Каннский дайджест: Кинокомикс Одиара, снотворное Вирасетакула, «Франция» Дюмона

Обсудить0

Александр Пасюгин дает инструкцию к просмотру очень медленной «Памяти» с Тильдой Суинтон, а Инна Денисова рассказывает о неожиданной легкомысленности Жака Одиара и окончательном превращении Брюно Дюмона в абсурдиста.

«Париж, 13-й округ»

18-летняя Эмили (Люси Чжан) работает в кол-центре и живет в 13-м округе (парижский Чайна-таун) в бабушкиной квартире, комнату в которой решает сдать. На пороге появляется импозантный Камиль (Макита Самба), университетский преподаватель не сильно старше ее. Скоро они окажутся в постели, а потом Камиль объявит, что они просто соседи и ничего больше, и начнет приводить в квартиру подругу. Эмили расстроится.

Здесь история Эмили с Камилем ненадолго прервется ради Норы (Ноэми Мерлан), зажатой затравленной студентки. Камиль влюбится в нее, а Нора, в свою очередь, по видеосвязи в секс-стримершу. Три героя, три светлые повести о молодежных влюбленностях, возникающих сразу после прыщей, и о том, как прекрасна жизнь, когда тебе двадцать и тебе совсем некогда думать.

Никогда не знаешь, чего ждать от Жака Одиара — каждый его новый фильм не похож на предыдущие. В 2015-м Одиар победил на Каннском фестивале с «Дипаном» — экшеном о тамильском «тигре», который вновь брался за оружие в парижской эмиграции. Потом был обаятельный вестерн «Братья Систерс». А сегодня 70-летний режиссер вдруг впал в юношескую сентиментальность и снял легковесную черно-белую мелодраму. Форма тут что надо: камера, летящая над городом — оммаж «Небу над Берлином», — ловит геометрический рисунок архитектурных конструкций; это мастерски выполненная урбанистическая графика (фильм снят по мотивам серии американских комиксов).

Изображение людей — визуальная рифма городскому пейзажу. Камиль — афрофранцуз, Эмили и Нора — китаянка и француженка соответственно; мы в самом мультинациональном парижском округе. Сплетение черного тела с белым очень киногенично, и постельные сцены выглядят фотографией из модной галереи современного искусства. Визуальная задача, судя по всему, была первичной: Париж, по словам режиссера, не слишком киногеничен, отсюда и родилась идея сделать фильм в ч/б.

Люси Чжан и Макита Самба

Одиар хотел снять мультикультурную историю. Но «Париж, 13-й округ», конечно, артефакт одной культуры — транснациональной, молодежной субкультуры аудитории «Эйфории» и фильмов Греты Гервиг. Все трое главных героев — это в первую очередь молодые и свободные парижане, которые хотят от жизни, разумеется, всего: счастья, любви, нормальной работы, возможности самовыражения. Создатели фильма (кроме Одиара, это Леа Мисиус и Селин Сьямма, также работавшие над сценарием) в конце концов вознаграждают своих персонажей всем этим, не давая истории скатиться в какой-то излишний драматизм. «Париж, 13-й округ» — кино необязательное, немного схематичное и лишенное свойственной Одиару оригинальности замысла. Что в принципе нормально для коллективного творчества по мотивам чужой фантазии.

«Память»

Поначалу новый фильм Апитчатпона Вирасетакула можно принять за сиквел «Кладбища блеска»: опять больница, где героиня Тильды Суинтон, Джессика, навещает свою сестру; опять странная болезнь, распространившаяся в округе. На этот раз у всех какие-то проблемы с памятью или, наоборот, проблемы только у Джессики — она слишком часто замечает, что ее воспоминания противоречат рассказам местных. Вопрос этот остается открытым, тем более что у героини есть куда более важная проблема: она регулярно слышит очень громкий и резкий фантомный звук, заставляющий ее вздрагивать.

«Память» — первый проект Вирасетакула, снятый за пределами его родного Таиланда. Джессика гуляет по Боготе, знакомится с археологом, которая предлагает ей вставить палец в череп убитой 6 000 лет назад девочки, как Христос вкладывал в свои раны пальцы неверующего Фомы. А потом героиня Суинтон встречается с двумя Эрнанами. Один сидит в звукозаписывающей студии и помогает Джессике из миллиона звуков составить тот, что взрывается у нее голове. Второй уже много лет не покидает свой двор, потому что считает себя «жестким диском»: он помнит все, что когда-либо с ним произошло, а камни с деревьями рассказывают ему о том, что случилось столетия назад. Возможно, он поможет Джессике опознать тот самый звук.

«Память» почему-то представляют как англоязычный фильм, но большая часть диалогов в нем — на испанском. Впрочем, речь в фильме все равно на десятом месте. На первом — тишина. Должно воцариться полное молчание, и кадр будет оставаться статичным до тех пор, пока тишина не захватит зрителя и он не начнет подмечать мельчайшие шумы. И когда в этой тишине взрывается голова Джессики, мы вздрагиваем вместе с ней. А потом снова длинные статичные кадры с общими планами, где едва чувствуется — или даже подозревается — какое-то смутное движение. Глядя на эту почти не меняющуюся картину, прислушиваясь к мельчайшим шорохам саундскейпа, зритель должен искать ответы на все свои вопросы к полному умолчаний сюжету. От этого возникает особый саспенс, позволяющий считать эту видеоинсталляцию отчасти мистическим триллером.

Тильда Суинтон и Хуан Пабло Уррего

Есть в фильме и своеобразный юмор: Вирасетакул пародирует «Сон» Энди Уорхола, давая аналогичный по содержанию сверхдлинный кадр со спящим мужчиной. Кино перетекает в современное искусство, мистика соседствует с наукой (в середину фильма встроены лекции по археологии), а скрепляет это все почти сомнамбулические движения Тильды Суинтон, без которой тут, конечно, было бы не на что смотреть.

«Суперзвезда»

Леа Сейду

Журналистка Франс де Мер (Франция Мертвая — играет ее Леа Сейду) хамит Макрону на пресс-конференциях. Скоро она становится популярнее президента, получив собственное ток-шоу на главном канале страны, для которого сама же снимает репортажи из горячих точек. И африканский мигрант, и ближневосточный боевик — все равны в своем желании сделать с ней селфи. Квартира Франс похожа на дорогущую галерею современного искусства. Вечерами ведущая ходит на званые ужины, наряженная кинодивой. Когда ее спрашивают: «Вы за левых или за правых?», она уходит от ответа. Ее гражданская позиция — снимать катастрофы, закусывая черной икрой. Она объект всеобщей зависти. Однажды Франс загрустит и начнет плакать в эфирах, потом нечаянно собьет мотоциклиста, и тут депрессия расцветет пышным цветом. Тогда она отправится в швейцарский спа, где под видом профессора-латиниста с ней закрутит роман другой журналист, собирающий материал на статью о Франс.

Режиссер Брюно Дюмон — некогда певец униженных, кривых, работящих, а в последнее время автор эксцентричных и странных комедий про тот же самый контингент очень маленьких людей — продолжает смеяться. Но на этот раз над великими мира сего. Сатира Дюмона или высмеиваемый им феномен настолько универсальны, что французы разглядели во Франции гротескный портрет Клэр Шазаль, а российские критики, выходя с показа, роняли слово «Собчак». Понятно, что фильм куда больше чем инвектива в адрес любого прототипа: во Франции безумен весь мир медиа, превращающий жизнь в карнавал, в котором любое мнение — это стендап-номер, а бронежилет и каска — просто еще один экзотический наряд. Безумны медиазвезды, живущие во дворцах, каким позавидовали бы и короли. Безумна их аудитория: мать сбитого Франс мотоциклиста принимает ее с распростертыми объятиями — великая честь, что ее сын попал под колеса звезды, а не какого-нибудь ноунейма.

В этом раблезианском преувеличении всего хочется увидеть социальную критику, но Дюмон не снисходит до реализма, а размашистыми жирными мазками рисует карикатуру на жизнь вообще. Франс — это вовсе не портрет человека, искореженного амбициями и славой. Это действительно абсурдистская комедия о Франции вообще. Леа Сейду, как бесконечно поскальзывающийся клоун, два часа играет одно и то же, технично и самовлюбленно допрашивая на камеру то беженца, то жену маньяка. В конце концов эти комические сцены становятся пугающими — эффект, знакомый по фильмам французских «новых несмешных» комедиографов, к едкой группе которых Дюмон явно примкнул со своим фильмом.


Авторы: Инна Денисова, Александр Пасюгин

Надя идет наперекор отцу ради любви и большого спорта. Трогающая до слез мелодрама с Александром Петровым
В главных ролях:Александр Петров, Мария Аронова, Анна Савранская, Степан Белозеров, Сергей Лавыгин, Сергей Беляев, Василий Копейкин
Режиссер:Юрий Хмельницкий
Смотрите по подписке

Смотрите также

25 января11
2 января2
12 декабря 2023113
11 ноября 202328

Главное сегодня

Вчера3
Вчера0
Вчера3
Вчера4
19 апреля1
Вчера0
20 апреля9
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации