К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Пол-Евразии платит дань монгольской Орде, сильной как никогда. Но ханша заболевает, и любящий сыночек начинает возить к ней целителей — один одного чуднее. Помочь не может никто. Тогда монголы отправляются в Московское княжество, за «колдуном Алексием» - так они называли нашего митрополита. И от того, свершится ли чудо, зависит, пойдут ли монголы на нас войной...

Это, безусловно, один из главных фильмов осени. У него хороший для отечественного кино бюджет - 12 млн долларов. Но, как мы знаем, деньги решают далеко не все и уж точно не гарантируют пристойный результат в кино. В данном случае у режиссера Андрея Прошкина («Спартак и Калашников», «Игры мотыльков») точно получилось не выбросить деньги на ветер, а создать вполне качественный зрелищный кинопродукт. Хотя на эпичное кино «Орда» все же не тянет.

Хороша операторская работа. Как и гармонично сливающееся с «картинкой» музыкальное сопровождение. Что касается декораций и костюмов, то это вообще что-то потрясающее. Уж не знаю, насколько вся история и показанный антураж близки к исторической правде, но персонажи совершенно не производят впечатление ряженых, как это часто бывает с нашими историко-костюмными драмами. Здесь они очень убедительны.

Но вот сценарий вызывает недоумение какой-то своей … упрощенностью что ли. Нет, он довольно интересный, но - без интриги и, главное, без масштаба. Фильм выглядит сотканным из мелких, практически бытовых сценок. Некоторые важные персонажи выглядят вообще не проработанными, а их поступки остаются совершенно не объясненными. Да и концепцию о грандиозной роли одной личности в истории именно здесь мне и хочется оспорить.

Отсутствие большого количества звезд, поневоле персонифицирующих свои роли и оттягивающих внимание на себя, в данном случае - явное благо. Никто из актеров не был плох — напротив, все они не выглядят в «Орде» играющими, они будто живут в этих ролях. Однако при этом я не увидела ни одного четкого личностного образа. Разве что у Панина таковой получился. Но его герой долго не прожил.

Сочувствующий Владыке монгол ведет себя совершенно не последовательно. С таким саркастичным отношением к своим ханам ему надо бежать — мир исследовать. И ханша странная. То она словно высушенная бесчувственная селедка, с кислой физиономией наблюдающая за рубкой голов, а то пребывает в неком ступоре раскаянной растерянности. Не верю! - как сказал бы Станиславский.

С Алексием и того хуже. Не видно в Суханове — при всем блестящем гриме - святого старца. Так, получился мужик весь в себе, насупленный и непонятный.

Вообще в последние годы наши киношники с завидным упорством пытаются вывести на экраны образ настоящего православного пастыря, каким каждый из верующих хотел бы его видеть. Видимо, беспредельно добрым и искренним в своей любви к людям. И должна признать, что в «Царе» и особенно в «Попе» этот самый цельный святой образ ощущаешь кожей. В «Орде» - ни фига подобного. Алексий в фильме сначала суетится над ханшей, а потом рвется умереть. Суицидом нельзя — и он отчаянно нарывается, но безуспешно: хан приказал его не убивать. То говорит, что не знает, как его теперь зовут, а то по уши в грязи напоминает, что он Владыка... Когда рабы выносили обожженного Алексия, поневоле напрашивались аналогии с Христом и апостолами, но лично мне вся эта сценка показалась очень фальшивой. Да и потом — может, кому и свиделось, что Алексий в фильме мученик, как и Иисус принимающий боль за другого. А по мне, так киногерой просто захотел избавиться от непосильной ноши — ответственности, боли, бессилия. Но это вообще-то элементы слабости. Умереть-то в определенных обстоятельствах гораздо легче, чем выживать.

Ну а главное, этому безусловно качественному фильму удалось не то чтобы объяснить закат монгольской империи, сколько загадать еще большую загадку — а как она при таких нравах вообще умудрилась этой самой империей стать?

20 сентября 2012 | 23:49
  • тип рецензии:

Сколько гордых мужей, изумясь ворожбой этих глаз,
Стало слугами ей, вожделений телесных стыдясь.
Так бела и румяна, как будто в сияньи зари
Птицы жертвенной кровь на нетронутый снег излилась.

Сайф-и Сарай, золотоордынский поэт. XIV век.


Садясь в кресло на сеансе российского кино, можно ожидать увидеть всё что угодно. Лично я неоднократно испытывал чувство разочарование после просмотра очередной отечественной киноподелки. Но последнее время всё чаще меня посещали смешанные чувства. И 'Орда' здесь не стала исключением.

На удивление, с кинематографической стороны фильм безупречен. Блестящая игра актеров. Как Розы Хайруллиной в роли Тайдулы, так и Максима Суханова, загримированного, что и не узнать, игравшего митрополита Алексия. Практически все, даже безмолвные слуги и стражники, убедительны в своих образах. При виде костюмов и декораций нет ощущения подделки или бутафории. Спецэффектов не много, но они очень органичные и естественные. Отличной вышла и операторская работа. Ракурсы и планы простые, но запоминающиеся. Сюжет логичен и особых нареканий не вызывает.

Можно было бы придраться к исторической составляющей. Но художественное произведение не обязано полностью следовать исторической точности. Сценарий основан на легенде, а потому вольная интерпретация позволительна, тем более, что от основной канвы создатели картины не отклонились. Для подобных фильмов что требуется? Яркие и колоритные образы, аутентичный фон, внимание к деталям. Всё это в 'Орде' наличествует. Потому нет особого желания выискивать с этой стороны минусы. Отдельные неточности, если таковые найдутся, будут непринципиальными.

Особо хочу отметить, что в фильме полностью отсутствует лубочность, характерная для исторических картин последних лет. Тогда почему же смешанные чувства, если, казалось бы, смотри и радуйся? И тут мы подходим к главному. К смыслу и идее картины. Они донесены до зрителя неявно, так сказать подспудно. Отдельными штришками, в маленьких нюансах, мелкими деталями. И это показатель хорошей режиссуры. Нельзя прямо так в лоб вываливать зрителю всё, что хочешь сказать. Нужно, чтоб у него самого создалось нужное мнение и он усвоил информацию даже не подозревая об этом. Каков же мессидж фильма?

А здесь нужно обратить внимание на то, что лента называется именно 'Орда', а не 'Митрополит' там или 'Чудеса господни'. Алексий в фильме выступает фактически не центральным, а второстепенным персонажем. А главный - Орда. Но это не просто монголы. Орда в фильме - символ всего Востока. Мимо нас проходит большое количество восточных народов: татар, китайцев, монголов, казахов, даже индусов и сибирских шаманов. И вот этот образ Востока в фильме собрал весь набор стереотипов и клише о самом себе. Нам через казни показывают равнодушную жестокость азиат. Через братоубийство их хитрость и коварство. Отношение к христианам подчеркивает их высокомерие и презрение к другим народам. Есть намек на пьянство, к которому они пристрастили и русских. Есть даже намек на каннибализм и инцест. Город Сарай показан серым и убогим, хотя и большим. Вообще весь быт ордынцев предельно прост и убог. Даже ханский дворец не блещет роскошью или изысканностью. Утонченность азиаты проявляют лишь в жестокости. Если даже не заострять внимание на всех этих негативных чертах, которыми режиссер Андрей Прошкин наделил ордынцев, то в целом Азия показана в фильме абсолютно чуждой и непохожей ни в чем на привычное нам: ни в поведении, ни в одежде, ни в отношениях меду людьми. Фактически, нам последовательно выстраивают образ Другого, полностью отличного от нас и с явными негативными чертами. А для сравнения дан образ Алексия.

В плане православной духовности картина 'Орда' ничего нового нам не покажет. Требуется пережить страдания, чтоб добиться божьей милости. Нельзя поддаваться гордыне. Нужно смиренно принимать все посланные свыше испытания. И всё в руце божьей. В этом смысле 'Орда' не отличилась ни подачей материала, ни какой-либо особой оригинальностью. Всё это нам уже рассказали в других лентах. Но стоит обратить внимание на один сюжет. Хан Джанибек настойчиво хотел увидеть чудо. Но за чудеса он каждый раз принимал обычные фокусы. А смысл реального чуда - исцеления его матери Тайдулы - ни им, ни кем-либо ещё не был понят. Потому что им нужен только результат, к вере азиаты подходят с чисто практической стороны. Именно потому и нет с ними благодати Божьей. Лишь Тайдула это поняла. На это нам и намекает концовка.

Так что если кто-то там считает, что Восток - это духовные практики, тысячелетняя мудрость, путь самосовершенствования, то Андрей Прошкин своим фильмом говорит, мол, нет там на самом деле ничего. Одни лишь фокусы или знания на уровне 'приложи верблюжьи какашки к больному месту'. Жестокость и жажда власти есть, а духовности нет. А духовность она у других, кто на место Орды пришел.

Данный образ Востока, даже выраженный очень качественными художественными средствами, весьма утрирован и примитивен. То есть по факту что-то подобное имеет место, но в целом ситуация показана неверно. Это всё равно, что снимать фильм про советского солдата на войне, где он всё время пьет водку, насилует женщин и грабит мирное население. И такое было, но эти эпизоды не характеризуют же советского солдат целиком и полностью. А ведь в Золотой орде как раз в XIV веке был расцвет поэзии. И большинство стихов ордынских поэтов - это любовная лирика, а вовсе не воспевание войны или грабежа.

В результате мы имеем очень качественно сделанный фильм, но, на мой взгляд, с довольно таки примитивным и даже вредным смыслом. В конце концов, создавать такой негативный и утрированный образ не то что отдельного народа, а целой цивилизации - это углублять пропасть между людьми. А искусство, наоборот, должно способствовать как раз их сближению и большему взаимопониманию. А иначе другие народы для нас так и останутся какой-то непонятной дикой разнородной массой, несущейся ниоткуда в никуда. Ордой одним словом.

29 сентября 2012 | 05:49
  • тип рецензии:

Картина оставила достаточно приятное впечатление, особенно это касается основной идеи фильма, декораций и актёрской игры.

О декорациях разговор отдельный. Так как от столицы Золотой Орды города Сарая-Бату практически ничего не осталось и исторические описания его крайне скупы, то создателям фильма пришлось взять на себя тяжёлую и довольно рискованную задачу показать его так, чтобы и зритель поверил, и историческое соответствие, пусть и предполагаемое, соблюсти. На мой взгляд, декораторы справились с этой задачей на все сто процентов. Безусловно, найдутся недовольные, которые во всём найдут неточности, но это не документальное кино - это художественный фильм. Атмосфера того времени передана, я считаю, совершенно замечательно, жители среднеазиатских степей показаны такими, какими они и были, как мне кажется - дикими, жестокими кочевниками, варварами. Ведь и империя их держалась именно на жестокости и страхе, которые они внушали покорённым народам (в том числе и русским). А как ослабла хватка, как началась борьба за власть, загнивание и упадок, так и развалилась эта Орда на четыре известных Ханства, впоследствии также ушедших в небытие...

На фоне разлагающейся верхушки ордынцев нам показан русский святой - митрополит Алексий, силой своего духа доказавший, что любое чудо возможно, но это нужно выстрадать, этого нужно добиться. И лишь пройдя через полное самоотречение, через полное физическое ничтожество, через боль телесную и ещё более сильную боль душевную - лишь пройдя огонь, воду и медные трубы, он получает избавление от мук и добивается своей цели. Он совершает Чудо. На мой взгляд, этот фильм стоит не один раз посмотреть современным церковным иерархам, чтобы понять, наконец, что такое истинная вера и почему церковь, как институт, становится всё менее и менее популярна среди народа. Здесь нельзя не отметить великолепную актёрскую игру Максима Суханова - его митрополит неподражаем, идеально сыгранная роль, на мой субъективный взгляд.

Есть, конечно, и пара минусов, которые не позволили мне поставить фильму высшую оценку. Во-первых, это показанная Москва. Я сначала подумал, что митрополита вызвали из какого-то села, может быть мелкого городишки, с одной церковью и десятком изб. Но когда ордынец сказал, что за 'колдуном' он ездил в Москву... Странно, что при таком детальном воссоздании исчезнувшего с лица земли Сарая-Бату, создатели не позаботились хотя бы о том, чтобы показать тот же деревянный Кремль - деревянных Кремлей-то в пределах Золотого Кольца хоть пруд пруди, никто же не просит для отождествления показанной местности с Москвой ставить обязательно Спасскую башню или храм Василия Блаженного, это, понятное дело, было бы исторически нелепо. Но ведь можно же было добавить хоть немного масштабности, столица княжества всё же...

И ещё один момент. Я не знаю минус ли это, скорее это уже просто данность... Вот вы сравните аналогичный период истории, показанный в ленте Тарковского 'Андрей Рублёв'. Просто пересмотрите те сцены, которые навсегда остаются в памяти, снятые так, будто режиссёр вернулся натурально в то время, увидел всё это, прочувствовал (и это ключевое слово!) и воссоздал на экране. Сцена, где ордынцы сжигают церковь вместе с людьми, которых в ней заперли, где в церковь эту, уже сожжённую, въезжают они на лошадях и эта атмосфера беспощадной жестокости, пустоты, смерти. И на фоне всего этого ада - 'Троица' Рублёва...

Не хватило 'Орде' этого. Того, что и словами не выскажешь. Духа, наверное.

Поэтому 'Андрей Рублёв' - это шедевр. А 'Орде' -

8 из 10

06 января 2013 | 22:02
  • тип рецензии:

Каждый астраханец просто обязан был посмотреть этот фильм, так как снимался он в нашем степном краю, как раз в непосредственной близости от реального места нахождения золотоордынской столицы. А исторические декорации не только до сих пор стоят на месте съемок, но и притягивают туристов со всей страны.

Сразу отметим, что трейлер, анонсирующий выход фильма, саму картину мало отражает. Те, кто ожидал увидеть исторический экшн с битвами и скачками, были, полагаю, сильно разочарованы. Собственно и сюжетная линия в фильме одна – приезд митрополита Алексия в Орду для лечения царицы Тайдулы, матери хана Джанибека. Все остальное время и пространство фильма занимает весьма эффектный и натуралистичный антураж времен Орды. В фильме много жирных кусков мяса, немытых тел, хлещущей крови (людской и лошадиной) и прочих прелестных деталей.

Несколько запутались авторы фильма в историческом времени. Фильм начинается с убийства хана Тинибека его братом Джанибеком, после чего то сам становится ханом. Собственно Тинибек-то и ханом еще не стал, а его убийство Джанибеком как раз и предотвратило его признание и в качестве такового. Тайдула в этих событиях также была задействована, вопреки кинематографической интерпретации событий.

Конечно, и сами убийства Тинибека (в начале фильма) и Джанибека (в финале) произошли при несколько иных обстоятельствах, чем показано в «Орде». И никак нельзя ставить знак равенства между двумя этими убийствами. Ведь фактически у Джанибека не было выбора, он хорошо понял суровую сущность власти в тогдашней Орде: либо убьет он, либо его. Чего не скажешь о его сыне Бердибеке. Хан Джанибек тяжело заболел еще в походе (и уж никак не мог танцевать в дурацкой маске на пиру, как показано в фильме), а Бердибек, понимая, что отец все-таки на пути к выздоровлению, пользуясь его слабостью, совершил вероломное убийство.

С этого события и начинается тот период в истории Орды, который в русских летописях назван Великой Замятней. Через два года будет убит сам Бердибек (об этом говорится в фильме), а на ханы на ордынском престоле начнется чехарда. Великая Замятня и позволила Московской Руси окрепнуть и заняться решением внутренних проблем. Хотя до полного освобождения от ордынской зависимости было еще далеко.

Но это все детали, как и то, что из источников точно неясно была ли Тайдула женой Узбека и матерью Джанибека (как в фильме), или же женой самого Джанибека и соответственно матерью будущего отцеубийцы Бердибека (как, например, в историческом романе Дмитрия Балашова «Ветер времени»).

Приезд митрополита Алексия был связан с болезнью не только Тайдулы, но и самого хана Джанибека, который был вскоре убит. И произошли эти драматические события как раз в конце правления Джанибека, в 1357 году. В фильме же действие разворачивается так, что не понятно, то ли с момента восхождения на престол Джанибека до вызова в Орду Алексия прошло не больше года, то ли более 10 лет – об этом предложено гадать пытливому зрителю, если таковой найдется в кинозале. Хотя присутствие в фильме князя Ивана (им может быть только Иван II Красный) более-менее определяет хронологические рамки картины: Алексий никак не мог появиться в Орде ранее, чем через 11 лет после захвата власти Джанибеком.

В этих размытых хронологических рамках серьёзный недостаток картины, претендующей на историчность. Неплохо было бы снабдить фильм титрами, разъясняющими, в какой именно исторический момент происходит действие: год такой-то, прошло столько-то лет.

Что касается художественных образов, представленных в фильме, то они весьма невнятны. Кто такая Тайдула? Друг она Руси или враг? Какую роль сыграла в истории самой Орды? Почему название русского города Тулы происходит от ее имени? Почему хан Джанибек (Чанибек) в русских летописях именуется добрым, а его отец Узбек, напротив, - злым? На все эти вопросы авторы не удосужились найти ответов, ограничившись показом ордынской «экзотики» и каких-то невероятных «страстей Алексиевых».

Понятно, что в фильме предполагалось показать торжество духа русского православного человека, преодолевающего все муки и страдания благодаря вере в Господа (вполне в духе нынешней «официальной народности»). Только вот «страсти» эти что-то весьма надуманы. Возможно, создатели фильма и пользовались какими-то источниками, незнакомыми автору этих строк. Понятно, что от успешности или неспешности миссии Алексия в Орде зависела и судьба Руси, и положение церкви. Но очень сомнительно, что главу русского духовенства (фактического правителя Московского княжества при Иване Красном и малолетнем Дмитрии Донском), раздетого донага, будут отправлять куда глаза глядят, потом помешать в какие-то жуткие катакомбы, где в грязи и копоти он станет работать вместе с другими русскими пленниками, да еще и для острастки убивать на его глазах соотечественников. Не в традициях татар все это. Казнить могли бы запросто, а столь изощренно издеваться над духовным и политическим лицом – это вряд ли. А сам приезд Алексия в Орду не связан ни с началом фильма, ни с его финалом и выглядит случайностью. Претерпел муки во имя православия – и обратно.

Разочарует, мне кажется, фильм, современных ордынофилов, очарованных теорией Льва Гумилева. Татары в «Орде» - это все-таки враги Руси, а не союзники. И изнанка ордынского благополучия тоже показана, хотя бы в сценах «катакомбных» работ и всевозможных издевательств над пленными.

Все-таки не хватает в современных исторических картинах самой истории. Нет ни одного фильма, который можно было назвать историческим полотном, дающим преставление о той или иной эпохе. То центральной темой становится любовный сюжет, то какая-нибудь философская (чаще – квазифилософская) дилемма, а история – лишь фон для всего этого. А ведь непростая, полная драматических коллизий и невероятных поворотов история взаимоотношений Руси и Орды – тема более чем благодатная, практически неосвоенная кинематографистами.

Если рассматривать фильм Прошкина как шаг в этом направлении, то, покритиковав «отдельные недостатки», можно ему и спасибо сказать.

13 октября 2012 | 21:57
  • тип рецензии:

Я знала, когда шла смотреть этот фильм, что буду искать святого, буду искать ответа на вопрос, который давно, со времен первых курсов аспирантуры еще, мучает меня. А идеал возможно воссоздать средствами искусства? Или суть его – невыразимость, неприкосновенность («нельзя мечту свою хватать руками, нельзя мечту свою держать в руках»)?

Но также я была заранее готова, зная, что первоначальное название фильма «Святитель Алексий» первоканальцы предложили заменить на «Орду», и режиссер принял замену, была готова к тому, что случится перекос - и злу (т. е. орде, пусть и окарикатуренной, мелкой, понятно-упрощенной и понятно-обряженной для массового зрителя) отведут больше места, чем сиянию красоты человеческой.

В результате сейчас – спустя полнедели после просмотра - сознание напрочь отсекло то, что А. Прошкин во всех интервью ставил себе в заслугу, – Сарай и орду с их компьютерной графикой, с тысячами аутентичных (и скажем прямо шикарных) костюмов и вещей, с органичными актерами, с распрекрасной Розой Хайруллиной и как бы актуальным посланием: орда все еще с нами, в нас - и в политике, и во власти, и в евразийстве нашем, и в жизни на зыбучих песках кризиса и самодовольства. Все это отсеклось, осталось только трудное прозрение...

Я очень рада, что из 40 минут выпавших нашему киноклубу, чтобы поговорить о фильме (впервые – так мало), последние были отданы тому, кто действительно сказал. Произнес: Промысел. Слово, не боящееся глумливых хмыков и высокомерий. Да. Суханов сыграл старца в объятьях Промысла. Сначала старца, пробующего вырываться, пошевеливаться по-своему, роптать, а потом словно растворившегося в Промыслительном потоке, страданием и чудом омывающем. Никакой самости, только вера.

История его восхождения на крест страданий, т.е. жертвы, две ступеньки имеет – вниз и вверх. Ступень вниз, когда под горделивым прозвищем «колдун» он только привезен в орду и должен свершить чудо на показ, на заказ… на слабо словно. И он, как некогда Христос, то ли впрямь уверовав в равное Ему чудотворство, то ли просто от безысходности, плюет на землю и мажет кашицей очи неистовой слепой ханши. Копируя чудо. Буквально копируя! И в этой буквальности столько неверы, на самом деле, столько сомнения, столько безысходности! А то и лжи…

Нет. Не так приходят в мир чудеса. Не по вызову, не буквальной заменой, подменой, копией Его чудес великих.

Вторая ступень старца Алексия – вверх. Восхождение на нее происходит из дна. Из самой глубины беды, страдания, любви, смирения. Должны казнить Федора. Да еще и за него, по его вине. А Федор (Яценко – умница) - мальчик совсем, не жил почти. Хоть малодушен, хоть жалок, хоть мечтал о лисьей шубе и молился чужому богу, когда припекло, но все же он свой – привязанность сердца владыки, почти сын.

И вот летит вверх из грязной лужи, из глубины немощи и бесприютности, молитва старца не столько о чуде, сколько о спасении. И не многих через одного (ханша, если исцелится, спасет Москву), а через одного, которого искренне любит старец, – всех.

В молитве за Федьку святитель Алексий достигает верха смирения. Он просит с абсолютностью веры. Так, как мало кто умеет и может. Мы же стыдимся просить!!!

Процитирую Антония Сурожского, чтобы объяснить вернее, что имею в виду.

«Многие из наших молитв – молитвы просительные, и люди склонны думать, что прошение – это низшая степень молитвы; затем следует благодарение, затем славословие. На самом же деле как раз благодарность и хвала – выражение менее глубоких взаимоотношений. На нашем уровне полуверы легче возносить славословия или благодарить Бога, чем доверять Ему настолько, чтобы просить Его о чем-то с верой. Даже люди полуверующие могут обратиться к Богу с благодарностью, когда случится что-то для них приятное; и бывают такие минуты приподнятости, когда каждый способен петь Богу. Но гораздо труднее иметь такую нераздельную веру, чтобы просить Бога всем сердцем и всем помышлением с полным доверием. Не надо смотреть пренебрежительно на просительные молитвы, потому что способность приносить их – это испытание реальности нашей веры».

Реальность веры не в ожидании чуда, а в умении «просить Бога всем сердцем и всем помышлением с полным доверием». Таково мое открытие, вынесенное из фильма «Орда», снятого не только об орде, но об испытании веры, об орде сомнения в нас, о том, что просить – значит верить, о том, что чудо – не факт, чтобы ждать от него достоверности.

P.S. А про святость не получилось, по-моему. Спасибо за попытку!

05 июля 2016 | 10:23
  • тип рецензии:

У Андрея Прошкина получился полуисторический, полумифологический фильм о варварских порядках Орды и житии святого митрополита Алексия. Фильм можно считать историческим, потому что он опирается на реальную событийную канву XIV с реально существовавшим митрополитом, ордынскими ханами, а мифологической лента получилась из-за все-таки условного описания исторических фактов, их перевирания, излишней театральности происходящего, временами патетичности, красивых танцев и фокусов. И в этом слабость фильма — в его двойственности, из-за которой нельзя получить удовольствия ни от точной исторический реконструкции, ни от полета фантазии режиссера, который не решился на смелые эксперименты, полный отрыв от реальности, сказочную, завораживающую атмосферу, уход в свой уникальный мир былин давно ушедшего прошлого.

В фильме есть прекрасные виды природы средней полосы России, южных степей, замечательно сделанных декораций ордынской столицы, особенно, когда крыши её домов покрыты снегом. Через экран чувствуется и прохлада Москвы с зябким ветерком, и жар палящего солнца пустынных, бесплодных земель, и жуткая гроза с сильнейшими ливневыми потоками, низвергающимися с ночного неба. А воссоздание подземной кочегарки, где пленные рабы не живут дольше 3 недель — это одно из сильнейших мест фильма.

К сожалению, замысел режиссера плохо прослеживается. Возможно, он говорит, что плохо быть такими как татаро-монголы, которые убивают своих братьев ради власти, и хорошо быть православным, который благородно выходит из любых передряг, потому что Бог его хранит. Или проще и короче даже так - «хорошо быть хорошим». Более сложные мысли здесь не укладываются. Ведь мы не видим и не слышим откровений от митрополита на протяжении всего фильма, какой-то его духовной эволюции не заметно, он остается самим собой, несмотря на все преграды и ужасы. В этом его сила, мужество христианина. Правда, получилось так, что в сценарии заложена некоторая компрометация православия вообще, теневая сторона того, как канонизируются святые. По сути, мы видим митрополита, которого призвали как колдуна для излечения слепой ханши, и который действует абсолютно так же как и все предыдущие колдуны и шаманы — шепчет, заговаривает, расточает благовония, мажет грязью и слюной. Он не говорит ханам, что все в руках Божьих и не в его силах творить чудеса. Он надеется, что при повторении определенных заклинаний произойдет чудо, что можно заключить сделку с Всевышним. А уж если обращаться к историческим фактам, то можно будет узнать много интересного, более приземленного и менее сказочного. Но вера в чудеса всегда была сильной, особенно в далекие неблагополучные времена. И такие вести разносились по всем городам и весям Руси, миф глубоко пускал свои корни в душах людей, жадных до чудес. А через несколько поколений конкретного человека с 'немного' искаженной биографией возводили в ранг святых. Вот за освещение такой интересной стороны христианства — спасибо.

12 декабря 2014 | 09:43
  • тип рецензии:

Орда - не претендует на историческую правду. Это в большей степени художественный вымысел. Суровый, жесткий, кровавый и в меру умный фильм о многих вещах. О чем? Тем, кто захочет увидеть масштабные битвы или просто колосс о потомках Чингиз-Хана - это кино не для вас. Здесь нет места зрелищу.

Вообще странные впечатления. Кино Андрея Прошкина интересно своим развитием. Неспешным, нагнетающим, местами пробирающим до мозга костей. Когда ты понимаешь, что время ига было ужасно страшным, что миллионы людей были загублены просто потому что были другой расы или даже роста. То, через что прошел митрополит Алексей вызывает много чувств, тем более, что актеру, его игравшему пришлось очень несладко. Уж слишком не жалел его в кадре режиссер.

Орда не показывает нам ее 'величие', в ней нет даже поединков воинов, но фильм отдельными сценами впился в голову. А это уже признак таланта создателей. При этом он несколько вторичен, особенно после Острова Лунгина или Царя, но все же тут немного иные материи затрагиваются. Власть. Жестокость того времени. Вера. Страх. Бог.

Вот об этом наверное эта картина.

Здорово снята массовка. Костюмы и декор - очень понравились. Свет намеренно порой приглушен, для ощущения полной темени того времени. Про речь монголов уже говорили. Она часто напоминает казахскую, отчего даже перевод не нужен. И даже наши казахские актеры по-моему присутствуют.

О дальнейшей судьбе фильме рассуждать не берусь. Скорее всего оно также канет в пучину, как и все что было у нас выпущено в 90-2000-х, но сегодня оно было не бесполезным.

6 из 10

04 июля 2013 | 09:59
  • тип рецензии:

Вчера вечером посмотрел фильм «Орда», ну что могу сказать, приятно удивил, я ожидал худшего.

Создатели фильма подошли к своему творению серьезно и профессионально:

- Для фильма было сшито более тысячи костюмов, построены натурные декорации Москвы XIV века и столицы Золотой Орды — Сарай-Бату. Создатели фильма консультировались с учеными-историками, изучали музейные экспозиции, живопись того времени, историю костюма, планы археологических раскопок.

- Герои фильма говорят на карачаево-балкарском языке, близком к среднекыпчакскому, на котором в XIV веке говорили в Золотой Орде. Консультации при переводе текста оказывали балкарские деятели культуры Музафар и Фатимат Таукеновы. За тем, чтобы актёры во время съёмок и озвучивания правильно произносили текст, следили переводчики

По моему мнению, идея не плохая, но есть какая то недосказанность.

Фильм получился мрачноватый, тема религии недостаточно подчеркнута. Фильму явно что то не хватает.

Мне кажется было бы не плохо добавить хороших диалогов, может цитат из Библии, Корана или каких нибудь восточных мудростей.

Но радует то, что наши стали снимать кино, в котором поднимают тему истории своей страны! И еще порадовало то, что нет замыленных надоевшей лиц, кочующих из фильма в фильм.

Помимо вышесказанного в фильме есть некая шаблонность и стереотипность!

Вообще чувствуется, что создатели сделали ставку на эффекты и картинку, а сценарий и диалоги немного не доработали

И как результат затраты $12 000 000, сборы $2 761 529.

Все же, что бы не говорили критики, а люди привыкли голосовать, как говорится «ногами» и «рублем».

6 из 10

27 мая 2013 | 09:57
  • тип рецензии:

Итак мне представилась удача посетить этот фильм в рамках фестиваля и возможность пообщаться напрямую с режиссёром.

Вывод у меня сложился такой. Качественный, добротный фильм хорошо снятый, прекрасная картинка и атмосфера. Но видно, что режиссер снимал для фестиваля, и хотел донести именно свою идею. Но к сожалению он не разобрался в культурных традициях и главное религиозных взглядов с обоих сторон Орды и России(и точнее ортодоксального восприятия жизни ). Мы видим великую Орду и ханы её отнюдь не отвечают её масштабному явлению, они не всесильные властители, не мудрые правители которые смогли бы вести такую громаду захватывая всё новые земли. Конечно, можно сделать скидку на то, что показывалось время именно падения великой цивилизации. Но в любом случае ханы выглядят не серьёзно и даже кажутся глуповатыми прожигателями жизни, ищущих лишь хлеба и зрелищ(того самого ожидания чуда проходящего красной линией через весь фильм), и режиссёр идёт на эту уступку чтобы донести свою идею несостоятельности идей орды перед истинно христианским самопожертвованием, силой духа которое нам представляется в герое митрополита.

Но, не смотря на все усилия режиссёра представить митрополита Алексия неким символом веры, совокупностью всех добродетелей христианских, самопожертвования, силы веры и духа способной победить любых врагов и пошатнуть их веру(что и является главное идеей) мы получаем совершенно обратный образ. Человек такого возраста и высокого чина проявляет слабость веры, боязнь перед невозможностью излечить пресловутую болезнь, и, потакая неразумным мольбам своего спутника, бросается на любые зацепки даже кидается в грязь. Где та вера в промысел Божий, где та мудрость, которая могла привести человека на место митрополита? А самопожертвование, доходящая почти до попытки суицида! Самого главного греха! Я конечно оцениваю с точки зрения верующего человека, но видно, что режиссёр прежде всего заботился о своих идеях и не погружался в изначальные «принципы веры».

Ортодоксальная культура здесь представлена в 3 героях: князе, пресмыкающимся перед Ордой готовым пожертвовать тем символом веры народа; митрополите, лишённом мудрости и безусловной веры в промысел Божий; помощник митрополита вообще предающий свою религию и готовый молиться любым богам лишь бы выжить! Я думаю, сам режиссёр не понял в какую яму низверг свою идею. Как иронично, что именно католики, которым уделяется лишь минут 10 экранного времени, оказываются теми настоящими верующими, готовыми силой своей веры перечить хану, подняться с колен, встать во весь рост перед королём всех королей, в окружении врагов и заявить свою точку зрения, отдавая, быть может, свою жизнь и смерть на растерзание варварам и в руки Божии. Именно они, страдают за веру и готовы отдать, не имея ничего, последнюю одежду и хлеб.

Возникает вопрос, за что режиссёр так принизил и русскую культуру и величие Одру? Нет, верно он даже не заметил этого, он сделал это не по разумению а по эгоизму.

Но всё это не умоляет тех замечательных качеств фильма, которые оставили скорее положительное впечатление о фильме. Замечательная операторская работа, прекрасная музыка и атмосфера, созданная подбором актёров, воссозданная архитектура, декорации, одежда, чудесными пейзажами. Конечно, сложно ценить о правдивости образов но выглядят они убедительно.

19 ноября 2012 | 03:10
  • тип рецензии:

Не буду говорить о том, что фильм не соответствует истории чуть более, чем полностью. Не буду говорить о том, что монголы уважали чужую веру, не убивали гостей и не резали друг друга прямо во время обеда. Не буду говорить о том, что монголы даже в те времена были очень условными мусульманами и вряд ли могли взывать к Аллаху от души, что рабы у них были членами семьи и таких как в фильме не было никогда... Вообщем это не историческое кино и все тут.

Зато Максим Суханов и Роза Хайруллина радуют своей игрой и их образы также прописаны весьма органично и красочно, да и Панин прекрасен, как всегда (увы, теперь это всегда вечно).

Сама идея о христианском подвиге митрополита в диком месте (этаком филиале ни то ада, ни то чистилища), с прохождением огня воды и медных труб, конечно, не нова, но выполнена хорошо, с чувством и не так, чтобы очень с пафосом. Ну разве что с копошащимися на свалке иезуитами малость переборщили.

Вообщем, фильм, на который не жаль время потратить.

12 июня 2013 | 20:24
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: