Превосходные подводные съемки и виртуозный монтаж: Квентин Тарантино — о своей любви к «Человеку-амфибии»

Обсудить0

Квентин Тарантино посвятил очередной выпуск подкаста The Video Archives советской фантастической мелодраме «Человек-амфибия», в любви к которой признавался еще на московской пресс-конференции по «Однажды… в Голливуде» в 2019 году. Экранизация романа Александра Беляева, главные роли в которой исполнили Владимир Коренев и Анастасия Вертинская, вышла на экраны в 1962-м и оставалась самым кассовым фильмом в советском прокате до релиза «Калины красной». В детстве будущий режиссер увидел ленту по американскому телевидению и сильно впечатлился романтичным сай-фаем. Пересказываем его мысли о «красивой и нежной сказке» об умеющем дышать под водой юноше Ихтиандре, который влюбляется в дочь рыбака.

В прошлом году мы пересказали несколько эпизодов The Video Archives: первый, второй, третий, четвертый, пятый и шестой, а также спецвыпуск про американское джалло.

Тарантино пересказывает сюжет

«Не знаю, где происходят события фильма, на Кубе или в какой-то выдуманной латиноамериканской стране (действие происходит в Буэнос-Айресе. — Прим. ред.), но снимали точно на Кубе! Улицы, машины, сомбреро — выглядит как Куба. Фильм явно там и снимали (на самом деле его снимали в Крыму. — Прим. ред.). В общем, там есть злодей, который хочет монополизировать рынок добычи жемчуга (Педро Зурита, его играет Михаил Козаков). Очень энергичный и сексуальный, практически русский Пол Ньюман.

Точнее, он похож на бандита-негодяя, которого Ньюман играл в «Гневе» (американский ремейк «Телохранителя» Акиры Куросавы. — Прим. ред.). На него работает куча ныряльщиков, к которым он относится как к рабам. Он влюблен в дочь старика (Гуттиэре в исполнении Анастасии Вертинской), владеющего шхуной, которую он часто арендует. Вскоре появляются слухи, что в море завелось чудовище. Его прозвали морским дьяволом, и из-за страха перед ним некоторые ныряльщики даже отказываются работать. Однажды на дочь старика нападает акула, но морской дьявол (Ихтиандр, его играет Владимир Коренев), оказавшийся Человеком-амфибией, спасает ее. Злодей становится свидетелем спасения, но всем говорит, что сам спас девушку, которая была без сознания. Он тут же решает, что парня с жабрами, который способен дышать под водой, нужно поработить и заставить доставать со дна жемчужины 24 часа в сутки. Ха-ха-ха, короче, типичный противник коммунистических ценностей. Оказывается, что Человек-амфибия — сын великого доктора, эдакого местного капитана Немо. Он живет в подводном логове в скале, которое больше и роскошнее, чем штаб-квартиры бондовских злодеев, и напоминает космический корабль, который мог бы придумать Уэс Андерсон. Мы узнаем, что когда-то Человек-амфибия был обычным мальчиком, но из-за коллапса легкого его отец пересадил ему акульи жабры. Доктор не знал, будет ли успешной операция, но она сработала, и тогда у него появилась мегаломанская мечта создать высшую расу людей-амфибий, у которых будет своя подводная республика. И тут Человек-амфибия — 19-летний мальчик — тоже влюбляется в дочь старика».

Михаил Козаков в фильме «Человек-амфибия»
Пол Ньюман в фильме «Гнев»

Откуда Тарантино узнал про кино?

Черно-белую дублированную версию «Человека-амфибии» часто показывали по кабельному ТВ в конце 1960-х — начале 1970-х. Шестилетний Квентин пересматривал кино с отцом. Однако затем картина исчезла из телеротации, а в американских кинотеатрах ее никогда не показывали. Для подкаста Тарантино пересмотрел фильм на старой VHS-копии компании Sinister Cinema, которая специализировалась на выпуске редких хорроров, детективов и фантастики под заказ. Все кассеты Sinister Cinema упаковывала в одинаковые коробки, а название записи можно было увидеть только на наклейке на самой кассете. Несмотря на низкокачественную двухцветную копию, Тарантино по-прежнему остался в восторге от ленты. Сепия, по его мнению, сделала фильм похожим на вручную расписанные мини-постеры, которые раньше вешали в кинотеатрах. Режиссер считает, что плохое качество изображения удивительным образом подчеркнуло сильные стороны фильма. Кстати, в укороченной версии, которую смотрел Тарантино, Гуттиэре и Ихтиандра ждал хеппи-энд.

Кассета Sinister Cinema

Костюм Человека-амфибии
Шлем Человека-амфибии

За что Тарантино хвалит фильм?

За выдающуюся работу художников-постановщиков и художников по костюмам. «Костюм Человека-амфибии — одна из главных удач фильма. Он настолько прекрасен, что художники-постановщики могли больше ни над чем не заморачиваться. Посмотрите на его блестящий шлем! Сначала мне даже было непонятно, шлем это или голова. И вообще, Человек-амфибия похож на протосупергероя!» Тарантино нравятся красный халат Михаила Козакова и детали логова доктора: дверь в форме человека и лифт в виде водолазного колокола, показанный с помощью миниатюр и покадровой анимации.

Красный халат Михаила Козакова
Лифт
Дверь в форме человека
Логово доктора Сальватора

Кроме того, режиссер превозносит операторскую работу Эдуарда Розовского («Белое солнце пустыни») и Мирона Темиряева: «Здесь настолько хорошая операторская работа, что фильм можно смотреть хоть в цвете, хоть в ч/б, хоть в сепии — картина в любом случае захватывает. Подводные съемки просто превосходные. В них есть настоящая поэзия. У операторов явно были не самые лучшие камеры, поэтому картинка не настолько четкая, как в современных подводных сценах. Но грязь, муть и пузырьки совершенно не мешают. Анастасия Вертинская похожа в этих сценах на ангела, и даже удивительно, как у актеров получилось передать романтику под водой. Вертинскую в этой роли я запомню на всю жизнь».

А еще Тарантино оценил работу монтажеров. «Россия с самого рождения кинематографа славилась своим монтажом. По всему миру обычно снимали случайный набор кадров, а потом искали ритм в монтажной. В СССР все снимали, зная заранее, каким будет финальный монтаж. Поэтому в „Человеке-амфибии“ все работает идеально. Фильм продуман четко, как однопанельные комиксы. Правда, к третьему акту темп мог бы быть и побыстрее».

Анастасия Вертинская
Анастасия Вертинская и Владимир Коренев

Что режиссеру рассказали о сай-фае Pussy Riot и Тимур Бекмамбетов?

Оказывается, Тарантино обсуждал «Человека-амфибию» со многими известными россиянами. «Когда я еду в другие страны, то обсуждаю там с людьми не всякие местные шедевры, получившие признание на Западе, а жанровое кино, которое смогло добраться до США. Мне сказали, что спрашивать русского, смотрел ли он „Человека-амфибию“, это все равно что спрашивать американца, смотрел ли он „Волшебника страны Оз“. Вся Россия знает этот фильм чуть ли не наизусть», — уверенно утверждает именитый подкастер. Например, участницы панк-рок-группы Pussy Riot (режиссер не уточнил, какие именно) также заверили Тарантино, что в России все обожают «Человека-амфибию», а вот режиссер «Ночного дозора» и «Особо опасен» Тимур Бекмамбетов во время недавнего ланча с Тарантино выразил сомнение, что фильм все еще известен среди российской молодежи.

Постеры «Человека-амфибии» из рассылки подкаста The Video Archives

А что еще он знает о кинематографе СССР?

Тарантино уверен, что в Советском Союзе не экономили на съемках. «У государственного финансирования кинематографа есть плюсы и минусы. Минус в том, что странные авторские фильмы, которые бы создавались вне студийной системы, можно особо не ждать. Плюс в том, что с госфинансированием никто никогда не снимал кино на от***ись (тяп-ляп). Над „Человеком-амфибией“ в полную меру своих способностей трудились лучшие специалисты „Мосфильма“ (на самом деле лента была снята на киностудии „Ленфильм“. — Прим. ред.). В США в 1961-м никто бы не стал вкладывать столько сил в научно-фантастическую историю. Может быть, только „Запретную планету“ снимали с настолько же серьезным подходом к работе. Здесь постоянно используются голландские углы (ракурс, при котором горизонт завален. — Прим. ред.), изобретательно подходят к кадрированию и стараются сделать так, чтобы каждый кадр работал на всю историю. Актеры играют, словно фотографируются для постеров политической рекламной кампании: выпячивают грудь вперед, принимают героические позы. Однако играют в меру, их игра не выглядит банально!» Соведущему подкаста Роджеру Эвери киноязык мелодрамы напомнил новаторский документальный фильм Михаила Калатозова «Я — Куба».

Голландские углы

Напоследок пара слов о советских спецэффектах

Тарантино превозносит спецэффекты в советском кино конца 1950-х и напоминает, что знаменитый продюсер жанрового кино Роджер Корман выкупал права на советские эпики про космос, чтобы использовать впечатляющие сцены из них в своих проектах. Так молодой Фрэнсис Форд Коппола перемонтировал «Небо зовет» в «Битву за пределами Солнца». Сцены из «Планеты бурь» Павла Клушанцева появились сразу в двух сай-фаях — «Путешествии на планету доисторических женщин» Питера Богдановича и «Путешествии на доисторическую планету» Кёртиса Харрингтона. Кроме того, Харрингтон использовал материал из «Мечте навстречу» и «Небо зовет» в своем фантастическом хорроре «Кровавая королева».

«В то время я занимался производством нескольких научно-фантастических фильмов, а тогда в США на этом жанре в основном специализировались независимые продюсеры и режиссеры, снимавшие при небольших бюджетах. Я посмотрел один советский научно-фантастический фильм в кинотеатре и был поражен его производственным масштабом. Эти картины были намного грандиознее и искуснее, чем американские ленты. Так что я купил права на несколько таких фильмов, заменив в них русские диалоги на английские», — рассказывал Корман в интервью Кинопоиску в 2013 году.


Автор: Михаил Моркин

Фото: M.G.M / Album / Legion-Media

Каскадер защищает своего коня от коллекторов и становится звездой интернета. Комедийный боевик с Джеки Чаном
В главных ролях:Джеки Чан, Лю Хаоцюнь, Го Цилинь, Джеки У
Режиссер:Ларри Ян
Смотрите по подписке

Смотрите также

Что известно о последнем фильме Тарантино, которым он хочет закончить карьеру в кино
Индустрия

Что известно о последнем фильме Тарантино, которым он хочет закончить карьеру в кино

15 марта8
Американское джалло: какие хорроры советуют Тарантино и Элай Рот
Видеосалон

Американское джалло: какие хорроры советуют Тарантино и Элай Рот

17 ноября 20221
Бой Брюса Ли и героя Брэда Питта: фрагмент из романа Тарантино «Однажды в… Голливуде»
Книги

Бой Брюса Ли и героя Брэда Питта: фрагмент из романа Тарантино «Однажды в… Голливуде»

26 ноября 202112
Квентин Тарантино выпустил нон-фикшен-книгу «Cinema Speculation». Пересказываем самое интересное
Книги

Квентин Тарантино выпустил нон-фикшен-книгу «Cinema Speculation». Пересказываем самое интересное

10 ноября 20224

Главное сегодня

Спорт

Время чудес: чего сегодня ждать от финала Лиги чемпионов

6 июня5
Время чудес: чего сегодня ждать от финала Лиги чемпионов
«Арнольд»: чем интересен документальный проект Netflix про Шварценеггера
В фокусе

«Арнольд»: чем интересен документальный проект Netflix про Шварценеггера

Сегодня4
Как смотреть «Человека-паука». Подробный гид по главным фильмам (и некоторым мультфильмам)
Как это смотреть

Как смотреть «Человека-паука». Подробный гид по главным фильмам (и некоторым мультфильмам)

8 июня7
Что происходит в прокате: «Человек-паук» взлетает в топ, а в России по-прежнему любят Гая Ричи
Сборы

Что происходит в прокате: «Человек-паук» взлетает в топ, а в России по-прежнему любят Гая Ричи

Вчера3
Никита Ефремов теперь «Библиотекарь». Смотрим тизер сериала по книге Михаила Елизарова
Трейлеры

Никита Ефремов теперь «Библиотекарь». Смотрим тизер сериала по книге Михаила Елизарова

Вчера4
Что почитать в духе Дюма: 7 новых приключенческих романов
Книги

Что почитать в духе Дюма: 7 новых приключенческих романов

Вчера1
Маргарет Куэлли — об уроках Тарантино и БДСМ-ромкоме «Стоп-слово»
Интервью

Маргарет Куэлли — об уроках Тарантино и БДСМ-ромкоме «Стоп-слово»

Вчера2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации