всё о любом фильме:

Тот самый Мюнхгаузен (ТВ)

год
страна
слоган-
режиссерМарк Захаров
сценарийГригорий Горин
директор фильмаЛазарь Милькис
операторВладимир Нахабцев
композиторАлексей Рыбников
художникГеоргий Колганов, Наталья Фирсова
монтажИрма Цекавая
жанр фэнтези, комедия, ... слова
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время134 мин. / 02:14
Комическая фантазия о жизни, любви и смерти знаменитого барона Мюнхгаузена, жившего в XVIII веке и ставшего героем многих веселых книг и преданий, опирается на персонажей и эпизоды знаменитого романа Р. Распе, но по сути является самостоятельным произведением.

«Мыслящий человек просто обязан время от времени поднимать себя за волосы» — похоже, это и удается авторам картины. Барон хочет жениться на любимой им Марте, но церковь отказывается обвенчать их, так как имеется живая жена, «усмирявшая его 20 лет». Уставшая Марта хочет, чтобы барон стал таким, как все, но барон этого не хочет, да и не может.

Герцог разрешит брак только в том случае, если барон письменно подтвердит, что все его истории лживы, а он сам — обыкновенный человек.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В сюжете упоминается признание независимости США. По летоисчислению сюжета фильма это произошло в 1780 году. На самом деле Великобритания признала независимость США 3 сентября 1783 года.
    • В фильме присутствует герцог (курфюст Ганновера), что невозможно, потому как до 1833 года Ганновер находился в личной унии с Великобританией, и курфюстом Ганновера был король Англии Георг III.
    • Во второй серии, в сцене перехода пастора с молитвой от одного окна к другому, видна современная электрическая розетка 220В.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Вот и не заметили, как одной из самых любимых наших лент (нет никакой разницы, что она создана вовсе не для кино, а для телевидения) скоро исполнится 30 лет. Верным признаком подлинной популярности, конечно же, является то, что картина «Тот самый Мюнхгаузен» сразу разошлась на пословицы и поговорки. Причём нельзя не удивиться, что столь тонкое, интеллигентное, лукавое, по-хорошему диссидентское произведение Григория Горина и Марка Захарова в самый пик застоя было воспринято абсолютно адекватно — как некая всенародная ироническая фантазия по поводу двойной морали общества, нашего двойственного существования в нём и вообще (говоря мудрёно) амбивалентности всех явлений. Так что улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Ничего другого ведь нам и не остаётся — тем более теперь, когда опять настала пора «раздвоенной жизни». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 96 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Для 79-го года фильм о противопоставлении серой массы и свободной личности — некое веяние времени. Тоталитарное общество учится самокритике, анализирует собственные плюсы и минусы, обусловленные «режимным», репрессивным прошлым; и Мюнхгаузен во всеуслышание говорит о свободе, которую даёт человеку лишь умение думать и основанное на этом умении чувство юмора. Более того, фильм является гимном всем несломленным бунтарям из числа неубиваемой, каждый раз возрождавшейся интеллигенции, которая не давала массам застывать и загнивать в своём мелком, подленьком обывательском мирке и соглашаться с любыми, даже самыми абсурдными действиями властей.

    Однако, если рассматривать фильм в отрыве от эпохи, его породившей, нельзя не признать, что яркие индивидуальности чаще страдают не от яростного противодействия со стороны общества, а от непонимания и равнодушия. Если человеку кажется, что он окружён серой заурядной массой, это обычно говорит не о незаурядности его, а о плохой социализации, а ещё об идеализме и непримиримости. И общество таких людей не принимает не потому, что боится, а потому что они раздражают. Кому же понравится, когда тебя учат жить? «Кто он, собственно, такой, чтобы записывать нас всех в «серую массу»?». Сочувствовать Мюнгхаузену можно (особенно, если Вы сами — такой же честный, живой, нежелающий мириться с постылым унынием бытия прагматичных масс), но соглашаться с ним… Он говорит нам: «Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь…» — а сам умеет это делать? Разве человек с чувством юмора способен записать всех в «идиотов» только потому, что они не восприняли с восторгом его не самые понятные идеи и не слишком-то правдоподобные истории?

    Ведь если присмотреться к этим «массам» — они совсем не такие скучные, как кажется на первый взгляд. Самый обычный, ничем не примечательный незнакомец способен удивить тебя, если только ты относишься к миру непредвзято и не судишь обо всех по себе. Что-то святое и бесконечно мудрое можно найти в самых, казалось бы, простых и привычных вещах — в этих тирольских шапочках и бюргерском самосознании жителей Ганновера; в кексах Муми-мамы, которые она готова печь даже в условиях несущейся к её дому кометы; в курином бульоне Бесси из семейства Глассов, который, по её мнению, излечивает от любой депрессии и прочих душевных хворей. И остаётся только повторять вслед за Зуи:

    «Мне всё равно, где играет актер. Может, в летнем театре, может, на радио, или на телевидении, или в театре на Бродвее, чёрт побери, перед самыми расфуфыренными, самыми откормленными, самыми загорелыми зрителями, каких только можно вообразить. Но я открою тебе страшную тайну. Ты меня слушаешь? Все они, все до одного — это Толстая Тётя, о которой говорил Симор. И твой профессор Таппер тоже, брат. И вся его чёртова куча родственников. На всём белом свете нет ни одного человека, который не был бы Симоровой Толстой Тётей. Ты этого не знала? Ты не знала этой чёртовой тайны? И разве ты не знаешь — слушай же, слушай, — не знаешь, кто эта Толстая Тётя на самом деле? Эх, брат. Эх, брат. Это же сам Христос. Сам Христос, дружище.»

    Но избавившись от эгоизма, от нетерпимости, от юношеской тяги поделить всё на «чёрное» и «белое», научившись не рубить сплеча — можно ли унять неизбывную тоску по чуду, отчаянный порыв совершить невозможное, когда все мудрые, пожившие уже давно записали твою любовь в психофизиологию и «гормоны», твою тоску в «страдание дурью от безделья», а во главе всего этого поставили самое страшное и циничное: здравый смысл?… Где бы мы были, друзья, если бы не эти отчаянные мечтатели, поверившие в чудо и сохранившие эту веру несмотря на все препятствия — и сотворившие эти чудеса? Великие географические открытия, неповторимые произведения искусства, гениальные книги, остающиеся актуальными во все времена, в конце концов — полёты в космос и вера в то, что мы не одиноки во Вселенной…

    Вопрос сложный и неоднозначный. Фильм слишком простой и прямолинейный для своей идеи — её можно было развить дальше, преподнести тоньше, что и было сделано в фильме того же Марка Захарова «Дом, который построил Свифт». Тот фильм уже, можно сказать, «на любителя», к нему вполне можно применить определение «арт-хаус», он заставляет задуматься — а «Тот самый Мюнгхаузен» не вызывает сомнений и чувства недоговорённости, он прямой и простой, как книги Владислава Крапивина, его мораль прилетает в лоб и не оставляет никаких вариантов. Но что с того? Сидя перед экраном и наблюдая, как развиваются события, ты не думаешь, не ведёшь внутренний спор с героями — просто любишь — сквозь смех и слёзы — яркого, насмешливого, живого и невероятно сердечного человека, гениального творца — Олега Ивановича Янковского…

    30 июня 2014 | 08:25

    Тот самый Мюнхгаузен. Кто бы мог подумать, что за этим именем кроется столь изумительное отображение всегда актуальной и до боли знакомой реальности. Фильм не просто сказка о Бароне фантазёре, летающем на ядрах, и его безумных идеях. Фильм о нас с вами. О наших «футлярах» пожирающей повседневности. Барон Мюнхгаузен есть отображение человеческой порядочности, совести и доброты, которых так не хватает нашему обществу. Обществу, погрязшему в собственных испражнениях безумства несправедливости, алчности, скупердяйстве и прочих недугах своего больного организма. Общество, которое подавляет ещё в зачатках всё самое человечное, подавляет способность мыслить и фантазировать, а только лишь заставляет приспособиться к культуре подчинения. Таких, неугодных машине порабощения людей, было много, но не все они смогли выдержать испытания всеми самыми страшными пакостями жизни и, в конце концов, опорочили свою порядочность, своё стремление быть настоящим человеком. Правда, не все поддаются такой социальной дрессировке. Такие люди, как Барон Мюнхгаузен, заставляют двигаться вперёд деградирующий социум, и только за счёт них существует какое-либо движение.

    10 из 10

    Янковский, браво! Определённо, если не лучшая, то одна из лучших его ролей.

    29 апреля 2014 | 23:26

    Мой самый любимый фильм. Это фильм о человеке, который опережает время, а также о том, что делают с именем такого человека, даже когда его заслуги признают (2-я серия). Он сам говорит: «Это не мои приключения, это не моя жизнь…» Величие фильма осознается не с первого просмотра, нужно смотреть еще, и еще.

    Все герои знаковые.

    Герцог (Броневой) — правитель с мышлением портного (кстати, образ из Агни-Йоги Рерихов) — это образ большинства правителей нашего времени.

    Вся свита герцога, особенно «командующий» (Фарада), люди скрывающие свою тупость за серьезным видом.

    Жена барона (Чурикова) — умнейшая женщина, весьма понимающая собственную выгоду, которую можно извлечь из должности «жена барона».

    Недоразвитый сын (Ярмольник) — а какой еще сын может быть у такой матери?

    Чудо-священник, отстаивающий церковные догмы ради сохранения общепринятых тупых, но удобных устоев (именно такие распяли Христа).

    Вся эта свора ("присоединяйтесь к нам, Барон») — это свора на все времена, против которой может выстоять в одиночку только такой как Барон, то есть такой, как Солженицын, Сахаров, Альберт Швейцер, Мать Тереза,… их много можно перечислять, хотя не так уж и много, хотелось бы, чтобы было больше. Но на таких мир держится, на их стойкости, на их честности, принципиальности, чести, совести, мужестве.

    Мне кажется, Мюнхгаузен — собирательный образ таких людей, жертвующих собой и не боящихся смерти ради истины, ради великой любви, ради идеалов. Таких обычно предают самые близкие, самые любимые (Марта целует в щеку в сцене свидания в тюрьме — это поцелуй Иуды), поэтому такие люди обречены на страдания, но их ничем не сломить. Они могут жить только «летая на Луну», «переписываясь с Шекспиром», если не так — то духовная смерть (барон станет садовником Мюллером).

    Великий фильм, великий сценарий, великий режиссер Марк Захаров. Комедия только внешне, внутренне — это притча…

    10 из 10

    10 из 10

    6 августа 2008 | 19:38

    Мою первую рецензию на кинопоиске я пишу именно к этому фильму не случайно. Это первая кинолента которая действительно меня впечатлила и по уровню впечатления остается первой среди немногих других. Несколько недель я не мог выбросить этот фильм из головы и все иные впечатления, казались лишь мелким переживанием бытового.

    «Тот самый Мюнхгаузен» для меня неоспоримый шедевр, шедевр полета авторской мысли, шедевр создания образов, шедевр актерской игры, шедевр сюжета. История нестандартного человека, в обыкновенном мире, драматичном и смешном.

    В этом фильме собраны все проявления человеческой природы, в тонком юморе, легком чудачестве и печальном по своей сути сюжете. Если быть внимательным, каждый дубль — мораль жизни. Диалоги можно цитировать в повседневном быту, а Янковскому не приходится играть, такое чувство, что он и есть тот самый Мюнхгаузен. И он как вакцина для реальности, резко ворвавшись и показывая природу всего изнутри, учит нас живому, раскрывая злое, принося чистое ему в жертву, тем самым превознося не только перед бытом, в этой борьбе со смертельной серьезностью, но и над смертью…

    Это фильм который нужно смотреть, если вы не разучились видеть.

    10 из 10

    10 ноября 2012 | 09:46

    Чего греха таить — фильм я посмотрела не так давно. Как-то упустила я его в том возрасте, когда нужно было поверить в сказку о Бароне, летавшем на ядре.

    И это к счастью. Я была поражена, посмотрев «Того самого Мюнхгаузена» впервые. Будучи маленькой, я не успела пресытиться весёлыми приключениями побывавшего в медвежьей шкуре чудака, что несомненно подпортило бы в моих глазах образ Романтика. Романтика, каких нынче и днём с огнём не сыщешь.

    История, наполненная тонкой иронией и трагикомическими эпизодами, образовывающими целый сюжет, раскрывает нам глубоко личную драму человека, виноватого в своей необычности. Общество встречает его выставленным штыком.

    Этим Карл до боли напоминает всех тех «лишних людей», которые заставляют рваться душу. Мюнхгаузен из породы тех Онегиных, Печориных, Базаровых и Чацких, которые сияют, словно бриллиант в куче золы. Но масса всегда давила тех, кто разворачивался и шёл наперекор. Давят и его. Давят всех инакомыслящих, «лишних».

    Хочется верить, что хоть кто-то из нас способен чертовски понять Карла: неудержимого мечтателя, непоколебимого смельчака, азартного романтика… И остаётся только надеяться на появление такого героя, и не оказываться в «тёмном царстве», его окружившем, не поддаваться сумасшествию, которое проявляется в конечном счёте.

    У меня был друг — он меня предал, у меня была любимая — она отреклась.

    Кто, в сущности, хоть на малую толику его понял и принял? Марта? Марта — это тот самый камень, о которых споткнулись все те, кого авторы сломали и низвергли. Когда уходит она, уходит и Мюнхгаузен, ради неё погрязший в рутине, так ненавистной ему.

    Она думает, это просто, быть любовницей такого человека. Мерзавка.

    Что же следует? Отречение. Разочарование. самая настоящая смерть. «Господи, как умирать надоело…» Крик души. Крик души всех тех, кого сломали, кто сломлен быть не должен.

    - Ну вот и славно… И не надо так трагично, дорогой мой… В конце концов, и Галилей отрекался!
    - Поэтому я всегда больше любил Джордано Бруно.


    Но — вперёд, к звёздам. Открытый финал показывает: Карл лучше и честнее всех вместе взятых в этом мире. ему здесь нет места. Но он не умирает: он уходит. Куда — неважно. Главное — зачем. Он вырывается, значит, он не сломлен.

    10 из 10

    29 октября 2010 | 17:24

    До чего ж не равнодушен обыватель ко всякого рода повесам, авантюристам, выдумщикам и плутам, особенно художественно прославленным. Стоит какому-нибудь краснобаю патетично пересказать избитый анекдотец, так толпа сразу же готова придать ему свойства выдающегося. Как выясняется, в вопросе популяризации подобных анекдотистов также преуспевают и так называемые «аристократы духа» — творческие деятели разных мастей, от писателей-сценаристов до кинотеатральных режиссёров, и история невымышленного немецкого фантазёра, поведанная языком горинского иносказания и захаровской фантасмагории, здесь вовсе не исключение.

    Кинематографический Мюнхгаузен, в общем-то, как должно и быть, предстаёт перед зрителем ни в коем случае не претендентом на роль поборника истины, а вполне себе безобидным фразёром-позёром, даже изредка напоминающим бедного протагониста «Полётов во сне и наяву». Мюнхаузеновским россказням создатели вдруг почему-то решают придать не характер выдумки, а некой вероятности чудес — появление в кадре оленя с вишнёвым деревом на голове и взмывающей ввысь жаренной утки можно трактовать то ли как явь, то ли как видение. Никакого «32 мая» Мюнхгаузен на самом деле, конечно же, не открывал, по той простой причине, что это сугубо сценарное измышление, но если даже и прислушаться к аргументации главного персонажа, три лишних секунды в году за многие тысячелетия человеческой истории могут наскребать только на одно единовременное «32 мая», а не ежегодное, как показано в фильме. Сомнительно звучит и ставшее визитной карточкой барона порицание умного выражения лица, подхваченное многими зрителями в качестве некой нравственной максимы, как некогда почитатели «Мастера и Маргариты» соблазнились демагогией старого софиста. Следуя морализаторской доминанте Мюнхгаузена, всё великое, надо полагать, должно было делаться с гримаснической физиономией? Вряд ли необходимо лишний раз вспоминать издевательски высунутый язык Эйнштейна, который, как выяснилось, оказался великим плагиатором.

    В целом же я убеждён, что совершенно нет никакой нужды художественный образ барона, сплетённый из исказившего мюнхгаузеновскую биографию сценария Горина и гениального лицедейства Янковского, принимать за чистую монету. Ведь реальный Мюнхгаузен — не философ, не мученик, и уж тем более не чудотворец, а всего лишь обыкновенный балагур, коим может быть практически любой человек. Не стоит писать икону когда для этого нет ни малейшего основания.

    14 января 2015 | 20:57

    Гениально.

    И никак иначе.

    Григорий Горин и Марк Захаров вместе с блистательным актерским составом подарили нам шедевр.

    Этот фильм невозможно описать. Это надо просто смотреть и внимать, впитывать в себя всю его глубину, его мудрость.

    Практически все фразы стали крылатыми, и не зря.

    А музыка?! Она пронимает до дрожи, до мурашек на коже.

    Этот фильм — гениальное, мудрое, великолепное произведение искусства.

    К этому нечего добавить.
    Просто смотреть, верить, любить, мечтать, жить.

    -В конце концов, Галилей-то у нас тоже отрекался!

    -Поэтому я всегда больше любил Джордано Бруно. ©

    10 из 10

    25 марта 2010 | 13:55

    Барон Мюнхгаузен никогда не врал. Он фантазировал. По ночам он гулял по луне, утром разгонял тучи и беседовал с Ньютоном, днём — совершал подвиг и вытаскивал себя из болота за волосы, а на ужин стрелял в утку через камин. Барон Мюнхгаузен был свободный. От мира, от общества, от предрассудков. И мир отказался от него.

    Фильм покорил меня в детстве, когда я ещё и половины смысла не понимала. Но харизматичных персонажей не остановит детское представление, а уж талантливых актёров… Нет ни одной не удачной роли, ни одной лишней фразы. Ну и конечно музыка. Вряд-ли я смогу её описать. Как вообще можно описать музыку? Просто смотрите фильм.

    31 октября 2008 | 17:55

    К моему огромному стыду, посмотрел нормально этот фильм (то есть не отрывками, а от начала и до конца) я только сейчас. Это безусловно позор для меня, так как картина, конечно же, замечательная и по праву входит в золотой фонд советского кино.

    Первое, что бросается в глаза, это, конечно же, замечательные актёры, которые играют в этом фильме. Янковский бесподобный! Замечательно играет Броневой. Чурикова, Корнеева, Кваша, Абдулов, Ярмольник еще совсем молодой. Подбор актеров потрясает. Играют все замечательно. Созданные образы, лично у меня, настолько запали в голову, что кажется, будто все это на самом деле было.

    Что всегда отличало работы Захарова (да, собственно, и почти весь советский кинематограф), так это удивительный, глубокий, и в то же время очень понятный, действительно качественный юмор. Юмор в этом фильме просто супер! Если так можно сказать, конечно. Очень жаль, что теперь, в наше время, в российском кино, нельзя найти фильмы, в которых такой юмор присутствовал. Да, и актеров, к сожалению, которые могут вот так замечательно его передать своей игрой, своей мимикой, тоже не найти.

    Этот фильм разобран на цитаты. Конечно, финальный монолог стоит, так сказать во главе, но в картине присутствует еще очень много высказываний, которые так здорово отражают нашу жизнь и которые заставляют нас задумываться. Например, «Всякая любовь законна, если это любовь.» или «Неужели обязательно нужно убить человека, чтобы понять, что он живой?». Весь фильм, почти в каждом диалоге можно найти высказывание, которое давно «ушло в народ».

    2 декабря 2013 | 12:21

    «Правда — это то, что в данный момент считается правдой.» (с)

    Эта ТВ-картина Марка Захарова -пример удачной сатирической трагикомедии, по ходу просмотра поднимающий важные философские вопросы. Во многом это кино напоминает замечательную прозу советских сатириков Ильфа и Петрова (к слову, Захаров до этого ставил экранизацию их «12 Стульев»). Такие же выпуклые персонажи, с ярко выведенными характерами. Хлёсткие, запоминающиеся афоризмы. Не даром практически все диалоги картины в последствии были разобраны на цитаты. За внешний простатой и комичностью, так же как и в истории про «великого комбинатора», скрывается размышление авторов над серьёзными вещами. Драматург Григорий Горин, в сотрудничестве с автором «Обыкновенного Чуда», создали превосходную адаптацию книги Э. Распэ. Знаменитая история о приключениях легендарного барона в их исполнении заиграла новыми красками. А всё от того, что авторы нашли свой собственный подход к этой детской книжке. В отличии от которой, пьеса Горина была создана уже с прицелом на взрослых, способных понимать подтексты и метафоры, которыми изобилует «Тот Самый Мюнхгаузен»…

    В картине снялось целое созвездие потрясающих отечественных актёров: Игорь Кваша, Леонид Броневой, Владимир Долинский, Семён Фарада, Леонид Ярмольник, Александр Абдулов, Инна Чурикова и др. А Олег Янковский просто блистает (иного слова и не подберёшь) в ведущий роли, словно она специально под него писалась! Благодаря превосходному и остроумному сценарию, и ярким актёрским работам, этот фильм некогда не устареет. Наоборот, он актуален. В этом и заключается сила подобных произведений. Такое кино подобно хорошему, марочному вину — с годами делается только лучше.

    А о чём сам фильм? Он о вечных ценностях человека. О дружбе, любви и свободе. Свободе мысли, свободе слова, свободе личности в тоталитарном, уравнивающим всех обществе. О том, что самое главное быть до конца верным самому себе, и не предавать свои идеалы в угоду меняющийся в обществе обстановке. Это было важно в советские годы «застоя». Это не менее важно и сейчас. Ведь самое страшное, это «присоединится». Стать человеком толпы — одним из многих. Так проще и спокойней. Но гораздо трудней остаться собой, быть верным своим взглядам на жизнь. Пусть ради этого и приходиться порой противостоять этому самому обществу. Об этом фильм Марка Захарова. А это актуально всегда, во все времена и при всех правящих режимах. Не нужно забывать с каким выражением лица делаются самые большие глупости. Поэтому не бойтесь показаться смешными. И улыбайтесь, господа, улыбайтесь…

    10 из 10

    9 июня 2014 | 04:33

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>