«Ирония судьбы»: 26 повторных показов на ТВ за 50 лет

Судя по архивам телепрограмм, изученных КиноПоиском, традиция новогодних повторов советского кино приобрела нездоровые масштабы только в последнее десятилетие.

Вопреки сложившемуся мифу, фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром» не повторяли ежегодно на советском телевидении в новогодние праздники. За всю историю СССР его показали в эти дни всего пять раз — в 1976 (премьера), 1979, 1983, 1989 и 1991 годах. Чтобы выяснить, когда возникла эта традиция, КиноПоиск перечитал все старые программы передач отечественного ТВ за последние 50 лет и выяснил, какие фильмы демонстрировали на голубом экране с 31 декабря 1966-го до 2 января 2016-го.

Ради чистоты эксперимента мы сознательно включили в результаты исследования информацию о новогодних кинопоказах только на двух центральных телеканалах, которые возникли еще в советскую эпоху (в разное время они носили названия «Первая программа ЦТ СССР», «Вторая программа ЦТ СССР», ОРТ, РТР, Первый канал и «Россия-1»). Другие телеканалы, возникшие в последние 25 лет (начиная с НТВ), в список не вошли.

Нажмите на изображение, чтобы его увеличить.

Судя по архивам телепрограмм, традиция новогодних повторов одних и тех же советских фильмов приобрела нездоровые масштабы только в последнее десятилетие.

Начиная с конца 60-х годов Творческое объединение телевизионных фильмов выпустило на телеэкраны множество классических картин. «Ирония судьбы», «Тот самый Мюнхгаузен», «Гардемарины, вперед», «О бедном гусаре замолвите слово», «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку» — все эти и многие другие фильмы были сняты по заказу Центрального телевидения СССР, которое демонстрировало свои достижения под конец года или в самом его начале. Больше их, как правило, на Новый год не повторяли: подходила очередь других премьер.

«Карнавальную ночь», которая является лидером списка последних 25 лет, показали в советское время всего однажды (1 января 1982 года), однако начиная с 2007-го ее крутят в телеэфире ежегодно. Такая же ситуация с «Иваном Васильевичем» и «Чародеями»: в СССР они попали в новогоднюю сетку вещания всего два раза (первый — в 1975 и 1987 годах, вторые — в 1982-м и 1988-м). Начиная с того же 2007-го теперь это происходит каждый год. Остальные фильмы — «Джентльмены удачи», «Бриллиантовая рука», «Пес Барбос и необычный кросс», «Самогонщики», «Морозко», «Золушка», «Кавказская пленница» — на советском ТВ в новогодние дни не показывали вовсе.

В наши дни новогодние телепрограммы почти перестали отличаться друг от друга — везде один и тот же набор названий и почти нет лидеров советского периода. «Эта веселая планета» — музыкальный фильм с участием Екатерины Васильевой, Савелия Крамарова и Леонида Куравлева — была показана за последние 25 лет только один раз (31 декабря 1997 года). Куда меньше повезло лентам «Табачный капитан», «Стоянка поезда — две минуты», «Жизнь и приключения четырех друзей», «Ах водевиль, водевиль...», «Обыкновенное чудо» — их вообще ни разу не демонстрировали на российском ТВ 31 декабря или 1—2 января после 1991 года. Чего уж говорить про малоизвестный фильм «В ожидании чуда», подозрительно частый повтор которого на советском ТВ в эпоху застоя (1980, 1984) и в перестройку (1987) сейчас выглядит чуть ли не завуалированным политическим высказыванием.

Зарубежное кино не так уж редко попадало на советское новогоднее ТВ. Увы, чаще всего это была «икра заморская, баклажанная», то есть кинопродукция социалистических стран — Кубы («Мелья: Хроника борьбы», «Учитель», «Ищем обмен»), ГДР («Беляночка и Розочка», «Оцеола»), Польши («Знак орла») и Чехословакии («Шесть медведей и клоун Цибулка»). Лишь в конце 70-х на экранах появились западные ленты. 2 января 1978 года телезрителям СССР показали сразу три эпизода американского сериала «Лэсси» (почему-то из разных сезонов) о приключениях колли. Год спустя, 2 января 1979-го, его сменил кенгуру из австралийского сериала «Скиппи».

Даже с падением железного занавеса зарубежное кино не смогло попасть в топ-10 новогодних фильмов. Так, например, «Один дома» повторяли на российском ТВ девять раз, а «Девчат» и «Операцию „Ы“» — по 11 раз.

Говорящие камни, пальцы-сосиски и разные версии себя: нашумевший фильм-калейдоскоп теперь в подписке
В главных ролях:Мишель Йео, Джейми Ли Кёртис, Ке Хюи Куан
Режиссер:Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Главные фильмы перестройки и 1990‑х

Главные фильмы перестройки и 1990‑х

25 мая
Как снимал Леонид Гайдай — гений комедии и недооцененный автор

ВидеоКак снимал Леонид Гайдай — гений комедии и недооцененный автор

3 января
Санта-вор, польские «Елки» и рок-мюзикл с Гурченко: что смотрят люди на Рождество в разных странах

Санта-вор, польские «Елки» и рок-мюзикл с Гурченко: что смотрят люди на Рождество в разных странах

30 декабря 2021
Эй, Арнольд, пропусти Санту! 8 неочевидных рождественских эпизодов и спешелов

Эй, Арнольд, пропусти Санту! 8 неочевидных рождественских эпизодов и спешелов

25 декабря 2021

Главное сегодня

Смотрите на Кинопоиске

Чем запомнится «Нулевой пациент»? Мы выбрали 10 пронзительных моментов

Вчера
Чем запомнится «Нулевой пациент»? Мы выбрали 10 пронзительных моментов
На Кинопоиске выйдет комедия «Кибердеревня». Ее снимут Валерий Федорович и Евгений Никишов
Индустрия

На Кинопоиске выйдет комедия «Кибердеревня». Ее снимут Валерий Федорович и Евгений Никишов

Вчера
«Точка кипения»: хроника пикирующего шеф-повара
Рецензия

«Точка кипения»: хроника пикирующего шеф-повара

Вчера1
Кто вы в «Сейлор Мун»? Важнейший тест по аниме

ТестКто вы в «Сейлор Мун»? Важнейший тест по аниме

Вчера11
Что мы знаем про фильм «Барби» Греты Гервиг?
Индустрия

Что мы знаем про фильм «Барби» Греты Гервиг?

Вчера3
«Род мужской». Как хоррор Алекса Гарленда разоблачает токсичную маскулинность
Крупным планом

Подкаст«Род мужской». Как хоррор Алекса Гарленда разоблачает токсичную маскулинность

Вчера0
«Создание фильма можно сравнить с беременностью»: призер «Кинотавра» Борис Акопов о своей второй картине

«Создание фильма можно сравнить с беременностью»: призер «Кинотавра» Борис Акопов о своей второй картине

Вчера
Комментарии
Кинопоиск не хочет становиться площадкой для противостояний, поэтому комментарии к большинству материалов остаются закрытыми. Просим вас отнестись к этому с пониманием.