всё о любом фильме:

Калина красная

год
страна
слоган-
режиссерВасилий Шукшин
сценарийВасилий Шукшин
директор фильмаГерман Крылов
операторАнатолий Заболоцкий
композиторПавел Чекалов
художникИпполит Новодережкин
монтажЕлена Михайлова
жанр драма, ... слова
зрители
СССР  62.5 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время110 мин. / 01:50
Выйдя из тюрьмы, Егор Прокудин, по кличке Горе, решает податься в деревню, где живет синеглазая незнакомка Люба, с которой он переписывался — ведь надо немного переждать и осмотреться. Но жизнь в деревне рушит все планы Егора, и он решает навсегда порвать с прошлым. Теперь у него есть друзья, работа. Он любит Любу. Однако дружки Егора упорно не отпускают его…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • «Калина красная» входит в десятку любимых фильмов Райнера Вернера Фассбиндера.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1975 году.
    • Шукшин очень собранно входил в съёмочный период «Калины красной». Например, документальные кадры, где заключённый поёт песню «Ты жива ещё, моя старушка» (этого в сценарии не было), он нашёл среди тысяч километров киноплёнки спецкинохроники МВД. «Калина красная» так и начинается концертом зэков, который снимался в настоящей колонии под Москвой.
    • Занимает по посещаемости 14-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Киноповесть «Калина красная» Василий Шукшин написал в больнице.
    • Василий Макарович Шукшин в фильме был и сценаристом, и исполнителем главной роли, и режиссёром.
    • Госкино выделило на картину всего 3 тысячи 600 метров дефицитной тогда плёнки «Кодак». А для работы нужно было в шесть раз больше. Поэтому первый «разгонный» дубль снимали на отечественной «Свеме», потом заряжали «Кодак», и тут уже все работали в полную силу.
    • Одной из ключевых в фильме является сцена встречи Егора со своей матерью после двадцатилетней разлуки. Решили уговорить сняться в крошечной сценке кого-нибудь из очень больших актрис и позвонили Марецкой. Вера Петровна дала согласие, но, к сожалению, вскоре заболела. Тогда дерзнули попробовать отыскать реальную судьбу, сходную с той, которая была нужна. В итоге засняли документальную беседу именно с такой матерью, у которой война отняла всех сыновей.
    • Из-за отказа от роли матери Егора Веры Марецкой, режиссёр Василий Шукшин пригласил на эту роль местную жительницу, Афимью Быстрову и попросил в кадре просто рассказать про свою жизнь. Камеру установили на улице, снимали через выставленное окошко, звук писали синхронно. Бабушка наговаривала рассказ о себе, отвечая на вопросы Лидии Федосеевой-Шукшиной, которые были заранее продуманы и направляли рассказ в нужное для фильма русло. За съёмки Афимье Быстровой привезли гонорар в 700 рублей, огромная сумма для тех времён и мест, с учётом пенсии в 17 рублей, а так же шерстяное платье, туфли и золотые серёжки.
    • На Всесоюзном кинофестивале в Баку в апреле 1974 года «Калина красная» была награждена главным призом.
    • еще 7 фактов
    Трейлер 01:55

    файл добавилPodvig

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Некогда, по молодости лет, я довольно презрительно относился к успеху «Калины красной» и даже негодовал по поводу символичного финала — смерти от рук подельников бывшего уголовника, который из последних сил цепляется за милые сердцу берёзки. Эпизод условный, почти лубочный по исполнению. Сказка с печальным концом, мелодраматический надрыв. Но герой Шукшина — один из немногих персонажей советского кино, который хотел выжить именно в экзистенциальном смысле слова. Большинство же стремились умереть назло врагам, разорвав на теле последнюю рубашку. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 74 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    У последнего режиссерского фильма Василия Макаровича Шукшина «Калина красная» есть гениальная художественная особенность — это НЕРВ! Нерв от первого до последнего кадра.

    Главный герой «Калины красной» — Егор Прокудин — действительно «Горе». Жить хочет, а не умеет. Любить хочет, но не знает, как это — «любить»?! Многолетний «лагерный» опыт не сломал Егора, но и не научил ничему, кроме Закона: «Не верь! Не бойся! Не проси!» А ему хочется и Любить, и Верить! Недаром фильм Василия Шукшина начинается с кадров затопленной и разрушенной церкви! Да и потом (в сцене «на траве») вновь на горизонте церковь! И колония, из которой выходит Егор Прокудин — это бывший монастырь! — место намоленное монахами, но оскверненное безбожниками-большевиками!

    Как жить без Веры? Зачем жить? Что делать, если в СССР Вера в Бога вне закона? — эти вопросы Шукшин задает себе и зрителю на протяжении всего фильма.

    Идея фильма сложная, драматичная, философская. И на всех этапах производства фильма «Калина красная», Василий Макарович бился с чиновниками от кино за каждый кадр, монолог, диалог. Единственное, чем он поступился — переделал финал (в первоначальном варианте — после убийства Егора, бандиты благополучно уезжали неотмщенными).

    И еще один штрих о закулисье того времени:

    В 1974 году Василий Макарович Шукшин отправил свой фильм «Калина красная» для участия в очередном Всесоюзном кинофестивале в городе Баку. Негласно тот кинофестиваль был посвящен грядущему 30-тилетнему юбилею со дня окончания Великой Отечественной войны. И, понятно, отбирались в основном только фильмы военной тематики. И все деятели кино были убеждены, что главный приз бакинского фестиваля достанется кинокартине Леонида Быкова «В бой идут одни старики». И Леонида уже поздравляли с будущей победой!

    … А тут вдруг появился Шукшин со своей полукриминальной «Калиной…» о судьбе рецидивиста — это же скандал! Цензура того времени не могла допустить выхода на экраны такого крамольного кино.

    Поэтому деятели культуры долго заседали. Спорили еще дольше (особенно в кулуарах!). На закрытом заседании один функционер киноискусств высказался так:

    - Если фильм Шукшина получит главный приз, тогда у Быкова будет первая премия! А если главный приз достанется Быкову, тогда картина Шукшина не получит вообще ничего!

    И здесь со своего места поднялся Леонид Быков:

    - На кинофестивале, где первым станет фильм «Калина красная», я буду горд — даже если окажусь сотым!

    Вот так фильм «Калина красная» получил Главный приз Всесоюзного Бакинского Кинофестиваля, а «В бой идут одни старики» — Первую премию (сам Леонид Федорович Быков получил Приз за лучшую мужскую роль).

    Согласитесь, что этот факт дорогого стоит!

    Вот и сегодня «Калина красная» стоит в Первом ряду самых ярких отечественных кинособытий XX века. Пусть времена изменились, и кануло в лету СССР. Но честный фильм «Калина красная» смотрится на одном дыхании! Потому что это ФИЛЬМ на Все Времена!

    10 из 10

    12 апреля 2016 | 09:47

    Начну пожалуй с того, что именно этот фильм побудил меня получше ознакомиться с российским и советским кинематографом. До этого смотрела в основном всё зарубежное.«Калина красная» очень сильный, глубокий и жизненный фильм. Ещё одна история простого, битого жизнью человека, который открывает в себе новые чувства и находит силы свернуть с наклонной, по которой двигался раньше.

    Егор Прокудин весьма непростая личность. В нём доминируют все привычки и поведение заключенного : жаргон в разговоре, жесты, манера держаться, как следствие многих лет проведенный в местах не столь отдаленных. Однако, его герой вызывает симпатию (вспомним хотя-бы весьма забавный эпизод в бане с кипятком)отомстил частично швагре, но сделал это явно несвойственным «лютому преступнику» способом. Так- безобидно всё, подумаешь- перепутал))

    Он в душе добрый человек и я полагаю были какие-то причины (которые не раскрываются зрителю), побудившие его в своё время ступить на скользкую дорожку бандитизма. Очень впечатлила его встреча с матерью… Блудный сын понял, какую боль ей причинил… даже не хватило сил признаться. Печальный взгляд пожилой женщины насквозь пронизает сердце видавшего виды мужчины. Взгляд единственного родного, но к сожалению уже потерянного человека… Встреча с Любой разбудила в нём прежнюю натуру : чувства, нежность, понимание. Встреча двух совершенно непохожих друг на друга людей кардинальным образом изменила обоих.

    Судьба дает ему второй шанс, но ничего не проходит бесследно. Есть дороги, которые лучше не выбирать… Прошлое настигает его в живописной березовой роще, на фоне полей. Герой уходит, но уже не на зоне или воровском притоне а в красивом, живом мире, рядом с любимой женщиной, любовь которой в полной мере так не удалось познать. Это трагично, но вместе с тем прекрасно. Каждый раз слёзы наворачиваются после просмотра…

    Жаль, что такой талантливый человек, как Василий Шукшин в достаточно молодом возрасте покинул нас. Сколько хороших фильмов мог-бы поставить и написать произведений. Но, каждому в этой жизни свой срок отмерен.«Калина красная один из моих самых любимых советских картин.

    Ставлю оценку

    9 из 10

    14 марта 2011 | 23:52

    -Шаркнули по душе !

    Именно такие слова произнёс Прокудин Егор в одной из сцен «Калины красной». Лучше и не скажешь. Вернее сказать лучше конечно можно, но будет уже не по Шукшински. Картина виденная давно, но, как поётся в одной очень хорошей песне: «Нам дороги эти позабыть нельзя». Мельком глянув в окошко телевизора и увидев незнакомую, но приятную женщину, я не посмел переключить канал. И хоть эта самая женщина не имеет прямого отношения к Василию Шукшину, тем не менее говорила в программе Юлии Меньшовой «Наедине со всеми» она не только о своём муже Георгии Буркове, но и о Василии Макаровиче. Мало кто знает, что Татьяна Ухарова, вдова Георгия Буркова снялась в «Калине красной». Но такой факт в её биографии был. Наверно поэтому я и решил написать отзыв на это замечательное кино! Прошу прощение за небольшое отступление.

    Отсидел человек в тюрьме, вышел на свободу. Но вышел немного другим человеком. Виной тому письма Любы Байкаловой. Вроде и привычки остались те же и говорок соответствующий и дружки ждут его возвращения с нетерпением сердца, поскольку Егор Прокудин душа компании, пусть даже той самой пресловутой малины. Они ведь тоже люди и ещё неизвестно кто более грешен они или мы.

    И встречаются две судьбы. Одна мужская битая-перебитая, но не сломленная и другая женская, которая ещё не утратила веру в людей и мужчин. И насколько красочно и эмоционально сочно написал и рассказал нам об этой встрече Шукшин. Разве не вызывает у вас улыбки сцена помывки в бане ? Здоровско придумано не правда ли ? А обед в ресторане, когда вся мощь русского человека обнажилась в праведном гневе:

    -И с танцуют они у нас железное болеро!

    А как герой Шукшина начал отжигать при встрече с родителями Любы!

    -Славно, славно устроились! Колоски с колхозных полей воровал ? Этот вопрос он адресует отцу Любы, чем поверг того в состояние близкое к инсультному! Ступор героя Ивана Рыжова был выше всяких похвал!

    Егор Прокудин вор, но смотрите как настоящее глубокое чувство меняет человека. Он хочет честно жить, работать и любить. А вот у главаря банды «Губошлёпа», другое мнение на этот счёт. Не может он так просто взять и отпустить Егора на вольные хлеба. Авторитет среди своих потеряет, да и завидно ему, что человек очистился, отмылся, а он в грязи по самую маковку.

    А разве не трогает момент, когда Егор обнимает берёзки, ласково и любовно обнимает и говорит:

    -Невестушки вы мои! Думаю не у меня одного при этой сцене ком подкатывает к горлу. А слёзы русского мужика о том, что и ему бывает жалко людей ? Да, что я говорю, лучше посмотреть эту картину великого русского художника!

    10 из 10

    15 июня 2014 | 18:21

    Сильно выбивающаяся из общего ряда картин советского пространства, «Калина красная» Василия Шукшина может показаться на первый взгляд одним из тех рядовых фильмов, на которые еще в 73-м году советская власть делала ставку, как на «исправительные». Недаром в первых кадрах картины показывают «тюремный» плакат, который гласит «Каждый выбившийся из колеи человек может вернуться к полезной деятельности».

    Сюжет картины довольно прост. Бывший осужденный Егор Прокудин, отсидев срок, выходит из тюрьмы и решает «осмотреться вокруг», понять изменившуюся за время его заключения обстановку, и решить, как быть дальше. Для этого он приезжает в деревню, к своей знакомой по переписке Любе. Но, как говорится, душа человеческая — потемки, и Егор, знакомясь с женщиной, которая принимает его таким, какой он есть, и прожив в доме, который может стать ему родным, решает, что жизнь еще можно поменять. Но судьба распоряжается несколько иначе.

    Никаких «исправительных» моментов в ленте Шукшина нет. Первоначальный образ картины рассыпается в прах, стоит только заметить душевные метания главного героя от «я должен быть злым и жестоким» и до общения с «родными березками». Не суть того, что воровская среда и оторванность человека от его корней не дают Егору возможности выправить свою жизнь. Здесь превалирует некая скрытая ответственность за свои поступки: не хочешь, а все равно придется расплачиваться. И нет возможности встать на «новую дорогу» и заняться «полезной деятельностью», потому что рано или поздно грехи прошлого потребует отдать им свой долг. И Егор, которого судьба заставила пройти многие «подводные камни», прекрасно об этом знает. Поэтому его терзания, когда желание начать жить заново неизменно перебивается отголосками прошлого, неизбежно приводят к трагедии.

    Василий Шукшин, являющийся автором сценария и режиссером «Калины красной», сам сыграл роль Егора Прокудина, чем возвел в абсолют создаваемый им не столь популярный в те годы образ человека, выбивающегося из общего строя советского «положительного» общества. Яркое актерское воплощение, помноженное на реализм показанного материала, не могли не вывести данную ленту в разряд культовых. Помимо этого, заключенная в безоценочной манере необычность преподнесения довольно известной проблемы сделали фильм, что называется, «на все времена». Никогда не иссякнет поток «сбившихся с пути» людей, никогда человек в своих душевных поисках и переживаниях не сможет быть однозначным, и в любом случае ответственность за сотворенное дело когда-нибудь, а настигнет виновного. Эдакая притча о возмездии и расплате и вечном поиске покаяния и покоя.

    7 июня 2012 | 15:33

    «И тут кончается искусство, и дышат почва и судьба»
    Б. Пастернак


    Шукшина во всех его мыслях, книгах и фильмах тревожит только одно: «горести и печали человеческие — живые, трепетные нити». Оттого и произведения его тоже живые и трепетные, как дыхание самой жизни.

    Шукшин выстраивает фильм по тем же принципам, по каким существует его художественный мир. Если для него самое важное — это человек, его трагедия, его маленькая боль или большое искупление, то весь фильм будет, по сути, съемкой глаз главного героя. Ясно, что операторская работа еще не имела возможности делать такие сцены динамическими, но удивительно, когда смотришь в его глаза и проникаешься им, то динамика внешняя больше не нужна — все действие разворачивается в тебе самом. Главное для автора было погрузить нас в героя, заставить нас пережить эту историю, чтобы и искупление почувствовали мы тоже вместе с ним. Тогда начинается со-жизнь: мы вместе едем в машине, нас трясет и подбрасывает — полный эффект погружения, мы вместе смотрим на мир, нам дан взгляд самого героя. Сцена, когда герой обнимает березки, не выглядит вычурной, пафосной или слишком банальной, хотя должна так выглядеть (образ России через березы — верх примитивизма), но так как мы уже живем по законам Шукшина, то и березы вызывают у нас слезы, восторг и умиление. Начало фильма — заключенные поют «Вечерний звон», а в это время камера скользит по лицам, пытаясь схватить и запечатлеть каждое, может ли быть неинтересное лицо? Может ли быть человек обычным? Ответ дается первыми кадрами, и это естественно — нет! Потому и Горе (главный герой) с одной стороны ни на кого не похож, потому что не бывает одинаковых людей, а с другой стороны он вместе со всеми и его история близка любой другой, как наша общая история.

    Горе — русский человек, русский именно в понимании Достоевского — «широк русский человек, я бы сузил» — говорит Дмитрий Карамазов, а мы понимаем, что в героя умещается любовь к идеалу и желание устроить «бордельеро», стремление все отдать и обогатиться, честность и воровство. Что характерно, мы понимаем и принимаем обе стороны героя.

    «Крупные русские писатели не пером пишут, а плугом пашут по бумаге, пробивая ее, вывертывая на белое черную землю». Шукшин не писал, не снимал, не играл — он жил так. Он каждым своим словом и шагом обнимал землю, целовал распустившиеся почки и сажал пшеницу. Он подарил нам мир о котором мы забыли, он подарил нам память и вечный зов прошлого к нам будущим.

    Смотреть и жить.

    P.S. «Чтоб мы не унижались за гроши,
    Чтоб мы не жили, мать, по-идиотски,
    Ушел из жизни хулиган Шукшин,
    Ушел из жизни хулиган Высоцкий.»

    26 июня 2014 | 17:10

    Экранизация одноименной повести Василия Шукшина «Калина красная», поставленная автором книги, интересовала, затрагивала и была любима не одним поколением советских, а ныне, — и российских людей. Стоит признать, что с самого детства, питая любовь и слабость к советским фильмам, творчеству подобных Шукшину и Гайдаю людей, нет-нет, да и посмотрю какой-нибудь старый-добрый советский кинофильм, отдав тем самым предпочтение перед зарубежными или современными картинами подобного жанра. Со школьной скамьи и занятий по литературе было мне известно славное имя Шукшина, не понаслышке знал я и о его произведениях, а также подобных олицетворениях в кинотворчестве.

    «Калину красную» впервые посмотрел, к сожалению, не по своему желанию или призыву сердца, а в силу необходимости прохождения по школьной программе темы об отечественных писателях 20 в. Однако, увидев картину раз, не смог забыть её никогда, до сих пор стремясь и желая смотреть, смотреть, и смотреть этот великолепный фильм Василия Шукшина, поставленный по мотивам оригинальной повести, написанной им же. Яркий, содержательный и довольно убедительный вышел фильм, раскрывающий проблему и недостаток советского, как впрочем, и любого другого общества, — честности, правильности жития человеческого, прерываемого разбоем, бандитством и насилием, которое, кажется, не искоренить из этого бренного мира навечно, однако…

    Зацепившись за эту, с первого взгляда, простую, но такую объёмную и трогательную до глубины души, историю о жизни русского мужика, о жизни советского гражданина, по сути, ничем не отличающегося от сотни, тысячи таких же людей, я поистине увлёкся, заинтересовался, и, вот уже насегодня, крепко полюбил творчество Шукшина, его кино- и письменные произведения, которые смотришь или читаешь взапой, не отрываясь и всё более интересуясь.

    Так что же отличает главного героя «Калины красной», Егора «Горе» Прокудина от других лиц? Может, сознание того, что он, — бывший вор и рецидивист, а, может, только то, что он имеет штамп в паспорте о понесении уголовной ответственности за старое прошлое? Но, как бы там ни было, этот замечательный, интересный и явно приятный человек, после понесения наказания за содеянное, решает целиком и полностью начать новую жизнь, — вернуться к себе на родину, жить-поживать, да добра наживать, повязав с криминальным прошлым и своими дружками. Тем более, и подруга по переписке нашлась, — одинокая, но такая милая, заметная и очень добрая женщина, которая также не против более близкого знакомства с Егором Прокудиным, былым, но не нынешним вором.

    Да, вроде бы, жизнь налаживается, становится всё яснее и светлее казавшееся ранее тёмное будущее, но… старые дружки Егора находят и пытаются вернуть его назад, в болото неверности, нечистоты и грязи. Всеми силами Егор, прозванный среди своих «Горем», пытается завязать, покончить со своим позорным и низким прошлым, но не всё так просто, — тот мир никого не выпустит из своих крепких, жилистых объятий. Конец ли это, или только начало?!

    Серьёзная, затрагивающая и более чем волнительная история просто не могла пройти мимо меня, не побудив к размышлениям и даче должного этому мудрому и очень умному человеку, наученному жизни, — Василию Шукшину. Это и многие его произведения берут за живое честностью, искренностью и правдивостью, — разве многое из расказанного нереалистично? Разве таковым событиям не иметь место в нашей жизни? Да, темы и идеи, затрагиваемые в повестях и рассказах Шукшина довольно-таки содержательны и стоят неоднократного изучения и периодического ознакомления в целях повышения своей духовной и моральной культуры.

    Печальная концовка, которая не оставит равнодушным даже самого предвзятого, искушённого и стойкого зрителя, будет являться конечной точкой, апогеем в столь волнительной ситуации, отражающей такой небезызвестный и актуальный даже в наше время вопрос. Смерть полюбившегося зрителю героя рассказа, — Егора Прокудина, этого исправившегося, честного и доброго человека, с открытым, чистым и праведным сердцем, который решил посвятить свою жизнь вере, правде и чести, не может не вызвать слезу или щемление в сердце у наблюдающего, т. е., у обычного зрителя, получившего такую замечательную возможность ознакомиться с этим фильмом.

    Что же, напоследок, хотелось бы призвать каждого, кому так или иначе интересны эти мысли, обязательно посмотреть данный фильм. Уверяю Вас, Дорогие друзья и кинозрители, данная картина не оставит Вас равнодушными, разочарованными «бессмысленно проведённым временем» или грустными от неинтересности или неактуальности тем. Ничуть! «Калина красная» предстанет пред Вами в таком свете, который обязательно приглянётся и заставит чуть поразмыслить Вас на досуге и непременно прочитать данную повесть не один десяток раз. Более того, я более чем уверен, что Вам понравится и творчество известного советского писателя и просто хорошего человека Василия Макаровича Шукшина, который поправу может быть назван достойнейшим из достойных!.. Так воздадим же память этому человеку, который прожил свою жизнь честно, достойно и правильно!

    Посвящаю отзыв памяти В. М. Шукшина…

    19 апреля 2009 | 17:33

    Так начинается песня Владимира Высоцкого «Памяти Василия Шукшина».

    Кто же он, Василий Шукшин? Это великий человек, писатель, актёр, режиссёр, подаривший нам столько прекрасных рассказов, а главное — фильм «Калина красная».

    «Калина красная» — это шедевр советского кинематографа, отражающий жизнь человека, мужика, который запутался в жизни, заблудился, и не может выбраться.

    Единственная радость в жизни — это Люба, простая женщина, которой тоже не везёт в жизни, и которая хочет простого женского счастья, а жизнь такая жестокая, что счастливой она может быть очень недолго.

    «Калина красная» — это жизнь, такая, какая она есть. Смотрите этот фильм, пересмотрите несколько раз, так, чтобы он впечатался в душу. А ведь если впечатается, то значит вы его посмотрели не глазами и услышали ушами, а дотронулись сердцем.

    Ну а я пойду наслаждаться фильмом и оставлю заслуженную оценку

    10 из 10

    Как сказал Василий Макарович Шукшин: «Вечно ваш, Прокудин Егор»…

    27 августа 2009 | 23:42

    С этой картиной познакомилась в этом году. Сегодня.

    Раньше с Шукшиным я встречалась только как с писателем. И впервые узнала, каков он собой из фильма «Калина красная».

    Здесь все прекрасно. Да, я не хочу видеть в картине изъянов. Я попала под обаяние советского кино. Здесь есть душа. Есть мысль. Музыка. В определенных моментах строки»… меня засосала опасная трясина, и жизнь — моя вечная игра» прекрасно ложились на музыкальное сопровождение в фильме, и всё становилось понятно с главным героем: каков он, его размышления и чувства.

    Видишь ли, дружок: если бы у меня было три жизни, я бы одну просидел в тюрьме, черт с ней. Другую отдал бы тебе, а уж третью прожил бы сам, как хочу.

     — Чудак ты, Коля. На букву «мэ».

    Василий Шукшин здесь не играет. Он проживает каждое написанное им самим слово. Сказать, что я в восхищении — ничего не сказать.

    10 из 10

    10 февраля 2016 | 21:50

    Так жаль, что на пике актерского мастерства и нащупав наконец свой режиссерский стиль, Шукшин ушел от нас. Следующий фильм, быть может, был бы шедевром… как бы мне хотелось, чтобы это был «Позови меня в даль светлую» — снятый позже, не теми и не так.

    «Калина красная» — история профессионального преступника, вора-рецидивиста, которому было очень плохо. Я не стану говорить что-то вроде «который захотел припасть к истокам», потому что в гробу он видел истоки. Это был сильный, умный, добрый от природы человек, который — по воле злой судьбы или по ошибке — стал лживым, циничным, несчастным. Егор не один раз спрашивает в фильме неизвестно кого: «зачем я еще живу? может, лучше сдохнуть?»

    Шукшин здесь упивается игрой — возможностью играть не «парня из деревни», как ему уже стало привычно, а желчный, изломанный характер при нежной душе. Он тут очень хорош — рубленое лицо, жутковатые серые глаза, ладная фигура, манеры «культурного», — не деревенский, но и не городской, не честный человек, но и не негодяй. Намеренно уступает ему в кадре, чтобы не оттягивать на себя внимание, его жена в роли его возлюбленной. Почти на периферии — его лучший друг в роли его злого гения, Губошлепа. В центре внимания — безжалостно освещен — сам Шукшин в роли Егора. Такой авторский эгоизм должен был быть насыщен, гениальность требует своего, но если рассматривать только этот фильм в отрыве от личности автора — он смущает своей сверхтребовательностью.

    Фильм очень эмоционален, ярок — я ценю это. В нем есть над чем посмеяться, над чем погрустить. Даже есть о чем подумать, хотя в авторские задачи это, кажется, не входило — какой-то объективной оценки кого и чего угодно Шукшин намеренно избегает. Предельная честность при полном отстранении от понятия истинности. Как говорил Изя Кацман: «Сроду писатели не врачевали никаких язв. Больная совесть просто болит, и все». Шукшину, как и герою, «жалко бывает людей». Очень русское чувство: жалость к людям. Не любовь, не понимание, не уважение, кстати… чего нам иногда не хватает. Но исчерпывающая, крайняя жалость, иногда бесплодная, иногда ненужная, но иногда — спасительная.

    В отличие от «Печек-лавочек», этот фильм лучше книги. Но, как и в финале киноповести — «С пашни, от тракторов, к ним бежали люди, которые все видели», — так и в финале фильма меня мучает мысль, что будет с Петро? Он не мог по другому… и я даже не знаю, был ли он прав, поступив так. Но что его ждет?

    Фильм можно поругать за «воровскую» сентиментальность, за «русофильство»… но суть не в березках и не в том, что на одного Егора — сотни людей и не думающих жить честно. Правда жизни хорошо, но вера в лучшее… иногда и лучше.

    9 из 10

    21 мая 2011 | 01:39

    Я бы хотел быть не злым человеком, я бы хотел не врать людям, я бы хотел не врать, но я всю жизнь вру, я должен быть злым и жестоким, но мне жалко бывает людей…

    (Василий Шукшин)

    Художник пытливый и проницательный; человек, обладавший исключительно тонким духовным чутьём, позволявшем ему в каждом явлении видеть его глубинный общечеловеческий смысл; советский писатель, актёр и режиссёр Василий Шукшин с годами испытывал все большее настойчивое тяготение к углубленно философскому осмыслению действительности, к широкому и решительному творческому синтезу. Сей благородный порыв, за год до своей кончины был излит мастером в картине «Калина Красная».

    «Калина красная» и вовсе-то не кино, а парящее искусство, где Шукшин-кинематографист органически проникает в Шукшина-писателя, где проза его зрима, а фильм литературен; читая книги его, мы видим автора на экране, а, глядя на экран, вспоминаем его прозу. Редкостное многообразие содержания и форм разных видов искусства в творчестве одного человека может найти объяснение в самой природе исключительного дарования Шукшина, в том особом восприятии реальности, импульсы которого, постоянно обновляя его, обусловливали сложнейшие внутренние процессы накопления наблюдений, знаний о человеке, обогащений духовного опыта. Именно поэтому его творчество — это достояние, щедро оставленное им и служащее нам вечным учебником жизни, как ничто другое передающим слова его, ставшие также и завещанием: «Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это добрым поступком», адаптируя к «Калине красной»: оставаясь хотя бы милосердными, терпящими и прощающими…

    Беспощадным огнём Шукшин обнажает людскую сущность, усеивая своё произведение, целой россыпью находящихся в человеке пороков, вынося при этом свой мрачный беспощадный приговор, с сарказмом задавая вопрос: так умеем ли мы радоваться или нет? Наивно было бы полагать, что люди встретят вышедшего из тюрьмы Егора Прокудина, надеявшегося начать новую жизнь, изо всех сил скрывая аспекты прошлой, распростёртыми объятиями — не то существо человек, чтобы прощать, ну не свойственно ему осознание второго шанса, всё-то он человек раскопает да разнюхает. Глупо думать, что объяснит герой кинофильма окружающим, что значит настоящий праздник — зажравшемуся до безумия человечеству подавай нечто материальное, какие уж тут берёзки… И уж совсем не стоит надеяться, что бывшие дружки оставят Егора в покое — да не покидала ещё зависть стандартного набора человеческих качеств, данных при рождении и лишь находящих в годах своё бесконечное развитие.

    Так что неизвестно ещё кого от кого изолируют, сажая в тюрьму: толи общество от преступника, толи наоборот.… В любом случае было бы дикой ошибкой связывать фильм лишь эстетикой отношения общества к вышедшему из заключения человеку. В своей поздней работе Шукшин исследует самую страшную из человеческих бед — одиночество. На протяжении всего кинофильма, герой целиком осознает необратимость происшедшего: свое отчуждение от людей, матери, труда на земле, а финал драмы раскрывает глубокий духовный кризис, терзающий героя: лютое раскаяние от сознания вины, суровое самоосуждение и мучения совести как следствие, готовность искупить вину собственной кровью… И в этой идеи весь грандиозный и могучий талант Шукшина, который даже в отношении своего героя, требователен и хладнокровен, ведь тот сам «наломал дров» и потому должен ответить за свои ошибки и причиненное зло. Каждый из нас, всего лишь однажды проявив безволие и слабость, пойдя на компромисс и совершив таки роковой поступок способен сломать себе судьбу, как тут ещё раз не вспомнить слова Шукшина, приведённые выше, казалось бы, косвенно относящиеся к нашему фильму. Так давайте же, глядя это кино, оставаться сильными и стойкими пред лицом коварного искушения.

    Удивительно, что в ленте нет ни намёка на пропаганду советской жизни, зачастую встречающаяся в работах того периода, даже как раз наоборот — «Калина Красная» от первого и до последнего кадра человечная и рассказывает о простых людях, что живут с нами по соседству, чьи жестокие черты есть в каждом из нас.

    Конечно же, фильм не лишён режиссёрских огрехов, и литературный гений всё же перетягивает одеяло, однако эмоциональность «Калины» с лихвой компенсируют все недоделки. Шукшину, на мой взгляд, удаётся главное: создать очень душевную постановку — одновременно глубоко интимную и при этом широко народную. Каждый здесь найдёт что-то своё, и непременно будет обращаться к фильму в дальнейшем. А уж как он играет сам.… Одним взглядом мастер передаёт целую гамму эмоций, да так что в словах нет порой никакой необходимости. В его глазах, как и в зеркале, отражаются и добродетели, и пороки людей, становясь при этом куда более заметными и очевидными. И наверняка эта глубоко трагичная лента принесёт в мир куда больше настоящей доброты, чем какая-нибудь размусоленная голливудская клюква.

    Никакие слова не смогут передать очарования этой волшебной картины и ощущений, которые она производит. Этот душевный, человечный и глубоко трагический фильм, показавший все стороны духовного противоборства, был и остаётся настоящей жемчужиной мирового кинематографа.

    2 января 2010 | 20:04

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>