всё о любом фильме:

Тот самый Мюнхгаузен (ТВ)

год
страна
слоган-
режиссерМарк Захаров
сценарийГригорий Горин
директор фильмаЛазарь Милькис
операторВладимир Нахабцев
композиторАлексей Рыбников
художникГеоргий Колганов, Наталья Фирсова
монтажИрма Цекавая
жанр фэнтези, комедия, ... слова
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время134 мин. / 02:14
Комическая фантазия о жизни, любви и смерти знаменитого барона Мюнхгаузена, жившего в XVIII веке и ставшего героем многих веселых книг и преданий, опирается на персонажей и эпизоды знаменитого романа Р. Распе, но по сути является самостоятельным произведением.

«Мыслящий человек просто обязан время от времени поднимать себя за волосы» — похоже, это и удается авторам картины. Барон хочет жениться на любимой им Марте, но церковь отказывается обвенчать их, так как имеется живая жена, «усмирявшая его 20 лет». Уставшая Марта хочет, чтобы барон стал таким, как все, но барон этого не хочет, да и не может.

Герцог разрешит брак только в том случае, если барон письменно подтвердит, что все его истории лживы, а он сам — обыкновенный человек.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В сюжете упоминается признание независимости США. По летоисчислению сюжета фильма это произошло в 1780 году. На самом деле Великобритания признала независимость США 3 сентября 1783 года.
    • В фильме присутствует герцог (курфюст Ганновера), что невозможно, потому как до 1833 года Ганновер находился в личной унии с Великобританией, и курфюстом Ганновера был король Англии Георг III.
    • Во второй серии, в сцене перехода пастора с молитвой от одного окна к другому, видна современная электрическая розетка 220В.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Вот и не заметили, как одной из самых любимых наших лент (нет никакой разницы, что она создана вовсе не для кино, а для телевидения) скоро исполнится 30 лет. Верным признаком подлинной популярности, конечно же, является то, что картина «Тот самый Мюнхгаузен» сразу разошлась на пословицы и поговорки. Причём нельзя не удивиться, что столь тонкое, интеллигентное, лукавое, по-хорошему диссидентское произведение Григория Горина и Марка Захарова в самый пик застоя было воспринято абсолютно адекватно — как некая всенародная ироническая фантазия по поводу двойной морали общества, нашего двойственного существования в нём и вообще (говоря мудрёно) амбивалентности всех явлений. Так что улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Ничего другого ведь нам и не остаётся — тем более теперь, когда опять настала пора «раздвоенной жизни». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 96 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Потрясающе!

    А ведь я, признаться, был практически уверен, что фильм этот, нудный, затянутый и несмешной, мне не понравится. Что повторится история «Покровских ворот» — безумно популярных «по слухам», но «чрезвычайно на любителя» — на поверку. Ну вот сложилось такое представление! Может, в детстве пару раз натыкался и, не понимая всей прелести (в силу возраста элементарно), разочаровавшись (мультфильмы о том же герое в то время представлялись гораздо более привлекательным зрелищем), спешил найти что-нибудь повеселее. «Обыкновенное чудо», опять же, увиденное, к слову, тоже относительно недавно, как-то не особо впечатлило и т. д. Не знаю. Просто говорю, что присутствовала некая настороженность.

    И как же блистательно она была разбита, уничтожена, посрамлена первой (!) серией фильма! Уровень был задан такой, что восхищение омрачало лишь одно опасение (напоминавшее о себе исключительно в паузах между сменявшими друг друга комическими сценами и эпизодами): удастся ли выдержать его на протяжении всей картины?!

    Как сыгран актерский ансамбль! Захочешь выбрать лучшего и не сможешь, потому что все до одного великолепны. Ей богу, я уже потянулся было к своей записной книжке (раздел «купить в первую очередь»), но всё же решил досмотреть до конца. А вдруг… Ну, мало ли…

    И… Даже не знаю, как сказать. Дело не только в том, что вторая серия уступила, на мой взгляд, первой. И уж точно не в том, что комедия с каждой минутой становилась всё более трагичной. Просто возникло ощущение того, что фильм немного подвис. Особенно это касается временного промежутка на стыке серий. Не получилось, как мне кажется, безболезненно перейти от одной условной реальности к другой: от жизни самого барона к жизни города, его обитателей без него.

    И именно сценарий в этом отношении представляется мне не до конца продуманным. Как минимум в двух моментах. Во-первых, у меня как у зрителя кардинально меняется отношение к Марте. Ее женское непостоянство, постоянное недовольство существующим положением дел, систематические порывы бросить всё и уйти оказываются в итоге губительными для главного героя, а это не может встретить никакого понимания с моей стороны. Даже роскошная финальная сцена («Я люблю тебя! — Не то!..» — ну, и т. д.) не может компенсировать тот негатив, который возник, казалось бы, их ниоткуда, на ровном месте. Очень жаль. «Такие люди гибнут!» — именно на этой, отнюдь не романтической ноте, заканчивается для меня кино. А я совсем не уверен, что так и было задумано — вот ведь в чем штука-то!

    А второй момент — это, якобы, имевшая место договоренность между бароном и его бывшей женой сотоварищи. Не люблю такие конструкции. Задним числом нас уведомляют о том, что, возможно, правильнее было бы просто своевременно показать. Не знаю, мне не понравилось предложенное решение. В результате я подумал о том, что двухсерийный формат себя не оправдал. Заданный темп поддержать не удалось, и лишь к концу картины авторы вышли на тот же (хотя и совершенно другой по наполнению, по содержанию, по глубине) уровень, с которого начали. Середина осталась, увы, сырой.

    Впрочем, всё это, как бы мрачно оно не звучало, поверьте, лишь следствие извечного моего желания не ограничиваться хорошим в стремлении к лучшему. Общее впечатление от просмотра однозначно положительное, и это, особенно с учетом ожидаемого, конечно, победа. Пусть и не ставшая абсолютным триумфом.

    8 из 10

    30 ноября 2010 | 10:21

    Мой самый любимый фильм. Это фильм о человеке, который опережает время, а также о том, что делают с именем такого человека, даже когда его заслуги признают (2-я серия). Он сам говорит: «Это не мои приключения, это не моя жизнь…» Величие фильма осознается не с первого просмотра, нужно смотреть еще, и еще.

    Все герои знаковые.

    Герцог (Броневой) — правитель с мышлением портного (кстати, образ из Агни-Йоги Рерихов) — это образ большинства правителей нашего времени.

    Вся свита герцога, особенно «командующий» (Фарада), люди скрывающие свою тупость за серьезным видом.

    Жена барона (Чурикова) — умнейшая женщина, весьма понимающая собственную выгоду, которую можно извлечь из должности «жена барона».

    Недоразвитый сын (Ярмольник) — а какой еще сын может быть у такой матери?

    Чудо-священник, отстаивающий церковные догмы ради сохранения общепринятых тупых, но удобных устоев (именно такие распяли Христа).

    Вся эта свора ("присоединяйтесь к нам, Барон») — это свора на все времена, против которой может выстоять в одиночку только такой как Барон, то есть такой, как Солженицын, Сахаров, Альберт Швейцер, Мать Тереза,… их много можно перечислять, хотя не так уж и много, хотелось бы, чтобы было больше. Но на таких мир держится, на их стойкости, на их честности, принципиальности, чести, совести, мужестве.

    Мне кажется, Мюнхгаузен — собирательный образ таких людей, жертвующих собой и не боящихся смерти ради истины, ради великой любви, ради идеалов. Таких обычно предают самые близкие, самые любимые (Марта целует в щеку в сцене свидания в тюрьме — это поцелуй Иуды), поэтому такие люди обречены на страдания, но их ничем не сломить. Они могут жить только «летая на Луну», «переписываясь с Шекспиром», если не так — то духовная смерть (барон станет садовником Мюллером).

    Великий фильм, великий сценарий, великий режиссер Марк Захаров. Комедия только внешне, внутренне — это притча…

    10 из 10

    10 из 10

    6 августа 2008 | 19:38

    Мою первую рецензию на кинопоиске я пишу именно к этому фильму не случайно. Это первая кинолента которая действительно меня впечатлила и по уровню впечатления остается первой среди немногих других. Несколько недель я не мог выбросить этот фильм из головы и все иные впечатления, казались лишь мелким переживанием бытового.

    «Тот самый Мюнхгаузен» для меня неоспоримый шедевр, шедевр полета авторской мысли, шедевр создания образов, шедевр актерской игры, шедевр сюжета. История нестандартного человека, в обыкновенном мире, драматичном и смешном.

    В этом фильме собраны все проявления человеческой природы, в тонком юморе, легком чудачестве и печальном по своей сути сюжете. Если быть внимательным, каждый дубль — мораль жизни. Диалоги можно цитировать в повседневном быту, а Янковскому не приходится играть, такое чувство, что он и есть тот самый Мюнхгаузен. И он как вакцина для реальности, резко ворвавшись и показывая природу всего изнутри, учит нас живому, раскрывая злое, принося чистое ему в жертву, тем самым превознося не только перед бытом, в этой борьбе со смертельной серьезностью, но и над смертью…

    Это фильм который нужно смотреть, если вы не разучились видеть.

    10 из 10

    10 ноября 2012 | 09:46

    Горин великолепен. Это можно назвать уже классикой не только кинематографа, но и отечественной литературы. Ну, и конечно, шикарная игра актёров, всех без исключения.

    19 января 2006 | 13:53

    Не самое лучшее творение отечественного кинематографа, но фильм неподражаем. Его не нужно оценивать, его нужно просто любить или не любить. Добрый, душевный искрящийся юмор. Смех сквозь слезы. К тому же, его можно смело разбивать по цитатам. Вот уже, сколько лет является моим любимым фильмом. Жанр определен как комедия, однако искусно замаскированная юмором драма присутствует.

    Барон — удивительный человек, в обычный распорядок дня которого с легкостью входят такие пункты: разогнать тучи, подвиг, война с Англией. В друзьях у него числятся люди не менее неординарные — Софокл, Шекспир, Ньютон и «другие гении». При этом этот удивительный человек никогда не врет, однако его считают чудаком и слегка чокнутым. Вот только его это нисколько не волнует, не волновало до тех пор, пока не дошло до того, что он не мог обвенчаться с женщиной, его избранницей. А все потому, что бывшая жена категорически против развода, хотя сама ушла от него. «Говорил мне Софокл: непременно женись. Попадется хорошая жена — станешь счастливым, попадется плохая — станешь философом» — так с легкостью господин Барон отметал все невзгоды жизни.

    Марта — любимая женщина, ради которой он решился поломать себя. Парадокс — первая, которой все это пришлось не по нраву, стала она. Марта это единственный человек, за исключением дворецкого, которая искренне верила Барону, вот только… «Я слишком обычная для 32 мая» говорит она.

    В фильме, правда и ложь — это не что иное, как гротеск, однако не на секунду не задумываешься где что. Вопреки здравому смыслу мы будем верить «какая красивая луна», верить, что Барон обязательно долетит. Выпад против людской педантичности, излишней серьезности, в то же время против лжи и предательства, на которое способны те же педанты и излишне серьезные люди. «Умное лицо — это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле совершаются именно с таким лицом» — говорит Мюнхгаузен, отправляясь в очередной полет на луну.

    В чем же заключается драма? Драма между человеком и обществом. Общество может быть настолько жестоким, что вынуждает личность слиться с серой массой. Общество может отказываться принять таковых при жизни, и восхвалять после смерти. Предательство близких, которое тоже диктуется обществом. «Облегчите душу» — просит пастор Барона — «Это случилось само собой. Меня предал друг, а любимая отреклась от меня — я отправляюсь на тот свет налегке» — отвечает он. Драма опять же в форме гротеска. «Мы собираемся отмечать годовщину твоей смерти, ты что, хочешь испортить людям праздник?»

    И, конечно же, не могу не сказать об актерах. Целое созвездие — Янковский (которого обожаю), Чурикова, Абдулов, Ярмольник, Кваша… можно так всех перечислить. Игра на высоте, музыка — это что-то невообразимо прекрасное и финальная сцена: голубое небо… Я могу пересматривать вновь и вновь, каждый раз смеюсь, плачу, каждый раз в восторге…

    16 февраля 2008 | 19:52

    «Тот самый Мюнхгаузен» — говоря словами с фильма — комическая фантазия о жизни, любви и смерти знаменитого барона Мюнхгаузена, жившего в XVIII веке и ставшего героем многих веселых книг и преданий.

    «Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!»

    (с) Барон Мюнхгаузен


    Именно этот фильм гарантировано заставит вас улыбаться! Сюжет полностью состоит из тонкого, доброго, душевного, а местами и острого юмора. Так же яркой особенностью картины есть то, что она погружает зрителя в атмосферу сказки, заставляя снова поверить в добрых героев, которые способны творить чудеса. Но в то же время, если откинуть весь юмор, получится драма, в которой главной темой станет проблема взаимоотношений людей в обществе, общества и человека.

    Главный персонаж — барон Мюнхгаузен — удивительная личность, романтик, человек со своими стойкими принципами и верой в правду, гений, непризнанный современниками! Его не понимали, относились к нему с презрением и считали не в своем уме. А все лишь потому, что он выделялся с серой массы, потому что имел другие жизненные ценности и не вписывался в общепринятые рамки общества.

    «Стать таким как все…
    - Как все? Не летать на ядрах? Не охотиться на мамонтов? Не переписываться с Шекспиром?» (с) Барон Мюнхгаузен


    Конфликт «гений-общество» исходит от самых истоков человечества и актуален на сегодняшний день. История нам показывает, что большинство ныне высокопочитаемых личностей стали известны уже после своей смерти и их достижения, идеи, теории были признаны обществом. Так и случается в фильме с бароном.

    Якобина фон Дуттен — законная жена Мюнхгазена, с которой барон желает развестись, но Якобина всеми средствами пытается помешать бракоразводному процессу, ведь считает, что «развод отвратителен не только потому, что разлучает супругов, но и потому, что мужчину при этом называют свободным, а женщину — брошенной». Якобина не любит и никогда не любила барона, их брак был заключен по расчету родителей, как тогда, собственно, и было принято в обществе.

    « — Через полчаса начнётся бракоразводный процесс.
    - Он начался давно. В тот день, когда я тебя увидел.»

    - эта цитата как нельзя лучше характеризует всю историю отношений супругов.

    Якобина не желает отпускать барона лишь с тех рассуждений, что развод плохо скажется на ее положение в обществе, а наследство мужа может достаться кому-то другому, а не ей. По моему мнению, этот персонаж показывает, насколько эгоистичным может быть человек, насколько счастье других людей является незначительным по сравнению с собственными интересами.

    Полной противоположностью барону в фильме постает его сын — Феофил, который во всем слушает маму Якобину и не имеет собственного мнения.

    «Вино переходит в уксус, Мюнхгаузен — в Феофила» (с)

    Феофил человек весьма тонкой и ранимой натуры, с неуравновешенной психикой и эмоциональным характером. Он во многом пытался подражать своему отцу, но из-за своей неуклюжести и бесхарактерности у него ничего не получалось. Подобная личность неспособна была бы выжить в условиях нормального общества, без опеки и помощи родителей.

    Марта же, в свою очередь, — противоположность Якобине фон Дуттен. Она любит барона и принимает его таким, как он есть. Ради любви она готова идти на жертвы, невзирая на собственные интересы. Пословица «с милым рай и в шалаше» точно про нее, ведь она любила барона не из-за денег или титула. Она верила в Мюнхгаузена, в отличии от других, за что, возможно, барон и отвечал ей взаимностью.

    Бургомистр — уважаемый человек в городе, друг барона. Был умным человеком, но он «склонился» перед общепринятой системой и «принял правила игры» общества. Он старался соответствовать времени и событиям, а не бросать вызов обществу, как это делал Мюнхгаузен.

    « — А вы за это время очень изменились, господин бургомистр.
    - А вы зря этого не сделали.» (с)


    По моему мнению, абсолютно каждый персонаж в этом фильме является уникальным! Фильму как нельзя лучше удалось в комической форме показать все пороки человека и дать возможность зрителю найти какую-то частичку себя среди героев, и не просто найти, но еще и посмеяться над недостатками человеческой натуры! Ведь как сказал барон Мюнхгаузен, не стоит бояться казаться смешным. Это не каждый может себе позволить.

    10 из 10

    1 февраля 2015 | 02:47

    К моему огромному стыду, посмотрел нормально этот фильм (то есть не отрывками, а от начала и до конца) я только сейчас. Это безусловно позор для меня, так как картина, конечно же, замечательная и по праву входит в золотой фонд советского кино.

    Первое, что бросается в глаза, это, конечно же, замечательные актёры, которые играют в этом фильме. Янковский бесподобный! Замечательно играет Броневой. Чурикова, Корнеева, Кваша, Абдулов, Ярмольник еще совсем молодой. Подбор актеров потрясает. Играют все замечательно. Созданные образы, лично у меня, настолько запали в голову, что кажется, будто все это на самом деле было.

    Что всегда отличало работы Захарова (да, собственно, и почти весь советский кинематограф), так это удивительный, глубокий, и в то же время очень понятный, действительно качественный юмор. Юмор в этом фильме просто супер! Если так можно сказать, конечно. Очень жаль, что теперь, в наше время, в российском кино, нельзя найти фильмы, в которых такой юмор присутствовал. Да, и актеров, к сожалению, которые могут вот так замечательно его передать своей игрой, своей мимикой, тоже не найти.

    Этот фильм разобран на цитаты. Конечно, финальный монолог стоит, так сказать во главе, но в картине присутствует еще очень много высказываний, которые так здорово отражают нашу жизнь и которые заставляют нас задумываться. Например, «Всякая любовь законна, если это любовь.» или «Неужели обязательно нужно убить человека, чтобы понять, что он живой?». Весь фильм, почти в каждом диалоге можно найти высказывание, которое давно «ушло в народ».

    2 декабря 2013 | 12:21

    Этот фильм я посмотрел ещё в детстве. Но честно говоря, то ли я смотрел его плохо, то ли не с самого начала, то ли был ещё слишком мал, но тогда фильм не оставил о себе никаких эмоций. Сейчас же после просмотра, а именно в то время писалась моя рецензия, фильм непросто поразил меня, он сделал меня добрым и счастливым на весь оставшийся день (а день на то время ещё только начинался).

    «- Сначала намечались торжества, потом аресты, потом решили совместить»
    Фильм изобилует хорошим юмором, что просто не может не вызвать улыбки, даже у заядлого ворчуна.
    «- А где наша гвардия? Гвардия где?
     — Хмм… Очевидно обходит с флангов.
     — Кого?
     — Всех.»

    Фильм конечно состоит не только из юмора, в первую очередь это фильм поучительный. Как прямо и одновременно тонко показано двуликое общество. Как превосходно перед нами предстаёт Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен — он человек чести, человек слова. Как жаль что таких людей на свете мало. Нет, конечно можно, а иногда и нужно соврать:

    «- Но я же сказал правду.
     — Да чёрт с ней, с правдой. Иногда нужно и соврать.»
    Как много в этом фильме фраз сказанных Мюнхгаузен, которых не стоит забывать нам всем шагая по жизни.
    «- Я понял в чём ваша беда, вы слишком серьёзны.»
    Или.
    «- Умное лицо ещё не признак ума господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица.»

    10 из 10

    «- Улыбайтесь господа, улыбайтесь.»

    20 июня 2009 | 11:19

    До чего ж не равнодушен обыватель ко всякого рода повесам, авантюристам, выдумщикам и плутам, особенно художественно прославленным. Стоит какому-нибудь краснобаю патетично пересказать избитый анекдотец, так толпа сразу же готова придать ему свойства выдающегося. Как выясняется, в вопросе популяризации подобных анекдотистов также преуспевают и так называемые «аристократы духа» — творческие деятели разных мастей, от писателей-сценаристов до кинотеатральных режиссёров, и история невымышленного немецкого фантазёра, поведанная языком горинского иносказания и захаровской фантасмагории, здесь вовсе не исключение.

    Кинематографический Мюнхгаузен, в общем-то, как должно и быть, предстаёт перед зрителем ни в коем случае не претендентом на роль поборника истины, а вполне себе безобидным фразёром-позёром, даже изредка напоминающим бедного протагониста «Полётов во сне и наяву». Мюнхаузеновским россказням создатели вдруг почему-то решают придать не характер выдумки, а некой вероятности чудес — появление в кадре оленя с вишнёвым деревом на голове и взмывающей ввысь жаренной утки можно трактовать то ли как явь, то ли как видение. Никакого «32 мая» Мюнхгаузен на самом деле, конечно же, не открывал, по той простой причине, что это сугубо сценарное измышление, но если даже и прислушаться к аргументации главного персонажа, три лишних секунды в году за многие тысячелетия человеческой истории могут наскребать только на одно единовременное «32 мая», а не ежегодное, как показано в фильме. Сомнительно звучит и ставшее визитной карточкой барона порицание умного выражения лица, подхваченное многими зрителями в качестве некой нравственной максимы, как некогда почитатели «Мастера и Маргариты» соблазнились демагогией старого софиста. Следуя морализаторской доминанте Мюнхгаузена, всё великое, надо полагать, должно было делаться с гримаснической физиономией? Вряд ли необходимо лишний раз вспоминать издевательски высунутый язык Эйнштейна, который, как выяснилось, оказался великим плагиатором.

    В целом же я убеждён, что совершенно нет никакой нужды художественный образ барона, сплетённый из исказившего мюнхгаузеновскую биографию сценария Горина и гениального лицедейства Янковского, принимать за чистую монету. Ведь реальный Мюнхгаузен — не философ, не мученик, и уж тем более не чудотворец, а всего лишь обыкновенный балагур, коим может быть практически любой человек. Не стоит писать икону когда для этого нет ни малейшего основания.

    14 января 2015 | 20:57

    Именно с этой фразы барона хотелось бы начать рецензию. Несмотря ни на что, улыбайтесь. В жизни всегда найдется место радости, чуду, любви. Разве не от нас самих зависит наше мироощущение?

    В юности фильм этот совершенно не нравился. Сейчас уже понимаю, что рано было его смотреть. А потом в один прекрасный день фильм вторгся в мое сердце и остался там навсегда. Это кладезь мудрости, крылатых фраз и философских рассуждений. И прекрасного, тонкого юмора.

    Игра актеров на высоте, мой любимый Янковский… Считаю эту роль одной из лучших его ролей. Коренева, на мой взгляд — очень четкое попадание в роль. Ее Марта — прекрасная, немного наивная и очень любящая.

    - Я люблю тебя!
    - Не то…
    - Я… Я буду ждать тебя!
    - Не то…
    - Они положили сырой порох, Карл!

    Ради любимого она сказала правду, хоть и знала, чем это закончится для него и для нее самой. Как жить после смерти дорогого человека? Но если его обмануть, жизни тоже не будет, как и с цветочником Мюллером.

    Смотрите этот фильм, смотрите его много раз, вслушивайтесь в реплики — и точно не останетесь равнодушными!

    6 февраля 2012 | 16:34

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>