всё о любом фильме:

Лев зимой

The Lion in Winter
год
страна
слоган«The most significant reserved seat attraction of the year!»
режиссерЭнтони Харви
сценарийДжеймс Голдмен
продюсерМартин Полл, Джозеф Э. Ливайн, Джейн С. Нусбаум
операторДуглас Слоком
композиторДжон Бэрри
художникПитер Мартон, Ли Полл, Маргарет Ферс
монтажДжон Блум
жанр драма, биография, история, ... слова
сборы в США
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время134 мин. / 02:14
Номинации (5):
1183 год. Во время Рождественских празднеств стареющий король Англии Генрих II должен назвать имя наследника.

На это событие прибывают жена короля Элеанора Аквитанская, которая провела десять лет в тюрьме за участие в заговоре против монарха, любовница короля — тщеславная принцесса Алэ, ее брат, король Франции Филипп II Август и трое сыновей Генриха II: Ричард Львиное Сердце, Джеффри и Джон. Все члены семьи люто ненавидят друг друга. Их объединяет лишь одно — непомерная жажда власти и готовность пойти на любое предательство ради нее.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
90%
28 + 3 = 31
8.3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам пьесы Джеймса Голдмена «Лев зимой» (The Lion in Winter, 1966).
    • Фильм снимали во Франции, Уэльсе и Ирландии.
    • Сценарий написал сам автор оригинальной пьесы Джеймс Голдмен.
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В одном из диалогов королева Элеанора упоминает сифилис, не известный в то время европейцам.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 18 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Сильнейший фильм!!

    Утонченный, изысканный, многогранный. В нем переплетены сотни оттенков чувств. Любовь, ненависть, зависть, обида, боль.. . В этом фильме есть все. Игра актеров просто удивительна, часто им даже не нужно что-либо говорить, взгляд, выражение лица делают слова лишними.

    Какая величественная пара, Генрих Плантагенет и Элеонора Аквитанская! Он — настоящий Лев, грозный, властный, умный. Он насквозь видит всех людей, знает все их пороки, и потому не верит никому, а особенно членам своей семьи.

    Она — королева! Пускай и сидящая много лет под замком, пускай и не молодая, пускай и уставшая от бесчисленных интриг и даже войн с собственным мужем, но она настоящая королева, это видно сразу. Эта царственная осанка, этот гордый взгляд былой красавицы, видавшей когда-то пол мира у своих ног, а теперь находящейся в плену у мужа, с которым они безумно друг друга любили когда-то давно…

    А теперь между ними их сыновья. Казалось бы, дети должны были объединять эту пару, но в королевской семье не может быть обычных человеческих законов, власть лишает их права жить как все, и делает их бесконечно несчастными. Они стоят перед мучительным вопросом, кто же из троих сыновей достоин стать наследником трона?

    И есть ли, на самом деле, достойный…

    Этот фильм — трагедия великих людей, которые, казалось бы, достигли в своей жизни всего, но не имели главного.

    Это Не зрелищное кино. Любители боев и приключений, скорее всего найдут этот фильм однообразным и может даже скучным. Это тонкая психологическая драма, которую нужно прочувствовать душой.

    4 декабря 2011 | 22:01

    Классическая драма, из тех, в которых от любви до ненависти один шаг, но любовь просто не может не победить. Несмотря на то, что действие происходит в так называемом «диком средневековье», как такового экшена в фильме откровенно мало. Наличие турниров и схваток обусловлено скорее следованием принципу правдоподобия, чем реальной в них необходимостью. Основное действие разворачивается, образно выражаясь, в душах героев.

    Хотя сказать, что вся средневековая Англия в «Льве зимой» — просто декорация — тоже нельзя. Присутствует и антураж, и внимание к деталям — включая костюмы и особенности поведения, и пейзажи — словом, все то, что необходимо для полноценной картины.

    Актеры, разумеется, великолепны — это можно сказать, просто прочитав фамилии на афише. Борьба чувств и долга, любви и жажды власти, страха и ненависти — все это сыграно умопомрачительно прекрасно, чувственно и достоверно. Разумеется, мой кумир — король Генрих, тот самый лев зимой, где зима — это закат жизни, который, тем не менее, не смог сломить могучий дух этого царя зверей. Потрясающе яркий и трагичный персонаж, который не может не вызывать восхищения.

    Главный козырь фильма, как уже было отмечено, диалоги. Где надо — исполненные искрометного юмора, где-то преувеличенно пафосные, где-то трагичные, где-то заставляющие задуматься — словом, учитесь, господа сценаристы, а то над диалогами современных персонажей, будь то российское или зарубежное кино, хочется только плакать, причем вовсе не по причине катарсиса.

    В общем и целом, великолепное кино, куда более живое, глубокое и интересное, чем любая современная историческая драма, несмотря на отсутствие спецэффектов и глянцевой картинки. Очень рекомендую всем поклонникам хорошего, умного кино.

    9 августа 2011 | 15:17

    Совершенно случайно проходил я мимо театра, когда заметил расписание спектаклей. Знакомое название выстрелило мне в глаза. Это же Лев Зимой. Про короля Англии Генриха II. Понимаете, совершенно недавно я смотрел в этом же театре другой спектакль о короле. Поэтому купив билет в театр, я с наслаждением ждал пьесы. В этот раз не было большого аншлага, как раньше. Всё начало вовремя. Итак… Занавес поднимается…

    На сцене снова Генрих II, в исполнении Питера О`Тула. Его Генрих в прошлом спектакле мне полюбился. Здесь он играет старого короля, который должен назначить своего наследника. Одним холодным рождественским вечером, король решает собрать своих сыновей, свою «бывшую» жену и короля Франции, чтобы объявить своего приемника. В течении всего спектакля, он будет вести холодную войну в своей семье. Но и недооценивать свою семейку он не должен. Против него ведётся ответная война: она моральная и как бомба замедленного действия, готова взорваться в любую минуту.

    В этой пьесе что-то не так. Она холодная. Хотя Джеймс Голдмен, на самом деле, молодец. Он как автор пьесы, написал отличные диалоги, на которых строятся все сцены. Тут минимум локаций, максимум актёрской импровизации.

    На первый план выводят жену короля — Элеонору Аквитанскую. Своим обаянием, очарованием и лучезарной улыбкой, она может отравить любого кто попадётся на её пути. Своими словами, она посеет в душе каждого или сомнение или победу. Она играет в свою игру престолов и просто так отдавать трон английский она не готова.

    С другой стороны, Генрих II, который прекрасно знает, какие люди его окружает. Он прекрасно осознаёт, что любой из них готов пырнуть его ножом в спину. Больше всего он не доверяет своему младшему сыну Ричарду (которому и пророчат трон). Правда и сам Генрих в своё время был не лучшим отцом. Молодость он провёл между ног различных блудниц, да и отличается чрезвычайной жестокостью, но только не в пьесе. Здесь он является образом справедливого отца, мужа, сильного духом человека. Пропала его ребячество (после прошлой пьесы от французского автора Жака Ануя), пропало и то чувство у меня, что он действительно просто король.

    И внезапно — дети самого Генриха. Холодный Ричард в исполнении великого и ужасного Энтони Хопкинса. Он не принимает мать, он не любит своего отца (хотя хотел бы всем сердцем), но в конечном итоге, он принимает сторону матери. Да и другие дети не отстают. Все они попадают под очарование Элионоры, хоть и не знают её по настоящему, ведь она пробыла в темнице 15 лет. Все хотят играть в игру престолов и все в конечном итоге споткнутся об интриги и заговоры королевства.

    Остаётся лишь наблюдать, как все друг друга дурят, плюют друг другу в лицо и при этом признаются друг другу в любви. Из-за этого все понемногу сходят с ума. В конечном итоге, ни к чему хорошему это не приведёт. Они медленно морально будут умирать и останутся ни с чем.

    Шикарный саундтрек и амбициозная постановка.

    «Я знаю. Ты знаешь, что я знаю. Я знаю, что ты знаешь, что я знаю. Мы знаем,

    что Генрих знает, и Генрих знает, что мы знаем. Очень знающая семья.»


    Безумие, предательство и ещё раз интриги, интриги и интриги. После гениального Бекета, я ждал большего. Но! Получил весьма поучительный жизненный урок — kings family sucks. Цените свою семью, особенно если она большая.

    Занавес опускается. Актёры выходят на сцену. Зал аплодирует, а я молча ухожу.

    20 ноября 2012 | 00:54

    Не спорю, актеры здесь задействованы замечаельные, в особенности Кэтрин Хепберн, но все дело в том, что играть они вынуждены черт знает что. Драматургия ужасная, сюжетная линия отсутствует как таковая, действия нет. Одна болтовня, переливание воды в ступе, ругань и грызня (само по себе неприятно).

    Скорее всего, автор пьесы хотел показать великих мира сего в неофициальной обстановке, «без галстуков» (что отлично удалось Бернарду Шоу в «Избраннике судьбы», кстати, прекрасный отечественный фильм, очень рекомендую!) и сделал это не лучшим образом — превратил членов королевской семьи в сборище тупых дегенератов (кроме королевы), отмеченных всеми смертными грехами. И где же знаменитое уважение и почтение британцев к королевской власти? Здесь я его не увидела.

    Так же как не увидела в этом фильме ни логики, ни мысли, ни законченного, последовательного сюжета. Первой мыслью после просмотра был краткий вопрос в одесском духе: «И что?» Второй мыслью — неприятное ощущение, как будто бы я два часа наблюдала в замочную скважину на вещи, которые посторонним лучше не лицезреть. В том числе и разборки нетрадиционно ориентированных молодых людей на тему «любишь-не любишь».

    В общем, далековато Голдмэну до Бернарда Шоу, далековато…

    1 из 10

    29 апреля 2008 | 20:26

    Есть такая категория фильмов, которые поставлены по филигранно отточенному сценарию. А отработан он так, потому что уже неоднократно был ошлифован на сцене и проверен многочисленными постановками. Никто ведь не задумывался, сколько раз экранизировали Шекспира. Потому что классику можно ставить вечно. «Лев зимой» драматурга Джеймса Голдена не является в этом списке исключением. Ее главный герой — английский король Генрих II действительно очень интересный исторический персонаж. Голденом выбран один из самых острых моментов его жизни: мучительное решение, кого оставить после себя на троне, чтобы сохранить то, что он создавал всю свою жизнь — свое королевство.

    Понятие четко прописанных характеров участников этой драмы приходит уже в самом начале фильма. Диалоги выверены и ошлифованы, зритель словно сидит в зале театра и смотрит на развивающиеся перед ним взаимоотношения. На трагедию пожилого короля, который не может доверять никому, и которого на каждом шагу предают его родные дети. На его супругу — Элеонору, опытно интригующую то против одного, то против другого, то сразу против всех. На их детей: импульсивного Ричарда (будущего короля Ричарда Львиное Сердце), хитрого и подлого Джеффри, глупого и поддающегося влиянию Джона (будущего короля Джона (Иоанна Безземельного)). Генрих любит Джона, Элеонора испытывает слабость к Ричарду, Джеффри не любит никто, потому что все видят его вероломную натуру. Тут добавляется еще и французский король Филипп со своими интересами к Аквитании, который приехал договариваться с Генрихом по поводу его владений во Франции. Элеонора, жена Генриха была наследницей этого обширного королевства. Так что налицо настоящий клубок взаимоотношений. И за этим довольно интересно смотреть.

    Действительно, натуральных съемок в кадре совсем немного. «Лев зимой» все же родом из театра, по сути своей оставаясь сценической постановкой. Основная часть времени проходит в интерьерах старинного замка, служащих главной декорацией к фильму. Никакой большой активности. Течение фильма размеренное, но в то же время полно океана бушующих страстей.

    Питер О`Тул (король Генрих) — актер маститый. И так же мастито отыграл свою роль. Кэтрин Хэпберн — очень колоритна. Другую Элеонору с таким же решительным, а порой и жестоким характером, с лицом, которое внезапно проясняется при диалогах с Ричардом, ее любимчиком, трудно себе и представить. Также тут можно увидеть совсем еще молодых Энтони Хопкинса (принц Ричард) и Тимоти Далтона (король Филипп). Хопкинс убедителен в своей роли человека, имеющего понятия о чести и собственное достоинство, граничащего с гордыней, но внезапно осознающего, что и тем и другим нужно в конкретном случае поступиться ради достижения цели стать королем. Тимоти Далтон играет немного разнузданного, молодого но мудрого не по годам монарха, умело выискивающего выгоду из создавшихся сложных семейных отношений.

    Джон Касл также неплохо справился с ролью нечистого на руку принца Джеффри. Заметьте, с какой лицемерной улыбкой он договаривается с принцем Джоном, уговаривая его пойти против отца. Найджел Терри преподносит нам образ недалекого и властолюбивого принца Джона, но, по-моему, его роль самая легкая. Еще один персонаж этой драмы — Элиас, любовница Генриха, в исполнении Джейн Мэрроу. Она мне как-то не особо запомнилась, да и персонаж у нее не центральный. Просто Питер О`Тул запросто затмил ее своей фигурой.

    Подытожу, сказав, что «Лев зимой» — это фильм, который всегда будет иметь свою аудиторию, потому что представляет собой глыбу, о которую разбиваются любые волны критики. Он был снят в то время, когда классические произведения были в большой моде. И сейчас не потерял своей актуальности. Так как классика популярна всегда.

    10 из 10

    23 января 2015 | 12:21

    - У него же нож!
    - Конечно, у него нож! У нас всех есть ножи, на дворе тысяча сто восемьдесят третий год, и мы с вами все варвары.

    Тревожное, взрывное пение, ошарашивающей, но согласованной стихией встречающее с самого начала, и постоянно прорывающееся позже сквозь ткань повествования. Каменная фигурка пухлого льва, широкие, жутковатые, приплюснутые морды неведомых существ, разверстые, осклабившиеся, скалящиеся, ощерившиеся, выщербленные. И причудливо, зыбко пляшущий по ним свет, как будто рельефно вылепляющий статуи прямо на глазах у зрителя…

    Фильм из плеяды тех, что в тот период представили ещё не столь привычному к таким вещам зрительскому взору может и не всегда исторически корректное, но подчёркнуто негламурное, нарочито повседневное изображение средневековья, его персоналий и легенд. Взять хотя бы такую самобытную трактовку преданий про короля Артура и рыцарей Круглого Стола, как «Ланселот Озёрный». Вот и в данном фильме постарались нагнать ангсту — королю Генриху для того, чтобы умыться, ведь даже нужно разбить лёд в тазу с водой. Да и проработка глубинных психологических мотиваций героев тут явно затейливее, чем, допустим, в романах Вальтера Скотта, их экранизациях, или в старинных балладах о Робин Гуде. Пусть это, конечно, и не в упрёк ни Скотту, ни балладам.

    Здешний принц Ричард едва ли вырастет в чудаковатого и великодушного короля Ричарда Львиное Сердце из «Айвенго», но об этом даже как-то не сильно грустишь, ведь лицезреть в обличье неотёсанного грубияна и солдафона молодого Энтони Хопкинса — далеко не самое ординарное переживание на свете. Однако чувство меры создателей так и не оставило. И вот уже Ричард, минуту назад укорявший мать, пытавшийся держаться с ней отчуждённо, готов рыдать у неё на груди… Да и принц Джон здесь вовсе не такой пронырливый и прагматичный каверзник, каким его как правило рисуют, а скорее мятущийся, импульсивный мальчишка. И эпизод за эпизодом, фраза за фразой увлекают всё дальше, к детским травмам, к самым истокам характеров персонажей, к самому сокровенному.

    Питеру О`Тулу возможность вжиться в ипостась жёсткого и необузданного Генриха Второго подарил ещё «Бекет». И не беда, что в двух фильмах образ короля раскрыт с различных ракурсов. В «Бекете» это человек, тяжело переживающий разлад с лучшим другом, но в итоге и губящий его. В «Льве зимой» Генрих предстаёт тюремщиком своей жены и препоной для своих сыновей на их пути к трону. Но обе эти киноленты проникнуты изумительной, камерной атмосферой, и в обеих Генриху можно посочувствовать, несмотря ни на что.

    Но уж вовсе несгибаемым стержнем всего произведения является Кэтрин Хепбёрн, и с Оскаром ей в тот раз повезло (в отличие от О`Тула, получившего лишь номинацию). Королева Алиенора и в действительности-то являлась личностью крайне примечательной, успев побывать замужем и за французским королём, и за английским, и пережив восьмерых из десяти своих детей. А уж в незабвенном исполнении Кэтрин у героини каждое слово взвешено, каждый жест филигранен, каждое решение свидетельствует о крайней искушённости. Еле заметный поворот головы — и понимаешь, почему Алиенору считают такой опасной, легчайшее мановение её пальцев, продевающих нитку в иголку — и ощущаешь, что никто не разгадал и сотой доли ни её коварства, ни её уязвимости. Ей и самой-то едва ли сие постичь, даром что других она и видит насквозь. И кажется, только потому, что все остальные так упорно твердят, что ею движет только корыстолюбие и ничего-то ей не нужно в жизни, кроме Аквитании, и догадываешься, что не совсем так это. Алиенора сама подстёгивает Генриха поцеловать у неё на глазах молодую возлюбленную — лишь плотнее сжаты губы, ещё пристальней взгляд. И знать бы ей, что её харизму не способна преодолеть вся юная краса соперницы!

    Кто же победил в противостоянии короля и королевы? Скорее, оба проиграли — но не друг другу, и не кому-то конкретно, а тем рамкам и предубеждениям, тому регламенту и предрассудкам, тем неписаным правилам, которые диктуют им окружающие и эпоха. Увязли среди хитросплетений своих предыдущих поступков, стали пленниками собственных пороков. Генрих не может выпустить жену из заточения, Алиенора не может прекратить интриговать. Но пусть на миг, а они сумели стать вне всех условностей и ролей, а то и посмеяться над ними. И этим бросили ошеломляющий вызов той зиме, что поселилась в сердцах человеческих.

    23 июня 2014 | 23:16

    Интересный, живой фильм. Понравились декорации, костюмы. Так же много знаменитостей:Кэтрин Хепберн, Питер О`Тул, Джон Кастл. Тут игра. т молодые Энтони Хопкинс И Тимоти Далтон. Играют они просто превосходно!Но, в первую очередь, это триумф Кэтрин Хепберн, не зря она получила свой очередной Оскар. Очень эмоциональная роль.

    Но сперва, пару слов о сюжете:на просторах средневековой Англии живет замечательная семья?отец-король. со своей любовницей, сестрой короля Франции, королева-мать, которая вообще-то сидит в тюрьме за покушения на монарха, но приехала на свадьбу сына, и три брата:Ричард-воинственный грубиян, Джефри-хитрый подстрекатель и Джон-полный идиот.

    И, вот в этой семье разгорается вражда и возникает вопрос:выдаст ли Генрих свою любовницу замуж за своего сына?и кому же все-таки достанется престол?
    Вы узнает все это, если посмотрите замечательный фильм, под названием «Лев зимой.

    И еще хотелось бы сказать, что фильм не лишен живости, что редкость для фильмов прошлой эпохи.

    10 из 10

    15 июня 2009 | 02:09

    Ну что я могу сказать… Браво! Это действительно замечательное, умное, тонкое диалоговое кино. Это действительно уникальная игра актёров, действительно отменный сценарий, и действительно выдающая режиссура. Практически все действии фильма, вы являетесь как бы человеком со стороны.

    Вам будто предлагают окунуться в прошлое, прятаться за занавесами королевского замка Британии, и наблюдать за историческими событиями 1183 года. За коварными интригами, горячими спорами, хитрыми заговорами, удивляющими и неординарными любовными стычками, признаниями, и естественно за тем, чем это всё кончится.

    Мне не хочется не в коем случае пересказывать это гениальное кино. Зачем? Лучше его посмотреть. Картинка кстати и в наши дни смотрится довольно хорошо, конечно чувствуется тягость времени, но это только предаёт ей некий исторический колорит, и атмосферность, которой в самом фильме, предостаточно.

    Отличные декорации, и костюмы делают своё дело, и буквально через пять минут после начала, начинаешь ощущать себя одним из жителей того времени. В общем, это действительно отличное кино, которое нужно смотреть и слушать. Диалоги и игра безупречны… Не мог сдержать себя, что бы не написать одну из разговоров, которорый мне удалось подслушать.

    Разговор матери Элеанор, бывшей жены Генри 2, с тремя будущими наследниками, яро рвущимися к трону. Один из них достаёт нож. «- У него нож… — Конечно у него нож, у нас у всех есть ножи… Сейчас 1183 год и все мы с вами варвары… Ну же ребятки, мы с вами основатели Англии.

    Не исторически факты, не время, не справедливость, не её нехватка, не религия, не идеи и не правительство, не что иное… Мы убийцы. Мы начинаем войны… Живём как сифилис внутри, а мертвецы гниют на поле боя, как живые на поле… Ну ради бога, разве мы не можем хоть чуточку любить друг-друга?… Тогда бы был бы мир…»

    На стал ли мир на самом деле, и что случилось дальше, можно узнать только посмотрев этот фильм. Приятного вам просмотра.

    7 августа 2008 | 12:45

    Обожаю этот фильм. Эти искромётыне диалоги, слушая которые сидишь разинув рот. Эти жесты, взгляды, полные ненависти, любви, зависти, сожаления.

    Кэтрин Хэпберн — гениальная актриса, роль словносоздана для неё. Ироничная, сильная, мстительная, и в то же время горячо любимая своих детей, властная женщина-королева. Питер О «Тул — король среди королей.. Да, он великолепен. Запомнилася так же мой любимый сэр Энтони. Вообще, это один из тех фильмов, которые всегда хочется пересматривать. Показывать, как образец класса. Не зря Оскар. Это стоит того, чтобы хоть раз увидеть. Щедевр. Если бы можно было, поставила бы 100 балов. Но тут 10 ти бальная система — 

    10 из 10

    23 января 2008 | 01:52

    Реальный король Генрих Второй был грязен, грозен и боевит. Совсем, как его позднейший французский тезка, любил подраться и напиться. Выпив — засыпал. Спал он и в хлеву, и во дворце, на соломе и в постели, каковая если и встречалась в его походной жизни, сразу заселялась всякими тварями божьими — от женщин до овец. А когда не спал — создавал одно из крупнейших средневековых королевств — Анжуйскую империю, стругал новую английскую династию — Плантагенетов, жонглировал коронами, ругался с папами, бесконечно воевал со своей женой и сыновьями, убивал попов и бодался с непокорными вассалами. Ах да — еще писал стихи на провансальсом и старофранцузском. Короче, жил человек насыщенной средневековой жизнью. Этот, незаслуженно забытый, средневековый властитель известен ныне публике только, как отец славного Ричарда — Львиное сердце и бесславного Иоанна Безземельного, а жаль — правителем он был хорошим, только вот с наследниками не повезло. Нескольким дням жизни Генриха и посвящена пьеса Джеймса Голдмена «Лев зимой», экранизированная британцами.

    Завязка драмы — замок Шеннон, Рождество 1183 года, шахматными фигурками на доску грядущей партии слетается обширное и бурное семейство. Сам Генрих со своею любовницей и, параллельно, невестой принца Джона — Элис, принцы — Ричард, Джеффри и Джон. Где то на горизонте маячит скорым приездом молодой французский король Филипп. И в первых кадрах сразу высвечивается центральный персонаж фильма — королева Алиенора, которую любящий муж, после очередного, проигранного ею, восстания, посадил под замок, но ради праздника на пару дней решил выпустить из заточения. Алиенора прибывает с помпой, прекрасно понимая, что через несколько дней снова отправится в свою, по-королевски, правда, обставленную, темницу, так что драгоценное время свободы надо тратить на-полную. Пара рождественских дней — повод для всех отомстить за прежние обиды, попытаться отыграть проигранное в прошлых смутах, переделить в очередной раз провинции и короны, да просто расставить точки над многочисленными семейными «i».

    Самое бесполезное — пытаться критиковать и выискивать изъяны в этом, практически эталонном, фильме. Здесь их просто нет. Идеально выстроенные композиция и диалоги. Реалистичная, местами даже слишком для шестидесятых, режиссура. Семерка главных актеров, из которых пятеро еще неизвестны на то время, соревнующихся между собою в игре. Возможно, режиссер Энтони Харви пытался сыграть на диссонансе — великие уже Хепберн и О`Тул и копошащаяся у их ног коронованная молодежь, но не получилось. Благо Ричард — это молодой Хопкинс, Филипп — Далтон, а неказистого, ублюдочного Джона блестяще сыграл Найджел, будущий король Артур в «Экскалибуре».

    Питер О`Тул, за пару лет до этого уже исполнявший роль молодого Генриха в «Беккете» — красавца-увальня, блистательного юноши, способного отбить жену у французского короля, здесь, благодаря искусству гримеров и накладному животу, предстает громадой, глыбой, обрюзгшим, постаревшим, но не потерявшим силу и хватку властителем. Его зенит уже пройден, но сил все-равно пока достаточно, чтобы надрать уши юному французскому корольку-Далтону и рыком подавить семейные козни. Кетрин Хепберн откровенно наслаждается ролью Алиеноры, кстати своей дальней родственницы по линии непутевого Джона. Глаза сияют, как лампы, тело расслаблено, но ум отточен и молниеносен, как бритва. Всего несколько дней, чтоб попытаться свести счеты с прошлым и получить надежду на будущее. Ни невротичный педераст Ричард, из подвигов которого здесь налицо только осквернение своим необрезанным зебом французского короля, ни прыщавый злобный карлик-недотепа Джон, тщетно пытающийся выбраться из под отцовского крыла, ни хищный Джеффри, чей паучий ум тщетно ищет заветный способ продать всех всем, а на заработанное выкупить отцовскую корону, ну или получить наконец родительское внимание, не могут с нею соперничать ни по отдельности, ни вместе. Тем более пасуют Филипп с Элис, чьи нежные французские натуры бурлящее семейство мигом перемололо и отбросило в сторону ко второй половине фильма. Уравновешением демонической Хепберн может служить только О`Тул — в его косматой бороде и мощной фигуре застревают и рассыпаются самые гневные филиппики Кетрин. Игра ее неистовая, пропитанная чудовищной энергетикой настолько, что иногда приходится отводить взгляд от экрана. Именно за эту роль Хепберн получила свой третий Оскар, причем небывалый случай в Голливуде, на следующий год после второго — за «Угадай, кто придет к обеду».

    Современная драма в средневековом антураже не становится от этого деланной и надуманной. Обитатели замшелого двенадцатого века щедро сыпят остротами, анахронизмами и афоризмами, подчерпнутыми за столиками нью-йоркских интеллектуальных кафе. Воздух насыщен до предела пикировками и оскорблениями, взаимной ненавистью и предательством. Обмануть, переметнуться за вечер на другую сторону, а потом снова обмануть и предать, и так до бесконечности. Генрих, начиная увенчанным лавровым венком триумфатором, а ля Лир в первом акте шекспировской пьесы, наблюдает, как рушатся за пару дней все, так тщательно возведенные планы и надежды, пытается огрызаться и лихорадочно противодействовать этому. Но тут ничего не поделать — против него история, время, семья и острое перо одного из лучших американских писателей второй половины двадцатого века, который из интеллектуального интереса заводит персонажа все дальше по изогнутой спирали дантовского ада. Пьеса — семейный портрет в интерьере, только коронованные родственники не ругаются шепотом на кухне, а начинают друг против друга войны. Старая история — за разбитые горшки всегда приходится платить простому народцу.

    Английская легенда про короля Лира была в Средние века уже хорошо известна. Интересно, вспоминал ли о нем Генрих на склоне лет, когда сыновья, сидящие в своих, розданных щедрой рукой отца, уделах, дружно точили зубы и клинки на наследство еще не умершего родителя? Финал фильма знаменуется растерянно-оптимистичным многоточием, а вот сама история заканчивается просто. Генрих умер от горя во время очередной войны с детками, узнав о предательстве любимого сына Джона, последнего, кто еще держал отцовскую сторону. Макиавеллевский Джеффри погиб в какой-то мелкой бретонской замятне, так и не дотянувшись до заветного престола. Ричард воевал Иерусалим, сидел в тюрьме, заложил за долги половину Англии и остался легендой. Джон, по глупости и слабости подписал знаменательную Хартию вольностей, что и стало его самым выдающимся деянием. Мощное королевство, склепанное и собранное с хомячьим упорством Генрихом, продержалось еще три века, хотя пользы ни французам, ни британцам не принесло, только втянув обе нации в бесконечную векрвую резню. А Алиенора жила долго, мотаясь между своими детьми, рассадить которых она сумела на полдесятка европейских престолов, стала родоначальницей многих королевских династий, за что и получила прозвище от современных историков — «бабушка средневековой Европы».

    21 сентября 2013 | 00:49

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>