К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Несмотря на несколько несоответствий, фильм очень в жилу.

Он для поколения, которое попало: мы так хотели быть пионерами, стали... а потом пионерская организация развалилась, страна развалилась и стало непонятно, зачем и что дальше...

И это зачем и что дальше как раз хорошо показано: мы делаем непонятно что и непонятно зачем. Не все конечно, но многие имеют такое ощущение. Поколение 76-80, условно.

Дети играют отлично! хотя, конечно, в белых гольфах/воротничках никто постоянно не ходил, воротнички были черные тоже.

Хорошо, почти идеально, показана та советская школа. Такая протертая временем вся, только у нас не было дверей в туалете...

Даже тетка-музычка - отличная! У нас почти такая же была, по характеру и произношению большого количества умных слов, которые нам - детям, были совершенно неясны.

И потерянность сейчас - тоже отличная. Зачем вообще вся эта возня? Раньше было понятнее куда и зачем, а теперь...

Красивые переходы и монументальные здания, правильные такие здания. Нас принимали в пионеры в Музее Красной Пресни. Это было СОБЫТИЕ. Все волновались, учили слова.

Кстати в словах ошибка: там было 'клянусь!', а не 'обещаю!' - я клятву до сих пор помню. Странное несовпадение, врезалось, хоть и не порушило общей картины от фильма.

Отличный возврат картинкой/ощущением в поздний СССР и сравнение с условным нынешним миром (на дворе 2023, а фильм 2015).

Кто 1976-1980гр - посмотрите. Зайдет.

30 марта 2023 | 01:42
  • тип рецензии:

Я бы хотела делать что-то важное, наверное. Мне кажется, я забыла, что нужно делать.

© «Пионеры-герои».


Актриса Наталья Кудряшова пришла в режиссуру не сразу, однако, накопив достаточно сил и мудрости, выпустила в 2015 году дебютную картину, где три повзрослевших человека из последнего поколения советских пионеров пытаются задать себе вопросы о том, кто они, где они и зачем они есть. Множество зрителей после просмотра нашли повод для извечной дискуссии о прошлом, но скорее прошлом Советского союза, хотя сама Наталья упоминала не раз, что подобная тема была взята не из соображений безусловного внедрения в исторический контекст, а как стартовая площадка для развития характеров персонажей и сюжетных линий. Поэтому фильм не пытается обелить или очернить эпоху ношения красных галстуков: пространство и время, заданные автором, при желании могли быть другими. Проблемы же, поднятые здесь, остались бы не менее актуальными.

Главной из них является неизбежность предательства себя – того себя, что, будучи ребёнком, искренне верил в возможность надличного существования, в вероятность стать значимым и полезным, совершить подвиг и сохранить самость, игнорируя позывы материального, капиталистического мира встроить всех в одну общую систему. У Кудряшовой (как и в жизни, чувствуете?) материальное побеждает духовное: Ольга, Катя и Андрей растворились в стабильности, им уже не понять, можно ли реконструировать привычный ход вещей. Мимоходом всплывают воспоминания детства: потаённые страхи и решительные поступки; пионерская присяга и присяга дружбе; сплошные попытки быть, а не казаться, когда спустя несколько десятилетий остаётся лишь казаться, а не быть. Монтаж значительно помогает повествованию течь в нужном русле: мы словно бредём вместе с героями по лезвию между двумя временами, то разбрасывая камни, то вновь собирая. Оно такое навсегда? Не факт. Правда, цена за возвращение к себе может оказаться весьма неожиданной и чудовищно непомерной.

«Пионеры-герои» – это ровное, складное, хорошее кино, которое не пытается прыгнуть выше головы, но существует преимущественно как личное авторское высказывание. В нём всего в меру и всё работает будто часики, шаг за шагом отмеряя прохождение по краю бездны серости бытия… и не давая спуститься в неё окончательно за счёт перебивки с флэшбеками юных лет. Конечно, ещё тут отличные актёрские работы (как детей, так и взрослых): без них фильм потерял бы очень многое.

В итоге мы имеем годный дебют, давший Кудряшовой дорогу в большую режиссуру – и это действительно радует.


7 из 10

21 октября 2021 | 19:44
  • тип рецензии:

Мне фильм понравился. Понравился искренностью, прекрасной игрой детей-актёров, отлично переданной советской атмосферой. На мой взгляд, это честная попытка режиссёра разобраться в своих взаимоотношениях с идеологией. Если бы режиссёр поточнее понимала, с чем разбирается, было бы идеально. По мнению автора, её фильм о попытке преодолеть идеалистическую травму детства.

Первое, от чего отказалось постсоветское государство — это идеология. И даже запретило её законом. Иначе говоря, в постсоветской России запрещено государственное воспитание детей. Что такое была советская пионерия? Пионерия — это не кружок художественной самодеятельности, это детское подразделение государства, обеспечивающее детям даже не ощущение, а настоящую причастность к государственным делам, и воспитывающее государственное мышление. Советское государство воспитывало умение и готовность отвечать не только за себя — за страну. К слову, поэтому история с самогонщиком мне кажется нехарактерной. Это мелковато для государственного мышления. Вот помогать бабушкам, спасать деревья и животных, разыскивать фронтовиков-героев — вот это для пионеров подходящее дело. Этим мы и занимались.

Ещё мне не понравились вольности с изменением лиц на портретах. Я понимаю, чем объясняется эта неуместная раскованность, - необходимостью аналогии между советскими пионерами-героями и взрослыми персонажами фильма, которую хочет провести автор. Автор ищет место подвигу в постсоветской реальности. Но автор, кажется, не вполне понимает, что такое подвиг. Ведь кто такие пионеры-герои? Википедия пишет: советские образцы морали и нравственности. Википедия лжёт. Советские пионеры-герои — это юные воины, отдавшие свою жизнь за Родину. Они герои, потому что пожертвовали собой ради существования государства. И Родина высочайшим образом оценила эту жертву — она её приняла. Когда у тебя есть страна, ради которой люди отдали свою жизнь, - у твоего существования есть смысл.

В фильме Натальи Кудряшовой успешные герои нового времени устали от бессмысленности своей жизни. Антиподом бессмысленности кажется героизм. Ведь так было в их детстве. Но инерция советского воспитания не приближает их ни к героизму, ни к смыслу. Государства, которое могло бы принять жертву, не существует. Для подвига нужна Родина. А государство, отказавшееся от своего права воспитывать детей, - это уже не Родина, и даже не совсем государство. Оно не принимает жертв.

В фильме есть момент, когда появляется джихадистка. Он показывает, где и у кого, по мнению режиссёра, оказалось в новой реальности право жертвовать собой ради государства. Понятно, что у режиссёра, тем более бывшей советской пионерки, не может быть сочувствия к запрещённым террористическим организациям. Тем абсурднее вывод, который ей придётся делать из параллели с советскими героями, которую она себе построила. Поистине жаль этих последних советских пионеров с их тоской по мечте, по настоящему, по участию в больших проектах в жизни своей страны.

6 из 10

05 октября 2020 | 12:22
  • тип рецензии:

Опять тот же удачный трюк: начни смотреть не сначала - и будет прекрасный фильм. Посмотри его весь - и пожми плечами, но не в этом случае. Название скучное, а фильм сильный. Все, кто помнят о Мальчише-Кибальчише, сухой закон, журнал 'Пионер' оценят, скорее всего. Удачно выстроены переходы из воспоминаний детства к современным взрослым героям. Это первый фильм на моей памяти, который изумил тем, как играют дети. Нет, они даже не играют, они передают и воплощают. А за два эпизода с девчонками хочется простить все огрехи фильма. И затянутость в некоторых моментах, и недосказанность - все вроде бы тормозит, но мягкий юмор периодически спасает картину.

А кто не помнит анекдот про радиопередачу абвгедейку, где предлагалось детям: 'Если ваши близкие или родители будут плохо говорить о том-то, пишите нам... КГБейка'. Для меня суть картины сложилась так: возвышенность и героизация закладывала основы формирования личности для служения высоким идеалам. Дети выросли, идеалы поменялись, взрослая жизнь оказалась далека от того, о чем рассказывали и чему учили в детстве. Несоответствие установок и сложные отношения с действительностью и людьми 'нового формата' привело героев в напряженно-стрессовое состояние, которое у одного выражается в депрессии, у другого - в фобиях, у третьего - в периодической депрессии. Можно сказать, что сложные отношения с обществом у героев истории.

И это необязательно от идеологического опустошения, может быть как этап взросления, где все, чему учили в детстве вдруг перестало существовать, и выяснилось, что можно везде нарушать. Как будто в ГАИ получили водительские права, сдали экзамены, а ездить надо не совсем так, как учили, а вместе с потоком, встраиваясь в него, чтобы не выбиваться. А пределы нарушений теперь регулировать придется самому. Только у бывших пионеров и дороги еще поменялись.

Психотерапевт или психолог (так и непонятно) слишком буквально понимает работы Фрейда и, в общем-то, дает разгрузочные советы, но больше любуется собой в этой модной профессии и склоняется к шоковой терапии. Кому-то, возможно, такое поможет хотя бы понять, но 'прорабатывать', как его просит героиня, он как-то не собирается. Он дает советы.

Впервые на экране пытаются подробно рассказать, что такое фобии, чем занимаются психоаналитики или психотерапевты, которые работают со столкновением двух равноценных убеждений в голове людей с горячими и честными сердцами. Многое не объяснено в фильме, поймут, пожалуй, те, кто хоть как-то в теме. Но... хочется сказать спасибо авторам за эту картину. Возможно, последующие режиссеры и сценаристы уже разжуют получше.

Героизм в картине делится на несколько категорий. На явный подвиг, который всем понятен - не прятаться, а идти кого-то спасать. На непонятный подвиг - сподвижение - подвязаться на какое-то важное дело. Уход в монастырь - не результат бегства, как может сначала показаться, а служение высоким идеям спасения людей, которые у человека были в детстве. В монастыре молятся за всех. И еще один непонятный подвиг - каждый день девушка борется с собой, чтобы справляться с тем, о чем другие 'нормальные' люди, даже не подозревают.

Откровенность, честность, попытка раскрыть тему. За это ставлю. Изумили.

10 из 10

08 января 2017 | 11:45
  • тип рецензии:

На «Пионеров-героев» я шел, как на кино про себя. И это оказалось 100-процентное попадание: более мощного эффекта я не испытывал. Было всё: ностальгия о себе юном, и неприязнь к себе сегодняшнему. Невозможно отделить аналитику от эмоций. Да и нужно ли? Разве не для того и снимается кино, чтобы будить эти эмоции? Чертего знает, для чего оно снимается.

Однажды спартанцы, собираясь на войну, обратились за советом к дельфийскому оракулу. А тот им и говорит: победите, мол, только с полководцем из Афин. Вредные афиняне решили посмеяться над соседями и послали им хромого и незнакомого с войной школьного учителя Тиртея. Однако Тиртей оказался великим поэтом. Он запел перед боем воинственную песню и так вдохновил воинов, что те порвали всех врагов в клочки. В этой истории, по моему мнению, скрывается одно из предназначений искусства. И кино в частности. Поднимать, ввести вверх, делать людей большим, чем они были до того.

Не для всех, но для моего поколения «Пионеры-герои» вполне могли бы стать гимном Тиртея. Потому что смотреть его оказалось больно. Почти физически.

«Я хочу цокать!» – с это лозунга требования свободы начинается кино про трёх новомосквичей: Катю, Андрея и Ольгу. Они зацепились в столице, они все явно не на обочине столичной жизни. Объединяет их то, что все они одноклассники из провинциального города (кажется, Новгорода) и все являются последним поколением пионеров Советского Союза. На протяжении всего фильма мы видим картинки из жизни каждого героя и флешбэки их предпионерского детства.

Оля снимается в сериалах и страдает от приступов паники, Андрей гамится или закопан с головой в какую-то текстовую работу и доводит до слез влюбленную в него девушку. Катя, говоря метафорически, пытается разрядами тока оживить труп порочной любви. Если таковая вообще была. С каждым кадром нарастает ощущение пустоты и эфемерности жизни. Герои пронизаны им, хотя особо не замечают… как не замечаем мы, озабоченные вопросом, какой бы новый сериал посмотреть. Чтобы убить еще несколько вечеров своей жизни.

Это было бы незаметно. Если бы не флешбэки советского детства. Вот они ярки! Они наполнены настоящей жизнью, настоящим делом, даже если это наивные попытки изобрести суперлекарство или поймать шпионов. 80-е восстановлены с удивительной точностью. Когда я увидел вспоротую пирамидку молока – у меня сердце защемило. Это было практически документально. Если бы не было так художественно. А как замечательно играли дети! Где вы сейчас найдете российский фильм с хорошо играющими детьми? Да нет таких фильмов, наверное.

Жизнь детей полна мучений, поисков и борьбы. Причём, если поисков – то всеобщего счастья, если борьбы – то с настоящими злодеями. В их сердцах – может быть, навязанные извне – Золотые Буквы Законов октябрятской и пионерской жизни. У них всегда есть место для подвига. А где-то сверху неустанно приглядывают за ними ПГ – строгие Пионеры-Герои.

И повзрослевшими бывшие дети помнят их (как и я без гугла могу сходу назвать пятерых-шестерых). Если бы не помнили, то, наверное, мы посмотрели бы вялое кинцо про сплин XXI века. Но они помнят. Скорее, чувствуют. И боль вырванных из сердца золотых букв душит их. Всех в разной степени. Актрису Ольгу – вовсю, Сергеева – слегка, это даже сильнее чувствует его девушка, чем он сам. Катю – меньше всех. Потому что там – в настоящей жизни – Ольга была ближе всех к пионерам-героям. Она одна пошла ловить «убийцу советских детей». У нее даже оргазм был от того, что она сбежала из фашистского плена. Катя же больше боялась их, чем к ним рвалась. У нее были в душе сильнее другие, чуть более вечные идеалы: семья, друзья. Но это тоже идеалы, уже не золотые, а платиновые.

Я хочу превентивно оговориться – дело даже не в политической составляющей. У детей жизнь в любую эпоху ярка, мощна и полна смысла. Взрослея, мы теряем это – так происходит с каждым поколением. Просто у поколения ПГ (пионеров-героев) – у моего поколения – оно наиболее острое. Смысл нам давали в избытке – светлый и прекрасный. А потом просто сказали: не надо. Особо не объясняя – почему. И ничего другого особо взамен не дали.

«Я устала осуществлять круговорот говна в природе», – говорит Ольга краеугольную фразу фильма. И мало найдётся людей, которые бы под ней не подписались.

В свое время товарищ Пелевин промыслил российское Поколение П, породившее чудовищ. Теперь появился фильм, промысливший следующее за ним поколение – Поколение ПГ. Эти люди сейчас достигают своего акмэ – высшей точки развития. Что породит оно? Развязка фильма – острая, как скальпель, мощная, как гимн Тиртея – предлагает вариант. Окажемся ли мы теми спартанцами, которые услышат этот гимн? Не знаю.

10 из 10

15 сентября 2016 | 07:58
  • тип рецензии:

Спасибо автору за глубокое исследование и продюсерам, давшим жизнь этой теме. В первую очередь, фильм может быть понятен сверстникам режиссёра (и героев фильма). Всем людям думающим рекомендую этот фильм.

Ровно 100 лет назад, «на песке» (так выразился мой друг, тоже смотревший фильм) было построено Государство. Новая идеология была выстроена во многом на старых ценностях, названных по-новому. Радужное понятие о всеобщем единстве, как цели. Смысле жизни, как подвиге ради других (что тут плохого, всё же хорошо), честности, самопожертвовании, труде на благо всех. Дети, воспитанные в советское время на примере пионеров–героев получили мощный заряд. И, как пушечные ядра, готовы были выстрелить к высоким целям.

…И тут всё было разрушено. Пришла новая эпоха. Где каждый живи, как придётся. Комфортно устроился – молодец! А как быть с пионерским костром в душе, который ясно освещает бессмысленность твоей жизни и деятельности? Пустота, огромная дыра до приступов паники, жизнь по инерции, достаточно успешная в формальном смысле жизнь.

Характерно, что настоящую семью никто из трёх героев фильма не создал, любви в их жизни нет. У одной из героинь есть искажённые до изврата романтические представления, тоже продукт эпохи. У героя его бесконечно плачущая девушка - показатель тотального несчастья.

А трудиться герои умеют, качественный труд, само собой - честь отличника. Огонь горит, труба зовёт! но есть проблема: смысл. Где высокий смысл, который вложили и отняли?

У всех троих героев фильма пути к финалу кардинально разные. Сценарная композиция этим интересна. Можно найти себя и понять каждого.

В финале так просто и вдруг даётся ответ трагичному поколению. Позитивный ответ, не всем/многим зрителям (судя по отзывам) не понятный и вообще не заметный, кому-то уже явный и радостный, очевидный! Даётся так, вприглядку... Еще не принятый главной героиней, (и обществом в большинстве) – что тоже является портретом эпохи.

Смелая и глубокая тема. Чуть затянуто на модных крупных планах, но не суть. Редкое кино, поэтому

9 из 10

26 мая 2016 | 19:59
  • тип рецензии:

Друзья! Если вы и ваш мозг выдержали 'Похороните меня за плинтусом' (неважно: книгу или фильм), то 'Пионеры-герои' вам покажутся вполне себе увлекательным повествованием. Но без сильной моральной подготовки в виде русского арт-хауса или хотя бы претендующих на арт-хаус фильмов, лучше не ожидать от себя нормальной реакции на этот фильм.

Вот смотришь-смотришь 'причесанные' голливудские картиночки... Ан нет!!! Просит душа г--на какого-нибудь! Ага - самое время обратиться за помощью к русскому кинематографу. И не отголоски пионерских галстуков здесь - нет. Это скорее общенациональная психологическая черта. Как говорилось в фильме: 'Нужен ежедневный коллапс!' Ну кому-то ежедневный, кому-то ежемесячный, кому-то достаточно раз в год. Но без коллапса уж точно никак! Для меня 'Пионеры-герои' - это маленький коллапс, которого так не хватало. Это как холодный душ после унылых тепличных кинематографических условий.

Фильм занимательный, фразы запоминающиеся и проникновенные, актеры сыграли великолепно, стиль съемок странный и слегка неадекватный, но это соответствует общей атмосфере. Сама идея интересная, но вот все эти пионерские заморочки из детства я лично считаю 'притянутыми за уши'. Всегда легче возложить вину за твою реальность на детство: на воспитание, на общество, на времена и нравы. Но я за то, что только ты сам в ответе, что происходит здесь и сейчас.

Пионеры там или нет, но испытывать желание стать героем - вполне нормально. Смотреть фильм и не понимать, какую смысловую нагрузку несет та или иная сцена - тоже вполне нормально, даже забавно, так сказать.

Ну а если серьезно, фильм сильный во всех отношениях! Поиск смысла своей нескончаемой гонки, борьбы с самим собой - это важно! И режиссер - умничка, ведь не только сами сюжетные линии прекрасно проработаны, но и абсолютно странные кадры по 10-15 секунд позволяют зрителю вынырнуть из круговорота своего личного быта и задуматься...

05 ноября 2015 | 00:02
  • тип рецензии:

Фильм по своей проблематике интересен. Или забавен – кому как больше нравится. Композиционно он составлен из переклички двух временных слоёв, связанных судьбами главных героев. Первый слой – 1986-й год, начало перестройки. Торжественный и волнующий детское сознание момент – октябрята готовятся шагнуть на ступень выше и стать пионерами. По гигантскому зданию СССР уже пошли трещины, но их не замечают и взрослые, что уж говорить о десятилетних ребятишках. Второй слой – наше время. Трое бывших октябрят, перебрались в Москву и влились в бурлящее море планктона, большей частью имитирующего жизнь энергичным пусканием пузырей. Каким образом происходит приживление организма с культурными кодами пионерского прошлого к дереву капиталистической реальности, и попытались показать авторы «Пионеров-героев».

Человек часто бывает вынужден из тёплой воды прыгать в холодную (и наоборот). Такие прыжки бывают индивидуальные (как у Маугли, например), реже – групповые, массовые. В нашей стране переход от одного мироустройства к другому, во многом перпендикулярному ему, люди пережили на собственном опыте. Поэтому, окунуться в сконструированную режиссёром советскую «реальность» и сравнить её с собственными воспоминаниями детских (юношеских, взрослых – неважно) лет, думается мне, должно быть интересно. А тем, которым не довелось по возрастным причинам испытать все прелести советского детства, можно слегка прикоснуться к некоторым его знаковым моментам. Мне кажется, что авторы добросовестно подошли к своей задаче и смогли передать дух того времени. Хотя у меня несколько иной личный опыт, но не буду всё мерять собой – тогда жило много народа, а не я один. Перехожу ближе к теме (событиям в картине).

Советское время в фильме оживляет, в первую очередь, игра маленьких артистов. Слишком часто дети, приглашённые для съёмок, как будто бы ни на секунду не забывают, что всё это всё понарошку, что сейчас они выполнят требования взрослых дядей и тётей, их похвалят и дадут конфетку за хорошее поведение. В «Пионерах-героях» дети естественны, им веришь, сопереживаешь их проблемам. Наверное, конкретное выражение этих проблем сейчас неактуально и они заменены чем-то другим, более приземлённым. Например, неведомым образом зародившиеся и материализовавшиеся в сознании школьников мифические чёрные автомобили, на которых мелко-мелко нацарапано ССД (смерть советским детям). И, якобы, эти автомобили уже курсируют по улицам советских городов, охотясь на детей. Навряд ли нечто аналогичное способно возбудить сознание сегодняшнего ровесника советского октябрёнка, разве что это будет связано с какими-то неземными монстрами. Хотя, не исключаю того, что в одной соседней стране дети уже включились в поиски ужасающей аббревиатуры СУД. В целом, конец советского периода в истории России показан спокойно, без пропагандистских штампов от комиссии по десталинизации (или чего-то подобного, пишу первое попавшее на язык слово). Небольшой срез обычной жизни, то, что могло быть в реальности, без поползновений на обличение и на возвеличивание. Особо отмечу светлый образ советской милиции, которую сегодня чаще всего изображают как карательный орган власти или как сборище самодуров и садистов.

Выросшие октябрята естественным образом, а не внезапно, как попаданцы, оказались в нашем времени. Внешне они вполне благополучны и материально устойчивы, но разливающаяся внутри пустота лишает смысла их жизнь. Дотянулись проклятые пионеры-герои – есть соблазн остановиться на первом же приходящем в голову объяснении. Не думаю, что режиссёр поставил перед собой такую задачу. Советская идеология была, фактически, квазирелигией, со своими идеалами и пантеоном героев, который условно распределялся по возрастным нишам. Культ пионеров-героев, в первую очередь, предназначался для школьников младших классов. Но советские школьники не первые и не единственные, которые потенциально могли испытать диссонанс между теорией с её высокими идеалами и приземлённой практикой жизни. Например, в нашей досоветской истории в школах преподавали Закон Божий, да и сейчас, наверное, учителя стараются донести до юных душ какие-нибудь моральные заповеди строителя капитализма. Взрослые, даже зная о расхождении между реальностью и высокими принципами, всегда будут стараться довести до детей последние. Потому что так надо, и не буду больше об этом. Вернусь к фильму. Есть там одна интересная параллель между двумя вышеобозначенными слоями времени. В советское время смотрели вверх и равняли свои действия с идеальным. Девочка испытывает муки совести из-за того, что нормы поведения октябрёнка, выводимые из примеров пионеров-героев, не позволяют ей мириться с поведением горячо любимого деда, тайком компенсирующего перегибы антиалкогольной кампании разведением самогона в домашних условиях. Что делать? Почти гамлетовские терзания. А в наше время появляется тенденция ответы искать не вверху, а внизу. И вот психоаналитик копается в сексуальном сознательном и бессознательном пациентки (одной из тех октябрят), пытаясь соотнести её психологический кризис с историей позывов её же гениталий.

Фильм сыроват, неровен, оставляет чувство незавершённости. Но, тем не менее, рекомендую. Несовершенное, но наше. Искреннее. Первый фильм молодого режиссёра Натальи Кудряшовой, сыгравшей, кстати, и одну из главных ролей (клиентку психоаналитика и неудачливую актрису). Есть основания ожидать от неё успехов в будущем, и тогда можно будет небрежно бросить, что видели, мол, её первую картину и сразу заметили талант режиссёра, тем самым повышая самооценку и авторитет в глазах окружающих. Есть потенциал у Натальи Кудряшовой. Надеюсь, что она будет развиваться в направлении социально звучащего кинематографа. Предпосылки для этого есть.

7 из 10

06 сентября 2015 | 22:22
  • тип рецензии:

Кино содержит две параллельных сюжетных линии - октябрятско-пионерско-советскую и современную-страдальческо-поисковую. Со второй все ясно - она сводится к различным формам страданий и исканий, причины которых растворились в сценарии и таким же прозрачным раствором выглядят в кино. А вот советская линия и ее современные параллелизмы (где они очевидны) сделаны, что называется, с душой.

Пионерское прошлое немного фантазийное, ну так и фильм - культур-мультур, тут можно. Стоит отметить отличную игру девочки, играющей одну из главных ролей - просто отлично, шикарная игра! Я думал, что система отбора детей для российских фильмов предусматривает какой-то особый критерий 'если ребенок - то дебил', но тут явно критерии другие, удивлен и хлопаю. Однако, тут как пионер выступлю - съемочная бригада могла-таки уточнить (говоря по-советски - проработать!) некоторые детали из нашего прошлого. Ну хотя бы вроде такой, что в то время автомобили милиции были выкрашены в желтый цвет с синей полосой, а мышастого серого они стали сильно позже. Ну и то, что 10 рублей СССР - не просто красноватая бумаженция 'на мороженое', а довольно много денег, в ресторане можно гулять.

Выключая пионера скажу - очень приятный фильм, даже без поправки на качество основной массы нашего адского современного эрзац-кино. По уровню концентрации вялости-живости явно выше средне-арифметического российского культур-мультура вроде 'Дурака', 'Левиафана', 'Кино про Алексеева' и прочих 'Интимных мест'. Всё это фильмы разных жанров, но общей милой несуразностью все немного друг на друга похожи. Так и 'Пионеры' - чем-то похож, но в целом - чем-то очевидно круче, на мой вкус и цвет. Потенциала у идеи явно больше, но я так понимаю, что это дебют режиссера. Так что авторы молодцы, а кино рекомендую.

05 августа 2015 | 00:57
  • тип рецензии:

«Ну что ты маешься, Елисеева? Успокойся. Займи своё место, извертелась вся!» - не каждый фильм начинается так лично, с первых фраз становясь почти родным. А вот у «Пионеров-героев» получилось. Когда вот так, наотмашь, в начале фильма к тебе уже по фамилии.

Катя Елисеева, Оля Красько и Андрей Сергеев – школьники на пороге вступления в пионеры в не такую уж далёкую эпоху перестройки. Они хотят совершить подвиг: изобрести таблетку от всех болезней, поймать шпионов, спасти всех советских детей или как минимум научиться писать молоком по бумаге, как Ленин. Их кумиры: пионеры-герои, прожившие жизнь не зря, совершившие подвиг, а может, даже изменившие мир. Мир миллионов детей, так точно, - советских школьников.

Эти герои – основа основ, кумиры, на мнение которых оборачиваются, равняются, словно в строю. Пионеры- герои, словно ангелы в красных галстуках, знающие истину, дерзнувшие совершить великое, не задумавшись. Вы помните?

Катя, Оля и Андрей – эти же ребята, только уже наши современники возраста чуть за 30, выросшие пионеры, так и не успевшие совершить тот самый, запланированный подвиг. Они живут, как все, и даже лучше многих, но про подвиги, да что там – внутреннее счастье – давно речи нет.

Основа их жизни – не помогающие беседы с психологом, компьютерные игры, чтобы включиться в работу, и секс в лучших готических отелях столицы – на десерт. Пиарщица, актриса и политический технолог – профессионалы, без блеска в глазах. Они больше не мечтают о великом. Они просто живут. Такое знакомое многим: «Всё хорошо, но ничего хорошего» - в котором и себе не всегда признаешься.

«Ты в детстве о чём мечтал?» - спрашивает героиня Дарьи Мороз Катя Елисеева у героя Алексея Митина. «Ну как, подвиг совершить» - «Совершил?» - «Вон в Москву приехал» - «Все приехали».

Ответы на не поставленные вопросы, но бьющиеся словно жилка пульса в каждом кадре, звучат здесь из уст героини Натальи Кудряшовой: «Мне надоело осуществлять круговорот г**на в природе. Хочется заниматься чем-то важным. Но мне кажется, я забыла, чем нужно заниматься». Миллион страхов и нереализованных желаний, компромиссов, которые, как не воспевай хвалёную стабильность, ломают душу. Сломанные детские ценности, не выстроившиеся в новые, зрелые, свои. Когда ребёнком мучаешься совестью от вопроса, сдавать ли дедушку-самогонщика в милицию, чтобы попасть в пионеры, а вырастая в другом мире без навязанных смыслов, уже не мучиться нравственными вопросами более высокого порядка.

Этот фильм совсем не воспевает советское прошлое и не напитывает ностальгией. Здесь про то, что важнее – про грусть по смыслу, который многие потеряли, так и не научившись создавать его самостоятельно; по ориентирам в пути, маячкам, ведущим в обществе с совсем другими ценностями.

Когда-то Мандельштам писал своё монументальное: «Мы живём, под собою не чуя страны». Что там страны? – думается после фильма. Мы и себя-то не всегда чувствуем в сутолоке дней, ожидая, что страна расскажет нам глобальные смыслы. Возможно, когда мы начнём чувствовать себя, и научимся создавать великое сами, от того, что этого просит душа, а не «политика партии», тогда и найдётся место подвигам настоящим для сегодняшней, другой жизни, и страну мы сможем чувствовать сами, изнутри, а не сверху.

Будет ли место подвигу в жизни героев киноленты? Несомненно. И горький подвиг, и поиск внутренних смыслов вдали от мира, и своё успокоение. И пионеры-трубачи, принимающие новых героев в свои ряды.

«Елисеева, хватит крутиться! Займи своё место!» - снова звучит в ушах. С огромным уважением к пионерам-героям и великой истории, без громких национальных идей и ностальгирующих мыслей я всё же рада, что великий смысл и своё место сегодня я могу искать сама.

8 из 10

12 июля 2015 | 18:41
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: