К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Испания, начало 80-х годов, два детектива (Хавьер Гутьеррес и Рауль Аревало), не особо симпатизирующие друг другу, приезжают на маленький остров, чтобы расследовать убийство юных девушек. Жители как будто бы что-то знают, полицейским придется окунуться в тайны этой местности и найти причастных к страшному преступлению.

Фильм снят в традиционной европейской неспешности, свойственной скандинавским странам. В кадре много серости, мрачности, что очень не похоже на испанское кино. Тем не менее, сюжет «Миниатюрного острова» удерживает внимание. Эта история, снятая Альберто Родригесом, чем-то напоминает знаменитый триллер Шумахера «8 миллиметров». Только детективы, в отличие от Николаса Кейджа, расследуют убийство девушек по свежим следам событий. Полицейские узнают о жизни жертв, пытаются найти любые зацепки, которые могут помочь.

Классический детектив предполагает постоянное противостояние двух коллег-следователей, или они должны быть, наоборот, лучшими друзьями. В этом фильме напарники достаточно прохладно относятся друг к другу, при этом у каждого свои методы работы. Некоторые сцены, касающиеся их расследования и допросов подозреваемых и свидетелей, раскрывают характеры детективов. Один – крайне жестокий, второй – готов договориться со знающими людьми незаконными методами. При этом каждый из них хочет найти убийцу во что бы то ни стало.

Почему «Миниатюрный остров» был очень высоко оценен кинокритиками и киноакадемией Испании? Потому что в фильме есть интрига, актеры отлично играют, в них все естественно, нет фальши. Да и сама история заставляет задуматься о жестокости мира. Такие преступления могут произойти в любой стране. Конечно, зрителю важно увидеть, кто убийца, понять его мотивы. Фильм не шедевр, но заслуживает зрительского внимания.

28 января 2019 | 01:35
  • тип рецензии:

Детектив, выполненный в мрачной и монохромной манере, с неторопливым действием, это если и не самостоятельный жанр, то как минимум уже выработанная современным кино эстетика. Таких фильмов много, и они неизменно привлекают зрителей. В 2014 году триумфатором испанской «Гойи» стала картина «Миниатюрный остров» Альберто Родригеса – этакий «Настоящий детектив» по-пиренейски.

Сегодня подобного рода истории – это не только распутывание криминальной интриги, но и борьба характеров, а порой и очень меткие наблюдения за повседневностью – своего рода киноантропология современности. Все эти признаки свойственны и «Миниатюрному острову»: расследование серии убийств молодых девушек проходит здесь на фоне напряженных отношений следователей-напарников, и кроме того скупыми, но и точными мазками рисуется картина жизни в испанской глубинке в 1980 году.

На последнем факторе стоит остановиться подробнее. Действие разворачивается в 1980 году, то есть через пять лет после смерти генерала Франко и конца режима, названного его именем. Период с середины 1970-х до начала 1980-х стал для Испании сложным временем перестройки общества и переосмысления событий последних 30 лет – с начала Гражданской войны в 1936 году. Важно обратить внимание на исторический контекст потому, что в фильме Альберто Родригеса, наряду с напряжением сюжетным, ощущается и напряжение иного рода – это столкновение строго и нового, непримиримость обеих сторон и общий фон социальной тревожности. Протест против франкистской диктатуры и сопутствовавшей ей ханженской церковной морали зачастую принимал формы сексуальной раскрепощенности. Намек на это есть в одном из первых диалогов «Миниатюрного острова». К слову, именно этот период стал главной точкой отсчета в творчестве главного испанского режиссера современности Педро Альмадовара.

Частично на этом противостоянии старого и нового основан и конфликт двух главных героев – детективов Хуана и Педро, присланных в захолустье из Мадрида. Для зрителя история их неприязни остается за кадром, но эмоционально мы его проживаем на высоком уровне, поскольку Хавьером Гутьерресом и Раулем Аревало оно сыграно так, что и здесь, по эту сторону экрана охватывает чувство отчуждения, которое постепенно сменяется осознанием необходимости если не в дружбе, то хотя бы в сотрудничестве. А проделанная совместно работа и пережитые при этом события и эмоции перерастают в доверие вопреки многим фактам и доводам. Актерский состав в фильме вообще настолько хорош, что в какой-то момент забываешь о том, что смотришь кино и думаешь, что смотришь жизнь – настолько разные и харизматичные подобраны типажи, настолько непринужденно, словно бы безыскусно играют артисты.

Видимо, в том числе и за счет последнего фактора создается ощущение некоей документальности в фильме. Такое кино вообще склонно к погружению в пучину жизни, оно как бы не рисует ее, а лишь воспроизводит. Разницу между современным детективом и другими жанрами можно сравнить с разницей между живописью и фотографией. Это погружение в повседневность, наверное, не только требование сюжета, но и вообще особенность жанра – у романтического или исторического кино нет такого временного пространства и прагматических задач показывать общую картину жизни, а современные детективы (в особенности, сериалы) делают это тщательно и убедительно.

Несмотря на то, что в «Миниатюрном острове» есть какие-то сценарные недоработки и сюжетные пробелы, в фотографическом воспроизведении жизни, демонстрации испанской природы по течению реки Гвадалквивир, в сгущении красок и подчеркнутой неживописности визуального ряда, картина Родригеса не уступает таким законодателям жанра как уже названный американский «Настоящий детектив» или скандинавского «Убийства». Особое наслаждение, идущее бонусом к остальным достоинствам фильма, это оформление начальных и финальных титров, в которых использованы воздушные снимки андалузских болот Гектора Гарридо. И отдельным мотивом фильма становится музыка Хулио де ла Роса – типичная испанская гитара, но настолько ненавязчивая и тонкая, что хочется пересмотреть фильм, чтобы сфокусировать внимание только на ней и следить за рассказанной ею историей.

06 октября 2018 | 09:41
  • тип рецензии:

Вышедший в 2014 г. детективный фильм 'Миниатюрный остров' стал лучшим фильмом года в Испании и получил успешный мировой прокат. Рейтинг фильма в IMDB - 7,2, в Кинопоиске - 6,7.

И хотя его сложно назвать действительно ярким и необычным, он безусловно достоит просмотра.

'Миниатюрный остров' переносит зрителей в 1980-е годы. Двое полицейских лишаются милости начальства и оказываются отправлены искать двух пропавших девушек в захолустный аграрно-рыбацкий городок.

Девушки - это две сестры 19-ти и 16-ти лет, которые возможно не пропали, а на самом деле сбежали в поисках лучшей жизни. Но посещение родителей девочки уверяет полицейских в том, что история их исчезновения полна темных тайн. В их руках оказывается пленка, на которой девушки представлены обнаженными.

Вскоре девушек найдут. Их тела окажутся обезображены и подвергнуты жестоким и извращенным пыткам. Ну а дальше события будут развиваться в рамках заданного жанра - запутанные следы приведут полицейских в конце концов к разгадке не только причины смерти этих девушек, но и раскрытию множества прочих грязных тайн.

Но от стандартного детективного фильма 'Миниатюрный остров' безусловно отличается сюжетными акцентами, которые расставили создатели этой ленты. Несмотря на то, что основа фильма - это история расследования убийств, не менее значимую часть тут занимают взаимоотношения самих полицейских.

Дело в том, что в конце 1970-х Испания пережила болезненный переход к демократии и свержение диктаторского режима Франсиско Франко. Один из полицейских - бывший поборник репрессий. А второй - убежденный представитель нового свободного общества. И то, как между ними складываются отношения - главная и истинная основа 'Миниатюрного острова'.

Это действительно свежий и необычный аспект - демонстрировать обыденный профессиональный мир, в котором человек, который сам творил много зла и совершал преступления, на вполне легальных основаниях представляет власть. Страна вроде как изменилась, правила изменились, прошлое зачеркнули, но представители прошлого никуда не исчезли. Они ассимилировались и те, кто вполне могли быть еще вчера непримиримыми врагами, сегодня бок о бок делают общее дело.

Судя по достаточно высоким рейтингам и коммерческому успеху ленты, многие зрители оценили размытие детективного сюжета социально-историческим контекстом. Хотя на самом деле сложно назвать истинно удавшимся этот симбиоз. Детективный сюжет остался недосказанным. И хотя личность преступника зрители узнают, его мотивы и связь с другими людьми останется загадкой. Межличностный сюжет тем временем тоже оказался задвинут на второй план и не получил яркого и однозначного выражения.

'Миниатюрный остров' - неидеальная попытка привнести нечто новое в устоявшийся детективный жанр. И хотя у создателей фильма не все получилось, основные задачи они выполнили на ура. 'Миниатюрный остров' подарит вам запоминающиеся характерные образы главных героев, невероятно красивые панорамные кадры, запутанную сюжетную головоломку и действительно увлекательное зрелище.

07 мая 2022 | 13:47
  • тип рецензии:

1980 год. Двое полицейских Педро и Хуан, сосланные в глушь из-за критики действий генерала в родном Мадриде, вынуждены на болотах Гвадалквивира расследовать пропажу двух девочек. Как выясняется, случай это не единичный.

Не совсем мне очевидно, зачем было время действия сего детектива переносить на 35 лет взад и кому это сейчас будет близко. Может режиссёр имел ввиду какие-то параллели с нынешней ситуацией в Испании, не знаю. В остальном же «Миниатюрный остров» Альберто Родригеса вполне резонно можно назвать испанским атмосферным двойником бадди-муви 'Настоящий детектив' Кэри Йоджи Фукунаги. Да и вышли они так удачно в один год. Те же плавни, болота, разруха и жара. Тут же жёсткие убийства, 'whodonit' и 'убийца - садовник', ну и два детектива, разные по характеру. Разве что в данном испанском случае всё строго. Никаких тебе ритуалов, шибанутых маньяков в противогазе с мачете, сверхспособностей, дедукции и столетних расследований. Просто голый костяк - пригнанные на местность невольные коллеги изучают цепочку случайных людей и в итоге по ниточкам доходят до нужных 'кадров'. Ну, почти Агата Кристи. Отношения между напарниками, вопреки ожиданиям, тоже не сказать, что сильно цепляют. Один, тот что Хуан, более живой, часто бухающий и особо не сожалеющий ни о чём. Правда, потихоньку умирающий. Педро же вечно хмурый и молчаливый, как Макконахи, всех буравящий взглядом. Никаких особых препонов между ними нету, да и не может быть - обоим нафиг это всё не упало (у Педро дома жена с вынашиваемым ребёнком) и полицейские торопятся порезче раскрыть мутное дело. Разве что 'хмурого' немножечко напрягает прошлое своего напарника, ранее замеченного в активном прислуживании недавно свергнутому фашистскому режиму Франсиско Франко. В качестве глубины образа пойдёт, но ни к чему особо не ведёт, как уже говорил. Кино, тем не менее, крепкое и серьёзное, любителям долгих неспешных расследований вполне должно понравиться. Разве что чего-то сверх можно не ожидать.

6 из 10

28 марта 2017 | 11:48
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: