Итоги Канн: За что наградили «Титан», «Купе номер шесть» и Влада Опельянца

Обсудить0

Канны снова подтвердили свой курс на жанровое и зрелищное кино. Еще в тренде женские истории. Подробнее о призерах 74-го Каннского фестиваля и его распорядке рассказывает Инна Денисова.

Как все было устроено

74-й Каннский фестиваль был самым необычным за всю историю: проведенный с задержкой в год из-за пандемии, из-за нее же сдвинутый на июль с мая и все равно проходивший в обстановке повышенной вирусной опасности. Два слова о его новом порядке.

Как и в прошлом году в Венеции, в Каннах была заведена система электронных билетов, с одной стороны, уравнявшая прессу в правах. Прежде существовало дискриминационное разделение по цветам аккредитаций: розовые-«вездеходы» — у ежедневных изданий; желтые, которые вовсе не гарантируют попадание на показ, — у всякой неважной с точки зрения фестиваля прессы; синие — промежуточные; а белые, элитные — у ветеранов индустрии, критиков-звезд, многократно участвовавших в разных фестивальных жюри.

Но, с другой стороны, система дискриминировала всех, кто не на «ты» со смартфоном, например пожилых критиков, которым приходилось распечатывать электронные билеты.

Кроме того, в фестивальный дворец нельзя было попасть без теста на ковид, обновлять результат приходилось каждые 48 часов (полевой «госпиталь» разбили прямо возле дворца). Особенных неудобств эта необходимость, впрочем, никому не доставила и была принята с пониманием. Ведь положительный ПЦР оказался даже у Леа Сейду, оставшейся дома и не представившей из-за этого целых пять фильмов со своим участием — вот уж кому, наверное, было обидно по-настоящему.

Программа фестиваля продемонстрировала тот ущерб, который индустрия понесла от пандемии: все критики — и российские, и иностранные — отмечали большое количество проходных фильмов в каннском лайн-апе (скепсис хорошо заметен по фестивальным таблицам голосования критиков — этой и этой).

В основном конкурсе участвовало 24 фильма, в параллельном «Особом взгляде» — 20. В рамках фестиваля своей традиционно обособленной жизнью жили «Двухнедельник режиссеров», где не существует награждений, но любой дебют оттуда может претендовать на «Золотую камеру» (награда лучшему дебютанту, которая присуждается независимым жюри), и программа «Неделя критики».

Основные награды

«Титан»

«Золотую пальмовую ветвь» вручили Жюлии Дюкурно. Она стала второй в истории фестиваля женщиной, чей фильм получил главную награду. Первой в 1993 году была Джейн Кэмпион («Пианино»), и та разделила «Ветвь» с Чэнь Кайгэ. «Титан» Дюкурно — энергичное и дерзкое кино о физически и психологически травмированной танцовщице-супервумен, ищущей отцовской любви. Главные аттракционы — кроненберговская техноэротика и гендерная флюидность главной героини, легко превращающейся из девушки в юношу. Каннский приз жанровому кино, фактически боди-хоррору, вслед за прошлой «веткой» «Паразитам» и позапрошлогодним венецианским «Золотым львом» «Джокеру» подчеркивает постепенную, но уверенную радикальную смену фестивальной конъюнктуры: прощай, спячка медленного артхауса, да здравствует кино зрелищное, бешеное, злое. И французское: не забудем о том, что одна из важных целей Канн — поддержка национальной киноиндустрии. Подробнее о фильме читайте тут.

Удивительным образом с «Титаном» рифмуется «Разжимая кулаки» Киры Коваленко, победивший в «Особом взгляде». В обоих фильмах будто бы одна сюжетная схема, разыгранная в разных обстоятельствах и декорациях. Оба фильма о девушках с нечеткой гендерной самоидентификацией и проблемными отцами. В одном фильме базовая травма — автомобильная катастрофа, в другом — теракт. У одной героини шрам за ухом, у другой — на животе. В одном фильме среда обитания героини — утрированный мужской мир клубов для взрослых и пожарной станции, в другой — традиционное патриархальное общество, власть в котором принадлежит хмурым мужчинам с тяжелыми взглядами. Подробнее о фильме Коваленко мы писали здесь.

Гран-при — второй по значимости приз — получили сразу два фильма. Во-первых, спродюсированное российской компанией «СТВ» «Купе номер шесть» Юхо Куосманена. Подробнее об этом роуд-муви с Юрой Борисовым, действие которого происходит в вагоне поезда Москва — Мурманск в конце 90-х, мы писали тут. Так что особо отметим лишь факт запоздалого признания международным жюри эстетики «национальных особенностей» (фильм при этом — европейская копродукция).

«Купе номер шесть»

Еще один приятный момент для нашей киноиндустрии — приз технической комиссии (Prix CTS), который получил Владислав Опельянц, оператор «Петровых в гриппе». Опельянц — второй награжденный этим призом отечественный оператор. А первым в далеком 1958 году стал великий Сергей Урусевский, снявший «Летят журавли» Михаила Калатозова. Большая часть «Петровых» — бесконечный проход камеры, неотрывно следующей за героем по мрачным улицам, учреждениям и промзонам Екатеринбурга начала нулевых (подробнее о фильме читайте тут).

Второй приз — у драмы маленького человека, «Героя» Асгара Фархади. Его герой, скромный каллиграф Рахим (Амир Джадиди), занял 150 тыс. реалов, чтобы попытаться открыть бизнес, но его компаньон сбежал, Рахим не смог расплатиться с бывшим тестем и в итоге сел в долговую тюрьму. Неожиданно подруга Рахима, Фархондех (Сахар Голдаст), находит сумку с золотыми монетами, и это кажется спасением. Но в сумке всего 70 тыс. реалов. Рахим воспринимает это как знак свыше и принимает альтруистическое решение не спасать себя, а найти хозяйку золота. О Рахиме узнает телевидение и объявляет его национальным героем. Его даже выпускают из тюрьмы, но на воле Рахиму приходится столкнуться с недоброжелателями из соцсетей, которые считают, что он все это подстроил сам. В фильме множество тщательно проработанных бытовых деталей, придающих особенную убедительность сентиментальной остросюжетности, типичной для Фархади.

Приз за лучшую режиссуру получил Леос Каракс. Его исповедальная рок-опера «Аннетт» действительно оказалась одной из самых оригинальных фильмов конкурса. Подробнее об «Аннетт» читайте тут.

«Аннетт»

Сценарный приз — у Такамасы Оэ за «Сядь за руль моей машины» (режиссер Рюсукэ Хамагути). В этом решении жюри не было никакого сюрприза: замешанная на чеховской меланхолии драма о театре и любви почти полностью сконструирована не из действия, а из диалогов. Подробнее о фильме мы писали тут.

Лучший актер — Калеб Лэндри Джонс, сыгравший в «Нитраме» австралийца Джастина Курзеля парня с нестабильной психикой, которому нет места ни в каком обществе. С ним никто не хочет ни дружить, ни встречаться, работать он тоже не может и живет с родителями, для которых присутствие неудобного человека — постоянный стресс. Однажды этот глубоко несчастный, одинокий и асоциальный тип все-таки найдет друга в лице одинокой эксцентричной соседки, которую тут же нечаянно и убьет. А потом устроит массшутинг. 31-летний Калеб Джонс играет психическую нестабильность на тончайших нюансах, то вызывая к себе острую жалость, то создавая ощущение опасности, эффектно поворачивая историю от психологической драмы к триллеру.

Приз за лучшую женскую роль — у норвежской актрисы Ренате Реинсве, сыгравшей бессмысленную и бесчувственную девушку-миллениала в «Худшем человеке на свете». Подробнее об этом печальном портрете поколения мы писали тут.

Спецприз жюри снова поделили между Надавом Лапидом (о его фильме «Колено Ахеда» мы писали здесь) и Апитчатпоном Вирасетакулом (о его «Памяти» читайте здесь). Награда эта кажется, скорее, утешительной: ни Лапид, ни Вирасетакул не удивили даже своих поклонников.

«Память»

И, наконец, «Золотую камеру» за лучший дебют получила психологическая семейная драма «Мурина» Антонеты Кусиянович (картина участвовала в «Двухнедельнике режиссеров»). Героиня фильма, подросток Юлия (Грация Филипович), живет на райском острове в Адриатическом море вместе с угнетенной мамой Нелой и отцом, абьюзивным шовинистом Анте. Однажды отец попытается продать землю своему бывшему сотруднику (и очень состоятельному человеку) Джави. У того с Юлией завяжутся отношения, которые откроют ей глаза на мужскую токсичность. Очевидно, что проблематика «Мурины» ровно та же, что и у фильмов-победителей конкурса и «Особого взгляда», так что это решение независимого жюри кажется скорее предсказуемым, чем независимым.

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

17 июля 202142
16 июля 20211
16 июля 202178
10 июля 20215

Главное сегодня

Вчера2
Вчера0
24 апреля38
Вчера0
Вчера3
Вчера2
25 апреля0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации