героя: нам как бы рассказана предыстория его смерти. То есть, можно подумать, что никакой интриги нет — человек мертв, а его тело плавает в бассейне возле шикарного особняка, стоящего на бульваре Сансет. Но только наше внимание отвлекают от этого самого бассейна — и у нас возникает множество вопросов: во-первых — почему именно в бассейне, кто этот сценарист, что это за загадочный особняк и что за удивительное название бульвара - «Сансет», положенное и в название фильма?

    Тут и начинается самое интересное — постепенная развязка всех этих загадок и тайн. В своей «предыстории смерти» главный герой случайно знакомится со стареющей, всеми забытой звездой немого кино -Нормой Дезмонд — хозяйкой этого особняка, женщиной очень загадочной и психической. Именно она со временем становится главной героиней фильма, и мы невольно понимаем, что она каким-то образом причастна к гибели сценариста. Но только в конце фильма мы поймем всю сложность, весь драматизм ситуации, узнаем ужасную разгадку и до конца фильма будем заинтригованы действием, происходящим на экране.

    Всё это достигается благодаря блистательной режиссуре. Билли Уайлдер, известный многим по фильму «В джазе только девушки», создает легендарную ленту, пугающую и восторгающую своими величием и мрачностью. Он сделал огромный шаг вперед для мирового кинематографа, соединив в своем фильме элементы разных направлений. В результате мы увидим удивительную многожанровую историю, а именно: фильм-нуар, с элементами детектива и удивительную психологическую драму, трагедию несчастной женщины, а также историю отвратительной, но необыкновенной любви.

    Особое внимание стоит обратить на актеров, задействованных в этом фильме. Все они хороши в своих ролях, но, конечно, больше всего запоминается образ Нормы Дезмонд, гениально воплощенный актрисой немого кино — Глорией Суонсон. Образ Нормы Дезмонд, яркий и психологически цельный, является одним из главных женских образов в мировом кинематографе. Этой ролью Глория Суонсон не только расширила возможности актрисы звукового кино, привлекая свой талант немой актрисы, но и доказав что женщина с возрастом становится только талантливей и выразительней, она открыла дорогу многим возрастным актрисам.

    В этом фильме гениально всё: в том числе и музыка. Она очень тревожная, пугающая и драматическая, тоже ставшая легендой, стандартом музыки к фильмам-нуар.

    В итоге мы получаем напряженную, интригующую, психологическую драму, с гениальными актерскими работами и блестящей режиссурой. После просмотра, определенно, каждый зритель запомнит и неоднократно будет цитировать некоторые фразы главных героев, естественно и легендарную, финальную, пугающую (в контексте фильма) реплику от Нормы Дезмонд: «Итак, мистер ДеМилл, я готова к съемкам…».

    Я рекомендую этот фильм всем ценителям старого кино, людям, желающим посмотреть что-нибудь классическое, но по-настоящему интересное. Думаю, что фильм будет интересен и людям, ценящим актерскую игру, нестандартный сюжет и напряженную атмосферу.

    Фильм «Сансет бульвар», наряду с фильмами «Всё о Еве» и «Поющие под дождем», является первым фильмом, показавшим оборотную сторону актерской славы, фильмом, ставшим классикой американского кинематографа, и я ставлю ему высшую оценку.

    10 из 10

    1 марта 2012 | 13:21

    Очень тяжёлый, но одновременно интересный и смешной фильм, который после себя оставил двойственное впечатление. Сначала мне показалось, что ничего поражающее моё воображение я здесь не увидел, но стоило мне отойти от кинотеатра на несколько сотен метров, как умные и одновременно восхищённые мысли полезли в голову сами по себе. Больше всего меня удивила галерея характеров в фильме: ни одного положительного, но ни одного и ярко отрицательного. Каждый образ восхитительный, чарующий и многосторонний. Герои будто выходят за рамки экрана и предстают перед нами такими, какие есть, не скрывая свои недостатки, но и не показывая достоинства.

    Стареющая актриса, которая вынуждена доживать своей век в огромном и в одиноком особняке, мечтая о возращении на большой экран, вызывает невероятное сострадание к себе. Мне её было жалко, мадам одиночество, потерявшая связь с внешним миром. Я понимал её, переживал за неё и, странно говорить такое, но, жил её чувствами. Глория Суонсон, актриса, которую тоже забыли, доказала, что её карьера ещё не закончена, что она может творить, играть и жить так, как никто другой.

    Правда, сказать, что одиночество у Нормы Десмонд было не тотальное. У неё был слуга — Макс — верный и заботливый, который готов исполнять любые прихоти хозяйки, или держать её в неведении, ради её же собственного блага. Но какой же ужас испытывает зритель, когда узнаёт тайну Макса. Разве можно так низко пасть, разве можно быть настолько бесхребетным? Невероятно. Сложный персонаж, сложный характер, но жутко интересный, в чём заслуга Эриха фон Штрагейма.

    Джо Гиллс, сценарист, наглый и бесцеремонный, у меня к нему никакой жалости, никакого сострадания. Это не человек, это ураган, который сносит «крышу» всем тем, кто в него попадает. Талантливо сыграно, даже порой начинаешь забывать про ненависть и испытываешь что-то похожее на сострадание. Сыграно замечательно, эмоций испытано бесчисленное множество, спасибо Уильяму Холдену.

    Безусловно, шедевр, безусловно, классика мирового кино от мастера своего дела Билли Уайлдера, который не только написал прекрасный сценарий, полный шуток, иронии, но трагизма и драматичности, но и соединить всё воедино, в прекрасный и восхитительный фильм.

    10 из 10

    18 февраля 2011 | 14:24

    I. Тот самый Уайлдер:

    Он был гением. Настоящим.

    Невероятно разноплановым режиссёром, талантливым сценаристом, своего рода Гайдаем Америки, смешащим её неимоверно и умеющим развеселить даже депрессивных зрителей, он создавал для всех дивное, праздничное настроение, при этом никогда не скатываясь в конвейерный поток и держа марку истинного режиссёра, Режиссёра с большой буквы…

    Он превратился в бессмертного человека из-за самого известного своего творения — неугасающей и славной комедии положений «В джазе только девушки…» (1959 год), давшей миру крылатые фразы в исполнении блестящих комиков Джека Леммона и Тони Кертиса. Чёрно-белая комедия, которая вот уже сорок восемь лет развлекает зрителей разных стран мира. О да, Уайлдер умел сделать конфетку из ничего. Собаку на этом съел.

    Несмотря на то, что он прославился чисто развлекательным кино, Уайлдер был верен своему стилю, и снимал фильмы поистине поражающего масштаба — он словно ткал из разноцветных кусочков ткани огромное полотно, которому суждено было стать пророческим.

    Он был единственным американским режиссёром, которым восхищалась некоронованная королева детектива — Агата Кристи, и восхищалась не случайно: Уайлдер экранизировал её рассказ «Свидетель обвинения», умудрившись в главной роли задействовать великую Марлен Дитрих. Фильм имел успех, и Дама Кристи была довольна удачной экранизацией, хотя ненавидела Голливуд за издевательства над её романами. Уайлдер угодил самой привередливой писательнице мира на тот момент. Литературные критики того времени, и среди них сам Роберт Барнард, вечный исследователь творчества Кристи, с первого же сеанса «Свидетеля обвинения» отдали ему должное, завалив восторженными статьями в самых респектабельных газетах Великобритании и США.

    Это было в 1957 году, когда Сидни Люмет снял свой дебютный фильм — «12 разгневанных мужчин», и, пока Люмет лишь восходил на пьедестал славы, Уайлдер уже был любимцем публики, к которому весьма благосклонно отнеслись академики премии «Оскар», по заслугам одарив его двумя статуэтками в номинации «Лучший сценарист» и двумя статуэтками в номинации «Лучший режиссёр».

    Уайлдера бы не было, не будь его изумительного фильма, поразившего в самое сердце всех именитых режиссёров мира. Этим фильмом был «Сансет бульвар», поставившим шах и мат всему Голливуду, в желчности, неумолимой злобности, беспощадности и алчности изобличая того. 1950 год — Боже, как давно!

    Да, всё это было давно… Нельзя забывать прошлое, достижения прошлого, пеплом посыпая его, не надо мечтать о будущем, не надо грезить о несуществующем. Помним ли мы то хорошее, что было с нами? Помним ли мы вообще то, что было раньше? Почему-то так не кажется, почему-то ощущение, что с каждым годом значимость приобретает лишь новое, лишь новейшее, будто человечество хочет в забытье впасть, хлопая, с рук сдирая кожу, своему зеркальному отражению, хохочущему, в котором мы с вами отображаемся счастливыми людьми… И уже потеряли то замечательное свойство отличать видимое от реального, а, тем временем, в бассейне уже нет воды, машины покрылись пылью, и лишь безжалостное новое явление коммерции зарабатывает на нашей слепоте, играясь с нами, как играется ветер с павшим и пожелтевшим листком этого мира…

    Билли Уайлдер прожил длинную и насыщенную жизнь: 22 июня 1906 — 27 марта 2002 гг. Целых 96 лет, которые сопровождались неумолкаемыми овациями, овациями заслуженными, а не вытянутыми с помощью пиара и денег. Уайлдер не был лучше Люмета, Уайлера, Кубрика, Чаплина, Хьюстона, нет, просто Уайлдер был гораздо мудрее их, он видел то, что другим только предстояло увидеть и в своих фильмах запечатлеть.

    Это был Билли Уайлдер. Тот самый Уайлдер…

    II. Бульвар Гротескного Прошлого:

    Сюжет фильма «Сансет бульвар» словно живёт сам по себе, с ленцой приглашая зрителя разделить с ним холодный, остывший ужин, приготовленный профессиональным и безмолвным поваром…

    Сразу заметно, что в те времена сценарию уделялось особое внимание, ибо во всех старых фильмах зрителя сразу с места отправляют в карьер, затянутых начал вообще не имеется, это сейчас, наверное, модно растягивать хронометраж непомерно. А в «Сансет бульваре» ничего подобного, вот вам некто Джо Гиллис, парень, как и все сценаристы, язвительный, наблюдательный и слабохарактерный, так как привык зависеть от решения голливудских студийных боссов. Гиллис имеет отношение к студии «Парамаунт», для которой и пишет сценарии разного рода. В данный момент он на мели, и позарез ему нужны деньги, для добычи коих он и топает к самому снисходительному боссу. У Гиллиса могут оттяпать машину, а какой же американец без автомобиля? Нет, не дело это — машину отдавать этим налоговикам. Фортуна отвернулась от нашего героя, и ему приходится бежать от налоговиков куда подальше. Совсем уж по-киношному у него лопается шина, и он случайно заезжает в замок известной в былые времена актрисы немого кино — Нормы Дезмонд…

    Знаете, чем занимались в те времена молодые люди, приходя друг к другу в гости или встречаясь в кафе? Тем же, что и я — пересказывали сюжеты наиболее захватывающих фильмов. Так эти фильмы становились бессмертными, отцы рассказывали о них детям, дети перехватывали «цитаты» из фильмов и передавали их своим детям… Так было всегда, в общем-то. Даже у нас в России есть такая традиция — не зря же до сих пор мы щеголяем фразами из комедий Гайдая, Данелия, Рязанова…

    Так вот, это хорошо, если соблюдается в меру. Норма Дезмонд, по всей видимости, не понимала этой истины, и саму себя загнала в типичную ловушку, заперев в клетке прошлых своих достижений. Наш Джо Гиллис понял это не сразу, но когда понял, то было уже поздно, он тоже попал в мышеловку…

    Уайлдер искусно переплетает избитые донельзя штампы, среди которых и отсылки к творчеству нами любимого Эдгара Аллана По (замок Нормы Дезмонд будто списан с новелл По); к творчеству Мурнау, знаменитого режиссёра, создавшего самый классический образ вампиров (например, дворецкий Макс мне кажется персонажем именно из фильмов Мурнау, этакой зловещей тенью над главными героями); типичный любовный треугольник не в пользу старой Нормы Дезмонд; плюс ко всему этому Уайлдер очень тонко иронизирует по поводу кинематографа, так, звёзд немого кино Джо Гиллис по привычке называет «восковыми фигурами», работник студии «Парамаунт» Гордон Коул звонит Норме Дезмонд лишь для того, чтобы попросить разрешения у неё взять напрокат на съёмки её старый драндулет, а пресса замечает убийство человека в дряхлом замке исключительно из-за того, что там живёт звезда немого кино, в ином случае голливудская пресса просто бы плюнула на какое-то там убийство какого-то типа… Почти всю иронию на себе несёт Джо Гиллис, с помощью внутреннего монолога (кстати, это неплохой приём сценариста Уайлдера) отображая все коллизии, происходящие в фильме. Хотя и Норма Дезмонд, и Макс, и даже знакомая Гиллиса — Бетти Шефер с её монологом о неправильном носе, все персонажи «Сансет бульвар» имеют комичный оттенок.

    Но это смех сквозь слёзы. Несмотря на разного рода «шпильки» в сторону мании Нормы Дезмонд, возомнившей себя звездой мирового значения, чувствуется, что Уайлдер искренне любит этих милых недотёп, этих «восковых фигур», коротающих вечера за столиками для игры в бридж… Ностальгия по временам, когда немое кино не могло огорчить зрителя, а лишь поднять ему настроение. Ведь это и в самом деле мастерство — вызывать в зрителе гамму различных чувств! Один только Чарли Чаплин мог впечатлить зрителей своим короткометражным «Малышом», который и по сей день считается лучшим в мире фильмом о доброте.

    Сансет бульвар — это бульвар Гротескного Прошлого. И через этот гротеск Уайлдер выразил скорбь по немому кинематографу, невероятную грусть, сожаление, сочувствие. Уайлдер ответил на вопрос, что погубило немое кино. Время.

    Немое кино погибло. Но его мечта свершилась — оно сумело триумфально покорить зрителей, как их покорила Норма Дезмонд, величественно спускаясь мимо полицейских и фотографов, замерших, как «восковые фигуры», по лестнице, с гордостью подняв голову, играя последнюю в своей жизни роль, в которую веришь, как никогда, которой восхищаешься больше, чем современными ролями…

    «Сансет бульвар» Билли Уайлдера — аллегоричный фильм. Он о том, как Прошлое увлекло за собой Будущее. Это правда. Придёт время, когда кино снова станет немым. Отчего? Просто от восторга все мы сорвём голос, и говорить будет некому…

    Можете не верить. Можете посмотреть «Сансет бульвар».

    III. Звёзды былых лет:

    В «Сансет бульваре» сыграли замечательные актёры. Думаю, каждый из нас по-своему оценивает игру актёров, отдавая предпочтение тому или иному актёру, и ничего страшного в этом субъективизме нет.

    Итак, моя иерархия актёров:

    4 место — Нэнси Олсон (Бетти Шефер): очень слабая игра, но простительная ввиду возраста. На тот момент актрисе было двадцать два года, и не все в таком возрасте способны проявить талантливую игру, тем более что героиня Олсон немного ходульный образ, схематический, я бы назвал его отчасти проходным, так он уступает по яркости остальным образам. Нэнси Олсон — единственная основная из фильма актриса, которая жива поныне — она родилась в 1928 году. Нужно также приметить, что роль в «Сансет бульваре» так и осталась самой заметной её ролью. Но она вправе гордиться ею.

    3 место — Уильям Холден (Джо Гиллис): мне трудно судить, чего именно добивался Уайлдер, показать в герое Холдена его серость, слабохарактерность, либо показать именно контраст между Гиллисом и Нормой Дезмонд, как контраст между белым и чёрным. Временами игра заметно провисает, иногда и поражает. Точно не самая лучшая роль Холдена, хоть он и номинировался на «Оскар». За свою жизнь (1918 — 1981) Холден был награждён одним «Оскаром», тем не менее, все мы его отлично помним по ролям в «Мосте через реку Квай»; «Вздымающемся аду»; «Казино Рояле»; «Омене — 2». Это был актёр хорошего качества.

    2 место — Эрих фон Строхейм (дворецкий Макс): очень сильная игра, одними штрихами Строхейм сумел отобразить внутренний мир своего самого загадочного персонажа, чьи реплики в фильме были наиболее важными, именно образ Макса играл существенную роль в «Сансет бульваре», не давая ему буксовать на месте. Макс — это один из самых трагичных образов в кинематографе, который мне довелось видеть. Всегда тяжело быть хранителем того, что медленно умирает, почти что разлагается, и понимать, что никогда уже не суждено будет пережить те счастливые моменты, которые были и уже не вернутся… Строхейм прожил долгую жизнь — с 1885 по 1957 годы. Пятьдесят лет его талант не меркнет, поражая всё новых и новых зрителей.

    1 место — Глория Суонсон (Норма Дезмонд): непередаваемая словами игра. Просто чудесно. Лично я был поглощён всей феерией чувств, которые изображала на экране Глория Суонсон, и только тогда я понял, почему в старых американских романах частенько упоминают её имя. Она была настоящей и сейчас остаётся звездой кинематографа. 1950 год подарил миру двух актрис, актрис незабываемых и поистине великих женщин: Глорию Суонсон и Бетт Дэвис («Всё о Еве»). Обоим судьба послала роли актрис, и обе сыграли актрис, чьи эпохи безвозвратно гибнут, разрушая былое счастье и былую славу.

    Они столкнулись в битве не на жизнь, а на смерть: два легендарных фильма — «Сансет бульвар» Билли Уайлдера и «Всё о Еве» Джозефа Лео Манкевича. Хотя «Всё о Еве» стал лучшим фильмом 1950 года, незримая битва всё ещё продолжается, и само Время поставило вопрос ребром: кто же лучше — Дэвис или Суонсон, отдав награду Джуди Холлидей из «Рождённой вчера» голливудского конвейерщика Джорджа Кьюкора.

    И лишь уморительно недоумевающий взгляд Бастера Китона в роли игрока в бридж из «Сансет бульвара» будто говорит: «Не ссорьтесь, друзья, все мы хороши по-своему, все мы успеем ещё свою смерть отпраздновать…».

    Как бы того ни хотел сценарист Джо Гиллис, эти «восковые фигуры» выиграли свою изнурительную партию в бридж. Блистательно блефуя, отчаянно повышая ставки, они сумели остаться в памяти у нас, и всё это — благодаря гению чистой простоты Билли Уайлдеру…

    ЗАНАВЕС.

    19 сентября 2007 | 22:49

    С отстраненностью, приличествующей покойнику, главный герой по имени Джо Гиллис сообщает нам о своей смерти. С этого начинается «Сансет бульвар». Далее Гиллис выражает нечто очень похожее на сочувствие своему убийце, а потом то ли он сам, то ли кто-то по его поручению показывает и его уже чуждое каким бы то ни было мыслям и чувствам тело, которое плавает лицом вниз в бассейне рядом с роскошным особняком. Гиллис ехидно замечает, что при жизни он жаждал иметь бассейн. Вот и получил. И снисходительность по отношению к убийце, и сарказм по отношению к себе кажутся при этом вполне уместными, раз они исходят от человека, который уже умер, но ему все еще есть, чем чувствовать и видеть. Если мы окажемся бессмертными, то, вполне возможно, тоже проявим подобную широту души.

    Ну а после этого нам показывают труп еще раз, теперь уже снизу из-под воды. Мы видим пустые глаза, большое беспомощное тело и кучу полицейских в черной форме и фуражках, склонившихся над бассейном. Кадр выглядит настолько мрачно-безупречным, словно его сделал Эдгар По, который, конечно, тоже где-то жив и по сей день.

    Теперь, лишив нас надежд на happy end, нам рассказывают историю с самого начала. Мы видим, как будущий покойник начинает свой путь на тот свет. Джо Гиллис, прочно сидящий на мели мелкий голливудский сценарист, всеми силами пытается спихнуть свою утлую шхуну на воду. Но пока судебные исполнители пытаются за долги забрать у него последнюю ценность — автомобиль. Но Гиллис — стрелянный воробей, и машину он припрятал. Выпроводив исполнителей, он на машине отправляется на студию Paramount, чтобы попытаться продать свой сценарий, который он сам оценивает как неудачный. Добродушный воротила-язвенник вызывает милую девушку-рецензента, которая, не зная, что перед ней автор, высказывает свое нелестное мнение о его работе. Джо, дважды раненный в сердце как ею самой, так и ее отзывом, выходит со студии, садится в машину, чтобы куда-то поехать, но попадается на глаза судебным исполнителям. После этого маршрут меняется, и он просто пытается скрыться от них. До поры до времени ему это удается, но тут он пропарывает шину и въезжает во двор очень богатого, но, похоже, заброшенного дома. Вот здесь-то фильм, собственно, и начинается.

    Дом принадлежит угасшей звезде немого кино Норме Десмонд, у которой осталось два друга — дворецкий Макс и обезьяна, которая только что умерла. Когда-то очень давно Норма подсела на один из самых опасных наркотиков — славу, которую теперь ей поставляет только верный Макс в количествах минимально достаточных для поддержания жизни. Он готов дать разрезать себя на куски ради хозяйки, но это все, что он может сделать.

    Как и во всех фильма жанра «нуар», атмосфера здесь едва ли не важнее сюжета. Неживой мир в этом доме, то ли купленным у Великого Гетсби, то ли унаследованным от него, выглядит абсолютно завораживающим. Здесь все, начиная с органа, который временами с помощью ветра играет сам по себе и сам на себе, и дворецкого, больше похожего на привидение, чем на человека, до помешавшейся на себе и застрявшей во временах своей славы хозяйки, выглядит каким-то потусторонним. Попав в это «зазеркалье», Гиллис не находит в себе сил отказаться от предложения Нормы поработать над ее полоумным сценарием, с помощью которого она надеется покорить Голливуд во второй раз, хотя и понимает всю тщетность ее попыток.

    Все, что происходит дальше, надо просто смотреть. Никакой пересказ не передаст и сотой доли леденящего очарования этого фильма. Вы никогда не сможете ответить себе на вопрос, почему с какого-то момента начинаете сочувствовать Норме, тетке довольно мерзкой, если разобраться, так толком и не заметившей в этом мире никого кроме себя. Глория Суонсон сыграла ее абсолютно блестяще как человека настолько внутренне пустого и тщеславного, что она в отсутствии зрителей, похоже, сомневается в самом факте своего существования и сама себе кажется тенью и общаться может только с такими же тенями, как и она сама — Максом и бывшим звездами немого кино, потерявшими себя с приходом звука. И то, что она далеко не бедствует, так как все заработанные ею деньги были давно, видимо, кем-то из ее бескорыстных поклонников, удачно вложены и теперь размножаются делением, ровным счетом ничего не меняют в ее истинно трагическом мироощущении. Если в этой давно сломанной кукле есть что-то подлинное, то это ее боль. Может быть поэтому ей и невозможно не сочувствовать.

    Впрочем, как и Джо Гиллису. Кто хоть раз бывал на мели, а таких среди нас процентов девяносто девять, узнает в нем себя. Как-то принято говорить о его слабохарактерности, но, на самом деле, он сильный и в высшей степени достойный человек, и его драма заслуживает не меньше, если не больше внимания, чем драма Нормы. Он не хочет уводить девушку, которую полюбил, ту самую рецензентку, у своего друга, и ради этого готов оболгать себя. Он помогает жить Норме, пока у него есть для этого силы. Он изо всех сил пытается быть честным. Получается не всегда, но многие на его месте не стали бы и стараться.

    Фильм в каждом кадре красив до великолепия. Сценарий, пересыпанный мудрыми колкостями и колкими мудростями, прекрасен. Совершенно не важно, нравятся вам герои или нет — фильм вам понравится все равно. Как и всякая мастерская работа он изобилует нюансами, которые при первом просмотре невозможно уловить в полном объеме и оценить в полной мере. Например, поначалу кажется не вполне ясным, почему на роль Бетти пригласили просто миловидную девушку, а на роль ее подруги, появившейся в экране буквально на одну секунду и даже не упомянутой в титрах, писанную красавицу. А потом понимаешь, что, если бы было наоборот, это отдавало бы чистой киношной фальшью, где самая красивая заодно и самая умная. Да и Гиллис влюбился не в личико и не в грудь с ногами, а в духовно близкого ему человека, которому подарил лучшее, что у него было: наконец-то удавшийся ему сценарий. И уже фактически убитый свои последние шаги Гиллис все-таки делает в том направлении, которое ведет к свободе, пусть даже они заканчиваются для него в бассейне. Конечно, «Сансет бульвар» — это самый настоящий нуар, причем зрелый нуар, со всеми особенностями, присущими этому жанру, но это, если хотите (и если не хотите тоже), светлый нуар, даже белый нуар, не отбирающий надежду, а дающий ее.

    9 из 10

    17 января 2013 | 21:33

    «Sensational…Daring…Unforgettable…Sunset Blvd.»

    «Сансет бульвар» — криминальная драма Билли Уайлдера о стареющей кинозвезде Норме Десмонд. Фильм начинается с того, как в поместье Нормы попадает Джо Гиллис — неудачливый сценарист из Голливуда. Актриса просит его отредактировать свой собственный сценарий «Саломеи» и он соглашается (ему нужна работа)…

    Давно хотелось посмотреть это кино. Все-таки живая классика Голливуда, давно застолбившая свое место во всевозможных рейтингах, один из любимейших фильмов Дэвида Линча… Теперь я посмотрел и могу сказать, что кино действительно очень неплохое. Даже лучше чем «Все о Еве» (понятное дело, имхо). Глория Свенсон талантливая актриса и она играла в этой картине саму себя — не будь ее в фильме, не было бы и самого фильма.

    Ее Норма — эксцентричная особа, уныло доживающая свой век в старом поместье больше похожем на замок Дракулы. Великий режиссер немого кино Макс фон Мейерлинг (замечательно сыгранный Эрихом фон Штрогеймом) работает у нее дворецким. Иногда она встречается со своими друзьями, бывшими звездами немого кино, и играет вместе с ними в покер. Среди гостей Нормы можно заметить Хедду Хоппер и Бастера Китона… Первоначально я узнал о «Сансет бульваре» из биографии Китона и честно говоря, не думал, что роль у него будет такая маленькая. В кадре он не задержится более чем на одну минуту. Мне кажется, так Уайлдер хотел подчеркнуть ненужность старых (ранее любимых) актеров сегодня. Это ему удалось.

    Я не очень хорошо знаком с творчеством Уайлдера, но я думаю что «Сансет» один из его лучших фильмов. И теперь я понимаю, почему эта картина одна из самых любимых у Линча. Любят маститые режиссеры снимать «кино о кино», им нравится рассказывать свои голливудские «байки из склепа». Стареющие кинозвезды, выразительное ч/б, погони, клубы дыма, застилающие экран… Таким я себе представляю «Сансет бульвар». Нуар без нуара, интересное по мысли и исполнению кино, просто Кино. Я поставлю:

    10 из 10

    16 апреля 2011 | 21:42

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>