К 80-летию Питера О’Тула

Обсудить0

Один из самых популярных англо-ирландских актеров, Питер О’Тул объявил об уходе из профессии незадолго до своего 80-летнего юбилея. В честь дня рождения большого артиста КиноПоиск вспоминает восемь его ролей, принесших ему номинацию на «Оскар».

Слава пришла к актеру довольно быстро, едва ему исполнилось 30 лет, после первой же ведущей роли. «Лоуренс Аравийский» открыл ему дорогу к большим британским проектам. В 1960-х годах О’Тулу доставались крупные образы, особенно в исторических постановках, где он как нельзя удачно вписывался в роль выразителя чаяний английской аристократии (что особенно примечательно для уроженца Ирландии, вдобавок сына медсестры и букмекера), как сугубо драматичных, так временами и комичных.

Невероятно красивый и ошеломляюще голубоглазый Питер О’Тул быстро встал в один ряд с другими экспортными звездами британского кино, популярными в начале десятилетия — Ричардом Бёртоном и Ричардом Харрисом. С обоими он фанател от регби и долгое время дружил. С Бёртоном же разделил довольно печальный рекорд в оскаровских неудачах. Актеры множество раз номинировались на премию Американской академии (О’Тул — восемь), но ни разу так и не выиграли. Присуждение почетной статуэтки в 2003-м ветеран сначала отмел, заявив, что «все еще в игре» (через три года он и правда снова был номинирован на «Оскар»), позднее, впрочем, поддался на уговоры и получил награду.

К юбилею великого актера КиноПоиск предлагает вспомнить те самые восемь ролей Питера О’Тула, которые так и не принесли ему заветную премию, хоть и вполне того достойны.

1) «ЛОУРЕНС АРАВИЙСКИЙ» (1962)

Будучи, возможно, главным английским режиссером XX века, Дэвид Лин олицетворял в кино само понятие большого стиля. Начинал он с комедий и мелодрам (а также ныне канонических экранизаций Диккенса), после смог применить мощнейший изобразительный талант в эпическом жанре. Его прославили масштабные, обязательно продолжительные ленты с историческим уклоном, при этом всегда демонстрирующие подлинную живописность. «Лоуренс Аравийский» был лишь четвертым фильмом О’Тула, но оказался важнее остальных.

Британский разведчик Т. Э. Лоуренс (внешнее сходство между ними было довольно очевидным) в исполнении актера до неприличия голубоглаз и блондинист, отчего действительно выглядит максимально инородно в той среде, куда ему велят погрузиться военные чины, в гуще противостояния арабов с турками. Завораживающие натурные съемки, впечатляющие сцены с всадниками, скачущими по временами похожему на топленое масло песку, бравый и сохраняющий элегантность даже в самых сложных ситуациях главный герой (не зря именно его выбирает своей ролевой моделью андроид Дэвид в «Прометее» Ридли Скотта) делают из «Лоуренса Аравийского» действительно монументальное зрелище.

2) «БЕКЕТ» (1964)

Британский актер и театральный постановщик Питер Гленвилл после драмы «Семестр испытаний», в которой он задействовал Лоуренса Оливье, для фильма «Бекет» смог заполучить сразу двух других значительных национальных звезд. Сюжет здесь опирается на пьесу Жана Ануя, построенную на конфликте между королем Генрихом II (О’Тул) и его близким другом Томасом Бекетом (Ричард Бёртон). В юности они вместе кутили, шлялись по борделям и всячески развлекались, однако лишь Бекет мог обуздывать многие замашки правителя, живущего импульсивными всполохами. Чтобы лишний раз продемонстрировать верность другу, Генрих назначает Бекета архиепископом. И вот уже бывший лорд-канцлер настолько проникается важностью новой должности, что отказывается блюсти интересы покровителя, тем самым обозначая разлом в их отношениях. Роль О’Тула, конечно, несоизмеримо выигрышнее более благородного и сознательного образа, доставшегося Бёртону. Последний здесь достаточно спокоен даже в начальных сценах, тогда как вся внешняя драма достается его коллеге, чудесно описывающему произошедшее между героями: «Наша дружба умерла… от внезапного сердечного приступа».

3) «ЛЕВ ЗИМОЙ» (1968)

В более популярной, чем «Бекет», исторической драме «Лев зимой» О’Тулу представился шанс сыграть Генриха II в поздний период властвования. За ту же роль он получил очередную номинацию на «Оскар», проиграв Клиффу Робертсону с фильмом «Чарли». Тем не менее в своей категории победила коллега О’Тула по картине Кэтрин Хепберн, воплотившая образ супруги Генриха, королевы Элеоноры (в «Бекете» вовсю третируемой монархом, а в «Льве» уже возвращающейся из ссылки). Тут король борется не с другом, а с собственными отпрысками, в фильме Гленвилла еще мальцами, а в продолжении истории выросшими и вовсю покушающимися на отцовский трон. По здравому рассуждению Генрих должен был бы сделать преемником старшего и сознательного Ричарда (Энтони Хопкинс), но в силу прихоти (и, конечно, похоти — король непременно хочет оставить при себе французскую принцессу, ныне его любовницу) он настаивает на кандидатуре глупого принца Джона. Интриги в этой экранизации пьесы Джеймса Голдмена плетутся так ловко, что оторваться будет тяжело. О’Тул изумительно изображает расчетливого интригана, постаревшего, но яростного льва, впрочем, в два счета способного разобраться с молодыми соперниками.

4) «ПРОЩАЙТЕ, МИСТЕР ЧИПС» (1969)

Режиссерский дебют хореографа Херберта Росса, впоследствии набившего руку в мелодраматическом жанре. Повторную экранизацию бестселлера «Прощайте, мистер Чипс» Джеймса Хилтона (одного из самых популярных американских писателей 1930-х годов, чьи два главных романа, упомянутый и «Потерянный горизонт», были адаптированы довольно быстро с момента выхода) вряд ли можно назвать ошибкой, скорее холостым выстрелом. Лента не смогла превзойти предыдущую версию, снятую Сэмом Вудом. Сейчас ремейк 1969-го почти забыт, отчего лишь участие Питера О’Тула до сих пор вызывает к нему хотя бы чисто статистический интерес.

Это была четвертая оскаровская номинация актера и третий полученный им «Золотой глобус». Росс вместе с драматургом Теренсом Рэттиганом сильно изменил фабулу, расширил повествование и добавил музыкальных элементов. Песни к картине писал Лесли Брикасс (позднее ответственный за «Вилли Вонку и шоколадную фабрику» Мэла Стюарта). Музыкальное наполнение фильма получилось инертным, как и само развитие сюжета, имеющего кое-что общее с пьесой самого Рэттигана «Версия Браунинга». О’Тул играет мистера Чипса, учителя латинского языка в престижной школе. Он сухарь, принципиальный, строгий, не терпящий возражений от учеников (которых не желает отпускать даже в преддверии каникул), хотя и довольно обходительный в неформальной обстановке. В лондонском мюзик-холле герой впервые видит выступление певицы Кэтрин Бёрджесс (реальная поп-звезда Петула Кларк), с которой ему предстоит еще свидеться среди помпейских статуй, где между ними вспыхнет чувство, способное изменить жизнь чопорного Чипса.

5) «ПРАВЯЩИЙ КЛАСС» (1972)

Второй фильм Питера Медака принес ему международную популярность. На счету «Правящего класса» попадание в основной конкурс Каннского фестиваля и одна оскаровская номинация. В адаптации пьесы Питера Барнса высмеивается британская аристократия. Хохмы безостановочно валятся уже с первых минут. Член палаты лордов Ральф Герни просит преданного дворецкого Такера повесить в спальне веревку, после аристократ остается в исподнем, надевает треуголку и балетную пачку, шепча скабрезности, взбирается на лестницу и имитированием повешения вызывает у себя асфиксию. Странный, но частый ритуал лорда оканчивается реальной смертью. За исключением 30 тысяч фунтов, отданных дворецкому, все накопленное богатство аристократ оставляет сыну Джеку (Питер О’Тул). Тот содержится в психушке и считает себя Иисусом Христом. Появление наследника вызывает в доме немалое оживление других соискателей отцовского имущества. Едкость «Правящего класса» направлена как раз на них, внешне благонамеренных, но алчущих исключительно денег. По сравнению с местной аристократией обаятельный сумасшедший Джек выглядит намного приятнее, тем более, что чувство юмора герой явно не утерял, сообщая, как осознал себя Христом в тот момент, когда при молитве понял, будто «разговаривает сам с собой». Картина смеется и над раскрепощенными «детьми цветов»: О’Тул изображает новоявленного Иисуса как этакого недохиппи, чьи разговоры постоянно уклоняются в интимные плоскости.

6) «ТРЮКАЧ» (1980)

Когда Мэрил Стрип вручала Питеру О’Тулу его единственный, почетный, «Оскар», то про фильм «Трюкач» она сказала, что «если уж в «Правящем классе» герой актера думает, что он Бог, то в картине Ричарда Раша он не думает, а осознает это, ведь он кинорежиссер». В СССР многогранный по своему замыслу «Трюкач» пользовался большой популярностью, тогда как на родине прокатная судьба ленты сложилась не столь благоприятно. Поэтому в США фильм Раша (автора некоторых культовых шестидесятнических лент, например «Псих выходит» с Джеком Николсоном) просто не заметили, хоть и удостоили трех номинаций на «Оскар». Персонаж О’Тула, без сомнения, наиболее интересный в столь увлекательной драме — временами одержимый профессией постановщик, создающий зрелищный фильм о Второй мировой. На его съемочную площадку попадает скрывающийся от полиции Кэмерон (Стив Рэйлсбэк), благодаря отличной реакции и физической подготовке способный заменить погибшего каскадера. В трюковых сценах нить между реальностью и съемками теряется, отчего они кажутся будто всамделишными военными сценами.

7) «МОЙ ЛУЧШИЙ ГОД» (1982)

Несмотря на то что сюжет картины — вымысел, в основе «Моего лучшего года» лежат реальные события, в коих уж один-то персонаж точно угадывается с ходу. Режиссерский дебют актера Ричарда Бенджамина снят с подачи Мэла Брукса, полвека назад работавшего на телевидении и занимавшегося написанием скетчей. В одном из выпусков специальным гостем был Эррол Флинн — большая звезда 1930—1940-х годов, главный тогдашний экранный хлыщ, игравший в приключенческих фильмах, чья немалая часть теперь считается незыблемой классикой. Особого общения у Брукса с Флинном не получилось, зато этот опыт был переработан в сценарий.

Перед нами закулисье начальной телевизионной эры, в частности творческая кухня популярнейшего скетч-шоу «Комедийная кавалькада», где все сцены разыгрываются вживую перед 20 миллионами зрителей. Очередная программа обещает выступление Алана Свонна — героя приключенческих лент (отрывки его работ настолько ясно указывают на сходство с Эрролом Флинном, что никаких сомнений в отсылке не возникает). Свонн регулярно пьет и приударяет за любой встретившейся на его пути симпатичной девушкой, благо за все годы он ни на грамм не растерял шарма. Общение голливудской легенды с мнительным еврейским сценаристом Бенджи, безусловно, несколько перевернет представления Алана о своем поведении, однако до того им вместе предстоит пережить довольно волнительные для молодого человека похождения по вечернему Нью-Йорку.

8) «ВЕНЕРА» (2006)

Заключительная и полученная после длительного перерыва оскаровская номинация ветерана мирового кино. 74-летний О’Тул воплощает престарелого и не особо успешного театрального актера Мориса. В его жизни остался только старый друг Ян, весьма нервный и не склонный к динамичному существованию. Простата Мориса тоже отказывает, зато он по-прежнему обаятельный и интересный собеседник. В лондонский дом Яна переезжает племянница, по идее обязанная ухаживать за пожилым родственником. К разочарованию дяди, девушка оказывается простушкой, далекой от увлечения театром и планирующей пробиться в модельный бизнес (это при неидеальной фигуре и отсутствии хоть какого-то опыта в данной сфере). При всех недостатках родственница не пугает Мориса, внося немалое разнообразие в жизнь старика.

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

2 ноября 202223
1 января 202233
25 января 202116
20 июня 202095

Главное сегодня

Вчера2
Вчера0
24 апреля38
Вчера0
Вчера3
Вчера1
25 апреля0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации