«Пацан против всех»: боевик с Биллом Скарсгардом, в котором слишком много «Джона Уика»

Обсудить0

В российском прокате идет свежий комический боевик немецкого дебютанта Морица Мора, где Билл Скарсгард примеряет на себя роль Джона Уика. Почему эта джон-уикиада и вообще подобные фильмы уже смертельно раздражают, рассказывает Марат Шабаев.

Марат Шабаев

Кинокритик, куратор игрового направления Кинопоиска

Немой пацан по прозвищу… Пацан (Билл Скарсгард) растет в глуши, воспитывает и тренирует его вечно накуренный Шаман (Яян Рухьян). Дымный мастер натаскивает юношу для выполнения главного задания — ликвидации Хильды Ван Дер Кой (Фамке Янссен), жестокой правительницы антиутопического города. Много лет назад Хильда убила мать Пацана и, вероятно, застрелила его сестру Мину. Однажды во время очередной вылазки в город молчаливый герой наблюдает, как родственники Ван Дер Кой-отлавливают участников ритуальной резни, которую они проводят каждый год в прямом эфире. Нервы Пацана не выдерживают, и он пускается в кровавый трип по бетонным джунглям, проливая литры вражеской и своей крови.

Жанровый ренессанс, спровоцированный совместными усилиями создателей обоих «Рейдов», «Судьи Дредда» и франшизы про Джона Уика, перерос в безумие, которое нужно срочно остановить. Судите сами: с разницей в месяц в прокат вышло сразу два боевика, где главный герой по кличке Пацан возвращается из леса в антиутопический мегаполис и мстит за смерть своих родных! Первым был «Манкимэн» Дева Пателя — в целом симпатичный боевик, который настаивал хороший экшен на колоритном индийском сырье. При этом режиссерскому дебюту Пателя не хватало, с одной стороны, структуры, с другой — свободы в постановке экшен-сцен.

«Пацан против всех» излишней зажатостью не страдает. Мориц Мор, даром что тоже дебютант, сразу врубает такое ультранасилие, что немедленно хочется попросить его немного притушить фитилек. Герой Скарсгарда использует в бою терку для сыра, лихо отрубает конечности, а в финальной схватке количество физических истязаний не уступает самым мясным образцам torture porn вроде второго «Хостела». По меркам современных арт-боевиков это перебор; насилие в «Пацане» не кажется комичным и мультяшным (уж больно все натуралистично), к тому же лишено балетного изящества, присущего работам Чада Стахелски и Дэвида Литча (где, кстати, крови практически нет).

В нахальной неуемности авторов основная проблема этого фильма: кичливая форма и эпизоды-шокеры не могут замаскировать зияние пустоты. «Пацан против всех» настолько похож на всё и сразу, что даже неловко. Из «Рейда» сюда перекочевал индонезийский мастер боевых искусств Яян Рухьян, он же сыграл в третьем «Уике», а в четвертом как раз появлялся Билл Скарсгард. Из эффектного комикса «Kingsman: Секретная служба» пришел опытный хореограф Давид Шатарски. В некоторых сценах видно, что режиссер явно просил сделать его «как у Мэттью Вона». За клоунаду отвечают Бретт Гельман, конспиролог Мюррей Бауман из «Очень странных дел», и Шарлто Копли, которого мы только что видели в похожей роли шоумена в «Манкимэне». А весь антиутопический сеттинг тут и вовсе кажется безвкусным попурри: «Судная ночь» встречает «Бегущего человека», и вместе они отправляются на Голодные игры. Мор с жадностью подростка, которого случайно заперли на ночь в гик-магазине, закидывает в свою творческую печку все, что ему нравится: слэпстики, аниме, комиксы и видеоигры.

Билл Скарсгард и Джессика Рот в фильме «Пацан против всех»

Есть ли в этом поп-культурном хаосе хоть что-то примечательное? Как ни странно, да. Билл Скарсгард здорово выглядит в роли рельефного спортика с нулевым содержанием подкожного жира. А тестостероновый шарм забавно уравновешивают его немые гримасы (Пеннивайз не прошел даром) и незамутненное детское лицо (для пущего комизма его внутренние диалоги озвучил басовитый комик Х. Джон Бенджамин, звезда анимационных шоу «Доктор Кац» и «Закусочная Боба»). Есть и пара ярких образов — например, одна из соперниц главного героя, как и Скарсгард, щеголяет накачанным торсом, носит яркую желтую куртку и мотоциклетный шлем, на забрале которого постоянно мелькает нецензурная брань.

Но все же пример «Пацана против всех» должен послужить уроком всем другим эпигонам, которые пытаются пойти по пути Стахелски и Литча. Наглость не всегда второе счастье, а чаще признак собственной авторской беспомощности. Так и в этом случае: за беззастенчивой мешаниной идей не видно собственно самого фильма. Смешанные оценки критиков (59% на Rotten Tomatoes) и провал в прокате (лента собрала всего 3 млн долларов; бюджет, конечно, неизвестен, но ультрадешевым она точно не выглядит) явно указывают на то, что аудитория тоже пресытилась подобным контентом. Сделать круче, чем боевик с Киану Ривзом, нетрудно; главное правило — не повторять единожды сработавшую формулу, бездумно подпитывая ее другими поп-культурными источниками. А лучше всего было бы, перефразируя знаменитую фразу Тома Йорка про альтернативный рок, побить джон-уик-жанр палками до смерти и оставить его труп на мосту как предостережение прохожим.

Смотрите также

6 июня8
21 мая13
17 мая1
16 мая4

Главное сегодня

Вчера12
Вчера1
14 июня12
14 июня3
13 июня5
14 июня3
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации