«Пацан против всех»: боевик с Биллом Скарсгардом, в котором слишком много «Джона Уика»

Обсудить0

В российском прокате идет свежий комический боевик немецкого дебютанта Морица Мора, где Билл Скарсгард примеряет на себя роль Джона Уика. Почему эта джон-уикиада и вообще подобные фильмы уже смертельно раздражают, рассказывает Марат Шабаев.

Марат Шабаев

Кинокритик, куратор игрового направления Кинопоиска

Немой пацан по прозвищу… Пацан (Билл Скарсгард) растет в глуши, воспитывает и тренирует его вечно накуренный Шаман (Яян Рухьян). Дымный мастер натаскивает юношу для выполнения главного задания — ликвидации Хильды Ван Дер Кой (Фамке Янссен), жестокой правительницы антиутопического города. Много лет назад Хильда убила мать Пацана и, вероятно, застрелила его сестру Мину. Однажды во время очередной вылазки в город молчаливый герой наблюдает, как родственники Ван Дер Кой-отлавливают участников ритуальной резни, которую они проводят каждый год в прямом эфире. Нервы Пацана не выдерживают, и он пускается в кровавый трип по бетонным джунглям, проливая литры вражеской и своей крови.

Жанровый ренессанс, спровоцированный совместными усилиями создателей обоих «Рейдов», «Судьи Дредда» и франшизы про Джона Уика, перерос в безумие, которое нужно срочно остановить. Судите сами: с разницей в месяц в прокат вышло сразу два боевика, где главный герой по кличке Пацан возвращается из леса в антиутопический мегаполис и мстит за смерть своих родных! Первым был «Манкимэн» Дева Пателя — в целом симпатичный боевик, который настаивал хороший экшен на колоритном индийском сырье. При этом режиссерскому дебюту Пателя не хватало, с одной стороны, структуры, с другой — свободы в постановке экшен-сцен.

«Пацан против всех» излишней зажатостью не страдает. Мориц Мор, даром что тоже дебютант, сразу врубает такое ультранасилие, что немедленно хочется попросить его немного притушить фитилек. Герой Скарсгарда использует в бою терку для сыра, лихо отрубает конечности, а в финальной схватке количество физических истязаний не уступает самым мясным образцам torture porn вроде второго «Хостела». По меркам современных арт-боевиков это перебор; насилие в «Пацане» не кажется комичным и мультяшным (уж больно все натуралистично), к тому же лишено балетного изящества, присущего работам Чада Стахелски и Дэвида Литча (где, кстати, крови практически нет).

В нахальной неуемности авторов основная проблема этого фильма: кичливая форма и эпизоды-шокеры не могут замаскировать зияние пустоты. «Пацан против всех» настолько похож на всё и сразу, что даже неловко. Из «Рейда» сюда перекочевал индонезийский мастер боевых искусств Яян Рухьян, он же сыграл в третьем «Уике», а в четвертом как раз появлялся Билл Скарсгард. Из эффектного комикса «Kingsman: Секретная служба» пришел опытный хореограф Давид Шатарски. В некоторых сценах видно, что режиссер явно просил сделать его «как у Мэттью Вона». За клоунаду отвечают Бретт Гельман, конспиролог Мюррей Бауман из «Очень странных дел», и Шарлто Копли, которого мы только что видели в похожей роли шоумена в «Манкимэне». А весь антиутопический сеттинг тут и вовсе кажется безвкусным попурри: «Судная ночь» встречает «Бегущего человека», и вместе они отправляются на Голодные игры. Мор с жадностью подростка, которого случайно заперли на ночь в гик-магазине, закидывает в свою творческую печку все, что ему нравится: слэпстики, аниме, комиксы и видеоигры.

Билл Скарсгард и Джессика Рот в фильме «Пацан против всех»

Есть ли в этом поп-культурном хаосе хоть что-то примечательное? Как ни странно, да. Билл Скарсгард здорово выглядит в роли рельефного спортика с нулевым содержанием подкожного жира. А тестостероновый шарм забавно уравновешивают его немые гримасы (Пеннивайз не прошел даром) и незамутненное детское лицо (для пущего комизма его внутренние диалоги озвучил басовитый комик Х. Джон Бенджамин, звезда анимационных шоу «Доктор Кац» и «Закусочная Боба»). Есть и пара ярких образов — например, одна из соперниц главного героя, как и Скарсгард, щеголяет накачанным торсом, носит яркую желтую куртку и мотоциклетный шлем, на забрале которого постоянно мелькает нецензурная брань.

Но все же пример «Пацана против всех» должен послужить уроком всем другим эпигонам, которые пытаются пойти по пути Стахелски и Литча. Наглость не всегда второе счастье, а чаще признак собственной авторской беспомощности. Так и в этом случае: за беззастенчивой мешаниной идей не видно собственно самого фильма. Смешанные оценки критиков (59% на Rotten Tomatoes) и провал в прокате (лента собрала всего 3 млн долларов; бюджет, конечно, неизвестен, но ультрадешевым она точно не выглядит) явно указывают на то, что аудитория тоже пресытилась подобным контентом. Сделать круче, чем боевик с Киану Ривзом, нетрудно; главное правило — не повторять единожды сработавшую формулу, бездумно подпитывая ее другими поп-культурными источниками. А лучше всего было бы, перефразируя знаменитую фразу Тома Йорка про альтернативный рок, побить джон-уик-жанр палками до смерти и оставить его труп на мосту как предостережение прохожим.

Смотрите также

6 июня8
21 мая13
17 мая1
16 мая4

Главное сегодня

Сегодня9
Сегодня, 10:061
Вчера11
Вчера3
13 июня5
Вчера3
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации