всё о любом фильме:

Морозко

год
страна
слоган-
режиссерАлександр Роу
сценарийНиколай Эрдман, Михаил Вольпин
директор фильмаВ. Чайка
операторДмитрий Суренский
композиторНиколай Будашкин
художникАрсений Клопотовский
монтажА. Овчарова
жанр фэнтези, мелодрама, комедия, семейный, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время84 мин. / 01:24
Жила-была хорошая добрая девушка Настенька. Злая мачеха заставляла ее работать, не давая продыху. Однажды она решила избавиться от падчерицы и отправила ту замерзать в зимний лес. В этих же краях жил паренек Иван. Он полюбил Настеньку, да вот только был он большим хвастуном, потому лесной колдун и превратил его в медведя.

И Настеньке, и Ивану пришлось пройти через много испытаний, прежде чем соединить свои судьбы. И помог им в этом добрый волшебник — дедушка Морозко…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Роль Марфушеньки-душеньки могла сыграть Тамара Носова. Александр Роу выбирал между ней и студенткой театрального училища им. Щепкина Инной Чуриковой, которую привела на площадку ассистент режиссера. На пробах надо было грызть орехи, и Чурикова их грызла, «не щадя зубов своих», поэтому Александр Артурович решил снимать ее.
    • Большую часть фильма снимали на Кольском полуострове. Остальную часть — под подмосковным Звенигородом.
    • Актер, игравший бабу Ягу — Георгий Милляр, в прямом смысле спас фильм от гибели. В помещении, где размещался отснятый материал, произошел обрыв трубы, и Милляр, по стечению обстоятельств, оказался единственным, кто был рядом. Он выносил пленку практически в одних трусах из ледяной воды.
    Трейлер 02:01
    все трейлеры

    файл добавилvic1976

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 420 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Думаю, этот фильм ещё не одно поколение детей будет радовать. Наш советский режиссер Александр Роу дарит для семейного просмотра замечательную новогоднюю сказку, которая как всегда повествует о добре и зле.

    Александр Роу всегда был на первом месте по изобретательности вымысла. Он всегда точно знал, что и как должно выглядеть на экране. Например Георгий Милляр исполнивший роль Бабы Яги, вроде бы и всегда одинаково наряжают из сказки в сказку, но с другой стороны подумайте, какие усилия надо приложить изо дня в день пока снимается фильм, что бы актер так выглядел. Или например как преподать зрителю новый отрицательный персонаж — Марфуша. Сказка полна фразами, которые остались и по сей день в обиходе: «Молчу-молчу», «Чуфырь»(Баба Яга колдует), «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная?». Для меня есть отрывок в фильме, которого в детстве боялся, когда у Ивана вместо своей головы появилась медвежья, я помню никогда после первого просмотра больше не смотрел при повторном показе этот момент, только лишь когда повзрослел.

    Удивительно то, что несмотря на то, сколько раз видел сказку и всё равно приятно посмотреть заново, поскольку присутствует столько всего положительного, чему должен учиться ребёнок и не забывать взрослый.

    18 декабря 2014 | 23:49

    В этом году сказке «Морозко» исполняется уже 50 лет, но она была создана не на час, а на века, поэтому до сих пор является одной из любимейших детских сказок всего населения нашей огромной страны. И не только нашей, фильм признали в Европе, вручив гран-при Венециаского кинофестиваля. Всё: от сюжета до деталей теперь считается культовым.

    По сюжету, жила-была хорошая добрая девушка Настенька, и была у нее мачеха, вечно угнетающая девушку. Проводила Настенька дни и ночи в делах да заботах. Так сильно она ее мучала, что даже природа стала помогать бедной девушке. Недалеко, в другой деревне жил парень по имени Иван, и пошел он искать невесту. Перышко волшебное привело его к Настеньке. Так они и познакомились, а дальше закружилось, понеслось, вмешались волшебные силы в лице Старичка-Боровичка, Бабы Яги и её лесной своры, а также сурового, но милосердного дедушки Морозко.

    В фильме использован довольно простенький, но очень отточенный сценарий. Каждая сцена продумана до мелочей, а реплики актеров уже давно развели на цитаты. Чего стоят только знаменитые «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная?» и «Молчу, молчу». Помимо сценария в фильме хорошо были подобраны актеры. Особенно хочется отметить исполнительниц женских ролей: от 15-летней фигуристки Натальи Седых в роли Настеньки, до непривлекательной, но безумно талантливой актрисы Инны Чуриковой, исполнившей роль сводной сестры Марфушеньки-душеньки. Отлично вписались в образы и злая мачеха, и Баба Яга, на самом деле сыгранная мужчиной — знаменитым актером Георгием Милляром. Среди мужских ролей нельзя не отметить Александра Хвыля, исполнившего роль Морозко.

    Единственным слабым местом в фильме были дешевые советские спецэффекты. Зато если бы премия «Оскар» существовала в СССР, то она бы наверняка наградила фильм за лучший грим и прически. Один только многоуровневый грим Бабя Яги чего стоит! В общем фильм получился светлый и сказочный, в лучших традициях Александра Роу. И сколько бы ремейков потом не сняли, настоящее «Морозко» только одно. Ибо красоту и искренность советского кино ни за что не заменить современными спецэффектами.

    10 из 10

    16 февраля 2014 | 20:03

    Эх, хороша Русь-матушка, пусть и условная, пусть только в сказках описанная! Снега у нас глубокие, воды чистые, а зори такие, мил человек, что впору поклониться в пояс и онеметь от эдакой красотищи. Летом по лесам березовым перезвон стоит, веселая многоголосица. То добрый молодец пройдет, про удаль и красу свою распевая. Разбойники из буерака ему подвоют жалостно, как не взвоешь тут с голодухи. То девушки-красавицы пробегут гурьбой, взввизгивая-аукая: «Оборотень! Оборотень!». Или глянь, старушка слепенькая верхом на медведе промчится, радостно гикая — веселится всяк на этой прекрасной земле. Только Яга, старая грешница, скрипит недовольно в своей избушке, с тихим шорохом песок из бабушки сыплется, не к ночи будет помянута!.. А зимой-то ели стоят торжественные и тихие, с неба смотрят холодные звезды, и сам Морозко, вечный дед, бродит по земле, спрашивая встречных девиц, не зябнут ли. 

    …О, да, что-то готовиться, затевается, что-то будет. Спит в своей безразмерной люльке Марфуша, дергает во сне носиком — комары проклятые замучили — а то и, не просыпаясь, леденец за щеку кладет, королевна наша. А Настенька, сестрица сводная, падчерица неугодная, на крылечке чулочек довязывает. Остался рядок и петелька, а после дров наколоть, сухой пенек по мачехиному наказу сто раз полить, на жизнь тяжкую сто раз посетовать, потом можно и на боковую. Торопиться некуда, до снегов и целомудренных поцелуев за брачным столом еще полгода и пол фильма. Как в любой хорошей сказке, здесь не интрига — неотвратимость. Каждому будет если не по делам, то по образу: за дурость — медвежья шерсть, за кротость и вежливую ложь — ларец драгоценный, за злобу — сотрясение мозга, а за козни судьбы, приведшие Инну Чурикову родиться прекрасной актрисой, а ее героиню злой уродиной — поездка в свиной упряжке да материнская оплеуха. Спи, Марфуша, вяжи, Настенька, все там будем, и без меда-пива из-за стола не встанем.

    Красива и раздольна Русь Александра Роу. Все дальше в прошлое уходят военные годы, и здесь, точно в отражении, мир становится менее суровым. Змеев и прочих супостатов уже не встретишь, разбойники неумелы и неудачливы, Милляр рядится не в крылатый, позаимствованный из «Нибелунгов» шлем, но в парик и косынку. Не былина — сказка, причуда, фантасмагория, притом рафинированно-русская, на грани лубка. Частят частушки, высятся кокошники, тень-тень-потетень да ай-люли. Если это и клюква — то разве что самую малость, для вкуса, ведь под вездесущими странностями и нередкими клише дремлет истинно наше: сильное, иррациональное, завораживающее. Первичный бульон старых фольклорных сюжетов, откуда приходят и самые страшные кошмары, и самые светлые грезы. Переосмысления и постмодернистские игры — для других, Роу же просто рассказывает свои сказки: ложь с намеком, урок добрым молодцам, побег в мир прекрасных зорь, тихих елей и чудес, настолько концентрированных, «густых», что уже не они случаются с вами, а скорее вы с ними.

    17 января 2013 | 13:30

    «Морозко» я полюбила с самого детства, и во взрослой жизни с большим удовольствием пересматриваю время от времени этот чудесный фильм. Несмотря на наличие отрицательных персонажей, он несет в себе невероятно большое количества добра, тепла и любви. Считаю, что режиссеру удалось в очень простой и доступной ребенку форме показать, насколько важны в жизни доброта, терпение и умение прощать. Ведь на самом деле все очень легко — не делай зла и не получишь ты его в ответ. Фильму уже больше пятидесяти лет, но своей ценности в моих глазах он не утратил — считаю, что его показ по телевидению необходимо только увеличивать. Каждому человеку в этом мире необходимо верить в добро, в чудеса. После просмотра этого фильма на душе каждый раз остается теплота, которая заставляет думать только о хорошем.

    По моему мнению, «Морозко» можно начать показывать детям с дошкольного возраста, после чего проводить беседы по фильму в воспитательных целях. Простота и яркость сюжета не оставит равнодушным никого.

    10 из 10

    7 мая 2015 | 12:04

    Да это не фильм, а чудесная кладезь цитат!

    »-Нет, не принцесса.
    -А хто?
    -Королевна!»


    Так, поднимите руки, кто до сих пор не видел этой сказки! Думается, что таковых будет немного, а если и будут, то они, вероятно, совсем еще младенческого возраста.

    На этом фильме выросло не одно поколение детей: сказка же, да еще и народная. Смесь всевозможных сказочных легенд Руси, в каком виде нам ее рассказывали наши мамы и бабушки, в таком и собрал их в замечательнейший фильм Александр Роу, да еще и придал неповторимый колорит каждому герою и облачил былины в киноматерию.

    Здесь есть над чем посмеяться, возьмите хотя бы Марфушу, девицу чрезвычайно глупую и ленивую и ее мать, о которых сразу можно сказать: плохие. Без зла в сказке никуда. Но даже зло здесь умудрились сделать веселым — чего стоит одна Баба Яга. Редчайший человек Георгий Милляр, известный своими киноработами. Лично мне он стал известен именно по неповторимым озвучкам многих советских мультфильмов, на которых я выросла. Здешняя Баба Яга просто бесподобно-обаятельна, даже рука не поворачивается написать про этот персонаж что-либо плохое, но все же она в этой сказке какой-никакой отрицательный герой, но, на мой взгляд, самый смешной из всех.

    Добро и любовь. Их здесь очень много, и они, конечно же, побеждают. Настенька (Наталья Седых) бесспорно «удалась» создателям, так как более милого и слащавого создания я еще не видела в кино. Честно сказать, поначалу немного раздражает именно эта чересчур нежная героиня с приторным голоском, но потом понимаешь, что это ответная реакция закоренелого и пропитанного современной культурой мозга на прекрасное создание, именуемое Настенькой.

    Несмотря на сказочность, в фильме нет каких-либо изощренных спецэффектов и убийственной компьютерной графики, которой в СССР в те годы не могло быть и в помине. Незамысловатые смены кадров в моменты превращений героев, полеты разбойников и поездки санок-свиней прекрасно дополняют простоту и ясность повествования.

    Русская народная сказка, которая никогда в жизни не сравнится с современными, высосанными из пальца сказками и мультфильмами. Это наш дух, наша культура, которую мы должны уважать, беречь, и которой, невзирая ни на какие заморские рейтинги, мы должны наслаждаться. Смотрите, пока американцы не совсем завладели нашим разумом.

    11 января 2011 | 03:37

    В Советском Союзе было снято множество ярких, добрых и удивительных сказок. Сказок, которые не надоедают и которые не устаешь смотреть, а то и пересматривать. Но с детских лет мне запомнилась одна сказка, которая для меня всегда была своего рода эталоном и если ее вдруг показывали по телевизору, то я бросал все дела, дабы в очередной раз понаблюдать за приключениями героев и побыть немного ребенком верящем в чудеса. И да, речь идет о «Морозке».

    Давным-давно, где-то на Руси-матушки жила себе девица редкой красотки, которую звали Настенькой. И помимо внешней красоты обладала девица еще и добрым сердцем, а также была работящей. В общем-то, мы могли видеть подобных героинь во множестве сказок, как советских, так и зарубежных и как обычно это бывает в подобного рода историях — жизнь у Настеньки далеко не сахар. А все почему? А все потому, что живет главная героиня с мачехой и сводной сестрой. И если последняя просто отпускает в адрес Насти ехидные замечания, большую часть времени игнорируя девушку, то с мачехой дела обстоят куда хуже и старуха сваливает на девушку всю работу по дому и даже сверх того, дабы не бездельничала. Да, конечно же, у девочки есть отец, но это пожилой старик, который не может жене сказать ничего поперек слова. А еще у Насти есть верный пес Тяпа — преданный и надежный друг. И да, верный пес это, конечно же, прекрасно, но Настенька как и любая другая девушка, что оказывалась в подобной ситуации, мечтает о… даже не о прекрасном принце, а о любящей семье, что принесет мир и покой в душу девушки.

    И пока Настенька мечтает о высоком, мы переносимся к следующему герою нашей истории — Ивану. Благородное имя для русских народных сказок, не так ли? И действительно Иван — красивый, статный и сильный юноша. В общем все при нем. Но помимо видимых достоинств имеются у юноши и недостатки. И происходят они от достоинств героя — обладая красивой внешностью, Иван занимается самолюбованием. Обладая силой богатырской он ведет себя грубо с людьми, которые слабее его. Ну а еще он пытается всем доказать, что он может все и даже больше. При этом стоит заметить, что Эдуард Изотов создал столь пленительный образ, что не испытываешь к его герою антипатии. Наоборот, ждешь того, что постранствовав по свету он научится уму-разуму, став для Настеньки достойной парой. И ведь научится. Научится, когда встретит в дремучем лесу доброго волшебника старичка-Боровичка, который даст Ивану, а заодно и зрителю важный урок, что доброта — это не просто хороший поступок совершенный для едва знакомого человека. Доброта — она идет от сердца.

    «Постойте-ка! История о том, как молодой человек смог справится со своими недостатками, а девица-красавица ждет своего суженного — это прекрасно, но сказка ведь не даром называется Морозко. Как быть с Дедом Морозом и новогодними приключениями?» Не волнуйтесь, все будет. Просто история, что будет рассказана в данной картине была ловко разделена на две части. И первая часть истории знакомит нас с ее героями, а уже во второй части наступают холода, выпадает снег и Настенька попадает в гости к Морозке, а Иван же, как и положено уважающему себя герою отправляется на поиске своей возлюбленной, сталкиваясь с нечистой силой в лице Бабы-Яги и силой, кхем, относительно чистой в лице разбойников. Но какие бы беды и невзгоды не свалились на головы наших героев, они все равно не смогут ничего противопоставить такому чистому чувству как любовь и это прекрасно.

    И знаете что? Я даже не могу выделить один конкретный пункт, за который любят эту сказку. Потому что в этом фильме все доведено до ума и всякий раз когда ее смотришь, то сердце радуется. Тут есть харизматичные и хорошо прописанные как протагонисты, так и антагонисты, у каждого из которых своя правда. Причем в героях картины можно узнать друзей и знакомых, настолько они получились живыми и настоящими. Диалоги подаются в сказательной форме, отчего ими вольно или невольно заслушаешь. Декорации получились красивыми, яркими и воспринимаются на ура даже по прошествии пятидесяти лет с момента выхода фильма. Музыка узнаваема, а песни вышли запоминающимися. Но самое главное, так это то, что фильм просто-таки пропитан волшебством и внутренней добротой. За что стоит поблагодарить как Александра Роу, так и всех тех людей, что принимали участие в создание картины. И пусть я не могу сказать этого им лично, но от всей души благодарю за этот фильм.

    В общем, если вы, по каким бы то ни было причинам пропустили этот фильм или же ищете кино, которое можно было бы без зазрения совести показать своим детям/племянникам, то включите «Морозко». А если вы эту сказку видели, в чем я нисколько не сомневаюсь, то почему бы не придаться чувству ностальгии и не пересмотреть этот замечательный фильм? Снято то ведь на века.

    10 из 10

    14 августа 2015 | 15:13

    Эта сказка — шедевр настоящий!

    И смотреть думаю понравится всем: и детям, и взрослым.

    Во-первых как величаво показано окружение — природа. Огромное солнце встаёт над лесом, озаряя его — оно кажется каким-то чудом. И музыкальное сопровождение усиливает эффект. Дом Ивана — а за ним такой прекрасный пейзаж, ландшафт, затем эти березовые лесочки, и зимние ели — русская зима с её снегами, и петухи, и птички. Для ценителей и любителей русской природы — один только просмотр этого вызывает благотворный эффект.

    Сюжет примерно соответствует сказке, но с некоторыми авторскими добавлениями — романтическая история с Иваном и примешивание Бабы Яги. И мне видится, эти добавления только разнообразили и украсили сюжет, за историей стало интересно «следить». Короткая сказочка превратилась в длинный и захватывающий приключенческий рассказ.

    Текст великолепен и очень порадовал. Стихотворная форма делает его плывущим как кораблик и легким, плавным как перышко.

    Настенька — именно такой показана, как я её представлял в детстве — доброй, милой, и безобидной, как ангел, и красавицей. Кому-то она кажется «слащавой», «приторной». Кто-то подумает, что она «утратила инстинкты самосохранения» (это как будто, посмотрев фильм про Иисуса Христа сказать что этот человек утратил чувство самосохранения). Да, всем не угодишь. Люди взрослеют, меняется мировосприятие. Но детям, и, особо чутким взрослым людям, именно такая Настенька будет по душе. Эта беспредельная доброта и милосердие, самоотдача, самопожертвование, которые мы видим в Настеньке, это именно то исконно русское, чего никогда не понимают люди из западных стран. Именно это высокодуховное, прекрасное я и ищу в сказках — оно возвышает, окрыляет, умиляет.

    Баба Яга здесь просто на высоте. Великолепно сыграно, блестяще! Этот артистизм Милляра превосходен. Словами не опишешь.

    Иван. Иван проработан недостаточно хорошо. Трудно сказать, что в нём не так, но уверен, что можно было немного лучше его сыграть.

    Сказка поучает. И набор уроков, который здесь вкладывает режиссёр и сценарист — ещё шире чем в оригинальной сказке: будь вежлив, будь трудолюбив, делай добро, будь добродушен, не будь тщеславным и самолюбивым, думай о ближних и др.

    Морозко. Вполне достойный добрый дед. Не понимаю, чего ожидают от него другие. Какое тройное дно и тонкую игру здесь хотят увидеть в нём? И зачем это детям? Он здесь такой, какой и должен быть этот персонаж — простой, добрый, приятный дедушка.

    Юмор. Как всегда, не обошлось и без него. Особенно когда Иван со страшной медвежьей мордой пришёл к девкам в лесу «доброе дело сделать»))) и ещё этот «тулупчик почти новенький». Ну и, баба Яга вообще довольно часто вызывала улыбку.

    Музыкальное сопровождение — очень хорошо. Создаёт ощущение волшебства и сказки. И эти старинные русские мотивы хорошо вписываются. Блестяще.

    .. кое-какие ляпы там может и встречаются, но я как-то не обратил на них особого внимания.

    Я считаю эту сказку одной из лучших фильмов-сказок из всех существующих, и поставил бы её в первую 10-ку лучших детских фильмов.

    10 из 10

    30 апреля 2013 | 02:27

    По сведениям, американская аудитория невзлюбила этот фильм, чему свидетельством и рейтинг на IMDB. Говорят, дело не в различии менталитетов, а в том, что американская локализация подкачала, и над «Морозко» вдоволь посмеялись в какой-то их популярной передаче.

    Что ж, посмеяться в фильме и правда есть над чем, хотя в большинстве случаев так и задумано. Разбалованная Марфушенька с ее басистым: «Маманя!», карамельно-смазливый Иван, страдающий нарциссизмом, Баба Яга в исполнении милейшего Милляра — все они добавляют старой народной сказке достаточно современной сочности.

    Нельзя не отметить голосочек (иначе не скажешь) Настеньки, как нельзя более подходящий этой невыносимо, до мазохизма кроткой девушке. «Тепло, Морозушко, тепло, батюшка…» — ага, конечно, баня просто. Не странно, что ее так тиранит мачеха, Настенька — живая иллюстрация к статье «виктимное поведение». Наследственное, видимо: ее папаша просто отвратителен в своей покорности жене. Это ж надо, всерьез повезти дочь в лес, чтобы она там замерзла насмерть или волкам попалась. Или разбойникам. Что в сказке, что в фильме меня поражает такое поведение отца героини — по сути преступное, а злодеем его почему-то не делающее.

    Есть версия, что в исходной сказке «зашифрован» процесс инициации, то есть Настенька добровольно проходит испытание и получает награду от зимнего божества… но в фильме-то точно такого нет. Черта ли тогда Настеньку показывают, как положительную героиню? Кто-то всерьез хочет, чтобы его дети брали пример с этого? Вот она спрыгивает с саней, чтобы якобы спасти отца от мачехи. И совершенно не понимает, что тем самым делает отца чадоубийцей и оставляет его один на один с мегерой-женой. Куда достойнее было бы вместе дать отпор, но нет, дитя привыкло к роли жертвы и уже не мыслит себя вообще кем-то достойным жизни. Она не хочет жить, она вполне спокойно говорит: «прощай, Морозушко, я замерзаю» и ложится помирать… у нее даже инстинкт выживания отказал, до того изломана психика.

    К чести Седых, она настолько симпатична лицом, что отвращения ее Настенька не вызывает.

    Природные зарисовки традиционно хороши для фильмов Роу (где еще мы увидим кукушку крупным планом? А? Э-э… так-то, дружок, по известной постановке с Высоцким), абсолютно топорные комбинированные съемки — тоже его стиль, и вечный Милляр в роли злой Яги — визитная карточка.

    Сам Морозко, как он себя совершенно честно характеризует — «дурень старой, голова с дырой». Персонаж, увы, чисто для мебели. Это, значит, дух зимы, да? На фоне того же Милляра смотрится вообще никак. Ну ходит какой-то сюжетообразующий дед со смертельно опасным посохом и задает девушкам идиотские вопросы.

    В общем, неудивительно, что иностранцам, не знающим славянского фольклора и режиссерской манеры Роу, фильм показался глупым и «укуренным». Язык не повернется назвать «Морозко» фильмом умным и логичным. Но и плохим — тоже.

    7 из 10

    1 августа 2009 | 21:13

    Эта добрая, трогательная история любви и добра рассказана легко и непринужденно.

    Я вырос на таких сказках. Они, несомненно, оставляют глубокий, благоприятный отпечаток в душе.

    Среди бесконечных определений любви я встречал в литературе следующее: любовь — стремление к идеалу. Речь о том, что когда мы влюбляемся, наша любовь становится воплощением идеала. Вдохновившись идеалом любви, мы пишем стихи, музыку, картины, обогащая тем самым человеческую культуру. Но даже если мы не сумеем этого сделать, все равно идеал любви, рождая прекрасные чувства, возвышает нас, очищает от грубости, пошлости, жадности, жестокости.

    Именно это я увидел в этой кинокартине. Настенька — воплощение всего божественного. Она находится в гармонии со всем существованием, ей благоволят животные, растения и небесные светила. В ней сочетаются самые прекрасные добрые моральные качества. И Иван, поначалу самодовольный, хвастливый, грубый юноша, вынужден пройти через очищение души прежде чем встретиться с божественным. Герои фильма обретают истинную, искреннюю, душевную любовь, которая топит лед вокруг Настеньки.

    Как часто люди влюбляются и один из партнеров(иногда оба) начинает сваливать на другого(или друг на друга) свои личные проблемы дабы решить их. Но это изначально проигрышная ситуация: когда встречаются 2 несчастных человека, они могут подарить друг другу только несчастья. Как несчастный человек со своим грузом проблем личного характера может подарить счастье другому человеку, если он сам с собой не может ужиться? Лишь счастливый человек, наслаждающийся жизнью, переполненный счастьем и радостью настолько, что хочет поделиться ими, способен сделать это…

    Другая героиня, Марфуша, желающая найти в любви убежище, конфорт, остается ни с чем. К сожалению, сегодняшняя картина мира, по крайней мере в большинстве своем, мне видится близкой к этой ситуации, когда людям нужны просто формальный ЗАГС(или жених как в этой истории), да приданое побольше. Главное — удобно и конфортно, когда рядом богатый, социально успешный человек… И в этом случае, когда нет духовной общности, нет духовной близости, все превращается со временем в отупляющее однообразие.

    Итак, перед каждым из нас развилка двух дорог: одна ведет к конфорту, удобству, социальному спокойствию, а также к убийственной скуке и однообразию, другая — к духовной близости, общности, теплой дружбе, общности целей, интересов, стремлений, ценностей влюбленных, к гармонии глубокого, широкого духовного дополнения, к постижению чего-то важного и личностному росту. Какую из этих дорог выбрать — личный выбор каждого…

    27 февраля 2011 | 17:27

    Товарищ Роу вошел в историю советского кинематографа в звании одного из лучших режиссеров, сумевших адаптировать на кинопленку самые яркие архетипы народного фольклора необъятной земли русской. Обязательные для «втискивания» идеологические рамки оказались не столь узкими для него за счет выбранной творческой стези. Мир русской народной сказки позволяет широко развернуться фантазии художественно мыслящего созидателя, но мгновенно пресекает показную новогоднюю кино-мишуру, за которыми частенько стараются скрыть свое скудоумие активисты современного большого и зрелищного кино.

    После развала СССР «Морозко» стремительно примчался на Запад, к мечтательному, но прагматичному американскому подростку, который в одночасье окрестил его «худшим фильмом всех времен и народов». И это, наверное, неудивительно. Ранимая детская психика, закаленная в горниле капиталистических ценностей, не смогла выдержать натиска говорящих грибов, танцующей избы на птичьих ногах, деревенского мужика с медвежьей головой и оживших пней. Но страшнее всего было осознание того, что у «этих странных русских» девушка, честно ждущая своего принца на белом коне в обнимку с приданым, почему-то является отрицательным героем. А дряхлый родитель, отвозящий свою дочку в лес лютой зимой, — «волкам на расправу» — напротив, считается сугубо положительным, почти мученическим персонажем. Энциклопедический пример конфликта культур, впрочем, не помешал «Морозко» стать классикой детского и взрослого кино в России, обязательной частью новогодней телепрограммы в нескольких прибалтийских странах и получить почетного «Золотого льва» в Венеции в 1965 году.

    Подчеркнутый сюрреализм «Морозко» с невероятной правдивостью передает удивительную поэтику русской народной сказки, в которой возможно — невозможное, а добро, терпение и трудолюбие традиционно одерживают беспощадную победу над злом, завистью и ленью. Простой и незамысловатый сюжет о том, как тиранически настроенная мачеха что есть силы эксплуатирует кроткую как лань падчерицу, отмахивая комариков от любимой родной доченьки по ночам, и нещадно третирует старика-мужа, получил совершенно неожиданное художественное обрамление в советском фильме, более всего созвучное по своей аутентичности с туманными представлениями о русской деревне. Александр Роу, по всей видимости, черпал вдохновение в загадочной прелести первобытной культуры африканских стран — его коллекцию шаманских масок студенты ВГИКа неоднократно лицезрели собственными глазами. Но для того, чтобы наделить каждого героя фольклорного сюжета своим собственным ярким и узнаваемым характером, недостаточно проехаться по нескольким экзотическим странам.

    Таинственное волшебство сказочного мира пронзает каждый кадр «Морозко» за счет особой манеры актерской игры, отдающей наигранным, концентрированным драматизмом театральной оперетты, вкупе с грубоватым гримом главных героев и довольно наивными и топорными спецэффектами. Но все-таки не эти, по большому счету, сомнительные элементы сделали сказку былью. Главная заслуга режиссера в том, что непонятным образом ему удалось перенести на экран «комическую эксцентрику» загадочной русской души, для которой очевидно, что все плохие люди должны быть некрасивыми и отталкивающими внешне, а хорошие, по определению, являют своим светлым ликом внутреннюю красоту многогранной своей натуры. Для которой очевидно и то, что терпение и труд есть залог счастливой и безбедной семейной жизни рядом с красавцем-мужем, преобразившимся ради любимой из холеного надменного щеголя в заботливого смельчака. Для которой очевидно и то, что лучше Георгия Милляра никто никогда не сыграет мужиковатую Бабу-Ягу, которую поневоле начинаешь любить за умилительную скабрезность и неиссякаемую зловредность. Для которой, наконец, очевидно, что сказка-то, конечно, ложь и враки, но определенный намек добрым молодцам и красным девицам в ней всегда есть. Осталось его увидеть.

    6 января 2013 | 14:11

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>