всё о любом фильме:

Трюкач

The Stunt Man
год
страна
слоган«'If God could do the things that we can do, he'd be a happy man . . .'»
режиссерРичард Раш
сценарийЛоуренс Б. Маркус, Ричард Раш, Пол Бродер
продюсерРичард Раш, Пол Льюис, Мелвин Саймон
операторМарио Този
композиторДоминик Фронтьер
художникДжеймс Л. Шоппе, Розанна Нортон, Ричард Сперо
монтажКэролайн Биггерстаф, Джек Хофстра
жанр боевик, триллер, драма, мелодрама, комедия, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
СССР  23.9 млн,    США  2.63 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время131 мин. / 02:11
Номинации (5):
Скрываясь от полиции, Кеймерон попадает на съемочную площадку фильма о Первой мировой войне. Жестокому режиссеру Кроссу нужен человек, который заменил бы погибшего каскадера. Кеймерон получает укрытие, но он должен заменить каскадера.

Прошедший ужасы вьетнамской войны, Кеймерон в роли американского летчика демонстрирует фантастическое мужество.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
89%
32 + 4 = 36
7.8
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлер 02:05

    файл добавилPoor---Problem

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 23 поста в Блогосфере>


    Некто Кэмерон, ещё полный сил и любви к жизни ветеран вьетнамской войны, бежит из тюрьмы и, спасаясь от полицейских ищеек, случайно оказывается на съёмочной площадке военного боевика. Непреднамеренное появление незваного гостя приводит к несчастному случаю и гибели лучшего каскадёра группы. Режиссёр фильма Элай Кросс продолжает оставаться постановщиком и в реальной жизни: он делает Кэмерону предложение, от которого тот не может отказаться. В качестве платы за предоставленное убежище беглец должен заменить собой погибшего трюкача.

    В новой роли новоиспеченному каскадёру приходится выполнить серию смертельно-опасных трюков, каждый из которых может стоить ему жизни. Так спасительное убежище превращается в смертельную ловушку. Кэмерон не догадывается, что Кросс хочет воспользоваться уникальным случаем и, добиваясь абсолютного реализма, собирается запечатлеть настоящую гибель героя прямо перед камерой. Тем более, что теперь у него есть вполне подходящий для этого инструментарий…

    Причина, по которой этот многострадальный фильм попал некогда в стерильный советский прокат, обнаруживается без особого труда. Так же, как и в большинстве тогдашних штатовских лент, допущенных до нашего зрителя, здесь при желании можно увидеть пресловутую критику американской жизни — «общества чистогана и подавления личности». «Нарушения прав человека стали нормой догнивающего империализма, в котором тщеславный режиссёр ради удовлетворения амбиций может позволить себе распоряжаться чужой человеческой жизнью, как соей собственной…», — примерно так в те времена могла звучать у нас аннотация «Трюкача». Но в этом была только часть правды, другая половина заключалась как раз в обратном. Это было кино о цене свободы и о праве этой свободой распоряжаться.

    Такой сюжет был невозможен в советском кино, где человек десятилетиями не был предоставлен сам себе: бдительное общество — государство и органы — контролировали, перевоспитывали и наставляли на путь истинный. Поэтому снятый по роману Пола Бродера «Трюкач» выгодно выделялся на общем кинопрокатном фоне, и, собрав в кинозалах СССР в 10 раз больше зрителей, чем в США, стал у нас таким же хитом, как ришаровские и челентановские комедии, с которыми не имел ничего общего. Но проклятый экзистенциальный вопрос всё-таки грузил массового зрителя, активно валившего на фильмы про кино-трюкачей, но под другими названиями и без задних мыслей. В 1979-м — на «Каскадёров», в 1980-м — на «Чудовище» с Бельмондо…

    Кроме того, Питер О’Тул «доигрался» тут до того, что демонизировал Кросса, в образе которого постепенно начали прорисовываться черты инфернального демиурга — всесильного властителя душ. Стараниями актёра фильм набрал ещё больший вес, перейдя в более престижную категорию. Роль О’Тула (одна из лучших в его длинном послужном списке и в очередной раз номинированная на «Оскар»), скорее всего, и спасла этот многострадальный проект, который режиссёр Ричард Раш уже не чаял когда-либо закончить. Но даже после завершения съёмок картину ещё полтора года не выпускали на экраны, с которых она уже через месяц благополучно сошла, едва отбив бюджетные вложения.

    Сегодня трудно однозначно утверждать, что это было: прозрение средненького режиссёра или же гибель режиссёра незаурядного, окончательно сломленного пятилетними проволочками? И если, например, в период с 1967-го по 1970-й Раш снял аж 7 картин («Чертовы ангелы на колёсах», «Псих-аут»…), то после «Трюкача» он так и не смог толком оправиться и свой следующий фильм — эротический триллер «Цвет ночи» — сделал лишь через 14 лет!

    19 декабря 2013 | 20:11

    Достаточно неплохой фильм! Хотя и по своему нестандартен.
    Питер О`Тул не разочаровал. Но главный герой несовсем убедительно сыграл. Неправдоподобным сделали съемочный процесс! Ну не могут снимать в одной связки такое количество трюков! Там же всё переснимается по несколько раз! А в остальном хорошо сработали.

    7 из 10

    14 ноября 2005 | 02:13

    Рекомендуемое авторское ограничение: из-за обилия вульгарных диалогов, эпатажных и сексуальных сцен детям, верующим и зрителям строгих моральных правил фильм смотреть не рекомендуется !

    Патрульная полицейская машина паркуется на стоянке у придорожной закусочной. Двое полисменов (говоря между собой о поимке какого-то Кеймерона) заходят в кафе. Для виду делают заказ. Потом подходят к небритому «джинсовому» парню, гоняющему шар в игральном автомате. Слово за слово: и на запястьях потёртого клиента забегаловки щёлкнули наручники.

    Но этот странствующий бедолага по фамилии Кеймерон оказался не промах. Растолкав опешивших стражей закона, он бросился в бега. Вслед пошли крики, угрозы и даже выстрелы. Эффектно прыгнув с откоса и нырнув в заросли лесной чащи, парень там натыкается на двух электромонтёров, чинивших в этих местах линию и попытавшихся задержать его до прихода полицейских. Но порывистый маргинал не спасовал и перед этим: технично надавав по сусалам одному из них (другой же, от греха подальше снова полез на столб) беглец вроде бы отрывается от погони. И оказывается на каком-то пустынном мосту, не подозревая о том, что вскоре это место станет для него своеобразным рубиконом.

    Дело в том, что на злополучной переправе его под своими колёсами едва не давит старый (однако весь из себя блестящий) «Дюзенберг» с агрессивным водителем внутри. Ситуация доходит до ещё большего криминала, т. к. в результате перепалки между беглецом и автомобилистом раритетный лимузин срывается с моста в реку. Шофёр же оттуда, увы, так и не всплывает. Зато на месте происшествия в воздухе внезапно появляется киносъёмочный вертолёт, из окна которого асоциального парня стал изучать въедливый взгляд режиссёра, одержимого творца иллюзий по имени Илай Кросс, снимающего на этом побережье свой амбициозный военный боевик о Первой Мировой войне.

    Воспользовавшись затруднительным положением убегающего сорви-головы Кросс, втайне от полиции, предлагает Кеймерону выступить на своих съёмках в качестве главного трюкача, заменив собой того самого затонувшего каскадёра Берта (погибшего, кстати, и по его вине).

    Так, бывший ветеран Вьетнама, преследуемый властями за нападение на полицейского в одночасье превращается в каскадёра поневоле «Берта», который помимо адреналиновой работы умудряется ещё и завести бурный роман с Ниной Фрэнклин, фавориткой режиссёра и главной женской звездой проекта.

    Как выяснилось со временем, у этого фильма была не менее сумбурная судьба, чем его содержание. Все крупные голливудские студии отказались его снимать. В итоге, увесистый по затратам проект согласился взять под свою финансовую опеку независимый продюсер Мелвин Саймон. Будучи уже снятой и смонтированной лента около двух лет пролежала на полке.

    Только чтобы отделаться от ершистого режиссёра Ричарда Раша и его назойливых менеджеров боссы студии «ХХ Век Фокс» определили их авторскому блокбастеру кое-какое стойло в своей «конюшне». Но полноценного проката в Америке мытарствующий фильм так и не дождался (откровенно говоря, действия студии были похожи на прокатный саботаж).

    Когда же к концу 1980 года «Трюкач» удостоился 6-ти номинаций на премию «Золотой глобус», а затем и трёх оскаровских перспектив за лучшую режиссуру, за лучшую главную мужскую роль (П. О’Тул) и за лучший сценарий (хотя ни одного приза, в результате, так и не получил) его вытащили из запасника студии и выставили на продажу. В Европе наибольший успех на его долю выпал в Испании: там он прошёл под названием «El Especialista».

    Эпатажа на экране предостаточно. Развороченные тела с вываливающимися наружу человеческими внутренностями (пусть даже бутафорскими), съёмки мистерии в полевом дурдоме, невротичный свальный грех в одиозном германском борделе, закопанная в земле окровавленная шевелящаяся рука с раздувающимся «презервативным» пальцем, потрёпанная детская коляска с выпрыгивающими оттуда визжащими поросятами, грубоватая постельная сцена с придыхательными поцелуями, брутальная (даже свинская) сцена с измазанными в краску Кеймероном и Ниной в реквизиторском цеху. И всей этой кричаще-наглядной балаганной непотребщине авторы придают самодовлеющее визуальное значение.

    Конечно, есть в ленте и своя лирика (правда, весьма хитрая), эмоциональный накал, технические находки, оригинальные операторские решения Марио Този, фонтанирующий лицедейский маг Питер О’Тул. И, разумеется, ставшая уже хрестоматийной музыкальная дорожка. Без ярких, выразительных композиций Доминика Фронтьера и песни в исполнении Дасти Спрингфилд фильм просто бы не состоялся.

    Однако вся проблема в том, что этой слаженной и талантливой командой руководил режиссёр-иконоборец. Рекламная эмблема «Трюкача» — чёрт, сидящий за кинокамерой — отчётливо отражает тайные симпатии самого Ричарда Раша.

    Последние кадры «Трюкача» венчают издевательские виражи о’туловского Илая на вертолёте. Под бравурный вальс Доминика Фронтьера, испуская розовый дым он уносится на своей винтокрылой лже-колеснице навстречу облакам, оставляя яростного и сквернословящего Кеймерона «с носом». Язвительность эпизода очевидна. Это уже не банальная страсть к провокационности. Это уже тянет на выражение «заветной идеи». Идеи боговраждебной и нечеловеколюбивой одновременно.

    Даже не углубляясь в анализ антихристианского второго слоя данной кинопрокатной классики понимаешь, что её автор не столько обличает, сколько смакует разнузданные нравы кинематографической мельпомены с её фарисейским развратным лицемерием и постоянной матерной бранью (благо, что высококлассный мосфильмовский дубляж от 1981 года это дело благозвучно подправил). Безусловно, «Трюкач» — фильм нестандартный, даже талантливый. Может быть даже шедевр. Но шедевр со знаком «минус».

    8 июня 2015 | 17:49

    Когда в 1982 году этот фильм вышел в советский широкий прокат, то критика сразу повесила на него ярлык «смелого фильма», «правдиво отбражающего реалии американского кинобизнеса». Среди наших зрителей того периода (я был в их числе) фильм сразу же приобрёл «культовую» популярность. Хотя слово «культовый» Запад внедрил в наш обиход на несколько лет позже, после «перестройки».

    Жанр «Трюкача» не определишь одним словом. Это некая «диффузия» из приключенчкского боевика, социальной драмы, философской притчи и «чёрной комедии» со скандальным уклоном. Во всём этом архаичном жанровом водовороте трудно уловить истинное послание режиссёра Ричарда Раша, его моральный императив.

    Огромному успеху фильма в СССР в немалой степени способствовал мастерский дубляж, осуществлённый на «Мосфильме» режиссёром Е. Ильиновым. Эта эталонная закадровая работа во всех ролях и отношениях!

    Харизматический талант неподражаемого Питера О`Тула с маниакальным лицедейским упоением сыгравшего эстетски-демонического режиссёра Илая Кросса, в русскоязычной редакции картины получил большой козырь в голосе Анатолия Кузнецова (Шарифа-Колорадо из «Золота Маккенны» и Франко Неро из итальянских фильмов о мафии). Кузнецов вместе с О`Тулом мастерит эту сложную роль и порой кажется, что хрипловатый голос самого ирландца несколько блекнет с его русским «адаптером». Также с полной самоотдачей отработали свои роли Алексей Золотницкий (трюкач Кеймерон — Стив Рэйлсбек) и Валентина Теличкина (в «гаражно-реквизитной» сцене истерично смеявшаяся и плакавшая за Барбару Херши). К несчастью, этот перевод ленты — явление чисто ископаемое и найти его можно разве что только в Госфильмофонде. Раш как будто чувствовал, что создаёт свой самый лучший фильм и выжимал из артистов соки по-максимуму.

    Особенно хочется отметить блестящую музыкальную работу композитора Доминика Фронтьера (постоянного соавтора постановщика), чьи темы настолько пленяли советскую кинопублику, что многие пересматривали фильм из-за желания ещё раз услышать полюбившиеся мелодии (помню, как на первом просмотре «Трюкача» в августе 82-го попал под гипноз стремительной «темы побега» Кеймерона от полицейских, в начале фильма). И, конечно, знаменитый «марш слонов», под который каскадёр-поневоле прыгает по крышам. Вышедшие 3-мя годами ранее «Каскадёры» Марка Лестера (1977, в Союзе с 1979-го) хоть и имели хорошую посещаемость, но не могли конкурировать с «Трюкачом» по эмоциональному заряду рассказываемой киноистории.

    В 2000 году Р. Раш снял документалку «Безумная история создания „Трюкача“, которую, к сожалению, у нас не выпустили на видео. Но она наверняка бы стала коллекционной для многих экс-советских любителей кино.

    Правда, с течением времени, после многократных просмотров картины лично я стал испытывать некоторые сомнения по части её благотвоного влияния на умы. Чувствуется, что наряду с о`туловским режиссёром-мефистофелем Кроссом Ричард Раш лукаво манипулирует не только беднягой Кеймероном, но и нашим зрительским сознанием, намекая что Кросс не кто иной, как его альтер-эго. Отдавать серьёзный отчёт в этой скрытой идейной «коронке» постановщика начинаешь после просмотра его вступительного слова к DVD-изданию ленты, когда Раш воображает себя… чёртом, сидящим за кинокамерой (он копировал постеровскую эмблему фильма, которую сам в своё время и придумал).

    Присмотревшись, Вы увидите, что в голове у главного создателя «Трюкача» царит страшная идейная сумятица (которую он умело скрывает за многозначительностью символов, намёков и иллюзий). Ничего нравственно-толкового, по большому счёту, эта картина не несёт, поскольку её режиссёром руководила лишь страсть к провокационности и скандалу (как в сцене в «германском борделе», постельных эпизодах и во фривольных шутках персонажей).

    По сути, режиссёр не столько обличает, сколько СМАКУЕТ разнузданные нравы кинематографической мельпомены. Безусловно «Трюкач» — фильм нестандартный. Может быть даже шедевр. Но шедевр со знаком «минус».

    17 августа 2005 | 17:11

    Начинается кино с совершенно умопомрачительного квеста-погони. Соверщенно непонятна причина по которой за главным героем гонятся, но одно можно сказать точно — его жизнь постоянно находится в состоянии стресса. Лишь участие в постановке странного фильма в роли каскадера и приобщение к этой нелегкой профессии помогает найти новые ориентиры. Но мы отвлеклись — погоня продолжится, как и появятся подозрения в убийстве. Однако зрителю не придется особенно размышлять хороший наш герой или плохой. В центре внимания будут совсем другие загадки, ведь режиссер фильма будет таким неоднозначным. Вот уж настоящий маньяк. А еще и симпатяга. Питер О`Тул сыграл замечательно, по другому и быть не могло. Вот за этими размышлениями фильм и закончится. А там уж и думайте «что это было» — посвящение его Величеству мистеру Синема, экшн про маньяков или веселая комедия. Видел кино несколько раз, и вот однозначно ответить не смогу. В этом и неповторимый шарм ленты.

    Обаятельный О`Тул (видимо ему было в самый раз сниматься в боевиках), оптимистичная концовка, веселые мотивы — все это делает фильм возможно более легковесным, но неимоверно смотрибельным. Правда по мне, так будь сюжет чуть более закручен и концептуально заострен, кино могло бы и оказаться в числе шедевров.

    6 из 10

    7 мая 2014 | 00:12

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>