Фильм всеми способами, включая выбранный сеттинг, аннотацию и постер пытается запутать зрителя и у него это неплохо получается, из-за чего догадаться куда вильнет сюжет практически нереально.
Все персонажи получились очень колоритными и живыми, благодаря чему создается хороший эффект погружения. Образ, реализованный Патиссоном, получился крайне запоминающимся, такого «романтика» мир дикого запада, по-моему, еще не знал и не был готов к его появлению. Остальные персонажи хоть и не настолько оригинальные, но от этого не менее запоминающиеся и следить за их непростыми отношениями действительно интересно.
Единственное для правильного погружения надо понимать две вещи:
1) Это драмеди, которое с первых кадров дает понять, что не надо воспринимать происходящее всерьез и пытаться трактовать сюжет с точки зрения классического вестерна или, прости господи, реалистичности.
2) Главный герой истории – это персонаж из пролога. Да он тут самый серый и на фоне других, легко можно забыть о его существовании, но повествование идет именно с его точки зрения и именно его история заканчивается в конце ленты.
Если упустить этот момент, то может показаться, что сюжет пытается во что-то очень умное или наоборот лишен смысла и заканчивает ничем. Если же с самого начала поймать нужную волну, то удовольствие от просмотра гарантированно.
Жанр вестерн до сего времени настолько популярен, что регулярно выходят фильмы. Данный жанр является одним из самых моих любимых, поэтому хочу познакомить вас с 4-мя самыми лучшими из них, которые вышли за последние 5 лет.
Фильм «Девица» («Damsel») 2018 года, достаточно необычный фильм, рассказывающий нам о нетипичном поведении одного из героев – Самуэле Алабастера, который отправляется на поиски пропавшей своей будущей невесты Пенелопы. В случае положительного исхода он желает узаконить отношения и для этого нанимает пастыря Парсона. Но на пути к этому…
Жанр, однозначно комедийный вестерн с драматическими эпизодами (но они короткие и не особо акцентируются).
Данный фильм нетипичный по ряду причин: 1) все герои фильма нарушают свой канонический образ, согласно жанру вестерн, главный герой Самуэль Алабастер (Роберт Паттинсон) – абсолютно не брутальный, а скорее наоборот, он романтический и наивный. Он влюбляется с первого взгляда и надеется добиться её расположения, при этом делая все возможное и невозможное, чтобы жениться на damsel. Сама же damsel Пенелопа (Миа Васиковска) – женщина сильная и может дать многим отпор, в первую очередь мужчинам. Пастырь Парсон (Дэвид Зелнер – один из режиссеров этого фильма) – выпивоха и неудачник, который давно потерял веру в Бога, учитывая, что он стал пастырем случайно. Двое братьев Руфус и Бар тоже весьма комичные и нелепые персонажи – реднеки. 2) в фильме использованы неожиданные для жанра вестерна сюжетные повороты, которые меняют фабулу фильма.
Данный фильм представлен в виде некоторого переосмысления позиций мужчины и женщины в жанре вестерн, они как будто поменялись местами.
Достаточно интересная роль Роберта Паттинсона, меланхолического героя, который любит красоту и стиль. Сцена, когда, он пешим входит в городишко, ведя под уздцы пони белого окраса, за спиной у героя висит гитара, смотрится комично, выделяясь на общем сером фоне городишка. Этот герой скорее похож на барда, но не главного героя вестерна – ковбоя.
Режиссер Дэвид Зеллнер и Нэйтан Зеллнер (братья) имеют достаточно скромный список созданных фильмов, а этот фильм интересен своим сюжетом.
«Девица» - это не типичный представитель вестерна, который выходит за общепринятые жанровые рамки и смеётся над клеше, плотно укоренившимся за картинами такого рода. Он иронизирует над классическими историями в стиле: «Злодей похитил красавицу, которую бравый герой должен будет спасти.»
Фильм очень неспешен и местами меланхоличен, не без заслуги хорошего саундтрека, который отлично погружает в атмосферу истории. Герои, несмотря на тривиальные для данного жанра роли, обладают достаточно интересными и проработанными характерами. Роберт Паттинсон и Миа Васиковска отлично воплотили образы своих персонажей.
Юмор здесь, как и сам фильм, очень неоднозначен. За диалогами интересно наблюдать они забавные, зачастую они и являются источником юмора, хотя кто-то может счесть их временами нудными. Эстетика Дикого Запада со всеми его обитателями и бытом тоже вносит долю курьёза и здорового абсурда.
Но чем дальше в лес, тем больше дров наломали братья Зеллнер. Начиная с середины фильма, в нём появляются совершенно непонятные и пошлые вещи, а уровень абсурда с каждой минутой повышается, от чего он смотрится просто неуместно. Как будто режиссеры рисовали на листке бумаги, а потом решили добавить ненужных элементов и смять его, думая, что от этого рисунок будет красивее.
Отдельно хочу отметить операторскую работу Адама Стоуна, да и визуальную составляющую картины в целом. Это безусловно самая лучшая её сторона. Всё очень красиво и эстетично, глаза наслаждаются.
В заключении скажу: «Девица» — это бочка мёда, которую изрядно подпортили дёгтем. Отведав ложку, ты чувствуешь необычный и вполне сладкий вкус, но когда приходит послевкусие, становится уже не так приятно.
Девица: идиотская маскулинность против здравого смысла
Когда я думаю про Дикий Запад, то представляю себе небольшой деревянный городок с салунами. В них жители пьют, развлекаются с женщинами и слушают игру пианиста. Представляю задиристых ковбоев, которые чуть что — начинают палить из пистолетов и ружей. Представляю дикие скачки на лошадях. Да, это кино-штампы, но без них вестерн плохо работает.
Вот и в «Девице» братьев Зеллнеров от 2018 года стереотипов хватает: маленький городок, грубые люди в салуне, лошади, священник и ковбой, спешащий на выручку любимой. И всё же в каждом кадре «Девицы» ощущается какая-то неправильность этих дикозападных штампов: священник — вовсе не священник, к тому же пьяница; ковбой не пьёт виски, почему-то не дерётся с обидчиками, да и мечтает не о свободе верхом на лихой кобыле, а о тихой жизни с женой; бандит нечаянно падает с невысокой скалы, когда за ним гонится герой, а ведь по правилам герой должен ранить злодея или поговорить с ним перед смертью.
Да, это какой-то странный вестерн, но Зеллнеры не просто так вывернули наизнанку штампы жанра — они снимали фильм вовсе не про бравых ковбоев, а про маскулинность и феминизм.
Всё начинается с приезда Самуэля Алабастера (Роберт Паттинсон) в безымянный городок. Алабастер выглядит, как ковбой, всё при нём: широкополая шляпа, жилет, кожаная куртка, ружьё и лошадь, правда маленькая, но милая. Он ищет пастора Генри (Дэвид Зеллнер), которого нанял для венчания со своей невестой Пенелопой (Миа Васиковска). Пастор находится, но не в божьем доме, а на берегу и с дичайшем похмельем. Вместе с ним Самуэль едет в чащу леса, чтобы спасти Пенелопу от бандитов. По задумке Самуэля, он убьёт злодеев, а пастор Генри тут же обвенчает его с Пенелопой, и все будут счастливы, как в сказке. Но план внезапно проваливается — Пенелопу не нужно спасать, она и сама справится с любыми сложностями.
Неудивительно, что Зеллнеры взяли вестерн, чтобы высмеять мужские стереотипы. Где ещё, как не в этом жанре, цветут пышным цветом восхваления смелости, чести и насилию ради победы — всё то, что мы приписываем исключительно мужчинам. Но штампы работают в обратную сторону. Так «Девица» показывает несколько типов мужчин: рыцаря, труса, пофигиста и варвара. Каждый из этих образов гипертрофирован до идиотизма, через который просвечивается толика феминизма здорового человека.
Толика — потому что здесь женская независимость не бьёт с разбега по лбу. Пенелопа — сильная и самостоятельная женщина, но она не кричит об этом каждому встречному, она действует ситуативно: если надо — скажет, не получится — соврёт, а если и так не выходит — тогда уж берётся за ружьё, ну, или за камень. Пенелопа скорее играет роль наблюдателя крепчающего маразма, чем главную героиню, а вот идиотам-мужчинам отведена основная роль.
Отлично сыграл героического придурка Роберт Паттинсон. За его глупыми прической, улыбкой, мимикой не узнать того красавчика-вампира, благодаря которому к Паттинсону пришла слава. Такой же метаморфозой может похвастаться и Миа Васиковска — в её образе нет ни капли чувственности и женственности, а вот суровый взгляд даст фору всем мужчинам, окружающим её.
Паттинсон и Васиковска представляли «Девицу» на Берлинском фестивале в 2018 году, но критикам фильм не понравился. Несмотря на отличную игру актёров, красивые пейзажи, свежий взгляд на Дикий Запад, картине не хватает чуть более внятного сюжета. Бесспорно, режиссёры показали актуальную повестку — одиозную маскулинность, — но конфликт «Девицы» оказался, во-первых, крошечным, а во-вторых, так и остался на метафорическом уровне.
Как только зритель берёт лопату и счищает абсурд происходящего, то обнаруживает не глубокий смысл, а прописную истину — женщина может жить сама по себе, а мужчина рядом — не признак счастья. К сожалению, с такой голой идеей фильм нельзя назвать гениальным, потому «Девицу» нужно смотреть, как комедию, и не ожидать чего-то выдающегося.
В последнее время мне очень везет на упоротые фильмы. Не то, чтобы я их нарочно выбираю, а они как-то сами всплывают. Мысль о том, что за Миа Васиковска голосуют на нашем избирательном участке, а отдельная очередь из мужчин там стоит для того, чтобы на ней жениться, она мне уже, после просмотра, стала казаться нормальной. Для фильма 'Девица' вообще прилагательные 'нормальный' или 'нелепый' кажутся неприменимыми. Символом этого фильма вполне могло бы послужить кривое ружье, с которым всю вторую часть бегает вышеупомянутая актриса, а слоганом что-то типа, 'из какого ты племени, о, индеец? - Да не из племени я! Просто индеец. Хочу ваши вещи украсть.'
Фамилия режиссера тоже двоится в глазах, а их двое и с одинаковой фамилией. Может они брат и сестра, может при этом еще и муж и жена, а может действительно любят друг друга. Ни одной их работы ранее я не смотрел, не очень хочу, но почему-то уверен, что там нечто похожее. Вообще, к фильму я готовился как к двухчасовой пытке Паттинсоном, не припоминаю, чтобы получал когда-либо удовольствие от присутствия этой физиономии на экране, но порою он и не мешал. Впрочем, 'Помни меня' было как-то довольно неплохо.
Здесь же все похоже на легкоатлетическую эстафету. Ровно к середине фильма прибежал, стуча копытами Паттинсон, который походу дистанции успел напялить на себя фрак для бракосочетания, хлопнул по пыльной ладошке Миа Васиковска (пытался передать ей палочку, но у нее уже была своя), та на него наорала и уже дальше бежала без него. К сожалению, я не могу раскрыть тайну - что там по сюжету произошло с Паттинсоном, но могу сказать одно - примерно так я и представлял собственную мечту.
Впрочем, нужно заметить что в итоге этот актер фильма совсем не испортил, я вообще с трудом представляю себе, что могло бы его испортить. Режиссеры, что делает им сомнительную честь, очень постарались на тему того, чтобы фильм ни на каком этапе не мог выдать собственной сущности. 'Девицу' смотришь из чистого уже любопытства, если бы фильмы оценивались исключительно по шкале непредсказуемости, то эта картина собрала бы всех 'Оскаров' с самыми непредсказуемыми же названиями. Например, 'Главный жираф Аляски'. Ближе к концу фильма меня уже ничем было не пронять, если бы на экране появилась бригада Чужих или Гарри Поттер с друзьями, то я воспринял бы это как норму.
Что самое интересное, то фильм поначалу вроде бы и настраивает на серьезный лад, трупы и шоу уродцев как-то обязывают, там карлик с короткими руками, здесь еще какой-нибудь фрик, очень колоритные образы, грязноватый, но реалистичный Дикий Запад, красочные и мелодичные пейзажи, Паттинсон в роли полного балбеса кажется гармоничным. Через какое-то время 'Девица' приобретает уклон классического вестерна с элементами комедии, хотя юмор, если он здесь вообще есть, очень специфический. Паттинсон спел своей сладкой девочке балладу, успел, гитару еще не сломали, я ее быстренько назвал 'песней Трубадура', вернее, 'Дуротруба', но это все, что я успел.
Режиссер раскидал по ходу действия ключей к этому фильму, если смотреть внимательно, то можно понять весь этот смысл практически сразу же. Вот Паттинсон правой рукой засекает время на своих часах, он отвлекает внимание, чтобы никто не видел, что он там делает левой рукой. А вот трупу снесло полголовы, из него брызжет кровища (вернее, когда сносили эту голову, он еще трупом и не был), хотя смотреть нужно не на голову, а гораздо ниже. В общем, все это, как подсказывает практика, можно и просмотреть, слишком уж ненавязчиво показано, в результате фильм приобретает несколько иной вид. Все эти эпизоды, собственно, говорят о том, что 'Девица' в итоге о большой любви. Любви к чему - другой вопрос.
Фильм мог бы походить на какое-то классическое творение Кафки об абсурде, если в нем был бы какой-то сакральный смысл. Он мог бы претендовать на что-то от постмодернизма, если бы там действительно было нечто похожее. Со смыслом вообще здесь проблемы, я придумал свой, но больше, конечно, именно, что придумал. Идея фильма следующая: жизнь - это полная бессмысленность. А актеры-то играют хорошо, снято очень красиво, тематика интересная. Может и была какая-то концептуальная идея и это я такой бестолковый? Может маленькая лошадь являлась символом суетности нашего мира и ее нарочитая серьезность отражала всех нас? Ну, не буду фантазировать, иначе 'Оскар' дадут мне, а не им. Эта маленькая лошадь, кстати, запоминается гораздо лучше, чем десять таких 'Девиц' вместе взятых.
Фильм можно порекомендовать употребляющим сторонние препараты. Наверное, он придется здесь как раз в тему. Или тем, кто не знает вообще - что это такое. Будет шанс ощутить. Меня, правда, не торкнуло. Смотреть же его из любопытства довольно бессмысленно. И само любопытство в данном случае тоже бессмысленно. И фильм тоже бессмысленный. Если бы я это знал раньше, то меня не напрягала бы мысль о потерянных двух часах времени на него. Надеюсь, что хотя бы отзыв кому-то пригодится, я попытался в нем отразить дух этого фильма.
В итоге, 'Девица' относится к категории 18+, смотрится на удивление хорошо, особенно теми, кто не читал эти мои словоизлияния, а вышел он еще в январе, хотя для нас это типа премьера.
Увидела кадры из фильма, и сразу же захотелось посмотреть. И пейзажи, показанные в фильме, оправдали все мои ожидания. Так же очень привлекли какие-то необычные кадры, и некая камерность и неспешность, даже местами какая-то медитативность этой истории, если хотите. Это когда наступали моменты, где герои просто шли куда-то.
Теперь, собственно, о 'девице', которая не та, кем кажется, точнее, совсем не та, какой хотел бы её видеть главный герой, вобравший в себя представления о 'рыцаре-ковбое без страха и упрёка'. Девушка не так уж его ждала и точно не так уж сильно ему рада, мягко говоря. Очень понравилась и впечатлила игра Мии. Эта стойкая, храбрая и безбашенная кричащая героиня пополнила копилку моих любимых героинь в кино. Отдельного внимания заслуживает священник, то, как он существует на экране, это, безусловно, забавно и смешно. Без него картина потеряла бы нотку абсурдности происходящего.
Так же хочется отметить красивый филигранный танец в начале фильма, и весь саундтрек к фильму, великолепно создающий атмосферу свободы, пустошей и дикого Запада. Но он, этот Дикий Запад, здесь совсем не такой, к какому мы привыкли, и этим этот фильм и выделяется. Высмеивая всё типичное для кино подобного жанра, он всё равно вбирает вестерновскую атмосферу, и, в совокупности с прекрасной необычной героиней Пенелопой, создаёт шикарное вдохновляющее настроение, которое остаётся после просмотра.
Вестерн эпохи 'пост-пост', победившего феминизма и прочих чуждых Дикому Западу вещей, вот и он. Каноны? На костер. Но не сразу. Сперва прожарим до хрустящей корочки. С первых минут картина Зеллнеров не сулит зрителю ничего сколь-нибудь необычного. Ковбой входит в салун, и пускай он довольно неуклюж, а с виду так и вовсе Роберт Паттинсон, цель его достойна - найти священника, дабы отыграть свадьбу, как подобает. Цель, что вскоре сменится на вполне себе геройскую - спасение любимой из лап похитителя. Да, с очевидно комедийным уклоном, но ничего за рамками заданными классикой. До поры. После внезапной смены фокуса на героиню Мии Васиковской, 'Девица' демонстрирует истинное лицо - с усмешкой Чеширского Кота, лукавой и обаятельной, Зеллнеры говорят о том, что Запад-то больше не Дикий, а совсем даже ручной. И он у женских ног.
То, что могло быть кричащим манифестом о месте женщины в реалиях сурового мужского сеттинга, приторным лозунговым и одноразовым, оказалось изобретательной сатирой именно благодаря юмору. Шутят тут не то чтоб слишком часто, но всегда к месту и смешно, в основном, благодаря беспощадному разрушению ожиданий, что было бы невозможным, не будь первая половина ленты столь обманчива относительно... всего. Привычное для жанра неторопливое повествование, не раз виденный нами квест, наличие у героя попутчика, их взаимодействие - всё ради шутки, ради обманного манёвра. Нет, повествование не сменит темп, а за пришельцами на Диком Западе угнаться по силам только Бонду, однако осознание отсутствия фундаментальных для вестерна правил заставляет воспринимать происходящее острее, что, безусловно, главная удача авторов, в первую очередь, как сценаристов, сама постановка ничем особо не примечательна.
Персонажи в настолько сильно опирающемся на нестандартные драматургические ходы произведении играют ключевую роль, спросите у Квентина. И, боюсь, придраться здесь просто не к чему. Упомянутый Роберт Паттинсон, на радость ненавистникам, играет весьма наивного и даже глуповатого романтика, что резко контрастирует с окружающей героя действительностью (поначалу ведь Запад еще Дикий, помните?). Миа Васиковска здесь особенно сильна и независима, опять же, не сразу и немного не так, как это было в той же 'Алисе...'. Дэвид Зеллнер и его 'недо'священник не боится показаться глупым или слабым. Может себе позволить, всё у него под контролем (гляньте в титры, поймёте почему). Каждый из трёх ключевых персонажей хорош по своему, характеры их известны, но редки для жанра вестерн, даже не так - по сути своей они противны исконной природе данного жанра, что порождает новый конфликт, но уже со зрителем консервативным и массовым. Хоть, казалось бы, всё при ней, 'Девица' весьма 'страптива' (читай - непредсказуема), но, как говаривал Сократ: 'Ваши ожидания - ваши проблемы'. Или это был Аристотель?
В любом случае, 'Девица' - кино небесталанное, а главное - смелое. Эксперимент был близок к неудаче, но ирония - определенно та спасительная микстура, что её стоит прописывать желающим внедрить актуальные социальные конструкции в исторически непредназначенный для этого контекст. Возможно, не лучший (ждём 'Братьев Систерс'), но никак не типичный комедийный вестерн, что способен повеселить готовых повеселиться. В этом вся 'Девица'.
«Девица» - фильм-номинант на Золотого медведя Берлинского кинофестиваля. Режиссеры картины братья Зеллнер на данный момент для нашего зрителя не особо примечательны, ведь их предыдущие работы в нашем прокате прошли практически незаметно. К сожалению, новая картина также не пришлась по душе массовому зрителю. Но почему, если критики номинируют картину на высшую награду, а зритель пропускает её мимо глаз?
Для начала, чтобы разобраться в причинах гигантского разрыва в оценках данного кинопроизведения, необходимо ознакомиться с сюжетом. Вся история начинается с момента, когда отчаянный страдалец по жизни обманным путем становится местным священником в небольшом городке. Через некоторое время в городе появляется экспрессивный молодой ковбой с лилипутской лошадью, который намерен воспользоваться услугами священника для бракосочетания со своей невестой. Герои отправляются в путь. Священник ищет повод признаться в обмане, но ковбой опережает его с признаниями и сообщает о главной миссии своего путешествия – спасение невесты из рук опасных бандитов. И теперь перед героями встает серьезная дилемма, ведь священник не может венчать молодых, а ковбою из-за своей чрезмерной самоуверенности не под силу противостоять вооруженным головорезам.
Первое, что хочется отметить, это хронометраж, который составляет почти два часа долгого путешествия. Уже в самой первой сцене зритель оценит весь потенциал истории, так как простейшая на первый взгляд сцена выполнена в лучших традициях фестивального кино: монотонные диалоги, минимум эмоций, одноплановая сцена и практически никакой музыки. Конечно, дальнейшие действия ускоряются и даже становятся забавными, ведь герои сами по себе довольно интересные персонажи. Священник, роль которого исполняет один из братьев режиссеров, очень трогательный, ранимый и чувственный герой. Он устал от своей прежней жизни и находится в поиске себя. Он готов делать что угодно, лишь бы уйти от прошлого и начать все сначала. Что не скажешь о его молодом спутнике, которого играет Роберт Паттинсон. Удивительно оригинальный человек с личностными особенностями может одновременно впечатлить и в то же время раздражать небывалой силой. Он неугомонный, болтливый, эмоциональный и смелый, но только для вида, потому что парень совершенно далек от настоящего мужества. Его отвага только на словах, он показушник, кривляка и трус.
На протяжении истории нам демонстрируют других персонажей: пожилого индейца, который в общении ведет себя лучше любого воспитанного джентльмена и одного из головорезов, которого, кстати, играет второй брат-режиссёр. Но самым интересным и неожиданным персонажем во всей истории является та самая невеста, молодая девушка в исполнении австралийской актрисы Мии Васиковской («Алиса в Стране чудес», «Багровый пик»). Она полная противоположность всех мужских образов и их характеров. Девушка очень смелая, жесткая, хитрая, умная и мастер по стрельбе, которая просто-напросто не нуждается в спасении, так как она сама может о себе позаботиться и даже спасти других. Девушка доминирует абсолютно во всех отношениях. Она представлена в очень положительном и героическом образе, что не скажешь о мужчинах, которые на порядок слабее и проще. На фоне молодой девушки все мужчины глупцы и практически круглые идиоты. Кому-то подобный финт будет интересен и от души позабавит, а кто-то во всем этом увидит феминистский след. Как говорится, выбор за каждым, но будьте внимательны, ведь концовка фильма останется открытой. Авторы практически вернутся к тому, с чего все началось, поэтому додумывать будут зрители, ибо все показанное кому-то покажется полным бредом, а другие назовут это выдающимся творением.
В любом случае фильм заслуживает внимания хотя бы по актёрским работам. Особенно хочется отметить прекрасное перевоплощение Роберта Паттинсона. Уверен, такого Роберта вы ещё не видели.
Что касается постановки, то она по сути ничем особым не выделяется. Все просто и понятно. Картинка стандартная, постановка смотрибельная, диалоги забавные, но сюжет ни о чем. Главный вопрос, который у меня возник после просмотра: что авторы хотели показать этим фильмом? О чем вообще история? В чем мораль сей басни? Надеюсь, будущие зрители найдут ответы на эти вопросы, поэтому не смею больше отвлекать и пожелаю приятного просмотра.
Что делают с «девицами» на Диком Западе? Естественно, похищают и спасают! Нет ничего поэтичнее, чем беспомощная принцесса, которую должен спасти прекрасный принц-ковбой. Что ж, своего рода минималистический вестерн от братьев Зеллнер в какой-то степени высмеивает как клише жанра вестерн, так и всю винтажную стилистику подобной установкой. Все составляющие присутствуют: и девственная природа старого Запада, и красивый незнакомец-герой, и отребье из салуна, и погоня за преступником по горам и долинам, романтическая преданность, индейцы, скакуны и револьверы. Только всё подано… в особом смысле. «Девица» - не пародия, а аккуратный и прямой фильм с богатой кинематографией, который берёт всё, что зритель знал о вестернах, и заставляет взглянуть на это по-новому. Мозги зрителя перекручивают, мировоззрение меняют и многие набившие оскомину штампы жанра из других фильмов сразу станут более понятными, вероятно, именно после просмотра 'Девицы'.
Золотозубый (буквально) Роберт Паттинсон играет Самуэля Алабастера – молодого человека, явно лишнего на суровом Западе, но всё равно идущего к цели. Мужчина хочет жениться на любимой девушке Пенелопе, которую недавно похитил какой-то разбойник. Алабастер нанимает священника, чтобы после освобождения невесты сразу же обвенчаться. Пара отправляется в путь в погоню за бандитами.
Раскрывать о сюжете больше означает зайти на территорию спойлеров, но, следует отметить, Пенелопа – не просто «девица», как гласит название. Строго говоря, она находится не в таком бедственном положении, как можно подумать, так что она и коня остановит, и в хижину, начиненную динамитом, войдет. Вообще по части сценария «Девица» достаточно креативный фильм и нет никаких причин неверно ввоспринять столь интересное толкование классического сюжета для вестернов. Своеобразные подсказки разбросаны на протяжении фильма, из-за чего история «Девицы» является многоуровневой: зная основные сюжетные детали, при повторном просмотре можно иначе отнестись к поступкам, что совершают герои в первой половине фильма.
Повествование при этом ползёт со скоростью улитки, так что темп хочется даже назвать замороженным. Ритм выбран таким неслучайно: это необходимо для того, чтобы сделать проект трогательным и одновременно забавным. Иногда, правда, Зеллнеры настолько сильно желали представить Старый Запад в виде меланхоличного Чистилища, сосредоточенного на теме одиночества и, возможно, помешательства, что фильм становится просто скучным. Умелые кинематографисты хорошо поработали с точки зрения сюжета, концепта и визуала, однако они не предали всему этому импульс, из-за чего в лучшем случае к «Девице» можно отнестись как к сухой сатире.
Что касается персонажей, то самым лучшим героем вышла, естественно, протофеминистка Пенелопа. У неё нет пощады к людям, уничтожившим её счастье. Миа Васиковска с копной светлых волос создала запоминающийся образ, правда немного линейный. Она такая же одиночка, как и любой другой персонаж в мире «Девицы», но жаль, что именно её лишили деталей биографии.
Местный Дикий Запад набит странными, абсурдными моментами, да и вообще сам концепт определенно способен разрушить ожидания зрителей. Причудливые моменты никогда не заходят слишком далеко, не скатываются в психоделику, а лишь балансируют на грани метафизического путешествия потерянных душ. «Кумико – охотница за сокровищами», предыдущий проект Зеллнеров, был также отмечен необычным тоном, однако в общем и целом был жалок с точки зрения передачи мыслей сценаристов зрителю, так что отрадно видеть работу над ошибками в этом проекте, особенно по части точного юмора и отсутствии смущения. Сценаристы, актеры и прочие члены съемочной группы не позволяют героям фильма выглядеть глупо или паршиво в такой сюжетной установке, а операторская работа дополняет героев, особенно в моменты, когда каждый кадр пытается передать пугающее одиночество их мира. И самое обнадеживающее в этом подходе заключается в том, что гротеск «Девицы» не преувеличен; режиссеры его смакуют в каждой сцене. Комедия опустошения, если так можно выразиться, чувствуется освежающей и оригинальной, однако вряд ли по-настоящему сильной: снисходительное изображение «вестерна для умных» глохнет в попытках передачи своевременных социальных комментариев о гендерных стереотипах в кинофильмах, и, само собой, меркнет в претенциозных диалогах героев о жизни с чистого листа – Tabula rasa.
Явно намечался кинематографический стиль, этакое режиссёрское видение, но вторичность соображений, при чём преподнесённые в неудачном (неумелом) свете, в итоге уничтожили намечающееся положительное впечатление. Камера, продолжительные диалоги (якобы наполненные смыслом, сарказмом и всякой юрундистикой), паузы, усиливающие несуществующий эффект, всё это знаменитые Тарантиновские штучки, которые здесь вообще не сработали. Вся эта болтовня только убаюкивала, а уже долгожданная развязка окончательно усыпляет. Не хватает актёрской харизмы, режиссёрской смелости, мало-мальской изобретательности - нудный, топроно-исполненный недовестерн, с феминистким душком.
Не спасает дело даже откровенно приличная игра Паттинсона. Его персонаж нисколько не вписывается в полотно (единственная режиссёрская находка), и этот резко-нарочитый диссонанс реально интригует. Хочется узнать его ближе, но сценарий демонстративно выделывает фортель и вдруг всё становится серым и унылым. Васиковска - интересная фамилия, необычная на слух. На этом всё.
Фильм не буду рекомендовать к просмотру, весь этот 'закос' под великих настолько очевиден, что становиться неловко за режиссёров. Не стоит и ждать жанровой феерии - от вестерна остались лишь локации, да промелькнувший индеец (вот здесь улыбнуло, правда), диалоги не блещут, местами примитивны. Было откровенно скучно, ведь кино не для всех, для гурманов. А я, как оказалось, не из таких.