всё о любом фильме:

Морозко

год
страна
слоган-
режиссерАлександр Роу
сценарийНиколай Эрдман, Михаил Вольпин
директор фильмаВ. Чайка
операторДмитрий Суренский
композиторНиколай Будашкин
художникАрсений Клопотовский
монтажА. Овчарова
жанр фэнтези, мелодрама, комедия, семейный, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время84 мин. / 01:24
Жила-была хорошая добрая девушка Настенька. Злая мачеха заставляла ее работать, не давая продыху. Однажды она решила избавиться от падчерицы и отправила ту замерзать в зимний лес. В этих же краях жил паренек Иван. Он полюбил Настеньку, да вот только был он большим хвастуном, потому лесной колдун и превратил его в медведя.

И Настеньке, и Ивану пришлось пройти через много испытаний, прежде чем соединить свои судьбы. И помог им в этом добрый волшебник — дедушка Морозко…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Роль Марфушеньки-душеньки могла сыграть Тамара Носова. Александр Роу выбирал между ней и студенткой театрального училища им. Щепкина Инной Чуриковой, которую привела на площадку ассистент режиссера. На пробах надо было грызть орехи, и Чурикова их грызла, «не щадя зубов своих», поэтому Александр Артурович решил снимать ее.
    • Большую часть фильма снимали на Кольском полуострове. Остальную часть — под подмосковным Звенигородом.
    • Актер, игравший бабу Ягу — Георгий Милляр, в прямом смысле спас фильм от гибели. В помещении, где размещался отснятый материал, произошел обрыв трубы, и Милляр, по стечению обстоятельств, оказался единственным, кто был рядом. Он выносил пленку практически в одних трусах из ледяной воды.
    Трейлер 02:01
    все трейлеры

    файл добавилvic1976

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 420 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    В этом году сказке «Морозко» исполняется уже 50 лет, но она была создана не на час, а на века, поэтому до сих пор является одной из любимейших детских сказок всего населения нашей огромной страны. И не только нашей, фильм признали в Европе, вручив гран-при Венециаского кинофестиваля. Всё: от сюжета до деталей теперь считается культовым.

    По сюжету, жила-была хорошая добрая девушка Настенька, и была у нее мачеха, вечно угнетающая девушку. Проводила Настенька дни и ночи в делах да заботах. Так сильно она ее мучала, что даже природа стала помогать бедной девушке. Недалеко, в другой деревне жил парень по имени Иван, и пошел он искать невесту. Перышко волшебное привело его к Настеньке. Так они и познакомились, а дальше закружилось, понеслось, вмешались волшебные силы в лице Старичка-Боровичка, Бабы Яги и её лесной своры, а также сурового, но милосердного дедушки Морозко.

    В фильме использован довольно простенький, но очень отточенный сценарий. Каждая сцена продумана до мелочей, а реплики актеров уже давно развели на цитаты. Чего стоят только знаменитые «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная?» и «Молчу, молчу». Помимо сценария в фильме хорошо были подобраны актеры. Особенно хочется отметить исполнительниц женских ролей: от 15-летней фигуристки Натальи Седых в роли Настеньки, до непривлекательной, но безумно талантливой актрисы Инны Чуриковой, исполнившей роль сводной сестры Марфушеньки-душеньки. Отлично вписались в образы и злая мачеха, и Баба Яга, на самом деле сыгранная мужчиной — знаменитым актером Георгием Милляром. Среди мужских ролей нельзя не отметить Александра Хвыля, исполнившего роль Морозко.

    Единственным слабым местом в фильме были дешевые советские спецэффекты. Зато если бы премия «Оскар» существовала в СССР, то она бы наверняка наградила фильм за лучший грим и прически. Один только многоуровневый грим Бабя Яги чего стоит! В общем фильм получился светлый и сказочный, в лучших традициях Александра Роу. И сколько бы ремейков потом не сняли, настоящее «Морозко» только одно. Ибо красоту и искренность советского кино ни за что не заменить современными спецэффектами.

    10 из 10

    16 февраля 2014 | 20:03

    Порой становится грустно, что молодое поколение все меньше интересуется культурным наследием советского кинематографа и великолепные сказки Александра Роу, которые для многих людей имеют нарицательное значение, уступают в интересе голливудским сказкам.

    Этот фильм, который лучше всего охарактеризовать как сказку, как и другие работы Роу, обладает уникальной атмосферой, представляет практически повествовательный шедевр для всей семьи — от мала до велика. Являясь по факту экранизацией лишь одного литературного произведения, картина воплощает в себе многие собирательные образы из сказок, былин, повестей, знакомых с детства. Понятия добра и зла здесь идеализированы и раздуты до приятного безобразия. Герои говорят шаблонно с наигранными эмоциями, но это не раздражает, наоборот — вызывает чувство ностальгии. Что мне всегда нравилось в этом фильме, так это высокая насыщенность действия — за восемьдесят минут экранного времени происходит столько разнообразных событий, герои попадают в приключения, сменяются места действий и даже поры года — скучать просто некогда. Создается впечатление, что сценаристы сделали выжимку самых интересных элементов, оставив за кадром скучные диалоги и затянутые сцены действия.

    Отдельных хвалебных слов заслуживают персонажи. Парадокс в том, что именно два главных героя: Иван и Настенька вызывают смешанные чувства — лично у меня они, признаться, в некоторой мере вызывают раздражение. А вот большинство отрицательных персонажей получились памятными. Чего стоит только Милляр в незабвенном образе Бабы-Яги — некоторые из фраз этого персонажа так и просятся в афоризмы. Надолго запоминаются мачеха и сводная сестра — нелицеприятные личности, которые так же условно причислены к «плохим».

    Приятно запоминаются и места съемок. Иванушка пускается в дальний путь в поисках приключений лесами, лугами и снегами. Столь родные пейзажи русской глубинки только подчеркивают народную любовь к фильму — еще один значимый плюс к восприятию фильма, как сказки. К слову, картина шла в ногу со временем — невооруженным глазом видны приемы в процессе съемок, которые узнаются в других более поздних произведениях, в частности на Западе.

    8 из 10

    5 июня 2013 | 21:28

    - А давай подарим ему зажигалку!
    - Он не курит.
    - А давай подарим ему пиджак в ананасах, штаны такие зелёные и…
    - И ты не кури.


    В детстве меня в этом фильме больше всего удивляли санки-свинка. Став старше и пересмотрев сей фильм, я чувствую себя как-то не в своей тарелке — настолько его не понял…

    Главная героиня Настенька настолько патологически незлобива, что начинаешь задумываться, а не дебилка ли она в самом прямом медицинском смысле? Слегка заторможенная бедная речь (почти единственное «Ивааанушкааа» разными интонациями на все случаи жизни)и нечетко выраженные реакции организма на климатические изменения ("Тепло ли тебе, девица? — «Тепло, батюшка, тепло!») только подтверждают опасения зрителя.

    Главный герой Иван тоже подозрительный тип гражданской наружности. Начнем с того, что он пользуется косметикой. Судя по тому, как профессионально подведены его глаза и ровно подкрашены губы, парень давно набил руку в таких вещах. А еще, у него есть зеркало, на обратной стороне которого портрет самого светлоликого красавчика лично (налицо случай нарциссизма в чистом аптекарском виде). Не удивлюсь, если Иванушка до пубертатного возраста мамины платья мерил, пока родительница по хозяйству хлопотала. Кстати, вопрос, где же люди, породившие этого извращенца, так и остается открытым, могу предположить, что их сожгли на костре позора, когда постыдные наклонности сына открылись широкой общественности…

    В свете таких подробностей круглогодичные метания Иванушки по лесу не удивляют. Сперва я был озадачен, почему этот пергидрольный мужчина бегает среди деревьев с криком «Настенька!» (внимание!) с лета, спотыкаясь об грибы, до зимы, путаясь в сугробах. Но теперь мне понятно: просто избу Иванушки сожгли вместе с родителями, и парню элементарно негде жить, вот он и шляется. Более того, эта ситуация с длительными непрекращающимися поисками и криками «Настенька!» намекает нам на еще одну личностную проблему Ивана — болезненную зацикленность на одной идее, а это лечится уже только в клинических условиях.

    На фоне таких колоритных главных героев персонажи второстепенные, в частности, абсолютно пассивный папа Настеньки, научившийся говорить только «Я же…» (а, так скудная речь Настеньки это наследственное!), мачеха, колотящая свою дочь и тут же ее целующая (неопределенное отношение к собственному ребенку «любовь-ненависть»), сластолюбивый Морозко, притащивший в свою хату девицу, которую знает от силы час, и игриво намекающий, что быстренько вернется ("А ты пока похозяйничай». Бесплатная рабсила?), дочь мачехи, гогочущая как умственно отсталая, на редкость глупая Баба-Яга, лезущая в собственную печь, — выглядят почти нормальными.

    Апогеем абсурда стала сцена, где Баба-Яга кормит свинью… холодцом! В этом лесу даже животным не чужд каннибализм!

    Впрочем, если мы внимательно осмотрим гигантские грибы, растущие в лесу, вспомним про галлюциногенного старичка-боровичка и ободранных заторможенных медведей, то мы поймем, что действие происходит где-то под Чернобылем аккурат после трагедии.

    И это все объясняет!

    2 марта 2015 | 08:17

    Фильм «Морозко» в детстве я пересматривала на кассете бесчисленное количество раз, и он никогда не надоедал мне. Повзрослев, я, к сожалению, позабыла этот фильм, но, совсем недавно, найдя его на Кинопоиске, решила увидеть это прекрасное творение родом из детства.

    К сожалению, в США этот фильм был признан худшим фильмом всех времен и народов. Понятно, из-за чего: во первых, он основан на русских традициях и обычаях, и не зная русской культуры, сложно понять фильм «Морозко». А во-вторых, там нет ничего, что привык видеть на экране среднестатистический американский зритель — ни драк, ни насилия, ни страстных поцелуев и объятий, ни крутых спецэффектов и компьютерной графики.

    Но зато в нем затронуты вечные вопросы о добре и зле. Фильм учит тому, что действительно очень важно и правильно: доброте, умению заботиться о людях, помогать им, относиться с уважением к окружающим, жить в гармонии с собой и с природой, в любых ситуациях оставаться самим собой и, конечно же, искренней любви. Все это мы видим в образе главной героини — в образе Настеньки, которая является воплощением гармонии и именно благодаря встрече с ней Иван смог понять свои ошибки и исправить их, благодаря ее душевной красоте он познал те прекрасные чувства, которые ранее были ему неведомы.

    P.S. смотрите и показывайте своим детям прекрасные фильмы и мультфильмы советского производства, а не бездарные в большинстве своем продукты американской киноиндустрии.

    19 июля 2012 | 20:40

    По сведениям, американская аудитория невзлюбила этот фильм, чему свидетельством и рейтинг на IMDB. Говорят, дело не в различии менталитетов, а в том, что американская локализация подкачала, и над «Морозко» вдоволь посмеялись в какой-то их популярной передаче.

    Что ж, посмеяться в фильме и правда есть над чем, хотя в большинстве случаев так и задумано. Разбалованная Марфушенька с ее басистым: «Маманя!», карамельно-смазливый Иван, страдающий нарциссизмом, Баба Яга в исполнении милейшего Милляра — все они добавляют старой народной сказке достаточно современной сочности.

    Нельзя не отметить голосочек (иначе не скажешь) Настеньки, как нельзя более подходящий этой невыносимо, до мазохизма кроткой девушке. «Тепло, Морозушко, тепло, батюшка…» — ага, конечно, баня просто. Не странно, что ее так тиранит мачеха, Настенька — живая иллюстрация к статье «виктимное поведение». Наследственное, видимо: ее папаша просто отвратителен в своей покорности жене. Это ж надо, всерьез повезти дочь в лес, чтобы она там замерзла насмерть или волкам попалась. Или разбойникам. Что в сказке, что в фильме меня поражает такое поведение отца героини — по сути преступное, а злодеем его почему-то не делающее.

    Есть версия, что в исходной сказке «зашифрован» процесс инициации, то есть Настенька добровольно проходит испытание и получает награду от зимнего божества… но в фильме-то точно такого нет. Черта ли тогда Настеньку показывают, как положительную героиню? Кто-то всерьез хочет, чтобы его дети брали пример с этого? Вот она спрыгивает с саней, чтобы якобы спасти отца от мачехи. И совершенно не понимает, что тем самым делает отца чадоубийцей и оставляет его один на один с мегерой-женой. Куда достойнее было бы вместе дать отпор, но нет, дитя привыкло к роли жертвы и уже не мыслит себя вообще кем-то достойным жизни. Она не хочет жить, она вполне спокойно говорит: «прощай, Морозушко, я замерзаю» и ложится помирать… у нее даже инстинкт выживания отказал, до того изломана психика.

    К чести Седых, она настолько симпатична лицом, что отвращения ее Настенька не вызывает.

    Природные зарисовки традиционно хороши для фильмов Роу (где еще мы увидим кукушку крупным планом? А? Э-э… так-то, дружок, по известной постановке с Высоцким), абсолютно топорные комбинированные съемки — тоже его стиль, и вечный Милляр в роли злой Яги — визитная карточка.

    Сам Морозко, как он себя совершенно честно характеризует — «дурень старой, голова с дырой». Персонаж, увы, чисто для мебели. Это, значит, дух зимы, да? На фоне того же Милляра смотрится вообще никак. Ну ходит какой-то сюжетообразующий дед со смертельно опасным посохом и задает девушкам идиотские вопросы.

    В общем, неудивительно, что иностранцам, не знающим славянского фольклора и режиссерской манеры Роу, фильм показался глупым и «укуренным». Язык не повернется назвать «Морозко» фильмом умным и логичным. Но и плохим — тоже.

    7 из 10

    1 августа 2009 | 21:13

    Что такое сказки? Думаю, это волшебные миры. Великое множество прослоек, подобных в конечном счете гигантскому торту, вмещающему в себя немалое количество разнообразных начинок. Как не правы те, кто полагают, что сказка — детский жанр. Отнюдь нет. Детей сказки могут развлечь или научить чему-нибудь якобы полезному: не грубить старикам, любить животных и природу, быть скромным и смелым, и так далее до бесконечности. А вот понять истинный смысл чудесного повествования могут только взрослые. Иными словами, заканчиваешь школу и заново погружаешься в «прошедшее мимо тебя детство».

    Немного пофилософствовав, перехожу непосредственно к делу. Что представляет из себя старая экранизация «Морозко»? Буду откровенна и отвечу прямолинейно — ничего особенного. Это старая как мир история, наполненная слащавыми персонажами. Добрые, красивые, трудолюбивые и всячески притесняемые, играют против злых, уродливых, ленивых и властных. За главную героиню выступает сирота Настенька, у которой жестокая мачеха и безвольный отец. За главного героя прекрасно сходит Иванушка-нарцисс, который до самого конца пребывает в восторге от своей приторно-славянской внешности. Единственные колоритные персонажи — Марфушка в блистательном исполнении Инны Чуриковой, и Баба-Яга с лицом гениального Георгия Милляра.

    Вот объективное мнение критика, в роли которого я пытаюсь выступить. Теперь, если позволите, я сниму эту маску непредвзятости и скажу то, что чувствую лично в себе. Фильм «Морозко» может понравиться либо тем господам, что смотрели его в детстве, либо тем, кто банально «наелся» сверхсовременными сказочными сагами вроде «Властелина колец» и «Хроник Нарнии». Я отношусь ко второму типу людей. Все мое детство прошло на американских мультфильмах, на приключениях «Покемонов» (их крутили по будням на одном из центральных каналов), и на экранизациях трилогии Толкиена. Любое предложение посмотреть что-нибудь наше, воспринималось в штыки. Для меня все это было жутким «отстоем». К счастью, все в этом мире меняется. Поменялось и мое мнение.

    Накануне семнадцатого дня рождения, меня вдруг потянуло на мультфильмы, созданные в СССР, и соответственно на фильмы. Картина «Морозко» не заставила меня смеяться над наивными спецэффектами, использованными с необыкновенным старанием. У меня абсолютно не было желания смотреть критически на бросающуюся в глаза элементарность, которая заполняет этот фильм от первых кадров и до последних. Напротив, я наслаждалась этой кристальной невинностью. Наслаждалась простотой и ясностью всего происходящего. Скажу больше, эту картину нужно посмотреть всем, у кого нервы на пределе, а проблем выше крыши. Она успокаивает, она умиротворяет, она буквально заставляет вздохнуть и подумать о том, что по большому счету, каждая жизнь — сказка. Сказка, заполненная всяческими трудностями и даже трагедиями. Но вы же знаете, что рассвет придет, неся вместе с собой пусть не вечное, но счастье.

    В общем, когда все будет плохо, а Бабы-Яги попрут на вас со всех сторон, включите этот фильм. В нем, несмотря на простоту, найдется отражение всех ваших проблем. А уж герои подскажут вам, как их решить.

    25 декабря 2008 | 13:55

    Эта добрая, трогательная история любви и добра рассказана легко и непринужденно.

    Я вырос на таких сказках. Они, несомненно, оставляют глубокий, благоприятный отпечаток в душе.

    Среди бесконечных определений любви я встречал в литературе следующее: любовь — стремление к идеалу. Речь о том, что когда мы влюбляемся, наша любовь становится воплощением идеала. Вдохновившись идеалом любви, мы пишем стихи, музыку, картины, обогащая тем самым человеческую культуру. Но даже если мы не сумеем этого сделать, все равно идеал любви, рождая прекрасные чувства, возвышает нас, очищает от грубости, пошлости, жадности, жестокости.

    Именно это я увидел в этой кинокартине. Настенька — воплощение всего божественного. Она находится в гармонии со всем существованием, ей благоволят животные, растения и небесные светила. В ней сочетаются самые прекрасные добрые моральные качества. И Иван, поначалу самодовольный, хвастливый, грубый юноша, вынужден пройти через очищение души прежде чем встретиться с божественным. Герои фильма обретают истинную, искреннюю, душевную любовь, которая топит лед вокруг Настеньки.

    Как часто люди влюбляются и один из партнеров(иногда оба) начинает сваливать на другого(или друг на друга) свои личные проблемы дабы решить их. Но это изначально проигрышная ситуация: когда встречаются 2 несчастных человека, они могут подарить друг другу только несчастья. Как несчастный человек со своим грузом проблем личного характера может подарить счастье другому человеку, если он сам с собой не может ужиться? Лишь счастливый человек, наслаждающийся жизнью, переполненный счастьем и радостью настолько, что хочет поделиться ими, способен сделать это…

    Другая героиня, Марфуша, желающая найти в любви убежище, конфорт, остается ни с чем. К сожалению, сегодняшняя картина мира, по крайней мере в большинстве своем, мне видится близкой к этой ситуации, когда людям нужны просто формальный ЗАГС(или жених как в этой истории), да приданое побольше. Главное — удобно и конфортно, когда рядом богатый, социально успешный человек… И в этом случае, когда нет духовной общности, нет духовной близости, все превращается со временем в отупляющее однообразие.

    Итак, перед каждым из нас развилка двух дорог: одна ведет к конфорту, удобству, социальному спокойствию, а также к убийственной скуке и однообразию, другая — к духовной близости, общности, теплой дружбе, общности целей, интересов, стремлений, ценностей влюбленных, к гармонии глубокого, широкого духовного дополнения, к постижению чего-то важного и личностному росту. Какую из этих дорог выбрать — личный выбор каждого…

    27 февраля 2011 | 17:27

    Главенствующий сказочный режиссёр Советского Союза Александр Роу в 1964-ом году к числу своих успешных и во многом новаторских фильмов добавил очередную сказку, что запала зрителю в сердце на долгие и долгие годы, оставаясь красивым, притягательным, поучительным и добрым зрелищем и по сей день — это фильм «Морозко».

    Первую часть ленты, вполне возможно, смотреть будет не то что скучно, скорее наблюдать сие действие зритель будет с неким недоумением, ибо, вторя канонам сказок, нас не занимают предысторией персонажей слишком долго, а сразу «бросают» в круговорот событий. Но вот что в «Морозко» как раз и слабо — данная предыстория здесь вовсе, ну на процентов 80 так точно, отсутствует. Посему с героями, с их былой жизнью и причинами их поступков, а также их воспитанием мы знакомимся последовательно по течению хронометража, потому изредка трудно определить и толково объяснить себе те или иные моменты. Но это лишь первая часть, где главные действующие лица претерпевают немалые изменения как физические, так и душевные, давая истории разворот в ином временном промежутке, который являет нам вторая часть кино. То есть сперва идёт кое-где недоработанное знакомство, почему сперва подозрительный прищур глаз зрителя способен не «слезать» с его лица, однако после, когда все метаморфозы будут сделаны, а человек, смотрящий фильм, таким способом действительно прильнёт душой к добрым, красивым, самоотверженным и разумным молодым героям, которых здесь достойно сыграли прекрасная Наталья Седых (Настенька) и Эдуард Зотов (Иван), локация действа поменяется, также, как и изменятся некоторые сторонние персонажи, выдав смотрящему ворох прекрасных образов, которые не скоро забудешь после просмотра. Да, вторую часть фильма, а именно ту, где нам демонстрируют зиму в период близившегося Нового Года да Рождества, я считаю лучшей частью этого кино.

    Здесь не только отличные, характерные герои со стороны добра и зла — собственно Морозко (Александр Хвыля) и Баба-Яга (Георгий Милляр) соответственно. Но также здесь присутствует непередаваемая атмосфера чего-то прекрасного, волшебного. Не знаю, однако сейчас начал примечать одну деталь: навряд ли это так, но коль бы меня спросили, вдохновлялись ли создатели экранного образа профессора Дамблдора в экранизации книг Джоан Роулинг каким-либо героем кино, то я бы явил им именно Морозко — добрый, запоминающий волшебник, столь родной русскому зрителю не только из-за манеры говорить, одеваться или прочее. Он сам собой обозначает понятие широкой, доброй души, которое снаружи отлично окаймляет образ старого но крепкого человека с бородой до колена, который живёт в исконно красивом лесу, вместе с тем даруя праздник Всем хотя бы раз в год. Баба-Яга же это завистливое существо, которое здесь обозначается как основной предмет для шуток, и в этом тоже есть смысл — маленькому зрителю не видны никакие преимущества зла, почему детям сразу становится ясно, к какому образу следует стремится, ибо быть «поднятым» на смех быть уж точно не хочется.

    А кстати смеяться здесь будет над чем: ввиду не только забавных звуков, но и приёма ускоренной съёмки Роу сделал из обыденных моментов кое-где целый спектакль динамики и действа, которое в таком быстром темпе просто не может не заставить улыбнуться. Алекандр вообще был человек, что любил экспериментировать со спецэффектами ещё задолго до того, как данную нишу «взял» Голливуд — это мы можем наблюдать почти во всех его работах, начиная с прорывного «Василиса Прекрасная». И здесь, в «Морозко», он придерживается своей привычки, выдавая иногда такие чудеса комбинированной съёмки или взаимодействия различных перспектив, что сегодня просто диву даёшься, ибо понимаешь: сделано-то всё это без использования нынче модной компьютерной техники.

    В общем, я крайне рад, что вновь посмотрел данную сказку, которая является показателем исконно русской народной поучительной истории, где живёт добро, чудеса и вера в лучшее. Возможно ввиду как раз подобного русского «духа» многим Западным людям картина не понятна — достаточно только рецензии на неё на IMDb почитать, дабы убедиться. Но Нам-то какое дело? Ибо для Нас — это то самое прекрасное видение, которое наполняет атмосферой снега, скорых праздников, антуражем позитива и прочего, что сопутствует этим предновогодним дням, когда ты сам волей-неволей ждёшь чего-то необычного. Или кого-то необычного, например этого самого Морозко, в чьём существовании после просмотра сей картины бесспорно ты убеждён, потому как вечному ребёнку внутри просто приятно осознавать, что где-то в мире обязательно есть добродушный старик, помогающий хорошим и наказывающий плохих, тем самым убеждая нас в одной простой и понятной истине: добро всегда побеждает зло.

    P.S. Спасибо за внимание.

    18 декабря 2015 | 23:55

    Эх, хороша Русь-матушка, пусть и условная, пусть только в сказках описанная! Снега у нас глубокие, воды чистые, а зори такие, мил человек, что впору поклониться в пояс и онеметь от эдакой красотищи. Летом по лесам березовым перезвон стоит, веселая многоголосица. То добрый молодец пройдет, про удаль и красу свою распевая. Разбойники из буерака ему подвоют жалостно, как не взвоешь тут с голодухи. То девушки-красавицы пробегут гурьбой, взввизгивая-аукая: «Оборотень! Оборотень!». Или глянь, старушка слепенькая верхом на медведе промчится, радостно гикая — веселится всяк на этой прекрасной земле. Только Яга, старая грешница, скрипит недовольно в своей избушке, с тихим шорохом песок из бабушки сыплется, не к ночи будет помянута!.. А зимой-то ели стоят торжественные и тихие, с неба смотрят холодные звезды, и сам Морозко, вечный дед, бродит по земле, спрашивая встречных девиц, не зябнут ли. 

    …О, да, что-то готовиться, затевается, что-то будет. Спит в своей безразмерной люльке Марфуша, дергает во сне носиком — комары проклятые замучили — а то и, не просыпаясь, леденец за щеку кладет, королевна наша. А Настенька, сестрица сводная, падчерица неугодная, на крылечке чулочек довязывает. Остался рядок и петелька, а после дров наколоть, сухой пенек по мачехиному наказу сто раз полить, на жизнь тяжкую сто раз посетовать, потом можно и на боковую. Торопиться некуда, до снегов и целомудренных поцелуев за брачным столом еще полгода и пол фильма. Как в любой хорошей сказке, здесь не интрига — неотвратимость. Каждому будет если не по делам, то по образу: за дурость — медвежья шерсть, за кротость и вежливую ложь — ларец драгоценный, за злобу — сотрясение мозга, а за козни судьбы, приведшие Инну Чурикову родиться прекрасной актрисой, а ее героиню злой уродиной — поездка в свиной упряжке да материнская оплеуха. Спи, Марфуша, вяжи, Настенька, все там будем, и без меда-пива из-за стола не встанем.

    Красива и раздольна Русь Александра Роу. Все дальше в прошлое уходят военные годы, и здесь, точно в отражении, мир становится менее суровым. Змеев и прочих супостатов уже не встретишь, разбойники неумелы и неудачливы, Милляр рядится не в крылатый, позаимствованный из «Нибелунгов» шлем, но в парик и косынку. Не былина — сказка, причуда, фантасмагория, притом рафинированно-русская, на грани лубка. Частят частушки, высятся кокошники, тень-тень-потетень да ай-люли. Если это и клюква — то разве что самую малость, для вкуса, ведь под вездесущими странностями и нередкими клише дремлет истинно наше: сильное, иррациональное, завораживающее. Первичный бульон старых фольклорных сюжетов, откуда приходят и самые страшные кошмары, и самые светлые грезы. Переосмысления и постмодернистские игры — для других, Роу же просто рассказывает свои сказки: ложь с намеком, урок добрым молодцам, побег в мир прекрасных зорь, тихих елей и чудес, настолько концентрированных, «густых», что уже не они случаются с вами, а скорее вы с ними.

    17 января 2013 | 13:30

    Эта сказка — шедевр настоящий!

    И смотреть думаю понравится всем: и детям, и взрослым.

    Во-первых как величаво показано окружение — природа. Огромное солнце встаёт над лесом, озаряя его — оно кажется каким-то чудом. И музыкальное сопровождение усиливает эффект. Дом Ивана — а за ним такой прекрасный пейзаж, ландшафт, затем эти березовые лесочки, и зимние ели — русская зима с её снегами, и петухи, и птички. Для ценителей и любителей русской природы — один только просмотр этого вызывает благотворный эффект.

    Сюжет примерно соответствует сказке, но с некоторыми авторскими добавлениями — романтическая история с Иваном и примешивание Бабы Яги. И мне видится, эти добавления только разнообразили и украсили сюжет, за историей стало интересно «следить». Короткая сказочка превратилась в длинный и захватывающий приключенческий рассказ.

    Текст великолепен и очень порадовал. Стихотворная форма делает его плывущим как кораблик и легким, плавным как перышко.

    Настенька — именно такой показана, как я её представлял в детстве — доброй, милой, и безобидной, как ангел, и красавицей. Кому-то она кажется «слащавой», «приторной». Кто-то подумает, что она «утратила инстинкты самосохранения» (это как будто, посмотрев фильм про Иисуса Христа сказать что этот человек утратил чувство самосохранения). Да, всем не угодишь. Люди взрослеют, меняется мировосприятие. Но детям, и, особо чутким взрослым людям, именно такая Настенька будет по душе. Эта беспредельная доброта и милосердие, самоотдача, самопожертвование, которые мы видим в Настеньке, это именно то исконно русское, чего никогда не понимают люди из западных стран. Именно это высокодуховное, прекрасное я и ищу в сказках — оно возвышает, окрыляет, умиляет.

    Баба Яга здесь просто на высоте. Великолепно сыграно, блестяще! Этот артистизм Милляра превосходен. Словами не опишешь.

    Иван. Иван проработан недостаточно хорошо. Трудно сказать, что в нём не так, но уверен, что можно было немного лучше его сыграть.

    Сказка поучает. И набор уроков, который здесь вкладывает режиссёр и сценарист — ещё шире чем в оригинальной сказке: будь вежлив, будь трудолюбив, делай добро, будь добродушен, не будь тщеславным и самолюбивым, думай о ближних и др.

    Морозко. Вполне достойный добрый дед. Не понимаю, чего ожидают от него другие. Какое тройное дно и тонкую игру здесь хотят увидеть в нём? И зачем это детям? Он здесь такой, какой и должен быть этот персонаж — простой, добрый, приятный дедушка.

    Юмор. Как всегда, не обошлось и без него. Особенно когда Иван со страшной медвежьей мордой пришёл к девкам в лесу «доброе дело сделать»))) и ещё этот «тулупчик почти новенький». Ну и, баба Яга вообще довольно часто вызывала улыбку.

    Музыкальное сопровождение — очень хорошо. Создаёт ощущение волшебства и сказки. И эти старинные русские мотивы хорошо вписываются. Блестяще.

    .. кое-какие ляпы там может и встречаются, но я как-то не обратил на них особого внимания.

    Я считаю эту сказку одной из лучших фильмов-сказок из всех существующих, и поставил бы её в первую 10-ку лучших детских фильмов.

    10 из 10

    30 апреля 2013 | 02:27

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>