Марион Котийяр: «Для меня постельные сцены — кромешный ад»

Обсудить0

Я не чувствовала, что для роли в фильме «Ржавчина и кость» мне было необходимо встречаться с реальными людьми, пережившими ампутацию ног. Если бы я должна была играть женщину, живущую без ног, скажем, лет десять, то это было бы совершенно другое дело.

Марион Котийяр в начале карьеры была в большей степени европейской актрисой, хотя и начала работу с франко-канадского телесериала «Горец». Все ее роли были в основном в французском кино вплоть до 2003 года, когда Тим Бёртон пригласил ее на небольшую роль в «Крупной рыбе». После этого она снялась у Ридли Скотта в ленте «Хороший год», а потом, в 2007-м, случилась «Жизнь в розовом цвете», где актриса исполнила роль национального символа Франции — певицы Эдит Пиаф. Да исполнила так сильно, что американские киноакадемики впервые в истории дали «Оскар» за лучшую женскую роль года француженке (первой иностранной актрисой, получившей эту награду за образ, исполненный не на английском языке, была итальянка Софи Лорен в 1969 году). Случай довольно редкий. Американцы предпочитают раздавать награды среди своих, оставляя иностранцев в особой категории «Лучший зарубежный фильм».

Как это часто бывает, получение «Оскара» развернуло карьеру европейской актрисы в сторону Голливуда, который живо заинтересовался красивой и талантливой молодой женщиной. Марион начала в изобилии получать приглашения для работы в больших студийных фильмах, у нее появилась возможность выбирать тот или иной проект, что практически нереально для иностранных актеров, желающих добиться успеха в американском кинобизнесе, когда часто приходится делать то, что нужно, а не то, что хочется.

Марион появляется в фильме Майкла Манна «Джонни Д.» в паре с Джонни Деппом, затем в «Девяти» Роба Маршалла, где ее партнером был Дэниэл Дэй-Льюис. Почти сразу же следует «Начало» Нолана с небольшой, но очень впечатляющей ролью. Вуди Аллен пригласил Марион для работы в его «Полночи в Париже». Словом, профессиональная карьеры звезды растет и укрепляет свои позиции в международном кинематографе очень стремительно, а актриса, которую узнают без труда в любом уголке мира, где есть кинотеатры и показывают хорошее кино, остается такой же простой и доступной в общении, какой она была при нашей первой беседе с ней, приуроченной к выходу «Джонни Д.». Правда, тогда она говорила на английском менее уверенно, чем в нашу последнюю встречу в Торонто, на джанкете, посвященном выходу картины «Ржавчина и кость», где ее героиня — тренер касаток Стефани — в результате несчастного случая в бассейне остается без ног.

Какие чувства у вас вызвал сценарий «Ржавчины и кости»?

Меня глубоко тронула эта история. (Заметно оживляется.) Вы знаете, обычно, когда я читаю сценарий, который мне очень нравится, я сразу чувствую связь с героиней, я знаю о ней практически все и чувствую, что смогу передать ее историю. Когда я прочитала историю Стефани, я была поражена, если не сказать, что шокирована. Она была для меня абсолютной загадкой. Я не могла понять, что она из себя представляет, что это за человек. На поверхностный взгляд она могла бы быть кем угодно, к ней можно было применить любую индивидуальность, как мне показалось вначале. Я тогда сказала Жаку [Одияру], что, возможно, я не та актриса, которая ему нужна для этой роли. Не то чтоб я не понимала ее, но я просто не представляла, кто она.

Мне показалось, что она получила возможность как бы начать жизнь с чистой страницы после трагедии, случившейся с ней…

Я так не думаю. Мне кажется, что она была в своем роде пустой оболочкой, которую жизнь заполнила неожиданно, мощно, грубо и жестоко. И загадка ее характера заключалась в том, что мы не знали, как она воспримет все случившееся с ней. Жак и я решили, что отправимся на поиски ее вместе. (Смеется.) Я была рада этому решению, оно в какой-то степени облегчало мою задачу. Жак был рядом со мной на протяжении всего пути. Тем не менее Стефани так и осталась для меня загадкой, что-то в ней оказалось для меня недоступно, но я с этим в итоге смирилась. Может быть, зритель разберется в ней. (Улыбается чуть виновато.)

Меня глубоко тронула эта история

Вы встречались с людьми, пережившими подобную трагедию и нашедшими свое место в жизни вопреки ей?

Я не чувствовала, что мне было необходимо встречаться с реальными людьми, пережившими ампутацию ног. Если бы я должна была играть женщину, живущую без ног, скажем, лет десять, то это было бы совершенно другое дело. Мне нужно было бы понять, как человек живет с этим, сложности, которые ему приходится преодолевать, эмоциональный фон всего этого. Тогда я бы вообще иначе подходила к роли. Это был бы уже совсем другой человек. А поскольку все это было совершенно новым ощущением для Стефани, то я решила, что должна пройти этот путь вместе с ней, прочувствовать то, что испытала она, узнав, что произошло.

Насколько важна для понимания перемен в характере Стефани сцена на балконе, когда она имитирует свою работу с касатками?

В фильме было несколько сцен, которые убедили меня в том, что я работала с гением. (Смеется.) Той сцены, о которой вы упомянули, не было в сценарии вообще. Утром, когда я приехала на площадку, Жак сказал мне, что Стефани будет на балконе, а он включит музыку, чтобы я вспомнила и отработала как бы в воображении всю хореографию номера с касатками. Эта идея меня поразила и стала чуть ли не наваждением в те несколько дней, что мы ее снимали. Я восприняла ее как совершенно блестящий ход. Стефани возвращается к жизни! Так же возвращаются к жизни люди, которые пережили сильное потрясение, например инсульт, и которым приходится учиться всему привычному и обычному почти заново, учиться говорить, ходить, двигаться. Стефани в какой-то степени должна научиться заново тому, как быть женщиной, ощутить себя той женщиной, которой она была до несчастного случая. И эта сцена на балконе стала началом ее пробуждения к жизни, стремления снова почувствовать свое тело, его пластику, его молодость и все потребности молодого тела. (Смеется.) Секс, прикосновение, желание любить...

У вас за плечами богатый опыт работы с очень большими именами в кино. Как складывалось партнерство с Маттиасом Шонартсом? У вас с ним довольно сложные сцены, когда доверие между актерами очень важно…

У Маттиаса, может быть, и нет мировой славы, но он очень опытный актер, работающий, кажется, с 15 лет, что дает ему около 20 лет профессионального опыта работы в кино и на телевидении. Маттиас — это исключительно сильный актер, по моему мнению, и он работает над ролью с абсолютной отдачей. Мы впервые встретились в доме Жака, где должны были прочитать пару сцен, чтобы почувствовать друг друга, поискать какой-то основной тон взаимоотношений этих двух людей, которых нам предстояло показать зрителям. Я знала по фотографии, присланной мне, как Маттиас выглядит, но не предполагала увидеть такого высоченного и стройного красавца. (Смеется.) К моему первоначальному изумлению его внешним видом добавилось еще и удивление от того, что его очень трудно прочитать: его лицо может быть абсолютно непроницаемым, закрытым для собеседника. Кто знает, что там, за этим спокойным взглядом? (Смеется.) Внешне его чувства могут вообще никак не проявляться. Я помню, что смотрела на него во время нашего разговора и думала: откуда ты такой взялся, почему тебя никто до сих пор не открыл? Сейчас я могу с уверенностью сказать, что наша картина открыла и показала миру прекрасного актера, у которого должно быть большое будущее в кино. Как партнер Маттиас бесподобен. Иногда при первой встрече с кем-то возникает такое ощущение, что ты знаешь этого человека очень давно и очень близко. Так случилось со мной и Маттиасом. Я доверяла ему во всем абсолютно, как брату. Вы знаете, я не люблю так называемые романтические сцены. Особенно если они в постели и связаны с наготой. Для меня это просто ад кромешный, причем независимо от того, насколько комфортные условия для меня создаются на площадке. В этот раз это не было настолько сложно, как обычно. Нет, я не могу сказать, что была в восторге от этого, но где-то внутри — я понимаю, что это, наверное, звучит очень странно — я была счастлива за Стефани. Я была счастлива, что она почувствовала себя женщиной впервые после несчастья. Она была желанной женщиной. Эта радость за нее странным образом облегчила для меня любовные сцены. И Маттиас умеет окружить тебя таким теплом и заботой, что ты чувствуешь себя очень легко и уверенно рядом с ним. Это были сложные сцены. Не поймите меня неправильно, без них фильм многое бы потерял, я думаю.

С кем бы вы могли бы сравнить Жака Одиара из всех режиссеров, с которыми вам доводилось работать?

Ни с кем абсолютно! Я не встречала до сих пор двух хоть в чем-то схожих режиссеров. И, по-моему, для актрисы было бы как-то странно даже пытаться сравнить режиссеров. Я знаю, что творческие люди уникальны в своем творчестве, а режиссеры особенно. По каким критериям я могу сравнивать их? У каждого свой подход к материалу, к актерам. Я не знаю, как ответить на этот вопрос.

А могли бы вы сравнить опыт участия в проекте интеллектуальном, таком как «Начало», или развлекательном, таком как «Темный рыцарь»?

Опыт собственно работы в любом фильме может отличаться по многим параметрам. Но если говорить о режиссерах, с которыми я работала, то попробую ответить на этот вопрос так. У меня была возможность работать в большом, высокобюджетном американском фильме с режиссером, у которого ко всему очень независимый подход. Он сам пишет сценарий, он вовлечен буквально в каждый аспект создания его фильма. И я называю это режиссерским фильмом. А с другой стороны, мне предлагались роли в больших студийных фильмах, куда нанимается режиссер для выполнения основной работы по координации съемок, ничего больше. Такие проекты меня никогда не смогут заинтересовать. Почему? У меня был такой опыт. Например, мне предложили роль-мечту в очень весомом студийном проекте. Я была очень взволнована такой возможностью и думала, что работа там будет удовольствием. Затем я встретилась с режиссером и практически сразу поняла, что не хочу иметь ничего общего с этим проектом. Этот режиссер понятия не имел о том, какие в фильме будут актеры, ему это было по большому счету все равно. Актеров нанимала студия, и он не имел к этому никакого отношения. Я не знаю, что он там собирался снимать и кого режиссировать, но точно не меня! После этой встречи я позвонила своему агенту и сказала, что не буду работать в этой картине. И мой агент и кое-кто из моих друзей, кто знал об этом, говорили мне, что я сумасшедшая, что это будет очень успешный в кассовом отношении фильм, что я еще об этом решении пожалею, так как могла бы быть частью чего-то поразительного. Хм! Фильм вышел в итоге. Он и правда имел огромный успех. Я пошла посмотреть, что же я упустила — слава Богу, абсолютно ни-че-го! По-моему, это был посредственный фильм. Я думаю, это произошло потому, что режиссер на площадке был непонятно для чего, но точно не для актеров! Такие фильмы мне не интересны и никогда не будут интересны.

Я однажды работала с режиссером настолько плохим, что я возненавидела его!

То есть вы не верите, что актер может сделать нечто особенное, потрясающее при плохом режиссере?

Никогда! Я пыталась, и все это обернулось катастрофой! Я однажды работала с режиссером настолько плохим, что я возненавидела его! Я ненавидела его настолько сильно, что роль у меня не получилась. Я была просто ужасна! Но я честно пыталась. Я помню, там была одна очень эмоциональная сцена, и я никак не могла ее проиграть. Я пыталась по-разному, но ничего не получалось. Я была просто в ужасе, что со мной происходит! Я думала про себя, что делаю это не для режиссера, которого мне просто хотелось прибить, а ради героини, для истории, ради собственно этой сцены, для зрителей, в конце концов! Я была ужасна в этом фильме.

Какой это был фильм?

Не скажу. (Смеется.)

С увеличением работы у вас увеличивается и признание зрителей, которое проявляется в повышенном интересе к вашей личной жизни. Как вы к этому относитесь?

(Усмехается.) Мой агент, перед тем как поехать в аэропорт, сказала мне, что я ужасно выгляжу, мол, было бы неплохо сделать какой-то макияж. Мысль эта мне показалась странной поначалу. В самолете-то хотя бы могу отдохнуть! Вы знаете, необходимость постоянно думать о том, как ты выглядишь публично, конечно, иногда раздражает. Но на самом деле это не такая уж и сложность — привести себя в порядок. (Смеется.) Это не так обременительно и не усложняет мою жизнь. Трудности в жизни — это когда нечем накормить детей, когда нет денег на автобус, чтобы добраться до работы. Мои сетования на то, что я не хочу сделать привлекательное лицо для других, на этом фоне выглядят смехотворно и нелепо. Я могу оставаться самою собой в кругу моей семьи и ближайших друзей. Спасибо хотя бы за это! (Смеется.) Жаловаться на то, что тебя хотят видеть красивой, грешно, разве нет?

Вы чаще стали бывать в Америке, но основным местом жительства для вас по-прежнему является Франция?

Да, я живу по-прежнему во Франции, но вот последние шесть месяцев провела в Нью-Йорке, так как работала там в двух картинах. В июле я вернулась домой и была счастлива посвятить какое-то время моей семье. В последние годы я так часто отсутствую, что использую любой момент быть дома. Хотя бы на несколько дней! Жить на два континента довольно напряженно. Иногда я чувствую себя в центре какого-то урагана, который несет меня, но мне это нравится. Мне нравится даже ощущать себя в какой-то степени цыганкой, быть постоянно в дороге. Но в какой-то момент я чувствую необходимость остановиться и расслабиться. Мне нравится проводить дни с моим сыном, просто смотреть на него и ничего не делать. Я редко могу себе это позволить.

Он не с вами, когда вы работаете?

Не всегда, только когда я должна работать подолгу на одном месте.

Как вы ощущаете себя, имея столько наград за ваши профессиональные достижения? Вас это как-то изменило?

Надеюсь, что нет. Я по-прежнему чувствую себя новичком, когда прихожу на съемочную площадку или вхожу в комнату с журналистами! Я по-прежнему нервничаю в этих случаях, волнуюсь. Разумеется, у меня теперь больше опыта, но мне нравится неизвестность, и я с удовольствием окунаюсь в проекты, где есть возможность узнать что-то новое. За это я и люблю мою работу — она всегда может дать мне новые ощущения и впечатления.

Вам нравится преодолевать трудности?

Может быть, это покажется вам странным или непоследовательным, но мне нравится ощущение неуверенности, что я справлюсь с ролью. Даже чувство страха, что я не смогу вдохнуть жизнь в героиню, меня волнует и подстегивает. И, если роль удается, я испытываю удовольствие ни с чем не сравнимое. Это счастье.

На что они готовы пойти, чтобы завладеть семейным бизнесом? Сериал с Юлией Снигирь в духе «Наследников»
В главных ролях:Алексей Гуськов, Юлия Снигирь, Игорь Гордин, Ростислав Бершауэр, Наталия Вдовина, Павел Попов, Ангелина Пахомова
Режиссер:Илья Ермолов
Смотрите по подписке

Смотрите также

23 мая 202312
2 мая 202314
22 марта 20239
16 сентября 20220

Главное сегодня

Вчера3
Вчера1
Вчера2
Вчера7
Вчера0
30 апреля1
30 апреля4
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации